Вы здесь

Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства. Задачи (А. Б. Косолапов)

Задачи

1. Государственный контроль в туризме

Народы поставили над собой правителей, чтобы защитить свою свободу, а не для того, чтобы обратить себя в рабов.

Ж.-Ж. Руссо

1.1. В 1999 году Приморская краевая дума приняла закон о туристской деятельности на территории Приморского края. Его главная направленность – приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма в Приморье. Однако туристские организации края, которым после опубликования закона пришлось работать в соответствии с этим документом, проявили пассивность. Ни одна туристская фирма не представила предложения или замечания по проекту.

Чем объясняется такое равнодушие?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с особенностями государственного регулирования туристской деятельности в РФ.

Шаг 2. Попытайтесь представить себя на месте руководителя туристской фирмы в декабре 1998 – январе 1999 года, т. е. в тот период, когда должно было происходить обсуждение будущего закона. Какие проблемы волновали бы вас в то время?

Шаг 3. Вспомните, какая форма собственности у вашей туристской фирмы? Кто осуществляет непосредственный и опосредованный контроль вашей деятельности? Кто может помочь вам в случае такой необходимости и кто реально помогает?

Шаг 4. Считаете ли вы себя специалистом в области правового обеспечения туризма, причем в такой степени, которая позволила бы вам внести конкретные предложения в обсуждаемый закон?


1.2. Иногда действия государственного контролирующего органа, предпринимаемые без учета туристской специфики, вызывают у специалистов недоумение. Так, в Новосибирске в туристские фирмы было разослано следующее письмо Главного государственного санитарного врача г. Новосибирска (приводится с сокращениями).

«Я, главный государственный санитарный врач г. Новосибирска, рассмотрев ход выполнения постановления «О мерах по усилению санитарной охраны территории области от завоза инфекционных заболеваний», установил, что указанное постановление выполняется не в полном объеме.

В 2004 году в г. Новосибирске зарегистрировано 24 случая завозной малярии. В последние годы завоз малярии происходит из стран ближнего и дальнего зарубежья – Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, Индии, Заира, Танзании. Кроме того, имели место случаи завоза из-за рубежа холеры и брюшного тифа.

Особенно недопустимое положение сложилось в туристском бизнесе. Фирмы не информируют туристов о мерах личной профилактики инфекционных заболеваний в странах высокого риска заражения этими инфекциями, не обеспечивают их необходимым минимальным набором лекарственных средств и прежде всего противомалярийными препаратами. Так, в январе 2004 года 20 из 39 человек, выехавших на сафари в Кению по путевкам туристской фирмы Х, заболели по возращении тропической малярией.

Выявлено, что большинство руководителей групп не владеют информацией о географическом распространении инфекционных заболеваний, не знают мер их профилактики. Соответственно не могут в полном объеме информировать клиентов об опасности заражения.

В целях обеспечения мер по профилактике заболеваний карантинными инфекциями, в соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» необходимо:

1. Руководителям туристских фирм, менеджерам, руководителям туристских групп, занимающимся оформлением выездов и сопровождением граждан в зарубежных странах, пройти аттестацию по профилактике карантинных инфекций.

2. Провести на договорной основе аттестацию на базе Центра Госсанэпиднадзора в г. Новосибирске в сроки с… по … с выдачей индивидуального свидетельства. Дальнейшую аттестацию руководителей и обучение специалистов проводить один раз в год.

3. Руководителям туристских фирм:

3.1. Обеспечить оформление заявок в Центр Госсанэпиднадзора г. Новосибирска на проведение аттестации в срок до 10.04.05.

3.2. Иметь в наличии санитарные правила и нормы «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», памятки о мерах профилактики инфекционных заболеваний, распространенных в тропических странах.

3.3. Проводить инструктаж всех отъезжающих в эндемичные страны по профилактике карантинных заболеваний с выдачей индивидуальной памятки, заверенной печатью туристской фирмы.

3.4. Обеспечить граждан, отъезжающих в эндемичные страны, лекарственными препаратами для предупреждения заражения малярией.

3.5. Запретить работу с клиентами специалистам туристских фирм, не прошедшим аттестацию.

О ходе выполнения настоящего постановления и принятых мерах доложить к 20.04.05.

Главный врач городского Центра Госсанэпиднадзора»

Какие вопросы вызвало это письмо у руководителей туристских фирм Новосибирска? Все ли пункты письма соответствуют действующему законодательству?

2. Сертификация туристских услуг

Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

И.С. Тургенев

2.1. Может ли туристская фирма выбирать по своему усмотрению сертификационный орган?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с «Правилами сертификации туристских услуг и услуг гостиниц», введенными в действие 01.01.1995 г.

Шаг 2. Представьте, что вы сертифицируете туристскую услугу, находясь по юридическому и фактическому адресу в с. Красный Яр Пожарского района Приморского края. Отсюда значительно ближе до краевого центра Хабаровского края (Хабаровска), чем до Владивостока. Куда вы отправите документы?


2.2. Может ли туристская фирма предлагать маршрут, не имеющий сертификата соответствия?


2.3. Какими факторами необходимо руководствоваться туристскому предприятию при выборе сертификационного органа?

3. Организационно-правовые аспекты турбизнеса

Строгость российских законов всегда компенсировалась необязательностью их исполнения.

Н.М. Карамзин

3.1. Может ли турист просить о внесении изменений в стандартный договор, предлагаемый туристской фирмой?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с правами туриста.

Шаг 2. Представьте себя туристом, оформляющим индивидуальный тур.

Шаг 3. А теперь представьте себя менеджером туристской фирмы, к которому пришел клиент, желающий совершить поездку по программе стандартного тура, но со своей семьей, а не с группой туристов.

Шаг 4. Рассмотрите проблему с точки зрения удовлетворения интересов обоих участников туристского рынка (клиента и туристской фирмы).


3.2. Прав ли турист, требующий, чтобы его договор с тур агентством был подписан директором или менеджером, но по доверенности. Рядовой сотрудник туристской фирмы, от лица которой заключается договор, не имеет доверенности и утверждает: «У нас менеджеры подписывают все договоры».


3.3. Иногда коммерческие фирмы приобретают туристские путевки для своих сотрудников и оплачивают их со счета фирмы. Как называется такой договор? У кого возникают права и обязанности по такому договору?


3.4. Какие документы необходимы для покупки тура по городам Европы?


3.5. Почему в тексте договора московской туристской фирмы «Кругозор», специализирующейся на организации автобусных туров по Европе, имеется пункт о загранпаспорте, согласно которому его срок действия дол жен заканчиваться не ранее шести месяцев со дня поездки?


3.6. Какие документы должен получить турист на руки при покупке тура?


3.7. Индивидуальный предприниматель планирует открыть туристскую фирму. Имеет ли он право принимать на работу других граждан.

Какие договоры гражданско-правового характера он может заключать с физическими лицами?


3.8. Какие из перечисленных документов могут составлять коммерческую тайну предприятия:

1) учредительные документы и устав;

2) документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности;

3) иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему Российской Федерации;

4) документы о платежеспособности;

5) сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда;

6) сведения о наличии свободных рабочих мест;

7) документы об уплате налогов и обязательных платежах;

8) сведения о загрязнении окружающей среды;

9) сведения о нарушении антимонопольного законодательства;

10) сведения о несоблюдении безопасных условий труда и размерах причиненного при этом ущерба;

11) сведения о реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения;

12) сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью?


3.9. Возможно ли исключение из стоимости турпакета на один-два дня услуг гостиницы и питания?


3.10. Что такое ваучер и почему он выписывается при организации только некоторых зарубежных туров?


3.11. Если туристская фирма имеет сертификат соответствия, должна ли она дополнительно сертифицировать вновь разработанные туры?


3.12. Разработайте программу проведения дней кипрской культуры в вашем городе с ориентацией на стимулирование интересов горожан к отдыху на острове Афродиты.


3.13. В газете «Из рук в руки» помещено объявление следующего содержания:

«Даю работу по реализации туристских путевок. Режим работы свободный. Размер заработка от 3000 руб. В месяц до 1000 $ US в неделю – зависит от инициативы с вашей стороны. Для получения подробной инструкции вышлите 350 руб. по адресу: Владивосток-91, а/я 198».

Относится ли данное предложение к трудоустройству лица, принявшего его? Обоснуйте свой ответ ссылками на соответствующие законодательные акты.


3.14. Освобождается ли туристская фирма от ответственности за нарушение договора после окончания срока его действия?


3.15. Клиент, оформляя индивидуальный тур в Таиланд, узнает, что в новом году он первый на данном направлении, и в шутку заявляет, что туристская фирма в связи с этим должна предоставить ему скидку. Но скидки по этому туру не предусмотрены.

Как следует поступить менеджеру в данном случае? Может ли туристская фирма предоставить клиенту скидку? Если да, то за счет каких сумм? Если нет, то почему, ведь имидж фирмы стоит дорого?

При поиске решения необходимо ответить на вопросы: в каком качестве предстает фирма в данном случае – как турагент или туроператор; насколько важен для фирмы данный клиент; как следует поступить, если фирма не может снизить цену тура; может быть, на шутливый вопрос клиента дать такой же шутливый ответ?

4. Маркетинг в туризме

Люди глупо доверчивы… Вся реклама мира основана на трех принципах: хорошо, много и даром. Поэтому можно давать скверно, мало и дорого.

А. Грин

4.1. Какие скидки может предложить туристская фирма своим клиентам для увеличения объема продаж туров?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с особенностями ценовой политики туристских фирм.

Шаг 2. Вспомните, какие скидки предлагают туристские фирмы, расположенные в вашем городе, в других городах Российской Федерации?

Шаг 3. Называя каждый вид скидок, обоснуйте их экономическую целесообразность для условного (или конкретного) турагента и туроператора.


4.2. В Германии продается сувенир-мухобойка. На бьющей части сделано шесть дырок размером с пятикопеечную монету. В инструкции на английском, немецком, итальянском и испанском языках этот сувенир называется «Дайте мухе шанс».

Будет ли подобный сувенир пользоваться спросом у русских туристов? Можно ли производить его в России для иностранных туристов?

Независимо от ответов (положительных или отрицательных) разработайте бизнес-план с оптимистическим и пессимистическим прогнозами создания и продвижения на туристский рынок сувениров-мухобоек.


4.3. Туристская фирма проводит конкурс с определением и награждением победителя, условия которого опубликованы в журнале. Неожиданно финансовое состояние туристской фирмы ухудшается. Может ли она отказаться от проведения этого конкурса?


4.4. Начинающая туристская фирма, создавая тур в Таиланд, рассчитанный на высокий сезон, стремилась сделать его насыщенным и интересным. Включив в турпакет авиа билет, проживание в хорошей гостинице, трансферы, трехразовое питание, несколько экскурсий, страховку с покрытием 30 тыс. $ US, а также свою прибыль, фирма получила цену турпакета, равную 1799 $ US. Звони ли клиенты, интересовались туром. Но фирма потерпела неудачу, продав в высокий сезон Нового года всего два турпакета.

Были ли в действиях туристской фирмы ошибки? Если нет, то почему она проиграла в конкурентной борьбе другим туристским фирмам? Если ошибки были, назовите их. Каким образом можно было обеспечить приемлемый объем продаж туров в Таиланд?


4.5. Представьте себя руководителем туристской фирмы и ответьте на следующие вопросы:

1) где мы продаем свои услуги?

2) в каких условиях рынка мы их продаем?

3) что мы продаем?

4) кому мы продаем?

5) кто или что нам мешает продавать?

Развернутые ответы помогут вам определить основные направления маркетинговых исследований в туристской фирме.


4.6. Анализируя внешнюю среду туристской фирмы, проран жируйте факторы макроокружения и непосредственно го окружения (от наиболее важных к наименее важным с вашей точки зрения). Результаты занесите в таблицу и изобразите схематически. Сделайте вывод о наиболее целесообразном способе представления полученных материалов.


4.7. Какие факторы формировали конъюнктуру туристского рынка вашего города в прошедшем высоком сезоне? Какими методами вы могли бы установить значимость, силу воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры туристского рынка?


4.8. Изобразите графически жизненный цикл туристского продукта. Затем для каждой стадии, характеризующей колебания объема продаж и прибыли, назовите или впишите в границы между стадиями 1–2 туристской фирмы вашего города и их туры, соответствующие по вашему мнению именно этой стадии. Обоснуйте свое решение.


4.9. Поведение потребителей туристских услуг в вашем городе всегда находится под влиянием социальных факто ров. Перечислите основные из этих факторов и охарактеризуйте их.

5. Выбор тура и туристской фирмы

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест…

А.С. Пушкин

5.1. Перечислите преимущества покупки пакета туристских услуг перед приобретением отдельных туристских услуг.

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Вспомните, какие услуги входят в пакет туристских услуг?

Шаг 2. Называя то или иное преимущество, попытайтесь обосновать его с точки зрения экономической и социальной целесообразности.


5.2. Менеджер туристской фирмы называет по телефону стоимость путевки, однако при последующем обращении в фирму клиент узнает, что цена тура на 50 $ US выше за счет страховки, услуг гида и др.

Можно ли в этом случае применить к туристской фирме статью 12 Закона «О защите прав потребителей» о недостоверной информации?


5.3. Фирма-турагент отказывается предоставить информацию (хотя бы название) о компании-туроператоре, ссылаясь на коммерческую тайну.

Правомерно ли это?


5.4. О чем свидетельствуют приведенные ниже косвенные признаки качества работы туристских фирм, учитываемые при проверках ее деятельности. Дайте ответ по каждому признаку:

1) номер и дата выдачи лицензии;

2) количество телефонных номеров и адрес;

3) наличие современных средств коммуникаций – электронной почты, сайта в Интернете;

4) если в описании услуг, входящих в тур, имеется предложение комиссионных другим туристским фирмам, что это означает?

6. Визовые и паспортные формальности

Я волком бы выгрыз

бюрократизм,

К мандатам почтения нету, —

К любым чертям с матерями катись

Любая бумажка, но эту…

В.В. Маяковский

6.1. Туристка приобретает путевки в Испанию для себя и двенадцатилетнего сына. Для получения шенгенской визы необходимо письменное согласие второго родителя на выезд ребенка в сопровождении матери, однако бывший муж, уклоняясь от уплаты алиментов, периодически меняет места работы и нахождение его в настоящий момент неизвестно.

Возможно ли решение этой проблемы?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с особенностями правового регулирования выездов в страны шенгенской группы.

Шаг 2. Директор некоей туристской фирмы, прочитав эту задачу, сказал, что у него «нет проблем» и у «своего нотариуса» он за пять минут получит любой документ.

Примите во внимание умение жить этого директора, но найдите свое решение, не противоречащее ни Гражданскому, ни Уголовному кодексам.


6.2. Может ли туристская фирма взять на себя функцию оформления загранпаспорта?


6.3. Что делать, если во время пребывания за рубежом пас порт был утерян или украден?


6.4. Что делать, если паспорт полностью использован, но в нем проставлены действующие долгосрочные визы?


6.5. Могут ли граждане России иметь более одного загранпаспорта? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?


6.6. Каковы особенности оформления заграничных паспортов и выезда за границу несовершеннолетних детей?

6.7. В туристскую фирму обратился клиент с просьбой организовать поездку на Кипр для супружеской пары с ребенком шести лет. После того как он предъявил паспорта, сотрудники туристской фирмы заказали для него в гостинице двухместный номер с дополнительной кроватью для ребенка. И вдруг, на следующий день после предполагаемого вылета, он приходит вновь и требует возмещения стоимости поездки. Выясняется, что его не про пустили пограничники, поскольку в паспорт не была вклеена фотография ребенка.

Но согласно договору с клиентом фирма не несет ответственности за подлинность его загранпаспорта и прохождение им паспортного контроля. Поэтому сотрудники посчитали, что их вины здесь нет. Клиент решил подать на фирму в суд. Прав ли он?


6.8. Перечислите и охарактеризуйте четыре вида приглашения за границу.


6.9. Какие виды виз существуют?


6.10. Можно ли для получения визы использовать приглашение, полученное по факсу или по электронной почте?


6.11. Нужна ли нотариально заверенная доверенность от родителей, если несовершеннолетний ребенок выезжает за границу с руководителем группы? В случае выезда с одним из родителей?


6.12. Какие вопросы могут задать в консульстве США и какие документы необходимо представить во время собеседования для получения туристской визы?


6.13. Обязана ли туристская фирма отвечать за ненадлежащее оформление визы?


6.14. Обязана ли туристская фирма проверять подлинность и правильность оформления загранпаспортов?


6.15. Туроператор, отправляющий туриста на о. Крит, оформляет групповую визу на его семью и на две других, которых турист не знает. Оригинал групповой визы работники туристской фирмы хотят отдать этим двум семьям (а туристу ксерокопию), с тем чтобы семья туриста встретилась с ними в аэропорту Шереметьево. Представитель туроператора туда ехать не собирается, мол, сами там друг друга найдете. На вопрос, а если держатели оригинала не появятся, туристу отвечают: «Не волнуйтесь, они ведь такие деньги заплатили». Семьи едут в разные города, а в договоре написано, что в случае неявки заказчика его деньги пропадают.

На пожелание туриста не зависеть от сбора группы ему заявили, что в Шереметьево достаточно ксерокопии, а сама виза понадобится при таможенном контроле на Крите. Так ли это?

Должен ли турист требовать обязательного присутствия представителя туроператора с оригиналом групповой визы или надеяться на боязнь двух семей потерять свои деньги?


6.16. Возвращаются ли загранпаспорта с истекшим сроком действия гражданам, обратившимся для получения нового загранпаспорта?


6.17. Во время летних каникул студентка Лена решила отдохнуть в Южной Корее. Для этого она оформила туристскую визу сроком на три месяца. Вскоре после приезда в Корею она познакомилась с менеджером крупной компании, который предложил ей полгода поработать в ресторане официанткой. Девушка согласилась, тем более что кореец пообещал решить все проблемы, связанные с продлением визы. Время шло, Лена работала, менеджер регулярно привозил ей заработную плату, а на вопрос девушки, когда он возьмет у нее паспорт и продлит визу, работодатель отвечал, что еще успеет.

Пробыв в Корее пять месяцев, Лена решила вернуться в Россию, о чем сообщила менеджеру. После этого связь с ним оборвалась. Таким образом, девушка пробыла в Корее два месяца нелегально. Документов, подтверждающих ее работу в ресторане, нет.

Что делать Лене? Каким образом она сможет вернуться в Россию? Несет ли ответственность туристская фирма за невозвращение туристки в период действия визы?

7. Таможенные формальности

А впереди шмонали уругвайца,

Который контрабанду провозил.

В.В. Высоцкий

7.1. Учитываются ли несовершеннолетние дети в норме вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с правилами перемещения физическими лицами наличной иностранной валюты через границу Российской Федерации.

Шаг 2. Рассмотрите возможные варианты пересечения несовершеннолетними детьми границы Российской Федерации (самостоятельно, с родителями, с сопровождающими лицами).

Шаг 3. Назовите и объясните особенности перемещения валюты несовершеннолетними детьми при всех вариантах пересечения границы Российской Федерации.


7.2. Какое количество золотых изделий можно беспошлинно ввезти на территорию России?

8. Элементы туристской инфраструктуры

В общественном парижском туалете

есть надписи на русском языке.

В.В. Высоцкий

8.1. Проанализируйте публикации в периодических туристских изданиях и составьте сезонный рейтинг российских и зарубежных объектов туристской инфраструктуры.

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Составьте библиографический список изданий туристской направленности. Постарайтесь, чтобы их число превысило 10.

Шаг 2. Разработайте методику анализа и представления результатов вашего микроисследования.

Шаг 3. Сделайте выводы о целесообразности зимнего и летнего отдыха на конкретных объектах туристской инфраструктуры. Для этого представьте себя туристом, а затем менеджером туристской фирмы. Сравните результаты.


8.2. В Америке, Италии и других странах двери индивидуальных кабинок общественных туалетов, в отличие от России, открываются внутрь. Каковы причины этих различий?

9. Страхование в туризме

Даже летом, отправляясь в вояж, бери с собой что-либо теплое, ибо можешь ли ты знать, что случится в атмосфере?

Козьма Прутков

9.1. Если у туриста есть международная медицинская страховка, может ли он исключить из стоимости путевки оплату медицинской страховки, предлагаемой фирмой?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с правилами страхования туристов, выезжающих за рубеж.

Шаг 2. Ответьте на вопрос задачи.

Шаг 3. Перечислите проблемы, которые могут возникнуть у туриста и туристской фирмы, если они примут ваш ответ (любой) как руководство к действию.


9.2. Если турист оплачивает страховку в офисе туристской фирмы, должен ли он в случае наступления страхового события предъявлять претензии за неполученную или полученную в ненадлежащем объеме помощь по страховке туристскому предприятию? Несет ли туристская фирма в этом случае солидарную ответственность?


9.3. Отправляя ребенка на год на учебу в Великобританию, Анатолий решил застраховать его от СПИДа и от коровьего бешенства. Но во всех страховых агентствах ему отказали, да еще сообщили, что, например, СПИД вообще не относится к страховым случаям. Вот от гриппа – пожалуйста! А между тем в Лондоне, например, страхуют даже от непорочного зачатия и от изнасилования инопланетянами.

Почему российские страховщики пренебрегают указанными видами страхования?

10. Средства размещения туристов

Наша должность гонит нас из дома

По дорогам новым, незнакомым.

То гостиница, купе или каюта —

Нет у нас домашнего уюта.

Э.А. Рязанов

10.1. Почему в отелях Лас-Вегаса стоимость номеров (при прочих равных условиях) в среднем на 50 $ US меньше, чем в других городах США?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с основами американского гостиничного менеджмента.

Шаг 2. Вспомните, чем знаменит американский город Лас-Вегас?

Шаг 3. Представьте себя владельцем отеля в Лас-Вегасе и расскажите о дополнительных услугах, предоставляемых вашим средством размещения.

Шаг 4. Ответьте на вопрос о странной (на первый взгляд) ценовой политике директора отеля.


10.2. В Болгарии группу российских туристов за несколько дней до окончания тура выселили из гостиницы. Не помогли ни звонки в Петербург в туристскую фирму, ни суточная забастовка в холле гостиницы, ни обращения в полицию. Хозяин отеля добился своего. Тех, кто держал оборону в номере, охрана отеля штурмовала через балконы. В результате группа оказалась в общежитии на окраине города, некоторых даже поселили по две семьи в одной комнате. В гостинице же с комфортом расположилась группа немецких туристов, которая сначала отказалась от брони, потом изменила свое решение и тем самым спровоцировала этот скандал. Хозяин гостиницы отправил в Петербург факс, в котором сообщил о выселении русских туристов якобы за непотребное поведение.

Что еще должны были предпринять туристы в этой ситуации? Могут ли они надеяться на компенсацию после возвращения домой?


10.3. В американских путеводителях, на страницах, посвященных размещению и питанию, можно увидеть значки: $, $$, $$$, $$$$.

Что они означают?


10.4. Что делает русский турист в Париже, обнаружив, что ванна, которую он заполнил водой, оказалась с дефектом? Пробка есть и плотно забита, а кольца нет. Турист пытается вытащить пробку всеми доступными средства ми, в том числе даже с помощью перочинного ножа. Между тем пробка поднимается автоматически после нажатия специальной кнопки.

Кто виноват в невежестве туриста: направляющая фирма, не проинструктировавшая его, как пользоваться сантехникой, персонал гостиницы? А может быть он сам?


10.5. На каком этаже можно оказаться, нажав кнопки в лифтах, указанные стрелкой.




10.6. Неожиданно, накануне выезда группы на маршрут, принимающая китайская турфирма сообщила, что не может обеспечить оговоренные в договоре условия проживания: в гостинице, где должны были жить туристы, произошел прорыв канализационных труб. Туристам была предложена не четырех-, а трехзвездочная гостиница.

Какая реакция может последовать со стороны туристов? Что должна попытаться сделать турфирма? Обязана ли она платить неустойку?

11. Транспортное обслуживание туристов

Пароход белый-беленький,

Дым над красной трубой.

Мы по палубе бегали —

Целовались с тобой.

Песня 60-х годов ХХ века

11.1. Когда начинается действие договора перевозки: в момент приобретения билета или в тот момент, когда пассажир вошел в салон автотранспортного средства, самолет или вагон?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с основными положениями типового договора перевозки.

Шаг 2. Обратите внимание на время начала действия транспортной услуги, может быть, это поможет найти правильное решение.


11.2. В случае спора с транспортной организацией, вытекающего из договора на услуги по перевозке, турист дол жен обратиться в народный суд:

а) по месту жительства;

б) по месту нахождения управления транспортной организации;

в) по своему усмотрению: по месту жительства или по месту нахождения управления организации.

12. Организация авиационных перевозок

Который раз лечу Москва – Одесса

Опять не выпускают самолет.

Но вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса,

Надежная, как весь гражданский флот.

В.В. Высоцкий

12.1. Московская туристская фирма «Вектор-М» продает авиа билеты и занимается авиаперевозками. Имеет свой само лет, поэтому туры достаточно дешевы. Но при этом фирма абсолютно безответственно относится ко времени вылета и прилета. Вылет в Италию задержали на 3,5 часа, а прилет из Италии в Москву на 8 часов. Чартер в Таи ланд сначала был отложен на 2 часа, затем на 1 час, потом перенесен на следующий день. В итоге, через сутки после того, как самолет должен был вылететь, официально сообщили об отмене рейса.

На какую компенсацию могут рассчитывать туристы в каждом из этих случаев?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с основными положениями Закона о защите прав потребителей. Знание его поможет и при решении многих других задач.

Шаг 2. Если вы, основываясь на вышеупомянутом Законе, пытаетесь рассчитать размер компенсации за материальный и моральный ущерб, не забудьте внести в смету вынужденных расходов стирку и утюжку ваших носовых платков от пролитых слез из-за незащищенности от произвола перевозчика.

Шаг 3. Говоря серьезно, попробуйте рассчитать размер морального ущерба, с которым любая инстанция (перевозчик, общество по защите прав потребителей, народный суд) будет вынуждена согласиться.


12.2. К указанному в памятке времени, за два часа до вылета самолета по внутреннему маршруту, один из туристов в аэропорт не явился. Его товарищи беспокоятся и говорят руководителю, что турист должен приехать, они сегодня с ним виделись и обсуждали поездку. Время сбора он знает. Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


12.3. Туристская группа отправляется в двухнедельное путешествие по городам Узбекистана. Авиационный марш рут начинается во Владивостоке и предусматривает пере садку в Хабаровске. В аэропорту убытия объявлена задержка рейса на четыре часа. Группа не успевает на рейс из Хабаровска в Ташкент, который выполняется один раз в сутки.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


12.4. Группа вылетела на двухнедельный отдых из Москвы в Одессу. Во время полета на борту было объявлено о вынужденной посадке по метеоусловиям в Кишиневе. По информации дежурного администратора ожидаемая задержка продлится не менее 12 часов.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


12.5. При регистрации группы на горнолыжный маршрут в аэропорту выясняется, что несколько туристов взяли с собой лыжи, причем вес их багажа без лыж составляет 20 кг, т. е. равен норме бесплатной перевозки. Дежурная по регистрации говорит о необходимости дополнительной платы за провоз лыж. Туристы платить не хотят, считая, что лыжи как зонтик, книги, продукты питания на время пути, лекарства или инвалидная коляска раз решены к бесплатной перевозке.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


12.6. Группа туристов из Владивостока отдыхает в поселке Листвянка на Байкале с 1 по 15 июля. Один из туристов обращается к руководителю туристской группы с просьбой дать ему обратный билет и выплатить часть стоимости путевки за неиспользованные дни. Рассмотрите три ситуации по срокам обращения туриста:

а) 6 июля;

б) 10 июля;

в) 13 июля.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


12.7. В аэропорту прибывших туристов не встретили. Туристы волнуются.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


12.8. Группа находится в аэропорту вылета. Из-за плохих метеоусловий трижды объявляли задержку вылета самолета. Туристы ожидают рейса уже девять часов. Аэропорт пере полнен пассажирами. Часть группы отказывается от полета.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


12.9. Самолет с туристами на борту совершает промежуточную посадку по метеоусловиям трассы. Туристы вынуждены ночевать в аэропорту.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


12.10. Группа туристов из Владивостока отдыхала зимой на лыжной турбазе в Южно-Сахалинске и сегодня воз вращается домой. В этот период года на острове Сахалин часты циклоны с обильными снегопадами, из-за которых местный аэропорт закрывается на 1–2 суток. Сегодня именно такой день.

Что в этой ситуации должен предпринять руководитель туристской группы?


12.11. Группа туристов, вылетающая на маршрут, прошла регистрацию в аэропорту, туристы сдали багаж. Объявлена посадка в самолет. Однако на посадку двое туристов не пришли.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


12.12. Туристу, заказавшему индивидуальный маршрут по Рос сии, туристская фирма по безналичному расчету приобрела билеты на несколько авиарейсов. Перед отлетом турист ставит в известность туристскую фирму, что в одном из пунктов пересадки он, возможно, изменит маршрут и сдаст авиабилет.

Какие действия предпринимает туристская фирма?


12.13. 23 июля 2003 года турист с семьей должен был совершить полет рейсом компании «Внуковские Авиалинии» по маршруту Сочи – Москва. Приехав в аэропорт за 1,5 часа до времени, указанного в билете (13.30), семья узнала, что рейс задерживается до 17.00 по техническим причинам.

Однако самолет вылетел из аэропорта Сочи только в 19.30 (о чем свидетельствует отметка в билетах), в результате чего турист, его жена и полуторагодовалый ребенок вынуждены были провести шесть часов в душном здании аэропорта.

Но на этом их злоключения не закончились. При покупке билетов компании «Внуковские Авиалинии» туриста уверили, что самолет приземлится в аэропорту Внуково. На самом деле посадка произошла в аэропорту Домодедово. На протесты пассажира работники аэропорта заявили: «Вас же привезли в Москву. Не все ли равно, какой аэропорт?»

Насколько правомерно такое заявление? Что надо сделать для того, чтобы получить компенсацию? Какова вероятность выиграть дело?


12.14. Какую ответственность несет авиаперевозчик при утрате багажа пассажира на внутренних и международных рейсах?


12.15. Турист возвращался из Австралии в Россию, при этом его маршрут состоял из двух перелетов: первый, до ОАЭ самолетом компании Emirates, второй, из ОАЭ в Екатеринбург чартерным рейсом одной из российских авиа компаний. Оба билета турист приобрел в России. Обнаружив в аэропорту Екатеринбурга отсутствие своей сумки, сданной в багаж в Мельбурне, турист написал соответствующее заявление (начальнику отдела перевозок аэропорта, но не в авиакомпанию).

Авиакомпания затягивает вопрос с выплатой компенсации, мотивируя это тем, что багаж не был принят на их рейс в ОАЭ и утеря произошла, вероятно, на предыдущем рейсе другой авиакомпании.

Установлены ли законодательно сроки выплаты подобной компенсации и кто из перевозчиков несет ответственность в ситуации утери транзитного багажа?


12.16. Почему при вылете международным рейсом рекомендуется прибывать в аэропорт не позднее чем за 2,5 часа до вылета самолета?


12.17. Супруги отправились в туристскую поездку в ОАЭ. Там они купили мебель на сумму 2000 $ US. Для перевозки мебели во Владивосток они оформили в авиакомпании «Трансаэро» грузовую накладную международного образца.

По приезде из-за рубежа туристы отдали старую мебель родителям и стали ожидать прибытия багажа. Однако мебель в срок не прибыла. Через 18 дней супруги получили телеграмму о доставке груза во Владивосток. На багажном складе им вручили акт о повреждении груза, составленный авиакомпанией «Владивосток-Авиа».

На месте супругами был составлен акт о вскрытии груза с участием представителя «Трансаэро». С этим документом они обратились во Владивостокское общество защиты прав потребителей. Претензия не была удовлетворена. Однако супруги не успокоились и…

Начните анализ ситуации с момента обращения супругов в туристскую фирму. Выберите оптимальный вариант действия туристского предприятия.

Что предприняли супруги для возмещения понесенного ущерба? Удалось ли им возместить ущерб? Какие юридические нарушения и кем были допущены?


12.18. Составьте оптимальную (минимизированную по цене и расстоянию) схему перелетов из вашего города в Канаду, Индию, Австралию.


12.19. Изучите расписание движения самолетов из аэропорта вашего города в Москву и Санкт-Петербург и составьте стыковочные рейсы для туров в Среднюю Азию, в республики Балтии, в Украину, в Молдову, в Финляндию.

13. Организация железнодорожных перевозок

На дальней станции сойду…

Песня 80-х годов ХХ века

13.1. Туристская фирма смогла приобрести билеты для про езда группы «туда» в купейном вагоне, «обратно» – в плацкартном. Однако по условиям договора туристы должны ехать в купейных вагонах в обоих направлениях.

Какие действия предпринимает туристская фирма?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с основными положениями типового договора туристской фирмы и клиента.

Шаг 2. Дайте волю своей фантазии, не забывая при этом о необходимости соблюдения принципа, согласно которому и волки должны быть сыты, и овцы целы. Другими словами, помните об интересах как фирмы, так и ваших клиентов.

Шаг 3. Ну, что? Пришлось поступиться какими-то принципами? А как в этой ситуации может поступить клиент? Причем, предпринять такое… Сразу настройтесь на то, что вам как руководителю туристской фирмы это вряд ли понравится.


13.2. При посадке в поезд туристской группы, следующей из Харбина в Суйфэньхэ, выясняется, что китайской стороной туристам предоставляется плацкартный вагон вместо оговоренного в контрактах купейного (контракт между российской и китайской сторонами, контракт между туристом и российской туристской фирмой).

Как в этой ситуации должен вести себя руководитель группы? Какие аргументы он приведет китайскому партнеру, какие туристам? Как может разрешиться эта ситуация? Должна ли российская туристская фирма еще до отправки туристов иметь сведения о том, какие билеты куплены китайской стороной?


13.3. В туристской фирме на железнодорожный маршрут зарегистрировались 20 туристов. Однако к отправлению поезда два человека не пришли.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


13.4. Руководитель группы, имея на руках документы туристов, опаздывает к отправлению поезда. Туристы не уезжают, и руководитель группы застает их на вокзале.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


13.5. После посадки туристской группы в поезд на промежуточной станции выясняется, что в вагоне нет постельного белья.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


13.6. Турист не прошел предварительную регистрацию в туристской фирме перед маршрутом. Однако, узнав у других членов туристской группы время отправления поезда и номер вагона, приходит на вокзал:

1) за 30 минут до отправления поезда;

2) за несколько минут до отправления поезда.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы, имея на руках групповой билет?


13.7. При посадке туристской группы в поезд выясняется, что на некоторые места железнодорожные кассы продали по два билета.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


13.8. Группа туристов отправляется в многодневное путешествие по железнодорожному маршруту из Хабаровска во Владивосток. На этот маршрут допускаются дети с 12 лет при наличии путевок и в сопровождении взрослых. После отправления поезда руководитель туристской группы узнает, что один из членов группы везет с собой ребенка, которому:

1) 4,5 года;

2) 8 лет.

На ребенка путевки нет.

Как поступает руководитель туристской группы в каждом из этих случаев?


13.9. Турист обращается к руководителю группы с заявлением, что им в вагоне оставлены личные вещи:

1) сразу после выхода из поезда;

2) после прибытия на место отдыха.

Каковы действия руководителя туристской группы?


13.10. Группа туристов едет отдыхать по железнодорожному маршруту. В пути один из туристов заболевает.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


13.11. По окончании маршрута за 40 минут до прибытия поезда на станцию, где туристская группа выходит из вагона, руководитель группы просит проводника вернуть групповой билет. Проводник билет потерял.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?


13.12. Турист отстал от поезда на одной из промежуточных станций.

Каковы действия руководителя туристской группы?


13.13. Турист получил телеграмму, согласно которой ему необходимо прервать свой отдых. Он обращается к руководителю группы с просьбой выдать обратный железнодорожный билет.

Каковы действия руководителя туристской группы?


13.14. Поезд, в котором возвращается туристская группа после путешествия, опаздывает. Один из туристов волнуется, так как в этот день ему обязательно надо быть на работе.

Что в этой ситуации предпринимает руководитель туристской группы?


13.15. Прибыв с группой туристов на маршрут в Хабаровск, руководитель группы обнаруживает, что забыл доверенность дома.

Каковы его действия?


13.16. При посадке в вагон группы туристов, возвращающихся из Хабаровска во Владивосток, возникает спор с про водником по поводу провоза ручной клади. Проводник требует дополнительной оплаты.

Как следует поступить руководителю туристской группы?


13.17. Имеет ли турист гарантированное право проезда в двух местном купе один, если он оплатил оба места в этом купе?


13.18. Назовите правила возврата билета на поезд дальнего следования после отправления поезда. В каком документе они закреплены?


13.19. В поезде, следующем из Харбина в Пекин, из 10 мест в плацкартном вагоне два оказались на третьей полке. Туристы возмущаются, поскольку никто из них не хочет спать под потолком в душном вагоне.

Как в этой ситуации должен поступить руководитель группы?


13.20. Составьте схему размещения туристов в купейном вагоне (вагонах) с учетом следующей численности:

1) мужчин – 17, женщин – 15;

2) мужчин – 20, женщин – 19.

14. Организация автобусных перевозок

Кондуктор объявляет: «Автобус идет до Арбатской площади». Из ста пассажиров найдется хотя бы один, который спросит или по крайней мере подумает: «А дальше не идет?».

М.М. Пришвин

14.1. Житель Владивостока приобрел у туристской фирмы билет на автобус до Дальнегорска. Автобус отправился на час позже положенного срока и в дороге дважды ломался. После второй поломки продолжать поездку не имело смысла, и пассажирам пришлось нанимать другой автобус, чтобы вернуться обратно. Директор туристской фирмы пообещал предоставить ранним утром следующего дня новое средство передвижения. Однако и на следующий день съездить в Дальнегорск не удалось. Туристская фирма просто вернула деньги.

Опишите возможные варианты завершения этой конфликтной ситуации. Примите к сведению, что:

1) автобус принадлежал туристской фирме;

2) автобус был заказан туристской фирмой у автотранспортного предприятия.

Рассмотрите все документы, фигурировавшие в этой ситуации, и дайте им правовую оценку.

Разработайте комплекс мероприятий, которые должна реализовать туристская фирма для предупреждения повторения подобных ситуаций.

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с основными положениями Закона о защите прав потребителей.

Шаг 2. Из множества возможных вариантов обратите внимание на два: пассивный и активный в смысле ответных действий несостоявшихся туристов.

Шаг 3. Кому должны адресовать свои претензии туристы: туристской фирме или автотранспортному предприятию?

Шаг 4. Можно ли разрешить возникший конфликт с минимальными материальными и моральными затратами?


14.2. Во время экскурсии автобус ломается и не может про должать движение:

а) туристы находятся в пределах города;

б) туристы находятся в пригороде.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы в каждом из этих случаев?


14.3. Туристская группа возвращается с загородной автобус ной экскурсии. По пути следования руководитель группы замечает стоящий туристский автобус, водитель которого просит остановиться.

Как должен поступить руководитель туристской группы?


14.4. Туристская группа путешествует по Приморью. При очередной остановке в Арсеньеве к отправляющемуся автобусу один из туристов не пришел.

Каковы действия руководителя туристской группы?


14.5. В московской туристской фирме «Кругозор» в стоимость путевки входят: виза, проезд на комфортабельном автобусе, проживание в отелях в двухместных номерах с зав траком, медицинская страховка, экскурсионная программа.

Оптимальна ли приведенная структура цены путевки?


14.6. Зависит ли цена автобусного тура от выбора мест в салоне автобуса?


14.7. Каков режим движения и отдыха на остановках в автобусных турах из Москвы по европейским странам?


14.8. Где ночуют туристы, отправившиеся в автобусный тур по городам Европы?


14.9. Какую сумму денег нужно брать с собой в автобусный тур по Европе, чтобы удовлетворить основные туристские потребности (приблизительно)?


14.10. В двухнедельной автобусной поездке по Европе по причине поломки автобуса было потеряно три дня и не выполнено несколько пунктов экскурсионной программы. В договоре есть пункт, снимающий с туристской фирмы ответственность в случае форс-мажорных обстоятельств, к которым отнесены и поломки автотранспорта. Кому должны предъявить претензию туристы в данной ситуации?

15. Ситуации в туристской группе

– Девушка, девушка! Разрешите вас пригласить в турпоход!

– Какая я вам девушка! Я уже два раза была в турпоходе.

Неприличный анекдот

15.1. Многодневный маршрут по Приморью в начале лета. Много дождливых и пасмурных дней.

В первый день группа избрала старостой пожилого мужчину, довольно представительного, путешествующего с женой. Уже со второго дня пребывания на маршруте руководитель видит, что из-за плохой погоды помощь старосты ему необходима в организации культурно-массовых мероприятий. Однако староста работает неинициативно, авторитетом в группе не пользуется, стремится уединиться. Руководитель туристской группы вынужден обратиться с просьбой помочь ему к туристке Л., довольно инициативной, которая с удовольствием соглашается. Группа довольна.

На седьмой день пребывания на маршруте жена старосты предъявляет разнообразные претензии в адрес туристки Л. и заявляет, что фактически староста – ее муж и все вопросы необходимо согласовывать с ним.

Какие действия предпринимает руководитель туристской группы?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Познакомьтесь с литературой по психологии управления коллективом и этикету.

Шаг 2. Войдите в образ туристки Л., затем руководителя туристской группы и, наконец, мужа. Мысленно разыграв каждую из ролей, прочувствуйте весь драматизм этой микроситуации – не шекспировские страсти, но все же…

Шаг 3. Оставив эмоции в стороне, вернитесь в образ руководителя группы и найдите единственное правильное решение.


15.2. Экскурсия по Афинам только начиналась. Туристы в при поднятом настроении после щедрого греческого завтрака рассаживались в комфортабельном автобусе. Гид с микрофоном еще не занял своего места, как вдруг к туристам обратилась женщина средних лет:

– Господа, дорогие соотечественники! – проникновенно сказала она. – Если кто-нибудь из вас обнаружит что-то, не соответствующее контракту, какой-нибудь недостаток, даже пустяковый, например сломанный кондиционер в номере, пожалуйста, сообщайте мне. Я помогу вам получить деньги с туристской фирмы, а вы мне за это заплатите процент. Я помогла, и очень многим…

Кто с брезгливостью, кто с неподдельным интересом, но все присутствующие ее выслушали. И у некоторых туристов эта неделя в солнечной Греции превратилась в поиски недостатков.

Что в этой ситуации должен был предпринять руководитель туристской группы?

16. Ситуация в ресторане

– Официант! Кажется, я хватил лишнего. Принесите что-нибудь отрезвляющее.

– Пожалуйста. Счет.

Просто анекдот

16.1. В ресторан приходит молодая пара с маленьким ребенком. Ребенок начинает шалить: кидать на пол вилки, сдергивать скатерть.

Каковы должны быть действия обслуживающего персонала?

Возможные направления поиска правильного ответа

Шаг 1. Признайтесь, вам надоели наши бесконечные подсказки?

Шаг 2. Не правда ли, вы спешите заглянуть в ответ?

Шаг 3. И все-таки нам кажется, что, если вы вдумчивый читатель, возможные варианты ответов выстраиваются в вашем сознании уже без нашей помощи.

17. Международные путешествия

Поездки учат.

Японская поговорка

17.1. Въехав по приглашению в Польшу, может ли турист на арендованной машине пересечь границу Чехии? Если да, то какие документы необходимы?


17.2. Туристская фирма, отправляя в Китай супругов с ребенком, не имеющим заграничного паспорта, не обратила внимания на то, что данные о ребенке не внесены ни в один из паспортов родителей. Выезд ребенка за границу не состоялся, из-за чего оба родителя, уже находясь в зале пограничного контроля, отказались от поездки.

Какие действия должна предпринять турфирма в данной ситуации?


17.3. Клиент туристской фирмы попытался вывезти из ОАЭ ванну-джакузи. Однако в багажный отсек самолета она не поместилась. Вернувшись домой, турист обратился в туристскую фирму с требованием возмещения расходов на покупку.

Как следует поступить руководству туристской фирмы? Как будет развиваться ситуация при отказе туристской фирмы удовлетворить иск?


17.4. Турист, купивший за границей газовую плиту, отправил ее грузовым самолетом. Однако груз на багажный двор аэропорта не прибыл. Потерпевший обратился с иском к туристской фирме.

Правомерны ли его действия?


17.5. Турист купил мебель. В Пусане перед погрузкой под проливным дождем она промокла. Турист предъявляет претензии к туристской фирме.

Правомерны ли они?


17.6. Из-за ошибки работников туристской фирмы визу в США туристу Н. оформили не на рождественские праздники, а на конец января, что не устроило туриста.

Каков размер компенсации, которую турист вправе требовать с туристской фирмы?


17.7. Во время зарубежной поездки турист провозит с собой 10 500 $ US. Зная, что 10 000 $ US можно перемещать через границу без предъявления банковских документов, он на остальную сумму предъявляет справку, выданную банком. Однако таможенник признает справку недействительной – на ней не читается штамп банка. Туристу предлагается оставить 500 $ US на российской таможне и по возвращении из-за рубежа забрать.

Что можно посоветовать туристу?


17.8. В Париже подавляющая часть туристов группы отказалась от автобусной экскурсии по городу. Оставшиеся туристы выражают недовольство.

Каков выход из этой конфликтной ситуации?


17.9. В Китае турист после ужина с употреблением алкоголя получил травму. Вернувшись домой, он несколько месяцев болел, что явилось поводом для судебного иска к тур фирме по поводу возмещения расходов на лечение, упущенной выгоды и компенсации неполученной зарплаты.

Каково возможное решение суда?


17.10. Руководитель туристской группы, находясь в Китае, получил от директора принимающей туристской фирмы подарок – толстый и тяжелый туристский справочник на китайском языке, в красивом переплете, но без единой иллюстрации. Вес его багажа уже превышает установленную норму бесплатного перемещения груза.

Как поступить руководителю туристской группы?


17.11. Полтора года назад русский турист путешествовал по США. Взял напрокат автомобиль, оформил страховку, заплатил по кредитной карточке.

На скользкой дороге машину занесло, дальше ехать было нельзя. Фирма прислала другую машину вместо поврежденной. Турист благополучно добрался до конечного пункта и сдал автомобиль.

Несколько дней назад на российский адрес бывшего туриста пришло письмо от американского адвоката, который требует оплатить фирме ремонт и прочие расходы. К сожалению, документы об аренде автомобиля не сохранились.

Следует ли гражданину, проживающему в настоящее время в США, вступать в переписку с адвокатом или с фирмой, которая, судя по всему, «забыла» про оформленную страховку? Или лучше проигнорировать их беспочвенные претензии?

При выборе решения рассмотрите все возможные предпосылки, улучшающие и ухудшающие правовые позиции гражданина.


17.12. Перед отъездом из Пекина в Харбин двое туристов к назначенному времени не вернулись. Группа ожидала в холле гостиницы, а руководитель – в их номере с вещами. В это время представитель китайской стороны рассадил всех туристов в такси, которые должны были довезти их до ресторана, чтобы перед поездкой поужинать. Когда руководитель группы дождался опоздавших туристов и приехал с ними в ресторан, выяснилось, что четверо туристов (одно такси) до ресторана не добрались. Вскоре туристов обнаружили на привокзальной площади, где их высадил таксист, не поняв, куда их надо было отвезти.

Как можно предотвратить подобную ситуацию впредь?


17.13. Некоторые туристы постоянно опаздывают на завтраки, обеды, ужины и экскурсии, заставляя руководителя и группу ждать их.

Можно ли решить эту проблему?

18. Противоэпидемическая безопасность туристов

– Вы слышали, что делается? Купаться в море опасно для жизни, санэпидемстанция закрыла все пляжи!

– А мне даже нравится. Вчера купалась, красота, никого нет.

– Вот, вот. А завтра и вас не будет.

Еще один просто анекдот

18.1. В какое время года вопросам эпидемиологической безопасности туристов следует придавать наибольшее значение?


18.2. Кто должен нести ответственность за эпидемиологическую безопасность туристов в экзотических странах?


18.3. Какие меры применяются во Владивостоке для профилактики холеры при поездках российских туристов в Китай?


18.4. Надо ли туристской фирме брать подтверждение, заверенное подписью туриста, о проведенном инструктаже по профилактике инфекционных заболеваний?


18.5. Можно ли рекомендовать туристским фирмам включать в договор с клиентом пункт о расторжении или приостановлении сделки в случае, если договор не может быть исполнен в связи с какими-либо возникшими очагами инфекционных заболеваний в стране назначения?


18.6. Как грамотно вести себя в случае заражения за границей инфекционным заболеванием?

19. Криминальные ситуации в туризме

Высокая репутация – первейшая необходимость для жулика!

Агата Кристи

19.1. На улицах Лас-Вегаса к туристам может подойти прилично одетый гражданин и попросить денег на обратную дорогу, так как он якобы проиграл всю свою наличность. Какие цели преследует этот человек?


19.2. Ирина с мужем направилась на отдых на Азовское море на собственном автомобиле. На семейном совете было решено, что это самый дешевый способ путешествия. Однако в пути они понесли непредвиденные расходы. За проезд по территории Белоруссии, например, пришлось заплатить 25 $ US и еще 5 $ US – экологический сбор. Украина вообще поразила воображение туристов – там по 5 $ US взяли дважды: на въезде и при выезде. Далее выяснилось, что и в России возможность немного загрязнить окружающую среду выхлопными газами стоит денег. В Ростовской области с Иры взяли 150 рублей, а самом Ростове – еще 130.

На обратном пути через Белоруссию машину Ирины остановил сотрудник ГИБДД и заявил, что в республике проводится месяц «Чистого воздуха», и за повышенное содержание углекислого газа в выхлопе он с удовольствием возьмет с Ирины 50 $ US штрафа.

Что можно посоветовать туристам, отправляющимся в подобное путешествие?


19.3. Неприятное впечатление на жителей деревни Саратовки произвели туристы теплохода, следующего по маршруту Санкт-Петербург – Валаам. Августовским вечером веселую компанию пришлось высадить в Уткиной Заводи, поскольку на борту искали якобы оставленную бомбу. Пока происходил обыск, туристы резвились на берегу и обобрали близлежащие огороды и сады.

Получат ли жители деревни материальную и моральную компенсацию, предъявив претензию туристской фирме, перевозившей туристов? Будет ли эффективным обращение в народный суд? Как следует поступать жителям в подобной ситуации?


19.4. В туристском бизнесе, как, впрочем, и в любой бурно развивающейся сфере, немало мошенников, недобросовестных клиентов. Эта разновидность туристов появилась в середине 90-х годов ХХ века. Сами себя они называют робингудами. Главную свою задачу российские робингуды (на Западе их называют «rats», что в переводе с английского означает «крысы») видят в том, чтобы во время поездки найти отклонения от договора с туристской фирмой и потребовать положенную за невыполнение договора компенсацию.

У Александра в аэропорту Шереметьево были хорошие знакомые. От них он узнал, на какое время назначен ремонт взлетной полосы. Дальше – все просто. Он идет в ближайшее турагентство и покупает путевку, в которой вылет назначен именно на это время. Общается с агентом и настаивает, чтобы в контракте было четко оговорено время вылета, и в случае невыполнения этой статьи договора турфирма обязуется выплатить ему двойную компенсацию, т. е. стоимость двух аналогичных путевок. Турагент, не раздумывая, подписывает эту статью договора: сейчас лето, и Аэрофлот на вылетах подводит один раз из ста.

Ремонт взлетной полосы, конечно, проводится строго по графику, т. е. именно во время назначенных вылетов, как в России и заведено. Расчет оправдывается: вылет задерживается на целых два часа. Робингуд берет справку у руководства аэропорта о задержке рейса, после чего спокойно улетает отдыхать в четырехзвездный отель Барселоны… А вернувшись в Москву, предъявляет турагентству справку о задержке рейса и копию контракта. И получает компенсацию – стоимость двух путевок в Испанию.

Какие ошибки допущены агентом туристской фирмы при оформлении тура? Можно ли в данной ситуации минимизировать финансовые потери фирмы или избежать их?


19.5. Рассказывает пострадавший от робингудов менеджер одного из турагентств: «Во многих странах Средиземноморья отели работают по графику «суббота – суббота». У нас же есть путевки на 12 дней. То есть, пожив неделю в одном отеле, туристов переселяют в другой, по комфортабельности не уступающий первому. Недавно одна пара покупала путевку именно на 12 дней. Мы объяснили, что через неделю придется сменить место жительства. Супруги упросили нас сделать так, чтобы они остались в том отеле, куда приедут сразу, – они так не любят переезды… Мы пошли им навстречу. Уговорили руководство итальянского отеля оставить этих туристов еще на несколько дней. Все это, безусловно, зафиксировали в договоре. А робингуды, когда кончилась неделя пребывания в первом отеле, показали гиду первоначальную программу, и он организовал им переезд в другой отель. Они все рассчитали до мелочей. Была суббота, руководство как итальянских посредников, так и нашей фирмы отдыхало. Уточнить детали не представлялось возможным. В результате, вернувшись в Москву, они предъявили все собранные документы и по суду выиграли дело».

Как следовало поступить менеджеру турагентства, чтобы избежать описанной ситуации?


19.6. Группа туристов подъехала на автобусе к железнодорожному вокзалу города Суйфэньхэ для отправки в Россию. После прибытия грузовика с багажом туристов группу обступила толпа китайцев – «помогаек», как их называют наши соотечественники, навязчиво предлагая донести сумки до здания вокзала. Один из них, практически вырвав огромную сумку с вещами из рук пожилой женщины, потащил ее к вокзалу.

По дороге у сумки оторвались ручки, и китаец дотащил ее до вокзала по земле. Сумка, естественно, испачкалась и в некоторых местах порвалась. К ужасу владелицы пострадала находящаяся в сумке норковая шуба стоимостью 1,2 тыс. $ US.

Судя по всему, помогайки представляли какую-то фирму, поэтому женщина решила выяснить ее название и адрес, чтобы добиться компенсации материального и морального ущерба.

Но как это сделать? В вокзальной суете надо пройти пограничный и таможенный контроль, сесть в поезд – и до свидания, Китай! Поэтому пострадавшая потребовала, чтобы соответствующее расследование провела туристская фирма, отправившая ее в поездку.

Обязана ли российская туристская фирма отвечать за действия зарубежных фирм, обслуживающих туристов?

Можно ли добиться справедливости на месте, привлекая китайскую полицию?

20. Жалобы туристов

В Африке съели русского туриста. Естественно, российской стороной была направлена нота протеста. Африканцы извиняются: так уж получилось, что же делать, ну съешьте и вы нашего…

Старый анекдот

20.1. Турист, не удовлетворенный условиями путешествия, по возвращении домой обратился с исковым заявлением в народный суд.

Имеет ли он на это право, ведь существуют промежуточные инстанции (Комитет по туризму администрации края, Комитет по защите прав потребителей)? Каков оптимальный порядок прохождения жалобы, независимо от ее содержания?


20.2. В скольких экземплярах подается жалоба на некачественную туристскую услугу?


20.3. Как доказать в судебном заседании, что имеющееся в деле уведомление о вручении имеет отношение именно к жалобе туриста, а не, предположим, к письму-поздравлению с Новым годом?


20.4. Подоплека судебного иска. Накануне Нового года туристская фирма проводила клиента в Шарджу. А рано утром в первый рабочий день после праздника раздался звонок: «Меня выселяют из гостиницы!».

Сотрудники туристской фирмы и клиент перезванивались каждый день. Вернувшись из поездки, он принес иск следующего содержания (приводится с сокращениями).

Копия

МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

г-же Головко Н.С. от Салькова B.C.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Согласно договору и туристской путевке № 000116 от 15.12.03 я оплатил фирме «Терра Инкогнита» турпоездку в ОАЭ с проживанием в 4* отеле «Шарджа Гранд» с 30.12.03 по 13.01.04 в размере 3658 $ US.

30.12.03 мы прибыли в ОАЭ, где директор встречающей фирмы «Меркурий» Однобурцева М.А. заявила, что в отеле «Шарджа Гранд» мест нет и взамен предложила 3* отель «Корал Бич». Я и моя жена, Салькова А.Н., от такого предложения отказались и потребовали, чтобы нас ближайшим рейсом отправили в Москву.

Тогда Однобурцева М.А. предложила 5* отель «Меридиан», который находится в Абу-Даби, т. е. в 200 км от г. Шарджа, и заявила: «Других вариантов нет: или соглашайтесь, или сидите в аэропорту». Поставленные перед фактом и находясь в безвыходной ситуации, мы были вынуждены согласиться.

30.12.03 в 21.00 нас поселили в отеле «Меридиан». На следующий день выяснилось, что с 8.00 до 17.00 на территории отеля ведутся ремонтные работы, повсюду стоит страшный шум. Ни о каком отдыхе в таких условиях не может быть и речи.

31.12.03 в 12.00 я позвонил Однобурцевой М.А. и сказал, что находиться в отеле «Меридиан» невозможно и что пусть нас отправляют в Москву. Она обещала к 17.00 приехать к нам в отель, а за это время что-нибудь предпринять.

В 17.00 Однобурцева М.А. сказала, что единственное, что она может сделать для нас, так это со 2.01 по 13.01.04 забронировать двухместный номер в отеле 5* «Форте Гранд Джумейра Бич», но при условии, если мы сегодня же за это заплатим из расчета 196 $ US в сутки на одного человека. В итоге, чтобы провести остаток отпуска в нормальных условиях, мы должны были заплатить еще 2464 $ US за уже оплаченный нами тур.

Доведенные до отчаяния, мы были вынуждены согласиться на такой беспредел. В присутствии свидетелей: Сальковой А.Н., Кувейка А.И., Кувейка И.И. и Биланкина О.В. в 17.00 в холле отеля «Меридиан» я передал Однобурцевой М.А. 2464 $ US. 02.01.04 в 21.00 нас поселили в отеле «Форте Гранд Джумейра Бич».

Обо всем этом я смог проинформировать фирму «Терра Инкогнита» только 05.01.04, так как с 30.12.03 по 04.01.04 фирма не работала. Как только я это сделал, вечером того же дня Однобурцева М.А. приехала в отель и заявила мне, что я ее подставил, сообщив «Терра Инкогнита» о ее проделках.

Однобурцева заявила: «Здесь ты в моих руках. Сегодня, т. е. 05.01.04 я снимаю бронь, а завтра в 12.00 тебя выкинут из отеля, так как ты ничего не докажешь, потому что квитанцию я тебе не давала, а сама я не признаюсь». С этими словами она уехала. Через час мне принесли конверт, в котором сообщалось, что 06.01.04 к 12.00 я должен освободить номер.

Постоянно находясь в состоянии алкогольного опьянения, Однобурцева М.А. не учла того, что, когда я передавал ей деньги, это видели и подтверждают своими подписями свидетели.

В день нашего отъезда, т. е. 13.01.04, Однобурцева не предоставила нам трансфер из отеля в аэропорт Дубаи.

Не будучи в договорных отношениях с фирмой «Меркурий», в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» я имею право переадресовать свое заявление фирме «Терра Инкогнита», чтобы она компенсировала мне понесенные финансовые расходы.

14.01.04.

Действительно, кому же еще г-н Сальков В.С. должен адресовать свои претензии? Путевку он покупал в фирме «Терра Инкогнита» и договор заключал с нею. И это ее сотрудники обещали предоставить качественный турпродукт. Кроме того, Сальков знал, что ответственность за нарушение обязательств несет фирма, продавшая ему турпродукт.

Что Сальков не знал, но, возможно, догадывался. Он не знал, что Однобурцева, выставляя счет за гостиницу «Форте Гранд Джумейра Бич», обманула его: в прайс-листе было указано 143 $ US за номер, а не 195. Таким образом, она положила себе в карман более 1000 $ US. Он не знал, но, скорее всего, догадывался, каких усилий стоило сотрудникам «Терра Инкогнита» «отменить» решение Однобурцевой выселить их с женой из отеля.

О чем Салькову и не нужно бы знать, так это о разговорах туристской фирмы с Однобурцевой. Были советы «послать его подальше». Были намеки на «корпоративную солидарность»: мол, чьи интересы вы защищаете – «наши» или «их», т. е. клиентов?

На страже интересов клиента стоит Закон о защите прав потребителей. Согласно этому Закону Сальков предъявил претензии фирме, которая не выполнила свои договорные обязательства.

По Закону фирма «Терра Инкогнита» должна возместить Салькову не только украденные у него «Меркурием» деньги, оплатить его телефонные переговоры с Москвой и трансфер, не предоставленный тем же «Меркурием», но и возместить причиненный моральный ущерб. В общей сложности – большая сумма.

А можно ли защитить финансовые интересы и доброе имя фирмы? Рассмотрите возможные сценарии развития событий.

20.5. Самостоятельное приобретение туристами некачественной услуги.

Вариант 1[1]

Клиенты туристской фирмы обратились к ее директору с претензией. Во время пребывания в Египте они купили у партнера туристской фирмы дополнительную экскурсию на коралловые рифы. Поездка была организована с нарушением элементарных правил безопасности. Катер, рассчитанный на 10 пассажиров, взял на борт 30. В результате сидячих мест всем не хватило. Для того чтобы полюбоваться коралловыми рифами, туристам предложили в открытом море плавать с маской. При этом никто не провел даже элементарного инструктажа и не поинтересовался, все ли умеют плавать. Сопровождающие не следили и за тем, чтобы плавающие не попали под маневрирующие катера. В итоге одного туриста забыли и вернулись за ним лишь через час, одну клиентку укусила мурена, а на борту не оказалось аптечки. Директор туристской фирмы полагает, что поскольку эта экскурсия не входила в стоимость тура, российская фирма ответственность за нее не несет. Правомерно ли это?

Вариант 2

Несет ли турагентство ответственность за некачественные услуги, выбранные и оплаченные потребителем самостоятельно в месте проведения отдыха у туроператора, сформировавшего тур? При условии, что эти услуги не входили в приобретаемый у агентства тур и соответственно не были предусмотрены договором возмездного оказания услуг, заключенным между агентством и туристом (потребителем).


20.6. Турист приобрел путевку в туристской фирме. В договоре было указано, что к ней должна прилагаться программа обслуживания, но турист не обратил внимания на ее отсутствие при получении договора. Устно ему было обещано наличие у принимающей стороны диетического питания, спутникового телевидения и многое другое. На самом деле этих услуг не было. Турист написал претензию принимающей стороне, которую та отказалась удовлетворить.

Может ли турист рассчитывать на возмещение понесенного морального и материального ущерба? Если нет, то почему? Если да, то куда ему следует обратиться и что за этим последует?


20.7. Срочное сообщение из Таиланда.


Москва, туристской фирме «Натали Турс»

Сегодня в час ночи в уже закрытый офис пришел турист из группы 04.01–15.01.04 рейс HY Louchkov (3 pax), отель «Pattaya Park». Потребовал встречи с генеральным менеджером, поскольку ему и его семье в номере мешает спать сверчок. Он выражался нецензурно и, судя по всему, чуть было не набросился с кулаками на охрану отеля за то, что они, узнав о происшедшем, улыбались. Персонал отеля пробовал извести сверчка, но бесполезно. Турист грозится подать на нас жалобу в суд. Полная ерунда, но сообщаю обо всем этом на случай его звонков с претензиями. Все что можно для него сделали (6 января по его требованию его уже один раз переселили).

Представитель «Натали Турс» Самир М.
11 января 2004 г.

Какой ответ должен дать директор «Натали Турс» своему представителю в Таиланде?


20.8. В туристскую фирму поступила письменная жалоба гражданки Ивановой Г.А., вернувшейся из поездки в КНР по маршруту Владивосток – Суйфэньхэ – Харбин – Суйфэньхэ – Владивосток, на руководителя туристской группы Петрову А.А.

По ее словам, Петрова неоднократно грубо отвечала на вопросы, не могла предоставить туристке нужную информацию, вела себя аморально: нецензурно выражалась в присутствии ее девятилетней дочери и на протяжении почти всей поездки пребывала в состоянии алкогольного опьянения. Такое поведение руководителя группы испортило все впечатление от поездки.

В своей жалобе Иванова просила наказать Петрову, а ей с дочерью в качестве компенсации морального ущерба предоставить возможность бесплатной поездки в КНР. В случае неудовлетворения просьбы туристка намеревалась обратиться с жалобой в народный суд и в Комитет по туризму администрации Приморского края.

Каковы были бы ваши действия на месте руководителя туристской фирмы, если:

1) Петрова – штатный сотрудник туристской фирмы;

2) Петрова – не сотрудник вашей фирмы. Более того, вы даже не заключали с ней трудового соглашения, а эта поездка была разовой, заработная плата и суточные не предусматривались, так как это противоречило бы законодательству. Петрова отправилась в поездку в качестве руководителя группы на безвозмездных условиях, и ее это устраивало. Это было удобно вам, так как поездка состоялась в новогодние праздники, а в вашей небольшой фирме все сотрудники – женщины, которые, безусловно, хотели провести эти дни в кругу семьи.

Какими последствиями для туристской фирмы может обернуться обращение туристки в народный суд? Чем чревато для туристской фирмы обращение туристки в Комитет по туризму? Какие действия необходимо предпринять для исключения подобных инцидентов? Стоит ли удовлетворять требования туристки? И если да, то в какой форме и в каком объеме?

Возможные направления поиска правильного ответа

Эта ситуация позволяет решать довольно широкий круг проблем, возникающих в работе туристской фирмы. Необходимо рассмотреть вопросы управления персоналом, финансовой политики фирмы, социальной психологии и даже стратегии развития, учитывающей внешние (сезонный характер туров, контролирующие функции вышестоящих организаций и др.) и внутренние (организационное развитие туристской фирмы, организационное поведение и др.) факторы.

21. Закон о защите прав потребителей и туристская практика

А счастье было так возможно…

А.С. Пушкин

21.1. Турист с семьей, совершая автобусный тур по Европе, попал в автокатастрофу. При этом все члены семьи получили травмы разной степени тяжести. Первая медицинская помощь была оказана на месте.

Из чего должен исходить турист, устанавливая сумму морального ущерба, при выставлении претензии к туристской фирме?


21.2. В августе 2003 г. г-н В.В. Петров заключил с АОЗТ «Тур сервис» договор. Туристская фирма обязалась организовать для супругов Петровых тур в Испанию с 21 сентября по 3 октября 2003 г.

Программа тура включала пребывание в Мадриде, перелет Мадрид – Малага и проживание в отеле «Муриколор» в Терромолинасе на условиях полупансиона. За все это г-н Петров заплатил 3120 $ US.

В дальнейшем по договоренности с представителями АОЗТ срок был перенесен на два дня (тур должен был начаться 23 сентября). Особо Петров оговорил условие о том, чтобы лететь от Мадрида до Малаги вечерним рейсом. Фирма обещала все исполнить.

Но после получения документов вечером 22 сентября Петров понял, что «особое» условие не выполнено. Мало того, когда он 24 сентября уже в Мадриде попытался обменять билеты на вечерний рейс, выяснилось, что они приобретены по минимальной цене и для изменения времени полета надо доплатить около 100 $ US.

Подобные траты не были предусмотрены Петровым. В результате он не смог попасть на важную встречу, намеченную на середину дня 26 сентября.

В связи с тем что сроки действия договора были сдвинуты, изменилось время пребывания супругов Петровых в отеле. В этом не было бы ничего особенного, если бы не льготный тариф, который начинает действовать в том месте 1 октября. По первоначальному варианту семь дней приходилось на время «горячего» сезона и два – на льготный период. Реальное проживание по-иному распределило эти сроки: пять дней «горячего» и пять дней льготного сезонов. Фирма соответственно должна была произвести необходимый перерасчет. Но она этого не сделала…

При заключении договора было также оговорено двухразовое питание в отеле «Муриколор». Первые три дня это условие соблюдалось. Однако вечером 29 сентября г-на Петрова с женой не пустили на ужин, заявив, будто по факсу поступило сообщение о том, что произошла ошибка и оплачены только проживание и завтрак.

Поставьте себя на его место: в отеле живут туристы со всего мира, на ужин собирается много народа… И вдруг на глазах у всех русскую супружескую пару разворачивают: мол, не положено, вы не платили… Петровы, люди уже немолодые, очень болезненно переживали этот инцидент. На следующее утро супруги позвонили в туристскую фирму и попросили разобраться в ситуации. Но ничего не изменилось, и Петровых до конца тура кормили только завтраками. Ужинали супруги в городе, так как стоимость питания в ресторане гостиницы, не включенная в путевку, показалась им слишком высокой.

Вернувшись в Москву, г-н Петров обратился в АОЗТ «Турсервис». Однако в фирме его претензии не приняли, и тогда пришлось идти в суд.

АОЗТ «Турсервис» затягивало рассмотрение дела. Ответчик не являлся на судебные заседания. Из-за этого слушание дела неоднократно откладывалось и в конце концов было рассмотрено в его отсутствие. Тяжба продолжалась в течение двух лет!

Приведите аргументы суда, позволившие ему вынести положительное решение по иску г-на Петрова. Какое решение принял суд по возмещению морального вреда, на котором настаивал истец? При ответе ссылайтесь на соответствующие статьи Закона о защите прав потребителей.


21.3. Кто из нижеприведенного списка относится к потребителям туристских товаров, работ, услуг в трактовке Закона о защите прав потребителей:

Конец ознакомительного фрагмента.