Вы здесь

Практикум по педагогической психологии. Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ (Н. Г. Молодцова, 2009)

Раздел 2

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Тема 2.1. Сравнительный анализ основных концепций обучения

Теория содержательного обобщения В. В. Давыдова.

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.

Бихевиоральныетеории научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер). Психологическая сущность программированного обучения.

Концепция проблемного обучения Д. Б. Эльконина.

Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова.

Зарубежные инновационные модели обучения.

Суггестопедическая концепция усвоения Д. Н. Узнадзе.

Теория нейролингвистического программирования Р. Бэндлера, Дж. Гриндера.

Гештальттеория усвоения (Г. Мюллер).

Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.

Сенека Луций Аней-младший (около IV в. до н. э., Древний Рим)

Рекомендуемая литература

1. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.

2. Гриндер Дж. Исправление школьного конвейера, или НЛП. – М., 1995.

3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.

4. Ильясов И. И. Структура процесса учения. – М., 1986.

5. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

6. Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия. – М., 1980.

7. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1980.

8. Минияров В. М. Педагогическая психология. – М., 2005.

9. Психология / Под ред. Б. А. Сосновского. – М., 2005.

10. Селевко Г. Современные образовательные технологии. – М., 1995.

11. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.

12. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. – М., 2001.

13. Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии. – М., 2002.

Практические задания по теме

Задание 1. Анализ основных концепций обучения

Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения (табл. 4).

Таблица 4

Задание 2. Определение типа ориентировочной основы действия

Опираясь на табл.5«Типы ориентировочных основ действия (ООД)», определите, по какому типу строится обучение в данном фрагменте…

Учитель объясняет ученикам 1-го класса сложение с переходом через десяток следующим образом: «Для того чтобы сложить 8 и 5, сначала надо к 8 прибавить 2, а потом прибавить оставшиеся единицы – 3».

Таблица 5

Типы ориентировочных основ действия (по П. Я. Гальперину)

Задание 3. Определение недостающего этапа формирования умственных действий и понятий (по П. Я. Гальперину)

На уроке математики во 2-м классе педагог предложил учащимся сразу же после объяснения нового материала запомнить и повторить алгоритм выполнения письменного вычисления. Какой этап формирования умственных действий и понятий не учел педагог?

Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом.

Бэкон Фрэнсис (XVI в., Англия)

Задание 4. Написание реферата

Напишите реферат, освещающий одну из современных концепций обучения, пользуясь литературой, рекомендуемой для данной темы.

Тестовые задания

Выполните тестовые задания 9-12.

Тестовое задание 9

В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова выступает…

а) организация обучения от частного к общему;

б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;

в) овладение большой суммой знаний;

г) принцип усвоения логических форм.

Тестовое задание 10

Недостатком программированного обучения является.

а) отсутствие четких критериев контроля знаний;

б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;

в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;

г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

Тестовое задание 11

Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе.

а) программированного обучения;

б) проблемного обучения;

в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;

г) традиционного обучения.

Тестовое задание 12

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на…

а) материальное действие;

б) создание ориентировочной основы действия;

в) речевую форму выполнения действия;

г) внутреннюю речь.

Тема 2.2. Проблема развивающего обучения

Проблема психического развития в процессе обучения.

Соотношение обучения и развития (Э. Торндайк, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский).

Учение Л. С. Выготского о зонах психического развития.

Понятие о развивающем обучении.

Сравнительный анализ традиционной и развивающей систем обучения.

Современные отечественные модели обучения.

Психологические основы дифференциации обучения.

Роль педагога в организации и развитии учебно-познавательной деятельности учащихся.

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Конфуций (V в. до н. э., Древний Китай)

Рекомендуемая литература

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

3. Занков Л. В. Содружество ученого и педагога. – М., 1995.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 2001.

5. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 1981.

6. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

7. Хон Р. А. Педагогическая психология. Принципы обучения. – М.,

2002.

8. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.

Практические задания

Задание 1. Анализ зон психического развития

Опираясь на данные рис. 2 и рис. 3, проведите анализ и дайте определение каждой зоны психического развития.

Рис. 2. Показатели уровня актуального развития

Рис. 3. Показатели зоны ближайшего развития

Задание 2. Знакомство с интерактивными приемами обучения. Современная технология обучения «Чтение и письмо для развития критического мышления»

Познакомьтесь с некоторыми приемами современной технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ, авторы: Дж. Стил, Ч. Темпл и др.), которую в 1997 г. «привезли» в Россию американские эксперты в области образования в рамках проекта Института «Открытое общество». В России ее как образовательную технологию одним из первых описал М. В. Кларин в своих работах, посвященных инновационным подходам в образовании. В настоящее время эта технология активно внедряется в систему российского образования.

Обоснуйте с психологической точки зрения целесообразность использования данных приемов. На достижение каких психологических результатов, необходимых для жизни в современном быстро меняющемся мире, они направлены?

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов.

Лихтенберг Георг Кристоф (XVIII в., Германия)

1. Чтение с остановками

Данный прием используется в основном на этапе осмысления. Цели данного приема (а также этапа) – глубокое (активное) чтение и понимание текста. Остановка в чтении делается на важном (в смысловом отношении) этапе, например на месте поворота сюжета. Прогнозирование возможно на основе глубокого понимания отрывков при личностном выборе «точки отсчета» в повороте сюжета. Это важно для выбора определенного направления в дальнейшей дискуссии.

Этот прием может быть использован главным образом на художественных текстах. Особенно, если у текста неожиданный конец, имеющий особое значение для понимания основной идеи текста.

В процессе прогнозирования заслушиваются все варианты, все мнения, а затем читается отрывок и сравнивается прогноз и сам текст. В результате чего развивается воображение и вариативность мышления.

Примечание. Чтение с остановками может использоваться не только на художественных, но и на других видах текста. Остановки в чтении текста не обязательно должны быть на поворотах сюжета.

2. Взаимоопрос

Два ученика читают друг другу текст, останавливаясь после каждого абзаца. Затем они по очереди задают вопросы о прочитанном. Вопросы носят не поверхностный характер, а требуют проникновения в суть.

В этой работе учитель также принимает участие, он задает детям вопросы по тексту, тем самым он показывает пример, как лучше сформулировать вопросы. Ученик подробно отвечает на вопрос учителя, осмысливая учебный материал. Ученик задает вопрос учителю, учитель отвечает. Так они работают в паре по каждому абзацу (учитель – ученик), показывая на собственном примере, как правильно работать. После чего учитель разбивает детей на пары и предлагает задавать друг другу вопросы по тексту.

Комментарии. Этот прием может использоваться на стадии Осмысления, Рефлексии и Вызова. Цели, которые позволяет достичь этот прием, могут заключаться в следующем: формирование критического мышления, умения формулировать вопросы, отвечать и внимательно слушать, получение углубленного знания материала, знания текста. Возникающее при этом чувство успеха способствует глубокой мотивации к процессу обучения.

Примечание. Может использоваться в случаях, когда учащимся требуется помощь при вычленении информации из текста. При использовании данного приема учащихся можно делить на команды по три человека. Разумно вопросы делить не на существенные и несущественные, а основанные на тексте.

Тестовые задания

Выполните тестовые задания 13–15.

Тестовое задание 13

Отечественная педагогическая психология рассматривает проблему соотношения обучения и развития.

а) отождествляя процессы обучения и развития;

б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;

в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.

Тестовое задание 14

Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является.

а) низкий уровень знаний;

б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;

в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.

Тестовое задание 15

Целью развивающего обучения является.

а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;

б) достижение высокого уровня обученности учащихся;

в) формирование умственных действий и понятий;

г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.

Тема 2.3. Структура учебной деятельности

С тех пор, как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы ни возьмем язык и век. Всегда стремится к знанью человек.

Рудаки Абу Абдаллах Джафар (около 860–941 гг., Персия)

Учебная деятельность и ее структура.

Создание педагогом условий для формирования мотивации учения у школьников.

Мотивационный компонент учебной деятельности.

Операционный компонент учебной деятельности.

Понятие об учебной и практической задаче.

Классификация учебных действий.

Регулирующий компонент учебной деятельности.

Виды самоконтроля и самооценки и их развитие в процессе учебной

деятельности. Контроль в структуре учебной деятельности.

Психологические особенности отметки и оценки.

Рекомендуемая литература

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 2001.

3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов О. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

4. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1986.

5. Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии. – М., 2002.

6. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. – М., 1961.

7. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников. – М., 1974.

Практические задания

Задание 1. Определение компонента учебной деятельности

Проанализируйте ситуации и определите, развитие какого компонента учебной деятельности стимулирует педагог.

A) После выполнения учащимися 3-го класса самостоятельной работы учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить работу своего соседа по парте.

Б) Учитель предложил учащимся прочитать математическую задачу и изменить вопрос задачи таким образом, чтобы она решалась в три действия.

B) Для проведения повторительно-обобщающего урока в 1-м классе учитель выбрал форму сюжетной игры.

Задание 2. Подбор методик для диагностики учебного контроля

Подберите методики, направленные на диагностику развития у детей младшего школьного возраста такого учебного действия, как контроль.

Задание 3. Постановка учебных целей на основе таксономии учебных целей в когнитивной и аффективной областях по системе Б. Блума

Использование четкой упорядоченной классификации учебных целей (табл. 6) важно для педагога по следующим причинам:

♦ это позволяет концентрировать усилия на главном;

♦ дает ясность;

♦ дает эталоны оценки результатов обучения.

Познакомьтесь с таксономией учебных целей в когнитивной и аффективной областях, представленной в системе Б. Блума (табл. 7, 8).

На основе таксономии учебных целей в когнитивной области (табл. 7) проанализируйте и определите для себя учебные цели в ходе освоения курса «Педагогическая психология» (или любого другого предмета).

Например, это может выглядеть так.

Таблица 6




Таблица 7

Категории учебных целей в когнитивной области (по Б. Блуму)[6]












Таблица 8

Категории учебных целей в аффективной области (по Б. Блуму)








Задание 4. Составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию у детей умения принимать и удерживать учебную задачу. Знакомство с методикой «Узор»

Проведите с детьми 6–8 лет занятия по методике «Узор». По результатам диагностики сделайте заключение, опираясь на цель методики, и составьте психолого-педагогические рекомендации.

Методика «Узор»[7]

Цель: изучение особенностей принятия и удержания учебной задачи, умения действовать по правилам.

Методический (стимульный) материал. Методика состоит из трех контрольных диктантов и одного тренировочного.

Диктант для первой серии

«Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».




Диктант для второй серии

«Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».




Диктант для третьей серии

«Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».




Порядок выполнения и инструкция. Детям говорят:

«Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я говорю. У нас будут такие три правила:

1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;

2) линия нашего узора должна идти только вперед;

3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты.




Затем проверяющий говорит:

«Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом» (вводная – тренировочная серия).




Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и в случае надобности исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем он ошибся. В процессе обучения дети производят четыре соединения.

Далее следует первая серия. Проверяющий говорит:

«Теперь мы будем рисовать без подсказок. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть. Но не забывайте, что их нужно соединять только через кружок. Что линия должна быть непрерывной и идти все время вперед, т. е. начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки».

Далее идут диктанты для первой, второй и третьей серии (тексты см. выше)

Диктовать следует медленно. Так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, так как некоторых детей это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.

После того как дети закончили работу по первой серии, следует вторая, а затем третья. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.

Никакой помощи во время выполнения задания детям не оказывается. После окончания работы листочки собираются. Листочки выдаются перед началом обследования. На них уже нарисован образец узора и четыре серии фигур (а, б, в, г). Каждая серия располагается одна под другой и представляет собой три ряда мелких геометрических фигур (размер фигур 2 х 2 мм).

Обработка и интерпретация результатов. Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются:

1) за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т. е. предваряющих диктант и следующих за ним);

2) за «разрывы» – пропуски «зон» соединения – между правильными соединениями.

Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).

Максимально возможное количество очков в каждой серии – 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания – 72.

60–72 очка – достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.

48–59 очков – умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило.

36–47 очков – низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться.

Менее 36 очков – умение действовать по правилу не сформировано.

Задание 5. Изучение учебной мотивации

Познакомьтесь с определениями «мотив», «учебная мотивация», с основными подходами к классификации учебных мотивов.

Мотив – это личностный смысл той или иной деятельности для человека; то, во имя чего он учится, работает, играет. Мотивы оказывают существенное влияние на выбор средств, процесс и результаты деятельности. Каждая деятельность полимотивирована, но некоторые мотивы являются наиболее устойчивыми, ведущими.

Учебная мотивация – это система побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющих направленность и характер учебной деятельности.

Классификация мотивов учения

Существуют разные классификации учебных мотивов: А) 1-й подход (табл. 9).

Таблица 9

Классификация мотивов (1-й подход)

Б) 2-й подход представлен в табл. 10 (автор А. К. Маркова)[8].

Таблица 10

Классификация мотивов (2-й подход)

В) 3-й подход представлен в табл. 11 (автор П. М. Якобсон).

Таблица 11

Классификация мотивов (3-й подход)

Опираясь на описания разновидностей учебных мотивов, представленные в таблицах, определите характер мотивации учения исходя из следующих характеристик поведения учащихся:

♦ школьник склонен задавать учителю вопросы, стремясь получить дополнительные сведения по изучаемому материалу;

♦ часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию;

♦ проявляет интерес к анализу собственных ошибок;

♦ решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других;

♦ учится, потому что заставляют взрослые;

♦ учится ради одобрения родителей;

♦ справившись с задачей, ищет другие способы ее решения;

♦ испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении задания.

Задание 6. Диагностика школьной мотивации

Чтобы определить мотивы учения учащегося, необходимо вести систематические наблюдения за характером учебной деятельности и проводить специальные исследования. Познакомьтесь с анкетой, специально предназначенной для определения школьной мотивации у учащихся начальной школы (табл. 12). Определите с помощью данной анкеты уровень школьной мотивации знакомого вам младшего школьника.

В чем проявляется выявленный вами уровень мотивации у обследуемого? Приведите примеры. Как это влияет на успешность учебной деятельности?

Таблица 12

Анкета для определения школьной мотивации (автор: Н. Лусканова)[9]




Обработка и интерпретация результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов. Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25–30 баллов – сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20–24 баллов – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

15–19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

10–14 баллов – отношение к себе как к школьнику не сформировано.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.

Пользуясь рекомендуемой литературой по данной теме, подберите прямые, косвенные или проективные методы диагностики мотивации учения для лиц разных возрастных категорий. Проанализируйте особенности своей учебной мотивации.

Тестовые задания

Выполните тестовые задания 16, 17.

Тестовое задание 16

Учебная деятельность состоит из…

а) учебной задачи и учебных действий;

б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;

в) работы познавательных процессов;

г) действий внутреннего контроля и оценки.

Тестовое задание 17

Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является.

а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;

б) потребность получать одобрение и признание;

в) стремление соответствовать требованиям преподавателей, избежать наказания;

г) стремление приобрести новые знания и умения.

Тема 2.4. Обучающийся как личность и субъект учебной деятельности

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

Коменский Ян Амос (XVII в., Чехия)

Возрастные особенности учащихся (младший школьник, подросток, старшеклассник, студент как субъекты образовательного процесса). Ученик в системе личностных взаимоотношений в классе. Психологическая готовность к школе. Обученность и обучаемость. Особенности мотивационной сферы учащихся. Проблема школьной дезадаптации. Проблемы педагогической оценки. Функционально-психологические аспекты предупреждения неуспеваемости школьников.

Рекомендуемая литература

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. – М., 1995.

3. Буре Р. С. Готовим детей к школе. – М., 1987.

4. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1993.

5. Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М., 2002.

6. Дощицына 3. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. – М., 1994.

7. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., 1986.

8. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. – М., 1985.

9. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику: психодиагностические таблицы. – М., 2001.

10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2000.

11. Реан А. А. Психодиагностика личности в учебном процессе. – СПб., 1996.

12. Самоукина Н. В. Первые шаги школьного психолога. – Дубна, 2000.

13. Цетлин В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. – М., 1989.

14. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. – М., 2003.

Практические задания

Задание 1. Анализ особенностей мотивации

Дайте психологический анализ мотивационной сферы героя стихотворения А. Барто.

«Все я делаю для мамы,

Для нее играю гаммы,

Для нее хожу к врачу,

Арифметику учу.

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже.

Для нее после болезни

Не купался в речке даже».

Задание 2. Определение психического новообразования младшего школьника

Иллюстрацией какого психического новообразования, возникшего в процессе учебной деятельности младшего школьника, является стихотворение А. Барто.

«Сережа руку поднимает,

Он все на свете понимает.

Гляжу: красивый он какой

Сережа с поднятой рукой.

И тоже руку поднимаю,

Хоть ничего не понимаю».

Задание 3. Составление психолого-педагогической модели предупреждения неуспеваемости младших школьников

Проанализируйте систему психолого-педагогической коррекции педагогической запущенности по работам Р. В. Овчаровой и составьте психолого-педагогическую модель предупреждения неуспеваемости младших школьников.

Задание 4. Диагностика внимания, мышления и памяти у младших школьников. Методики «Корректурная проба», «Долговременная память», «Запомни пару», «Изучение развития логических операций у младших школьников»

Познакомьтесь на практике с методиками «Корректурная проба», «Долговременная память», «Запомни пару» и «Изучение развития логических операций у младших школьников». Охарактеризуйте особенности внимания, мышления и памяти испытуемого.

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе появляется опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.

Кант Иммануил (XVIII в., Германия)

Методика «Корректурная проба»[10]

Цель: определение объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок).

Методический (стимульный) материал:

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ

ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗС

КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУ

ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕСМВ

НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩ

РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРРКИ

ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕ

ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПООНАЫБ

ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫЦНЕПВИТБЕЗ

СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСК

КОСНАКСАЕВИЛКЫЧБЩЖОЛКПМСЧГШКАР

ОВКРЕНРЕСОЛТИНОПСОЫОДЮИОЗСЧЯИЕ

АСКРАСКОВРАКВСИНЕАТБОАЦВКНАИОТ

НАОСКОЕВОЛЦКЕНШЗДРНСВЫКИСШЮНВ

ВНЕОСЕКРАВТЦКЕВЛШПТВСБДВНЗЭВИС

СЕВНРКСТБЕРЗШДСЧИСЕАПРУСЫПСМТН

ЕРМПАВЕГЛИПСЧТЕВАРБМУЦЕВАМЕИНЕ

Порядок выполнения и инструкция:

«На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

Обработка и интерпретация результатов. При оценке результатов опираемся на следующие показатели нормы:

♦ для детей 6–7 лет объем внимания – 400 знаков и выше; концентрация внимания – 10 ошибок и менее;

♦ для детей 8-10 лет объем внимания – 600 знаков и выше, а концентрация – 5 ошибок и менее.

Методика «Долговременная память»[11]

Цель: диагностика уровня долговременной памяти.

Методический (стимульный) материал: ряд слов – стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

Порядок выполнения и инструкция. «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно. Экспериментатор читает приведенный выше ряд слов.

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

где А – общее количество слов; В – количество запомнившихся слов; С – коэффициент долговременной памяти.

Обработка и интерпретация результатов. Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100 % – высокий уровень;

50-75 % – средний уровень;

30-50 % – низкий уровень;

ниже 30 % – очень низкий уровень.

Методика «Запомни пару»

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Методический (стимульный) материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Порядок выполнения и инструкция. Экспериментатор читает испытуемому (ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка и интерпретация результатов. Результаты опыта записываются в табл. 13.

Таблица 13

Обработка данных

Тест «Изучение развития логических операций у младших школьников»[12]

Цель. Первый субтест позволяет выявить осведомленность; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвертый – подбирать аналогии. По данным Л. И. Переслени и Л. Ф. Чупровой, тест достаточно информативен для изучения особенностей словесно-логического мышления в начальной школе.

Тест можно проводить как индивидуально, так и в группе детей. Каждому ребенку раздают листы с заданиями, на которых он отмечает свой вариант ответа (см. образец бланка заданий).

Методический (стимульный) материал. Далее приводится образец бланка заданий.

Бланк залании

Тест развития логических операций

Фамилия:________

А. Осведомленность

1. У сапога всегда есть…

шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2. В теплых краях живет.

медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

3. В году.

24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.

4. Месяц зимы.

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5. В нашей стране не живет.

соловей, страус, аист, синица, скворец.

6. Отец старше своего сына.

часто, всегда, никогда, редко, иногда.

7. Время суток.

год, месяц, неделя, день, понедельник.

8. У деревьев всегда есть.

листья, цветы, плоды, корень, тень.

9. Время года.

август, осень, суббота, утро, каникулы. 10. Пассажирский транспорт.

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

Б. Исключение понятий

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Конец ознакомительного фрагмента.