Теории времени и предвидение
Необратимость – это свойство систем, а не времени. С.М.Коротаев.
Современное прогнозирование, отказавшись создавать «науку о будущем» и заменив ее «исследованием будущего» [1] упустило феномен настоящего, во время которого и происходит акт предвидения. Другими словами, отнеслось пренебрежительно к самому моменту предвидения, подразумевая, что процесс научного предвидения не зависит от времени, что опрос экспертов может выдать валидный [2] результат, что сам прогнозист никак не зависит от настоящего, то есть не должен руководствоваться научной интуицией, исследуя будущее или прошедшее. Современное научное прогнозирование не учитывает настоящий момент, играющий ключевую роль в предчувствии и предвидении. Именно в настоящем приходит нам постижение истины через осознание себя и мира. Современная наука не учитывает того мгновения, которое называется настоящим, и которое содержит в себе будущее и прошедшее одновременно.
М. Persinger анализировал случаи объективно доказанных предсказаний смерти и болезни родственников сензитивами и одновременно геомагнитную активность во время предсказаний. Все случаи были верифицированы реальными событиями. [3] Оказалось, что в день предсказания, за семь дней до и после предсказания геомагнитная активность была ниже, чем среднемесячные данные года. Была высказана гипотеза, что высокий фон геомагнитной активности маскирует эффект перцепции. [4] Если перцепция наблюдалась в дни магнитных бурь, то предсказание оказывалось неточным. М. Persinger в экспериментальных исследованиях [5] также обнаружил, что пси-эксперименты успешнее в дни полнолуний, это относится также к предсказательным (телепатическим) и проскопическим [6] сновидениям.
Время как предмет исследования
Что такое время? Каждый из нас чувствует, что вопрос этот очень важен, а ответы крайне неясны. Время неудержимо меняет Мир вокруг, но мы храним о нем память; время неизменно тает, но идет в немыслимо строгом темпе. Нас повсюду окружают часы, но что же мы измеряем, когда измеряем время? Время есть первый инструмент науки, с его помощью исследуются все движения, изменения, периоды, колебания, все силы и стихии природы. Но все определяя, время само остается неопределенным. А все попытки описать его мало удовлетворяют, природа времени остается неясной. И, тем не менее, такие попытки множатся. Время и пространство начинают изучать. О них создается особая наука. Такая наука создается в виртуальном Институте исследований природы времени. Учредил Институт Российский междисциплинарный семинар по изучению феномена времени, который непрерывно работает в МГУ с 1984 года. [7]
Нелишне упомянуть и о Международном Обществе по Изучению Времени, которое является профессиональной организацией ученых и гуманитариев, интересующихся идеей времени и той ролью, которую время играет в физическом, органическом, интеллектуальном и социальном мире.
Почему необходимо междисциплинарное изучение времени?
Время – фундаментальная черта физической вселенной. Оно тесно связано с процессом жизни. Человеческий разум способен формулировать и следовать долговременным планам, предвидеть, а также встречать непредвиденные обстоятельства, используя преимущества долговременной памяти. Течение времени затрагивается всеми великими религиями и философиями, находит разнообразное выражение в литературе и искусстве.
Несмотря на то, что время является непременным атрибутом всех человеческих знаний и способов выражения, до основания в 1966 году Международного Общества по Изучению Времени (МОИВ) не предпринималось систематических попыток исследовать природу времени, привлекая коллективную мощь научного знания и гуманитарных прозрений.
Участники общества убеждены, что если существует нечто единое в исследованиях природы времени, проходящее сквозь различные сферы человеческого знания, то оно, вероятно, откроется в процессе работы.
Предполагается построение универсальной теории времени в результате междисциплинарных усилий. Дисциплины, представленные членами Общества, включают в себя антропологию, астрономию, биологические науки, геологию, историю, лингвистику, литературу и искусство, математику, медицину, музыку, политологию, право, психологию и психиатрию, религию, социологию, физику, философию и экономику. [8]
Проблема времени сопряжена с комплексом общенаучных и философских понятий. Среди них существуют, по мнению И.Н.Гансвинда [9], пары антиномичных взаимно дополнительных концепций, имеющих корни почти во всех философских школах и в истории естествознания. Есть субстанциальная и реляционная, статическая и динамическая концепции времени. Это множество несводимо к одной фундаментальной модели. Каждая из существующих моделей времени находит соответствие в той или иной физической теории. Сами же свойства времени, такие как непрерывность – дискретность, обратимость – необратимость являются взаимно дополнительными.
У Ньютона «время само по себе и по своей собственной природе, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно». В картине мира классической теории время субстанциально, выступает как самодостаточная сущность, оно абсолютно и непрерывно. Ходу времени подчиняются все тела и физические явления природы, осуществляется абсолютный синхронизм [10], но сами эти тела и явления не оказывают на ход времени никакого воздействия.
Лейбниц отстаивал реляционную концепцию. Он считал «пространство, так же как и время, чем-то чисто относительным: пространство – порядком сосуществований, а время – порядком последовательностей. Современная реляционная концепция времени находит опору в специальной теории относительности, рассматривающей время как систему отношений между физическими событиями и телами. Пространство-время определяется как множество всех событий в мире, связанных общей структурой отношений воздействия одних событий на другие и ничем иным. В этой структуре фундаментальную роль играет предельная скорость передачи сигналов. Вопрос о следовании событий во времени теряет смысл, если между ними нет возможности взаимодействовать.
Другую антиномичную пару образуют статическая и динамическая концепции. В статической модели все события рассматриваются как существующие [11]. Ничего само по себе не возникает и не исчезает; сознание встречается с различными событиями и фиксирует их как моменты настоящего. Временные отношения этой концепцией не отрицаются, но сводятся к отношению «раньше-позже», заданному на универсальном пространственно-временном многообразии, наделенном метрикой и топологией. В статической модели, стрелы времени не существует. Неожиданный физический смысл эта концепция получила у Дж. Барбура [12], где он устранил различие между прошлым и будущим.
Динамическая концепция ранжирует все события на временной шкале как прошлые, настоящие и будущие. События приходят из будущего в настоящее, обретая свою подлинность, и уходят в прошлое, но не бесследно. Развитие предполагает образование нового и преемственное влияние прошлого на будущее, сохранение цельности, неизменной идентичности при наличии изменений. Динамическая концепция видит время как линейную структуру.
Концепции необратимости и обратимости времени также образуют парную оппозицию.
Структура времени связана с характерами процессов, отражающих его природу. Можно говорить о циклическом, линейном, ветвящемся и фрактальном времени.
Циклическая структура времени не допускает необратимости. Идея цикличности как первоосновы мира известна со времен античности и Древнего Китая. Цикл или круг – символы вечности. Жизнь на Земле согласно этому взгляду на время организована в виде замкнутого причинно обусловленного кругового процесса, допускающего эволюционные изменения в характере поддержания цикличности, но не допускающего потери самой цикличности. Цикличность является способом сохранения устойчивости, гомеостаза всего сущего от небесных тел до общественных структур. Современной общественной науке известны более 1380 типов цикличности.
В циклической модели превалирует функция, это мир функционирования, в нем ничего не появляется и ничего не исчезает; время – это длительность, измеряемая множеством циклов и оно дискретно.
Ветвящаяся структура времени находит опору в квантовой механике. Согласно многомировой интерпретации Эверетта волновая функция описывает все возможные типы вселенных вместе с живущими в них разнообразными наблюдателями. Мировая история расщепляется на различные возможные пути, и эти варианты реализуются, не взаимодействуя между собой. Параллельные миры должны не только расщепляться после каждого акта наблюдения или взаимодействия между субатомными частицами, но обнаружить развитие ветвлений вспять по времени. Таким образом, вероятностно не только будущее, но также и прошлое.
Идея фрактальности пространства – времени порождает необратимую Вселенную. Фрактальная организация времени свойственна системам с динамическим хаосом. Примером может служить дискретная фрактальная структура биоритмов. Работа Л. Кобелева свидетельствует о возможности мира с пространством-временем фрактальной размерности без постоянных величин. [13]
Вывод о необратимости или обратимости времени определяется временным горизонтом суждения о направленности изменений, с которыми связывается ход времени. Овеществленное, оформленное время как результат процесса необратимо.
Ни одна из работ по прогнозированию или предвидению не затрагивает категорию времени. Считаю это серьезным упущением при рассмотрении вопроса о предвосхищении будущего.
Можно представить несколько теорий времени, доказав тем самым, что бытующая теория времени в современной классической науке может быть поколеблена.
«Главный постулат причинной механики Н. А. Козырева – необратимость времени – парадоксальным образом привел его к выводу о возможности наблюдения будущего как существующей реальности». [14] Взаимодействие процессов (корреляции) без носителей силы взаимодействия…. Влияние будущего как материальной реальности…. Возможность наблюдения такого будущего, которое нельзя изменить [15] …. Причинность, квантовая нелокальность, слабая причинность и отношение с будущим …. Опережающее поле, запаздывающее поле…. Влияние на детекторы солнечной и геомагнитной активности с 42-х дневной опережающей корреляционной функцией… (из выступления Коротаева на семинаре 16.10.07.).
Конец ознакомительного фрагмента.