Здоровье пожилого человека
Здоровьем пожилых людей занимается геронтология. Геронтология – наука о старении – возникла в начале XX века, и её основоположником был наш отечественный учёный, лауреат Нобелевской премии, почётный член Петербургской академии наук Илья Ильич Мечников. Именно он в 1903 году предложил название для нового научного направления.
Сейчас у нас в России работает Геронтологическое общество при РАН, которое входит в Международную ассоциацию геронтологии и гериатрии. Так что в России это направление развивается на высоком научном уровне. И это очень важно. Ведь по степени развития геронтологии определяются социальный уровень и развитие науки в стране. Более того, это «маркер цивилизованности» общества в целом. Дело в том, что чем выше уровень цивилизованности общества, тем выше в нём процент людей старшей возрастной группы. Эти люди являются носителями опыта, информации, морали, знаний. Высокие технологии требуют высокого интеллекта, а накопление интеллекта происходит в немолодом возрасте. Возьмём Академию наук. Средний возраст академиков – 72 года, и они все работают. По мере развития цивилизации количество людей старшей группы будет неумолимо нарастать. К 2020 году в мире будет более 1 млрд людей старше 60 лет, в России проблема стоит ещё более остро: по прогнозам ООН по среднему варианту, к 2050 году у нас будет 111 млн людей, из них 36 млн – старшей возрастной группы.
По классификации ВОЗ, пожилыми считаются люди в возрасте от 60 до 74 лет, 75—89 лет – это люди старческого возраста, 90—99 лет – долгожители и 100 лет и выше – столетние. К супердолгожителям относят людей 110 лет и старше. Кстати, в настоящее время в мире проживает 88 человек возрасте от 110 до 114 лет.
Считается, что больше всего долгожителей на Востоке. Но это не совсем так. Долголетие зависит не от географии, а от образа жизни, точнее, от дисциплины общества в целом и конкретного человека в частности. Если человек придерживается асоциального или нездорового образа жизни, никакая геронтология ему не поможет. Тут нужна культура, воспитание, образование. От того, как человек ведёт себя в молодости, в среднем возрасте, зависит, будет ли у него ускоренное или физиологическое старение. Долгожителей много в развитых, экономически богатых странах с большим процентом людей высокой культуры, где в высшую добродетель возведён труд, таких как Швейцария, Сингапур. Но благосостояние – не абсолютный показатель. Например, в Китае на острове Хайнань, много долгожителей и столетних, хотя экономически это достаточно бедная провинция. Люди там живут очень скромно. Они питаются рисом, который сами выращивают, едят рыбу и морепродукты. И ещё они 3 раза в день занимаются физкультурой, причем преимущественно упражнениями на гибкость. Все они сухощавые, среди них нет полных. То есть продолжительность жизни не зависит от достатка. Деньги важны только в плане доступности медицинской помощи, так как она недёшева. Но, по-видимому, правильный образ жизни может привести к тому, что особенной медицинской помощи и не потребуется.
Физиологическое старение начинается в 80—90 лет, тогда возникают проблемы со здоровьем, снижение функций. Так должно быть. Но мы сейчас наблюдаем сплошь и рядом старение преждевременное, или ускоренное. Снижение функций начинается уже в 65—70 лет. То есть человек начинает стареть лет на 20 раньше, чем положено.
Сейчас мы находимся на таком этапе развития цивилизации, когда роль людей старшей возрастной группы будет неумолимо возрастать. И это не проблема, а закономерное явление. И поэтому следует принимать определённые шаги, и в частности увеличивать трудоспособный возраст. К 2050 году трудоспособный сегмент населения в возрасте от 19 до 60 лет будет в 3 раза меньше, чем сейчас. А это значит, что страну невозможно будет обслужить. Это грозит распадом государства. Значит, придётся либо привлекать мигрантов, либо увеличивать трудоспособный возраст. В Европе пенсионный возраст – 65—67 лет. В будущем, хотим мы этого или нет, трудоспособный возраст будет увеличиваться, вначале до 65, потом, может быть, до 70 лет, но это только в случае успехов медицины и хорошего здоровья людей. А хорошее здоровье – это, прежде всего, вопрос профилактики. Профилактика должна стоять на первом месте.
Что входит в профилактику? Во-первых, каждый год надо делать полноценное обследование: анализ крови – общеклинический, биохимический, на сахар, холестерин, флюорографию, ЭКГ, исследование на остеопороз и т. д. И в случае отклонений своевременно корректировать их. Это предотвратит развитие серьёзных болезней и увеличит трудоспособный период. И наконец, это приём биорегуляторов – препаратов, помогающих организму активизировать собственные силы.
Биорегуляторы – это пептиды, повышающие собственные возможности организма. Это не чужеродные вещества, они выделены из различных органов животных. Пептиды – это белки, состоящие из аминокислот. Они содержатся в пище, но в очень маленькой концентрации, а в биорегуляторах они сконцентрированы в сотни раз. Ведь что такое старение? Это постепенное снижение синтеза белка в тканях с последующей потерей функции. С помощью пептидов можно восстановить функцию любого органа и таким образом увеличить продолжительность трудоспособного периода и жизни человека.
На сегодняшний день разработана система профилактики возрастной патологии и отодвигания болезней старения, которая позволит повысить качество жизни пожилых людей и даст им возможность полноценно жить до 70—80 лет как минимум. Теперь дело за тем, чтобы эту систему внедрить. Но это уже относится к компетенции государства.