Онтология праксиологии
Ни одна теория не выдержит серьёзной научной критики при условии, если она не сможет выявить общий признак для исследуемого явления. В теории о субъектах общественных отношений есть ключевые значения – все субъекты отношений, за исключением личности, имеют признак «ограниченности» в пространстве. Человек, личность (когда он состоит в отношениях), сам формирует пространство отношений. Все остальные субъекты (партии, землячества, классы, прочие) – исторически ограниченные, временные явления. И второе: все субъекты отношений по своей форме и сущности представляют собой ту или иную форму объединения личностей. Личность не разговаривала никогда с памятником или зданием института, также не заговорит и не будет общаться с «искусственным интеллектом», она будет в различной степени успешности пользоваться им. Нет никаких разногласий и с верованиями. Человек обращается к Богу как человек. Как личность, он общается с религиозными институтами, помогающими совершать религиозные обряды и познавать культуру сообщества.
Чтобы понять отношение праксиологии к возникновению и функционированию данных субъектов, считаем необходимым кратко обратиться к онтологии предмета и методам исследований. Итак, краткое необходимое отвлечение от процесса изучения субъектов общественных отношений. Возможно, читателю с точки зрения сетевой онтологии покажется естественным в исследовании просто произвести описание деятельности субъектов общественных отношений, но…
Законы праксиологии априори. Праксиология выдвигает и рассматривает гипотезы, подтверждает их в опыте. Праксиология оперирует к реальности и результатом исследований видит определение зависимостей в деятельности субъектов на основе законов, что и является коренным отличием, признаком данной науки. Легче всего обвинить представителей праксиологии в прагматизме, в сознательном «обеднении» предмета исследования, однако в реальном научном поиске только подобный жесткий подход обеспечивает реальные конечные результаты.
Праксиология раскрывает законы социальной жизни. Праксиология по большому счёту представляет собой некую научную систему законов и закономерностей гуманитарной деятельности субъектов общественных отношений. Праксиология не входит в противоречия с другими гуманитарными науками, направлениями гуманитарных исследований, не претендует на абсолютную истину и в то же время объективно выступает научно-методологической базой для гуманитарных наук. Однако не следует отождествлять либо проводить аналогии праксиологии с научным направлением «философия науки».
Праксиология: зарождение и основные этапы развития
Вне всякого сомнения, правомочно «начинать отсчёт» с теории «Эволюции общественных отношений» Герберта Спенсера. К этим трудам нельзя подходить легковесно, потому что «постановочных» вопросов в них столько, что служителям науки предстоит «трудиться ещё многие десятилетия» (возможно – и столетия) над их разрешением.
Далее. Марксизм. Поэт Герман Фрейлиграт подарил молодому Карлу Марксу книгу «Логика» Гегеля, доставшуюся ему в наследство с другими вещами в парижской квартире от Михаила Бакунина, и это рядовое событие сказалось в дальнейшем на истории всего человечества. Гений Карла Маркса требовал объяснения и построения логики общественного развития. Его политическая деятельность также требовала научного объяснения происходящих событий. Когда читаешь труды Карла Маркса, видишь, как разрывается он в своих внутренних противоречиях. Сформулированы диалектический и исторический материализм, теория прибавочной стоимости и политические выводы о «диктатуре пролетариата», а «внутреннего удовлетворения» у Маркса нет (подобное состояние характеризует не только Маркса, но и многих других исследователей).
Карл Маркс теряет самообладание от уязвлённого самолюбия, когда видит успехи своего бывшего соратника Фридриха Лассаля в нереволюционных методах снятия социальных противоречий, когда ненавистный ему революционер-практик Михаил Бакунин просто высмеивает теорию «диктатуры пролетариата». Значительный период своей жизни Карл Маркс посвятил борьбе с панславизмом и лично с Михаилом Бакуниным (он даже в серьёзном возрасте приступил к изучению русского языка, чтобы почитать «анархиста» в оригинале).
Марксизм как научная теория демонстрирует принципы и методы анализа общественных отношений в самой сложной области (пространстве) – экономической и добивается в этом выдающихся результатов. Но марксизм – политизированная научная теория (инструкция по добыче политической власти). Таким образом, марксизм, предлагая истинные принципы и методы исследования общественных отношений, не вскрывает истинных законов общественного развития, хотя отдельные «горячие головы» стремились преподнести марксизм как идеологию в противовес вере и религии.
На мой взгляд, принципиальное значение в появлении будущей праксиологии имели работы Фридриха Ницше. Как это ни удивительно, он жил и творил в одно время с Гербертом Спенсером, Карлом Марксом и был знаком с их работами. Он никогда не отрицал, что на его взгляды оказали влияние идеи Льва Толстого и Фёдора Достоевского. Его общение с русской интеллигенткой Луизой Саломе, в дальнейшем учёной и исследователем, перевернули его внутренний мир. Именно Фридрих Ницше первым из философов заговорил о возможности существования иных пространств, кроме изученных нами, в которых осуществляется человеческая деятельность и происходят общественные отношения. Чего стоит один только заголовок «По ту сторону Добра и Зла». Получается, что кроме «пространства добро—зло» существуют другие? Что это за пространства? Каковы их признаки и структуры?
Фридрих Ницше не вступает в спор с другими учёными, он просто рассуждает. И в своих рассуждениях он «не такой как все». Он привносит совершенно иную философию, и она, философия, подвластна человеческому разуму и воле. Фридрих Ницше заставляет своего читателя размышлять, почему человеческое общество перешло от почитания следования Добру к почитанию Персоны в своих наиболее распространенных религиях? Как происходит у человека выбор между ценностями, определяющими Предикат и Форму и сам процесс выбора?
Фридрих Ницше гениально демонстрирует основополагающий принцип праксиологии об оценке события «со стороны». Фактически так написана работа «Так говорил Заратустра» и продемонстрирован этот приём относительно разнообразных областей человеческой деятельности. Потом эту научную мысль подхватили и развили в своих работах:
• Христиан Эренфельс: «Теория Гештальт качество (целостность восприятия)»;
• Лёйтзен Эгберт Ян Брауэр: «Теорема „о неподвижной точке“, О снятии двойного отрицания» (математическая иллюстрация гештальт-метода);
• Альфред Тарский, 1936 г.: «Понятие арифметической истины не может быть выражено средствами самой арифметики».
И если Альфред Тарский – представитель несколько более поздней научной мысли, то появление гештальт-метода и математические иллюстрации к описанию процессов оказали соответствующее воздействие на научный поиск их современников.
Фридрих Ницше не устоял только перед одним соблазном – уподобил себя в своих исследованиях Господу Богу и позволил себе судить людей! Перед Ницше перестали существовать неизвестное, бесконечность…
Четвёртый источник – «ручейки». Надо помнить и понимать, что в это время велись весьма глубокие научные споры и обсуждения работ математика Анри Пуанкаре, поднимающего философский вопрос о мерности Пространств, лучшего продолжателя идей Леонардо Эйлера. Идеи и взгляды Леонардо Эйлера не могли уйти в небытие. Леонард Эйлер, математик, но своими научными подходами по формированию пространств, вскрытию их основных признаков и определению критериев он опередил многих философов.
Прежде, чем Альфред Эспинас первым в известных научных источниках определил праксиологию как «философию действия», состоялись высказывания целой плеяды учёных-гуманитариев по проблематике общественного развития. Среди них наиболее интересны и значимы для становления праксиологии мысли:
•Макса Вебера – с идеей «субъектов в общественных отношениях»;
•Фридриха фон Визера – «система ценностных ориентиров»;
•Ойгена фон Бём-Баверка – «теория ценностей»;
•Гюстава Лебона – с его вульгарной теорией «бессознательного в общественных отношениях».
В это же время публикуется большое количество научных работ по «Теории права».
Достигнутый уровень научной мысли позволил Альфреду Эспинасу сформулировать самодостаточную теорию праксиологии как науки о человеческой деятельности. В стремлении разработать общую теорию деятельности Альфред Эспинас исходил из того, что достаточно рассмотреть историю развития человеческого общества, прежде всего ремесел и технических приемов. В этом исследовании придётся иметь дело с двумя общими теориями – Технологией (с большой буквы) и праксиологией (от греч. praxis – дело, деятельность, действие, и logos – наука). В понятие «праксиология» Альфред Эспинас вкладывал значение гуманитарной, общественной науки: «философия знания имела своих историков», между тем как «история философии действия» ещё не написана. Лично я связываю день рождения Альфреда Эспиноса (23 мая 1844 года) с датой рождения ПРАКСИОЛОГИИ.
Фактически можно говорить о первом этапе становления праксиологии как науки. Однако именно в это время появилось и её ответвление (может, просто два направления приобрели самостоятельное развитие), которое в будущем принесло многочисленные неточности в разработке теории праксиологии. Речь идёт о работах Евгения Слуцкого («Теория предельной полезности») и более ранней теории Кароля Адомацкого («Теория оптимизации человеческой деятельности»).
Проблематика оптимизации деятельности – исключительно «выигрышная» для современников исследователя, поэтому на эту тему опубликовано многое, и в научной среде стало закрепляться мнение о праксиологии как о науке об оптимизации деятельности. Эта глубоко ошибочная мысль имеет место и подтверждение и в современных нам российских научных изданиях. Закрепление данной ошибочной мысли произошло совсем недавно (середина прошлого столетия) в работах Тадеуша Котарбиньского, который осуществил «ревизию праксиологии с марксистских позиций». (Если внимательно познакомитесь с его работами, увидите обычную уловку «коммунистического чиновника»: закрепиться в теме, неся угодные власти мысли и обеспечивая себе посты и должности.)
Параллельно процессу становления праксиологии шёл и продолжает существовать процесс развития эзотерики. Эзотерические спекуляции на стыках теорий о пространствах, теорий о бессознательном в поведении человека с примерами наблюдений общественных отношений будут продолжаться и далее – это цена научного поиска.
Второй этап развития праксиологии правомочно связать с формулированием её основных идей. Основная заслуга в этом процессе принадлежит Людвигу фон Мизесу.
Именно он сформулировал основные постулаты:
1.Праксиология – наука о человеческой деятельности.
2.Законы праксиологии – априори, их нельзя вывести из опыта и наблюдений.
Людвиг фон Мизес исследовал с точки зрения праксиологии экономическую сторону общественных отношений. Его основной труд «Человеческая деятельность: трактат по экономической теории» положил начало «Австрийской экономической школе», весьма популярной и поныне. К идеям Людвига фон Мизеса и сегодня обращается научная мысль. В период его научных поисков параллельно происходили процессы, которые оказывали очень сильное влияние на его взгляды.
Один из них – бурное развитие капитализма в Европе и революционных противостояний – в национальных государствах. В Европе боролись несколько направлений политических взглядов: марксистское (с идеей гегемонии пролетариата и неизбежности революций), лассальянство (с идеями «социального договора» и активизацией профсоюзной деятельности и всеобщего избирательного права), реакционные взгляды монархистов и другие, менее выраженные. Они давали обильную пищу для размышлений о наличии и действии законов общественного развития. К периоду его творческой зрелости и формирования взглядов появились национал-социалистические, социалистические государственные уклады и либерально-демократический вариант в США.
Людвиг фон Мизес, вне всякого сомнения, величайший мыслитель, основоположник праксиологии в её истинном, классическом понимании. Жена и научные последователи с благодарностью открыли в его честь научный институт его имени в 1982 году.
Важно отметить, что в период творчества Людвига фон Мизеса в научном мире происходит ряд кардинальных, судьбоносных событий и открытий. К их числу мне хотелось бы отнести работы Буркхарда Хайма о «многомерности пространств» (философское осмысление), мысли Петра Шихирева о «взаимозависимости субъектов общественных отношений», идеи и взгляды Ротбарда Мюррея об «анархо-капитализме», Барнара Честера – о «Теории власти» (взаимозависимости субъектов отношений), «гуманистическую психологию» Абрахама Маслоу, Роберта Солсо с «теорией бессознательного», прорывными открытиями в области когнитивной нейропсихологии (памяти), генетики (наследственность) и многое другое.
Другие процессы – это взрывной характер развития наук. В психологии – Зигмунд Фрейд, Эрнст Брюкке, Теодор Мейнерт, Йозеф Брейер, Фергюсон. В когнитивной нейропсихологии появились работы Александра Лурия. Бурно развивается социология.
Третий, настоящий этап характеризуется выраженной потребностью систематизации знаний в области праксиологии и формулированием её положений. Объективно сформировалась ситуация, требующая решения – появления «праксиологической таблицы взаимозависимостей», ответа на формы и характер логических связей между субъектами отношений.
Сегодня целый ряд положений праксиологии в силу ряда причин преподносится как разработки социальной психологии и социологии. Уже сейчас прошли апробацию ряд гипотез и сформулированы механизмы воздействия на сознание и поведение человека.
К числу свершившегося можно отнести:
•определение объекта исследований праксиологии – человеческая деятельность;
•предмет исследований – общественные отношения;
•сформулированы подходы для определения «Теории праксиологического поля»;
•определены категории субъектов общественных отношений с их признаками, структурой и т.д.;
•назван ряд законов праксиологии;
•создана методология праксиологического анализа как система «опосредованных показателей», что позволяет определять и классифицировать оценочные суждения и системы ценностей.
Научный мир стоит на пороге этапа, когда будет сформулирована общая теория пространств, что позволит в дальнейшем понять законы гуманитарной деятельности во взаимосвязи и во всем многообразии жизненного пространства.
Понятно стремление отдельных представителей политических течений и власти использовать данные наработки в области управления поведением. В частности, в США в Академии ВВС в научном центре ведутся исследования под эгидой «психологических операций», хотя в подавляющем большинстве рассматривается тематика праксиологии.
Сегодня преобладает военно-прикладная тематика в исследованиях. Следует отметить огромную гуманитарную значимость праксиологии. Именно наработки этой науки позволяют осуществлять защиту личности от нежелательного воздействия со стороны, будь это политическое, маркетинговое или иное целеполагание.
«Шутки» истории
Весьма злую шутку в истории развития праксиологии сыграл польский учёный, философ Тадеуш Котарбиньский. С одной стороны, мы благодарны ему за поднятую проблему и, фактически, продолжение научных поисков в данном направлении. С другой стороны, эти поиски на долгие годы завели праксиологию в несвойственное ей поле деятельности прикладных социологических наук.
Изучая его работу «Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук», невозможно избавиться от мысли, насколько сильно марксистские взгляды «вещного» характера социальных процессов проникли в его идеи31. Сущность праксиологии свели к изучению методик действий или их совокупности, формам организации труда, его специализации и подобному. Фактически это вульгарное толкование идей Альфреда Эспинаса32. Этими же ошибочными идеями оказались поражены и многие российские учёные, выхолостив социальную сущность в праксиологии как общественной дисциплине. Данный подход проник и в энциклопедические издания.
Тадеуш Котарбиньский к моменту своих высказываний о праксиологии был прекрасно осведомлён о важнейшей работе Людвига фон Мизеса «Человеческая деятельность: трактат по экономической теории», которая на десятилетие ранее увидела свет и получила популярность33. Так, подмена предмета исследования в праксиологии привела к годам малоактивного и искажённого её развития.
С другой стороны, можно разделять мнение учёных, что праксиология разделилась на два самостоятельных направления:
•праксиология как наука о деятельности, общественных отношениях;
•праксиология как наука о формах специализации физиологии труда.
По мнению автора, это разделение на два направления не выдерживает критики. Праксиология – это наука о деятельности, о законах и закономерностях развития человеческих отношений.
Теория праксиологического поля
Совершенно обособленно стоит научная проблема определения «осмысленности» человеческой деятельности вообще. Раскрывая законы праксиологии (для нас они однозначно априори), мы не даем ответа на вопрос о том, как сами они возникли, эти законы. Роль «Творца, Высшего разума» или дарвиновская теория эволюции? Мы признаём постепенный эволюционный характер развития общественных отношений, но не вскрываем их первопричину. Скорее – это разноплановые темы, и они связаны с теориями о происхождении самой «генетической информации», в последующем «инструкцией» по формированию бессознательного.
По мнению автора, эта научная проблема лежит вне объекта и предмета исследований праксиологии. С другой стороны, автор понимает, что невозможно приступить к построению «теории пространств», если мы не уясним для себя основные принципы и подходы в объяснении природы возникновения законов праксиологии. Сами законы праксиологии не существуют сами по себе. Между ними имеется связь, они действуют в определённой последовательности и предопределяют друг друга.
Насколько законы праксиологии сопряжены с законами возникновения жизни? Каково правило применения законов и кто его определяет? Многие другие вопросы позволяют нам осознать, что праксиология – это только одна из областей мироздания, сопряженная законами и логикой с многочисленными другими.
Исходя из этих позиций, автор осуществляет исследование законов праксиологии. Итак, исходим из того, что ум – это умение вскрыть взаимозависимость!
Очень многие исследователи склоняют своих читателей к мысли, что любые общественные отношения – это всегда «работа в паре». Даже Людвиг фон Мизес придерживался подобной точки зрения. Однако – как относиться к межгосударственным отношениям, которые, вне всякого сомнения, влияют на нормы во взаимозависимостях конкретных личностей своими проявлениями в повседневной жизни? Как оценивать межэтнические отношения, отношения между семьями? Для ответа на эти вопросы праксиология исследует «теорию пространств», как условлено называть теорию праксиологического поля.
Теория праксиологического поля раскрывает признаки возникновения и функционирования субъектов общественных отношений в форме социальных объединений. Обратимся к мнению социологов. Социология довольно подробно исследовала данную проблему. Сложилось несколько основных научных подходов, которые в свою очередь имеют и общие положения. К числу устоявшегося мнения можно отнести суждения социологии о социальной группе (объединении) – как об «объединении людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами».
Праксиология принимает следующую классификацию признаков субъектов отношений (табл. №2 в текстовой форме):
Форма субъекта (личность, семья).
Родовые признаки обусловлены естественными законами воспроизводства жизни.
Видовые признаки для:
личности – носитель устойчивых социально-значимых черт и бессознательного, персонализм которой проявляется в наличии и и особенностях воли, разума и чувств;
семьи – является объединением взаимозависимых людей по формированию социума, обеспечивающего достижение смысла жизни.
Форма субъекта (группа, общность, толпа).
Родовые признаки обусловлены необходимостью совместного процессуального действия.
Видовые признаки для:
групп объединения личностей – объединений личностей в силу общности интересов, необходимости совместной деятельности;
общностей – носителей идентичных физиологических, индивидуально-бессознательных особенностей;
толпы – временного объединения людей в едином процессе переживания эмоций и чувств.
Форма субъекта (государство).
Родовым признаком является – необходимость воссоздания социума.
Видовым признаком выступает – что данная форма субъекта является носителем и исполнителем регулятивный функции в общественных отношениях.
Неформальные формы (друг, компания…).
Родовым признаком выступает бессознательное.
Видовые признаки фактически не изучены. Ими могут выступать предрасположенность, влечение, дружба и прочие.
Напомним положение праксиологии о пространствах: пространство – не только как место, в котором происходит и возможно перемещение событий одно подле другого и одно после другого, но и как территория, на которую распространяются законы (априори) проявления взаимозависимостей.
Обратимся к таблице 2. Праксиология классифицирует признаки субъектов общественных отношений, которые во взаимозависимостях образуют социальные пространства как родовые и видовые.
В праксиологии эти пространства – социальные. Вторая часть нашей книги «Праксиология. Основы теории. Субъекты отношений.» полностью посвящена изучению форм субъектов общественных отношений. В настоящий момент остановимся только на перечислении основных признаков субъектов, лежащих в основе классификации социальных пространств.
Далее мы будем исследовать субъект общественных отношений – личность. Мы определим основные отличия данного субъекта общественных отношений от всех других субъектов отношений. Естественно, что личность одновременно может (и реально находится) во взаимозависимостях в нескольких пространствах. Вопрос интенсивности, значимости данных взаимозависимостей и их приоритета – отдельное направление исследований (прежде всего – социологии).
Если мы говорим об объединениях личностей в группы и общности, то точно так же логично, что степень взаимозависимости и вовлечение различных субъектов в отношения различна. Таким образом, одной из характеристик формируемых социальных групп служит то, что их участники входят в объединения с различной степенью значимости взаимозависимостей для них (личность—объединение).
В праксиологии принято считать сформированную социальную группу – субъектом отношений, а пространство, в котором распространяется его деятельность (действуют взаимозависимости), – праксиологическим полем.
Данное теоретическое рассуждение имеет весьма весомое практическое значение. Можно привести массу примеров: в бизнесе – это формирование целевой группы потребителей товара; в информационных противоборствах – это формирование (вычленение) объекта воздействия; в управлении поведением целевых групп – это утверждение дифференцированной системы норм с целью управления статусами личностей (градации заключенных в местах отбывания наказания, прочее).
Подобную логическую задачу решил Леонардо Эйлер в математике (знаменитые «круги Леонардо Эйлера»). Убеждён, данная графическая форма позволяет иллюстрировать и нахождение конкретной личности (личностей) одновременно в нескольких пространствах.
Праксиология утверждает, что для личности смысл жизни на протяжении жизни и в зависимости от объективной реальности может изменяться. Целевые установки смысла жизни трансформируются не только с возрастом, но и в связи с социальным положением, состоянием, пережитыми чувствами (опытом). Соответственно, для личности значимость её статуса в конкретных пространствах претерпевает изменения.
Люди старших возрастных групп могут рассказать много интересного о том, как менялись их ценностные ориентиры и мотивации в зависимости от возраста. Когда мнение друзей в юности превалировало над наставлениями старших. Когда долг перед Родиной был выше инстинкта самосохранения. Когда ценности семейной жизни вытесняли сугубо личные пристрастия и увлечения.
Контрольные вопросы:
1. Расскажите о теории «праксиологического поля».
2. Какие отличительные признаки субъектов общественных отношений вы знаете и как можете их классифицировать?
3. Приведите примеры использования законов и закономерностей функционирования общественных отношений в конкретном праксиологическом поле на примере бизнеса.
Отшельник
Праксиология изучает общественные отношения во всем их многообразии. Было бы ошибочным оставить без внимания такое явление в деятельности людей, как отшельничество. Владимир Даль даёт отшельничеству следующее определение: «м. -ница ж. живущий в уединении, отдельно от жилого или населенного места, сам по себе, ради спасения души; пустынник, пустынножитель, удалившийся от суетного мира в пустыню».
Обращает на себя внимание главный признак – стремление изолировать себя от отношений с другими личностями. Данное явление происходит как из бессознательного (стремления восстановить способности личности к последующей деятельности), так и из разумного. Есть, конечно, и третий вариант – вынужденная изоляция от общества.
В праксиологии отшельник – индивид (личность), находящийся вне общественных отношений. Понятие отшельник распространяется на личности, ранее познавшие и участвовавшие в общественной жизни.
Давно доказан факт необходимости побыть каждой Личности хоть какое-то время вне общественных отношений (в просторечии: побыть наедине с собой). Однако это явление не связано с отшельничеством. Оно характеризует только одну из сторон, особенность, стремление личности удовлетворить свои потребности в восстановлении своего психофизиологического состояния за счёт резкого сокращения воздействия внешних раздражителей. Примером может служить требование регламентов большинства армий различных государств о предоставлении ежесуточно «личного времени» каждому военнослужащему обязательно. Так, в десантных войсках существует правило, нарушить которое не может ни один из командиров: каждый военнослужащий имеет право на личное время после обеда и в вечернее время (побыть наедине с собой).
Интересным наблюдением является стремление личности в пограничных ситуациях остаться вне общественных отношений («Дайте мне побыть одному!») и совершенно противоположное явление – быть в гуще происходящих отношений («Я свидетель. Что случилось?»).
Личность пытается порой одновременно занять «противоположные» позиции в своей деятельности в ответ на конкретные раздражители. Самый распространённый пример: провозглашаемая отдельными людьми позиция о своей приверженности семейным ценностям и асоциальность одновременно. В лучшем случае, это непонимание смысла провозглашаемого, в худшем – раздвоение личности.
Именно с подобных оснований становятся понятными поступки монахов и «старцев», «отшельников» и других людей.
Нельзя назвать правомерным вывод об абсолютном и частичном отшельничестве. Личность, решившаяся на отшельничество, в большинстве случаев осуществляет его только в отдельных пространствах взаимозависимостей с людьми, оставляя для себя «лазейку» к возврату в мир отношений.
В интернете есть сайт отшельников.34 Не удивляйтесь. Вот выдержки из материалов сайта (орфография сохранена): «Сайт «Отшельники – жизнь в глуши» изначально создавался для того чтобы собрать основную информацию про отшельников, их быте и о том как они живут без людей и сами себя обеспечивают. У меня у самого было желание стать отшельником и уйти навсегда куда-нибудь подальше, чтобы жить потихоньку и не видеть больше этого страшного и уродливого развития человечества, так-как бороться с цивилизацией и людьми бесполезно. По-этому сайт начинался как сайт про отшельников.
Но когда дело зашло собственно о выживании и жизни в глуши, оказалось что люди уже не приспособлены жить так, как еще жили лет 200—300 назад, по этому старые трудоемкие методы выживания уже актуальны. Уже никто не собирается живя в глухой деревне выращивать скот, самому растить и обрабатывать хлеб, содержать огород, делать себе одежду, самому добывать еду. Без магазинов сейчас все беспомощны и не готовы к таким лишениям. По этому мало людей интересуется экстремальным вариантом жизни в деревне и отшельничества.
Теперь люди хотят жить в глухой деревне, никого не видеть, но при том чтобы обязательно был интернет, магазины поблизости, дороги и прочее. По этому для такой жизни нужно много всяких штуковин и чтобы как-бы выживать. А так-же все для быта и хозяйства…»
Изучение отшельничества возможно и правомерно вести по различным основаниям. Вариант систематизации подобных исследований в праксиологии может быть представлен как матрица анализа конкретного события в деятельности личности (см. табл №3).
Отличительные признаки субъекта отношений обусловлены принадлежностью к пространствам:
Естественными законами воспроизводства жизни,
Необходимостью совместного процессуального действия,
Необходимостью воспроизводства социума,
Бессознательному.
Девиантое поведение – поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемый, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах и в определенный период их развития.
Воздержание – отказ от чего-либо в течение определенного промежутка времени или на протяжении всей жизни.
Мизантропия – неприязнь, недоверие, отчуждение, презрение или ненависть к человеку как виду, к человеческой природе или к обществу.
Праксиология не признает групповые (часто сектантские) действия как разновидность отшельничества. Признать подобное отшельничеством – это обычная подмена понятий. Отшельничество применимо исключительно к личности. Отшельничество не может быть применимо к субъектам отношений, в своей структуре, являющихся группами личностей. Таким образом, «семьи отшельников» – не более чем бытовое, произвольное употребление слова, искажение смысла. Аналогично и секты, кланы, сообщества.
Таким образом, отшельничество – это «крайняя точка» в праксиологическом поле. Личность практически никогда в ней не находится, максимум – осуществляет те или иные воздержания.
Конечно, особый интерес представляет собой изучение мизантропии. Человеконенавистничество, что только по этому поводу не говорили. И ненависть, и неприязнь конкретного индивида, личности; невосприятие женщин как полноправных членов общества; сколько было высказываний и попыток доказательств неполноценности отдельных народов… В будущем мы увидим и новые проявления подобного явления. Суть остаётся прежней: мизантропия объективно существует, а вот почему она существует вообще – это предстоит выяснить.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение отшельничеству.
2. Что такое девиантное поведение?
3. Дайте определение мизантропии и расскажите о ней.
4. Расскажите о формах воздержания в социальных отношениях.
5. Как вы понимаете сиюминутное положение личности в социальных пространствах?
Регулирование общественных отношений
Объективно регулированию могут быть подвержены все области общественных отношений.
Общественные отношения регулируются практически во всех областях, в которых они проявляются. Что же понимать под регулированием общественных отношений? Это установление системы упорядоченных взаимозависимостей субъектов. Механизм регулирования осуществляется через формирование и поддержание норм. В праксиологии норма регулирования – это фиксированное состояние общественных отношений.
Формирование и поддержание норм регулирования отношений представляет собой отражение состояния взаимозависимостей субъектов общественных отношений. Одновременно является и инструментом воздействия на саму систему взаимозависимостей. По большому счёту регулирование общественных отношений – это управление поведением социума.
Праксиология отмечает два принципиальных момента в исследовании процесса регулирования общественных отношений:
•регулирование отношений внутри системы субъекта;
•регулирование отношений между субъектами общественных отношений.
Праксиология исследует и принимает к анализу события, которые имеют очевидные логические связи, не являются ложными умозаключениями и не могут быть произвольно трансформированы из одной области отношений в другую – т.е. входят в исследуемое праксиологическое поле. Праксиология определяет признаками области регулируемых общественных отношений – систему отношений зависимых, логически связанных предикатов в отношениях субъектов (основывается на понимании зависимостей применительно к теореме Альфреда Тарского «О невыразимости арифметической истины первого порядка»).
Из этого следует, что каждая область исследуемых отношений имеет свой опосредованный показатель (характеристику), которая семантически может и не совпадать с предикатом исследуемой связи субъектов. Следуя законам логики, праксиология в своих исследованиях опирается на опосредованные показатели подтверждённого опыта! Оснований к анализу областей регулирования отношений может быть множество. Одно из них – градация по инструментам регулирования. Автору в литературе встретился пример одного из них (по формам отношений), на его взгляд, весьма интересный (см. Табл. №4.).
Таблица 4. вариант классификации норм
Приведённый в таблице пример систематизации, конечно, весьма условен. Интерес к нему – исключительно как к варианту систематизации норм, регулирующих общественные отношения. Перспективным научным исследованием автор считает группировки форм норм регулирования отношений применительно к праксиологическим пространствам и их трансформации.
Следует отметить, что воздействие на общественные отношения (область форм, предикат) может вызвать их трансформацию:
•в другую область отношений (вплоть до возникновения новой области отношений);
•распространиться на несколько областей отношений;
•сузиться до нескольких (или одной) областей отношений.
Конец ознакомительного фрагмента.