Вы здесь

Праздники для младших школьников. Глава 1. Педагогика праздника (В. В. Лещинская, 2009)

Глава 1

Педагогика праздника

Праздник представляет собой сложное общественно-культурное явление и изучается достаточно широким кругом наук – социологией, психологией, историей, этнографией и пр. Значение праздника для современного человека нельзя недооценивать. Благодаря особой эмоциональной атмосфере праздник примиряет нас с не всегда лёгкой и безоблачной действительностью, даруя хотя бы на короткое время иллюзию свободы. В жизни ребёнка праздник занимает особое место. Хороший или плохой, он в любом случае не проходит для ребёнка бесследно.

Основная цель детского праздника – это доставить ребёнку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями. Но праздник – это не только отдых, организованный досуг, развлечение, но и важное средство учебно-воспитательного процесса, так как содержат богатые возможности для умственного и нравственного развития детей. Праздник дарит ребёнку массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличным стимулятором для детского воображения, способствуя развитию творческих способностей. Тематические праздники дают много новой информации и закрепляют знания, полученные школьниками на уроках. Наконец, праздник сплачивает ребят, вносит коррективы в их школьную и досуговую жизнь.

Во времена Советского Союза в нашей стране существовала достаточно разветвлённая система досуговой деятельности школьников, начиная разнообразными кружками и секциями и заканчивая пионерской организацией, воспитательное влияние которой не ограничивалось насаждением советской идеологии. В настоящий момент детские досуговые учреждения переживают не лучшие времена. Бесплатные организации закрываются одна за другой, так как не выдерживают столкновения с условиями рыночной экономики; платные же кружки далеко не всем родителям по карману. Нередко дети оказываются предоставленными самим себе. Впрочем, похоже, что средняя школа много делает для того, чтобы у школьников свободного времени оставалось всё меньше и меньше, в некоторых "особо удачных" случаях сводя его на нет. В таких условиях праздничная жизнь школьного коллектива приобретает особое значения, так как становится чуть ли не единственной сферой организованного и педагогически продуманного досуга.

В школе отмечаются как праздники общегосударственного значения (Новый Год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы), которые приурочены к важным событиям из истории государства, так и специфические праздники, связанные со школой или даже с жизнью конкретного класса. К таким праздникам относятся, например, День знаний, праздник по случаю окончанию учебного года, День учителя, школьные дни рождения, а также всевозможные тематические праздники и досуговые мероприятия типа литературных вечеров, математических викторин и пр.

Особняком стоят церковные и народные праздники, связанные с земледельческим календарём. Учитывая тот факт, что Российская Федерация является светским государством, празднование церковных

праздников отдаётся на откуп семье и не должно навязываться школой. Родители сами решают, будут ли они давать своему ребенку религиозное воспитание, и в каком виде это будет происходить. Соответственно на уровне семьи рассматривается и вопрос о праздновании значимых церковных дат. Тем более, что Россия – мультиконфессиональное государство, и родители-мусульмане вряд ли обрадуются, если их ребёнок будет принимать участие в празднике, посвящённом, например, Троице или Яблочному Спасу. Что касается аграрных праздников, в основе которых лежат языческие представления наших далёких предков об устройстве мира, то правильнее заменить их так называемыми "сезонными" праздниками, на которых дети будут отмечать приход очередного времени года без какой-либо религиозной подоплёки. Тем более, что до наших дней аграрные праздники дошли в сильно изменённом виде, лишённые сакральной окраски. И этому есть объективные причины: с одной стороны – Октябрьская революция, повлекшая за собой смену ценностей; с другой стороны – "устаревание" народных праздников, чье содержание входит в противоречие с современным образом жизни. Сегодня люди в массе своей не знают, какой глубокий мировоззренческий подтекст содержит тот или иной аграрный праздник, и не понимают большинства праздничных обрядов.

Праздники в начальной школе

Детский праздник должен отражать естественные потребности ребёнка, находящегося на данной ступени психического развития. Какие потребности являются наиболее существенными для младших школьников? Потребность в игре, учёбе, общении, физической активности и творческом самовыражении. Все эти потребности должны найти удовлетворение в праздничных мероприятиях младших школьников.

В отличие от дошкольников, младшие школьники более активны. Поэтому для них ближе игровые формы досуга, в которых они не простые наблюдатели – например, зрители спектакля, поставленного взрослыми, – а активные участники. Это значит, что игры должны стать обязательным пунктом программы праздника, организованного для младших школьников.

Игры бывают самыми разнообразными – и по содержанию, и по форме, и по целям. Но в любом случае игры должны соответствовать интересам и уровню психического развития детей. Младшие школьники с удовольствием играют в массовые игры и в игры-шутки, а вот с соревновательными играми следует обращаться осторожно. Дело в том, что ученики начальной школы любят игры, в которых можно посостязаться, особенно, если предполагается разделение на команды, но довольно-таки близко к сердцу принимают заключительный этап таких игр, который связан с определением победителя и проигравших. Поэтому, если вы решили устроить соревновательную игру, продумайте, каким образом будет производиться награждение. Либо игра должна быть построена с таким расчетом, чтобы каждый ребёнок последовательно мог в ней проявить свои сильные стороны, либо, кроме основного приза, необходимо предусмотреть призы поощрительные.

Подобно дошкольникам, младшие школьники быстро утомляются, поэтому не стоит готовить для них слишком большую и нагруженную номерами праздничную программу. Оптимальное число игр и конкурсов для одного праздника – 6–8 (для учащихся 4 класса это число может быть увеличено до 10). По этой же причине не надо давать детям учить наизусть сложные роли и длинные стихи. Громоздкие монологи и длинные стихотворения трудны не только для воспроизведения, но и для восприятия.

Младшие школьники достаточно легко организуются, так как отличаются дисциплинированностью и исполнительностью. Поэтому они охотно участвуют в массовых, командных играх и праздничных номерах, требующих слаженной работы нескольких детей. Достаточно ведущему чётко и ясно сказать, что нужно делать, как дети с удовольствием примутся исполнять его инструкции. Но только в том случае, если задание покажется им интересным!

Ещё одна особенность младшего возраста – не-сформированность произвольного внимания. Младшие школьники, в отличие от своих более взрослых товарищей, не умеют надолго концентрировать внимание на том, что им неинтересно. Все игры должны быть достаточно эмоциональными и яркими, а сам праздник должен содержать как можно больше зрелищных моментов, чтобы удерживать внимание детей на одном уровне. Задания, требующие произвольного внимания, следует чередовать с активными играми и забавами. Если вы вдруг заметите, что кто-то из ребят заскучал, "выпал" из игры, его следует немедленно вернуть – обратиться к нему лично или так или иначе пробудить его активность. С другой стороны, выпадение ребёнка из игры может послужить первым звоночком, что игру пора сменить.

Стоит поговорить особо о повышенной потребности младших школьников в юморе и смехе, которая объясняет огромную популярность у них всевозможных КВНов, игр-шуток и необидных игр-розыгрышей, небольших сценок с ярко выраженным шуточным характером, анекдотов и частушек. О юмористических нотках не стоит забывать даже при подготовке серьезных праздников типа Дня защитника Отечества или Дня учителя. Драматическая атмосфера праздника и избыток патетики вгоняет младших школьников в тоску.

Любят младшие школьники и праздники на открытом воздухе, особенно, если они проходят вместе с родителями. Вообще, в начальной школе родители продолжают играть важную роль в жизни своего ребёнка, поэтому их участие в праздниках не следует ограничивать только подготовительной работой – сбором средств, созданием праздничного сценария, приготовлением блюд к праздничному столу и т. п. Присутствие родителей на самом праздничном мероприятии не только не мешает, но, наоборот, пойдёт любому празднику на пользу. Совместные праздники сближают родителей и детей, рождают взаимную гордость: у детей за родителей и у родителей за детей. Сплачивается не только школьный, но и родительский коллектив.

Особое внимание следует уделить праздникам, в которых принимают участие классы из разных параллелей. На таких праздниках младшие школьники не только учатся совместно работать с более старшими ребятами (а, как известно, в школе ребёнок из старшего класса субъективно воспринимается чуть ли не представителем другого поколения). Когда первоклассник видит, насколько знающ, умён и более развит пятиклассник, это подстёгивает его к индивидуальному росту. Желание стать взрослее – мощный стимул к саморазвитию!

Праздник как творческая деятельность

Праздничная жизнь способствует развитию творческих способностей младших школьников. Как и прочие способности, способности к творчеству не развиваются сами по себе, вне деятельности, направленной на их развитие. Более того, если творческие способности не развивать, то рано или поздно они отмирают. Особенно это актуально для младших школьников, которые сталкиваются с новой для них деятельностью – учёбой. К сожалению, процесс обучения в наших учебных заведениях большей частью построен таким образом, что развивает в детях стереотипное мышление, далёкое от творчества в широком понимании этого слова. Мыслить и действовать творчески – значит, мыслить и действовать оригинально, нестереотипно, подходить к привычным вещам с новой точки зрения, находить в повседневности неожиданные ракурсы, связывать между собой противоречащие друг другу вещи. Всё это может делать дошкольник, который пока ещё не знает, как "нужно", как "правильно", и с обрушивающейся на него со всех сторон информацией обращается очень вольно и, с взрослой точки зрения, оригинально. Но в школе эта естественная способность ребёнка куда-то испаряется.

Для маленького ребёнка характерно воплощать во всём, что он делает, своё видение ситуации и мира. Он пока не знает, что могут быть другие картины мира, что существуют объективные законы природы и правила общежития, принятые в обществе. Ничто не сковывает его позывов к спонтанному творчеству. Конечно же, спонтанное творчество дошкольников далеко от продуктов творческого труда взрослых. Детские стихи или рисунки трудно назвать шедеврами! В массе своей они подражательны и не имеют общечеловеческой ценности. Детям не хватает не только технического мастерства, но и житейской мудрости, – неизменных компонентов творческой продукции взрослого мира. Но маленьким детям свойственно то, что нередко с возрастом уходит в неизвестном направлении, – потребность в творчестве. Творить для маленького ребёнка так же естественно, как дышать.

Оказавшись за школьной партой, ребёнок сталкивается со всевозможными правилами и законами. Ему постоянно твердят, что так может быть, а так нет, что так прилично, а так нет. Ребёнок открывает для себя, что многие вещи неправильно и даже категорически запрещено делать по ряду причин, что для всего есть масса ограничений, на всё существует свои законы. Конечно же, знание правил и законов необходимо, но одним процессом обучения невозможно сформировать гармонично развитую личность. Знакомя детей с тем "что такое хорошо и что такое плохо" и с тем "как можно и как нельзя", педагоги нередко забывают развивать в ребёнке творческие способности или убивают те, что у них уже были, тем самым оказывая ему медвежью услугу.

Только при условии бережного отношения к малейшим проявлениям творчества можно развить в ребёнке по-настоящему творческую личность. И речь не только о так называемых творческих профессиях, для которых творчество – суть профессиональной деятельности. Творческий человек может выполнять любую работу, иметь любую профессию. Главное – не то, чтo именно человек делает, а как он это делает. Настоящий профессионал отличается не только высоким уровнем знаний и доведенными до автоматизма навыками и умениями, но также творческим подходом к своей работе.

Праздник, как ни один другой вид деятельности, способствует развитию у младших школьников творческих способностей. Главное, что требуется от организаторов праздника, – это создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребёнка. Не секрет, что диапазон способностей у детей самый широкий, да и интерес к разным видам деятельности неодинаков. Кто-то с удовольствием проводит часы за пианино, кто-то всё время рисует, кто-то обожает петь. Празднично-досуговая деятельность позволяет разглядеть в каждом ребёнке задатки той или иной деятельности и, как ни странно это говорить применительно к детям столь малого возраста, помочь им определиться с будущей профессией. В каждом классе есть дети, которые рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют, пишут стихи и пр. Нередко именно во время праздников они впервые обнаруживают свои склонности и способности, раскрываются для себя, своих родителей и одноклассников с новой стороны. Это способствует повышению самооценки ребёнка, что особенно важно для тех, кто в силу разных причин не достиг успехов в учёбе. Задача педагога – разглядеть уникальные способности своих подопечных и найти им лучшее применение.

Подготовка к празднику

Подготовка к празднику нередко вызывает у младших школьников не меньший эмоциональный подъём, чем само праздничное действо. Участвуя в подготовительных работах, младший школьник учится самостоятельности и организованности, умению согласовывать свои действиями с действиями других детей… В результате на празднике ребёнок чувствует себя не просто гостем или зрителем, но хозяином и востребованной личностью. К тому же, подготовка к празднику сплачивает класс, рождает полезное и плодотворное сотрудничество между детьми.

Организатор праздника заранее договаривается с детьми о дате проведения праздника и совместно с ними намечает его программу. Вместе с детьми уточняются список приглашённых гостей, афиши, пригласительные билеты, музыкальное оформление, декорации и костюмы.

Вообще, школьный праздник – это не стихийное мероприятие. Оно имеет свою строго определённую структуру и требует кропотливой подготовительной работы.

Сценарий

У любого праздничного мероприятия должен быть сценарий. Общий сценарный замысел и конкретное наполнение сценария могут быть самыми разными и зависят от многих факторов. С другой стороны, сценарий – это не строгая инструкция для применения, а всего лишь алгоритм действия, который допускает импровизации и вольные отклонения от него. Данное обстоятельно особенно актуально, учитывая тот факт, что приходится иметь дело с детьми – существами во многом непредсказуемыми.

Наиболее подходящими сценарными моделями для праздников в начальной школе являются:

1) сюжетно-игровая программа со сквозным сказочным или литературным сюжетом и большим набором конкурсов и игр для зрителей;

2) праздничные концерты, во время которых ученики читают стихи, поют песни, танцуют, показывают небольшие инсценировки, часто шуточного содержания;

3) КВНы, турниры и прочие конкурсно-игровые программы (желательно, между командами, а не отдельными игроками);

4) подвижные программы на открытом воздухе (естественно, в хорошую погоду).

Если праздник имеет общегосударственное значение, то тематика праздника задаётся тем историческим событием, которое нашло отражение в праздничной дате. Основная проблема таких праздников – их ежегодная повторяемость. С каждым годом для организатора праздника становится всё труднее и труднее придумать что-нибудь новое и оригинальное. Если же каждый год повторять один и тот же заезженный сценарий, то праздник перестаёт быть таковым, всё больше превращаясь в формальность. Как выйти из положения в такой ситуации? Сохранив "рыбу" сценария, менять только детали, тем самым внося в праздничный сценарий новые краски. Меняйте игры, меняйте

стихи, вводите других сказочных персонажей… В прошлом году это был Винни-Пух, в этом году Незнайка, на следующий год тот же праздник будет вести Иванушка-дурачок. В прошлом году Международный женский день справлялся в виде конкурсной игры "А ну-ка, девочки!", в этом году праздник можно провести в виде конкурса "Мисс Вселенная" или в виде состязания Золушек.

Большой любовью у школьников пользуются конкурсно-игровые программы, во время которых ребята получают возможность "померяться силами". В отличие от средних и старших школьников, соревнования в начальной школе желательно проводить не между отдельными игроками, а между командами, так как в команде ребёнок будет чувствовать себя более уверенно и защищённо. Если же вы планируете провести состязание между отдельными ребятами, тогда необходимо подобрать такие конкурсы, чтобы в разных состязаниях был свой победитель. Таким образом, в конце праздника у вас появится реальная возможность наградить каждого ребёнка. Во время конкурсно-игровых программ нельзя забывать и о зрителях, болельщиках. Важно придумать конкурсы и для этой категории участников праздника.

Особое слово следует сказать о жюри – людях, которым придётся оценивать игру. С одной стороны, это не должны быть "люди с улицы". Во-первых, присутствие посторонних людей всегда напрягает. Во-вторых, члены жюри должны пользоваться авторитетом и доверием у игроков, в противном случае их мнение окажется под сомнением. Если жюри сформировано из детей, то один из членов обязательно должен быть взрослым, чтобы координировать работу детского жюри. С ним необходимо заранее обговорить такой момент, как критерии оценки конкурсов. Понятно, что они не должны быть слишком строгими. Помните, что главный постулат, определяющий деятельность жюри: "победила дружба". А это значит, что оценки должны быть неизменно высокими, а количество победителей в конечном итоге должно совпасть с количеством участвующих команд. Просто одна команда награждается за смекалку, другая – за артистичность, а третьей и вовсе достаётся приз зрительских симпатий.

Много идей для сценариев школьных праздников можно найти в телевизоре. Именно с голубых экранов в своё время шагнули в школы такие игры, как КВН, "Что? Где? Когда?", "А ну-ка, девушки!", "Любовь с первого взгляда", "Поле чудес" и многие другие. Естественно, телевизионные игры придётся адаптировать под возрастные особенности младших школьников.

Если вы планируете организовать концерт, тот тут следует исходить из возможностей конкретных детей. Так как важным условием любого концерта является жанровое разнообразие номеров, то первым делом необходимо выяснить, на что способны ученики данного класса. Есть ли дети, которые хорошо поют, кто любит и умеет рассказывать стихи, кто неплохо танцует и т. д. Не зная реальных возможностей детей, нельзя приготовить хороший концерт! А распределять роли автоматически – ты поёшь, ты танцуешь, а ты стихи читаешь, не важно есть у тебя к этому способности или нет, – заранее проигрышная стратегия. Если в классе недостаточно талантливых детей, что невероятно само по себе, то от концертной формы праздника лучше отказаться. С другой стороны, концерт может стать наиболее удачной формой проведения праздника в том случае, если на подготовительную работу совсем не остаётся времени. Идеально подходит концертная форма и для небольших утренников, посвящённых 23 февраля и 8 марта. Как правило, такие праздники проводятся непосредственно в учебное время, поэтому не могут длиться долго. К тому же, в подготовке к празднику принимает участие только половина класса – либо мальчики, либо девочки, что значительно ограничивает возможности праздника.

При создании праздничного сценария важно учитывать тот момент, что воплощать его будут не профессиональные актёры, а всего лишь маленькие дети, большая часть которых даже не обладает актёрскими способностями. По этой причине роли в детских праздниках не должны быть слишком большими и сложными для запоминания. К тому же, они должны оставлять место для детской импровизации. Нельзя давать ребёнку непосильные задания, которые он в принципе не способен выполнить. Следует учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Уже на этапе написания сценария важно иметь в виду конкретных детей, которые, по вашему замыслу, будут играть ту или иную роль. Это как при создании фильма, когда какая-то роль пишется специально под конкретного актёра, с учётом его профессиональных возможностей и особенностей игры. Если вы берёте готовый сценарий, то роли также следует распределять между детьми с учётом их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Начинаться праздник должен ярко и торжественно, чтобы дети сразу же настроились на праздничную волну. Это может быть совместная пляска или несложная разминочная игра.

Весь праздник должна пронизывать одна общая идея, которая будет связывать между собой все элементы праздника. Хорошо, если на празднике будет присутствовать какой-то сквозной персонаж, который поможет ведущему вести праздник или же сам будет выполнять роль ведущего. Первое появление этого персонажа должно быть интересно обыграно.

Дальнейшее действо должно развиваться по нарастающей, иначе интерес младших школьников быстро затухнет. Это значит, что праздничные номера и забавы следует подбирать таким образом, чтобы они шли по линии увеличения эмоционального накала. При этом общие игры и пляски должны чередоваться с сольными выступлениями, стихи – с активными развлечениями, игры на ловкость – с интеллектуальными играми. Желательно использовать стихи, песни, сказки и игры, в массе своей хорошо известные детям и любимые ими. Если на празднике присутствуют родители и другие гости, то необходимо предусмотреть игры и номера с их участием.

Наивысшая точка эмоционального напряжения называется кульминацией. В этот момент участники праздника чувствуют, что должно произойти что-то значимое и важное. Кульминацией может быть либо наиболее яркий, эмоционально-насыщенный и часто самый сложный конкурс программы, либо особо любимая, как правило, массовая игра, либо сюжетный поворот, который приводит к столкновению главного героя с противоборствующими силами и далее к его преображению.

Завершается праздничная программа самым приятным для детей действом – раздачей призов и подарков, что желательно обставить в игровой форме. Можно преподнести подарки в какой-нибудь оригинальной упаковке. Можно спрятать их и попросить детей найти. Можно раздавать подарки в качестве призов. Сам процесс раздачи подарков должен быть быстрым, но без суеты.

Если праздник предполагает праздничный пир, то необходимо позаботиться о праздничном столе. Он должен быть украшен по-праздничному, а блюда стола должны быть по-настоящему вкусными и, по возможности, связанными с темой праздника.

Обратите внимание, что программу праздника составляют таким образом, чтобы в неё можно было легко и безболезненно внести изменения.

Репетиции

Хороший сценарий – это много, но не всё! Чтобы праздник удался, хороший сценарий должен получить соответствующее воплощение, что требует от организатора праздника режиссёрских способностей: умения претворять в жизнь написанное на бумаге, представлять себе то, как будет выглядеть праздничное мероприятия в окончательном виде, организовывать репетиционный процесс. К сожалению, учитель начальных классов, а именно он в большинстве случаев выполняет функции организатора, не всегда обладает способностями к режиссуре. И это может стать большим камнем преткновения на пути воплощения праздничного сценария. Впрочем, в классе всегда найдутся чьи-нибудь родители, которые с удовольствием возьмут на себя роль режиссёра.

Распределение ролей и построение мизансцены производится совместно с детьми. Роли распределяются с учётом пожеланий и реальных возможностей детей. Если кому-то не досталась желаемая роль, следует объяснить ребёнку, что в следующий раз он будет играть того, кого захочет. И это не должны быть пустым обещанием! На одну большую роль можно назначить несколько исполнителей, которые будут по ходу действия сменять друг друга. Наиболее сложные роли раздаются взрослым или приглашённым старшеклассникам.

Для концерта выбирается конферансье. Им может быть как сам учитель, так и ученик, обладающий артистическими способностями и не боящийся выступлений на публике. Второй вариант зачастую более предпочтителен.

Начинается совместная подготовительная работа с прочтения сценария и объяснения детям общего смысла праздничного действа. Далее "режиссёр" проверяет, насколько хорошо дети усвоили сценарий праздника. Он помогает каждому ребёнку найти яркий образ посредством интонаций, мимики, жестов, походки и прочих невербальных маркеров. При этом он поощряет любые детские импровизации, стимулирующие творческую активность ребёнка. Особое внимание уделяется персонажам, которые по своей природе являются неодушёвленными, но, тем не менее, движутся и говорят.

Следующий этап – это репетиции. Практически любой праздник требует репетиционной работы, однако нет ничего хуже, если подготовка к празднику сводится к утомительным репетициям, сменяющим одна другую! От многочисленного повторения одних и тех же слов и действий у любого ребёнка пропадёт интерес к тому, что он делает. Поэтому "режиссёр" всегда должен держать в голове ту мысль, что он имеет дело не с профессионалами, а всего лишь с детьми. Не следует требовать от детей профессионального актёрского мастерства! В конце концов, начальная школа не театральный институт! Возможно, вы имеете дело с будущими химиками, финансистами и спортсменами, для которых актёрское мастерство – не самая необходимая в жизни вещь. С другой стороны, именно в школьных постановках можно разглядеть детей с выдающимися задатками и склонностью к актёрскому мастерству. Для большинства великих актёров первое сильное эмоциональное потрясение от актёрской деятельности связано именно со школьными спектаклями.

В идеале репетиции должны проходить в форме игрового действа и доставлять детям не меньше удовольствия, чем сам праздник. Когда детям весело и интересно, они имеют возможность постоянно придумывать что-то новое и импровизировать, репетиции проходят легко и нескучно. Не забывайте, что для детей младшего школьного возраста, как и для дошкольников, главное – не результат, а процесс!

Декоративное оформление праздника

Обратите внимание, что в подготовке к празднику должен участвовать весь класс! Важно задействовать в праздничной программе не только активных ребят, но и тех, кто робеет или предпочитает отсиживаться в тени. Последних можно подключить к оформительской работе – рисованию афиш и пригласительных билетов, созданию декораций и праздничных костюмов, украшению помещения.

К декоративному оформлению помещения привлекают как самих детей, так и их родителей. Важный момент, который следует учитывать, – это материально-технические возможности организаторов праздника. Но даже в том случае, когда они практически неограниченны, помпезным и дорогим декорациям желательно предпочесть декорации лёгкие и мобильные, с которыми мог бы справиться даже ребёнок. Хорошо, если одни и те же декорации можно будет использовать в разных сценах, слегка видоизменив их. Часть декораций ребята могут создать собственными руками.

Летние праздники лучше всего проводить на свежем воздухе. При этом участок, на котором состоится праздник, украшают в соответствии с праздничной тематикой. При проведении праздника на открытом воздухе важно учитывать прогноз погоды. Но даже в том случае, когда вы знаете, что на намеченный день прогнозируется солнечная погода, необходимо продумать запасной вариант праздника – в помещении, так как точность метеорологических прогнозов весьма условна, особенно, если эти прогнозы делаются за несколько недель. При наличии запасного варианта плохая погода не испортит праздничного настроения ребят.

Все дети на празднике должны быть одеты по-праздничному. Если праздник предполагает специальные костюмы, то дети должны знать, кто во что будет одет. Особенно ценно, если костюмы к празднику будут изготовлены самими учениками.

Музыкальное оформление

Огромное значение для детей младшего школьного возраста имеет музыкальное оформление праздника. Ребята в этом возрасте достаточно чутко реагируют на ритм, ладовую окраску музыки, которая пробуждает определённое эмоциональное состояние. Не следует использовать взрослые песни с "детскими" словами. У "взрослой" музыки совсем иная мелодика и иной ритм, чем у детской, поэтому нередко она трудна для исполнения и восприятия.

Музыкальное оформление не может быть случайным. Оно должно чётко соответствовать замыслу организатора и рождать в детях именно тот эмоциональный настрой, который требуется на данном этапе праздничного действа. Там, где необходимо, музыка должна нагнетать тревогу; в других случаях, например, при вручении наград, – настраивать на торжественный лад. Правильно подобранное музыкальное оформление поможет детскому воображению нарисовать фантастические образы, адекватные происходящему.

Дети должны принимать непосредственное участие в подборе музыкального оформления праздника!

Несколько слов о ведущем

Очень важна роль ведущего праздника, который должен быть творческим человеком, способным к импровизациям и хорошо знающим психологию детей младшего школьного возраста. Ведущий должен в совершенстве владеть русской речью, иметь чёткий и выразительный голос, знать много шуток и игр, быть весёлым, эмоциональным и находчивым человеком. И, конечно же, он должен любить детей. Наиболее велико значение ведущего при таких форматах школьных праздников, как концерт и особенно конкурсно-игровая программа. В данном случае ведущий должен быть хорошим организатором и обладать способностью к импровизации, так как ему придётся связывать разрозненные номера (конкурсы) между собой.

В арсенале ведущего всегда должны быть разнообразные игры и приёмы активации участников праздника, которые выручат в непредвиденных ситуациях, когда праздник забуксовал или пошёл в нежелательном направлении. Идеальный ведущий должен поддерживать форму и в то время, когда нет никаких праздников, – пополнять свою личную "игротеку", расширять арсенал технических и художественных средств, читая специальную литературу и "подглядывая" за чужими праздниками. Также ему можно порекомендовать обращать внимание на сценарно-режиссёрские ходы, используемые при создании телевизионных развлекательных программ.