2. Кастинг в кино
Параграф написан на основе мастер-класса, что я провёл для студентов «МИТРО» («Московский Институт Телевидения и Радиовещания Останкино»). Также в качестве мастеров выступили проф. гример Аня Харчевникова, проф. актеры Наташа Фенкина и Иван Смелик, и проф. оператор Павел Дементьев.
Рис. 9. На фото: студенты – будущие режиссеры и актеры на мастер-классе.
Рис. 10. На фото: актриса Наташа Фенкина.
Рис. 11. На фото: актер Иван Смелик (стоит слева).
Рис. 12. На фото: художник по гриму Аня Харчевникова (2-ая слева), в окружении моделей из числа студентов-добровольцев, коих гримировала.
Рис. 13. На фото: студенты на общем плане и я (справа, в сирени).
Кастинг (как и написание литературного сценария) – это часть подготовительного периода к съёмкам. Но в силу своей специфики стоит особняком и поэтому занимает у меня самостоятельную главу.
2.1. Технология отбора
Участники кастинга – это актеры, что проходят испытания и те люди, что проводят отбор испытуемых актеров. А именно:
• Режиссер-постановщик. Тот, кому с актерами работать и тот, от кого зависит коммерческий успех будущей картины.
• Кастинг-директор. Заместитель режиссера по актерам на данном этапе проекта. Он (чаще она) предварительно отбирает актеров, а также договаривается со звёздами.
• Ассистент по актерам. Аналог должности секретаря. Ассистент ведет организационную работу: составляет графики прихода актеров и корректирует их, а ещё подносит режиссеру напитки и зажигалку.
• Фотограф. На кастинге жизненно необходимо фотографировать всех туда приходящих. Как минимум в двух форматах: портретное фото фас и в полный рост.
• Продюсер иногда присутствует.
«Продюсер – это не всегда инвестор. Чаще всего,
продюсер – это посредник между режиссером
и деньгами инвестора. Продюсер планирует
бюджет фильма (смету) и командует им».
Иногда функции кастинг-директора и режиссера совмещает один человек.
Кастинг – это процесс подбора актеров в кинофильм. Кастинг делится на 3 стадии:
• Предварительный отбор.
• Собственно кастинг.
• Кинопроба.
2.1.1. Предварительный отбор
Предварительный отбор начинается с того, что кастинг-директор читает сценарий и разговаривает с режиссером о героях истории, пытаясь уловить – кто именно нужен режиссеру на ту или иную роль. Типажно и характерно.
Потом кастинг-директор по своей базе подбирает актеров. И высылает (для начала) фото этих отобранных актеров режиссеру + их анкетные данные.
«Иметь свою актерскую базу хотят многие! (Не путать с личным гаремом). У меня такая база есть – 300 актеров.
В том числе и звёзды, и дети, и даже животные».
Режиссер отсматривает фото, отбирает несколько по своим критериям. И владельцев фото зовут на кастинг. Предварительно вызываемые актеры читают сценарий фильма.
«Личное фото актера может много сказать об актере.
2-10 фото ещё больше. А может и не сказать, —
в таком случае актёра на кастинг не зовут».
Если у режиссера есть своя база или просто знакомые актеры – то он параллельно с кастинг-директором ведет и свой предварительный отбор.
В сценарии обычно 2 Главных Героя и 5–6 второстепенных. Как правило, на роли ГГ приглашают звёзд, а просто актерам достаются роли 2-го плана и эпизоды.
2.1.2. Собственно кастинг
Собственно кастинг. Здесь стоит «командирский» стол, за которым сидят режиссер, кастинг-директор и другие «ответственные лица». Актеры приходят по очереди, согласно графику. Им приветливо улыбаются и присаживают.
Ассистент дает актеру анкету – для заполнения. И тот пишет в ней все то, что положено в актерских анкетах писать.
Анкета актера – это биографическая справка, по сути. Там актер обозначает свои биоданные (рост, вес, цвет глаз), свои навыки и умения (танцы и пение, владение языками, наличие водительских прав), выборочно фильмографию (если есть), возможно свои увлечения, хобби. То есть все то, что поможет режиссеру определиться с характеристикой актера как личности. В Приложении образец.
По ходу заполнения анкеты – актер отвечает на вопросы режиссера, иногда кастинг-директора и продюсера.
– Кто вы такой?
– Нравится ли вам сценарий?
– С кем именно вы себя ассоциируете из героев сценария?
Как правило, актер презентует себя как мега-таланта, обожает сценарий и ассоциирует себя с какой-либо значимой ролью. В 90 % случаев, а ещё 10 % актеров играют в оригиналов, давая какие-то нетривиальные ответы. Или пытаясь дать. Благо, многочисленные кастинги позволяют заранее знать все вопросы, на которые надо будет дать ответ.
Опытный режиссер вскользь слушает ответы, а больше наблюдает за актером, его реакциями глаз, мимикой, жестами. Внезапно может актера заткнуть и попросить проиграть кусочек той или иной роли. Без камеры или с камерой.
«Я не считаю себя опытным режиссером, но абзац выше
взят именно из моего личного опыта».
После того, как актер показал себя настолько, насколько мог показать – его фотографируют и прощаются, обещая позвонить в случае заинтересованности.
Рис. 14. На фото: кастинг в к/ф «Театр мистера Фэйса». Здесь актеры сфотографированы дуэтом, так как на роли нужен был дуэт (агенты ФБР).
Когда все актеры прошли кастинг – то режиссер… заслушивает мнения кастинг-директора и продюсера. Ассистент и фотограф не имеют права «совещательного голоса», но свое мнение (как правило) высказывают тоже. Особо ценно мнение фотографа, который (чаще всего) является штатным сотрудником будущей картины. Именно он больше всех понимает, – «любит кадр» кого-то или нет. А любовь кадра – это важно.
«Есть умные продюсеры, что не мешают режиссеру.
И участвуют в творческом процессе только
как «совещательный голос».
Режиссер заслушивает все мнения. И кастинг-группа расходится по домам. На следующее утро режиссер мучительно думает, просматривает фото, что ему прислал фотограф, ворошит анкеты с кастинга, может снова посоветоваться с кастинг-группой.
Потом режиссер обедает и думает, думает и обедает. Так может продолжаться до вечера или несколько дней. И, наконец, режиссер звонит ассистенту и диктует, кого именно звать на кинопробу.
Иногда фото довольно сильно отличается от внешнего облика. Ко мне на кастинг приходила Эльвира, которая на фото напоминала секс-бомбу, с большой грудью. Мне как раз был нужен такой типаж. А когда я её увидел на кастинге – то не узнал, передо мной сидела серая мышка почти без груди. Фото с кастинга не привожу по этическим соображениям.
«Обозначением «актер» – я обозначаю
как актеров, так и актрис.
Как сейчас, так и далее по тексту».
Если в кастинге принимает участие раскрученный актер – то кастинг для такого лица проводится немного по-другому. Точнее, кастинга как такового и нет.
Режиссер встречается с ним (с ней) лично, приносит распечатанный сценарий.
«Иногда сценарий высылается и по э-мэйлу,
но в частном порядке».
Встреча происходит в кафе, в уютной обстановке. Чай, кофе, сигарета… Режиссер предварительно знакомит актера со сценарием, рассказывая словами о роли в частности и об истории в общем. Актер внимательно слушает и задает вопросы. По ходу могут обменяться шутками и вообще ремарками, мало имеющими отношения к делу. В целом, такой непринужденный разговор, что позволяет наладить первичный контакт.
«Иногда медиа-лицо – это полноценный чудак, но продюсер настаивает, что надо на роль взять только его.
И режиссеру приходится общаться и с чудаком».
В процессе разговора чаще всего находится общий язык. Но иногда и не находится. Лично у меня так было с Андреем Чернышовым, сериальные мозги коего не смогли переварить мой голливудский проект «Театр мистера Фэйса». Не считая того, что свою брэнд-морду в моем фильме он оценил в какую-то фантастическую сумму.
А вот с Нонной Гришаевой мы быстро поладили. Она пришла на первую встречу уже влюбленной в сценарий. И поэтому наш симбиоз творческого смысла неудивителен. То же самое случилось с Сергеем Горобченко и Билли Зэйном. Но если деньги на «покупку» Горобченко – это вне фантастики, то «купить» Билли не так-то просто. Впрочем, в его случае речь ещё и о сроках, график Зэйна расписан на 2 года вперед (У Горобченко на 2 месяца вперед).
Если режиссер и медийный актер друг другу понравились, и по гонорару договорились – то вскоре актера зовут на кинопробу, на камеру. А иногда и не зовут, сразу репетиции. Реже совсем без репетиций.
Нонна Гришаева, помнится, дала нам на все свои репетиции ровно полдня.
Отсутствие репетиций – это потеря времени на съемочной площадке. А как следствие, сдвиг графиков (если ещё их возможно сдвинуть) и удорожание проекта. Без репетиций снимать нельзя, даже мега-талантов и мега-известных личностей. Исключение Б. Уиллиса в «Четыре комнаты» подтверждает правило.
2.1.3. Кинопроба
Кинопроба. Участники процесса всё те же, что и на кастинге. Добавляются оператор-постановщик и осветитель, художник по гриму и художник по костюмам.
Кинопроба – это процесс отбора актеров в фильм посредством кинокамеры. Лучше всего иметь на пробах две камеры – это экономит время и позволяет ничего не упустить из актерской игры.
Сцены для кинопробы режиссер берет из сценария. Те сцены, что на его личный взгляд наиболее подходят именно для кинопробы!
«Отбор сцен для кинопробы – целиком на совести
режиссера! Советчиков именно тут нет априори».
Иногда кинопробы – это проба множества актеров, на разные роли. А иногда – это проба одного квартета, триплета, дуэта или даже единственного экземпляра… У меня на пробах были и дуэты, и квартеты, и одиночные выступления.
Рис. 15–17. На фото: кинопробы в «Театр мистера Фэйса». Квартет синеглазок. В кадре они отыгрывали свои реплики вчетвером. Единым кадром!
Режиссер А. Ангелов – в белом.
Как правило, на пробах – актеров пробуют на предмет диалогов. Диалог – тот разговор, что подразумевает, как минимум, двух участников. И вот сажают двух актеров и они диалогируют. Все это фиксируется на камеру или 2 камеры (восьмерка). Иногда кинопроба – это сцена стоя или лёжа.
Кинопроба создает условности для актеров. Например, актеру нужно представить, что это не просто стол посреди студии, а барная стойка, а перед тобой не камера с кучей народа, а сцена мюзик-холла!
А ведь есть ещё и текст, и жесты, и софитный свет в глаза! Это на экране все ровно по свету, а при собственно съемке, свет – довольно неуютный ингредиент… Актер без киноопыта может впасть элементарно в ступор!
«В автобиографичной книге «Почти серьёзно»
Ю. Никулин рассказывает (в том числе) о своей первой
в жизни кинопробе. Как долго у него не получалось
сделать на камеру простые действия».
Рис. 18. На фото: кинопробы в к/ф «Театр мистера Фэйса». Перед актерами (Мама и её сын) камеры, свет, группа… а они делают вид, что перед ними сцена мюзик-холла.
В процессе пробы актеров могут поменять местами – то есть первый говорит реплики за второго, а второй за первого. Для того, чтобы лучше понять, каков Персонаж у конкретного актера может получиться лучше.
Конечно, если один герой фильма пухлый юноша, а другой кряжистый дядька – то смысла менять актеров местами нет. Но если (например) в кадре два одноклассника, с разными жизненными профессиями и характерами, то есть смысл сделать «смену актеров местами». И посмотреть, кто в роли кого лучше.
Рис. 19. На фото: кинопроба двух примерно одинаковых по биоданным и медийности актеров. Виталий Абдулов (справа) и Сергей Горобченко.
Режиссер Андрей Ангелов за кадром.
При кинопробе актеров гримируют, приближая к реально их герою. Если у персонажа борода, то гример приносит на пробу накладную бороду.
Ради эксперимента могут из блондинки сделать брюнетку.
Рис. 20. На фото: с кастинга «Театр мистера Фэйса». На брюнетку одели парик и она стала блондинкой.
Также актеров-претендентов, по возможности, одевают в подходящие роли костюмы. К слову, есть тут и различные хитрости. Например, если герой должен себя чувствовать на экране немного скованно – по роли, то ему одевают костюм на размер меньше, дабы создать «эффект внутреннего дискомфорта» чисто по ощущениям.
Художник по костюмам приносит костюмы, гладит их на месте, подгоняет с помощью булавок и т. п.
«Чем больше кинопроба приближена к реальной сцене —
тем больший от неё коэффициент полезности».
У меня в кинопробе был диалог католического священника и диакона. По сценарию они стоят у Святого Престола и причащаются церковным вином. Кинопроба была в Москве.
Вместо Святого Престола мы поставили обычный стол.
Вместо вина сообразили ужин из печеных орешков, которые диакон (по сюжету большой любитель покушать) старательно резал ножом и вилкой. В кадре, по ходу диалога.
«Попробуйте порезать печеные орешки, типа котлету!
Одновременно играя роль. Та самая условность»
На священника мы надели рясу кардинала, которая неведомым образом лежала у нашего нейтив-спикера по английскому языку.
Сняли пять дублей на 2 камеры. И пятый дубль по игре актеров можно было бы вставить в фильм. Как стало понятно при монтаже.
Рис. 21–22. На фото: кинопроба в «Театр мистера Фэйса». Тут как раз снимали «восьмеркой» с двух камер.
После кинопробы режиссер с помощью монтажера – монтирует отснятый материал.
Готовое видео отсматривает триумвират: режиссер, продюсер и кастинг-директор. Они советуются и спорят.
Потом материал могут показать фокус-группе. Это сторонние зрители, что оценивают по принципу «кто больше понравился». Обычно такая группа формируется из родственников и знакомых обывателей.
«Есть и специализированные фокус-группы, что свои мнения сделали профессией. И их услуги стоят денег, а качество услуг просчету не поддается».
В итоге принимается решение, кого утвердить на роль.
Говорит актриса Наташа Фенкина: «Надо актеру доверять. А кроме того, добиваться поставленных задач. Актер – он человек и… к примеру… за окном лето, солнце, а тебе как персонажу… надо лить слезы, изображать страдание, в общем полный букет несчастий… Однажды я никак не могла заставить себя заплакать – на кинопробах. Режиссер меня не выгнал, видимо, разглядел во мне то, что ему нужно, несмотря на мою неправдоподобную игру. В итоге мы сняли 10 дублей, и режиссер своего добился – я изобразила то, что он хотел… Будьте терпеливы с нами, режиссёры!».
Рис. 23. На фото: Наташа Фенкина и Андрей Ангелов. Фото на память.
Зачастую многие звенья в кастинге пропускаются, иногда из собственно кастинга выпадает сам кастинг, и сразу начинаются кинопробы. А иногда нет ни кастинга, ни кинопроб, а есть раздача ролей по знакомым или свободным на момент съемок актерам. Причина не в откатах, а в сроках, поставленных заказчиками.
Но такое реноме не отменяет технологию в принципе и в общем. Надо знать правила, чтобы уметь их нарушать, – как ни банально это звучит. Но кино – оно вообще насквозь прозаичная вещь. В отличие от написания книг.
2.2. Массовка
Массовка – это куча людей, призванных изображать толпу народа или «случайных обывателей», что прогуливаются или сидят/лежат/стоят вблизи ГГ. Для фоновой правдоподобности картины.
Массовка – это не актеры, а статисты. Совсем случайные люди, без реплик в кадре и без действий.
«Очень редко, но можно заметить в массовке профессионального актера. Чаще всего страдающего безработицей и безденежьем».
Играть в массовке для проф. актера считается «плохой тон» и несчастливый жест – в сторону своей собственной актерской карьеры.
Заправляют массовкой бригадиры, которые набирают людей себе в массовочную бригаду и отдают им команды на съемках, под руководством второго режиссера или ассистента. Сам режиссер массовкой, как правило, не занимается.
«Я однажды работал с массовкой. Будучи режиссером,
так получилось. Вы когда-нибудь пробовали
командовать ребенком? Массовка – аналог ребенка,
которому надо одно и то же повторять по 20 раз».
Именно бригадиры получают деньги как гонорар массовке, и раздают эти деньги среди своей бригады. Обычно недоплачивая, и в разы. Но будешь качать права – тебя вообще выгонят из бригады, и придя в другую бригаду – познаешь те же самые недодачи денег. Иначе говоря, права выбора нет.
Конец ознакомительного фрагмента.