Вы здесь

Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»). Раздел II. Дизартрии у взрослых лиц (Г. В. Бабина, 2012)

Раздел II

Дизартрии у взрослых лиц

Тема 1. Психофизиологические механизмы дизартрии

Основные положения по теме лекции

Дизартрии представляют собой сложные нарушения речи, включающие расстройства звукопроизношения и просодики. Эти явления связаны с патологией нейромоторного аппарата мышц, обеспечивающих процессы производства устной речи. Признаки дизартрии специфичны для определенных типов параличей.

Клиническая картина и психолого-педагогическая характеристика лиц с дизартрией у детей и взрослых существенно различаются. У взрослых дизартрия развивается на фоне сформированных механизмов речевой деятельности. Она является приобретенным в постнатальном онтогенезе речевым нарушением.

Если у взрослых дизартрия, как правило, выражается нарушением артикуляции и просодической стороны речи, специфическим для поражения определенных отделов мозга или периферической нервной системы, то у детей, наряду с этими компонентами речи, может наблюдаться недоразвитие речи, а общая картина нейромоторных нарушений бывает мозаичной, что связано с диффузным поражением ЦНС.

Лабораторное занятие

Повторение основных положений лекций с уточнением различий психофизиологических механизмов дизартрий у детей и взрослых.

Задания для самостоятельной работы Конспектирование

Подготовить конспекты:

а) Белякова Л. И., Волоскова Н. Н Логопедия. Дизартрия (М.: Владос, 2009, гл. 2).

б) Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга (Ташкент, 1973).

в) Винарская Е. Н., Шур С. Н. Нарушение звуковой стороны речи при бульбарной дизартрии взрослых // Очерки по патологии речи и голоса (М., 1967, с. 188–186).

Тема 2. Основные клинические формы дизартрии у взрослых лиц, связанные с очаговым органическим поражением мозга

Основные положения по теме лекции

При всем разнообразии причин и уровней поражения мозга можно проследить «родовую» общность дизартрии. Прежде всего все формы дизартрии представляют собой нарушение двигательной реализации устной речи. В свою очередь, нарушение речевых движений обусловлено патологией нейромышечной регуляции, а именно патологическим изменением мышечного тонуса или явлениями апраксии.

Психолого-педагогические проявления речевых нарушений при дизартрии у взрослых. Нарушения двигательной реализации устной речи при дизартрии связаны с патологическими изменениями мышечного тонуса или явлениями апраксии. Степень нарушений устной речи при дизартрии может быть самой различной: от еле уловимых слухом особенностей звукопроизношения до полной невозможности экспрессивной речи. В последних случаях, когда речь практически отсутствует либо практически непонятна, ее состояние квалифицируют как анартрию (от греч. «арто» – членораздельное произношение, «а» – отрицание).

Взрослые лица с дизартрией сохраняют понимание речи и письменную речь, но затрудняются выразить свою мысль в устной форме.

Лабораторное занятие

Повторение основных положений по теме лекции «Основные клинические формы дизартрии у взрослых лиц, связанные с очаговым органическим поражением мозга».

Задания для самостоятельной работы

1. Составить таблицу «Основные характеристики центрального и бульбарного параличей, неврологические и клинические признаки».

2. Подготовить доклад на тему «Произвольные и непроизвольные движения. Их нарушения при различных поражениях мозга» (с презентацией).

Конспектирование

Подготовить конспект соответствующей главы из учебника Беляковой Л. И., Волосковой Н. Н. Логопедия. Дизартрия (М.: Владос, 2009).

Контрольные вопросы

1. В чем состоит «родовая» общность различных форм дизартрии?

2. Какие речевые функции сохраняются у взрослых и какие нарушены?

3. По каким принципам классифицируются дизартрии?

Тема 3. Классификация дизартрий у взрослых

Основные положения по теме лекции

Дизартрия – сложное речевое нарушение, включающее расстройство звукопроизношения и просодики. Эти явления связаны с нарушением нейромоторного аппарата «речевых» мышц. Классификация дизартрии у взрослых отражает уровень очагового поражения центральной нервной системы.

Бульбарная форма дизартрии связана с очаговым поражением ядер черепно-мозговых нервов (изолированно одна или несколько пар), главным образом в продолговатом мозге.

Псевдобульбарная форма дизартрии является результатом двустороннего очагового поражения центральных кортикону-клеарных нейронов (пирамидный путь).

Мозжечковая форма дизартрии – результат поражения ядер и проводящих двигательных путей мозжечка.

Подкорковая форма дизартрии наблюдается при поражении базальных ядер. Под базальными ядрами понимают функциональное объединение хвостатого ядра, бледного ядра.

Корковая форма дизартрии представляет собой поражения вторичных двигательных зон доминантного полушария (нижней премоторной или нижней постцентральной зон коры больших полушарий).

При всем разнообразии причин и уровней поражения мозга можно проследить «родовую» общность форм дизартрии. Прежде всего, все формы дизартрии представляют собой нарушение двигательной реализации устной речи. В свою очередь нарушение речевых движений обусловлены патологией нейромышечной регуляции, а именно патологическим изменением мышечного тонуса или явлениями апраксии.

Степень нарушений устной речи при дизартрии может быть самой различной: от еле уловимых слухом особенностей звукопроизношения, до полной невозможности экспрессивной речи. В последних случаях, когда речь практически отсутствует либо практически непонятна состояние речи квалифицируют как анартрию (греч. «арто» членораздельное произношение, «а» – отрицание).

Взрослые лица с дизартрией сохраняют понимание речи и письменную речь, но затрудняются выразить свою мысль в устной форме.

Конец ознакомительного фрагмента.