Вы здесь

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Глава 1 Игровые «оболочки» в работе с детьми и подростками ( Коллектив авторов, 2011)

Глава 1 Игровые «оболочки» в работе с детьми и подростками

Игровые «оболочки» – самый простой, привычный вид психологической игры, можно сказать, классика этого жанра. Они понятны детям, так как во многом воспроизводят ситуацию настольной игры – путешествия с кубиками и фишками (тот же принцип движения к цели с испытаниями по дороге) или новогоднего спектакля в детском саду с похищением злыми героями елки, Снегурочки, новогодних часов и т. д. Их сюжет прост, логичен и не предполагает свободных выборов участников. Наполнением игры служат различные психологические и педагогические задания познавательного, социально-психологического, творческого характера. Собственно, в них главное – назначение игры, а сюжет служит своеобразной «приправой» или огранкой обучающего, развивающего процесса.

Такие игры в принципе допускают остановку по ходу, анализ и разбор возникшей ситуации из позиции «вне игры»; легко могут быть придуманы приемы, вводящие в действие самого ведущего. Но все эти удобства в плане управления игрой легко превращаются в ее недостатки. Погружение в такую игру, как правило, не бывает очень глубоким, а, следовательно, происходящее в ней не всегда становится для человека личным, прожитым опытом. «Игра-оболочка» балансирует на грани тренинга и игры как самостоятельной деятельности. Конечно, в большей степени это относится к подросткам. Мы привыкли, что малышам все равно во что играть – лишь бы играть, что они легко погружаются в любую предложенную им ситуацию. Наш опыт показывает, что времена меняются. Игровые формы сейчас эксплуатируются настолько широко (можно прийти в магазин с ребенком и попасть на представление с клоунами, устроенное владельцами магазина в рекламных целях), что дети становятся все более критичными и избирательными в своих реакциях. Нам уже приходилось сталкиваться с трудностями в мотивации на участие в игре учеников начальной школы, второго класса.

В данную главу включены игры для разных школьных возрастов. Несколько слов о каждой из них.

«Ням-Ням» – игра для самых маленьких. Она может проводиться как в подготовительной группе детского сада, так и в начале первого класса. Эту игру отличает от многих других не только ориентация на самых маленьких учеников, но и ее целевая направленность. По своей сути она имеет диагностическое значение и, с нашей точки зрения, способна заменить психологу диагностическое обследование на готовность к школе, по крайней мере существенно дополнить данные, полученные путем тестирования и беседы с ребенком. При этом она обладает хорошим развивающим потенциалом, хорошо зарекомендовала себя как часть работы по социально-психологической адаптации детей в школе.

«Заколдованное сердце» – сюжетная игра для учащихся начальной школы, также имеющая диагностическую направленность. Предметом игровой диагностики выступают отношения детей между собой и с педагогом. Эта игра была первоначально разработана для проведения диагностико-развивающей работы в детском коллективе, пережившем резкую смену педагога в середине учебного года. Также она имеет выраженный формирующий эффект: отношения педагога и детей заметно «теплеют» после перенесенных испытаний. Особенностью этой игры является то, что педагог в ней выступает главным действующим лицом: именно к нему, заколдованному злой колдуньей, стремятся дети, проходя через различные испытания. В этой игре много методических находок.

«Калейдоскоп» – игра для учащихся 3–4 классов. Она ориентирована на отношения детей между собой, позволяет эти отношения прояснить и, что важнее всего, дает детям опыт позитивного взаимодействия в парах, тройках и мини-группах. Благодаря метафоре (калейдоскоп – узор отношений), лежащей в основе игрового сюжета, дети могут увидеть, почувствовать происходящие в классе групповые процессы на уровне образа, переживания. Идея узора как гармонии, возможность эту гармонию не только увидеть собственными глазами, но и самому создать, пронизывают всю игру и придают ей особое очарование.

«Впереди у нас – пятый класс» – игра, которая является важным этапом реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей при переходе из начальной в среднюю школу. Испытания этой игры позволяют участникам присваивать качества (личности, межличностных отношений), имеющие значение для успешного обучения в средней школе. Игра позволяет детям прояснить для самих себя и проговорить с окружающими страхи и ожидания, связанные со средней школой. Она интересна именно как часть целостной работы, но при этом может использоваться сама по себе, как «просто игра» для выпускников начальной школы. Она состоит из двух этапов, которые целесообразно проводить один за другим в разные дни. Очень важно, чтобы за внешней простотой сценария и упражнений ведущий не потерял собственно психологическое содержание работы (о том, что такая опасность существует, мы уже говорили во введении).

«Паровозик» – игра для пятиклассников. Нами она также используется не сама по себе, а в контексте системы адаптационной работы. Это классическая игра-путешествие с рядом тематических станций. Во время остановок на этих станциях есть возможность проявить свои способности в ситуации групповой творческой деятельности, построить отношения с одноклассниками и… вернуться в начальную школу. При всей своей внешней легкости, можно даже сказать – изящности, это глубокая игра, хороший профессиональный инструмент развивающей работы с младшими подростками.

«Репортер-1» – очень яркая, необычная по своему сюжетному оформлению игра, замечательно зарекомендовавшая себя в работе с учащимися шестых классов. Шестиклассники становятся журналистами, участниками серьезного международного форума. Во время ма-стер-классов они демонстрируют и отрабатывают качества настоящего журналиста. Эта игра почти целиком про другого человека. За ним надо наблюдать, о нем нужно думать и писать очерк. И при этом знать, что и сам являешься предметом чьего-то пристального внимания… Кроме того, в игре открываются возможности для сплочения коллектива, развития сотрудничества. У игры есть конкретный итог – газета – и замечательный непсихологический эффект: дети начинают проявлять интерес к работе журналиста, процессу интервью и записи видеосюжетов, созданию газет и т. д.

«Виртуальный мир» – это наш ответ на новые интересы и увлечения подростков. Вместо волшебной сказки – виртуальная реальность компьютерного «квеста». Игра про отношения и личные достижения, игровыми метафорами которых выступают игровые «жизни» и очки. Игра получилась довольно сложной в исполнении, но эффективной с точки зрения результата. В сюжет введены элементы ценностного выбора и случайности (например, компьютерный вирус), что в значительной степени драматизирует игровой процесс и делает обсуждение игры эмоциональным и содержательным.

«Мир хаоса» – самая изысканная, самая сложная из придуманных нами игровых «оболочек». Она рассчитана на учащихся 9-10 классов и сама по себе является захватывающим игровым процессом. Музыка, свечи, костюмы, талисман и сюжет в стиле «фэнтэзи» – все это определяет мощный мотивационный эффект «Мира хаоса». В данной книге она приводится сама по себе, без конкретного содержательного наполнения. В нашей практике она использовалась как сюжетная канва и психолого-математической игры, и «игры-драмы» «Мальчики – девочки».

Психологам, не имеющим опыта проведения «больших» психологических игр, мы рекомендуем начинать именно с игровых «оболочек», как жанра наиболее понятного и безопасного для участников.

«Ням-Ням и его друзья»

Время игры – 1 час 40 минут.

Место проведения: класс или актовый зал, освобожденные от мебели.

Возможности игры

В основе предлагаемого ниже методического приема – идея диагностики дошкольной зрелости как основного условия успешного обучения ребенка в начальной школе. Есть проблема, по поводу которой давно и долго ведется полемика: что именно диагностировать на этапе поступления ребенка в школу и как это делать? Мы предлагаем вариант ответа на этот вопрос, в наибольшей степени отвечающий научной и общегуманитарной ориентации авторов.

• Дошкольный период детства – чрезвычайно важный этап развития человека, обладающий самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

• На этапе приема ребенка в школу (равно как и на первых порах обучения) целесообразно диагностировать уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к успешному обучению в начальной школе (и с точки зрения социальной адаптации, и с точки зрения успешности усвоения знаний и навыков).

• Диагностика дошкольной зрелости должна осуществляться в контексте деятельности, в наибольшей степени отвечающей особенностям и возможностям дошкольного периода развития – игре.

Что же такое в нашем представлении зрелый дошкольник? «Дошкольную зрелость» мы определили как целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства и для которых этот период является сенситивным. Среди них принципиально важными являются:

• сформированные приемы игровой деятельности;

• развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития;

• развитое воображение;

• высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи;

• высокая самооценка.

Игра используется на этапе приема детей в школу либо в начальный период обучения для диагностики дошкольной зрелости ребенка. Результаты игры могут служить для планирования дальнейшей развивающей и коррекционной работы.

Важные диагностико-коррекционные аспекты предлагаемой игры состоят в следующем:

• игра имеет измерительно-испытательную направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) оценка дошкольной зрелости;

• выводы о том, насколько сформированы те или иные параметры зрелости дошкольника, делаются на основании не одной какой-либо процедуры, а на основании проявлений ребенка в течение всей игры, в которую вплетены разного рода игровые ситуации;

• в игре заложены все параметры дошкольной зрелости, и, участвуя в ней, ребенок может продемонстрировать, насколько они сформированы;

• задания и вся игра в целом формулируются на языке детей;

• наблюдение за деятельностью детей ведется двумя путями: с помощью карты наблюдения и с помощью продуктов деятельности детей (рисунки, поделки и проч.);

• для легкости и простоты подсчета каждый ребенок по выполнении заданий получает цветные «осколочки», символизирующие для ведущего качество прохождения испытания ребенком, а для самого ребенка – кусочки мороженого (критерии выдачи смотрите ниже);

в конце игры, после индивидуального подсчета, «осколочки» складываются в общее мороженое – наклеиваются на ватман;

• в игре обязательно должны выполняться все этические нормы и принципы, которые действуют при любом диагностическом исследовании.

Содержание игры и игровая цель

Предлагаемая нами игра – про доброго Ням-Няма, который является волшебником, оберегающим все детские сладости. Злой волшебник Бузяка украл у мороженого, которое охранял Ням-Ням, цвет, вкус, запах… Детям в игре предлагаются разные испытания, пройдя которые они спасают мороженое. В испытания заложены задания, позволяющие определить уровень дошкольной зрелости детей. Игру проводит ведущий, а наблюдатели, не вмешиваясь в игру, заполняют карту наблюдения и помогают ведущему в случае необходимости.

Материалы и требования к организации игры

Несменяемые материалы, то есть материалы, используемые от игры к игре:

• карта на шнурке;

• мягкая игрушка Дуля;

• письмо от волшебника Ням-Няма;

• игрушечная маленькая машинка и емкость с краской, куда макается машинка;

• картинки-путаницы;

• картинки на веревочках;

• веревка;

• «заплатки» Равена;

• картинки (дубликат);

• ручки на веревочках для детей.

Материалы индивидуальные, то есть материалы, новые для каждого ребенка:

• конверты;

• разноцветные «осколочки» (сложенные в сумочку с кармашками для разных цветов или в пластмассовые стаканчики);

• полоска ватмана шириной не более 15 сантиметров;

• индивидуальные тропинки;

• гусеница с предложениями-небылицами;

• полоски с нарисованными кружочками;

• листок с лестницей и цветными квадратиками;

• лист ватмана с нарисованным контуром мороженого;

• сладости.

Требования

• Многие задания дети выполняют на полу, поэтому нужно заранее расстелить ковер.

• У каждого ребенка должна быть ручка на веревочке, чтобы он ее не потерял в течение игры. Если ведущий в целях наблюдения хочет проверить внимательность детей, он может проследить, кто из детей не потеряет свою ручку до конца игры. Дать им инструкцию взять свои ручки и не терять.

• Цветные «осколочки», которые выдаются детям, могут быть любой конфигурации, она ничего не определяет (только для «Опушки путаниц» рекомендуется сделать «осколочки» разной формы). Они выдаются в зависимости от выполнения заданий (см. Критерии выдачи цветных «осколочков»). На каждое задание придумывается разный цвет, чтобы потом, когда ребенок придет к концу игры и посчитает «осколочки», можно было без таблицы наблюдения определить, как он выполнил задания (посмотрев, за что было дано данное количество «осколочков»).

• Наблюдение за выполнением заданий детьми в игре выполняется двумя способами: включенным и отсроченным. Включенное наблюдение ведется наблюдателями, непосредственно в игре не участвующими, по карте наблюдения, отсроченное наблюдение – с помощью подсчета «осколочков», полученных детьми.

• Сюжет игры может варьироваться, главное, чтобы суть отслеживаемых явлений оставалась прежней. Оформление помещения также может выполняться в зависимости от условий и фантазии психологов.

Участники

Ведущие: один человек ведет саму игру, один или двое заполняют карты наблюдений (желательно, чтобы это были педагоги класса – им полезно посмотреть на детей в другой ситуации). Возраст детей, принимающих участие в игре: 6–7 лет (дошкольный возраст).

Сценарий игры

Ведущий. Здравствуйте, (будущие) первоклассники! Представляете, к нам в детский сад (школу) пришло сегодня письмо. От кого бы вы думали? От доброго волшебника Ням-Няма – он большой друг всех детей, охраняет все детские сладости. Какие сладости вы знаете?

Дети перечисляют сладости. Здесь определяется общая осведомленность, умение строить фразы, предложения. Это упражнение помогает ввести детей в понятную для них сферу интересов и вкусов.

Ведущий. И представляете, этот добрый волшебник Ням-Ням просит у нас помощи: случилось несчастье с мороженым. Злой маг и волшебник Бузя-ка обесцветил его, мороженое потеряло вкус, цвет, запах – осталась одна бесцветная картинка. А ведь вы помните, каким бывает мороженое. Кто из вас назовет, каким оно бывает?

Дети отвечают на вопросы. Называемые ими признаки делятся по уровню сложности. Здесь можно выделить количественные и качественные показатели, называют ли дети слова какой-либо одной категории или используют различные «определения»:

• цвет;

• форма;

• величина;

• тактильные ощущения;

• материал;

• эмоциональная оценка;

• эстетическая оценка.

Ведущий. Вот такого замечательного мороженого больше не будет… если, конечно, мы с вами не поможем доброму волшебнику – он надеется на нас. Поможем?

Мы с вами отправимся в путешествие, полное опасностей, препятствий и приключений. Дорога поведет нас через заколдованный лес мага Бузяки. Чтобы не сбиться с пути, нашим друзьям удалось раздобыть карту таинственного леса. С ее помощью мы будем узнавать, где мы находимся и что надо делать, чтобы отвоевать кусочки обесцвеченного мороженого. Вот эта карта.

Карта представляет собой рисунок всех этапов пути в красочном исполнении (лист А4) и висит на веревочке на груди у ведущего (для простоты обращения с ней и для высвобождения внимания ведущего и привлечения внимания детей).

Ведущий. Еще вместе с картой и письмом к нам прибыло какое-то существо: я не знаю, кто он такой.

Появляется новый герой: мягкая игрушка, которая сидит у ведущего на плече, – Дуля. Игрушка помогает обезличивать некоторые задания. Например, выдача «осколочков» мороженого будет из рук Дули выглядеть совсем иначе, нежели из рук ведущего.

Дуля. Меня зовут Дуля, я знаю много всяких тайн и тоже буду путешествовать с вами по заколдованному лесу. А для начала, прежде чем отправиться в путь, вы должны будете решить, какие испытания вы готовы проходить: трудные или легкие. Вот здесь лежат конверты, куда вы будете собирать «осколочки» мороженого. Берите по конверту и на нем напишите букву «Т» – если вы выбираете трудные задания, «С» – средней трудности, «Л» – легкие.

Выбор буквы соотносится с уровнем притязаний детей. Детям сообщается, что есть трудные задания, задания средней степени трудности и легкие. Индивидуальный выбор ребенка фиксируется на конверте для большей наглядности и своеобразной «материализации» этого выбора. В итоге каждый ребенок получает конверт с написанной на нем буквой, которую он выбрал. Также на конверте ребенок сам пишет свое имя, если умеет. В дальнейшем в конверт ребенок складывает «осколочки» мороженого: цветные фигурные бумажки, получаемые за выполнение различных заданий. Если ребенок плохо выполняет задание, он не получает «осколочки», но другие ребята могут ему помочь.

Ведущий. Ну а теперь отправляемся в дорогу! Судя по карте, мы вступаем на Большую тропу. Она перед вами. (Перед детьми лежит длинная широкая полоска бумаги, на которой нарисована дорога.) Каждый из вас по очереди будет брать вот эту машину и, макая ее в краску, прокладывать нам путь. Это нужно сделать очень точно, не выходя за края дорожки.

В начале дороги стоит игрушечная машинка. Колея дороги на ватмане рисуется чуть шире, чем расстояние между колесами машин, чтобы ребенок, «ведя» машину прикладывал некоторые усилия координации, стараясь не выехать в «кювет».

Ведущий. Дуля, а неужели нельзя сначала попробовать? Ведь если мы ошибемся, то заблудимся без дороги. Давайте мы сначала на маленьких листочках попробуем.

Перед «большим» испытанием, которое даст нам информацию о крупной моторике ребенка, каждому предлагается индивидуальный листок с тренировочной дорожкой (см. Приложение 1, «Тренировочная дорожка»). Это упражнение необходимо для получения информации о мелкой моторике руки ребенка. В начале «своей» дорожки дети пишут первую букву своего имени или имя целиком. И уже после этого приступают к «Большой тропе». По очереди каждый ребенок берет в руку машинку, макает ее в разведенную гуашевую краску и «едет» по нарисованной дороге, стараясь не съехать за ее край. Доехав до помеченной ведущим точки (заранее тропа разбивается какими-нибудь кустиками на равные отрезки пути), он передает другому ребенку машинку. И так до тех пор, пока каждый не проедет свой отрезок пути. В это время один из наблюдателей фиксирует последовательность, в которой дети проходят «Большую тропу». Анализ (по детским дорожкам) заносится в общую карту наблюдения после проведения игры.

Здесь дети получают первые «осколочки» мороженого – голубые треугольники (критерии получения всех «осколочков» описаны ниже), которые складывают к себе в конверт.

Дуля. Хорошо. Справились. Каждый получил по голубому «осколочку». Цвет, конечно, бледноватый. Но чем дальше мы пойдем, тем ярче будет становиться наше мороженое.

А вот мы добрались и до «Опушки путаниц». Тут живет забавная гусеница. Мы должны исправить небылицы, которые на ней написаны, и посмотреть на рисунки: все ли там правильно.

На полу лежит «гусеница», которая представляет собой бумажную гармошку, где на каждой бумажке написана нелепица (см. Приложение 1, «Нелепицы»). Количество нелепиц равно количеству детей. Как только ребенок разгадывает нелепицу, его бумажка отрывается. Разгаданная ситуация отдается ребенку в конвертик (как символ личного завоевания-победы). Дальше дети переходят к нелепицам-картин-кам. Каждый ребенок получает одну картинку, на которой он должен найти ошибку – «Чего на свете не бывает?» (см. Приложение 1, «Лесенка»).

Задания направлены на выявление речевого развития, слухового и зрительного внимания и памяти. Информация об этом фиксируется наблюдателями по расписанным критериям. А ведущий выдает детям «осколочки» желтого цвета – кружки и квадратики (критерии выдачи – ниже).

Дуля. Ага, видите, что-то не все справляются с испытаниями сами: кому-то приходится помогать. Посмотрите на свои конверты. Тот, кто сейчас решит, что он будет помогать друзьям (тем, кому потребуется помощь), тот исправляет букву на конверте: «Т» на «О» (теперь будете получать очень трудные задания); «С» на «Т» (будете получать задания не средней трудности, а трудные); «Л» на «С» (не легкие, а посложнее). Вот так будет честно.

Отслеживая, что выбирают и как ведут себя дети в данной ситуации, мы получаем информацию о социальных мотивах и нравственном развитии ребенка, о его желании и способности к кооперации и сопереживанию.

Ведущий исправляет ярким фломастером буквы на индивидуальных конвертах. На самом деле задания сложнее не становятся, они даже не дифференцированные. Просто потом можно факт этого выбора использовать, если у кого-то что-то не получается – в виде помощи и поддержки другого ребенка (но всякие изменения, например, помощь, фиксируются наблюдателями).

Дуля. А теперь пора отправляться дальше по карте, которая говорит, что нам предстоит сейчас двигаться по «Норе-змейке».

По некоторой линии расставлены кегли или маленькие стулья. Задача детей – прыгать между ними, не сбив препятствий.

Дуля. И двигаться надо на двух ногах, прыжками. Попрыгали!

Задание на координацию и двигательное развитие, на владение своим телом. Выполнение фиксируется наблюдателями. По окончании они получают фиолетовые квадратики (критерии выдачи – приведены ниже).

Ведущий. Теперь, судя по карте, мы прибыли в место, которое называется «Паутинный крест». Чтобы не запутаться, нужно взяться за веревочки, вытянуть одну и очень хорошо запомнить то, что нарисовано на привязанных к ней картинках.

Картинки на веревочках (см. описание материалов) раскладываются в Паутину, и каждый ребенок выбирает себе одну веревочку.

Дуля. Обязательно запомните, в каком порядке расположены картинки. Иначе в конце пути вы не сможете выйти из этого заколдованного леса.

Это упражнение направлено на исследование памяти ребенка. Дети запоминают последовательность из пяти картинок (пример последовательности картинок – см. Приложение 1, Комплектование «заплаток» Равена), а затем выстраивают эту последовательность в «Болоте» (13-й этап). Содержание картинок не имеет значения. Главное – чтобы они были просты и понятны детям.

Ведущий. Ну как? Запомнили? А теперь будьте честными: кто хорошо запомнил?

Раздаются розовые «осколочки». Здесь оценивается самооценка ребенка, его критичность: «осколочки» получает тот (критерии выдачи – ниже), кто говорит, что хорошо запомнил последовательность картинок.

Ведущий. Час от часу не легче: мы – перед «Круглой пустотой», которая поможет нам добраться до «Долины молчания». Когда вы там окажетесь, должны будете затаиться и замолчать. А попасть туда мы сможем так: один большой прыжок через «пустоту» (обозначается веревочкой) и пять «лилипутиков».

Это задание на координацию. С помощью веревки на полу делается круг – «Круглая пустота». Задача детей – ее перепрыгнуть и сделать «лилипутики» (приставлять пятку к носку, пятку – к носку). Здесь ребята за выполнение задания получают синие «осколочки» (критерии выдачи – ниже). Наблюдатели фиксируют выполнение.

Ведущий. (Этот текст произносится шепотом.) А в «Долине молчания» нужно притаиться, закрыть глаза и не подглядывать. Местные духи должны к нам привыкнуть, чтобы пропустить дальше… Тому, кто не шумел, духи оставили белые «осколочки».

Задание помогает выявить степень самоконтроля ребенка. Дети закрывают глаза (что в этом возрасте для многих представляется трудным), и ведущий рядом с детьми, которые «хорошо» сидели, кладет белые «осколочки» (критерии выдачи – ниже). Поведенческие реакции фиксируются наблюдателями.

Ведущий. Нас пропустили дальше! Ура!

Дуля. Да, но еще есть цветные «осколочки», которые нужно получить – без них мороженое не оживет. Кстати, мы сейчас и находимся на «Холме оживления». Нам нужно оживить кружочки. К ним вы можете пририсовывать что хотите так, чтобы получилась какая-нибудь картинка или предмет (из этого кружочка). Но каждый из них должен быть не похож на предыдущий… Итак, сколько каждый оживил кружочков? Получите цветные «осколочки».

Задание направлено на исследование воображения. Холм представляет собой сложенные в гармошку листочки бумаги – на каждого ребенка по одной «гармошке». На каждой полоске-«гармошке» изображены с двух сторон круги разных размеров (см. Приложение 1, «Холм оживления»). Дети их должны дорисовать, включив в какое-либо изображение, чтобы получился законченный рисунок. Ребенок свою полоску подписывает. Ведущий вместе с Дулей ходит и расспрашивает ребят о том, что они рисуют (можно даже подписывать словами ребят). При оценке развития воображения проводится количественный и качественный анализ изображенных сюжетов (критерии выдачи – ниже). Если кто-то не справляется с заданием, то те, кто уже выполнил свое, могут помочь. Наблюдатели это фиксируют. После выполнения задания дети получают бордовые «осколочки».

Ведущий. Двигаемся дальше и попадаем в «Лесную больницу». Ой! Еще вчера здесь не было пациентов. А сегодня, посмотрите, сколько разных полянок, которые нуждаются в лечении. Давайте «заштопаем» полянки…

Задание направлено на исследование развития мышления. Полянки представляют собой картинки из матриц Равена. Каждый ребенок получает по три картинки различной сложности. Ведущий с Дулей ходит и проверяет правильность выполнения. В итоге дети получают зеленые «осколочки» (критерии выдачи – ниже). Спасибо! Вы помогли заколдованному лесу.

Ведущий. Ой! Ребята! Мы опять в западне, в «Болоте». Если мы сейчас чего-нибудь не придумаем, то завязнем здесь навсегда. Никто не знает, что надо делать? Ага, вспомните «Паутинный крест». Вы хорошо помните картинки? Выложите каждый свою цепочку, и по ним мы выберемся отсюда.

Задание направлено на выявление развития памяти. Болото представляет собой разбросанные в беспорядке картинки, уже не нанизанные на веревочки (это дубликат), а также несколько лишних картинок (8-12 штук). Дети должны догадаться, что их задача состоит в том, чтобы собрать свою последовательность и пройти по ней дальше. Ведущий, сверяясь со шпаргалкой, проверяет образовавшиеся цепочки. За выполнение задания дети получают красные «осколочки».

Ведущий. А вот, кажется, и выход. Здесь каждый из вас посчитает, сколько у него цветных «осколочков» (напротив каждого цвета). Молодцы! У кого больше всех?.. Как вы считаете, вы хорошо справились с просьбой Ням-Няма? Переверните листочек и на нарисованной лестнице поставьте себя на любую ступеньку.

Это последнее задание направлено на получение информации о детской самооценке и начальных математических навыках.

Каждому ребенку выдается листок, где с одной стороны наклеены бумажки всех цветов, использовавшихся в игре, а с другой стороны нарисована лестница. Листок подписывается. Дети высыпают из своих конвертиков полученные «осколочки» и, посчитав их по цветам, напротив каждого цвета пишут полученную цифру.

После этого они переворачивают листок и ставят себя на ступеньку лестницы, тем самым оценивая свое выполнение заданий и участие в игре (см. Приложение 1, «Лесенка»). Зачем это делается, детям не объясняется.

Ведущий. А теперь оживим мороженое. Оно у нас получится красочное, веселое, вкусное. Сложим его из полученных «осколочков»… Как выглядит оно теперь?

На полу лежит лист ватмана, на котором нарисован слабый контур мороженого. Плоскость в контуре залита клеем (канцелярский или жидкий ПВА). Дети, посчитав свои «осколочки», «оживляют» мороженое – приклеивают их на ватман. В итоге получается разноцветное мороженое, сложенное из всех «осколочков».

Дуля. Ням-Ням вас благодарит и дарит вам сладости… (Из приготовленного пакетика дети достают сладости, купленные заранее, – маленькие шоколадки, медальки, орешки и т. п.). Вы можете проверить, как вы справились с просьбой Ням-Няма: если на улице в киосках уже сегодня будет мороженое, то мы действительно его оживили…

Личный опыт

Игра является самостоятельной цельной структурой, единицей, создающей целостную картину. Ребенок в начале игры усваивает мысль о том, что его ждет «путешествие», которое будет иметь все составляющие «путешествия», и где у него есть возможность по-разному себя проявить. Взрослые, проводящие диагностическую игру и наблюдающие за детьми, могут импровизировать в рамках наполнения сюжета игры, вплетая сказочные мифы для объяснения того или иного затруднительного вопроса. Также у них (взрослых) формируется изначально целостное представление о ребенке в игре и о самой игре со всеми ее фазами.

Критерии выдачи цветных «осколочков»

«Голубой» («Большая тропа»): каждый ребенок получает по одному «осколочку»; ни одного не дается только в крайнем случае, если ребенок совсем плохо проходит «Тропу».


Таблица 1

Общая схема игры «Ням-Ням и его друзья»




«Желтый» («Опушка путаниц»):

• выполнил правильно, самостоятельно; а также за помощь кому-нибудь – 1 «осколочек»;

• неправильно – 0 «осколочков».

Форма «осколочков» задается заранее; дети получают кружки за выполнение слуховых заданий, квадратики – выполнение зрительных заданий. Посмотрев в конце на подсчитанные «осколочки» на индивидуальном бланке, можно будет вспомнить, за что он их получил.

«Фиолетовый» («Нора-змейка»):

• не сбил ничего, прошел аккуратно – 1 «осколочек»;

• сбил препятствия – 0 «осколочков».

«Розовый» («Паутинный крест»):

• если ребенок говорит, что хорошо все запомнил – 1 «осколочек»;

• не очень хорошо или не попросил (не уверен в себе) – 0 «осколочков».

«Синий» («Круглая пустота»):

• прыгнул дальше всех – 2 «осколочка»;

• прыгнул как все – 1 «осколочек».

«Белый» («Долина молчания»):

• сидел тихо, не мешал никому, не открывал глаза – 1 «осколочек»;

• шептался, шумел, мешал остальным – 0 «осколочков».

«Бордовый» («Холм Оживления»):

• каждый ребенок получает столько «осколочков», сколько кружков он «оживил» (максимальное количество – 8).

«Зеленый» («Лесная больница»):

• за каждую правильную картинку – 1 «осколочек»;

• за быстроту выполнения – 1 «осколочек».

«Красный» («Болото»):

• выстроил правильную последовательность и правильно нашел свои картинки – 2 «осколочка»;

• только нашел картинки, но забыл последовательность – 1 «осколочек»;

• все сделал неправильно – 0 «осколочков».

В процессе игры помощники ведущего (их роль вполне могут взять на себя педагоги) заполняют карту наблюдений (напомним, что часть записей появляется по ходу игры, на основе собственно наблюдений взрослых, а часть заносится позже, после подсчета числа «осколочков», полученных за разные задания).

Карта наблюдения

Эмоции (наблюдение ведется в течение всей игры, особенно в моменты ответов на вопросы):

• явно выраженные эмоции, богатые мимические проявления – 2 балла;

• явное выражение, но кратковременное проявление; неявное выражение эмоции – 1 балл;

• выражение лица не меняется – 0 баллов.

Слуховое внимание (см. «Опушка путаниц»):

• правильно найдены ошибки – 3 балла;

• правильно найдены ошибки в «нелепицах», «правильная» помощь другим детям – 2 балла;

• найдены не все ошибки – 1 балл;

• ошибки не найдены – 0 баллов.

Зрительное внимание (см. «Опушка путаниц»):

• правильно найдены ошибки, «правильная» помощь другим детям – 3 балла;

• правильно найдены ошибки в «нелепицах» – 2 балла;

• найдены не все ошибки – 1 балл;

• ошибки не найдены – 0 баллов.

Уровень притязаний (см. «Поможем друзьям» и «Выбор: сложные или легкие испытания?»):

• выбрал трудные задания – 2 балла;

• выбрал задания средней тяжести – 1 балл;

• выбрал легкие задания – 0 баллов.

Координация (см. «Нора-змейка», «Круглая пустота»):

• координация нормальная, движения плавные, хорошая осанка – 2 балла;

• координация движений нормальная, но ребенок неловок, движения угловатые – 1 балл;

• нарушена координация, движения неловкие, резкие, плохая осанка – О баллов.

Мелкая моторика (см. «Большая тропа»):

• рука развита хорошо, ребенок уверенно держит ручку, линии четкие, плавные, не выходят за границы «дорожки» – 2 балла;

• рука развита недостаточно хорошо, ребенок держит ручку напряженно, линии не совсем четкие, но не выходят за границы «дорожки» – 1 балл;

• рука развита плохо: линии нечеткие, прерывистые, выходят за края «дорожки» – 0 баллов.

Уровень самоконтроля (см. «Долина молчания»):

• выполняет все задания, включен в игру, понимает условия игры, сидит тихо, выполняя инструкцию – 2 балла;

• выполняет задание, но понимает условия не с первого раза, отвлекается – 1 балл;

• задание не выполняет, в игру не включен, отвлекается, мешает другим; не может сидеть тихо – 0 баллов.

Коммуникативные навыки (см. Поможем друзьям):

• нормально ведет себя в коллективе, общается со всеми членами группы; если требуется, помогает другим; изменяет трудность выполняемых заданий – 2 балла;

• ведет себя отстраненно, другим детям не помогает – 1 балл;

• агрессивен, провоцирует конфликты; или изолирован, не замечает других детей – 0 баллов.

Воображение (см. «Холм оживления»):

• фигурку-эталон делает второстепенной деталью другого рисунка – 3 балла;

• включает изображаемый предмет в какой-нибудь воображаемый сюжет с добавлением новых фигурок к рисунку (составление композиции) – 2 балла;

• фигурки-эталоны дорисованы контурно, схематично, лишены деталей – 1 балл.

Самооценка (см. Подсчет «осколочков»)’.

• ставит себя на верхнюю ступень – 2 балла;

• ставит себя на среднюю ступень – 1 балл;

• ставит себя на нижнюю ступень – 0 баллов.

Мышление (см. «Лесная больница»)’.

• правильно подобраны все «заплатки» (3 шт.) – 2 балла;

• правильно найдено 2 «заплатки» – 1 балл;

• одна или ни одной «заплатки» не найдено правильно – 0 баллов. Память {см. «Паутинный крест», «Болото»)’.

• правильно найдены картинки и определена последовательность – 3 балла;

• правильно найдены картинки (4–5 шт.), но не определена последовательность – 2 балла;

• найдены 2–3 картинки, не определена последовательность – 1 балл;

• не найдены картинки, не определена последовательность – 0 баллов.

Параметр «речь» (см. «Опушка путаниц») оценивается следующим образом:

• правильное произношение – от 0 до 2 баллов;

• правильное понимание обращенной к ребенку речи – от 0 до 2 баллов;

• богатый словарный запас – от 0 до 2 баллов;

• верное употребление грамматических конструкций – от 0 до 2 баллов;

• распространенные предложения – от 0 до 2 баллов.

Насколько у ребенка сформированы приемы игровой деятельности, здесь можно отследить частично. Это касается наблюдений за включенностью ребенка в игру, оказанием помощи товарищам, принятием правил и инструкций ведущего.

Обработка данных

Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок, – 51. По результатам дети делятся на три группы: с высокой степенью дошкольной зрелости (2-я группа), со средней степенью (1-я группа) и с низкой (0-я группа).

38–51 балл. Дети, выполнившие и получившие 75-100 % из возможного количества баллов (вторая группа).

26–37 балл. Дети, выполнившие и получившие 50–75 % из возможного количества баллов (первая группа).

0-25 балл. Дети, выполнившие и получившие 0-50 % из возможного количества баллов (нулевая группа).

Из второй группы 76,5 % детей успешно обучались и быстро адаптировались в школе в первый год обучения. Из первой группы детей 23,5 % стали успешными в обучении и адаптации. Дети из нулевой группы вообще имеют очень низкую степень адаптации и нуждаются в большой психолого-педагогической помощи.

Что касается качественного анализа, то обратить внимание стоит на показатели таких параметров, как сформированность приемов игровой деятельности, развитие речи, воображения, памяти, наглядно-об-разного мышления. Также необходимо посмотреть, изменяет ли ребенок сложность заданий (см. этап «Поможем друзьям»). С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе.

«Заколдованное сердце»

Время игры – 1 час 20 минут.


Для проведения игры потребуется два помещения: в одном проходит введение в игру, а во втором – разворачивается основное игровое действие. В связи с этим первым помещением может быть класс, а вторым – актовый зал.

Возможности игры

Игра разработана для учеников вторых классов, проводится в середине учебного года с целью выявления того, насколько сформирован детский коллектив.

Нами была выбрана наиболее доступная, на наш взгляд, самая эффективная, да и, пожалуй, любимая форма работы детей начальной школы – проведение большой игры с классом, в которой обязательно должны принимать участие не только дети, но и взрослые: педагог, воспитатель и психолог, работающие с этим классом.

Предлагаемый сценарий является законченной игрой. Можно изменять наполнение данной игровой оболочки в зависимости от особенностей развития класса и психолого-педагогических задач, которые стоят на данном этапе работы с классом.

Задачи игры

• диагностика и развитие внутригрупповых отношений; умение работать в группах, по заданию;

• диагностика и развитие эмоциональных отношений как внутри группы, так и между детьми и взрослыми;

• диагностика статусного положения детей в группе.

Эта игра дает возможность педагогу и психологу увидеть взаимоотношения внутри группы, умение детей обсуждать и решать поставленные задачи. Она помогает выявить положения детей в группе, учеников, готовых брать на себя функции организатора, определить способы решения конфликтных ситуаций, и, конечно же, общую атмосферу класса и эмоциональные отношения как в группе, так и в отношениях с педагогом. В ходе игры раскрываются как индивидуальные особенности детей, так и особенности класса. Получив данную информацию, педагоги и психолог могут планировать дальнейшую работу с этим классом.

Содержание игры и игровая цель

В разгар учебного дня учитель неожиданно не приходит в класс к началу очередного урока. Дети узнают, что Снежная королева заколдовала их учителя и превратила его в человека с ледяным сердцем. Каков человек с ледяным сердцем? Детям предстоит это увидеть и почувствовать. Класс пройдет через различные испытания, и в случае успеха сердце учителя будет постепенно оттаивать. Предложенные классу испытания потребуют от детей прежде всего умения договариваться друг с другом, а это бывает так не просто… В ходе игры, после успешного преодоления детьми каждого испытания, «сердце» учителя постепенно оттаивает и одновременно происходят изменения в его поведении. И когда все оказывается позади, учитель спасен, наступает настоящая радость для ребят. Не напрасно они столько трудились. Оказывается, вместе они могут многое преодолеть.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• одно вырезанное из ватмана белое сердце;

• красное сердце, разрезанное на пять равных частей;

• набор разрезанных на две части открыток с написанными заданиями;

• стенд;

• набор пронумерованных (по количеству участников) карточек с напечатанными загадками;

• набор карточек с «шифровками»;

• набор простых карандашей (по количеству участников);

• музыкальное сопровождение;

• повязка для глаз, небольшой мяч;

• две пары скакалок;

• две простыни;

• письмо для класса.

Участники

Игра предназначена для детей 7–8 лет. Оптимальное количество участников 10–15 человек. Необходимы один ведущий и один помощник ведущего. Ведущим должен быть психолог, а помощником может быть психолог или педагог, работающий с детьми.

Сценарий игры

Ведущий заходит в класс в начале урока.

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Какой урок должен начаться у вас?

Дети говорят, какой урок стоит по расписанию.

Ведущий. А где же ваш учитель?

Дети ни о чем не подозревают и начинают рассказывать, где они видели последний раз своего учителя. Внезапно, в класс заходит другой психолог-помощник.

Помощник. Здравствуйте, а в какой я попал класс? (Дети называют свой класс). Меня попросили вашему классу передать срочное письмо.

Ведущий. Давайте прочитаем полученное письмо.

Ребята сами решают, кто будет читать послание вслух.

Несколько раз дети зачитывают следующее письмо: «Ваш учитель заколдован. Чтобы его расколдовать, надо отправиться в Волшебную страну и пройти через суровые испытания. Если сумеете преодолеть их, то учитель сможет вернуться к вам целым и невредимым. Обитатели Волшебной страны будут вашими помощниками».

Ведущий пытается понять, готовы ли ребята к дальнейшему погружению в игру.

Ведущий. Что будем делать?

Чаще всего дети дают достаточно быстрый и единогласный ответ, что они готовы отправиться в Волшебную страну, для того чтобы расколдовать и вернуть своего учителя. Такое быстрое и однозначное решение может свидетельствовать о том, что ребята ценят и любят своего преподавателя.

Ведущий. Хорошо, сейчас мы отправимся с вами в Волшебную страну, потому что в нее можно попасть только раз в тысячу лет. А сегодня именно тот день, когда это можно сделать и попытаться спасти вашего учителя. С нами в путь отправятся наши помощники (представляет их). Они будут нам помогать преодолевать разные препятствия. В Волшебную страну мы можем попасть, перемещаясь по волшебным простыням следующим образом: сначала все должны встать на одну волшебную простыню, затем наши помощники подадут вторую, и вы должны ее положить вперед, по направлению к Волшебной стране (помещение актового зала), и перебраться на нее так, чтобы все уместились и никто не сошел ни с одной простыни. Так мы будем продвигаться до тех пор, пока не дойдем до Волшебной страны. Необходимо помнить, что нельзя никому ступать на пол. Если кто-нибудь из вас нарушает это условие, то мы возвращаемся обратно к классу и начинаем путь заново.

При выполнении этого задания ведущим важно наблюдать за тем, как дети выполняют поставленную перед ними задачу, как распределили между собой роли: кто подает простыни, кто стелит на пол, расправляет, чтобы все могли поместиться, кто контролирует процесс, осуществляет своевременную помощь детям из класса.

Преодолев немалое расстояние от классной комнаты до актового зала (где по условиям нашей игры и находится Волшебная страна), ребята вместе с ведущим входят в актовый зал, в конце которого сидит на стуле учитель класса.

Ведущий. Посмотрите внимательно, кто это находится в зале?

Класс отвечает, что это их учитель. Обычно ребята пытаются приблизиться к своему учителю и поговорить с ним, но он ведется себя как-то странно, ни на кого не реагирует, никого не узнает. В этот момент ведущий останавливает детей и просит сесть на стулья, стоящие вдоль стены зала.

Ведущий. Да, это ваш учитель, и он заколдован Снежной королевой. А вы знаете, как заколдовывает людей Снежная королева?

Ученики рассказывают, что у тех людей, которых заколдовала королева, сердце становилось ледяным.

Ведущий. А теперь посмотрите, какое сердце стало у вашего учителя.

Ведущий показывает рисунок, на котором изображено белое ледяное сердце – это изображение прикреплено на стенде.

Ведущий. Как вы думаете, что означает выражение «ледяное сердце»?

Дети объясняют. Большинство ответов сводится к тому, что человек с ледяным сердцем не умеет общаться с другими людьми, он их просто не понимает. Такие люди ничего не чувствуют, они ко всему относятся равнодушно.

Ведущий. Попробуйте изобразить людей с ледяным сердцем.

Ребята пробуют изобразить таких людей.

Ведущий. Сейчас никто не может подойти к учителю, а если и кто-то попытается это сделать и пересечет определенную границу (показывает границу), то сразу же его собственное сердце станет ледяным. Растопить сердце учителя можно, преодолевая разные препятствия. По мере выполнения заданий сердце постепенно будет оттаивать и приобретать свой истинный цвет.

Дети выполняют задания.

Ведущий. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? {Дети отвечают: «Зима».) В это время года все дети любят играть в разные зимние игры. Вашему классу сейчас предстоит изобразить живую картину под названием «Зимние забавы». Чтобы выполнить это задание, нужно сначала разбиться на пары.

Дети распределяются по парам, во время этого процесса можно увидеть, кто из детей пользуется большим авторитетом среди одноклассников, кто меньшим, а у кого существуют серьезные проблемы в отношениях с классом.

Ведущий. Сейчас парам необходимо обсудить, какую из зимних игр они будут показывать. Затем нужно провести совместное обсуждение между всеми парами, что они будут изображать на картине. Все пары должны представить разные забавы. Нужно постараться сделать так, чтобы ваш учитель мог быстро понять, что вы изображаете.

При выполнении этого задания важно наблюдать за тем, как проходит совместное обсуждение, удается ли детям договориться друг с другом, кто из ребят занимает какую позицию при обсуждении: кто руководит процессом, кто конфликтует, кто разрешает конфликты и т. д.

Ведущий. Вы готовы изобразить картину?

Ребята дают положительный ответ.

Звучит зимняя мелодия, и пары изображают живую картину, а учитель внимательно смотрит, старается понять, какие зимние забавы показывает каждая из пар. Во время этого задания можно понять, насколько дети пластичны, умеют ли точно подобрать выразительные движения. После того как учитель угадывает все игры, ведущий подводит небольшой итог. Помощник прикрепляет к белому сердцу первый красный кусочек.

Ведущий. Вы сумели справиться с первым испытанием, посмотрите, что произошло с сердцем вашего учителя?

Дети смотрят на сердце, на котором появился кусочек красного цвета.

Ведущий. Сердце начало понемногу оттаивать.

А теперь нужно пройти через следующее испытание. Вам предлагается 12 карточек с разными по сложности заданиями. В карточке № 1 – самое легкое задание, а в карточке № 12 – самое сложное. Каждому из вас надо решить для себя, какая карточка вам по силам, а затем договориться друг с другом, кто какую возьмет. За каждую правильно выполненную карточку класс получает по одному баллу. Ваша задача – постараться набрать как можно больше баллов. Во время выполнения задания можно 3 раза обратиться за помощью к воспитателю, а кто будет просить помощи, решать вам.

Ребята приступают к распределению карточек. Карточки заготавливаются по количеству участников. Во всех карточках предложены задания одинаковой степени сложности; во время этого этапа можно диагностировать уровень притязаний у детей.

Когда карточки распределены между детьми, ребята по очереди подходят к помощникам и называют номер карточки, с которой они собираются работать. Затем ведущий дает сигнал к началу игры. Сигналом служит спокойная музыка, которая позволяет настроить класс на работу и стимулирует умственную деятельность детей. Когда задание выполнено, дети отдают карточку на проверку ведущему или его помощникам.

В ходе этой игры бывает, что некоторые дети, несмотря на то что им во время общего обсуждения была выдана определенная карточка, называют номер другой карточки. В таких ситуациях важно посмотреть на реакцию класса и тех детей, чьи карточки взяты. Здесь проявляются особенности отношений между детьми: терпимы ли друг к другу, умеют ли прощать проступки другого и находить правильные способы решения различных проблем.

По сигналу ведущего (выключает музыку) все ребята сдают карточки. В то время, пока помощники проверяют выполненные задания и подсчитывают набранное количество баллов, ведущий разбирает с детьми упражнения, которые оказались непонятными.

В карточках можно написать разные загадки, взятые в сборнике «1000 загадок».

Ведущий сообщает классу, какое количество баллов они сумели набрать. Если дети набрали половину баллов от количества учащихся, значит, выполнили поставленную перед ними задачу. Если баллов недостаточно, детям предлагают три дополнительные сложные загадки, которые нужно постараться отгадать.

По завершении этого испытания помощник прикрепляет еще одну красную часть сердца.

Ведущий. Что меняется в человеке, когда его сердце немного начинает оттаивать?

Ребята говорят, что этот человек начинает видеть вокруг себя красивые вещи, обращать внимание на других людей и их отношение к нему, испытывает какие-то чувства.

Ведущий. Следующее испытание называется «Противоположные слова». Все вы, наверное, знаете, что в русском языке есть слова-антонимы, т. е. слова, противоположные по смыслу. Сейчас вам будет предложен список слов, к которым вам надо будет подобрать и записать слова-антонимы. На выполнение этого задания дается всего 5 минут.

Ребятам предлагается лист, на котором в столбик написаны слова, обозначающие разные чувства и особенности людей (см. Приложение 2, материалы к заданиям). Дети начинают выполнять предложенное задание. При выполнении этого задания взрослым интересно понаблюдать за тем, кто из ребят возьмет инициативу в свои руки: будет зачитывать слова, вести обсуждение, записывать ответы. Важно также обратить внимание на поведение других детей.

Ведущий. Время ваше, отведенное на выполнение задания, истекло. Сейчас предстоит проверить, как класс сумел справиться с этим испытанием. Я буду читать слово, которое написано на листе, а вы должны дружно называть его антоним.

Класс произносит противоположные слова. В конце этого задания помощник прикрепляет еще одну красную половинку сердца.

Ведущий. Посмотрите на сердце вашего учителя, оно практически стало красным. А теперь обратите внимание, какие изменения произошли с вашим учителем.

Дети говорят, что учитель стал обращать на них внимание.

Ведущий. Сейчас каждый из вас получит часть картинки, к которой необходимо найти ее вторую половину. Для этого надо пройти среди своих одноклассников и посмотреть на их картинки, а затем встать рядом с тем из ребят, у кого находится недостающая часть вашего рисунка.

Ребята получают половинки открыток и начинают ходить и внимательно смотреть на картинки своих одноклассников. Те, кто находит части от своих картинок, образуют пары.

Во время этой игры могут образовываться очень интересные, неожиданные пары. Так, например, во время нашей одной игры в пару пришлось объединиться двум девочкам, которые испытывали чувство ненависти друг к другу. Созданная ситуация заставляет многих детей временно изменить свое отношение к некоторым из своих одноклассников, проявить терпение, сдержанность в общении.

Ведущий. А теперь прошу пары по очереди прочитать вслух задание, написанное на обратной стороне общей карточки.

В это время помощники раздают необходимые предметы.

На этом игровом этапе всем парам достаются разные задания: пронести без помощи рук мяч; передвигаться по залу, перепрыгивая через скакалки и т. д.

Во время выполнения данного этапа важно обратить внимание на особенности поведения класса: болеют ли дети друг за друга, насколько ребята включены в данную ситуацию, насколько детям в парах удается справиться с предложенными заданиями. В конце игры помощник прикрепляет предпоследнюю красную часть сердца, и ребята видят, что сердце учителя стало практически красным и что им осталось преодолеть последнее испытание.

Ведущий. Вы правильно поняли, что вам осталось справиться с последним испытанием. Чтобы сердце учителя до конца оттаяло, надо расшифровать волшебное заклинание. Сейчас каждый из вас получит шифровку, в которой зашифровано одно или несколько слов. (Помощник раздает детям карточки с шифровками и простые карандаши.) Класс сумеет разгадать волшебное заклинание, если каждый из вас правильно расшифрует свои слова. Посмотрите в карточки, слова в них зашифрованы при помощи цифр, в верху листа находится ключ к шифру. Для того чтобы вы могли правильно выполнить задание, нужно сначала писать под каждой цифрой зашифрованного слова буквы, пользуясь ключом к шифру, таким образом вы сможете понять, какие слова написаны на карточке. На выполнение дается 5 минут.

Класс приступает к работе, все находят себе удобное и укромное место в зале, так, чтобы никто никому не мешал. Если кто-то из детей не понял задание, помощник или ведущий должен еще раз объяснить, что нужно делать.

Ведущий. Время истекло. Теперь нужно правильно прочитать волшебное заклинание. Для этого каждому надо посмотреть в верхний угол своей шифровки, где написан номер, указывающий, каким по счету идет ваше слово в заклинании. Затем необходимо договориться между собой и встать так, чтобы все могли по очереди прочитать заклинание. Времени отводится очень мало – всего 1 минута.

Ребята расспрашивают друг друга, у кого какой номер, и занимают в соответствии с ним место в ряду.

Ведущий. Я вижу, что вы готовы прочесть волшебное заклинание.

Дети по очереди читают следующее:

Потрудились мы как нужно,

Трудности прошли все дружно,

Стоит вместе нам сплотиться,

Может чудо получиться.

Помощник вывешивает последнюю часть красного сердца.

Ведущий. Посмотрите на сердце вашего учителя, оно расколдовано. Давайте посмотрим, как ведет себя человек с оттаявшим сердцем.

Учитель должен показать детям, что любит их, протянуть руки и, улыбаясь, сказать добрые слова, поблагодарить.

В этот момент важно посмотреть, как класс реагирует на то, что учитель снова рядом с ними, каким образом дети выражают свои чувства к учителю.

В конце игры проходит небольшое обсуждение с классом, в нем принимают участие все взрослые, которые участвовали в игре и наблюдали за ней. Все садятся в круг, и ведущий просит поделить своими ощущениями и впечатлениями об игре. Дети и взрослые по кругу рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось из игры, что нового они узнали о себе и о других.

Ведущий. В конце нашей игры я предлагаю вам сделать скульптуру класса. Вы сами решите, где и с кем вы будете находиться и что делать.

Ученики расходятся по залу.

Ведущий. Все замерли.

Класс застывает, и становится видно, где и с кем находится большинство детей, какое настроение у класса в целом.

Личный опыт

Я верю, что наши игры помогают человеку строить отношения с этим миром и самим собой. В их создание и реализацию я вкладываю свои знания, свои идеи. И многое получается.

Недавно проводила игру с выпускниками начальной школы: «Впереди у нас – пятый класс». Добротная игровая «оболочка», многим читателям уже знакомая. Дети идут от этапа к этапу, под четким руководством психолога строят свои игровые отношения, получают необходимый опыт… Все замечательно. И вдруг – заминка. Классу нужно выбрать из своих рядов трех учеников, самых артистичных, которые затем будут изображать различные действия и явления, а остальные должны отгадывать. Сначала каждый выдвигает сам себя, затем кто-то самый громкий и авторитетный называет свою тройку и говорит мне, что они (весь класс) приняли решение. Спрашиваю каждого по очереди, согласен ли он с решением. Оказывается – много не согласных. Предлагаю еще раз собраться в круг и обсудить. Рождается новый вариант… и снова есть несогласные. Так четыре раза подряд. Педагоги, наблюдавшие за процессом обсуждения (их попросили не вмешиваться), глазами умоляют меня помочь детям, предложить им какой-то вариант выхода из ситуации, наконец самой выдвинуть этих троих. Педагогика восторжествует: дети узнают, как можно решать такие проблемы, а игра, наконец, сдвинется с мертвой точки.

«Увы, – говорю я, – класс не прошел это испытание. Вы не получите очередной паззл (из них нужно было сложить символ класса), а мы переходим к следующему заданию».


Таблица 2

Общая схема игры «Заколдованное сердце»








Дети в отчаянии, педагоги в растерянности. Мне тоже не по себе: столько времени на это потратили, игру придется сокращать, резать по живому, а позитивного результата нет! Но внутри себя отчетливо осознаю: не могу иначе работать. Это их выбор, их путь… И как только возвращается вера, все становится на свои места. «Нет, – говорит один из лидеров. – Дайте нам еще один шанс. Мы решим проблему».

Последнее обсуждение было очень тихим. Не было давления, оскорблений. А когда я, глядя каждому в глаза, спрашивала о согласии, большинство спокойно и уверенно говорили «да», кто-то прятал глаза и бормотал «ну да, а что еще делать?». А один ребенок сказал просто замечательно. «Да, – сказал он, – иначе ведь мы не сможем двигаться дальше».

После этого эпизода игра пошла просто великолепно. Проблема принятия совместных решений больше не стояла. Но успели мы не все. Получилась не столько игра, сколько драма. Я довольна результатом.

«Калейдоскоп»

Время игры – 1 час 40 минут.


Игра проводится в большом свободном помещении, желательно – с ковровым покрытием, на котором можно сидеть и даже лежать.

Возможности игры

Предлагаемая нами методика развивающей работы с учащимися 3-

4 классов начальной школы представляет собой «игровую оболочку», то есть сюжетная канва, игровые приемы и сценическое оформление действия служат внешней оболочкой для проведения тренинга эффективного группового взаимодействия. Но, несмотря на вспомогательную функцию, самому игровому пространству уделено много места и времени: если оно не захватит детей, тренинг не состоится. В игре детям предоставляется возможность вступить во взаимодействие со многими из своих одноклассников, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, увидеть на собственном примере и примерах своих одноклассников модели эффективного общения в различных ситуациях. Естественно, как и любая другая игра, наше игровое действие развивает способность к самоконтролю в социальной ситуации, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия;

она сплачивает детский коллектив, создает положительный эмоциональный настрой. Благодаря своему сюжету игра имеет еще один эффект – эстетический.

Содержание игры и игровая цель

В основе игрового действия – образ красивых, разнообразных и не повторяющихся узоров, которые можно наблюдать в калейдоскопе. Калейдоскоп присутствует на игре в трех своих ипостасях: как реальная игрушка, в которую можно посмотреть; как разноцветный бумажный узор, в процессе игры постепенно возникающий на листе ватмана; как метафора человеческих отношений.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• игрушечные калейдоскопы, лучше всего – по числу участников, как минимум один на пару (если есть такая возможность, игрушки по окончании игры можно детям подарить);

• магнитофон и записи спокойной инструментальной музыки;

• моток толстой веревки (шпагата, тесьмы), которую хорошо было бы видно на полу (ковре);

• заготовка для «бумажного калейдоскопа» (постепенно на листе ватмана должны будут появиться 5 круговых узоров; каждый узор является итогом выполнения конкретного задания; перед началом упражнения дети вытягивают из конверта разноцветные бумажные фигурки, по цвету или форме которых они объединяются в пары или тройки, выполняют определенное задание, а затем их фигурки наклеиваются на лист ватмана так, чтобы получился красивый круговой узор; первый узор – внешний, далее располагаются второй, третий, четвертый узоры; последний узор возникает в центре круга);

• бланки для выполнения заданий третьего узора;

• фломастеры, восковые мелки, бумага формата А4;

• шейные платочки для завязывания глаз;

• несколько школьных парт со стульями.

Ведущий должен заранее исходя из количества детей подготовить заготовку для «бумажного калейдоскопа», на которую ему по едва заметным ориентирам было бы легко наклеивать фигурки.

Перед началом игры пространство комнаты делится на две части. В одной половине из веревки на полу выкладывается большой замкнутый круг (потом в нем должны будут с комфортом разместиться все дети). Во второй половине проходит игровая разминка, затем выполняются упражнения за партами. Все основное действие игры происходит внутри круга. Стенд с прикрепленным на нем бумажным калейдоскопом находится рядом с кругом, но за его пределами.

Участники

Игра разработана для учащихся 3–5 классов. Количество игроков – не больше 30 человек. Длительность игры около 2 часов. Участие в ней учителя (классного руководителя) обязательно. Психологу желательно работать с помощником, который будет помогать ему приклеивать цветные фигурки на лист ватмана.

Сценарий игры

Ведущий предлагает детям свободно разместиться в той половине помещения, где на полу нет веревочного круга. Раздаются калейдоскопы. Ведущий предлагает посмотреть в них, проследить, как узоры сменяют друг друга, не повторяясь.

Ведущий. Маленькие частички стекла (пластмассы), каждая из которых имеет только один цвет и только одну постоянную форму. Да, каждая из них очень хороша сама по себе! Но посмотрите, что происходит в калейдоскопе, когда эти частички объединяются по две, по три, небольшими группками… Получаются яркие, многоцветные узоры, удивительно разнообразные по форме! Так и люди: каждый сам по себе имеет ценность, каждый красив. Но когда люди общаются друг с другом, они могут создавать удивительные узоры общения. Наша игра – о волшебных узорах, которые можно создавать, из маленьких стеклышек, из кусочков цветной бумаги, или – общаясь друг с другом.

В нашей игре будет три калейдоскопа: один – настоящий и на «переменках», в перерывах между упражнениями, в него всегда можно будет заглянуть. Второй – бумажный, он будет создаваться на чистом листе ватмана с помощью самих участников. И третий – волшебный «человеческий» калейдоскоп, который появится благодаря тому, что каждый участник сейчас превратится в человека-стеклышко.

Ведущий просит положить калейдоскопы на специальный столик и не трогать их без его разрешения. Начинается разминка перед игрой.

Ведущий. Представьте себе, что каждый из нас – цветное стеклышко. Представили? Какого вы цвета, какой формы? Чья-то гигантская рука (наверное, какой-то великан) собрала все стеклышки и зажала их в ладошке. Стеклышки оказались близко-близко друг к другу… (Ведущий просит детей собраться в тесную кучку.) А затем рука рассыпала нас по ровной поверхности, но ни одно стеклышко не попало в пределы круга!

Дети разбегаются и застывают как стеклышки; ведущий следит за тем, чтобы все дети застыли неподвижно.

Ведущий. А теперь великанская рука начала брать цветные стеклышки по одному и перекладывать их в гигантский калейдоскоп. Видите круг? Это и есть наш калейдоскоп. Стеклышко, имя которого я буду называть, перемещается в калейдоскоп и там застывает.

Ведущий перечисляет всех детей по имени; когда все дети и их педагог перешли в круг, разминка продолжается.

Ведущий. И завертелся гигантский калейдоскоп в руках великана! Раз – и стеклышки объединились по два! (Ведущий просит детей разбиться на пары и застыть.) Два – и стеклышки снова распались по одному и застыли!

Далее ведущий просит участников объединяться то по тройкам, то по четверкам, каждый раз обязательно застывая на месте.

Ведущий. А сейчас я прошу вас закрыть глаза и не подглядывать. Наш великан повернул калейдоскоп еще раз и увидел удивительный узор: все его стеклышки выстроились в ровный-ровный круг! Сейчас с закрытыми глазами, касаясь друг друга, постарайтесь встать в круг. Не подсматривайте, так не интересно! Как вы думаете, круг уже получился? Итак, стеклышки застыли… и открыли глаза. Посмотрите: получился ли у нас круг?

На этом разминка заканчивается, ведущий просит всех участников сесть на ковер внутри круга.

Ведущий. Итак, мы с вами стали частичками узора в великанском калейдоскопе, людьми-стеклышками. Пора появиться первому узору на нашем бумажном калейдоскопе. Каждый из вас получит сейчас пустой бумажный кружок. На полу, вы видите, лежат фломастеры и мелки. Создайте в кружке свой узор, такой, какой отразит ваш характер, настроение, ваше «я». Это не обязательно должен быть сюжетный рисунок: игра цвета, формы, все, что угодно.

Ведущий раздает детям кружки белой бумаги диаметром 7–8 см. Дети рисуют на полу. Затем ведущий и помощник приклеивают каждый кружок на лист ватмана и получается первый внешний узор: по всему периметру равномерно расположены кружки с рисунками, около каждого кружка – имя его автора.

Ведущий. Первый рисунок бумажного калейдоскопа создан. Давайте посмотрим на узоры. Каждый уникален, не похож на остальные, каждый отражает неповторимость человека, его создавшего. Все рисунки красивы, а вместе они образовали замечательный узор, состоящий из индивидуальностей. Ведущий включает музыку. В течение нескольких минут дети могут отдохнуть, посмотреть в настоящие калейдоскопы, что-то дорисовать на своем кружочке. Если детей в этом классе трудно настроить на работу после свободной паузы, можно в этот перерыв организовать подвижную общую игру.

По сигналу ведущего (колокольчик, звоночек, погремушка) все снова превращаются в стеклышки: возвращаются в круг и застывают.

Конец ознакомительного фрагмента.