Глава 2
День знаний – 1 сентября
1 сентября во всех российских школах отмечается День знаний. Этот праздник был официально учреждён Верховным Советом СССР в 1984 году. И если для школьников средних и старших классов День знаний – в первую очередь, первый день нового учебного года, который далеко не всегда воспринимается как праздник, то для подавляющего большинства учеников начальной школы – это, без сомнения, очень важный и волнительный день.
День знаний имеет свою праздничную специфику. Традиционно 1 сентября начинается с торжественной общешкольной линейки, на которой присутствуют все классы и педагогический коллектив в полном составе. Друг за другом выступают директор школы, учителя, иногда гости праздника и родители. Выступления должны быть короткими и выразительными, чтобы ученики начальных классов не устали и не заскучали. После общих поздравлений, классы расходятся по аудиториям, где их ждёт самый первый урок нового учебного года. Как правило, это необычный урок, больше напоминающий встречу друзей после длительного расставания. Ребята рассказывают о том, как провели лето, а классный руководитель поздравляет их с новым учебным годом и вкратце обрисовывает ожидающие школьников перспективы.
Свободная форма первого урока позволяет обыграть его таким образом, чтобы он запомнился детям надолго и зарядил их позитивной энергией на предстоящий год. При этом следует учитывать, что возможности классного руководителя, как организатора праздничного мероприятия, в данном случае сильно ограничены как во временном, так и в пространственном отношении. Это значит, что праздник не должен быть слишком длинным, а проводить его лучше непосредственно в классной аудитории. Идеальная форма праздника на День знаний – это утренник или конкурсная программа, во время которой учитель проверяет реальный уровень знаний учеников.
При создании праздничного мероприятия на День знаний ни в коем случае нельзя упускать из виду главный повод, по которому ребята "собрались". Праздничный сценарий должен быть тематически связан со школой, учёбой и теми учебными предметами, которые учащиеся либо уже прошли на предыдущей ступени школьного обучения, либо будут проходить в наступившем году.
Сценарий Дня знаний
Действующие лица (взрослые):
буква А,
буква Б,
буква В,
буква Г,
буква Д,
буква Е.
После общешкольной линейки первоклассники заходят в класс и рассаживаются по местам. Учительница приветствует ребят и чётко представляется, называя своё имя и отчество. Затем она поздравляет ребят с тем, что они, наконец, перешли из детского садика в школу и в нескольких словах объясняет первоклассникам, что на ближайшие 10 лет школа станет для них "вторым домом", что здесь они будут проводить большую часть своего времени, найдут новых друзей и узнают много всего нового и интересного.
Далее неплохо было бы провести небольшую игру на знакомство или просто попросить детей представиться, желательно в игровой форме. Таким образом, можно будет убить сразу двух зайцев. С одной стороны, дети узнают, как зовут их товарищей. С другой стороны, это поможет им немного сблизиться, что необходимо для выполнения дальнейших заданий, входящих в программу праздника.
Учительница. Ну вот, мы все и познакомились. А для того, чтобы стать настоящими школьниками, вам надо пройти обряд посвящения в школьники. Но для начала давайте повесим табличку с номером нашего класса. Сейчас я её вам покажу. Она здесь, в ящике стола… Учительница роется в ящике своего стола какое-то время, но не находит табличку.
Учительница (удивлённо сама себе). Но куда же она делась? (Роется в других ящиках, затем обращается к ребятам). Ребята, вы табличку не видели? Такую небольшую, белого цвета, на деревянной палке…
Ребята отвечают, что не видели. Тогда учительница обращается с тем же вопросом к родителям, присутствующим в классе.
Учительница. А вы, папы и мамы, тоже не видели таблички?
Родители отвечают. Тут учительница вскрикивает и достаёт из ящика стола сложенный листок бумаги.
Учительница. Ой, что это? Записка какая-то…
Учительница либо сама зачитывает вслух записку, либо просит помочь ей кого-нибудь из умеющих читать ребят. В последнем случае необходимо позаботиться о том, чтобы записка была написана печатными, легко читаемыми буквами.
В записки написано следующее:
"Привет, ученички! Учиться собрались? Настоящими школьниками решили стать? Ну-ну… Не выйдет у вас ничего! И 1 "__" классом вы не станете! Потому что табличку я у вас украла, и не собираюсь её отдавать. Место, где спрятана табличка, знают только я да несколько букв, но выведать его смогут только очень дружные ребята. Посмотрим, получится ли у вас. Попробуйте, попробуйте, а я посмеюсь.
Ваша вредная старуха Шапокляк"
Учительница. Ой, как же так?! Старуха Шапокляк украла нашу табличку, а без неё мы не можем провести обряд посвящения в школьники. Надо найти табличку, и немедленно. Вы же ведь дружные ребята, правда?
Дети. Да!
Учительница. Тогда давайте пойдём к буквам и спросим у них, где находится табличка.
Учительница выходит из класса и направляется на улицу, где первоклассников ждут взрослые, изображающие буквы алфавита. Первоклассники следуют за учительницей.
Первой ребят встречает БУКВА А, в шляпе из половинки арбуза.
Буква А (разговаривая сама с собой и загибая один за другим пальцы). Арбуз! Апельсин! Ананас! Абрикос! Аппети-и-и-итненько!!! Ещё айва и авокадо. Обожаю! (Слово "Обожаю" произносится через "а"). Аквариум с актиниями хочу. Обзаведусь обязательно. А ещё арифметику обожаю. Астрономию и алгебру. Люблю автомобили и антиквариат… (Замечает ребят, которые столпились вокруг). А вы кто такие? А-а-а?
Дети отвечают, что они новые ученики этой школы. Точнее, почти ученики, так как им надо пройти ещё обряд посвящения в школьники, но они не могут этого сделать, так как старуха Шапокляк украла табличку с номером класса. После этого они просят букву А помочь им найти табличку.
Буква А лукаво смотрит на ребят и отвечает, что точно не знает, где находится табличка, но у неё есть небольшой клочок бумаги, который может оказаться полезным в поисках таблички. Только получить этот клочок бумаги можно в том случае, если выполнить особое задание.
Задание буквы А
Буква А даёт первоклассникам верёвку просит их встать в круг, лицом внутрь круга. Верёвку надо держать в руках за спиной, чтобы она образовывала кольцо вокруг круга. Задача первоклассников – построить из веревочного кольца треугольник. Иными словами, ребята должны перестроиться таким образом, чтобы получился веревочный треугольник. Действовать надо слажено!
После того, как дети справятся с заданием, буква А отдаёт им обещанный клочок бумаги, на котором что-то написано. Это часть записки, которую школьникам придётся собрать из нескольких клочков бумаги. Предварительно записку разрезают на несколько частей (по количеству участвующих в празднике букв). Каждая последующая буква даёт ребятам только одну часть записки. Когда ребята получат все части, надо будет собрать записку и прочитать, в каком месте спрятана табличка. Учительнице следует заранее предупредить ребят, чтобы они не ломали голову над запиской, пока не соберут все её части. Желательно, чтобы записка была составлена таким образом, чтобы о месте, где спрятана табличка, можно было узнать только при наличии всех её частей.
Следующий этап игры – встреча с БУКВОЙ Б. У взрослого, изображающего букву Б, на шее висит барабан, а в руках он держит корзинку с бубликами и баранками. На ногах – болотные сапоги.
Буква Б (ребятам). Будете брать бублики, баранки? Берите, берите! И больше! Баранки – блеск! Объеденье! Берите, берите… (Меняя интонацию). Но берегитесь: болото! Будете перебираться – берите быстро бумагу! Болото – бяка! Будьте бдительны!
Задание буквы Б
Буква Б даёт ребятам 2 больших газетных листа или куска обоев. Все ребята становятся на один газетный лист и на некотором расстоянии от него кладут второй лист. Поочередно, один за другим, ребята перепрыгивают с первого газетного листа на второй. После этого первый лист необходимо поднять и положить на некотором расстоянии от второго листа, на котором сгрудились ребята. Теперь они должны по одному перебраться на первый газетный лист… И так далее, пока все не доберутся до того места, где "кончается болото".
Дети получают от буквы Б вторую часть шифровки и спешат на встречу со следующей буквой.
БУКВА В встречает первоклассников с ведром в руках. В ведре лежит третий кусок шифровки.
Буква В. Ведро возьмите. Оно волшебное. Вон какое вымахало! Внутрь всё, что хочешь, влезет: хоть ворона, хоть воробей! И влезет, и вылезет! Возьмите ведро, выручите! Отдам дешево! Вообще даром! (Лукаво улыбается и подмигивает ребятам). Всего лишь за одно малю-ю-ю-юсенькое задание.
Задание буквы В
Ребята должны построиться по датам рождения, начиная с тех, кто родился в самом начале января и заканчивая теми, у кого день рождения – в конце декабря. В принципе, строиться можно по-всякому: по именам (если дети знают алфавит), по номерам домов, по этажам и пр. Детишкам, не знающим ни алфавита, ни цифр, можно предложить построиться по росту или по размеру носов.
Следующий этап пути – встреча с БУКВОЙ Г.
Буква Г. Говорите громче: глуховата я, да и галки галдят! Ох, глупая я, горемыка. Ну, ничего: пойду гулять – гирю найду. Год потренируюсь – грузчиком стану. Горевать не буду! (Вдруг останавливается и показывает на какой-нибудь мусор). Глядите: грязь! На лавочку – гоп! Гуськом, гуськом, голубчики!
Задание буквы Г
Через "грязь" ведёт узкая скамья, взятая из спортзала. На другом конце скамьи спрятан конверт с четвёртым кусочком записки. Задача ребят – построиться на скамье, после чего последний в ряду ребёнок должен пройти по скамье и сойти первым, затем предпоследний, затем третий с конца и т. д. Ступать нужно осторожно, чтобы не столкнуть со скамьи стоящих на ней ребят.
Буква Г. Я же говорю – глупая я, горемыка. Всё наоборот делаю и других заставляю. Ох, горько мне…
Когда все ребята пройдут по скамье, буква Г показывает, где спрятан конверт с запиской. После этого на усмотрение проводящего конкурс можно попросить ребят пройти скамью в обратном направлении – чтобы первыми прошли те, кто был последним в первой части конкурса.
Следующее задание даёт БУКВА Д, которая встречает ребят с дудкой в руке.
Буква Д. Добрый день, друзья! Я – буква Д. Довольно добрая. Даже дружелюбная. Дюже люблю добрые песни. Давайте споём песню, да? Только дружно. Все вместе. Если не дружно – дело дрянь! Дохлый номер! Договаривайтесь, какую песню петь будете, а я пока отдохну. День-деньской дурака валять – виданное ли дело!
Задание буквы Д
Задание буквы Д заключается в том, чтобы исполнить песню. Ребята совместно выбирают, какую песню они будут петь. Слова песни должны быть знакомы всем ребятам без исключения.
Буква Д. Ну что, договорились? Дудку дать?
Буква Д протягивает первоклассникам дудку, но те отказываются. Дети, под руководством учительницы, исполняют выбранную песню.
После того, как дети получат очередную часть записки от буквы Д, их путь пролегает в направлении БУКВЫ Е.
Буква Е. Едете?
Дети. Едем!
Буква Е (преграждая детям путь). Дальше не проедете. Ещё чего! Съезд ежей впереди. Ежи не пускают, ёлки-палки! Ни пройти, ни проехать нельзя. Медведи на велосипеде – и те не проехали, повернули обратно. Ещё бы: ежей десятки! Съедят, если что! (Шёпотом). Правда, есть один способ… Непростой… Для смелых…
Задание буквы Е
На асфальте рисуется длинная линия или кладётся верёвка. Задача первоклассников – друг за дружкой, по одному, пройти вдоль линии/верёвки с закрытыми глазами или расставив руки в стороны и запрокинув голову вверх. Пока один ребёнок выполняет задание, остальные ребята помогают ему идти ровнее при помощи словесных подсказок – "чуть-чуть направо", "левее", "правильно, всё время прямо" и пр.
Испытания на празднике могут быть другими, но в любом случае, их не должно быть больше 6–8.
После всех выполненных заданий первоклассники складывают записку из кусочков и таким образом узнают, где спрятана табличка с номером их класса. Следуя указаниям, они находят табличку, а рядом с ней – праздничное угощение (например, конфеты). Праздник завершается поздравлениями учительницы, что теперь-то ребят можно с чистой душой назвать школьниками.
Сценарий праздника "Посвящение в школьники" (для 1 класса)
Этот праздник проводится не 1 сентября, а в октябре, например, на День учителя. Праздничное мероприятие построено по принципу экзамена – проверки уровня знаний новоиспечённых школьников. Для проведения "экзамена" понадобятся конверты с "билетами" – заданиями по основным школьным предметам. Удобнее для каждого предмета приготовить конверты определённого цвета. Это позволит не перепутать очередность предъявления заданий.
Важное действующее лицо праздничного мероприятия – профессор Школьных Наук школы Хогвардс. Данный персонаж имеет смысл использовать в том случае, если известно, что большинство детей в классе знакомы с "поттерианой" и знают, что такое школа Хогвардс. В противном случае рекомендуется использовать другой сказочный персонаж с магическими способностями.
Первоклассники заходят в класс и рассаживаются по своим местам. Учительница говорит, что ребята уже целый месяц обучаются в школе, но для того, чтобы продолжить учёбу дальше, необходимо проверить, что первоклассники уже знают и умеют. А поможет учительнице в проверке знаний один очень необычный гость – так сказать, независимый эксперт, которого учительница специально пригласила сегодня в школу.
В дверь классной аудитории раздаётся стук. Это прибыл Профессор Школьных Наук из известной школы Хогвардс. Профессор одет соответствующим образом – в очках и длинной профессорской мантии, с большой папкой в руках.
Профессор. Здравствуйте, юные леди и джентльмены! Я – Профессор Школьных Наук из всемирно известной школы Хогвардс. Вы, конечно же, слышали об этой школе?
Дети. Да! Слышали!
Профессор. Тогда вам должно быть известно, что в нашей школе учился известный мальчик-волшебник Гарри Поттер. Да и не только он. Много замечательных людей выпустила наша школа… Но я тут по другому поводу. Так сказать, по делу. Вот недавно нам в школу пришло письмо. (Профессор достает письмо из папки.) Позвольте я его вам зачитаю:
"Уважаемые коллеги!
В этом году в школу № поступили новые ученики. По результатам первого месяца обучения классный руководитель _______________(ФИО учительницы) 1-го "____" класса считает, что её ученики полностью готовы к приёму в школьники. Просим прислать инспекцию с целью проверки уровня подготовки первоклассников по некоторым предметам и вынести решение о возможности приёма учеников 1 "___" класса в "Школьники".
Дирекция школы № ____".
Профессор. Это школа № ____?
Дети. Да!
Профессор. Класс 1 "___"?
Дети. Да!
Профессор. Значит, я правильно пришёл. Итак, ребята, как вы должны были понять из письма, вам сейчас предстоит пройти экзамен. Для этого прошу вас разбиться на три команды.
Учительница и присутствующие на "экзамене" родители помогают детям разбиться на команды.
Профессор. Готовы? Тогда начнём экзамен! Скажите, ребята, какие предметы вы проходите в вашей школе? Магию проходите?
Дети. Нет!
Профессор. А Предсказание или Травоведение?
Дети. Нет!
Профессор. Странно… А что же вы тогда проходите?
Дети перечисляют названия учебных предметов.
Профессор. Так-так, ясно.
Профессор роется некоторое время в папке, как будто что-то ищет, после чего достаёт несколько карточек и протягивает их "помощникам", которых играют присутствующие на празднике родители.
Профессор. Прошу моих помощников раздать эти карточки.
Родители раздают карточки с названием разных предметов, предварительно выясняя у команд, по какому предмету они хотели бы сдавать экзамен. После этого профессор достаёт из папки первый конверт – с заданием по письму. "Помощники" раздают задания тем командам, которые взяли карточки, на которых написано "Письмо".
Экзамен по письму
Задача учащихся – написать по предложенной схеме букву или слово, используя ту методику письма, которая преподаётся в данной школе.
Например: "Ставим ручку на верхнюю линейку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, выполняем качалочку, поднимаемся по крючковой линии до середины рабочей строки, выполняем секретик, опускаемся по секретику вниз до рабочей строки, снова выполняем качалочку и поднимаемся по крючковой линии до середины рабочей строки". Это схема написания буквы "и" по Илюхинским прописям.
Профессор. Итак, я запускаю таймер. По истечении 100 секунд вы сдадите мне листы с выполненным заданием. Сначала можно писать карандашом. Если вы уверены в правильности написания – обведите написанное фломастером. Время пошло!
Профессор запускает таймер на 100 секунд. Помощники диктуют каждой команде задание, дети его выполняют.
По окончанию отведённого времени Профессор собирает сделанные задания и просит учительницу найти самую правильно написанную букву. Команда, к которой принадлежит данный игрок, получает очко.
Профессор. С первым заданием вы справились прекрасно. Прошу получить следующее задание.
Профессор достаёт из своей папки конверты с заданиями по чтению. Родители дают их тем ученикам, которые уже умеют читать.
Экзамен по чтению
В каждом конверте лежит задание-загадка, которое зачитывает команде умеющий читать ребёнок. Угадывает загадку вся команда. Тематика загадок может быть самой разнообразной (см. Приложение 2). На выполнение задания также отводится 100 секунд.
Учительница оценивает не только правильность ответа. Лучшее чтение и самый дружный ответ также награждаются дополнительными очками.
Профессор. Отлично! Переходим к следующему экзамену. Прошу команды получить задания.
Профессор раздает помощникам карточки по пению.
Экзамен по пению
Первоклассникам проигрывают одну за другой 3 мелодии известных детских песен. Задача ребят – угадать песни и произнести их названия. После этого
Профессор просит каждую команду исполнить на выбор одну из предложенных песен.
Оценивается не только правильность ответа, но и то, как каждая команда исполнила свою песню.
Экзамен по математике
Помощники Профессора раздают командам карточки с несложными математическими задачками, представленными в стихотворной форме. Каждая команда должна решить свои задачки и написать на карточках ответы.
Математические задачки могут быть следующими:
Мама ежиха нашла 2 свинушки,
А маленький ёжик – 4 волнушки.
Сложили грибы возле дома ежи,
И ты их, пожалуйста, тоже сложи!
(6 грибов)
Нет интереснее в мире задачи.
Мама варила варенье на даче:
Сварила 5 банок вишнёвого
И 4 банки айвового.
Чтобы попробовать это варенье,
Сделать попробуй банок сложенье.
(9 банок)
Я сестру свою баюкал,
Утешал я Ксюшу,
Положил я к ней трёх кукол,
Зайчика из плюша.
Сколько же всего игрушек
У моей сестрёнки Ксюши?
(4 игрушки)
За окном сидели птички —
Голубь, дрозд и три синички.
Спросим мы учеников
И прилежных учениц:
"Кто ответить нам готов,
Сколько за окошком птиц?".
(5 птиц)
Сёстры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним ещё одна примчалась —
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?
(7 белочек)
Раз, два, три, четыре,
Кто живёт у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я, —
Вот и вся моя семья.
(10 членов семьи)
Профессор. Молодцы, ребята! Вы успешно выполнили задания по всем предметам. Остался самый последний экзамен. Из карточек с буквами, которые вам сейчас раздадут мои помощники, нужно сложить одно слово.
Экзамен на сообразительность
Профессор даёт каждой команде комплект карточек с буквами Ш, К, О, Л, Ь, Н, И, К. Задача первоклассников – как можно быстрее сложить из карточек слово "школьник". При этом они должны догадаться, что именно это слово "разобрано" на карточки.
Очко получает та команда, которая быстрее остальных справится с заданием.
Профессор. Ну, что ж, ребята, вы достойно потрудились сегодня. Показали свои знания и доказали, что
вы – настоящие школьники. Позвольте от имени администрации школы Хогвардс наградить вас дипломами о присвоении звания "Школьники".
Профессор награждает каждую команду красочным дипломом. Все дипломы рисуются родителями заранее. Ритуал награждения сопровождается овациями.
Профессор. На этом экзамен окончен. Предлагаю вам отметить ваше новое звание праздничным чаепитием.
Пока родители накрывают на стол, можно поиграть с классом в скороговорки.
Игра в скороговорки
Профессор произносит какую-нибудь скороговорку и просит ребят повторить её вслед за ним:
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
– На дворе – трава, на траве – дрова.
– Маленькая болтунья молоко болтала,
Болтала, да не выболтала.
– Свинья тупорыла носом рыла,
Рыла, рыла – весь двор перерыла.
– Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
– Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей, Три мыши поплоше
Несли по три гроша.
Как правило, у детей не получается чисто произнести скороговорку, что сопровождается радостным весельем.
Сценарий "Знатоки" (для 2 класса)
После общешкольной линейки второклассники заходят в классную аудиторию и рассаживаются по своим местам. Учительница поздравляет их с началом нового учебного года
Учительница. Дорогие ребята! Сегодня – 1 сентября. Вы опять пришли в школу и сели за парты. Только теперь вы учитесь не в первом, а во втором классе. Вы уже много чего знаете, стали взрослее и умнее. Многие из вас очень хорошо учились в прошлом году, на одни "пятерки". Другие – похуже, но я уверена, что во втором классе они будут учиться более старательно. Правда же?
Дети отвечают.
Учительница. Каждому возрасту соответствует определенный объем знаний. Переходя из класса в класс, вы будете изучать всё новые и новые предметы. Соответственно, ваши знания будут становиться всё больше и больше. Вы будет продолжать изучать и старые предметы, но более серьёзно и глубоко. И сейчас я предлагаю вам принять участие в конкурсе знатоков некоторых предметов, которые вы уже проходили в прошлом году. Посмотрим, насколько вы хорошо усвоили знания первого класса и готовы ли вы к предметам второго класса! Ну что, поехали?
Дети. Поехали!
Учительница предлагает классу разделиться на равные команды по 5–7 человек (в зависимости от общего числа учеников в классе). В каждой команде должны быть как хорошо успевающие, так и отстающие в учёбе ребята. Командам предлагается несколько конкурсов. В каждом конкурсе принимает участие только одна команда. Задания для всех конкурсов подбираются с учётом уровня знаний второклассников.
Из присутствующих на празднике родителей формируется "справедливое и великодушное" жюри, которое оценивает работу команд. Учительница представляет жюри конкурсантам.
Конкурс знатоков литературы
Этот конкурс проводится со всеми командами.
Команды должны вспомнить все стихи А.С. Пушкина, которые они знают, или отрывки из поэм и сказок великого русского поэта. Причём не только вспомнить, но и выразительно прочитать их.
Конкурс знатоков русского языка
Команда, участвующая в этом конкурсе, должна выполнить одно из следующих заданий:
Найти в предложении подлежащее и сказуемое:
"Книга поможет в беде, выручит в труде".
Вставить в слова пропущенные буквы и при помощи однокоренных слов доказать правильность своего ответа:
П (е/и) ЩАТ
СН (е/и) ГИРИ
С (а/о) ДОВНИК
ПО (е/и/я) ВИЛСЯ
БЛИ (з/с) КИЙ
КНИ (ж/ш) КА
ХОЛО (д/т)
ЗАРЯ (д/т) КА
Найти в нижеприведённых бессмысленных словах те предметы, которые нужны любому ученику:
МРАНЕЦС – (ранец)
ТЕДТАРЬБ – (тетрадь)
РУКПЕАЛН– (пенал)
ОЛАСМКТИ – (ластик)
Найти логическую закономерность и при помощи неё определить, какие слова зашифрованы цифрами:
123452 – РАКЕТА
321452 —? (карета)
32541 —? (катер)
Конкурс знатоков математики
Команде, участвующей в этом конкурсе, предлагается решить одно из следующих математических заданий.
Записать различные двузначные числа, используя только цифры 3 и 5.
Составить все возможные трёхзначные числа из цифр 1,4 и 8.
Найти в каждом ряду закономерность и назвать лишнее число:
12, 14, 16, 17, 18, 20 – (лишнее 17, так как это ряд чётных чисел)
13, 15, 17, 21, 23, 30 – (лишнее 30, так как это ряд нечётных чисел)
50, 60, 70, 80, 100, 101, 110 – (лишнее 101, так как это ряд целых десятков)
В данном конкурсе также можно использовать математические задачки в стихах, которые пользуются большой популярностью у младших школьников. Во втором классе задачки должны быть сложнее, чем для первоклассников. Ниже приведённые задачки потребуют от ребят не только знаний и умения считать, но также элементарной внимательности:
Пять индюков
Купили сапоги.
Сосчитать их помоги.
(10 сапог)
Скоро десять лет Серёже,
Диме нет ещё шести.
Дима всё ещё не может
До Сережи дорасти.
Нам интересно тоже,
Насколько Дима младше Серёжи?
(На 4 года)
У меня есть две конфетки,
Дам одну сестрёнке Светке.
Я не жадный, и за это
Дал мне папа две конфеты!
И теперь конфеток стало,
Даже больше, чем сначала!
(3 конфеты)
Физминутка
Можно попросить кого-нибудь из родителей провести небольшую физминутку или сыграть с детьми в игру типа "Стрижено-брито":
Взрослый показывает ребятам несложные движения. Задача учеников – на все движения взрослого отвечать противоположными движениями. Например, если взрослый поднимает руки вверх, то дети должны опустить их вниз. Если он поворачивает голову из стороны в сторону, то дети должны поворчать голову взад-вперёд. Когда взрослый сжимает руки в кулаки, дети разжимают руки, широко разводя пальцы в разные стороны. Если взрослый топает ногами, то школьники хлопают в ладоши. Если взрослый наклоняется вперёд, то ученики – назад; взрослый делает наклон вправо, а ученики – влево. И так далее.
Показав несколько движений, взрослый может поставить на своё место кого-нибудь из учеников, чтобы тот продолжил вести физминутку.
Конкурс знатоков природоведения
Во время этого конкурса командам предлагается несколько вопросов на тему природы. Вопросы могут быть такими:
1. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет?
Ответ: На срубе чётко видны годовые кольца. Сколько колец – столько дереву лет.
2. Что это за трава, которую и слепые узнают?
Ответ: Крапива.
3. Что теряет лось каждую зиму?
Ответ: Рога.
4. Какие животные спят зимой?
Ответ: Медведь, ёж…
5. Куда зайцу бежать удобнее – с горы или в гору?
Ответ: В гору.
6. Кто спит вниз головой?
Ответ: Летучая мышь.
7. Куда осенью деваются бабочки?
Ответ: Большинство бабочек гибнет с холодами. Некоторые прячутся в щели, под кору, и там зимуют.
8. У какого насекомого уши на ногах?
Ответ: У кузнечика.
9. Каких насекомых зовут как животных?
Ответ: Жуков – олень, носорог, коровка…
10. Зимуют ли птицы в скворечниках?
Ответ: Нет.
11. Назовите любимое лакомство аистов.
Ответ: Лягушки.
12. У какой птицы мешок под клювом?
Ответ: У пеликана.
13. Какая птица умеет точно находить дорогу до мой?
Ответ: Голубь.
14. Какая птица подражает человеческой речи?
Ответ: Попугай.
15. Какая птица весь день по дереву клювом стучит?
Ответ: Дятел.
16. Какая птица выводит птенцов зимой?
Ответ: Клёст.
17. Наряд какой птицы напоминает чёрный костюм с белой рубашкой?
Ответ: Пингвина.
18. Что общего у всадника и петуха?
Ответ: Шпоры.
Конкурс рисования
Конкурс проводится со всеми командами.
Игроки каждой команды выстраиваются в шеренгу. Мимо каждой шеренги проносится лист ватмана. При этом каждый член данной команды что-то рисует на ватмане в течение нескольких секунд. В результате у каждой команды должен получиться общий рисунок на заданную тему.
Тема рисунка оговаривается заранее. Она не должна быть слишком сложной. Например, "Моя школа" или "Моя любимая учительница".
По окончанию праздника жюри оглашает результаты всех конкурсов. Желательно, чтобы победила дружба. При этом каждую команду следует отметить отдельно, что не так уж и сложно, учитывая, что в большинстве конкурсов участвует по одной команде.
Командам раздают грамоты, заранее приготовленные родителями.
Учительница. Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Теперь я вижу, как хорошо вы усвоили уроки первого класса. А это значит, что вы готовы стать второклассниками!
Сценарий "Путешествие на Остров Незнания" (для 3–4 классов)
Действующие лица:
ведущий,
капитан,
доктор Айболит,
Петя,
Оля,
Математика,
Природоведение,
Русский язык,
Ябеда.
Ведущий, капитан, доктор Айболит и Ябеда, – эти роли могут исполнять как взрослые, так и дети. Все остальные роли – детские.
Действие 1
Звучит музыка из мультфильма "Путешествие капитана Врунгеля" – "Как вы лодку назовёте…".
На сцене – макет боковой части корабля, выполненный из плотной бумаги. К кораблю прикреплены крупные буквы – название корабля "ПОБЕДА". Внутри корабля находится капитан, Русский язык, Математика и Природоведение. На груди у детей, изображающих учебные предметы, – таблички с названиями.
На сцену выходят Петя и Оля. Они подходят к носу корабля и обращаются к капитану, стоящему за штурвалом.
Оля. Скажите, пожалуйста, этот корабль отправляется в Страну Знаний?
Петя. Сегодня – 1 сентября, и нам обязательно надо попасть в Страну Знаний. Вы ведь капитан корабля? Вы можете нам помочь?
Капитан. Знаете, ребята, мой корабль сильно перегружен. К тому же я очень спешу. Да и зачем вам торопиться в эту вашу Страну Знаний? Успеете ещё всему научиться.
Оля. Уважаемый капитан, ну, пожалуйста!
Петя. Возьмите нас на борт вашего замечательного корабля!
Капитан. Нет у меня больше мест. Смотрите сами, скольких мне надо перевезти! (Показывает рукой на пассажиров корабля). Кстати, вы знакомы с ними?
Оля. Да, мы их всех хорошо знаем, ещё со второго класса.
Петя. К тому же они нам очень нравятся. Мы с интересом каждый из этих предметов изучаем.
Капитан (вполголоса). Что за странные дети! Я давно таких не встречал! (Повышая голос). Ну да ладно, что с вами сделаешь. Влезайте, и поскорей! У меня совсем нет времени.
Оля и Петя. Ой, спасибо, капитан! Вы нас по-настоящему выручили!
Оля и Петя "поднимаются на палубу" корабля – заходят за бумажный макет, изображающий борт корабля.
Капитан. Отдать швартовые! Полный вперёд! Направление норд-вест!
Оля (Пете). Нам повезло, что мы встретили этого доброго капитана. Теперь мы точно попадём в Страну Знаний!
Капитан. Уж скорее, в Страну чудаков! (Громко смеётся).
Занавес закрывается.
Действие 2
Ведущий (перед закрытым занавесом). Долго ли, коротко ли плыл корабль по морю… Но что это?.. (Прислушивается. Из-за завеса раздаются крики, шум и сигналы SOS). Кажется, это сигнал SOS – "Спасите наши души!". А это значит, что с кораблём случилось что-то страшное! Сейчас я узнаю, что именно.
Ведущий уходит за занавес и спустя некоторое время возвращается.
Ведущий. Да, так и есть! Корабль "Победа" попал в сильный шторм! Экипаж корабля просит помощи!
Занавес открывается.
На борту корабля осталось только четыре буквы – "БЕДА". Пассажиры нервничают, бегают по "палубе". Капитан кричит и размахивает при этом руками.
Капитан. Если мы сейчас же не выбросим с корабля лишний груз, то все пойдём ко дну! Корабль перегружен! Нужно срочно избавиться от лишнего груза! (Обращается к Оле и Пете). Решайте, какой предмет в школе самый ненужный, самый противный, самый скучный. Его-то мы и выбросим за борт!
Петя. Что вы! Среди присутствующих на корабле предметов нет ненужных и неинтересных! Все они важны. Мы ни один предмет в обиду не дадим и не позволим вам выбрасывать их за борт!
Оля. Капитан, а что это за тяжёлый мешок?
Капитан. Это золото! И не смей подходить к нему! Это МОЕ золото!
Вдруг на корабле появляется доктор Айболит.
Капитан. А этот "заяц" откуда взялся?! Вы тайно проникли на мой корабль. Теперь я знаю, кого выбросить за борт! (Угрожающе направляется к доктору Айболиту).
Доктор Айболит. Стойте, капитан! И простите меня. Я действительно виноват в том, что не спросил вашего разрешения. Но дело в том, что у меня слишком важное задание. Я бы даже сказал – крайне ответственное. И ваше желание выбросить меня за борт может обернуться настоящей катастрофой!
Капитан. Катастрофой?! А сейчас, по-вашему, что, не катастрофа! Мы все можем утонуть. Что может быть более серьезным?!
Доктор Айболит. Выслушайте меня, капитан! Я должен был попасть на ваш корабль, чтобы добраться до Острова Незнания, через который пролегает ваш маршрут. Оттуда пришло очень тревожное сообщение.
Математика (встревая в разговор между капитаном и доктором Айболитом). Извините, уважаемый капитан, что вмешиваюсь. Но путём простых математических расчётов я пришла к выводу, что наш корабль выдержит шторм, если выбросить за борт этот тяжёлый мешок с золотом!
Капитан. Что?!!!! Да ни за что на свете! Как вам вообще такое могло прийти в голову?!
Природоведение. Милый капитан! Вынуждено поддержать мою коллегу. Вы, наверное, не очень хорошо учились в школе. Судя по облакам и силе ветра, шторм скоро прекратится. А ваше золото – вовсе не золото. Оно фальшивое! Так что выбрасывайте его с лёгким сердцем в море, и все мы будем спасены.
Капитан. Как это – фальшивое? Вы хотите сказать, что меня обманули?
Природоведение. Ну да. Золото не окисляется от воды и воздуха. А эти монеты, что лежат в вашем мешке, уже покрылись зелёным налётом. Скорее всего, это простая медь.
Капитан. Караул! Меня обманули! Я вложил в этот мешок всё своё состояние!
Русский язык. Как говорится в известной русской пословице: "Не всё то золото, что блестит", капитан.
Капитан. Да, теперь я понимаю, как важны школьные знания. Спасибо за урок, друзья!
Капитан подходит к мешку и выбрасывает его за борт. В этот же момент он замечает, что название корабля изменилось – вместо "Победы" стало "Бедой".
Капитан. Беда не приходит одна! (Расстроено качает головой).
Доктор Айболит. А теперь, друзья, надо спешить на Остров Незнания. Меня там ждут!
Капитан (чешет затылок). Может быть, мы сможем там найти буквы, отвалившиеся от борта корабля. А то как-то неприятно, что вместо "Победы" мой корабль стал называться "Бедой".
Оля. Конечно. Это же просто ужасное название для корабля – "Беда". Хотя это слово очень точно отражает всё, что с нами произошло в последнее время, не правда ли, капитан?
Петя. Если бы мы избавились от школьных предметов, вот это была бы настоящая беда!
Капитан. Дорогие друзья, приношу вам всем мои извинения… (Меняет тон). Но не будем терять время!
В путь! Нас ждут дети в Стране Знаний, а по пути забросим доктора на Остров Незнания.
Петя (на носу корабля, поднеся ладонь козырьком ко лбу). Вижу остров!
Занавес закрывается.
Действие 3
Ведущий (перед закрытым занавесом). Шторм улёгся, и корабль благополучно причалил к Острову Незнания. Капитан и пассажиры решили сопровождать доктора Айболита на остров, так как им было интересно, что же такое случилось на этом острове.
Занавес открывается.
По сцене разбросаны тетрадки, книжки, мятые листочки бумаги с помарками и кляксами, обрывки газет, ручки и карандаши. Путешественники выходят на сцену, оглядываясь по сторонам. Из противоположной кулисы к ним навстречу спешит Ябеда.
Ябеда (к доктору Айболиту). Наконец-то вы приехали, дорогой доктор! Посмотрите, что творится на острове! Я не знаю, что делать! Дети совершенно ничего не знают и не хотят знать.
Доктор Айболит. Похоже, что остров заражён страшной болезнью под названием "лень".
Оля.
Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьёзно заболел.
Петя.
Ленью можно друг от друга заразиться.
Лень прилипчива, как клей или смола.
И одно лекарство только есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
Ябеда.
Если лень к тебе привяжется случайно,
Прогони её подальше в тот же час,
Потому что это стыдно и печально,
Если лодыри растут у нас сейчас.
Доктор Айболит. Мы прибыли очень вовремя. Не будем терять ни минуты, друзья! Будем лечить! (Повышает голос). Жители острова, отвлекитесь от своей бесполезной работы. Подойдите ко мне!
Из-за обеих кулис на сцену выходят дети.
Петя. Ребята, вы знаете, какое сегодня число?
Оля. И какой праздник?
Дети молчат.
Ябеда. Да ничего они не знают! Не ведают, не хотят и не думают.
Доктор Айболит. Постой, Ябеда! Хватит трещать! Надо помогать, а не только ябедничать и ругать!
Оля. Сегодня – 1 сентября, День Знаний.
Петя. И мы, ребята, хотим вам помочь справиться со своей ленью!
Дети. А это возможно?
Доктор Айболит. Нет ничего невозможного! У меня есть одно лекарство – специально для вас. Это волшебные слова. Повторяйте их за мной:
Я хочу себе помочь,
Из меня, Лентяйка, – прочь!
Буду сам учить, считать
И "пятерки" получать!
Дети. И всё? Так просто? Никаких таблеток? Никаких уколов?
Доктор Айболит. Не так уж и просто. Эти слова надо повторять каждый раз, когда почувствуете, что лень вас опять одолевает. Понятно?
Дети. Понятно.
Доктор Айболит. Повторите волшебные слова.
Дети (хором).
Я хочу себе помочь,
Из меня, Лентяйка, – прочь!
Буду сам учить, считать
И "пятерки" получать!
Голос ребят по мере произнесения "волшебных" слов становится всё увереннее и радостнее, а движения всё более активными. В конце концов, ребята начинают прыгать и бегать по сцене, а затем останавливаются, оглядываются по сторонам, как будто только что попали сюда, и бросаются собирать разбросанные вещи.
Ябеда. Спасибо, доктор. Результаты лечения уже на лицо! В благодарность за лечение мы, жители острова, хотим вам сделать подарок. Вот эти две буквы – "П" и "О" – к нам на берег выбросил шторм.
Капитан (вполголоса). Да это же буквы из названия моего корабля!
Ябеда. Мы дарим вам эти буквы. Капитан, поставьте их впереди, и вместо слова "Беда" у вас получится "Победа".
Капитан. Большое спасибо! Вот подарок так подарок! Эти буквы потерялись во время шторма. И то, что вы поняли, откуда они и как с их помощью можно изменить слово, – это ваша настоящая победа.
Ябеда. Кстати, вы меня не зовите больше Ябедой. Зовите меня Ведой, от слова "ведать". Я открою газету и назову её "Остров Победы". В газете я буду писать только самые свежие и самые хорошие новости.
Капитан (пассажирам корабля). А теперь в путь! Нас ждёт Страна Знаний с её чудесными предметами.
Пассажиры "Победы" прощаются с обитателями острова и уходят со сцены.
Занавес опускается.
Ведущий (перед закрытым занавесом). И поплыл корабль дальше, в Страну Знаний. И вы, ребята, сможете туда попасть, если будете старательно учить те предметы, которые вам преподают в школе.