Часть II. Тело, Разум и отношение к жизни
Глава 6. Физические упражнения
Очень старые люди… занимаются физическими упражнениями не оттого, что они здоровы… скорее, благодаря физическим упражнениями они в здравии доживают до старости.
Вся моя семья хохотала надо мной во весь голос: «Упражнения! Упражнения! Старость на пороге!» В какой-то момент нужно собрать все свои силы. Разве кто-нибудь думал, что вы доживете до таких лет?
ОДНАЖДЫ, КОГДА МНЕ БЫЛО ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЬ ЛЕТ, Я ЕХАЛА на машине с Тедом Тернером по одному из его ранчо в Патагонии. Вдруг после поворота перед глазами возник один из самых величественных пейзажей с заснеженными макушками гор, подобного которому не доводилось видеть прежде: абсолютно симметричное жерло потухшего вулкана Маунт Лейнин, возвышающегося более чем на 4000 метров над ровными пампасами. В тот момент я поклялась совершить восхождение на эту гору, сделав себе подарок к шестидесятилетию.
Мой пасынок Бо Тернер сказал, что будет сопровождать меня вместе с парой проводников. В течение нескольких месяцев я тренировалась, купила все необходимое снаряжение для подъема на ледник, высота которого – около 700 метров, и, наконец, мы отправились в путь. Еще до наступления ночи, попав в пургу, мы разбили лагерь на высоте около 3500 метров и встали, когда еще не рассвело, чтобы, дойдя до вершины, засветло вернуться назад. Я ужасно нервничала, так как мы двигались в полной темноте. Сердце замирало, когда пробирались сквозь плотные и глубокие сугробы, наметенные на высоте, но я испытывала гордость от того, что иду впереди всех. Один из проводников крикнул: «Не так быстро, Джейн, вы вспотеете», но мне хотелось доказать (главным образом самой себе), что шестидесятилетняя женщина все еще не растеряла силы. Как глупо с моей стороны! Не дойдя 350 метров до вершины, мне пришлось повернуть назад. Как и предупреждал проводник, одежда, пропитавшаяся изнутри потом – доказательство моего упрямства – охладилась, и из-за резко снизившейся температуры тела мне грозила гипотермия.
Во время прогулки я поднимаюсь по крутому холму.
Спустившись вниз, Бо застал меня в лагере, расположенном на полпути к вершине, и стал развлекать рассказами о том, что бы случилось, если бы я стала взбираться на вершину по ледяному покрову. Я чувствовала себя неудачницей.
Наверное, вы думаете, что урок пошел мне на пользу. Как бы не так! В день шестидесятилетия я захотела подняться на высоту более 5500 метров (почти на 700 метров выше той, на которой я когда-либо бывала), но узнала, что восхождение проходит при очень низкой температуре, а я плохо переношу холод.
Мой тогдашний приятель любил плавать с аквалангом – и предложил заменить восхождение на погружение. Мы вместе отправились на Эмбергрис Кэй – островок вблизи островов Теркс и Кайкос, что в Багамском архипелаге, – где в компании двух друзей провели три дня, тренируясь в бассейне. Мы сдали письменный экзамен на разрешение заниматься дайвингом, а потом наступил момент сдачи экзамена на получение сертификата, состоящего их трех погружений на глубину. Инструктор снова напомнил о том, как важно двигаться медленно, регулируя давление воздуха по ходу движения. Погрузившись на глубину, я взглянула на своего приятеля, который, как мне показалось, задержался у поверхности воды, и подумала: «Вот слабак!» С полной уверенностью в себе опустилась на дно, как вдруг у меня так заболели уши, что боль заставила меня обогнать моего более осторожного друга, когда мы возвращались назад. Я лежала на палубе и чувствовала себя несчастной, понимая, что уже во второй раз жажда первенства спровоцировала мою поспешность и привела к провалу.
Я сказала себе: «Джейн, тебе уже шестьдесят. Сколько еще раз ты будешь ошибаться, прежде чем усвоишь урок? Не пора ли наконец понять, как важно не торопиться и тщательно продумывать свои шаги, прежде чем предпринимать какие-то действия? Обещай себе, что никогда больше не повторишь этой ошибки».
Через четыре месяца я вернулась на острова Теркс и Кайкос, чтобы предпринять вторую попытку. На этот раз я, как мантру, повторяла себе: «Не спеши» – и вместе со своей дочерью и сыном, уже имевшими сертификаты аквалангистов, дважды успешно погружалась на глубину около 30 метров. Казалось, что погружаюсь очень медленно, но мне ни за что не хотелось вновь потерпеть неудачу! Огромной наградой стала та непомерная радость, которую я испытала, плавая с детьми вдоль края сказочного кораллового рифа среди рифовых акул, электрических скатов, барракуд, морских черепах и множества разноцветных рыб. Там я усвоила важный урок: на этом этапе жизни нужно меньше прислушиваться к собственному эго и быть более уравновешенной и благоразумной.
В книгу «Жизнь так длинна» я включила фотографию женщины, перешагнувшей восьмидесятилетний рубеж, бегущей трусцой вместе со своей дочерью. Я была абсолютно уверена, что, дожив до этого возраста, хотела бы походить на нее. Итак, я на десять лет моложе ее, но прошло уже почти десять лет, как я не совершаю пробежек! Искусственные коленный и тазобедренный суставы не позволяют мне делать это. Но оказалось, что все идет хорошо, до тех пор пока я чем-нибудь занимаюсь. Я могла бы с легкостью отказаться от физической нагрузки после операции на тазобедренном суставе или потому, что из-за остеоартрита иногда болит колено. Некоторое время я пребывала в уверенности, что никогда не смогу заниматься чем-то вроде того, что делала прежде. Но когда, в основном из-за тщеславия, вернулась к тренировкам, обнаружила, что благодаря движению, ходьбе, плаванию, подъему легкого веса и растяжке мои мышцы чувствуют себя намного лучше. Когда я была инертной, то острее страдала от артрита, что отражалось и на моем настроении.
Я больше не бегаю трусцой и не делаю ничего, что было бы слишком большой нагрузкой для суставов. Я даже не могу спуститься на лыжах по склону. Но я занялась ходьбой на лыжах, и этот медлительный, располагающий к медитации, но прекрасно улучшающий кислородный обмен спорт вполне подходит мне в III акте жизни.
Поскольку в заснеженных местах я бываю нечасто, чтобы сжечь калории и улучшить кислородный обмен, я быстро хожу (где угодно!) или пять-шесть раз в неделю совершаю часовые пешеходные прогулки (если нахожусь за городом и позволяет погода). Когда слишком жарко или слишком холодно, хожу в тренажерный зал и занимаюсь на лежачем велосипеде или на эллиптическом тренажере (на котором работают как руки, так и ноги). Занимаюсь в течение получаса, каждые десять минут переходя от одного тренажера к другому, чтобы не было скучно.
Время от времени заменяю ходьбу получасовым плаванием, но, щадя свою шею, надеваю хорошо подогнанную маску и дышу через трубку, чтобы не вытягивать голову каждые два-три гребка, глотая воздух. Кроме того, так проще войти в состояние медитации, поскольку я не боюсь врезаться в бортик в конце дорожки.
АННА-МАРИ ХАРМАН (ANNA-MAREE HARMAN). AMPHOTOGRAPHY©YAHOO.COM.AU
Очень многие, особенно мужчины, сразу же прекращают занятия спортом, если их достижения уже не так хороши, как в молодые годы. Это большая ошибка. Намного лучше оставаться активным, но снизить планку. И если по какой-то причине вы на некоторое время вынуждены прекратить физические упражнения, восстановившись, постарайтесь их возобновить. Мне всегда проще повторить, чем вернуться к тому, от чего давно отвыкла. Старики сами травмируют себя, пытаясь внезапно перейти от инертности к активности, например, решив однажды в выходной день поиграть с внуками в баскетбол. Вместо этого постарайтесь регулярно, как минимум три раза в неделю по двадцать минут, заниматься какими-нибудь физическими упражнениями, улучающими кислородный обмен.
Необходимость физической нагрузки
За последнее десятилетие я поняла, как глубока разница между молодым, физически активным человеком и молодым, но не особо активным. Однако разница между активным и неактивным стариком – огромна!
Группа пожилых людей, членов спортивного клуба из Тевантина и Нузы (Австралия), отпечатала календарь и прислала его мне. Это – фотография с обложки!
АННА-МАРИ ХАРМАН (ANNA-MAREE HARMAN), AMPHOTOGRAPHY©YAHOO.COM.AU
«Для молодых фитнес – только одна из возможностей, – говорит доктор Уолтер Борц, занимающийся проблемами старения, – но для старых людей он – настоятельная необходимость»1. Тело молодого человека – более упругое и быстрее восстанавливается, тогда как тело старика слабеет; если мы сознательно не замедляем процесс старения (или не поворачиваем его вспять), то рискуем скатиться к немощи. В значительной степени это зависит от нас самих. Человеческое тело вполне способно сохранять физическую крепость после девяноста лет и даже позднее.
Дэн Бьюттнер в книге The Blue Zone: Lessons for Living Longer from the People Who’ve Lived the Longest («Голубая зона: уроки долголетия от долгожителей») рассказывает о своих путешествиях в те регионы Земли, где многие люди живут более ста лет: Сардиния, Окинава, Коста-Рика и Лома-Линда в Калифорнии. Всех их объединяет одно – ежедневная щадящая физическая нагрузка, например ходьба, туризм и занятия сельским хозяйством. Физическая активность укрепляет сердце и кости, улучшает кровообращение, снижает лишний вес, уплотняет кожу и помогает справиться с депрессией, так как способствует высвобождению эндорфинов в организме. В результате многолетних наблюдений я пришла к выводу, что упражнения изменяют не только женское тело; вместе с телом меняется дух: они вселяют ощущение уверенности в себе и собственном благополучии, что особенно важно для старых людей, которым часто кажется, что от них уже мало что зависит.
Выражение «что имеем, не храним» звучит банально, но оно упускает из виду, что мы способны вернуть то, что не сохранили. Можем не только восстановить свои функции, но, как замечает доктор Борц, «в некоторых случаях мы можем действительно развить функцию до более высокого уровня, чем прежде»2.
Насколько активным может быть желание «быть активным»?
Не волнуйтесь, здесь нет ничего фатального. Правда, пословица «тише едешь, дальше будешь» стала избитой фразой. Никогда не предполагала, что я, старая экстремалка, воспользуюсь ею. Но жестокий способ напомнить мне о том, что я – уже не та Джейн Фонда, которая создала свою оригинальную программу упражнений, был мне известен. Мое тело заставит меня страдать, если не сброшу скорость. Вот почему для людей, рожденных во времена беби-бума (в период демографического взрыва 1946–1964 годов), и для старшего поколения (родившегося до окончания Второй мировой войны) – тем, кому, как и мне, требуется более легкая физическая нагрузка, – я выпустила на DVD-дисках новую серию упражнений Джейн Фонды.
Давайте обсудим все компоненты правильного режима еженедельных тренировок: аэробику, упражнения на равновесие и растяжку. И разберемся, почему они жизненно необходимы, в частности тем, кому за пятьдесят.
Почему так важны занятия аэробикой?
Занятия аэробикой важны по многим причинам; они, несомненно, играют ключевую роль в сохранении здоровья в целом. Сразу же будет запущен процесс похудения. Занятия аэробикой – единственный способ, позволяющий избавиться от жира, в том числе от жировых прослоек внутри мышечной ткани; одной диетой этого не добиться. Успешно и необратимо сбросить лишний жир – а не потерять жидкость или мышечный вес! – можно путем сочетания аэробики со снижением числа потребляемых калорий.
Аэробика для сердца
Сердечные заболевания занимают первое место среди причин смертности мужчин и женщин в преклонном возрасте: от них умирает каждый четвертый. Хорошая работа сердечной и дыхательной системы – один из главных ключей к хорошей физической форме. И это то, что мы в состоянии держать под контролем, даже если генетически предрасположены к кардиологическим заболеваниям. Осознание важности тренировки сердечно-сосудистой системы, в том числе анализ ее сбоев, помогает понять, почему так нужны занятия аэробикой.
Конец ознакомительного фрагмента.