Вы здесь

Превратности любви. Рассказы, очерки, фельетоны. Две стороны любви (Марк Альперович)

Две стороны любви

Так уж повелось, что в младших классах мальчишки зачастую влюбляются в одну и ту же девочку. Была в классе у нас отличница Тамара. Сегодня, разглядывая школьные фотографии, ничего особенного в ней не замечаешь. Умные карие глазки, миловидное кругленькое личико, вьющиеся волосы шатенки. Но тогда в школе буквально все мальчишки сходили от нее с ума. Сколько из-за нее было пролито крови в буквальном смысле этого слова. Синяки под глазами у ребятишек не были исключительным явлением.

Ребята почему-то считали, что наибольшим успехом у Тамары пользовался отличник Анатолий Потапов. В то время как у Толи с Тамарой были чисто деловые отношения. Они, как правило, сравнивали варианты решения задач по математике и физике.

Был у нас в классе симпатичный блондин Володя Неверов. Он был не глупый парень, но учился крайне неровно. С большим трудом ему давалась математика и физика. Отец серьезно занимался боксом, был кандидатом в мастера спорта. Володя, чтобы завоевать расположение отца и не получать оплеухи за двойки, зачастую молотил своими ручонками по боксерскому мешку и грушам. Учителя знали, что если у кого-то из мальчишек синяк под глазом, значит, это дело рук Володи. Но никто из ребят родителям на Володю не жаловался. Не жаловался потому, что причиной всех драк была Тамара.

Классный руководитель, допрашивая пострадавших, никогда не получала четкого ответа на вопрос, кто и за что. Володя был не злопамятный парень и уже на следующий день, как ни в чем не бывало, общался с вчерашним противником.

Самое любопытное, что Тамара и Володя между собою не общались. Но весь класс считал, что Володя положил на нее глаз.

В одну из четвертей встала угроза, что несколько учеников класса может получить двойки за четверть. И классный руководитель решила поручить шефство над отстающими учениками отличникам. К Володе была прикреплена Тамара. Ни он, ни она не пришли от этого в восторг. Тамаре не нравилось, что Володя все проблемы привык решать силой. У Володи же были соображения, которые он не высказывал, но о которых догадывался весь класс. Классный же руководитель лишь в редких случаях менял свое решение.

Тамара попросила Володю остаться после уроков в пионерской комнате. Володя очень неохотно согласился. Отличница привыкла все вопросы решать основательно:

– Володя! Тебе трудно дается математика и физика, или ты просто ленишься?

Володя после долгого молчания заметил:

– А я и не знаю. Мне эти предметы не интересны. И я их запустил. Теперь на уроках я мало, что понимаю.

– Я попытаюсь тебе помочь разобраться, но без твоей помощи сделать это не сумею.

Володя слова Тамары понял по-своему:

– Какая тебе нужна помощь, – поинтересовался он.

Тамара по-доброму улыбнулась:

– Мне нужно твое уважение.

Володя густо покраснел:

– Извини, Тамара, если тебя обидел, я не хотел.

– Если ты согласен с моим условием, то я согласна тебе помочь.

С этого момента у Володи больше двоек не было. Классный руководитель, видя благотворное влияние этого содружества, посадил их за одну парту.

Когда кому-то из мальчиков девочка доверяла носить свой портфель, это для всех означало, что у них особые отношения. Тамара ходила в различные кружки в школе и, дожидаясь ее, Володя носил ее портфель. Девчонки открыто подшучивали над Володей, а мальчики про себя, зная резкость ударов его кулачков.

Володя уже получал по математике и физике оценки не ниже четырех, а шефство Тамары продолжалось.

Наконец, классный руководитель, отметив благотворное влияние Тамары на Володю, освободил отличницу от шефства, прикрепив к ней другого отстающего ученика.

Но всегда покладистая Тамара заявила классному руководителю, что с учетом того, что она занимается в химическом кружке, у нее совсем нет свободного времени, эта нагрузка ей не под силу. Классный руководитель не выдержала и съязвила:

– Но на Володю у тебя времени хватает.

– Я помогаю Володе в одном, он мне помогает в другом.

– Даже так? И в чем же он тебе помогает?

– Вы меня допрашиваете так, будто я не выучила уроки.

Классный руководитель впервые за многие годы вызвала в школу мать Тамары, Софью Николаевну. Софья Николаевна работала бухгалтером, ее муж погиб в первые месяцы войны. В беседе с матерью Тамары классный руководитель проявила озабоченность особыми взаимоотношениями ее дочери с Володей.

– А разве не вы поручили Тамаре шефство над отстающим Володей? Не вы посадили их за одну парту? Весь класс знает, что Володя не равнодушен к Тамаре, а разве вы этого не знали?

Классный руководитель не ожидал такого отпора. Привыкшая к беспрекословному повиновению своих учеников, учительница увидела в действиях своей лучшей ученицы сомнение в правильности ею решения, а ее мама даже обвинила ее в непоследовательности. Но она была не из тех людей, кто признавал свои ошибки, а с каждой последующей минутой разговора учительница совершала новые.

– Понимаете, – загадочно произнесла классный руководитель это слово. – У ребят наступил возраст созревания.

– И вы решили воспрепятствовать природе?

Классный руководитель посерела от возмущения:

– У нас в классе есть ученица, у которой была близость с мужчиной.

– Что же вы не воспрепятствовали этому?

– Я узнала об этом слишком поздно.

– Но, узнав, вы воспрепятствовали этому?

– Уже было поздно.

– Значит, вас интересует только сохранение девственности у девушек?

Учительница потеряла контроль над собою:

– Вы же мать!

– Да, я мать. А потому, меня в первую очередь интересует нравственность моей дочери. Безнравственность и физическая близость – это разные категории. Безнравственностью моя дочь не страдает. К тому же она привыкла самостоятельно мыслить. Что касается возможности ранней физической близости с мужчиной, то от этого никто не застрахован. И помешать этому вряд ли в чьих-то силах. Когда Тамара стала дружить с Володей, я была не в восторге и прямо сказала об этом моей дочери. Но получила от нее достойный урок.

– Вы родители из лучших побуждений часто ломаете жизнь своим детям. Мальчик должен быть из хорошей (имеется ввиду обеспеченная семья). Слово любовь вами употребляется как что-то второстепенное. Ведь проходят годы и она пропадает. А разве немало девушек, кто поступал по рекомендации своих родителей, испортили свою жизнь.

Родители, конечно, действуют из лучших побуждений. И дети обязаны прислушиваться к их жизненному опыту. Но решение они должны принимать самостоятельно. Ибо это их жизнь. А попытка проявлять излишнюю активность в отношении судьбы своих детей нередко калечит их жизнь. Любовь порою не только лечит, но и калечит людей.

– Я редко прихожу в школу, ибо во всем доверяю словам своей дочери. Пока у меня не было основания разочароваться в ней. До свидания.

Володя и Тамара поступили в Высшее техническое училище им. Баумана. Стали инженерами приборостроения. На пятом курсе они расписались. Я был на их свадьбе. Говорил с мамой Тамары. Разговор носил философский характер.

– Тамара мне рассказала, что Володя заинтересовал в свое время ее, как очень способный ученик. Не известно, как сложилась бы его жизнь, если бы классный руководитель не поручила ей шефство над ним. Но это шефство незаметно стало обоюдным. Володя интересовался театром, историей, и моя дочь многое узнала от него. Он предпочитает не говорить о чувствах к моей дочери, но она убеждена, что он ее очень любит. Он собирает телевизоры, разрабатывает компьютеры. А моя дочь умеет только разбираться в чертежах. Тамара уверена, что из Володи выйдет блестящий ученый, а она свой потенциал уже полностью реализовала.

Через пять лет я был приглашен на банкет в честь защиты Володей кандидатской диссертации. К этому времени у него родилось два прелестных близнеца-мальчика. Тамара уже три года нигде не работала, ухаживала за близнецами.

Много лет я не встречался с этой семьей. И случайно встретившись с Тамарой в метро, мы с трудом узнали друг друга. Володя защитил докторскую диссертацию, но с ним произошла беда. Хулиганы вечером напали на Тамару в Измайловском парке. Защищая супругу от трех хулиганов, Володя получил черепно-мозговую травму. А через несколько лет с ним случился инсульт. Сегодня он прикован к постели парализованный, лишенный дара речи. Правая рука у него работает. Голова тоже. Он продолжает вести научную работу, пишет статьи, делает разработки.

У них трое детей. Прекрасная семья. Тамара очень рада своему выбору. Володю другие женщины никогда не интересовали. Тамара работает научным сотрудником в одном НИИ. По ее словам, свой потенциал она исчерпала, окончив МВТУ. Врачи обещают, что Володя еще поднимется с постели. Этим ожиданием и живет вся семья Тамары.

Раздумывая о судьбе Тамары, я невольно вспомнил своего приятеля по институту Юру Ризберга. Он был очень талантливым студентом. Во время лекций по математике он не редко поправлял рассуждения профессора. Заведующий кафедрой сопромата профессор Гениев, пригласил Юру заниматься научной работой, и, приходя на кафедру, первому жал при приветствии его руку.

Юра прекрасно бегал на длинные дистанции, прекрасно плавал, играл в водное поло и отчаянно дрался, побеждая зачастую более сильного противника. Был замечательным малым. Купался в проруби, прыгал в воду с десятиметровой вышки, мог успокоить самых свирепых псов. Девушки курса в нем души не чаяли, но он был к ним равнодушен. За время учебы в институте ребята не слышали ни об одном его романе.

Преддипломную практику Юра проходил в Днепропетровске. Там он познакомился с москвичкой, студенткой геолого-разведочного института, и влюбился, как говорят, на всю катушку. Он не был москвичом, но после окончания института был оставлен в аспирантуре. Настя, так звали девушку, была равнодушна к Юре. Ее занимала всепоглощающая любовь Юры, но не более. Многократно Юра делал ей предложения, но она их решительно отклоняла.

Она была хороша собою. Родители ее были весьма состоятельными людьми. Настя была независима. В любой момент она была способна сорваться в различном направлении с различными спутниками. Приятели указывали Юре на это. Но Юра их словам не верил. Однажды заведующей кафедрой поручил Юре сделать сообщение на одной научной конференции, проходившей в Москве. Юра пригласил на конференцию Настю. Увидев всеобщий интерес к выступлению Юры, Настя несколько изменила свое отношение к нему.

С этого момента они стали жить совместно на снятой Настей квартире. Как мне стало известно позднее, любимый мужчина Насти женился, после этого она приняла предложение Юры. Родители Насти, хорошо знавшие ее неукротимый нрав, выражали надежду, что брак остепенит их единственную дочь.

Юра должен был произвести масштабные исследования по теме диссертации, которые планировались на одном дальневосточном заводе. Юра отказался ехать туда под предлогом семейных обстоятельств. Он отказывался вообще уезжать из Москвы. И его отчислили из аспирантуры. Юра устроился инженером в один из исследовательских институтов. Но и там надо было разъезжать по командировкам. Юра уволился и оттуда и устроился на один из подмосковных заводов. Так он избавился от необходимости командировок. К этому времени Настя закончила геолого-разведочный институт и с геологической партией уехала на все лето в Сибирь. Юра места себе не находил. Отпуск он еще не заработал. И тогда он решается на крайний случай. Он обжигает себе руку и уходит на больничный. Получив больничный лист, Юра решил своей супруге сделать подарок, неожиданно появившись в ее геологической партии. Он застает свою супругу в палатке в обнимку с геологом. Геолог получил по полной программе, а Юра – два года условно.

Настя отказалась возвращаться к Юре, и он съехал в заводское общежитие. Он запил. И его выгнали с работы. Без жилья, без работы он стал настоящим бомжем. Спал в подвалах, пил бормотуху, совершенно опустился. Юра получил инсульт, у него отнялась правая сторона. Сердобольные бомжи ухаживали за ним. Умирая, Юра плача, звал к себе свою Настю. К такому печальному концу привела любовь талантливого, порядочного человека.

Любовь способна не только возвысить человека, выявить дремавшие в нем силы. Любовь способна отнять у человека весь его талант, все его человеческое достоинство.

Недаром в народе существует пословица: любовь зла, полюбишь и козла.