Вы здесь

Практика духовного освобождения. Работа над свойствами личности. Путь к духовному (Селим Айссель, 2010)

Путь к духовному

Работа, направленная против низшего в себе

Вопрос такой: что такое духовный путь? Духовный путь – это просто путь к Духовному, которое человеческий дух после воплощения утратил, по крайней мере частично. Путь – это борьба с целью победить все низменное, негативное, материальное в человеке и поставить это низшее на службу Высшему. Путь – это борьба, вот почему в Четвертом Пути он называется не просто Путь, но гораздо более прагматично – Работа.

Мы все находимся в той же ситуации, что и Бавкида с Филемоном, – в долине жизни. И когда боги постучатся в нашу дверь, мы можем не открыть им. Мы знаем, что рано или поздно исчезнем, не только наше физическое тело, но и сама Земля. И если Бог не придет и не постучится в нашу дверь, а особенно если мы не ответим ему, если не откроем ему дверь и не ступим на путь, следуя за ним, от нас ничего не останется.


Лучшие методы: пост (диета), мантра

Два лучших метода, имеющиеся у нас для того, чтобы успешно продвигаться по Пути, – это пост, или специальная диета, и мантра во время медитации. Я уже предлагал вам использовать мантры, или стансы, на протяжении всего курса – естественно, во время медитации, но также и в те минуты, когда ваш ум не сосредоточен на чем-то, что требует внимания. Использование мантр имеет большое преимущество: это позволяет бороться с одним из низменных свойств: негативным (ассоциативным, механическим) мышлением. Это означает, что на протяжении вашего пребывания здесь вы можете вступить на Путь, просто повторяя про себя стансы. Лучше, если вы будете их петь. Петь всегда лучше, чем произносить вслух или про себя. Пойте про себя. И еще, это относится к некоторым из вас, если вы будете петь про себя, вы не будете мешать другим… (смех)

Безусловно, предпочтительнее, чтобы вы сосредоточивались на смысле станса, а не повторяли его механически, но все же лучше механически повторять слова, чем дать волю вашему механическому мышлению. Можно также чередовать стансы, начинать с одного, а спустя какое-то время переходить к другому. Каждый волен выбирать свой способ. Лучший и самый быстрый метод достичь спокойствия и внутреннего мира – использование мантры. Не рассуждать о ней, не мечтать о ней, а использовать ее!

Руководство к медитации: запомните, что всегда очень важно сохранять прямое положение тела: ваш позвоночник прямой, шея прямая. Правильно медитировать легче, если вы умеренно питаетесь. Принцип легкой диеты дает преимущество не только в жизни, но и на Пути.

Есть и другие вещи, которые помогают на Пути, – например, красивая музыка. При одном условии: не делайте ничего во время слушания. Включать музыку в то время, когда вы заняты чем-то, значит разбрасываться; одно «я» делает свою работу, а другое слегка слушает музыку. Так мы делим себя на фрагменты, на части – к сожалению, в сегодняшней жизни люди любят делать именно это…

Еще одно средство – читать книги о жизни и учениях мудрецов.

Но я хотел поговорить с вами о медитации.


Прямое положение тела и полная неподвижность

Прямое положение тела и максимально возможная неподвижность. Не так, как некоторые из вас это делают – шевелят руками и ногами, моргают, почесываются, меняют положение тела, усаживаясь поудобнее на стуле… Нет! Оставаться неподвижным – значит никаких движений вообще, кроме дыхания. Ни единого движения на протяжении всей медитации – вот наилучшие условия. Многим это долго не удается, но придет день, и в результате всех этих тренировок у вас получится. Во время пения также лучше оставаться неподвижным. На встречах и конференциях это несколько труднее, так как они долго длятся.


Концентрация на точке между бровями

Во время медитации те, кому сложно концентрироваться, могут попробовать следующий метод: убедитесь, что вы абсолютно неподвижны; поместите кончик языка между зубами и небом, без напряжения; рот закрыт, дышите через нос; закрыв глаза, сфокусируйте «взгляд» на точке между бровями. Если вы усвоите эту привычку, то заметите, что со временем будет происходить странная вещь: ваши глаза сами смогут легко занимать это положение, и мало-помалу они начнут подниматься выше, к макушке. Но не следует ничего форсировать.

Есть еще вопросы?

С.: А когда простуда и из носа течет?..

– Пусть течет… Не надо постоянно шмыгать носом! Когда вы медитируете, пусть течет из носа. Наденьте слюнявчик… (смех)

С.: Сегодня утром во время медитации я не мог справиться с зевотой…

– Заранее открывайте окно и делайте несколько глубоких вдохов. Перед началом неплохо получить хорошую порцию кислорода, освежиться.

Работа, ведущая к потаенному золоту

Сегодняшняя групповая работа касается свойств. Мы начали говорить о них вчера. Краткое определение главного свойства: личностная черта, наиболее характерная и самая заметная. Это простое определение, вы можете сами подумать над его смыслом. Если говорить более сложным языком, свойства, взятые как единое целое, представляют собой характерные и видимые психологические механизмы и отношение человека к самому себе, а во взаимоотношениях с другими людьми – к этим людям и к ситуациям.


Пять основных свойств, каждое из которых имеет несколько аспектов

Вчера я разъяснял, что существуют пять основных свойств и дополнительные второстепенные свойства. Вы знаете эти пять основных свойств: жадность, страх, злоупотребление сексуальной энергией, самолюбие и ложь. Все они у нас есть, но одно из них является нашим главным свойством, а другие организуются вокруг него. Кроме того, каждое из этих свойств имеет по крайней мере семь различных аспектов. Так, например, у страха один аспект связан с жадностью, другой – с нашим образом и т. д. Аналогично одним из аспектов жадности является страх, другим – самолюбие и т. д.


Одиннадцать второстепенных свойств

Помимо этих пяти свойств существуют три группы второстепенных свойств. Эгоцентризм, желание доминировать, стремление к контролю и порядку, упрямство – первая группа. Вторая группа – «лунатизм» (безумные или невротичные люди), «бродяжничество», неэффективность и лень. И наконец, третья группа – чувство неполноценности, зависимость и наив ность.

У вас было время, чтобы узнать себя во всех этих новых аспектах. Попросите каждого в своей группе дать вам определение. Затем спросите, какие свойства примыкают к вашему главному свойству. Или к тому, которое вы считаете главным, или к тому, которое считают главным другие. Осознавайте при этом, что другие обладают истиной в этом вопросе не больше, чем вы сами, но их точка зрения может представлять для вас интерес и повысить вашу способность к Работе.

Ваше главное свойство – это ось, вокруг которой организуется вся ваша ложная личность, и даже положительная часть вашей личности. Мы посмотрим, какие шаги следует предпринять, чтобы освободиться от этого кошмара, нашего главного свойства.


Главное свойство часто маскируется под другое

С.: Каждое свойство имеет аспекты других свойств. Означает ли это, что каждое свойство соотносится с главным свойством?

– Да, иногда у вас может складываться впечатление, что проявляется другое свойство, в то время как на самом деле за ним скрывается главное свойство. Например, страх не иметь чего-либо – что это, страх или жадность? Что здесь свойство и что аспект? Для одного человека свойством будет страх, а аспектом жадность, для другого – наоборот.

Но вам еще предстоит проделать большую работу, прежде чем вы научитесь определять, что есть аспекты, а что свойство. Кроме того, самостоятельно вы вообще никогда не сможете это определить.

С.: Как нам работать в группе? Главное свойство человека не всегда так уж очевидно…

– Сегодня работа будет относительно поверхностной. Достаточно будет, если вы просто отметите самое очевидное. Уверен, что о большинстве своих знакомых вы можете сказать: «У него такое-то главное свойство, а вот у того – другое». Для начала можно исходить из этого и использовать как основу для работы.


То, что скрыто внутри, очень ценно

Работу над свойствами приходится начинать с простого. В дальнейшем мы дойдем до дна, до самой глубины нашей ложной личности. И когда мы избавимся от своей ложной личности, проявится истинная природа нашего бытия. На этом Пути мы возьмем за принцип следующее: то, что скрыто за нашим главным свойством, – всегда очень ценно, иначе мы не пошли бы в этом направлении. Даже если вы не лучше самых заурядных людей – то, что мы называем вашим магнетическим центром или сущностью, не привело бы вас на этот Путь, если бы не имело определенной ценности. К сожалению, ваши свойства до сих пор это скрывают, у некоторых полностью, у других – немного меньше.

Именно поэтому не стоит бояться такой работы, как это иногда случается. Она ведет к потаенному золоту, просто чтобы добраться до этого золота, необходимо откопать его, очистить самого себя.

С.: Бывает ли, что второстепенное свойство занимает место главного?

– Оно может выскочить на первый план, но очень ненадолго.

С.: Так значит, второстепенные свойства можно рассматривать на том же уровне, что и пять основных?

– В вашей работе по изучению себя и наблюдению за остальными – да. Кого-то можно охарактеризовать как неэффективного, он никогда ничего не доводит до конца. Для кого-то главное свойство – наивность, со всеми вытекающими отсюда последствиями, а еще для кого-то это эгоцентризм и т. д. Все эти особенности заметны, надо только присмотреться, раскрыть пошире глаза, напрячь слух…

С.: Похоже, что большинство второстепенных свойств связано с пятью главными…

– Мы поговорим об этом позже. Старайтесь не сваливать все в одну кучу, начните с четких определений, а потом вы сможете устанавливать связи. Что вы обычно делаете? Вы все смешиваете и проводите связь там, где ее нет. Сначала выстраивайте общую картину, а потом уже будете углубляться в детали и определять реальные связи.

С.: Вы ведь говорили, что желание доминировать – это одно из проявлений злоупотребления сексуальной энергией.

– Для примера, да. Но это также и аспект самолюбия и жадности. Такие связи возможны. Но не делайте поспешных выводов, я далеко не все еще вам объяснил, работа лишь начинается.

С.: Если ты оказываешься более или менее в одной из трех групп второстепенных свойств, означает ли это, что у тебя нет или в незначительной мере присутствуют свойства двух других групп?

– Нет, поскольку у человека есть все свойства, но в разных пропорциях. Не забывайте, что вы множественны. Вот почему у вас может быть одно свойство в одном из ваших «я» и совершенно иное – в другом «я». Некоторые из вас, например, могут быть очень эффективны в интеллектуальном плане и совершенно неэффективны в эмоциональной сфере. Таким образом, каждый человек множественен в себе самом. И различие между тем, каковы вы на сегодня, и тем, какими вы можете стать, заключается в следующем: в тот день, когда вы обретете единство, эффективность, которой вы обладаете сегодня, – одни из вас в физическом плане, другие в интеллектуальной или эмоциональной сфере – распространится на все уровни. Потому что вы соедините в себе положительные стороны всех свойств. На данном этапе мы изучаем негативные стороны свойств, для того чтобы хорошо понять их. Но они также имеют и положительные стороны, которые, будучи однажды интегрированы во всех центрах, соединятся в едином «я».

Но, пожалуйста, не торопитесь с выводами. На данном этапе важно не усложнять вещи. Не думайте обо всем сразу. Наблюдайте за собой, смотрите на других людей, постарайтесь понять, какие из шестнадцати свойств соответствуют друг другу. Отнеситесь к этому как к игре. Может быть даже, вы найдете у кого-то семнадцатое свойство, кто знает… Некоторые из вас так слепы, что видят то, чего не существует… Тем не менее иногда, в определенных ситуациях, некоторые из вас действительно уже действуют на этом уровне: во многих сферах своей жизни вы уже обладаете Любовью. Поэтому вы можете время от времени наблюдать ее проявления в отдельных людях, но не воображайте, что она уже стала их главным свойством! Чтобы достичь такого уровня, предстоит пройти длинный путь. Однако не будем пока говорить об этом свойстве. Мы в середине трапезы, оставим десерт напоследок…

Работа, без которой остальные усилия не принесут плодов

– Каждый раз, сталкиваясь с ситуацией, которая нам не нравится, мы реагируем из главного или второстепенного свойства.

Очень часто ложная личность говорит о свойствах с улыбкой, с юмором.

Анна: Мы старались найти свойства каждого из членов группы. Относительно двух человек мы были единогласны: страх у Терезы и самолюбие у Лилы.

– Хорошо, оба неверны. Это образ, который они для себя создали, поэтому это то, что наиболее заметно вам.


«Лунатизм», «бродяжничество»

Анна: Мы попытались определить свойства «лунатика» и «бродяги». «Лунатик» не способен сфокусировать свое внимание, он обманывает себя, это эмоциональный тип, он придумывает свои собственные ценности…

– Более удачное определение свойств «лунатика»: это своего рода безумие. Безумные люди, заключенные в психиатрические клиники, – это «суперлунатики», они ценят иллюзорные вещи. Например, для сумасшедшего, который решил, что он Наполеон, действительно ценно быть Наполеоном, но он не Наполеон. Это преувеличенное сравнение, карикатура на свойство «лунатика».




Теперь «бродяга». Почему он так называется?

Анна: Потому что он перескакивает с одной идеи на другую, у него нет цели…

– Да, но это не самый существенный аспект. Кто такой бродяга? Тот, кто утратил ощущение ценности. Он бродит по улицам, и для него ничто не имеет ценности, он не знает, что некоторые вещи более ценны, чем другие.

Коринн: Часто трудно определить, какое свойство движущее. Ты видишь страх, например, но за ним может быть самолюбие…

– На первом этапе придерживайтесь того, что видимо, и не анализируйте.

Коринн: Существует ли тенденция идеализировать наивность?

– Нет, существует наивный, глупый идеализм и позитивный идеализм, который движет миром.

Коринн: Идеализация человека, например…

– Отсутствие проницательности.


Чувство неполноценности, страх, зависимость: три свойства, вытекающие одно из другого

Коринн: Моя группа увидела зависимость в страхе принять на себя ответственность, так как это предполагает необходимость спрашивать мнение других людей. Это также связано с чувством неполноценности – вы становитесь зависимыми от кого-то еще.

– Чувство неполноценности, которое удерживает вас от каких-либо действий из страха сделать это плохо, делает вас зависимым. Три свойства, которые связаны друг с другом: чувство неполноценности, страх и зависимость. Чаще всего существуют группы из трех взаимосвязанных свойств, иногда их число больше.

Коринн: Поскольку возбужденность определили как характеристику злоупотребления сексуальной энергией, некоторые формы поведения, которые до этого приписывались самолюбию, вошли в эту категорию, например стремление к убеждению.

– Все это для вас просто теория. Возбужденность относится к проблеме неверно направленной сексуальной энергии. Теперь вы знаете, что эта энергия проявляется чаще, чем вы думаете. Вот все, что вы должны запомнить.

Хуберт: Меня поразил мой недостаток знания людей и наблюдательности. Я знаю многих из них на протяжении двух-трех лет, и кроме нескольких человек, с которыми я близок, которые мне более симпатичны, я практически не знаю их совсем. Даже если я подмечаю что-то, вероятность моей ошибки – 50 процентов. Это дело случая… И мне очень неуютно оттого, что мое понимание себя, несомненно, не намного глубже…


Наше знание других людей: очень поверхностное

– Да, но это нормально. Человек может знать других людей лишь поверхностно, поскольку он сам всегда живет поверхностно. Только когда он сам становится глубже, он начинает различать, что в других людях является лишь внешне видимым, а что находится глубоко внутри и в действительности движет их поступками. Но нельзя стать глубже мгновенно. Вы становитесь глубже, когда выполняете Работу, которая идет вглубь, а это требует истинного знания себя.

Коринн: Одна женщина считает, что ее главное свойство – ложь, так как она никогда не показывает себя такой, какая она есть, по ее словам. Она всегда создает образ, и впечатление, которое она производит, полностью расходится с тем, что происходит внутри нее. Но если это действительно так, у нас у всех есть это главное свойство…

– Это принцип Гурджиева: «Люди могут только лгать». Но это ничего не говорит о ее главном свойстве, потому что человек может лгать из страха, из самолюбия – по очень многим причинам.


Когда мы начинаем видеть свойства везде, мы обманываем себя

Когда кто-то из вас считает, что открыл свое главное свойство, и начинает видеть его везде, можете быть уверены – он себя обманывает. Это все оттого, что он начал осознавать существование или важность этого свойства в себе. Он зациклился на нем и не может видеть остальных свойств. И он, конечно, не видит связи между разными свойствами.

Что же касается вас, как только вы почувствуете, что вы одержимы одним свойством, скажите себе, что вы ошиблись. Вы просто осознали это свойство, вот и все.

Филипп: Когда кто-то считает, что открыл свое главное свойство, другие, как правило, видят иное и часто стараются убедить его в том, что он ошибается.


Свойства: всегда связаны с глубоким страданием Возможность развить в себе сострадание…

– Наши усилия привели нас, по крайней мере, к очень позитивному заключению: мы вынуждены воздерживаться от оценки других людей мы не знаем, мы не знаем ничего. Мы видим только поверхностное, и, что самое важное, мы не знаем внутренних страданий других людей. Свойства всегда связаны с глубоким страданием, которое некоторые люди осознают, а большинство, к счастью для них, – нет. Для нас это возможность развивать в себе сострадание, нашу любовь к другим людям, поскольку мы знаем, что все находимся в этой ситуации.

Только поистине развившийся человек, который достиг того самого свойства под названием Любовь, перешагнул пределы внутреннего страдания. И когда он страдает, причины его страданий иные: он больше не страдает о себе – он страдает от несчастий этого мира. У него есть сострадание, форма любви, и природа этого страдания иная, в ней больше нет негативного.

Но вы только начали, и короткая работа, проделанная вами сегодня, должна научить вас терпимости к другим людям, к принятию очевидных различий между внешними проявлениями и пониманием того, что внутри у нас работают одни и те же силы.


Каждое свойство: рана в сердце

С.: Вы сказали, что свойства связаны с глубокими страданиями. Кто страдает?

– Каждое свойство – это удар по вашей сущности, и от каждого негативного свойства сущность вашего сердца кровоточит.

Каждое свойство – это рана на сердце. Только когда раны заживут, когда вы выйдете за пределы свойства, сможет существовать ваше сердце, сможет существовать Любовь. Вам это хорошо знакомо: если вы прищемили палец дверью, вы продолжаете жить со своей рукой? С чем вы живете? Со своим страданием. Это страдание управляет вашими движениями, оно направляет вашу руку или делает вас нетрудоспособным. Таково ваше состояние сейчас, если мы говорим о сердце: множество ран, и, к счастью, поскольку у вас большое сердце, оно продолжает работать несмотря ни на что.

Мы сказали, что главное свойство – это ось, вокруг которой организуется вся ложная личность, а также и часть личности. Вы начали видеть, что все свойства организуются вокруг друг друга. Когда-нибудь вы увидите, что все они собраны вокруг главного свойства, или вокруг свойства, которое доминирует в данный момент, чтобы обеспечить ему всевозможные оправдания, всевозможные основания для его существования и для создания всех его буферов. Как вы понимаете, в этом заключается роль буферов: они что-то закрывают от вас.


Буферы: психологический механизм самоуспокоения…

Остановимся на этой теме. Кто может дать определение буфера? Краткое определение.

С.: Механизм самоуспокоения…

– Это определение, а как вы определите механизм самоуспокоения? Здесь уже два момента: это механистично, то есть функционирует, и это вас успокаивает.

С.: Буфер позволяет двум противоречивым частям сосуществовать в нас…

– Да. Нечто ложное на поверхности, и что-то еще внутри.


…не позволяющий нам видеть ситуацию такой, какой она на самом деле является

Мое определение: буфер – это психологический механизм, который не дает нам увидеть или прожить ситуацию такой, какая она есть, и, следовательно, сопровождает ее разного рода оправданиями.

Мишель, расскажи нам свою утреннюю историю…

Мишель: Я припарковала свою машину на тротуаре, по-моему, очень хорошо, оставив достаточно места для пешеходов. У входа Раймондо сказал мне, что я должна припарковаться поближе к стене. Начиналась медитация, и я сказала, что сделаю это позже. Я пошла на медитацию, а после медитации переставила машину.


Пример оправдания своего эгоизма: «Уважительная причина…»

– Что мы здесь видим? Кто может проанализировать ситуацию? Сначала я расскажу вам, что произошло после этого. Я спустился вниз, выглянул из окна, увидел плохо припаркованную машину. Обычно я бы сделал выговор Раймондо или Паскалю, поскольку они ответственны за то, чтобы машины были хорошо припаркованы. Но вместо этого я сказал Раймондо: «Мишель подойдет к тебе сегодня днем, так как она сегодня работает в твоей квартире, так вот: запри дверь и, когда она придет за ключом, скажи ей: «Чуть позже, сейчас я занят».

Но в жизни все происходит по-другому: Раймондо в конце концов оставил дверь незапертой.

Кто может коротко проанализировать то, что произошло утром?

С.: Опоздание на медитацию явилось оправданием для внутреннего учитывания Мишель. Она считала, что у нее есть полное право сделать это, у нее было оправдание…

– С одной стороны, она хотела прийти в доджо вовремя, а с другой – она плохо припарковалась. Это позволило ей оставить машину плохо припаркованной и не дало кому-то другому выполнить работу, которая была ему поручена. И следовательно, она поставила свое эго на первое место. У нее были самые веские в мире основания: она шла на медитацию… Уважительная причина! Более того, она не должна была опаздывать. А кроме того, ее машина была не так уж плохо припаркована!.. Она забыла только об одном: она поставила свое эго на первое место и помешала другому человеку выполнить порученную ему работу.

Какой в этой ситуации должна была быть нормальная позиция, коль скоро мы понимаем то, что я сейчас объяснил? Простая позиция… Она встречает Раймондо или Паскаля, который говорит ей, что ее машина плохо припаркована, она переставляет машину, затем делает то, что должна делать, без каких-либо внутренних учитываний.

Теперь можно и подумать, какие свойства проявились в этой истории, совершенно механически, и привели к ее внутреннему учитыванию, или даже проще – к мыслям.


Механизм, который мешает нам видеть себя такими, какие мы есть…

Буфер определяется как психологический механизм, который не дает нам увидеть или прожить ситуацию такой, какая она есть. В случае, который мы обсуждаем, Мишель встала в оппозицию и поставила свой эгоизм впереди всего остального. Этот механизм также не дает нам увидеть, в какой степени мы сами механистичны и обусловлены ситуацией, другими словами – увидеть себя такими, какие мы есть. Он изобретает самые уважительные причины для того, чтобы делать не то, что нужно.


…и создает у нас ложный образ самих себя

Кроме того, этот механизм обеспечивает нам постоянство ложного, или вымышленного образа нас самих. На этом примере (для наглядности я сейчас немного утрирую выводы) мы рассматриваем образ человека, который делает нечто хорошее, медитирует, который не опаздывает, контролирует ситуацию, делает то, что должно быть сделано, и т. д. Мишель делает то, что должно быть сделано, не так ли: она хочет успеть на медитацию… На самом деле она забывает о том, что должно быть сделано в первую очередь! Буфер позволяет нам поддерживать образ самих себя, который мы сами считаем хорошим, но который всегда ложный и вымышленный. Это механизм, в первую очередь защищающий нашу ложную личность и наш образ самих себя.


Обусловленные свойствами: то, как мы воспринимаем себя и мир

Давайте вернемся к свойствам. Свойство обусловливает наше восприятие мира. Мы воспринимаем мир сквозь призму нашего главного свойства, и мы воспринимаем себя через это свойство.

Вот почему у нас такое неверное представление о своих потребностях. Мы гоняемся за тысячей вещей, веря в то, что получим удовлетворение, как только обретем их, но когда мы их получаем, удовлетворение не приходит, а приходят новые желания. Наше главное свойство вместе с другими доминирующими свойствами влияют на все наши действия, на нашу деятельность. Подумайте над тем, за чем вы гоняетесь, и вы сможете назвать то свойство, которое стоит за этим. Одно из шестнадцати, не семнадцатое, имя которому – Любовь… Это свойство нельзя попросить, его можно только дарить и принимать. За Любовью гоняться невозможно. А за всеми другими… Вот чем занимается человечество.


Работа, без которой все остальные усилия не принесут плодов

Если вы начали понимать, хотя бы чуть-чуть, важность свойств, и особенно вашего главного свойства или того, которое доминирует в настоящее время, вы в состоянии понять, как необходимо человеку на Пути начать поиски своего главного свойства и вступить в настоящую борьбу с тем, что он обнаружил. Без этого вы обрекаете себя на постоянное пребывание на периферии Пути, на поверхности, вы не сможете двигаться вглубь. Это значит, что настоящей работы не произойдет. Если вы нашли доминирующее свойство в себе, это место должно стать приоритетным в вашей борьбе. Если вы не боретесь, вся остальная работа окажется бесплодной. Она не принесет плодов до тех пор, пока вы не начнете настоящую борьбу.

Мишель: Тем не менее в моей сегодняшней ситуации у меня было впечатление, что я делаю то, что должна делать…

– Стоп! Точно так! Вы слышали, что она сказала? У нее было впечатление, что она делает то, что должна делать. Поскольку она видит мир сквозь призму того, кто она есть, сквозь свое свойство. Другой человек мог бы поступить совершенно иначе, и у него сложилось бы такое же впечатление, что и у вас. И кто прав? Но для вас нормально сохранять впечатление, что вы, с вашей точки зрения, поступаете правильно.

Мишель: Чтобы не ставить свое эго на первое место, самым простым было бы взять за правило – делать то, о чем просит другой человек…

– В этом случае – да. Но вам нужно учиться различать. Пока же вы не обладаете настоящей проницательностью, действуйте таким образом. Каждый раз, когда ситуация проста и у вас есть выбор: поступить так, как вы хотите, или так, как хочет другой человек, – выбирайте то, что хочет другой. Разумеется, речь не идет о невыполнимых вещах, выбирайте этот подход в простых ситуациях. Так вы начнете настоящую работу. И одновременно наблюдайте, что происходит внутри, и начинайте подмечать, как вы обычно думаете и поступаете. Тогда вы постепенно начнете действовать слегка по-другому – как правило, немного лучше. В любом случае вы привьете себе способность поступать иначе, не испытывая при этом дискомфорта. Не сразу, конечно, потому что придется немного побороться.


Злоупотребление сексуальной энергией или желание доминировать?

С.: У меня сложности с определением свойства «злоупотребление сексуальной энергией». Жадность, самолюбие, страх – от этих вещей хотелось бы избавиться. Но если определять одно из проявлений свойства «сексуальности» как социальную игру между полами, то я не вижу в этом ничего такого, что должно быть преодолено любой ценой, кроме аспекта «доминирования».

– Здесь уже присутствует желание соблазнять. Вы видите ту степень, в которой мы используем секс не ради самого секса, что не является проблемой, а для чего-то другого. Это отклонение. В жизни вами часто манипулируют посредством этого, и вы манипулируете другими, хотя редко осознаете это. Я уже не говорю об извращениях, о гораздо более серьезных отклонениях, подобных тем, о которых недавно говорилось в СМИ, например насилование детей взрослыми.

С.: Я хотел сказать: это настолько присуще природе человека…

– Так же как и самолюбие, и ложь, и жадность. Не больше, и не меньше, чем другие свойства. Единственное различие в том, что здесь несколько больше табу, люди не решаются много говорить об этом. Вот и все.

С.: Я не понимаю, как в этой сфере можно бороться…

– Вы пока не можете бороться. Вы еще не поняли по-настоящему, что это означает. Так с чем вы собираетесь бороться?

С.: С желанием угождать, быть оцененным, с потребностью соблазнять…

– Вы говорите о злоупотреблении сексуальной энергией? Я не уверен. Подумайте об этом. Это также может быть желание доминировать над другими людьми.


Любое свойство не хуже и не лучше другого

Вы должны понять, что любое свойство не хуже и не лучше другого. Впрочем, ваше восприятие сильно зависит от общества, от обусловленности, в которой вы живете. Если вы живете среди алчных людей (бизнесменов, банкиров), жадность станет для вас чем-то обычным, вам даже будет непонятно, как можно жить иначе. Если вы окружены соблазнителями, которые тратят большую часть своего времени на соблазнение, вам это будет казаться нормальным. Если вы живете в окружении, в котором вы должны быть первым, лучшим и доказывать это другим – некоторым из вас знаком этот опыт по школе, – для вас дух соревнования, самолюбия, заботы о своем образе будет совершенно нормальным. Давайте посмотрим на все эти свойства под этим углом. Вам всегда будет казаться, что то, что делают люди вокруг вас, – это нормально, а то, что делается где-то еще, – ненормально. Хотя то, что происходит в вашей ситуации или вашем окружении, не хуже и не лучше того, что происходит в другом месте.


Единственное, что лучше, – гармония Ничего лишнего, все на своих местах

Вот что мы должны понять. Мы стараемся, чтобы вы поняли гармонию, и ничто не хуже и не лучше другого. Лучше только гармония, или Любовь, все прочее одинаково. Лжец не хуже, чем самолюб, жадный человек не хуже и не лучше того и другого, у них одна и та же ценность. И невозможно войти в Царствие Небесное с любыми из этих свойств, потому что они толстые, а ворота узкие…

С.: У них одинаковая ценность потому, что они все механистичны…

– Можно сказать и так. Они все появились из обусловленностей этой жизни или предыдущей, и все они механистичны.

Борьба с доминирующими свойствами (четыре этапа Работы)

С.: Я недавно заметил в себе склонность к игре в соблазнение, и в то же время не увидел в этом ничего неправильного. Вы тогда сказали мне: «Никто не говорил, что в этом есть что-то неправильное, важно наблюдать».

– Верно, но позже вы увидите, в какой части это правильно, а в какой – неправильно.

С.: Неправильным это становится, когда есть лишнее…

– Ничего лишнего. Все на своих местах. С момента нашего воплощения всему есть свое собственное место. Вы можете проживать все – и соблазн, и самолюбие, и жадность, и даже ложь, – но все на своем месте. Важно наблюдать, видеть их.


Один из способов наблюдения за свойствами: «фотографирование»

Важнее всего наблюдать. Но есть особый способ наблюдения за свойствами – я когда-то назвал его «фотографированием». Фотографируйте себя в ситуации, где проявляются ваши свойства, наблюдайте, как вы действуете, как вы себя ведете, когда вы находитесь под влиянием вашего свойства. Запоминайте. Старайтесь напомнить себе – после наблюдения, конечно, – какова была ваша позиция, когда вы находились под влиянием жадности или самолюбия, как вы вели себя, когда вы лгали… Смотрите, наблюдайте, а затем постарайтесь вспомнить, что вы видели. Смотрите на себя, как вы просматриваете фотографии или короткометражный фильм. Так вы начнете узнавать себя, кто вы есть в реальности, а не в теории. Когда кто-то говорит вам, что у него есть самолюбие, это ни о чем не говорит. Но если он фотографирует себя в тот момент, когда проявляет свое самолюбие, тогда он начинает узнавать себя. И это знание изменяет его, позитивно.

Несмотря на то что вы знаете (или верите, что знаете) или кто-то сказал вам, что вы такой или иной, – это ничего не стоит, поистине ничего. Единственный эффективный способ работы над собой – открывать что-то самому. Наша работа в Школе показывает направление, помогает вам увидеть ситуации, а дальше вы сами делайте выводы. Для вас важно видеть, какую роль вы играете в определенных, конкретных, особых ситуациях. Если вы считаете, что у вас есть некое доминирующее или главное свойство, то вы должны суметь тут же, подумав, закрыв на мгновение глаза, найти как минимум одну ситуацию, в которой вы видите себя под влиянием этого свойства. Если вы не будете этого делать, ваша работа никогда не будет конкретной.

С.: Когда я наблюдаю себя, то всегда прихожу к одному и тому же выводу: я в плену и не могу вырваться оттуда…

– Да, на данный момент. Поэтому в следующий раз сфотографируйте еще, посмотрите на фото как следует и постарайтесь определить, как можно действовать лучше для себя и для других. Вот и все. Поначалу вы не сможете сделать ничего другого. А если не получится определить самому, поговорите об этом в своей группе (лучше, если в группе есть достаточно умный человек, который поможет вам понять). В противном случае всегда есть выход – поговорить со мной об этом, в ходе курса или на семинарах в выходные дни.


Выбирать достойную позицию

Очень важный принцип

Когда вы определили, какое свойство или какой аспект является активным и степень вашей зависимости от этого свойства (ведь длительное время вы не осознавали, что это тюрьма, вы даже считали, что это нечто позитивное), выберите некую достойную позицию, чтобы заместить его. Мишель, сегодня утром какой могла быть достойная позиция? Ведь это касалось не только тебя, у тебя возникли противоречия с человеком, который сказал вам: «Твоя машина припаркована плохо, переставь ее»… Какая позиция была бы возможна? Ты должна четко понимать, что дело не в повиновении другому человеку, а в выборе позиции. Это нечто, идущее изнутри, потому что мы поняли ситуацию. Например, мы могли бы поблагодарить этого человека за то, что сообщил нам о нашей ошибке и таким образом дал нам возможность ее исправить. Для некоторых людей, которым нужно учиться говорить «спасибо», это само по себе могло бы стать возможностью. Что еще мы могли бы сделать? Развивать покорность. Если вы знаете, что в вас есть самолюбие и вы склонны не принимать в расчет то, что вам предлагают другие, вы можете сказать себе: «Сейчас я выбираю достойную позицию, я выбираю добровольное смирение». Не покорность человека с комплексом неполноценности, а добровольное смирение, покорность, которую вы выбираете намеренно.

В любом случае каждый раз, когда вы открываете свойство, вам нужно найти достойную позицию на замену ему.

Здесь мы подошли к всеобщему принципу: когда вы выполняете работу над одним из ваших негативных свойств, над слабостью, негативной эмоцией, вы всегда должны заменить его чем-то. Никогда не забывайте этот принцип, это очень важно. Если вы поститесь, чтобы поработать над жадностью, например, но ничего не отдаете другим, вы не замещаете жадность ничем, вы, постясь, становитесь даже еще более жадными… В Библии приводится рассказ об этом. Проведена определенная работа: дом убран, он в полном порядке, демон изгнан, дом пуст. И поскольку ничего не было сделано, чтобы заполнить пустое пространство, демон пошел и нашел еще шестерых демонов, и все семеро вернулись в дом. Теперь дела еще хуже, чем прежде…

В любой работе над собой, когда вы избавляетесь от чего-то негативного, замените его позитивным, найдите достойную позицию. Много вариантов можно найти в стансах. То же самое с мыслями. На данный момент для вас было бы опасно пытаться избавиться от механистических или ассоциативных мыслей, потому что неизвестно, какие мысли возникнут в этой пустоте. Но вы можете заполнить это пространство чем-то стоящим: сосредоточиться на своем теле, дыхании, или еще лучше сконцентрироваться на мантре или стансе. Добавляйте что-то, чтобы заместить то, от чего вы избавляетесь, или уж не избавляйтесь от этого вообще. Но никогда не опустошайте себя, потому что вместо одного демона вы получите семь… Природа не терпит пустоты.


Выбор достойной позиции, фотографирование, работа над пониманием и внутренняя борьба: четыре этапа работы

Таким образом, увидев свойство, первое, что вы должны сделать, – это поменять данное свойство на достойную позицию, соответствующую ситуации; второе – сделать один или несколько снимков себя, о чем мы только что говорили.

Третий шаг в работе – понимание. Это то, чем мы будем заниматься в ходе курса на этой неделе, то, что вы уже начали делать в группах. Попробуйте связать все воедино, чтобы лучше понять, что это за свойство. Что оно предполагает; действительно ли это то, за что вы его принимаете. Откуда оно взялось, чем оно полезно, какой от него вред.

Наконец, четвертое: внутренняя борьба. Вы не можете избавиться от чего-то негативного или низкого в себе без борьбы.

С.: Позиция, которую мы пытаемся применить, – это уже часть борьбы?

– Это важная часть борьбы: позиция, которую вы выбираете, а затем практикуете. Борьба начинается уже тогда, когда вы увидели что-то. Затем идет ваш выбор позиции и желание следовать этому до конца, не позволять себе отклоняться, прибегая ко всякого рода оправданиям, интеллектуальным и эмоциональным, когда у вас пропадает интерес и вам не хочется это делать… Конечно, это не развлечение, иначе вы бы не начали борьбу. Иногда я слышу жалобы на то, что вам приходится бороться… Но ведь совершенно очевидно: для того чтобы измениться, вам нужно бороться! И так же очевидно, что борьба не может приносить удовольствие! Вы вынуждены бороться. Но можно это делать со слезами, а можно чуть веселее.

С.: Когда вы решаете поститься, какое действие одновременно с этим вы решаете принять как дар?

– У вас есть право подумать об этом самому.


Цель: взрастить в себе подлинную Любовь

Понимаете, все должно вести к тому, что буддисты называют состраданием, христиане – Любовью. Любовь не существует в вас сама по себе, вы должны что-то сделать, чтобы она могла родиться. Вам знакома инстинктивная любовь, когда вас физически влечет к кому-то, или эмоциональная любовь – безумие, которое вас иногда охватывает… Но вам не знакома подлинная любовь, осознанная Любовь. Это должно родиться в вас через работу, которая начинается с внешней направленности на других людей, с терпимости к их неприятным порой проявлениям и с желания служить. Служение – безусловно, одно из ключевых слов, служение – это работа, которая непременно приведет к Любви.


Ключевое слово: служение

Каждая религия и большое духовное направление имеет свое определение любви. В индуизме любовь – это всегда служение: служение ученику, или Мастеру, или Учению. Для христианина любовь – это самопожертвование, это смерть во имя кого-то, это смерть Христа на кресте во имя спасения человечества. В иудаизме это прежде всего любовь к Богу; для исламских суфиев это безусловная любовь к шейху и к Богу. Но везде вы встречаетесь с этой направленностью любви на других. И любовь к другим – это не данность, любовь к другим нужно практиковать, она требует усилий.


Любовь, в которой другой человек не отличается от нас самих

В нашем обществе любовь и сексуальность, как правило, смешиваются. Существует любовь к детям, но это, естественно, несколько иное. Нам не знакома любовь к индусам, к истинным христианам, или к евреям, или к суфиям. Что же касается любви к Богу, об этом больше не говорят, или говорят очень редко, мы обычно говорим о любви к себе.

Когда вы начинаете осознавать, что такое Путь, вы вместе с этим начинаете понимать, что лучший способ реализовать даже свой эгоизм – а другими словами, любовь к самому себе – это служение. Потому что служение очень склонно к метаморфозам, и от любви к себе оно мало-помалу ведет к объективной Любви, в которой уже больше нет различий между вами и другим человеком.

Недавно я рассказывал кому-то короткую суфийскую историю, в которой ученик возвращается к своему возлюбленному мастеру и стучится в его дверь. Мастер за дверью спрашивает: «Кто там?», и ученик радостно отвечает: «Это я». Мастер говорит: «Меня нет, уходи». Ученик уходит и возвращается на следующий день. Он снова стучится в дверь. Мастер спрашивает: «Кто там?» «Это я», – говорит ученик. «Уходи», – снова отвечает мастер. На третий день ученик возвращается и стучится в дверь чуть сильнее, и повторяется то же самое. Через несколько дней он возвращается снова и очень тихо стучится в дверь, он почти гладит ее. Мастер спрашивает: «Кто там?» Ученик отвечает: «Ты». И дверь открывается. Вот что такое Любовь для суфия.