Глава 2. Человек
Обзор анатомического, физиологического и психологического строения
Итак, основой Практической Магии является, несомненно, Человек.
И на самом деле, человека можно представить как полноправного хозяина своей воли, не имея которой, невозможно что-либо совершить или изменить.
В этой главе мы постараемся дать наиболее понятное и краткое представление о сущности человека. Полученные знания будут необходимы нам для дальнейшего изучения Магии. Также иногда нам придется затрагивать область Физиологии и Психологии Человека.
В начале изучения сущности Человека мы сталкиваемся с определенной сложностью в самом определении понятия «Человек». Но наиболее трудным будет изучить то, что же скрывается в этом понятии, не являясь таковым на самом деле.
Для примера возьмем сон человека. Здесь можно выделить один основной и очень важный момент: в то время, когда человек спит, у него ровное дыхание, спокойное сердцебиение и все физиологические процессы в норме, а его чувства и эмоции находятся в состоянии покоя. То есть человек не способен ни радоваться, ни злиться, ни любить, ни ненавидеть, так как то, что отвечает за все эти эмоции (так называемое разумное существо) «спит», и его как бы на самом деле нет.
То есть, в данном случае, одна часть организма Человека (Физиология) полностью дееспособна, а другая (Психология) совершенно бездействует. Но тут стоит задать вопрос: а какая же из этих частей является Человеком – та, что спит или та, что бодрствует? Рассуждая здраво, мы понимаем, что спящий человек и является «настоящим», т. е. он не воспроизводит все органические функции.
Отсюда можно сделать вывод, что этот «настоящий» человек и отвечает за все эмоции, чувства и желания. Но ведь именно он в нашем примере со сном и бездействует. А в состоянии бодрости находится что-то, полностью поддерживающее все органические функции тела. В медицине это «нечто» называют растительной, или органической жизнью, а в философии – «бессознательным началом». Выходит, что эта часть является автоматической, или механической составляющей человека. Можно назвать ее «механический человек», но ему не присуще обладать своей волей и своим сознанием. В дальнейшем мы подробно рассмотрим этот вопрос, но сейчас стоит выделить главное: две части человеческого существа совершенно отличаются друг от друга. Одна часть – это та, что может находиться в состоянии сна и также может бодрствовать, а другая находится в движении до самой смерти человека. Эти две части очень тесно взаимодействуют между собой в течение жизни, и от этого происходят явления, которым необходимо уделить внимание.
Проснувшись, человек воспроизводит целый ряд новых явлений. Пока оставим так называемого «механического человека» и рассмотрим «разумного».
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему ребенок – человек в период развития – ударившись, тут же пытается стукнуть то, обо что он ударился? Отсюда другой вопрос, почему первое желание взрослого человека, которому нанесли удар, тут же дать сдачи?
Рассмотрим один наглядный пример: в армии солдат, получивший пощечину от офицера, не наносит ему тут же ответный удар, хотя именно таково его первое желание. Это движение почти неосознанно, и оно наверняка произошло бы, но все дело в том, что разум сдерживает инстинктивные импульсы, которые отдают команду руке, уже готовой нанести удар. В этот момент в сознании солдата вихрем проносятся мысли о дисциплинарном наказании, последующем после его ответного удара. И тут же с помощью нового, уже осознанного, импульса его рука останавливается.
Итак, отсюда можно сделать следующий вывод: действие можно совершить как необдуманно, подчиняясь инстинктам, так и сознательно. Т. е. кроме человека «разумного», полностью обдумывающего свои действия, внутри нас существует «нечто», живущее самостоятельно, проявляющееся в резких и грубых порывах. И это «нечто» спокойно сосуществует рядом с разумом, сознанием и волей человека.
Остается только решить: насколько реальна эта «механическая» сущность человека? Хотя понятно, что не одни и те же импульсы побуждают нанести ответный удар и наоборот, сначала дают возможность обдумать все последствия этого поступка раньше, чем его совершить.
Обычный мужик, являясь чисто импульсивным существом, при малейшем недоразумении сразу полезет в драку, прежде чем что-либо сообразит, но человек воспитанный предложит вам свою визитную карточку и секундантов, что говорит о большей работе его разума.
Не будем приводить дополнительных примеров, а вернемся к спящему человеку. Его можно разделить на две части:
• часть механическую – действующую во время сна;
• часть разумную – в настоящий момент спящую.
А если рассмотреть человека бодрствующего, то можно по роду производимых им действий выделить два новых вида:
1) человек импульсивный – подчиненный сиюминутным импульсам;
2) человек разумный – вначале размышляющий, а потом действующий, все поступки которого определены не эмоциями, а мыслями и рассуждениями.
Соединив вместе эти два примера, мы можем разделить человека уже на три составляющих:
1) механический человек;
2) импульсивный человек;
3) разумный человек.
В результате мы видим, что цель Магии – найти способы, позволяющие человеку разумному защищать человека импульсивного. Но все эти рассуждения дают нам весьма смутное представление о человеке в целом, поэтому теперь мы рассмотрим каждую из трех составляющих в отдельности.
Механический человек (человек-машина)
Рассматривая какой-либо механизм, прежде всего мы стараемся определить его предназначение, а уже потом начинаем рассматривать, из чего он состоит и как действует. В том же порядке мы попробуем описать механического человека.
Настоящий человек, носитель воли, с одной стороны, воздействует на свой организм, а с другой – на окружающий его мир посредством сил, которые его же организм и вырабатывает.
Механический человек отличается от всех построенных им механизмов тем, что он не только вырабатывает необходимые организму силы, но и может восстанавливать постоянно изнашивающиеся части.
Чтобы понять, как устроен организм человека, давайте представим себе три фабрики, расположенные одна над другой и соединенные между собой множеством труб и проводов.
Нижнюю фабрику назовем животом, среднюю – грудью, а верхнюю – головой.
Материалы, необходимые для всех этих фабрик, поступают через фасад верхней, называемый лицом, где и помещается вход в живот, называемый ртом.
Выше находится вход в среднюю фабрику – нос, куда поступает воздух, который потом перерабатывается легкими.
Над ним находятся глаза, которые передают изображения всех видимых нами предметов, таинственным образом изменяющиеся в нашем восприятии.
Продолжая эту аналогию, живот можно назвать турбинной станцией с очень грубыми механизмами, грудь – насосной станцией, с более тонкими механизмами и множеством труб, и наконец, голову назовем электрической станцией, с ее динамо-машинами, трансформаторами, аккумуляторами, коммутаторами и огромным количеством проводов. В подвалах размещены приспособления, необходимые для удаления фабричных отходов. Все вместе эти три фабрики и образуют механического человека. Теперь рассмотрим каждую из фабрик подробнее.
В нижней фабрике – животе – производится материя, необходимая для строения организма. Она получает пищу извне, перерабатывает ее в млечный сок – хилус – и формирует части для механизмов двух других фабрик.
В разных местах организма размещаются склады материала – лимфатические железы, которые с помощью лимфатических сосудов соединены как с животом, так и с местами, которые эти материалы потребляют.
Средняя фабрика – грудь – преобразовывает получаемые от нижней фабрики материалы при помощи вдыхаемого воздуха. Кроме этого, она вырабатывает жизненную силу, которая разносится кровью по всему организму.
Верхняя фабрика – голова – перерабатывает жизненную силу, переносимую кровью, с помощью специального органа – мозжечка, и получает новую силу – нервную, которая затем распределяется по всему организму.
Всеми движениями организма управляют узлы большого симпатического нерва, которые и служат аккумуляторами для хранения запаса нервной силы.
Если рассмотреть взаимоотношения всех трех фабрик между собой, мы увидим, что живот перерабатывает пищу, но без получаемой из груди крови он не смог бы ничего сделать, так как она необходима ему для приведения в движение всех его аппаратов. В свою очередь и нервная сила, поставляемая головой, необходима животу для управления этими движениями.
Таким образом, во всех действиях живота важную роль играют грудь и голова. Кроме того, в животе расположены органы для удаления отходов всех трех фабрик, тогда как на лице помещен вход для нужных им материалов.
Главной задачей груди является приведение в движение органических элементов, для чего живот доставляет ей хилус, а голова – нервный ток, приводящий все ее аппараты в движение. И наконец, голова, а точнее – нижняя, задняя часть мозга, управляет всеми движениями организма с помощью нервной силы, вырабатываемой из доставляемой грудью крови.
Состав крови напрямую зависит от качества хилуса, а нервная сила – от качества крови. Именно поэтому качественное питание изменяет и качество нервной силы, и отношение человека к внешнему миру.
Этим обстоятельством широко пользуются в Практической Магии.
Импульсивный человек
На примере солдата и офицера мы рассмотрели различия между импульсивным и разумным человеком. Это очень важно для магических целей и для понимания психических явлений, которые наблюдаются в гипнозе, алкоголизме и умопомешательстве.
Основной особенностью импульсивного действия является то, что оно сразу следует за вызвавшим его впечатлением. Современные физиологи называют это рефлексом. Чтобы понять, что же такое рефлекс, нужно изучить строение нервной системы человека.
Как говорилось раньше, механический человек состоит из трех фабрик, всеми движениями которых управляет специальная (симпатическая) нервная система. Она состоит из мозжечка и ряда нервных узлов – аккумуляторов, расположенных где по одному, а где и большими массами. Эти массы нервных узлов (ганглий) называются нервными сплетениями (плексусами). Они все являются своеобразными резервуарами силы, собирающими и регулирующими ее течение.
Наряду с симпатической нервной системой существует еще и другая.
Позвоночник в теле человека служит исходным пунктом телеграфных проводов всех фабрик и центра, находящегося в голове. Эти провода – нервы – называются чувствительными, если несут импульсы от тела к голове, и двигательными, если работают в обратном направлении.
Заметим, что чувствительные нервы выходят из задней части позвоночника, а двигательные – из передней. Все эти нервы белого цвета и расположены симметрично. Если разрезать спинной мозг, находящийся внутри позвоночника, то мы увидим, что снаружи он состоит из того же белого вещества, что и нервы, а вот внутри мы обнаружим другое вещество, серого цвета, которое окружает узенький канал, проходящий в центре мозга. Роль этого серого вещества по отношению к белому та же, что и роль центра – к проводнику, вокзала – к рельсам, а телеграфной станции – к проводам.
Теперь мы ясно можем представить себе полную картину строения спинного мозга. Он весь как бы окружен телеграфными проводами. Спереди расположены те, по которым направляются сообщения из центра (двигательные нервы), а сзади – те, по которым приходят сообщения в центр (чувствительные нервы). Посередине располагается длинный ряд вспомогательных станций, каждая их которых разделена на две комнаты: в задней получают сообщения, а из передней их отправляют. Эти комнаты соединены между собой и с другими станциями проводами.
Целью всех этих многочисленных станций является замещение, когда это возможно, центра – головы.
Чтобы четко запомнить взаимоотношения этого множества станций, давайте вспомним изображение организма человека. Фабрики, снабженные всем необходимым для работы, непосредственно сообщаются только с симпатической нервной системой. Именно поэтому голова не может управлять работой, например, сердца или печени. Каждая фабрика снабжена парой особых органов: живот – ногами, грудь – руками, а голова – челюстями.
Все эти парные органы приводятся в действие другими нервами, в отличие от аппаратов, действующих внутри фабрик. Но симпатическая система, отвечающая за внутреннее движение крови в этих органах и за дыхание кожи, не имеет никакого влияния на движение этих органов: ими заведует мозг. Или спинной – если движения автоматические, или головной – если сознательные.
В пределах каждой из трех фабрик в спинном мозгу есть характерные утолщения, к которым примыкают все нервы, идущие из соответствующих им органов. Таким же образом к спинному мозгу примыкают нервы, идущие от всех чувствительных точек внешней поверхности тела.
Следовательно, в каждой фабрике сильно различаются две части:
1) центральная машинная часть, подчиняющаяся симпатическому нерву;
2) периферическая часть – кожа и части тела, которые подчинены другим нервам.
Вернемся к нервной системе, существующей в организме параллельно симпатической и называемой сознательной. Ее областью действия как раз и является периферическая часть организма, причем это действие может быть двух видов: рефлективное и сознательное.
Понять это нам поможет прилагаемая схема. На ней изображена средняя фабрика – грудь.
Рис. 1. Схема нервной системы руки: А – передняя сторона спинного мозга П. С. М.; РР – задняя сторона спинного мозга З. С. М.; NM – двигательные нервы из спинного мозга в руку Д. Н. С. М.; NS – чувствующие нервы из руки в спинной мозг Ч. Н. С. М.; G – нервные узлы (ганглии) спинного мозга Г.; СА – передняя часть головного мозга П. Г. М.; СР – задняя часть головного мозга З. Г. М.; CM – двигательные нервы головного мозга Д. Н. Г. М.; CS – чувствительные нервы от руки к мозгу Ч. Н. Г. М.; РО – нервное сплетение большого симпатического нерва П. С. Н.; В – рука Р.
В центре рисунка условно обозначены сердце и легкие, приводимые в действие сердечным сплетением (плексус кардиальный – Р. О.) большого симпатического нерва П. С. Н., он соединяется с передней частью спинного мозга.
Внешний контур рисунка состоит из двух пучков различных нервов, идущих в руку, одни из них, Д. Г., – идут из головного мозга, другие же, Д. С., – из спинного мозга. Эти нервы передают сигналы от центра к периферии, как указывают стрелки, – это двигательные нервы; пучки же Ч. Г. и Ч. С. передают сигналы обратно, от периферии к центру – это чувствительные нервы.
Двигательные и чувствительные нервы, дойдя до руки Р, сплетаются в один пучок.
Теперь разберем пути ощущения и движения.
Представьте, что я уколол себе палец. Полученное в пальце ощущение направляется по пучкам Ч. Г. и Ч. С.
Сначала посмотрим, что происходит в последнем.
По пути Ч. С. ощущение, пройдя узел Г., поступает в заднюю часть спинного мозга (серый центр), то есть на одну из вспомогательных телеграфных станций. Телеграфист (нервная клетка) тут же передает сообщение своему коллеге в соседнюю комнату (передняя часть спинного мозга), откуда по проводнику Д. С. на мускулы руки поступает такой сигнал, что она быстро отдергивается назад.
Это механизм первого движения – рефлекторного действия.
Но это еще не все.
Ощущение из пальца движется не только по пути Ч. С. в спинной мозг, но и по пути Ч. Г. в головной мозг, где оно воспринимается как боль, то есть в головном мозге ощущение превращается в идею, а не в нервный импульс, как это было в спинном мозгу.
Схема действия нервов руки
Под влиянием этой идеи начинает действовать воля, и из П. Г. М. отправляется сигнал в руку по проводнику Д. Г., по команде которого эта рука поднимается высоко вверх. Таким образом, эффект первого движения значительно усиливается сознательным действием воли.
В данном случае воля действует в том же направлении, что и спинной мозг.
Чтобы лучше разобраться в данном явлении, еще раз рассмотрим наш пример с пощечиной, проследив за ним по прилагаемому рисунку.
Рис. 2. Схема действия нервов руки
Офицер бьет по точке А. В этот же момент и происходят только что разобранные нами явления: ощущение от удара поступает в серый центр З. С. спинного мозга, где и возбуждает рефлекторный импульс-сигнал.
Конечно, движение гортани (крик) было бы ближайшим по расположению действием этого импульса, но в нашем примере мы условно предположим другое действие и будем его придерживаться.
Начинает действовать импульсная часть человека, и сигнал из центра З. С. передается в грудной центр З. Гр., потому что при определенной силе раздражения на него могут ответить несколько разных центров одновременно.
Далее, из З. Гр. импульс передается в переднюю часть Д. С. спинного мозга, и уже оттуда, по проводнику Д. С., сигнал достигает руки и дает команду на движение, т. е. на возврат пощечины.
Но в тот же миг ощущение поступает и в задний головной мозг З. Г. по ближайшему чувствительному нерву Ч. Г. Там появляется идея боли, но одновременно запускаются наивысшие психические центры и идея дисциплинарного наказания переходит в определенное понимание, под влиянием которого воля посылает импульсы в направлении, противоположном рефлекторному движению (нанести ответный удар).
Из переднего головного мозга П. Г. по ближайшему проводнику Д. Г. сознательный импульс отправляется к руке и, достигнув ее, передает ей движение по направлению О., останавливая действие рефлекса. В результате наш солдат остается стоять застывшим в одной позе, подчиняясь действию этих двух противоположных импульсов.
Читателю не стоит удивляться наивности наших примеров и подробности их изложения, т. к. без этого будет очень сложно понять магические упражнения. Сознательное движение, независимо от того, куда оно направлено – в ту же сторону, что и рефлекс, или в противоположную – значительно сильнее его. Поэтому в первом случае рефлекторное движение ощутимо усиливается, а во втором – полностью парализуется.
Психологическое строение человека
Рис. 3. Схема психологического строения человека. В центр нашего рисунка помещен сам импульсивный человек, без сопротивления поддающийся всем приказам, поступающим как сверху (от воли), так и снизу (от организма). Он омывается потоком нервной силы, соединяющей его с разумным человеком сверху и с физическим телом снизу; слева на схеме показаны чувствующая и воспринимающая части человека, справа – волевые и двигательные
Сравнивая сознательное движение с сильным тормозом, мы упускаем из виду почти половину явлений, поэтому, по примеру Фабра д'Оливе, сравним наше сознательное движение с большим шаром, внутри которого находятся маленькие шары, соответствующие рефлекторным действиям (рис. 3).
Рядом с механической частью человека существует и другая, проявляющая некоторые признаки разума (инстинкт) и похожая по своим стремлениям и проявлениям на животное. Эту часть мы назвали импульсивным человеком. Она всегда может быть подчинена человеку разумному, волевому, если он научится ею пользоваться, а не будет слепо подчиняться бессознательным импульсам, уподобляясь животному.
Рассмотрим подробно, какими бывают эти бессознательные импульсы.
Все сказанное нами ранее об устройстве человека имело тройственный характер (фабрики, плексусы и др.), поэтому мы ожидаем, что такой же характер имеют и все остальные происходящие в человеке явления.
Испытывая страх или ожидая что-нибудь неприятное, (экзамены, смотр, учения) человек ощущает некоторую тяжесть в желудке; объясняясь в любви, – напротив, в сердце. При решении сложной задачи такое же ощущение – у человека в голове.
Вот это, казалось бы, элементарное наблюдение является ключом к психологии Пифагора и Платона, восстановленной усилиями Фабра д'Оливе.
Таким образом, психологически развитый человек тройственен и триедин (состоит из трех составляющих, объединенных в одно целое), хотя у подавляющего большинства людей из трех имеющихся интеллектуальных центров нормально развит только один или два.
Первой задачей человека, решившего изучать Практическую Магию, является: научиться давать себе подробный отчет обо всех происходящих в его организме импульсах, уметь их усиливать или сдерживать по своему желанию. И как человек воспринимает впечатления внешнего мира через органы чувств, так же он воздействует на внешний мир при помощи соответствующих органов: взгляда (глаза), слова (гортань), жеста (рука) и др. Это – органы выражения. Тщательное изучение даст нам понять, что, хотя воля и может свободно управлять всеми этими органами, тем не менее каждый из них привязан к одному из рассмотренных нами центров человеческого существа.
Например, глаза являются принадлежностью собственно человека, человека воли, для которого взгляд – это главное средство выражения. Поэтому именно взгляд и изменяется первым в случаях сумасшествия, опьянения, сомнамбулизма и др.
Гортань, орган речи, принадлежит главным образом разумной части человека, которого мы назвали психическим (с этой точки зрения отлично описал роль гортани М. Vurgey).
Руки, как орган жеста, принадлежат груди, так же как ноги принадлежат животу. Эти органы выражения повинуются человеку воли и рефлексам, как мы это видели в примере с пощечиной.
Если мы идем по знакомой нам дороге или просто гуляем без определенной цели, то воля в этом случае отдыхает и нашими движениями руководят низшие рефлексы. То же самое происходит, когда мы выполняем привычную ручную работу.
Зачастую мы произносим выученные наизусть стихи, молитвы и др., абсолютно не задумываясь, наш мозг при этом не работает. Во всех этих случаях действует импульсивный человек.
Рефлексы человека можно дрессировать так же, как дрессируют животных, приучая их к определенной деятельности. И многие люди считают себя совершенно счастливыми, достигнув своеобразного идеала – доведя выполнение своих обязанностей до автоматизма.
Таких субъектов невозможно представить как идеальных людей – это автоматы, а не разумные существа.
Импульсивный человек – это величайший враг Магии. Нам следует научиться подчинять воле эту часть своего существа, как источник всех компромиссов с совестью и подлостью, несмотря ни на какие ее протесты.
Потому что тот, кто подчиняет смертному бессмертное, огрубевает, превращается в раба материи и этим, как следствие сегодняшней беспечности, задает себе на будущее огромную работу.
Импульсивный (рефлекторный) человек состоит из трех: он может быть инстинктивным, сентиментальным или интеллектуальным, но в любом случае он прежде всего пассивен.
Инстинктивный тип – пассивно выполняет свою обычную работу или чужую волю, но никогда не действует сам по себе. По определению Кондильяка, это – человек-машина, или, если хотите, субъект, постоянно находящийся в сомнамбулическом сне.
Единственным средством взаимодействия с его психикой являются чувства. Полностью инстинктивный человек, например, грубый мужик, может реагировать на чувственные восприятия только проявлением соответствующих потребностей.
Во всех своих поступках он будет исходить из чисто животных потребностей, и целью его жизни могут быть только еда, питье и сон. Наивысшим наслаждением для него является опьянение, лишь в этом состоянии в нем начинает пробуждаться ближайшее высшее чувство – сентиментальность, в этом состоянии он способен даже любить, но и то, лишь как самец самку. Его разум зависит от инстинкта. Он не является человеком в полном смысле этого слова – это инстинктивный человек.
Ремесленник или фабричный рабочий, как человек, стоящий несколько выше предыдущего, имеет более развитые чувства. Это сентиментальный тип человека.
Чувственное восприятие вначале возбудит в нем соответствующую потребность, но это возбуждение продолжится недолго: вскоре его место займет страсть, которая и будет им управлять, так как теперь в свои права вступает сентиментальность.
Точное значение приведенных выше понятий «возбуждение» и «сентиментальность» поясним на следующем примере.
Сравним психическую часть человека с садом, состоящим из трех террас, расположенных на склоне горы. Нижнюю террасу назовем инстинктом, среднюю – чувством и верхнюю – интеллектом. При рождении каждый человек получает семена для посадки в нижнем саду (инстинкты). Из этих семян, единожды попавших в землю, получаются дикие растения, не требующие никакого ухода со стороны садовника, потому что все необходимое им обильно поставляет фонтан внешних впечатлений.
Но когда эти растения вырастают в способности, они приносят цветы, называемые идеями, и плоды, содержащие зародыши новых способностей.
Добытые из этих плодов семена предназначены для посева во втором саду (чувств). Но поскольку в этот сад лишь изредка долетают брызги от фонтана внешних восприятий, садовнику уже приходится заботиться об этих растениях. Поэтому они вырастают уже не такими дикими, хотя и сохраняют еще черты растений нижнего сада.
Во время сбора урожая средний психический сад человека заполнен плодами новых способностей.
Из этих плодов, применив «величайшую тщательность и громадную осторожность», необходимо извлечь семена и посеять их в верхнем саду интеллекта. И если садовник приложит все свое старание и умение, то там из них вырастут новые высшие способности.
Не бывает у человека врожденных идей, как нет готовых вековых дубов в зарождающейся в степи дубраве.
В человеке изначально заложены определенные врожденные задатки, которые способны более или менее развиваться под влиянием его собственной воли. И тогда может вырасти библейское «древо познания добра и зла», так как нужно уметь собирать и культивировать мистические плоды, растущие на этом дереве.
Сравнение психики человека с садом хоть и помогло нам понять Платона и Фабра д'Оливе, но у него есть один серьезный недостаток – человеческие способности представлены в нем неподвижными, а на самом деле все психические способности человека находятся в постоянном движении. Поэтому будет лучше представить себе названия человеческих способностей написанными на кругах, вращающихся вокруг общей оси.
Любое внешнее впечатление, проникая в человеческую психику, приводит в движение один, два или три таких круга, в зависимости от того, способности скольких порядков развил в себе человек, а от этого развития зависит и его место в природе.
Теперь давайте вернемся к нашему ремесленнику.
Как мы уже заметили, во всех его психических процессах значительную роль играет чувство. Он – типичный француз, любит веселую музыку и песни, для его по-детски наивного характера наивысшие наслаждения – это любовь, веселая компания и катание на лодке с музыкой. Первое же место в его жизни занимает женщина. Этот страстный тип имеет множество достоинств и не меньше недостатков, но, по крайней мере при соответствующем образе жизни, он способен к огромному развитию.
Рассудочный автомат – вот последний тип импульсивного человека.
Здесь можно задать вопрос: как может проявляться рассудок вне бессмертного духа? Желающих получить ответ я отошлю к сочинениям на тему гипнотизма и психиатрии, а сам же продолжу рассмотрение этого крайне важного типа.
Представитель этого интеллектуального типа не пьет, потому что это не принято среди его окружения. Его не влечет к женщинам, он рано женится и ведет правильную жизнь.
Несмотря на всю свою рассудительность и уравновешенность, это все-таки не человек, а машина – рассудочный автомат.
Его чувства чуть коснулись спящего инстинкта. Лишь немногим большего развития достиг он в сентиментальной области, но зато полностью сосредоточился в сфере интеллектуальной.
Любовь ему заменяют нравоучительные рассуждения, музыку – вычисление всяких пустяков. Главное же место в его существовании занимают денежные вопросы. Свой жизненный путь он представляет уставленным сверкающими верстовыми столбами с надписями: 300 монет—480–600–900–1200–2400… и чин его превосходительства.
Вся его жизнь заключена в этом промежутке между тремястами рублями и чином его превосходительства, после чего начинается давно предвкушаемое блаженство, заранее подсчитанное и продуманное, его рай – дача с палисадником и остальные атрибуты.
В тех редких случаях, когда описываемый субъект так и остается холостым, его умственная деятельность полностью прекращается с момента выхода в отставку. Его полностью захватывают инстинкты, и его карьера, наполненная бескорыстием, почестями и умственной ленью, заканчивается на склоне лет полнейшим отупением.
Как мы видим, подобный субъект представляет собой рассудочную машину, построенную для определенных целей государством и, в данном виде, весьма полезную для общества, потому что способности, развитые в таком человеке строгими учителями с помощью суровых наказаний, относятся к наивысшим из доступных импульсивному человеку: дедукция, анализ, сравнение и память.
Но в физиологическом и особенно в магическом смысле он является не человеком, а просто счетной машиной. И верность этого подтверждается тем, что даже его лучшими развлечениями, зачастую переходящими в страсть, являются не вино и женщины, где нечего вычислять, а обязательно карточные игры.
Числа – вот основная пружина, двигающая человеческим интеллектом. В этом скрыта причина точного выполнения сомнамбулами внушенных им действий с точностью до минуты и секунды. Именно благодаря этому почти все мы просыпаемся в назначенный час, пожелав этого перед тем как заснуть.
Любая административная карьера, делающая человека рабом привычки, таит в себе страшную опасность: можно убить в себе человека воли – настоящего человека – заменить его автоматическим движением инстинктивной, сентиментальной или интеллектуальной сфер. И ни военные, ни гражданские учреждения не могут избежать этих роковых последствий.
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что человеку, достойному называться этим именем, необходимо, кроме обычного ремесла, заставляющего действовать механическую часть его интеллекта, иметь еще и свободно избранное занятие. От механической работы отдыхают не сидя без дела, а работая умственно. Ведь, как говорил еще в двенадцатом веке Маймонид, праздность утомляет и расслабляет.
Поговорим теперь о сознательном человеке и о тех изменениях, которые может внести его воля в деятельность импульсивного человека. Их взаимоотношения описаны в главе о пьянстве, сумасшествии и гипнозе.
Удивительная сила живет в каждом из нас, возвышаясь над всеми импульсами, рассматривая и судя их. В ком-то она развита больше, в ком-то меньше – эта настоящая принадлежность человека – воля.
Человек воли
Человек воли может напрямую воздействовать на инстинктивные, чувственные и интеллектуальные рефлексы, а с помощью взгляда, слова или движения – на других людей и природу, так как он воплощает в себе великую космическую силу природы.
Машинист, управляя локомотивом, смотрит то на манометр, проверяя давление пара в котле, то на лежащие перед ним рельсы, стремясь избежать опасностей, которые могут подстерегать его на протяжении всего пути. Точно так же и человек воли – бессмертный человек – управляет человеком-машиной, опираясь на него же, осведомленный внешними чувствами о состоянии окружающего мира, а самочувствием – о состоянии своего организма. Помимо этого, у него в распоряжении есть нервная сила, позволяющая ему ускорять или сразу останавливать свои психические движения.
Рис. 4. Центры деятельности человеческого существа
Человек воли борется с природой на равных, вырубает леса, покрывающие землю, и строит вместо них прекрасные города, в которых множество изобретений – результат действия его воображения на волю – делают жизнь более приятной, но для слабых – и более опасной. Он – первооткрыватель как материального, так и идейного мира, изобретатель, строитель городов, неустрашимый исследователь или проповедник вечной истины. Когда понадобится, он всегда сумеет сдержаться, пострадать или умереть, потому что не подчиняется своему организму, а властвует над ним. Он его господин, а не раб.
И теперь нам понятно отличие Пифагора или Ньютона от импульсивного человека. Для невежды все они – люди, хотя на самом деле только первые заслуживают этого имени.
Коротко повторим содержание этой главы.
Три отделения, три этажа, три центра, каждый из которых делится на три подразделения.
Низ: анатомически – живот, физиологически – фабрика материи, психологически – сфера чувств и инстинктов.
Середина: анатомически – грудь, физиологически – фабрика жизни, психологически – сфера ощущений и страстей.
Верх: анатомически – голова (нижняя задняя часть головного мозга и его продолжение – спинной мозг), физиологически – фабрика нервной силы, психологически – сфера интеллекта и пассивного вдохновения.
Над этими тремя центрами главенствует, полностью покрывая их (как ангел покрывает крыльями охраняемого им человека), анатомически – мозг, со своими помощниками – пятью чувствами и органами их выражения, являющимися входами и выходами всех психических процессов; физиологически – высшие мозговые центры и психологически – сфера воли и активного разума. (Подробности на рис. 3.)
Сфинкс
Сфинкс является полным пантаклем, выражающим своими формами все части и разновидности человеческого существа. Поэтому, согласно преданию, и решением загадки, заданной сфинксом Эдипу, является слово «человек».
У сфинкса человеческая голова, львиные когти, тело быка и орлиные крылья (посмотрите на символические атрибуты четырех евангелистов, изображенные на пьедестале). У большинства египетских сфинксов крылья, или заменяющие их символы, размещаются по сторонам головы.
Этот великий символ описывает следующая формула: знать, сметь, хотеть, молчать.
Изучив каждую из составляющих его форм, можно найти ключ к познанию состава человека и руководящих им побуждений.
Бык – символизирует флегматический темперамент, работу и материальное тело.
Лев – сангвинический темперамент, храбрость и жизнь.
Орел – меланхолический темперамент, интуицию и нервную силу.
Ангел – вне человеческого совершенства – холерический темперамент, волю и разум.
Jean Dellville, французский художник и спиритуалист, по нашим указаниям так изобразил эту аналитическую фигуру сфинкса.
Рис. 5. Сфинкс
Ноги (органы живота) человека охватывают быка (владеют им).
Руки (грудные органы) – держат льва за гриву.
Челюсти (головные органы) – удерживают орла за охватывающую его шею цепь.
А крылья ангела – воля – окружают всю эту группу, словно обнимая все животные побуждения бессознательной части человека.
Это и есть символическое изображение цели, к которой стремится маг.
Отношения человека воли к импульсивному существу
Мы уже не раз упоминали, что усилием воли на импульсивные центры человека можно мгновенно остановить начатое им движение. Теперь рассмотрим это явление подробнее.
Когда внешнее впечатление попадает в инстинктивный центр нормально бодрствующего человека, всегда одновременно появляются как соответственное ощущение так и рефлекторное движение. При этом возможны различные случаи.
Человек, принадлежащий к одному из низших психических состояний, при восприятии какого-либо ощущения, не мешает действовать импульсивной части, и она удовлетворяет своим животным побуждениям, при этом субъект лишь пассивно получает новые ощущения от действия импульсивного существа.
В этом случае высшие центры не показали никакой активной реакции, а центр сознательных восприятий выполнял лишь функцию зеркала, отражая впечатления и записывая их. Но если человек привык анализировать получаемые впечатления, то его не удовлетворит простое восприятие, и он тут же подвергнет их критической оценке.
Процесс мышления представляет собой умственную обработку идеи, порожденной восприятием. Тут начинают действовать способности, которые превращают эту идею в мысль, а мысль – в суждение. Но эти способности неодинаково развиты у разных людей, поэтому не все на это способны.
Судя по тому, следуют размышления сразу за восприятием или нет, получаются различные результаты. Поэтому необходимо постоянно тренироваться в размышлениях, что будет отличной подготовкой к развитию воли, размышления в явлениях восприятия – точно соответствовать развитию воли в явлениях активного действия.
Мы уже рассмотрели реакцию на внешние восприятия грубо импульсивного человека. Теперь рассмотрим, как поступает в этом случае человек среднеразвитый.
Мы знаем, что сознательное существо выполняет три главные функции:
1) оно чувствует – воспринимает образы и идеи, передаваемые ему центрами чувств;
2) подвергает эти идеи специальной обработке – обсуждению;
3) результатом этого является действие, которое сознательный человек производит над импульсивным существом, внешним миром и самим собой. Именно здесь и действует воля.
Итак, ощущение может воздействовать либо только на инстинктивные центры, либо пробраться еще и в ближайшие высшие центры – в сферу чувства. В этом случае происходят два новых явления:
1) рефлекторный импульс (эмоция), который направлен к органам выражения и имеет страстный характер;
2) специальное воздействие на сознательное существо, которое при этом получает не только ощущение наслаждения или страдания, но и чувство с признаками любви или ненависти.
Но последствия воспринятого ощущения этим не ограничиваются. Превратившись в чувство, оно способно воздействовать на рассудок, и тот от себя производит еще два новых явления:
1) рефлекторное действие интеллектуального характера – влечение;
2) специальное воздействие на сознательное существо, которое воспринимается при этом уже не как чувство, а как суждение – истинное или ложное.
Таким образом, человек с достаточно развитыми центрами сознания, воспринимая ощущение, раскладывает его последовательно по трем направлениям: наслаждения или страдания, любви или ненависти и, наконец, истины или заблуждения. Этим направлениям соответствуют три рефлекса: потребность, страсть и влечение, каждый из которых, со своей стороны, может быть положительным или отрицательным, то есть активным или пассивным.
Исходя из того, было ли ощущение приятным (наслаждение, любовь, истина) или неприятным (боль, ненависть, заблуждение), человек либо приближается к источнику данного ощущения, либо удаляется от него. Не будем забывать также о том, что пока речь идет только о первом движении, которое всегда можно изменить усилием воли. Ведь подобно тому, как каждый из центров по существу является автоматическим, так человек воли по существу является совершенно свободным.
Главным действием сознательного существа на все три импульсивных центра является установление равновесия между ними. Нарушение этого равновесия влечет за собой тяжелые психические расстройства.
В чем же заключается это равновесие?
Многие из нас видели, как эквилибрист в цирке пользуется балансирным шестом при ходьбе по канату или проволоке. Он держит шест горизонтально перед собой и, слегка смещая его при необходимости в правую или левую сторону, легко удерживает равновесие. Сам по себе этот шест большую часть времени совершенно пассивен, и его единственное назначение – составлять противовес случайным силам, которые периодически возникают и стремятся вывести центр тяжести эквилибриста из вертикальной плоскости, проходящей через канат, что обязательно привело бы к падению.
Нередко и человеческая психика подвергается такому же действию случайных сил, стремящихся вывести ее из нормального состояния. И если бы высшая часть человеческого существа постоянно не заботилась о восстановлении равновесия, это обязательно бы произошло.
Эквилибрист, чувствуя, что готов упасть в правую сторону, тут же выносит свой балансирный шест влево, и равновесие восстанавливается. В этом случае сила, пытающаяся опрокинуть эквилибриста, противопоставляется весу шеста, и таким образом сила тяжести, эквилибрист и шест приходят в равновесие.
В любом примере равновесия присутствуют две различные сущности, воздействующие на третью, служащую связующим звеном (точкой опоры, осью вращения).
Так и в организме человека есть две субстанции, противоположные по характеру – тело и дух. А промежуточным звеном, связывающим эти две противоположности в одно уравновешенное целое – живой организм, является так называемое астральное тело (жизнь, пластический посредник).
Именно это равновесие и определяет своей устойчивостью то, что называется здоровьем, как физическим, так и психическим.
Также в здоровом организме, кроме равновесия духа и тела, о котором только что шла речь, должны находиться в равновесии все центры и их проявления (инстинкты, чувства, мысли).
Эти центры, находясь в равновесии с сознанием, дадут свои новые проявления: низший инстинктивный центр – здравый смысл, средний анимический центр (сентиментальность) – рассудок и, наконец, высший интеллектуальный центр – разум.
Конец ознакомительного фрагмента.