© ООО Издательство «Питер», 2011
Введение
Тем, кто взял в руки данную книгу, можно, наконец, вздохнуть с облегчением. Вы много слышали о том, что можно самостоятельно восстановить или улучшить здоровье глаз, много читали о способах естественной коррекции зрения при той или иной зрительной патологии, теперь настало время увидеть, как это можно сделать, посмотрев DVD, прилагаемый к книге.
Будучи в прошлом очкариком с многолетним стажем, я прекрасно понимаю растерянность и противоречивые чувства своих современных товарищей по несчастью. Ни для кого не секрет, что «очки-убийцы» зрение не улучшают, а лишь ухудшают, что на операцию идти опасно, а от рецептов, капель, добавок и всяких настоев эффекта особого не наблюдается. При этом множество источников предлагают альтернативные способы восстановления зрения, рассказывают о том, как ухаживать за глазами, как укреплять и тренировать их и т. д. Об этом написано огромное количество книг, статей, рецептов и рекомендаций.
Однако изучение этих работ зачастую так и оставляет человека в неведении: с чего начинать уход за глазами, на что делать главный упор, в какой последовательности выполнять те или иные рекомендации. А главное, как вписать все эти приемы в свой напряженный жизненный график, не забрасывая при этом все прочие дела и заботы и не жертвуя своим сном, отдыхом, привычками и увлечениями.
Вы листаете в книжном магазине или дома приобретенные книги на данную тематику и уже наизусть знаете названия наиболее эффективных приемов, имена людей, добившихся удивительных результатов при самостоятельной работе с глазами и… все больше отчаиваетесь: это не для вас, у вас дальше благих намерений дело не идет. Поверьте, я не раз проходила этот путь от надежды к отчаянию после знакомства с книгами американского доктора Уильяма Бейтса и его последовательницы Маргарет Корбетт. Наверное, если бы к их книге прилагался качественный видеоматериал с наглядной демонстрацией описываемых методик, я гораздо раньше сняла бы свои ненавистные очки, но зато вряд ли стала бы разрабатывать и совершенствовать методику Бейтса для своих друзей по несчастью.
Да, мне повезло: на моем пути встретился замечательный человек и учитель – неисправимый оптимист Игорь Николаевич Афонин, который все-таки добился эффекта от практического применения метода Бейтса и не просто улучшил свое зрение, справившись с серьезными зрительными патологиями, но и начал преподавать свои наработки в общественном общероссийском объединении «Оптималист». Именно после посещений курса занятий И. Н. Афонина в Череповце я окончательно рассталась с очками, хотя полностью проблемы со зрением ушли несколько позже. Мне пришлось немало поработать, чтобы найти, к примеру, доступные способы восстановления центральной фиксации, ибо ни в книге Бейтса, ни на курсах Афонина я не получила внятных предложений на этот счет. При этом в книге того же Бейтса написано, что без избавления от астигматизма и полного восстановления способности к естественной фиксации глаз на центр макулы успех не гарантирован, что и демонстрируют многочисленные семинары академика Норбекова и профессора Жданова. Много всевозможных источников и литературы пришлось переработать, чтобы подобрать простые, но эффективные правила чтения, просмотра телепередач, работы на компьютере и т. п. Но главными моими учителями стали все-таки практический опыт и люди, которые приходят ко мне на курсы с весны 1992 года, – именно тогда я стала первым преподавателем, работающим по методу естественной психокоррекции зрения в Санкт-Петербурге.
Именно практический опыт и демонстрируется на диске, прилагающемся к книге. Запись большинства навыков и рекомендаций, которые я даю на курсах, на DVD – это первая попытка отразить практическую сторону занятий на видеоносителе. Я намеренно избегаю демонстрации полной версии занятий, как это сделал мой коллега В. Г. Жданов, выложив свой курс на дисках и в Интернете. Когда занятия ведутся в лекционной форме, вполне реально записать их для широкого круга зрителей, но когда работаешь в малой тренинговой группе (как в моем случае), где постоянно выявляются индивидуальные особенности каждого участника группы, когда без физиологической или психологической коррекции подчас не обойтись, выносить это на всеобщее обозрение, по меньшей мере, некорректно. Вот почему на диске представлены только фрагменты первого занятия (на котором фактически не проявлена еще индивидуальная работа с каждым слушателем) и полный комплекс упражнений, которые я демонстрирую без своих учеников и без подробных объяснений и комментариев (они есть в книге).
Запись первого занятия, на мой взгляд, крайне важна, так как на нем подробно разбираются некоторые главнейшие рекомендации по уходу за глазами, комплекс базовых упражнений для укрепления и расслабления глазодвигательных мышц и способы их правильного выполнения. Огромное количество теоретических объяснений не заменят одной внятной демонстрации грамотного выполнения упражнений с соблюдением важнейших принципов безопасности. Здесь же дается подробное объяснение работы с дневником – важнейшей составляющей нашей программы. Завершает первое занятие подробное объяснение правил выполнения пальминга и демонстрация его проведения на фоне красивейшего видеоряда.
Комплекс упражнений, представленный на диске, включает основные приемы снятия психического и физического напряжения по У. Бейтсу, самомассаж биоактивных точек, гимнастический комплекс для расслабления всех мышц тела и укрепления опорно-двигательного аппарата. Здесь же можно посмотреть упражнения из американского образовательного комплекса «Гимнастика мозга», помогающего сбалансировать все системы организма, активизировать работу мозга и органов чувств, развить творческий потенциал и способность к обучению.
Конечно, ни на диске, ни в книге я не даю рекомендаций по общему оздоровлению организма без лекарств. Во-первых, вопросы питания, очищения, закаливания и укрепления опорно-двигательного аппарата не входят в рамки заявленной темы и не вписываются в объемы книги. Во-вторых, актуальные и широко описанные программы питания и очищения организма требуют не дидактического изложения своей точки зрения, а обязательного обсуждения, дискуссии с участниками группы, ибо у всех, как правило, уже сложились свои взгляды и представления по данному поводу, и мои рекомендации могут носить только корректирующий и индивидуальный характер.
Теперь о том, чем отличается данная работа от моих предыдущих книг на эту же тему, выпущенных издательством «Питер» («Улучшаем зрение сами» и «Избавиться от очков-убийц навсегда»). Прежде всего, конечно же, большей практической наполненностью за счет DVD и тренировочных таблиц с подробным описанием работы с ними. Ни у одного из моих российских коллег подобная работа с таблицами не предлагается, а она крайне необходима для достижения быстрых и стабильных результатов в процессе самостоятельного восстановления зрения.
Очень важен, на мой взгляд, также образец дневника с таблицами замеров и формулами самовнушения. По ходу изложения даны подробные комментарии о том, как с ними работать.
Добавлена и очень серьезная глава о влиянии компьютера на зрение, психику и развитие детей подросткового возраста. Интересные исследования психологов заставили меня пересмотреть отношение к влиянию ПК на множество людей и общество в целом. А примеры моих учеников и знакомых позволили убедиться в серьезной компьютерной опасности на практике. Поэтому особенно настоятельно рекомендую ознакомиться с этой главой тем, кто имеет в семье детей от 5 лет до подросткового и даже юношеского возраста, дабы избежать типичных ошибок, совершаемых большинством современных родителей. Если же компьютерная зависимость уже проявилась, настройте своих детей стать моими слушателями, ибо родительского авторитета зачастую уже не хватает в подобной ситуации.
По ходу повествования я буду ссылаться на представленные в приложении схемы и таблицы или указывать на соответствующее место на диске. Для удобства поиска представленный на диске видеоматериал разбит на два блока, каждый из которых, в свою очередь, разделен на отдельные части. Первый блок состоит из фрагментов первого занятия с группой и включает в себя значительный объем практических рекомендаций, которые невозможно описать теоретически. Например, демонстрацию правильной позы во время выполнения зрительной работы и основные принципы поддержания правильной осанки и состояния позвоночника в целом. Второй блок представляет собой комплекс упражнений, которые я даю на занятиях.
Однако прежде чем вы приступите к работе с книгой и видеозаписями, я хотела бы еще раз напомнить, что и диск, и книга дадут реальные результаты только при условии их тщательной и практической проработки. Если же и книга, и диск будут отложены в сторону до лучших времен после двух-трех просмотров, то говорить о том, что занятия по программе Троицкой вам тоже не помогли, будет, по меньшей мере, преждевременно.
Конечно, проще и эффективнее всего воплотить представления об уходе за глазами в реальной жизни можно на практических занятиях в группе и с опытным преподавателем. Вот почему данная книга адресована прежде всего тем, кто живет вдали от Петербурга и не имеет возможности побывать на моих занятиях. Впрочем, недавно у меня занималась молодая женщина с 10-летней дочкой, прилетевшая из Владивостока. Светлана работает медсестрой, но ради зрения своей дочери она нашла способ попасть на мои курсы во время летних каникул. Я не призываю всех к подобному подвигу, просто обращаю внимание, что быстрый и гарантированный результат от занятий получают те, кто посещает сами курсы, что не отменяет дальнейшей самостоятельной работы с книгами и дисками. Как отметил один из последних моих учеников, диск нужен для ленивых и неорганизованных, к числу которых он себя и относил.
Однако любой труд, даже такой пассивный, как просмотр видеоматериала на DVD-плеере или компьютере, должен как-то мотивироваться, поэтому первая глава книги посвящена ответу на важнейший вопрос: что мы получим взамен наших усилий?