Вы здесь

Практикум 1. Гипермышление. Базовые приемы. Предисловие (Игорь Пономарев)

Предисловие

Те сомнения, которые не может разрешить теория, разрешит практика.

Л. А. Фейербах

Перед вами первый практикум к книге Гипермышление. Это издание построено на материалах двух тренингов и одного семестрового курса по развитию «творческого» мышления.

Многим людям, даже в образовательной среде, удобно мыслить простыми линейными шаблонами, ограничивая не только свое восприятие мира, но и возможности для развития учеников.

Тогда как творческое мышление – это лишь один из многих возможных 22-х образов нашего мышления.


Цель этого издания помочь освоить приемы и принципы нового метода мышления всем кто изъявил желание и готов сделать усилие над собой.

Это не книга, это даже не учебное пособие, это практикум, если хотите – «рабочая тетрадь» в которой есть примеры и упражнения. Важно отметить, что освоение метода потребует от Вас практики, практики и еще раз практики.


На страницах практикума вы сможете найти комментарии и рекомендации, на что обратить внимание и как правильно выполнить то, или иное упражнение, которые будут полезны на пути совершенствования мышления.

Также вы можете задать вопрос другим участникам курса, поделиться своими результатами и узнать о достижениях других участников курса.

Мышление можно тренировать, развивать, совершенствовать. только надо знать «ЧТО?», «КАК?» и ответить себе на главный вопрос «ЗАЧЕМ?»

ЧТО?

Мышление это функция, которая отличает человека от животного. Это то, что позволяет нам брать на себя ответственность, а не просто реагировать на происходящее, ставить и достигать цели. Есть три подхода к поиску ответа на вопросы: Что такое мышление? и Как оно работает?: «Черный ящик», «Прозрачный ящик» и «Открытый ящик».

Начну с самого невероятного, с подхода «открытого ящика», когда все видно, но ничего не понятно. Данная метафора подразумевает, что когда исследователи заглянули прямо в голову, а там только одно серое вещество, самого мышления как такового не видно. И сделали они вывод, что роль мозга улавливать сигналы свыше и транслировать их на тело! Это как бы «объясняет» и божественное начало, и духовность, и даже существование мышления отдельно от человека в виде функции, которую человечество носит, развивает и передает из поколения в поколения. Эволюционный подход подразумевает, что как только человек научит компьютеры мыслить по-настоящему, то эволюционировать начнет уже электронная жизнь. Роль человека останется быть «домашним животным», которое новый сверх-разум будет кормить и развлекать.

Подход «прозрачный ящик» метафора того, что мы наблюдаем, что в голове, как устроен мозг, из чего он состоит, как работает. И здесь мы все узнали про правое и левое полушария и их различные функции. Про рептильный ум и лобные доли. Про нейроны и аксоны, не только про серое, но и белое вещество, которое играет ключевую роль в научении. Вторую волну исследований под брендом «нейро» подстегнуло развитие технологии МРТ, которая позволяет просвечивать мозг и улавливать активность отдельных нейронов. Новые открытия позволяют лучше понять, как работает мозг и как можно эффективнее обучать и лечить человека, продавать что-то ненужное и даже менять убеждения человека. Возможно, этот подход в ближайшем будущем избавит нас от носимых гаджетов и необходимости учиться. Информация из мозга будет считываться внешними устройствами, а необходимая информация будет загружаться непосредственно в мозг минуя экраны и планшеты.

Подход «черный ящик», эта метафора исследовательского подхода к мышлению, который наиболее близок автору. Вам должен быть знаком это подход, хотя бы по смартфону, не обязательно знать его внутреннее устройство, чтобы делать звонки или просматривать сообщения. В Гипермышлении нет деления на право- и лево-полушарное мышление. Согласно подходу, нам не известно, что и как происходит в голове, сколько полушарий, какое количество извилин и насколько развиты височные области мозга, оставим это для изучения нейрофизиологам. Важно как Вы взаимодействуете с окружающим миром, как реагируете, как действуете, как обучаетесь и как решаете поставленные задачи.


КАК?

Представьте, что вы в фитнес-центре, где есть все возможные тренажеры, которые могут тренировать любую группу мышц. Что вы будете тренировать? Какой группе мышц уделите внимание в первую очередь… И пока вы размышляете, я хочу сказать, что у вас в руках «тренажер» для тренировки мышления. А мышление, представляет особая группа «мышц» (серое вещество – тот же белок) отвечающая за интеллект, наши чувства и волю к жизни. Мышление можно тренировать и развивать!

Что конкретно тренировать? Силу, по аналогии с мышцами. Гибкость, так как силой не все можно решить. А может быть выносливость? А как на счет точности и своевременности, координации и чистоты исполнения. Возможно, вам потребуется готовность или выдержка, а возможно и то, и другое. В конце концов все расставит по своим местам дисциплина и стратегия.

Что развивать – решать вам. Последовательно выполняйте упражнения представленные в практикуме. Следите за своими задачами, целями и ощущениями, результаты сами подскажут.


ЗАЧЕМ?

Зачем вам необходимо Гипермышление?

Решать и отвечать на этот вопрос Вам.

Для большей убедительности вы можете дать ответ на вопрос: Зачем мне проходить Практикум №1. Дайте свой ответ в матричной форме (см. матрица 1).


Матрица 1. Ответ на вопрос: Зачем?


Настоящее «зачем» появится после ваших ответов, когда вы начнете проходить и заполнять не одну, на десять матриц!

Факт: Если вы не заполнили сейчас одну матрицу, но не факт, что сможете найти силы и заполнить остальные. Когда вам придется не отвечать на вопрос и записывать, спрашивать других людей и действовать самостоятельно!

Зачем? – это самый простой вопрос.

Однажды, когда я проводил один из первых семинаров по Гипермышлению одна из участниц, блондинка, которая сидела на первом ряду спросила: А для чего нужно мышление?

Я не знал что ответить. Но применив прием Далет, я составил отдельную матрицу (см. матрица 2).


Матрица 2. Для чего нужно мышление!


Не смотря на то, что ответ кажется очевидным, «Я мыслю, значит я существую», а значит мышление нужно для существования! Чтобы БЫТЬ! Чтобы ЖИТЬ!

Конечно если применить другой прием #Самех то не далеко до вопроса Хайдегера: «Что зовет нас мыслить?» Но если продолжить и задавать подобные вопросы: Есть ли потребность в мышлении? Или мышление – это только инструмент? А может быть это и есть проявление самого «Я». И как здесь не вспомнить слова другого классика Маркса «Бытие определяет сознание». Переходя от теории к практике, вернитесь и составьте матрицу «Зачем мне курс Гипермышление?» Найдите, придумайте, посоветуйтесь, но запишите и дайте свои девять ответов.


Одномерное мышление


Как было сказано в книге Гипермышление, задача этого метода развить мышление, предложить инструменты для умственной работы и развить логику.

Не смотря на то, что мы живем в трехмерном мире, мы продолжаем мыслить одномерно. Каждая наша мысль, какой бы она не была находится на прямой: «хорошо – плохо», «верх – низ», «тепло – холодно», «дорого – дешево». Крайний случай такого поляризованного мышления называют еще «черно-белое».


Рисунок 3. Одномерное мышление «Добро и Зло»


Мы настолько привыкли делить и противопоставлять, что этот подход перенесли на изучение и описание мышления.


Левополушарное или Правополушарное

Это самое банальное и полезное заблуждение, которое имеет огромную популярность в массах, как и выражение «встать не с той ноги» Как будто полушария действительно устроены по-разному, и работает только одно из них.


Логическое или Образное

Это деление на «Физиков» и «Лириков» ближе и знакомо каждому на личном опыте. Но есть и не мало физиков, которые пишут стихи, но мало свободных художников готовых нарисовать функцию Дирака или уравнение Шредингера.


Абстрактное или Конкретное

А это знакомые всем теоретики и практики, которые заявляют, что они практики! Закономерно, что хорошие теории работают и дают лучшие результаты, и все суровые практики имеют свои собственные концепции о действительности.


Аналитическое или Дженералисткое

В этом разделении есть большой дисбаланс в сторону аналитики. Даже т. н. «системное» мышление по-большому счету аналитическое, изучающее взаимодействие частей. Тогда как дженералист – это умение увидеть над-систему в целом.


Быстрое или Медленное

Две системы действующие параллельно, одна хорошо думает, другая хорошо решает. Напоминает двух компаньонов: «делового» и «доброго». Один осознает и все контролирует, другой работает и действует на эмоциях и чувствах.


Сконцентрированное или Расслабленное

Одна из современных трактовок парадокса, когда мы в расслабленном состоянии решаем задачу, которую до этого не могли решить. Все дело в подключении новых связей, новых областей знаний и отключении (расслаблении) старых.


Дивергентное или Конвергентное

«Пусть цветут все цветы!» или «Все цветы мне надоели, кроме Пионов!», какое из выражений вам ближе? Часто эти два стиля эффективно дополняют друг друга и сочетаются но присутствуют на разных этапах одного процесса проекта.


Убегающее или Набегающее

Восприятие жизни, осмысление происходящего это то самое убегающее от нас бытие, когда каждый день становится историей. А будущее – не ясно, не определено и оно набегает на нас со всеми своим неожиданностями.


Внутреннее или Внешнее

Внутреннее – традиционное представление о мышлении как о функции мозга, что происходит где то в голове. На отображении этой идеи построен метод «Mind-Map», и это положение лежит в основании «нейро» исследований.


Гипермышление предлагает новую парадигму – «внешне мышление», которое происходит в окружающем нас мире, в огромном квантовом компьютере, который думает вместе с нами и результаты мышления разворачиваются перед вами!


Задача книги «Гипермышление», приемов и упражнений разорвать дихотомию и развить логику от классической формальной логики Аристотеля к диалектике Гегеля и Декарта построенной на противоречиях (законе единства и борьбы противоположностей), развить диалектику и сделать шаг дальше, к матричной логике и Гипермышлению.


Задача этой «рабочей тетради» скромнее и прагматичнее, сделать возможным отработку отдельных базовых приемов. В идеале должен получится дистанционный тренинг, который позволит каждому разнообразить свое мышление, стать более эффективным в выполнении умственной работы. Это возможно только путем систематических тренировок, выполнения упражнений и отработки приемов в своей практической деятельности.


Планируется выпустить серию «Практикум» по уровням сложности приемов:

№1. Базовые приемы (сейчас в ваших руках) – это базовые упражнения для обучения действием, вхождения в процесс тренировки и получения видимых результатов мышления.

№2. Продвинутый уровень – фокусирует внимание на рост результатов, новые упражнения расширяют инструментарий и способствуют интеграции мышления с деятельностью.

№3. Мастерский уровень – направлен на повышение качества мышления, делать больше меньшими усилиями, подключить в работу знание законов природы.

№4. Высший пилотаж – это приемы, которые позволяют делать невозможное, т.е. работать с противоречиями: находить и создавать, разрешать и развивать.


Также можно будет познакомиться с тематическими выпусками сборников приемов Гипермышления:

дизайнерам, для создание новых и сильных концепций;

инженерам, для описания систем и технологий;

журналистам, для проведения расследований и интервью;

менеджерам, для обучения и формализации знаний;

консультантам, для понимания причин проблем клиента;

и художникам, для создания своего стиля в искусстве.


Функционально матрица «3х3» может применяться как:

А. формат для конспектирования знаний «Know»;

Б. модель для сборки технологии и своего «Know-How»;

В. подход к повышению эффекта от умственной работы;

Г. способ развития диалектического мышления.


С точки зрения инноваций, матрица может стать:

I. стандартом формализации знаний в организации;

II. новым логическим оператором в программировании;

III. элементом развивающегося аппаратного обеспечения.


Рисунок 4. Приемы Гипермышления по уровням.