История. Откуда ноги брейк данса растут
Зарождение и распространение в США
Брейк данс или брейкинг или бибоинг – это уличный танец, часть хип-хоп культуры. Он начал распространяться по миру с юга Бронкса (район в Нью-Йорке) в конце 60-х годов. Началом распространения хип-хопа в общественность считается 1969 г., Южный Бронкс. Достоверно точных данных нет, хип-хоп вырисовывался постепенно, а не возник в одночасье со всеми своими принципами и идеями. Но были запомнившиеся личности, чья деятельность закладывала основы хип-хопа.
Один из родоначальников хип-хопа, Dj Kool Herc, утверждает, что слово breaking происходит от break (дословно «пауза»), так как танцоры выходили в музыкальные проигрыши во время песен – паузы. Этот самый Kool Herc и начал называть таких танцоров словом «b-boy». Кул приехал в Бронкс с Ямайки и привёз тамошние уличные традиции на благодатную почву неспокойного района Нью-Йорка. Проводя подпольные вечеринки для бедного населения, проживающего в гетто, Кул Херк, дал им почувствовать музыку и возможность двигаться с ней к светлому будущему. Для самовыражения танцоров через движения, Кул Херк, придумал зацикливать инструментальные проигрыши песен и играл их несколько минут, в которые танцоры образовывали круг и танцевали брейк. У этих танцоров не было информации, не было примеров, не было учителей. Их объединял ритм музыки. Они экспериментировали в кругу и писали первые страницы истории брейкинга.
Это был синтез движений из разных культур, поэтому брейк данс это синтетический танец. В те времена в брейкинге ещё не было таких зрелищных силовых элементов как сегодня, для power-move ещё не была подготовлена почва.
В 1972 году, набравшись опыта, и отточив в кругах мастерство, танцоры уже объединялись в коллективы, стали подчёркивать свой стиль, одежду, музыку. В Бронксе и Гарлеме такие танцевальные команды плясали каждая на своей территории. Вобщем, поняли существа, что из общей массы надо подниматься, слава и признание на всех подряд с неба не свалятся. Первые команды: The Nigga Twins, The Zulu Kings, The Seven Deadly Sinners, Shanghai Brothers, The Bronx Boys, Rockwell Association.
Первые бибои: Spy (Crazy Commandos), Robbie Rob и Beaver (Zulu Kings), Vinnie, Off (Salsoul), Willie Wil, Lil’ Carlos (Rockwell Association), Shorty (Crazy Commandos), James Bond, Larry Lar, Charlie Rock (KC Crew), Walter (Master Plan) и др.
В 1973—74 DJ Afrika Bambaataa (Кевин Донован, «The Godfather», «Amen Ra of Hip Hop Kulture») создаёт полурелигиозную организацию «Zulu Nation» и команду брейкеров «Zulu Kings». С этого момента появляется понятие «хип-хоп» и формируется его идеология как движение, культивирующее уличные искусства – брейкинг, рэп, граффити – для отвлечения молодёжи от агрессии, наркотиков и преступности.
Впервые танец широкая публика увидела на концертах Джеймса Брауна в 1973 году. Сам же термин «брейкданс» создали журналисты, чтобы понятнее обозначить суть дела. Также и внутри хип-хопа для чёткой идентификации стали использовать термин «b-boying» от слова b-boy, сокращение от break-boy. Впрочем, один их мудрецов брейка, Crazy Legs, говорит, что слово b-boy происходит от bronx-boy, подчёркивая район зарождения брейк данса.
В 1975 году Кул Херк подключил микрофон на вечеринке в клубе «Hevalo» и начал говорить с танцорами во время кругов. Это называлось «emceeing» (англ. emcee – ведущий, конферансье). О подобных же рэпу состязаниях среди афро-американцеев описаны обрывочные сведения в 1930-е годы в Гарлеме и Южном Бронксе.
В 1976 году Африка Бамбаатаа начинает делать миксы и скоро появляется «Trans – Europe Express». Возникает новый музыкальный стиль – электро-фанк. В этом же году диджеи Grandmaster Flash и Grand Wizard Theodore изобретают скрэтч. Grandmaster Flash придумывает способ автоматически зацикливать треки. Это открыло огромные возможности для танцоров, и выдвинуло брейкинг на авансцену. Тем же летом Grandmaster Flash и Кул Херк открывают практику «опен-эйров», танцев на открытом воздухе.
В 1979 году песня The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» стала первым коммерческим хитом попавшим в Топ-40.
В 1980 году газета «New York Post» впервые опубликовала фотографию танцующих би-боев. На радио стали появляться хип-хоп передачи, танцоров брейк данса часто стали показывать по телевизору.
В 1981 году Майкл Джексон исполнил на сцене знаменитую «лунную Дорожку» (glide).
В 1980-х гг. в Нью-Йорке появились такие команды как Rock Steady Crew, NYC Breakers, Dynamic Rockers, United States Breakers, Crazy Breakers, Floor Lords, Floor Masters, Incredible Breakers и др. Битвы RSC и NYC Breakers дали толчок к массовому развитию брейкинга.
В 1982 был снят фильм Beat Street. Один за другим в 1983 году вышли фильмы «Wild Style», «Style Wars», «Beat Street», «Graffiti Rock». Тогда же Малькольм Макларен выпускает первый хип-хоп клип «Buffalo Gals» с участием Rock steady Crew. Найдите и послушайте его.
В 1984 году 46 бибоев выступают в гала-концерте балетного театра Сан-Франциско. В том же году 100 бибоев выступают на закрытии Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (найдите на youtube видео этой церемонии). Rock Steady Crew выступают с постановками по всему миру. Для того времени это был удивительный уровень демонстрации способностей тела. BBC выпускает культовый фильм «A hip-hop history».
В 1986 году «Run DMC» записывают c Aerosmith их песню «Walk This Way», эта версия поднимается на вершину чартов. Альбом «Raising Hell» продается миллионами копий,
журнал «Rolling Stone» помещает «Run DMC» на обложку. Появляется направление рэп-рок.
В 1987 году брейк данс перестал возбуждать интерес людей и СМИ. Остались только немногие продолжатели движения, они серьёзно тренировались и именно они вывели брейк данс на новый уровень качества танца. Мировые турне RSC в начале 1980-х посеяли свои семена, и теперь эти семена мало-помалу прорастали. В Германии поднимался уровень. Там тренировался и заряжал себя Storm, заслуженно ознаменитившийся на весь мир. Storm начал в 1983 году в немецкой команде «Battle Squad». Сейчас он больше танцует funkstyles, часто судит чемпионаты по брейк дансу.
Вот несколько имён, как тех времён, так и современных танцоров:
Prince Ken Swift (aka «the epitome of a b-boy», RSC/VII Gems),
Frosty Freeze (aka «The Freeze To Please»),
Crazy Legs (RSC),
Mr. Wiggles (RSC/Electric Boogaloos),
Alien Ness (Mighty Zulu Kings),
Kamel (Boogie Brats),
Megas (aka Vengence, основатель Boogie Brats),
Storm (Battle Squad),
Swift Rock (Battle Squad),
Nico (Throwdown),
Beta Rawk (Ground Zero Crew),
Bebe (Ground Zero Crew),
Gabin Nuissier (Aktuel Force),
King Uprock (Dynasty Rockers),
Maurizio (aka Next 1, RSC/VII Gems),
Poe One (RSC/Style Elements/Mighty Zulu Kings),
Easy Rock,
Baek (Baek Myung Hoon),
Hong 10,
Lilou,
Mouse,
Neguin,
Ronnie,
The End и др.
Команды: Flying Steps, Expression crew (распалась на Drifterz и Maximum crew), Gamblerz.
Тогда же в 1980-х зарождается танец House dance (хаус) в закрытых клубах Чикаго и Нью-Йорка. Это произошло благодаря взаимодействию диджеев и танцоров, которые стремились оставить свой неизгладимый след в современной культуре. Эти годы считаются началом эры Хаус-Дэнс. Хаус-Дэнс возник в результате смешения множества элементов различных стилей: брейк-данса, хип-хопа, рагги, степа, латины. House – это прежде всего контроль над телом и энергией, которая в танце либо сдерживается, либо выпускается взрывной волной. House в наши дни – это фееричный «сплав» неуловимо быстрой техники работы ног (напоминает чечетку, степ и шаги латины) и плавных, расслабленных движений головы и корпуса.
Российский брейкинг
В нашей стране и на территории СНГ, с середины 1980-х аж вплоть до середины 2000-х годов встречалось простое деление брейкинга на «нижний» и «верхний». Как увидели, так и обозвали. Так из-за отсутствия достоверной информации на территории СНГ почти 2 десятилетия развивался не существовавший нигде более «верхний брейк». Нигде в мире его не было, а у нас был! В действительности же, то, что у нас было верхним брейком, является несколькими стилями, берущими начало не на Восточном побережье США, а на Западном, в Лос-Анджелесе, Калифорния. Это поппинг, локинг и электрик бугалу. Локинг придумал «мудрец» по имени Дон «Campbellock» Кемпбелл и активно развивал его со своей командой The Lockers, выступал со многими известными исполнителями в то время. Стили электрик бугалу и поппинг были созданы другим «мудрецом» – Сэмом «Boogaloo Sam» Саломоном и продвигались его командой «Electric Boogaloos» (основана в 1977 г.). Но мы не будем говорить об этих стилях – о них вы найдёте информацию сами. Сосредоточимся именно на Брейкинге. Нижний брейкинг – понятие фальшивое, как и «верхний». Правильнее его называть просто Breaking – в котором сочетаются и развиваются множество элементов. Для брейкинга характерна хорошая физическая подготовка и силовая база танцора. Поэтому в наше время, когда пробелы с информацией устранены, то умерли и понятия верхний и нижний брейкинг – теперь мы говорим «funkstyles» и «breaking».
В СССР брейк данс развивался волнами. В основном информация пришла в Прибалтику, Ленинград и Москву.
Первая волна – 1980-е годы
Сквозь железный занавес просачивались видеокассеты с фильмами Breakin’ и Breakin’ 2 – Electric Boogaloo. Пионером брейк данса стал джазовый ансамбль «Арсенал» (руководитель Алексей Козлов). Первые команды: «Меркурий» (руководитель Константин Михайлов), «Магический круг» (будущие B-People). Личности: Андрей «Колючий», Олег «Баскет», Дима «Краб», «Клёпа», Анна Колопова, Вадим «Крыс».
В 1986 г. в Паланге прошёл первый фестиваль «Папуга-86».
В сентябре 1986 года братья Мерзликины осваивают брейк данс и за короткое время становятся одними из лучших в Санкт-Петербурге и участвуют во многих чемпионатах того времени.
В 1987 г. прошли фестивали, преимущественно в Прибалтике: Вильнюс, Витебск, Черноголовка, Рига, Таллин, Паланга.
Выходят фильмы Диск-жокей, Женский клуб, Танцы на крыше, Гремучая дюжина, С роботами не шутят.
К 1989 году интерес к брейк дансу упал.
В 1989 г. Мерзликины работают как профессиональные танцоры с группой «Чёрное и белое». В 1990 дали тур по Франции. Но из-за жадности солистов танцевальная группа уходит и «Чёрное и белое» прекращает своё существование.
Танцевальная часть из 5 человек – братья Мерзликины, Хром, Сушёный, Мелкий были приглашены в коллектив «Мальчишник». За 4 дня ребята сделали лучшее танцевальное шоу того времени и выступили в программе «МузОбоз», после чего «Мальчишник» стала ведущей группой того времени.
Вторая волна началась в 1992—1994 годах
На Арбате танцуют B-People и Меркурий, на ВВЦ – Hot Dogs, в Сокольниках – Beat Point. В Москве появляются первые танцевальные школы.
В 1994 году образовался коллектив «Jam Style crew» (братья Мерзликины и Константин Masta B.K. Бредис). Они уехали танцевать в Берлин на 3 месяца, где познакомились с «Flying steps», и другими командами, и, конечно, со знаменитым танцором Storm. Этот опыт и новый уровень танца был привезён в Санкт-Петербург и брейкинг получил новую информацию для развития.
В 1995 году образовалась команда «Da Boogie crew». Команда сотрудничала с Dj Грувом, танцуя на его выступлениях на различных вечеринках. Помимо брейкинга команда развивается в граффити. Оформляет задники для видеоклипов известных исполнителей Натальи Гулькиной (клип «Танцующий город») и Валерия Меладзе (клип «Девочка из высшего общества»).
Весна 1997 года. В Москве проходит фестиваль «Экстрим-97», на который приезжает известная немецкая команда Flying Steps. Но дальше снова популярность брейк данса падает.
Личности: Лена Матьянова «Мотя» (B.People)
Третья волна – лето 1998 года
Начинается третья волна. Cамая мощная, которая продолжается и сейчас. Выделяются такие команды, как «Jam Style», «Da Boogie Crew», B-People. Da Boogie снимают клип «Вы хотели пати», который берут в ротацию на только что появившийся в России канал MTV. Брейк появляется в клипах и на концертах Дельфина и других исполнителей. Da Boogie занялись ещё и диджеингом, и сделали собственное радиошоу «Freestyle» на радио «Станция 106.8 FM» (в последствии «Динамит FM»). Ребята принимают участие в международных чемпионатах Battle Of The Year, East Side Battle. Но, бесспорно, популярность ребятам принёс клип «Вы хотели Party?». Da Boogie становятся ведущей командой хип-хопа в нашей стране. На волне успеха, Да Буги несколько лет вели рубрики в программах «До 16-ти и старше» (на ОРТ, теперь Первый канал) и в программе «Башня» (РТР). Большинство танцоров 2000-х увлеклись брейк дансом, когда увидели Да Бугов по телевизору.
Тем временем Да Буги сделали авторский проект о хип-хопе на канале Югра. В 2005-м участвовали вместе с труппой Большого Театра в постановке балета «Дон Кихот», посвященного 80-летнему юбилею Майи Плисецкой, на сцене кремлёвского Дворца. Долгосрочно сотрудничали с фестивалем «Сникерс Урбания». В настоящее время костяк Да Буги Крю: Дмитрий Генералов (Гормон), Кирилл Попов (Топор), Алексей Чернов (Матрас), Сергей Боков (БочРок).
Сегодня брейк данс на высоком уровне. Известные команды: All the most, BMT, Back2school, Mafia 13, Illusion of Exist, O.B.C., Predatorz, Top 9, Funk Fanatix и др.
В 2008-м команда «Top 9» победила в самом престижном чемпионате мира – BOTY в Брауншвейге в Германии, и стала первой командой из России, выигравшей этот чемпионат. Команда заняла первое место в командных баттлах, и первое место в номинации шоу.
18 октября 2014 команда «Predatorz» победила на BOTY, заняв первое место в командных баттлах.
В 2015—2016, сейчас Россия активна и признана на мировой сцене, как, впрочем, и многие другие страны. На сегодняшний день в России много танцоров высокого уровня и с уникальным стилем, которые усердными тренировками и работой над собой вывели русский брейк данс на мировой уровень.
***
Есть коммерческая поддержка и интерес у зрителей. Но в целом о хип-хопе как едином движении, каким он создавался изначально, уже сложно говорить. Мир развивается по рыночной модели и ценятся продукты и услуги, приносящие материальную выгоду. В этом смысле хип-хоп умер, тотально и повсеместно его идеология изменилась. Вместе с тем именно брейкинг не утрачивает свои корни, и опытные бибои культивируют и передают молодому поколению все традиции, не коверкая их. Здесь невозможно подменять понятия и принципы, потому что всё на лицо – не получится низким уровнем танца превзойти высокий. Брейкинг сам себя лечит. Но опять же, непонятно как может повернуться ситуация, если спонсоры и массы перестанут проявлять интерес к этому танцу. Мы знаем, что и самые могущественные цивилизации прекращали своё существование. Думаю, сила брейкинга в неустанной творческой энергии, во внутреннем потенциале танцора и его воле усерно работать над своим развитием, в способности постоянно меняться, в преемственности. Сейчас брейкинг ставит высокую планку для танцоров, и пробиться в топовый уровень способны те, кто может всецело посвящать себя танцу, кто тренируется с умом и целеустремлённо. Пока мы видим, что этот лишённый правил и стандартов способ выражать и поражать людей ловкостью тел, вызывает яркие отклики в их душах, вдохновляет и побуждает на новые открытия. Движение – это жизнь, и пока в брейкинге будет движение, он будет и жить.