Тема 2. Общие основы экономической организации общества
1. Выбрать правильные ответы.
1.1. Какие из ниже перечисленных благ являются экономическими?
1.1.1.
а) Воздух, которым Вы дышите;
б) снег зимой;
в) пищевой лед, используемый в барах и ресторанах;
г) лед на улицах в зимнее время;
д) вода из родника недалеко от дома;
е) белая глина для производства фарфоровой посуды.
1.1.2.
а) Выпеченный хлеб;
б) солнечный свет;
в) кирпич;
г) уголь в недрах земли;
д) питьевая вода в бутылках;
е) звезды на небе.
1.2. Разграничьте частные и общественные блага:
а) пользование городским парком;
б) наем частного самолета;
в) пользование приватизированной лодочной станцией;
г) использование городского транспорта в целях передвижения по городу;
д) использование леса для сбора ягод и грибов;
е) использование личного автотранспорта для поездки.
1.3. Какие из перечисленных ниже благ Вы отнесете к общественным? (поясните свой выбор):
1.3.1.
а) Освещение улиц;
б) охрана правопорядка в городе;
в) автостоянки;
г) театры;
д) теннисные корты;
е) соблюдение чистоты парков города.
1.3.2.
а) Противоракетная оборона;
б) проезд в электричке;
в) парк культуры и отдыха;
г) освещение комнаты;
д) услуги коллегии адвокатов;
е) футбольный матч на стадионе.
1.4. Какие блага относятся к «чистым» или «смешанным» общественным благам:
а) общественный транспорт;
б) высшее образование;
в) охрана государственной границы;
г) оборона.
1.5. Ресурсами не являются:
а) продукты питания;
б) полезные ископаемые;
в) квалифицированная рабочая сила;
г) лабораторное оборудование.
1.6. Альтернативные издержки платного обучения не включают:
а) расходы на учебную литературу;
б) стоимость питания студента;
в) заработную плату, которую получал бы студент, если бы работал, а не учился в вузе;
г) арендную плату за использование вузовских помещений;
д) оплату проезда студента.
2. Выбрать правильный ответ.
2.1. Факторами производства являются:
а) предприятия, домашние хозяйства, рынки, государство;
б) труд, капитал, земля, предпринимательство;
в) нужды, потребности, ограниченность, возможность;
г) все перечисленное верно.
2.2. Чем отличаются факторы производства от экономических ресурсов?
а) экономические ресурсы – это то же самое, что и факторы производства;
б) в состав факторов производства не входят трудовые ресурсы;
в) в экономические ресурсы не включается предпринимательская деятельность;
г) факторы производства – это вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы;
д) факторы производства не включают природные ресурсы;
е) экономические ресурсы не включают в себя реальный капитал.
2.3. Ограниченность ресурсов означает, что:
а) общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди;
б) хозяйствующие субъекты не умеют рационально вести хозяйство;
в) люди производят мало продукции и много потребляют;
г) люди производят мало продукции, но получают много денег.
2.4. Проблема редкости ресурсов могла бы быть решена, если:
а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;
б) будут открыты новые, практически неисчерпаемые источники энергии;
в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;
г) все вышесказанное верно.
2.5. Проблема редкости ресурсов может быть решена, если:
а) будет решена проблема бедности во всем мире;
б) будет ликвидировано производство вооружений;
в) денежная масса будет в избыточном количестве;
г) все вышесказанное неверно.
2.6. Ограниченность ресурсов – это проблема, которая:
а) существует только в бедных странах;
б) есть только в бедных семьях;
в) есть у всех людей и обществ;
г) никогда не возникает в богатых семьях.
2.7. Экономическая эффективность измеряется как отношение:
а) всех затрат к зарплате;
б) зарплаты к стоимости всех затрат;
в) зарплаты к себестоимости;
г) стоимости предметов потребления к стоимости средств производства;
д) общего результата производства к затратам;
2.8. Кривая производственных возможностей показывает:
а) различные комбинации факторов производства;
б) преимущества производства одного товара перед другим;
в) изменения в цене различных товаров;
г) альтернативные издержки производства двух благ.
2.9. Сдвиг кривой производственных возможностей вправо должен сопровождаться повышением производительности труда, если:
а) количество используемого капитала растет;
б) увеличивается количество работников;
в) уменьшается количество работников;
г) сокращается заработная плата.
2.10. Альтернативные издержки нового спортивного комплекса – это:
а) оплата его охраны и оплата труда работающего персонала;
б) цена строительства спорткомплекса;
в) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов данного предприятия;
г) цена товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого комплекса;
е) расходы на оборудование комплекса.
2.11. Каковы ваши альтернативные затраты на обучение в вузе?
а) расходы на проезд до места обучения и обратно;
б) потери в заработке из-за занятий;
в) расходы на питание;
г) стоимость отдыха во время перерыва между занятиями;
д) амортизационные отчисления вуза.
2.12. Студент учится в университете. Его стипендия составляет 500 руб. Бросив учебу, он мог бы получать 5000 руб., если бы работал менеджером. Каковы его альтернативные затраты на обучение в университете:
а) 500 руб.; б) 5000 руб.; в) 4500 руб.; г) 5500 руб.
2.13. Альтернативными издержками рассматриваемого инвестиционного проекта являются:
а) ожидаемые издержки проекта;
б) дисконтированные издержки проекта;
в) ожидаемый эффект от лучшего альтернативного проекта;
г) учетная ставка Центробанка.
2.14. Производный спрос на фактор производства определяется:
а) спросом на другие факторы;
б) производительностью фактора;
в) спросом на продукт, производимый при помощи фактора;
г) предельной производительностью фактора.
2.15. Повышение ставки заработной платы привело к снижению предложения труда домашними хозяйствами. Это может иметь следующие причины:
а) монополией на рынке труда;
б) монопсонией на рынке труда;
в) мотивация о доходах превышает мотивацию о замещении;
г) мотивация о замещении превышает мотивацию о доходах.
2.16. При росте процентной ставки индивид склонен:
а) увеличить текущее потребление;
б) монопсонией на рынке труда;
в) инвестировать больше в ценные бумаги;
г) инвестировать больше в человеческий капитал.
2.17. Предельная факторная выручка определяет:
а) спрос на факторы производства;
б) предложение факторов производства;
в) издержки производства;
г) спрос на товары, производимые при помощи данного фактора.
2.18. Направление, считающее предметом экономической теории весь комплекс факторов, влияющих на экономику – это…
а) меркантилизм;
б) монетаризм;
в) неоклассицизм;
г) институционализм.
2.19. Товары А и Б являются взаимозаменяемыми. Если правительство существенно снизит потоварный налог на производителя товара А, то при прочих равных условиях в результате этого вероятнее всего:
а) цена и объем продаж товара Б увеличится;
б) цена и объем продаж товара Б уменьшится;
в) цена товара Б уменьшится, а объем продаж увеличится;
г) цена товара Б увеличится, а объем продаж уменьшится.
2.20. Методом исследования экономических процессов, при котором познание идет от общего к частному, является…
а) эксперимент;
б) индукция;
в) дедукция;
г) синтез.
2.21. Физиократы считали, что богатство общества создается в …
а) торговле;
б) сфере производства вообще;
в) промышленности;
г) сельском хозяйстве.
2.22. Видным представителем неоклассицизма в экономической науке был
а) А. Монкретьен;
б) Ф. Кенэ;
в) А. Маршалл;
г) А. Смит.
2.23. Величина предложения автомобилей – это:
a) количество автомобилей на складах всех предприятий и во всех автосалонах при данном уровне цен;
б) сумма денег, которую хотят получить за автомобили производители;
в) количество автомобилей, которое производители готовы продать по данной цене;
г) количество автомобилей, которое покупатели хотят купить по данной цене.
2.24. Дополняющие экономические блага – это такие блага:
a) потребление которых падает с ростом доходов потребителей;
б) которые удовлетворяют некоторую потребность только вместе;
в) которые непосредственно удовлетворяют потребности;
г) потребление которых сопровождается положительным внешним эффектом.
2.25. Увеличение дохода потребителя с 500 ден. ед. до 650 ден. ед. привело к росту спроса на товар А с 12 до 16,8 ед., следовательно, этот товар…
a) некачественный;
б) роскоши;
в) первой необходимости;
г) импортный.
2.26. Одной из черт традиционной экономической системы является:
а) универсальный характер труда;
б) разделение труда и социализация производства;
в) открытость экономических связей;
г) планомерное развитие экономики.
2.27. Сдвиг кривой спроса вправо вверх означает, что:
а) производители предлагают большее количество продукта при любой цене;
б) величина спроса увеличилась при каждом уровне цены;
в) спрос уменьшился;
г) потребность в данном продукте уменьшилась.
3. Верны ли следующие утверждения (да, нет)?
3.1. Удовлетворение одной потребности всегда может быть достигнуто за счет неудовлетворения другой.
3.2. Существуют первичные потребности, которые могут оставаться неудовлетворенными длительное время.
3.3. Американский психолог А. Маслоу утверждал, что после того, как человек удовлетворит первостепенные потребности, он непременно начнет удовлетворять потребности высшего порядка.
3.4. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.
3.5. С развитием общества в потреблении людей сокращается доля благ, удовлетворяющих первостепенные потребности, и растет доля благ, удовлетворяющих второстепенные потребности.
3.6. Можно ли считать фактором производства кредит, взятый Вами в банке?
3.7. Для общества в целом проблемы ограниченности ресурсов не существует. Эта проблема существует только для индивида.
3.8. Не все экономические блага являются ресурсами, но все экономические ресурсы являются экономическими благами.
3.9. Величина взятки чиновнику, регулирующему покупку недвижимости, является альтернативной затратой при покупке этой собственности.
3.10. Плата за учебники и обучение является альтернативными затратами на обучение.
3.11. Приватизацией называется сдача в аренду помещений в государственном учреждении.
3.12. Приватизацией называется передача государственной или общественной собственности в частные руки.
3.13. Разгосударствление – это уменьшение роли государства в экономике.
3.14. Идея коммунизма основана на предложении ограничить разумные потребности.
4. Решить задачи:
4.1. Могут ли перечисленные точки лежать на одной кривой производственных возможностей? (Ответ проиллюстрировать графически): а) А (15, 3); Б (8, 13); В (13, 6); Г (5, 12)
б) А (20, 0); Б (17, 4); В (10, 8); Г (16, 5)
в) А (25, 0); Б (20, 4); В (22, 8); Г (0, 20)
г) А (10, 0); Б (9, 1); В (8, 2); Г (4, 0)
д) А (11, 0); Б (9, 2); В (7, 3); Г (5, 1)
е) А (9, 0); Б (4, 2); В (2, 1); Г (0, 3)
4.2. Дана кривая производственных возможностей. Проиллюстрировать графически, где находятся точки, которые показывают:
а) полное использование имеющихся ресурсов;
б) неполное использование имеющихся ресурсов;
в) полное отсутствие ресурсов;
г) увеличение одного из ресурсов;
д) увеличение производительности ресурсов при производстве одного из благ;
е) уменьшение производительности ресурсов при производстве одного из благ.
4.3. Экономика производит два блага: Х – машины (в млн штук) и У – самолеты (в тыс. штук). Даны координаты точек для построения кривой производственных возможностей: А (0, 30); Б (2, 27); В (4, 21); Г (6, 12); Д (8, 0). Ответьте на следующие вопросы:
а) Что показывают точки на кривой производственных возможностей?
б) Каковы альтернативные издержки производства дополнительного миллиона машин?
в) Каковы альтернативные издержки производства дополнительной тысячи самолетов?
г) Обозначьте точку Е под кривой. Что она показывает? При каких условиях точка Е может начать соответствовать полному использованию всех ресурсов?
д) Обозначьте точку Ж, расположенную вне кривой. Что она показывает?
4.4. Существуют три участка земли, на которых можно выращивать кукурузу или картофель (или то и другое). На 1-м участке при наиболее полном использовании всех имеющихся ресурсов можно максимально выращивать 1000 т кукурузы или 1000 т картофеля. Со 2-го участка можно максимально получить 800 т кукурузы или 1600 т картофеля. С 3-го участка можно максимально собрать 500 т кукурузы или 2000 т картофеля.
Постройте:
а) КПВ трех участков, учитывая, что возможны и все промежуточные варианты, но КПВ трех участков при этом линейны;
б) общую КПВ.
4.5. Предположим, что в стране производят два вида продукции: масло (т) и ракеты (шт.). Начертите КПВ, по горизонтальной оси изобразив производство ракет, а по вертикальной – производство масла, используя данные таблицы:
Используя КПВ, дайте ответы на следующие вопросы:
а) Где находятся точки эффективного функционирования системы?
б) Где должны быть расположены точки невозможного производства?
в) Покажите расположение точек, свидетельствующее о неудачном выборе использования ресурсов.
г) Рассчитайте альтернативные издержки производства ракет для каждого варианта при движении от точки А к точке F. Как они изменяются? Чем это можно объяснить?
д) Рассчитайте альтернативные издержки при переходе от варианта Е к варианту С; от варианта В к варианту D; от варианта D к варианту А.
4.6. Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов.
4.7. Граница производственных возможностей задается формулой y=19-x2. Найдите альтернативные издержки продукта y при его выпуске равном 10.
Конец ознакомительного фрагмента.