Вы здесь

Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»). Введение (Г. В. Бабина, 2012)

Код и направление подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» Профиль: логопедия Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


Печатается по решению Ученого совета Московского педагогического государственного университета


Рецензенты:

Л. И. Плаксина, доктор психологических наук, профессор

Е. С. Тушева, кандидат педагогических наук, доцент

Введение

Дисциплина «Логопедия» (раздел «Дизартрия») относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.1. «Логопедия»). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, полученные и сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Невропатология», «Неврологические основы логопедии».

Дисциплина изучается параллельно с дисциплинами «Логопедия» (раздел «Нарушения голоса»), «Технологии обследования речи (раздел «Технология обследования моторных функций»)», «Формирование речевого дыхания», «Современный русский язык», «Индивидуальные формы логопедической работы», «Коррекция произносительной стороны речи», «Основы нейропсихологии», «Логопедическая работа с детьми с церебральным параличом» и др.

Цель практикума – закрепление у студентов теоретических основ логопедии и формирование практических умений коррекционной логопедической работы.


Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (ПК-1);

– готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

– способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

– готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ (ПК-4);

– способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

– готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

– готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

– способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

– готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка и лингвистического анализа в профессиональной деятельности (ПК-11);

– способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

– готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

– способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать:

✓ причины и механизмы нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи при дизартрии;

✓ классификацию дизартрий у детей взрослых;

✓ виды двигательных нарушений, обусловливающие дизартрию;

✓ структуру речевого дефекта при дизартрии у взрослых и детей; диагностические критерии для определения типа дизартрических нарушений;

✓ последовательность этапов логопедического обследования лиц с дизартрией;

✓ составления логопедического заключения;

✓ методы логопедической работы с детьми, имеющими дизартрию;

✓ методы логопедической работы с взрослыми, имеющими дизартрию;

✓ предупреждение нарушений письма и чтения у детей с дизартрией;

уметь:

✓ обследовать моторные функции, звукопроизношение, ритмоинтонационную сторону речи при дизартрии у ребенка, подростка, взрослого;

✓ проводить дифференциальную диагностику различных форм дизартрии;

✓ проводить психолого-педагогическое обследование;

✓ составлять индивидуальную программу коррекционного логопедического воздействия;

✓ осуществлять выбор коррекционных методик обучения и воспитания лиц с дизартрией;

✓ составить логопедическое заключение и обосновать образовательный маршрут;

владеть:

✓ методиками логопедического и психолого-педагогического обследования лиц с дизартрией;

✓ умением составлять протоколы обследования речи, моторных функций и просодической стороны речи;

✓ приемами нормализации мышечного тонуса и подвижности артикуляционного аппарата, развития физических характеристик голоса, фонационного и речевого дыхания;

✓ приемами нормализации звукопроизносительной и просодической сторон речи;

✓ методиками развития лексико-грамматической стороны речи у детей;

✓ методиками подготовки детей к обучению в школе.


В процессе прохождения дисциплины используются:

✓ традиционные образовательные технологии в виде лабораторных занятий;

✓ игровые технологии с использованием ролевых игр (реконструкция моделей поведения педагога, родителей и ребенка в процессе обследования);

✓ информационно-коммуникационные образовательные технологии;

✓ разработка проектов занятий по коррекционно-педагогической работе (дыхание, голос, просодика, звукопроизношение, фонетико-фонематический анализ и др.);

✓ презентации, разработанные студентами по формированию нарушенных звуков: специфика артикуляционной гимнастики, артикуляторные позиции и проч.; игровые ситуации, применяемые в процессе формирования тех или иных звуков и т. д.


Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов): 38 лекционных часов и 57 часов лабораторных занятий, отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы, на экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы, а также «Портфеля учебных достижений» студента, куда входят: результаты проведения контрольных работ по изучаемым темам; письменные работы-конспекты; презентационный информационный проект; схема обследования просодической стороны речи; схема обследования произносительной стороны речи; сценарии деловых игр; подбор текстового материала и игровых приемов для развития ритмоинтонационной стороны речи, общей и мелкой моторики. В процессе лекций рекомендуется использование блиц-опросов по изучаемой теме. Изучение раздела «Дизартрия» заканчивается экзаменом.

Практикум включает три раздела: раздел I «Неврологические основы дизартрии» (5 тем), раздел II «Дизартрии у взрослых лиц» (8 тем), раздел III «Дизартрии у детей» (11 тем). На лабораторных занятиях студенты изучают научно-педагогическую литературу, обсуждают теоретические вопросы по проблеме дизартрии, знакомятся с методами и приемами обследования детей с дизартрией, коррекции данной речевой патологии, закрепляют и расширяют знания по основным вопросам данной темы, овладевают приемами коррекции речи, дыхания, голоса.

Особое значение для успешного овладения знаниями по программной теме имеет организация самостоятельной работы студентов.