Глава IV
Период новорожденности
(первый месяц)
Период новорожденности начинается с момента перерезки пуповины и первого вдоха ребенка, длится в среднем 1 месяц. Ребенок в это время проходит этап приспособления к новым для него условиям существования, что вызывает перестройку работы всех органов и систем – организм новорожденного «принимает на себя» сразу многие важные функции: кровообращение, дыхание, пищеварение, обмен веществ, терморегуляцию и др. Процесс адаптации новорожденного к внешнему миру происходит при незрелой нервной системе и слабо выраженных иммунобиологических защитных реакциях, поэтому этот период считают критическим.
У доношенного новорожденного в первые дни и недели жизни хорошо выражены физиологические рефлексы сосания и глотания.
Для правильного ухода за новорожденным нужно знать некоторые особенности первых недель жизни ребенка.
Первые дни дома
Слава Богу! Мама с малышом вернулись домой. Однако дома их ждут определенные трудности. Маме предстоит адаптироваться к новой роли, а малышу – к родному дому. Родной дом должен встретить малыша чистотой и лаской.
О чистоте хорошо позаботиться заранее. В идеале это хорошо отмытая комната и окна в ней. Нужна ли стерильность в доме? Нет, не нужна, да и практически невозможна. Достаточно просто чистоты: протереть пыль в доме, вымыть полы, промыть ванную и туалет.
Стерильными должны быть (и то в первый месяц жизни) только нижние распашонки и пеленки, прикасающиеся к еще не вполне зажившему пупку. Эти вещи надо каждый раз кипятить с детским мылом и проглаживать горячим утюгом. Остальное белье достаточно только стирать, и, если времени на глажение не хватает, можно спокойно обойтись и без него.
Утром надо прокипятить (5–7 минут) все бутылочки, соски, пустышки, которые понадобятся на день. А в течение дня, если пустышка, допустим, упадет на пол, ее достаточно ополоснуть кипяченой водой.
Вода для купания подлежит кипячению только в том случае, если она не водопроводная, но в первый месяц в сырую воду добавляют слабые дезинфицирующие растворы. Приготовьте заранее раствор марганцовокислого калия и добавляйте его в ванночку, чтобы вода стала нежно-розовой. Просто бросать кристаллики в ванночку нельзя – они долго не растворяются и, попав на кожу ребенка, могут вызвать ожог.
Детскую ванночку, даже если она совершенно новая, надо вымыть с мылом; так же поступите и с кроваткой, и с игрушками. Итак, не отступайте от девиза: «чистота – залог здоровья», но и не доводите его до абсурда!
Не надо лишних сложностей
Не старайтесь специально нагревать воздух комнаты к моменту купания: купать и переодевать ребенка можно и нужно при обычной комнатной температуре – плюс 20–22 °C. Если, обмочившись, он продолжает вести себя спокойно, и вы знаете, что опрелостей у него нет, значит, можно до следующего кормления или прогулки не менять пеленок.
Первые прогулки по 10–15 минут малыш совершает на руках у матери на 8–10-й день жизни, а потом допустимо использовать для гуляния балкон, поставив коляску так, чтобы она была защищена от дождя и ветра.
Будьте внимательны к своему здоровью. Вы нужны своему малышу здоровой. Плохо, если в холодное время года вы, уложив малыша в соответствующей экипировке, будете на его первый крик выскакивать в том халатике, который на вас в теплой квартире. Казалось бы – минутное дело – успокоить ребенка. Холода вы не ощущаете, а если и ощущаете, то не обращаете внимания. А зря – любое переохлаждение после родов может стать причиной острого воспаления придатков матки.
Уход за ребенком окажется не слишком обременительным и сам по себе принесет вам много радости, если вы будете все делать разумно. А вот организация режима дня – дело потруднее. Его надо строить, учитывая ритмику жизнедеятельности детского организма и не только ее общие законы, но и особенности вашего ребенка.
Кому знать их, как не вам? Материнская интуиция – великое дело. А она дается опытом и наблюдением. Значит – внимание и еще раз внимание!
Первая оценка
Новорожденный младенец – удивительное существо. Он родился и его оценили по шкале Апгар. Она включает 5 показателей:
1) сердцебиение;
2) дыхание;
3) рефлексы;
4) мышечный тонус;
5) цвет кожи.
По каждому из них выставляется оценка в баллах: высший – 2, низший – 0; показатели складываются.
Шкала Апгар позволяет мгновенно дать общую характеристику родившегося ребенка и решить – нужна ли малышу помощь или он справится сам.
Если ребенок сразу закричал и задышал ровно – получай 2 балла, если на личике только гримаса – 1 балл.
При частоте сердечных сокращений выше 100 в минуту проставляются 2 балла, ниже 100–1 балл.
Активные движения обеспечивают высший балл, а если ручки и ножки слегка сгибаются – 1 балл. Важным показателем является цвет кожных покровов. Если малыш розовый – 2 балла, бледный – 0 баллов, если синюшны только ручки и ножки – единица.
Максимальная оценка – 10 баллов редко выставляется. Спустя 4 минуты проводят повторную оценку по шкале Апгар. Если адаптационные возможности ребенка хорошие, то в течение этого времени его кожа розовеет, нормализуется дыхание и сердцебиение, возрастает мышечная активность. При оценке менее 8 баллов ребенку требуется медицинская помощь или даже интенсивная терапия.
Новорожденный появляется на свет с различными рефлексами, среди которых очень важный – сосательный. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 500–700 мл материнского молока. Он реагирует на запахи и маму узнает по приятному запаху молока.
Сосательный рефлекс является преобладающим и формируется еще до рождения, однако не все дети сразу берут грудь.
Среди малышей выделяются две группы: активно сосущие и ленивые. Активнососущий ребенок, как птенец, с открытым ротиком приближается к груди, сам находит сосок, сосет с удовольствием; поев, сам выпускает сосок и засыпает. «Ленивый», чаще вялый, ослабленный ребенок, пососав несколько минут, засыпает. Если его растормошить, он проснется и сделает еще несколько сосательных движений.
Кроме сосательного рефлекса у ребенка есть вкусовой рефлекс. Ему нравится сладкая водичка, а в ответ на кислое или соленое он сморщится, заплачет. Беспокойство вызовут и громкие звуки, он наморщит лоб как бы прислушиваясь. Ласковая речь, негромкая, мелодичная музыка, звуки, издаваемые игрушками, – приятны малышу, они благотворно влияют на его развитие. Укладывая ребенка спать, приглушите звуки в комнате, по возможности не ходите около его кроватки. Когда он заснет, нет необходимости создавать абсолютную тишину, но резкого шума, стука надо избегать.
Ребенок видит с первого дня, но зрение в первые дни в основном сводится к светоощущению. Движения глазных яблок не совсем координированы, внутренние прямые мышцы глаза развиты сильнее наружных, чем объясняется частое у новорожденных физиологическое косоглазие. Большинство новорожденных еще не фиксируют взгляд на предмете, хотя у некоторых детей эта способность ясно выражена.
Слезные железы развиты, но слезы при плаче почти не появляются.
Чувство осязания у ребенка развито хорошо. Прикладывание соска или пальца к губам, коже вокруг рта или щекам ребенка тотчас вызывает у него сосательные движения.
Чтобы лучше развивался слух, нужно разговаривать с малышом, приучать его прислушиваться к звукам.
Раздражение слизистой оболочки носа ватным жгутиком вызывает наморщивание кожи лба и чихание.
У детей развита чувствительность к температуре. В связи с этим для возбуждения дыхательного центра при асфиксии применяются горячие (39 °C) ванны с последующим обрызгиванием водой более низкой температуры. Болевая чувствительность у новорожденных развита хуже, чем у детей старшего возраста.
Первый месяц жизни – это период новорожденности, период приспособления к новым условиям окружающей среды. И нужно стараться сделать все, чтобы ребенок приспособился, привык к своему режиму питания и к правильному чередованию сна и бодрствования.
Примерный режим дня (от 1 мес до 2,5–3 мес)
Первый вариант
Кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 06.00
Бодрствование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 06.00–07.00
Сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 07.00–09.00
Кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 09.00
Бодрствование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 09.00–10.00
Сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.00–12.00
Кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12.00
Бодрствование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12.00–13.00
Сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.00–15.00
Кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15.00
Бодрствование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15.00–16.00
Сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16.00–18.00
Кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18.00
Бодрствование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18.00–19.00
Ночной сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19.00–06.00
Купание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20.45
Кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21.00
Ночное кормление . . . . . . . . . . . . . . . . 24.00 (или 03.00)
Второй вариант
Кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 06.00
Бодрствование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 06.00–07.00
Сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 07.00–09.30
Кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 09.30
Бодрствование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 09.30–10.30
Сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.30–13.00
Кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.00
Бодрствование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.00–14.00
Сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14.00–16.30
Кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16.30
Бодрствование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16.30–17.30
Сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17.30–19.45
Купание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19.45
Кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20.00
Бодрствование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20.00–21.00
Ночной сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21.00–06.00
Ночное кормление . . . . . . . . . . . . . . . . . 23.30 (или 02.00)
Примечания:
1. Если ребенок утром просыпается раньше или позднее указанного времени, соответственно изменяются часы кормлений, дневного или ночного сна, но сохраняются интервалы между кормлениями, длительность сна и бодрствования.
2. В течение этого возрастного периода длительность бодрствования увеличивается от 30–40 мин до 11 часа.
Для того чтобы определить, нормально ли развивается ребенок на первом году жизни, надо к показателям при рождении прибавить средние значения их нарастания за прожитый период.
В дальнейшем темпы увеличения длины и массы тела еще более замедляются: за второй год жизни ребенок вырастает на 10–11 см, масса тела увеличивается на 2,5–3 кг, за третий год жизни эти показатели соответственно составляют 7–8 см и 2 кг.
Чем младше ребенок, тем больше укрепление его здоровья связано с воспитанием. И тому, и другому как нельзя лучше способствует рациональное питание, правильный режим, разумное чередование отдыха и движения.
Не менее важным является обеспечить своему ребенку полноценное эмоциональное питание, тот душевный комфорт, то душевное равновесие, в котором он так нуждается.
Само собой разумеется, что большинство родителей любят своих детей. Предполагается, однако, что родители естественным образом умеют выразить свои чувства к ребенку. Но это глубочайшее заблуждение. Многие родители не умеют проявлять свою любовь, и дети чувствуют себя обделенными. Укрепляйте фундамент ваших отношений с ребенком с новорожденности. Любите ваших малышей глубоко и искренне.
Глубокоуважаемые родители! Наберитесь терпения, создайте теплую и доброжелательную атмосферу в доме, помогите малышу обрести хороший характер.
Средние нормы увеличения длины и массы тела на первом году жизни ребенка
Сноска
Соска – это как бы искусственный сосок. Сделана она из резины с круглым диском у основания, чтобы ребенок ее не проглотил. Когда нужно успокоить ребенка, дают соску и, начав сосать, он перестает плакать.
Многие компетентные специалисты не рекомендуют использовать соску больше года, и вот почему:
1. Сосание должно быть связано с едой.
2. Слишком длительное употребление соски иногда способствует искривлению зубов.
Уход за пупком и кожей
При рождении ребенка пуповину перевязывают и перерезают ее. Оставшиеся полсантиметра высыхают за неделю. После отпадения пуповины остается маленькая ранка – пупок, который зарубцовывается в течение нескольких дней.
Чтобы пупок не стал «воротами» инфекции, за ранкой необходимо тщательно ухаживать: перед каждым кормлением ее обрабатывают 3 %-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого. Если кожа вокруг пупка покраснела и задерживается рубцевание, срочно обращайтесь к врачу. Кожа новорожденного нежная, легко ранимая и небольшие погрешности в уходе могут привести к появлению опрелостей, потницы, раздражению. Уход за кожей и слизистыми оболочками малыша требует соблюдения правил личной гигиены и большой осторожности.
Желательно, чтобы все элементы ухода за кожей и слизистыми оболочками не причиняли ребенку неприятных ощущений. Это облегчит гигиеническое воспитание ребенка и выработку у него необходимых гигиенических правил в дальнейшем. Один раз в день малышу надо делать полный туалет, лучше между двумя утренними кормлениями.
Чтобы ребенок не испытывал дискомфорта, вначале приготовьте все необходимое для туалета на пеленальном столике (одежду, чистые подгузники, тальк, прокипяченное растительное масло, вату, теплую кипяченую воду, тазик, ковшик и др.).
Подмойте малыша и протрите все тельце ватой, смоченной в кипяченой воде. Тщательно просушите тельце, если нужно, припудрите тальком кожные складочки и оденьте ребенка.
Стул у новорожденного
Стул у новорожденных в первые дни жизни может быть зеленоватым, 4–5 раз в сутки. Это «переходный» стул. Нормальные каловые массы новорожденного не должны содержать слизь; стул однородный, желтый с кисломолочным запахом, 5–6 раз в сутки. Если стул учащается, в нем появляется слизь, он приобретает зеленоватый оттенок, и ребенок становится беспокойным, вызовите педиатра.
Стул малыша является барометром его здоровья, поэтому регулярно обращайте внимание на вид испражнений. Ребенка первого года жизни подмывают после каждого опорожнения кишечника и в первые 4–6 месяцев желательно подмывать после каждого мочеиспускания. До месячного возраста подмывают теплой кипяченой водой, в дальнейшем детей старше 1 месяца подмывают теплой водой из крана. Подмывают спереди назад, от половых органов к заднему проходу, во избежание занесения инфекции в половые органы. Затем осторожно промокают кожу чистой пеленкой и смазывают складки кожи прокипяченным растительным маслом или детским кремом, лучше с помощью ватного тампона. Детям старше 1 месяца складки кожи нужно смазывать только при наличии опрелостей. В тех случаях, когда опрелость осложнилась гнойничками, лучше всяких мазей помогут воздушные ванны, которые на всех стадиях заболевания оказывают эффективное целительное воздействие.
Тельце малыша укутайте, а опрелые места оставьте открытыми на несколько часов в теплой комнате.
У некоторых новорожденных на личике может появиться сыпь в виде крошечных, блестящих, белых прыщиков, которая исчезает со временем без какого-то лечения. Красные, гладкие высыпания на щеках у малышей также не представляют никакой опасности и исчезнут сами, так что мамам беспокоиться не стоит.
Потница
Нередко у новорожденных на губах появляются отслоения слизистой по типу мозоли. И это явление лечения не требует, со временем проходит. Если малыш перегревается, то у него могут появиться мелкие розовые прыщики в подмышечных впадинах, на шее, лице, груди, спине. Это потница. Она быстро излечивается воздушными ваннами, а для предупреждения этого явления не кутайте ребенка, не перегревайте его.
Пораженные потницей места кожи можно припудрить картофельным крахмалом.
Ребенка ежедневно нужно умывать ваткой, смоченной в теплой кипяченой воде.
Влажным ватным жгутиком прочищают наружную поверхность ушной раковины. Если за ушами имеются трещины, их смазывают прокипяченным растительным маслом.
В носу малыша имеются крошечные волосики, которые выталкивают из носа попавшие туда пыль и слизь, так что хорошо и нос осторожно прочистить влажным ватным жгутиком.
Если слипаются ресницы ребенка, их можно слегка протереть смоченной в кипяченой воде ваткой.
Половой криз новорожденных
У новорожденных (до 1 месяца) могут припухать грудные железы. Это нормальное явление, если кожа под железами не покраснела. Прежде всего предупредим – надавливать на грудную железу не надо! Что же касается ее набухания, то такое явление не должно вызывать беспокойства: это так называемый половой криз новорожденных, который объясняется тем, что в последние недели беременности в организм плода проникают материнские гормоны.
Лечения не требуется, припухлость в течение нескольких дней рассасывается сама по себе. Если грудные железы сильно припухли и кожа покраснела, наложите согревающую повязку.
Под действием материнских гормонов у мальчиков может слегка отекать мошонка, у девочек – большие половые губы. Это тоже проходит само через 3–5 дней.
У новорожденных девочек могут появляться кровянистые выделения из влагалища, которые исчезают через 2–3 дня; в этот период девочку надо подмывать кипяченой водой со слабым (бледно-розовым) раствором калия перманганата (марганцовки).
Физиологическая желтуха
На 2–3-й день (но не ранее 12 часов) жизни, иногда позже, у большинства новорожденных появляется желтушное окрашивание кожи, слизистых оболочек и склер. Окраска обычно раньше всего появляется на лице и в межлопаточном пространстве, а затем быстро распространяется на все туловище и конечности. Это окрашивание бывает различных степеней – от еле уловимого бледно-желтого оттенка до лимонно-желтого, шафранного и даже оливкового цвета. Из-за сильной красноты кожных покровов в первые дни (физиологическая эритема) желтуха может быть вначале незаметна, но легко обнаруживается, если на какой-нибудь участок кожи надавить пальцем. Желтуха быстро нарастает, достигая максимума в течение ближайших 2–3 дней, и затем убывает, совершенно исчезая к 7–10-му дню. Гораздо реже желтуха держится 3–4 недели.
Физиологическая желтуха почти не отражается на общем состоянии новорожденных и не требует никакого лечения. Только при более резко выраженных формах желтухи дети становятся вялыми, более сонливыми, менее активно берут грудь. При быстром усилении степени окраски кожных покровов и длительном течении следует усомниться в физиологическом характере ее, надо подумать прежде всего о гемолитической болезни новорожденных и показать ребенка врачу.
Физиологическое падение веса
Так называемая физиологическая убыль веса – это заметное снижение веса ребенка в первые 3–4 дня жизни. Большинство детей теряют около 6–9 % первоначального веса. У правильно вскармливаемых здоровых доношенных детей весовая кривая с 4–5-го дня начинает снова повышаться и достигает первоначальной цифры к концу первой – середине второй недели. Происходит так называемое восстановление первоначального веса.
На физиологической убыли веса сказывается ряд факторов (течение родов, интенсивность родовой травмы, степень доношенности и зрелости, длительность желтухи и особенно количество высасываемого молока и получаемой жидкости). У детей слабых, вяло и лениво сосущих при малом количестве молока у матери падение веса продолжается дольше и это, безусловно, не следует считать нормальным явлением. Правильное вскармливание (определяемое регулярным взвешиванием ребенка при каждом кормлении с целью точно знать количество высасываемого молока) и достаточное введение жидкости в течение первых дней должны уменьшить размеры первоначальной потери веса и способствовать быстрому его восстановлению.
Транзиторная лихорадка
Температура тела ребенка в течение первых 2–3 недель очень нестабильна. Перегревание ребенка грелками, чрезмерным укутыванием может вызвать у него повышение температуры.
Наряду с чисто внешними причинами, вызывающими повышение температуры, у новорожденных иногда наблюдается так называемая преходящая, или транзиторная, лихорадка. Повышение температуры происходит обычно на 3–4-й день жизни, иногда достигая очень высоких цифр. Повышенная температура держится 3–4 часа, иногда более суток, и в большинстве случаев мало отражается на самочувствии ребенка.
Дети, имеющие большой вес, лихорадят чаще. Обычно им не хватает молока, и они требуют дополнительного введения жидкостей.
При транзиторной лихорадке никакого медикаментозного лечения не требуется. Необходимо увеличить количество вводимой ребенку жидкости в виде питья (кипяченая вода, детский чай с фенхелем) и обеспечить ребенку необходимое для него количество грудного молока.
«Кукольные ручки»
«Кукольными ручками» врачи называют один из симптомов поражения шейного отдела позвоночника: ребенок первых месяцев жизни держит ручки не полусогнутыми, как свойственно детям этого возраста, а вытянутыми и прижатыми к туловищу.
Ребенка надо обязательно проконсультировать у детского невропатолога. Рано начатое лечение поможет ликвидировать этот симптом и другие последствия такого поражения.
Недоношенный ребенок
Обеспокоенность родителей по этому поводу можно понять. Их чадо отстает в развитии и когда догонит сверстников – не известно. Известно только то, что чем больше внимания будет уделено ребенку, тем скорее пройдет отставание. Недоношенный ребенок быстрее развивается физически, чем доношенный. Чем меньше была масса тела при рождении, тем быстрее она увеличивается.
Какой он, недоношенный ребенок?
Время внутриутробного развития плода рассчитано природой очень точно: 280 дней, или 40 недель. Но ребенок, родившийся на 39-й или 38-й неделе беременности по массе тела и общему состоянию обычно не отличается существенно от детей, родившихся в положенный срок: то ли таковы были его индивидуальные темпы развития, то ли – и это более вероятно – срок начала беременности был установлен неточно.
Недоношенными считают детей, родившихся на 29–39-й неделях беременности и имеющих массу тела менее 2500 граммов и рост менее 45 сантиметров. У такого малыша обязательно есть признаки незрелости. Они выражены тем сильнее, чем меньше масса тела и больше срок недонашивания.
У здорового доношенного ребенка с первым криком легкие хорошо расправляются и остаются в расправленном состоянии. У недоношенного они расправляются с трудом или, расправившись, снова спадаются. Дыхание у него неглубокое, поверхностное, не способное доставить организму достаточно кислорода. К тому же краевые отделы легких плохо вентилируются, а это предрасполагает в развитию дыхательных расстройств и пневмонии.
Не хватает у недоношенного и ферментов, способствующих перевариванию пищи. Развитие всего желудочно-кишечного тракта еще не завершено, поступление пищи из пищевода, желудок и из желудка в кишечник регулируется плохо. Поэтому съеденное ребенком молоко может вылиться изо рта или выплеснуться, подобно рвоте, даже при легком надавливании на живот.
Пупочное кольцо у недоношенных обычно расширено, у них часто образуются пупочные грыжи, заметно и расхождение прямых мышц живота.
В первые 1–1,5 месяца недоношенные дети сонливы, вялы, мало подвижны, быстро утомляются. У них часто, особенно при крике, появляется синева вокруг рта, а вся кожа имеет мраморный рисунок, усиливающийся в момент охлаждения.
Примерно со 2-го месяца жизни ребенок становится активнее, но при этом в большинстве случаев усиливается напряжение мышц ног и рук. Пальчики почти всегда крепко сжаты в кулак и распрямляются с трудом, большой палец не отводится. И, если специально не заниматься с малышом, это может сохраняться долго.
Незрелость нервной системы сказывается в поведении: недоношенный ребенок может то спать подолгу, то часами не спать и много плакать; он вздрагивает, реагирует судорожными движениями и резким криком на включение яркого света, стук, громкий разговор.
В первые месяцы жизни у недоношенных устойчивость против заболеваний минимальна: они предрасположены к кишечным и респираторным инфекциям, отиту.
Но, перечислив эти (и еще далеко не все!) «отягчающие обстоятельства», все же закончим краткое описание особенностей недоношенного ребенка на мажорной ноте: сейчас благодаря успехам клинической медицины и медицинской техники удается сохранять жизнь даже детям, родившимся в состоянии глубокой недоношенности, с массой тела менее килограмма. Сразу же после рождения их помещают в специализированные отделения детских больниц и выписывают домой только тогда, когда масса их тела достигает 2000–2300 граммов и они перестают нуждаться в стационарном лечении.
И вот «уже большой», в сущности, такой крохотный ребенок дома. Ручки и ножки у него все еще очень тоненькие, голова относительно большая, живот немного вздут, а грудь, наоборот, запавшая. Вы вглядываетесь в него, и вам кажется, что выражение лица у него более «взрослое», чем у доношенных детей, и немного страдальческое. Это потому, что у него совсем нет жировой прослойки, создающей упругую округлость детских щечек.
Как помочь ребенку окрепнуть?
Чтобы ребенок быстрее окреп, необходимо обеспечить ему грудное вскармливание. Но вот беда – у мамы молоко есть, а он не берет грудь, потому что привык к тому способу, каким его долго кормили в больнице, – сначала через зонд, вводившийся прямо в желудок, а позднее – из бутылочки. С этой привычкой придется посчитаться, и, если ребенок упорно отказывается от груди, сцеживать молоко и кормить его из бутылочки.
Жесткий режим кормления, подчиненный часовой стрелке, не для таких детей. Они еще слишком слабы, чтобы сразу высосать много, а потребность в энергетических веществах, проще говоря, в пище, высока. В первые четыре месяца суточный рацион такого ребенка должен составлять 1/6 массы его тела. Приходится кормить малыша, исходя из его потребностей и возможностей, через 3, а иногда и через 2–2/1 часа, то есть придерживаться свободного режима.
С 3–4 недель даже при грудном вскармливании, а тем более при питании молочными смесями, необходимо добавить в пищу белок, этот основной строительный материал для новых клеток. Источником белка может быть творог или специальная смесь – ее назначает врач.
Другая ваша забота – создать малышу комфортные температурные условия. Ведь его собственные терморегулирующие механизмы еще незрелы, и он легко охлаждается и перегревается.
Признаки охлаждения: бледность, редкое дыхание, холодная кожа, температура при измерении в прямой кишке 34–35 °C.
Признаки перегрева: красное лицо, горячая кожа, учащенное поверхностное дыхание, температура в прямой кишке выше 37,5 °C.
Если вы заметили, что в момент переодевания ребенок зябнет, поставьте на некотором расстоянии от пеленального стола обогреватель так, чтобы его тепло было равномерным и не слишком сильным; заворачивайте ребенка в подогретые пеленки.
Укутывать его дополнительно ватным одеялом, шерстяными платками нет смысла – лучше воспользоваться двумя грелками с теплой водой (40–50 °C). Их кладут с боков или в ногах, на расстоянии 8–10 сантиметров от завернутого в пеленки малыша и сверху прикрывают вместе с ним одеялом.
Такое активное согревание обычно требуется только ослабленным детям, медленно набирающим массу тела и плохо удерживающим тепло. Если вы не видите у вашего малыша признаков охлаждения, достаточно при комнатной температуре 20–22 °C в первые месяцы заворачивать его «с ручками», прикрыв одеялом. Чепчики, косынки не надевайте – когда тело достаточно согрето, голова не зябнет.
Свежий воздух недоношенному необходим не меньше и даже больше, чем доношенному. Не забывайте несколько раз в день проветривать комнату! Летом можно вынести ребенка на первую короткую прогулку сразу же после выписки и за 5–7 дней довести ее длительность до 11 часа. В хорошую теплую погоду можно гулять и больше. Но не ставьте коляску на солнце – малыша легко перегреть!
Зимой начинайте гулять, когда масса тела ребенка достигнет 2800–3000 граммов, при температуре воздуха не ниже минус 8–10 °C. И, конечно, сначала не более чем по 15 минут, а затем и по часу 2–3 раза в день.
Чтобы ребенок быстрее окреп, с ним надо обязательно специально заниматься физическими упражнениями. Врач детской поликлиники назначит ему гимнастику и массаж, а проводить его будут в детской поликлинике или на дому. Присматривайтесь, как это делается, постарайтесь освоить некоторые наиболее простые приемы, чтобы самой 1–2 раза в день делать ребенку массаж и гимнастику. Детям с высоким напряжением мышц лучше делать гимнастику в воде.
Ориентировочные показатели психомоторного развития детей, родившихся в срок и недоношенных
Так, если у доношенного ребенка масса тела обычно удваивается по сравнению с первоначальной к 4–5 месяцам, у недоношенного с массой тела 2000–2500 граммов – к 3–3,5 месяцам, с массой тела 1000–1500 – к 2,5–3 месяцам, а с массой тела 800–1000 граммов – к концу 2-го месяца.
Однако нервно-психическое развитие недоношенных детей идет медленнее и запаздывает примерно на 3–4 месяца. Оно зависит и от первоначальной массы тела, и от того, родился ли ребенок только недоношенным, или к тому же еще и больным. Медленнее догоняют своих сверстников дети, матери которых страдают хроническими заболеваниями или перенесли токсикоз беременности.
Купание новорожденного ребенка
Новорожденного ребенка начинают купать после заживления пупочной ранки, обязательно в кипяченой воде температуры 37 °C, лучше в том помещении, в котором он постоянно находится, при температуре воздуха 21–23 °C.
Ребенка купают ежедневно, продолжительность ванны 3–5 минут. После окончания ванны хорошо облить малыша водой на 1 °C ниже температуры воды в ванне. Это способствует закаливанию организма.
2–3 раза в неделю малыша моют детским мылом, в том числе и головку, во избежание появления корочек, так как волосяной покров малыша жирный. Кроме общегигиенических целей, ванна улучшает функцию кожи, циркуляцию крови, улучшает сон и др.
Во время ванны мать осматривает кожные покровы своего ребенка, проверяет его поведение, дыхание и др. и в случае отклонения от нормы консультируется с врачом.
Ежедневную ванну для общей чистоты тела рекомендуется производить в одно и то же время.
Некоторые мамы купают детей до второго кормления грудью (9–10 часов утра). Работающие женщины предпочитают купать малышей перед последним кормлением грудью (18–19 часов). Поскольку ванны иногда оказывают некоторый возбуждающий эффект, более позднее время купания не рекомендуется. Следовательно, часы для купания устанавливаются в зависимости от особенностей кормления грудью, от режима дня матери, и, установив часы приема ванны, их не изменяют.
Необходимое для подготовки к купанию время, купание и последующее кормление длятся около 1 часа.
Ежедневное купание как для матери, так и для ребенка приносит чувство удовлетворения, вследствие ощущения чистоты, чувства порядка и определенного неизменяемого ритма жизни.
Чтобы не нарушать сна ребенка, его следует купать перед последним дневным сном, а детей старше года – перед ужином.
Перед тем как опустить малыша в приготовленную для него ванночку с положенной температурой воды около 37 °C, хорошо еще раз проверить температуру воды локтем. Это поможет некоторым мамам, забывающим иногда измерить температуру воды с помощью термометра, избежать опасности положить ребенка в слишком горячую или слишком холодную воду.
Купать малыша мать должна сама, так как от ее глаз не ускользнет ни краснота на коже, ни подозрительная припухлость на тельце, ни изменившееся поведение ребенка.
Предметы, необходимые для купания
Чтобы купание, мытье головы, лица, последующее обсушивание и пеленание происходило как можно быстрее, следует все необходимые для этого предметы подготовить заранее. Эти предметы следующие:
1. Ванночка, предпочтительно пластмассовая, используемая только для купания, но не для стирки пеленок.
2. Термометр для измерения температуры воды.
3. Небольшой сосуд для чистой теплой воды для последующего обливания ребенка водой более низкой температуры.
4. Большое махровое полотенце, которое расстилают на пеленальном столике.
5. Мягкая салфетка для лица.
6. Домашнего изготовления перчатки из льняного полотна для мытья тела, которые ежедневно кипятят, хотя бы на первых порах жизни.
7. Детское мыло.
8. Коробочка с детской пудрой.
9. Прокипяченное растительное масло.
10. Белье для ребенка (рубашка, кофточка, пеленки).
11. Ножницы для ногтей.
12. Гребень и щетка для волос.
13. Ведро для грязного белья.
14. Кастрюля для кипячения белья.
15. Маленькая резиновая груша для отсасывания слизи из носа.
16. Отдельные кусочки марли, ватные тампоны в коробке.
Лицо новорожденного моют без мыла кипяченой водой ватным тампоном или кусочком марли.
Мыть лицо начинают с глаз. Глаза обтирают смоченным в кипяченой воде ватным тампоном от наружного угла глаза к внутреннему.
Для каждого глаза пользуются отдельным тампоном, чтобы не перенести инфекцию от одного глаза к другому.
Очистку носовых полостей лучше производить маленькой грушей, отсасывая секрет после предварительного введения в носовую полость физиологического раствора.
Некоторые ученые считают, что применение скрученных ватных палочек для очистки носа может обусловить иногда тяжелые инфекции (фурункулы, этмоидиты). При этом в носу остаются волокна ваты, что вызывает чихание и появление носовой секреции.
Если носовой секрет вязкий и имеет корочки, чистить его лучше тампонами, смоченными в физиологическом растворе, в ромашковом настое или в грудном молоке.
Очистка ушей
Уши у новорожденных нужно очищать скрученными ватными жгутиками, осторожно проникая в наружный слуховой канал, в то время как другой рукой оттягивают ушную раковину книзу и чуть назад.
В первые недели эту процедуру малышу производят один раз в неделю, чуть постарше – можно ежедневно.
Не пользуйтесь спичками, зубочистками и другими твердыми предметами, завернутыми в вату. Можно травмировать наружный слуховой проход и барабанную перепонку. Очищайте влажным ватным или марлевым тампоном все складки и извилины ушной раковины.
Уход за ногтями
Уход за ногтями новорожденного начинают с первых дней жизни, так как ребенок может поцарапать лицо.
Ногти нельзя обрезать очень коротко в целях профилактики появления вросших ногтей и заусениц.
Для обрезания ногтей у новорожденных пользуются острыми ножницами с закругленными концами.
Обрезают ногти на пальцах рук округляя их, а на ногах обрезают под прямым углом. Лучше всего обрезать ногти после ванны. Голову малыша при этом поворачивают так, чтобы кусочки ногтей не попали в рот, глаза или нос.
Чтобы ногти были мягкими, вечером их можно смазывать прокипяченным растительным маслом.
Если ребенок беспокойный, во избежание царапин на лице на руки надевают рукавички без пальцев (небольшие мешочки из байки или мягкого полотна), которые завязываются на запястье.
Уход за головой ребенка
После ванны, просушивания, одевания, ухода за лицом, глазами, носом, ушами ребенка и обрезания ногтей переходят к последнему этапу ежедневного туалета – к причесыванию волос. Делают это головной щеткой с ручкой и тонкой, легко моющейся щетиной.
Какими бы редкими и мелкими не были волосы ребенка, их хорошо причесывать ежедневно, производя мягкие движения по ориентации волос, пока они не станут гладкими.
При шершавой коже головы до причесывания можно втирать несколько капель кипяченого растительного масла.
Если на коже головы малыша образуются корки или проявления экземы, необходимо за 10–12 часов до общей ванны смазать голову 1–2 %-ным салициловым вазелином. После смазывания этой мазью корковые отложения смягчаются и могут быть удалены простым причесыванием.
После этого головку ребенка моют с мылом и смазывают тонким слоем прокипяченного растительного масла.
Мягкую часть детской головки – родничок – причесывают обычно, как и всю головку. Не надо опасаться, что гребнем или щеткой можно повредить мозг ребенка.
Если малыш заболел и его нельзя купать, необходимо раз в несколько дней чистить кожу головы при помощи влажного компресса, который удаляет следы загрязнения и пота. Затем головка просушивается и приглаживается гребнем или щеткой.
Пеленание ребенка
Мать должна научиться правильно пеленать ребенка и своевременно после мочеиспускания и стула менять белье. При каждой перемене белья необходимо пользоваться чистыми пеленками, выстиранными мылом, вываренными, хорошо прополосканными, высушенными, проглаженными и подогретыми с двух сторон перед пеленанием.
Ошибками при пеленании, которые могут вызвать раздражение кожи в паховой области и на бедрах, являются такие моменты:
1. Использование пропитанных мочой и потом подсушенных пеленок.
2. Использование плохо выполосканных пеленок.
3. Использование жестких пеленок.
4. Непосредственный контакт клеенки с кожей ребенка.
5. Хранение детского белья в негигиенических условиях.
Техника пеленания
Новорожденного пеленают в течение первых недель жизни в несколько пеленок во избежание охлаждения. Позже наружные пеленки не применяют, а внутренние пеленки завязывают в виде штанишек. Рекомендуют использовать спальные мешки, которые не стесняют свободы движений малыша.
Резиновые клеенки используют с осторожностью, так как они мешают проветриванию кожи. Они защищают простыню и одежду матери, когда ребенка берут на руки.
Размеры клеенки не должны быть более 40×40 см. Клеенку расстилают под простыню только до уровня плечиков во избежание опрелостей.
Если кожа ребенка весьма чувствительна, с ягодичными эритемами, следует отказаться от использования клеенок. При этом потребуется больше пеленок.
Пеленки меняйте регулярно
Кожа человека содержит кровеносные сосуды, сальные и потовые железы, нервные окончания. Она поглощает кислород из внешней среды, выделяет углекислоту, ненужные организму продукты обмена. Кожа защищает организм от воздействия среды обитания, проникновения микробов и др.
Если кожа потеряла свои защитные функции под влиянием плохого ухода за ребенком, неминуемы нарушения обмена веществ, нарушения теплообмена.
Ребенок может полежать в мокром, но за короткое время во влажной среде активизируются бактерии, вырабатывающие аммоний, который разъедает очень чувствительную кожицу малыша, а организм его еще слабо защищен. Могут появиться опрелости, с которыми довольно сложно справиться. Следовательно, не ленитесь менять пеленки каждый раз, как только потребуется.
Пеленки, особенно в первый месяц жизни малыша, обязательно кипятить, тщательно полоскать и гладить с обеих сторон. Непромокаемые штанишки, если их не менять подолгу, превращаются в мокрый компресс и способствуют появлению опрелости.
Конверт или одеяло
Молодая мама хочет знать, как правильно поступать: класть ребенка в конверт или заворачивать в одеяло?
В данном случае хорош любой вариант, лишь бы только ребенок не был завернут слишком туго. Кстати, тех мам, которые, наслушавшись о методе дыхания по Бутейко, сочли, что туго пеленать и даже пользоваться свивальником полезно, педиатры предупреждают: не ищите пользу там, где ее нет! Сдавление грудной клетки, ограничение ее движений тормозит физическое развитие ребенка, снижает приток кислорода, столь необходимого всем тканям, и в первую очередь тканям мозга.
Прогулка на свежем воздухе
Для хорошего развития и в целях закаливания ребенок должен достаточное время находиться на свежем воздухе. Обязательны ежедневные прогулки или пребывание на открытой веранде продолжительностью около 2 часов. Свежий воздух придаст ребенку здоровый вид, щечки будут румяными, появится хороший аппетит, улучшится сон, ребенок станет спокойнее.
В теплое время года ребенка следует выносить на свежий воздух со 2-й недели жизни, а зимой – с 4-й недели.
Малыша во время прогулок нужно защищать от ветра, дождя и пыли. В случае лихорадочных заболеваний от прогулок временно отказываются. При коклюше, наоборот, нужно увеличить пребывание ребенка на свежем воздухе.
Во время зимних прогулок малышу, кроме белья, нужно надеть 2 шерстяные кофточки, рукавички, шерстяную шапочку, а в коляске укрыть теплым пледом или шерстяным одеялом, свернутым вдвое. А еще лучше малыша помещать в мешок из шерстяной материи.
Правильно одетый и хорошо укутанный ребенок быстро засыпает на холодном воздухе. Время от времени его следует контролировать, чтобы нос был теплым.
Если ребенок помочился и беспокоится, его сразу переносят в теплую комнату и меняют белье.
Летом следят за тем, чтобы ребенок не перегрелся. Гуляют с ним при прохладе: утром от 7 до 9 часов и вечером от 17 до 20 часов.
Коляску можно закрыть куском марли во избежание укусов насекомых (мухи, комары, осы, пчелы).
Лучше всего коляску установить в защищенном месте на балконе, открытой веранде или в саду. Надо избегать шумных улиц; хорошо, если никто из посторонних к ребенку не приближается.
Солнечные лучи зимой не представляют опасности и благотворно влияют на развитие ребенка. Летом пользоваться солнечными лучами необходимо с осторожностью, прикрывая головку, дозируя время солнечного облучения. Безопаснее рассеянные солнечные лучи.
Если ребенок ежедневно подвергается дозированному воздействию солнечных лучей, он нуждается в меньшем количестве витамина D, но все же для предупреждения рахита следует применять витамин D.
Мама – «тяжеловес»
В доме без лифта прогулка для мамы может быть тяжелым испытанием. Некоторые мамы поднимают коляску с малышом вверх и вниз по лестнице. Это опасное и серьезное дело. Никогда не поднимайте коляску вместе с ребенком как для вашей, так и для его безопасности. Ничего не случится, если малыш недолго побудет одетым, пока вы несете коляску вверх или вниз. Только кладите ребенка так, чтобы он не мог скатиться на пол, даже если вам кажется, что он еще этого не умеет.
При подъеме коляски с ребенком может появиться боль в спине. В дальнейшем эта боль будет появляться и при неудачных движениях. Поэтому отнеситесь к своему здоровью со всей ответственностью. Молодой маме ой, сколько сил еще потребуется, полежать-поохать возможности не будет.
Прислушайтесь к советам специалистов и выполняйте следующие 4 правила:
1. Не поднимайте тяжесть одной рукой и в «скособоченном» положении. Не спешите, распределяйте вес равномерно.
2. Если поднимаете тяжелый предмет двумя руками перед собой – коляску, таз с водой или ребенка, которого вынимаете из кроватки или манежа, сначала пододвиньте его как можно ближе к себе. Никогда не разгибайтесь, держа тяжесть на вытянутых руках перед собой.
3. Малыша постарше (и потяжелее) поднимайте из положения на корточках: присядьте, обнимите его покрепче – и вставайте вместе с ним. Нагрузка с позвоночника «перейдет» на мышцы ног, которым это даже полезно.
4. Занимаясь хозяйством, носите ребенка в рюкзачке-«кенгуру» попеременно то на груди (лицом вперед), то за спиной. Таким образом вы можете отправиться до ближайшего магазина.
Хороши дети, когда спят
Эту поговорку вполне могут оценить родители, которым приходится чуть ли не целыми ночами носить ребенка на руках. Но так ли это необходимо, даже если он действительно очень возбудим?
Надо знать особенности сна детей первых недель жизни.
На его протяжении 2–3 раза чередуется периоды глубокого сна и поверхностного, на грани с пробуждением. В это время глаза ребенка движутся при закрытых или приоткрытых веках, он может вздрагивать, вскрикивать, открывать глаза. Если его не беспокоить, сон снова углубляется. И напрасно мамы спешат к ребенку, проверяют, не мокрый ли, поднимают, качают, трясут кроватку. Такие манипуляции в фазе поверхностного сна ведут к преждевременному пробуждению ребенка, ухудшению его настроения и поведения.
Проблема с засыпанием существует по крайней мере у трех малышей из пяти. Причины плохого сна – повышенная возбудимость, вздутие живота, недостаточное питание, кожный зуд и многое другое.
Частенько молодые мамы восклицают: «Ну почему мое чадо опять не спит?». Ответ на этот вопрос достаточно индивидуален и обсуждать его лучше с вашим педиатром или семейным доктором.
Помните, что «советско-споковское» спартанское воспитание, когда малыша обычно оставляли в кроватке, выключали свет и приказывали спать, уходит в небытие. Современные специалисты считают, что малыш, и особенно с проблемами засыпания и сна, нуждается в вашем тепле и любви. В тепле – в прямом смысле этого слова – необходимо учитывать температуру в комнате, где спит ребенок. Дети гораздо восприимчивее взрослых к перегреваниям и охлаждениям. А еще ребенок должен чувствовать материнское тепло души и тела. Не бойтесь взять ребенка к себе в постель, обнимайте его перед сном, ласково разговаривайте и что-нибудь напевайте. Ваш голос должен убаюкивать.
Конец ознакомительного фрагмента.