Глава 3
Хэллоуин – 31 октября
Хэллоуин (Halloween), или День всех святых, празднуется в ночь с 31 октября на 1 ноября и является событием достаточно новым для праздничной жизни России. Новым, но при этом быстро развивающимся. За несколько лет существования в нашей стране этот праздник успел найти массу последователей, особенно среди подростков и молодежи. С каждым годом Хэллоуин собирает все больше и больше поклонников, причем многие из них даже не догадываются, чему посвящен праздник, где и когда он появился. Их в первую очередь притягивает внешние атрибуты Хэллоуина: общая атмосфера мистики и таинственности, магические ритуалы и обряды, инфернальные костюмы, зловещие тыквенные головы… Так какова же все-таки история этого праздника?
Хэллоуин пришел в современную Европу из Северной Америки. В США и Канаде этот праздник-мистификация по популярности уступает только Рождеству. В Нью-Йорке в честь Дня всех святых устраивают парад, который транслируется по всем основным телевизионным каналам. Особенно любят Хэллоуин американские школьники, которые наряжаются всякой нечистью и ходят по соседям, клянча сладости. Если прижимистые соседи отказывают в угощении, дверные ручки их домов полностью вымазываются сажей.
Впрочем, корни у Хэллоуина – не американские, а, как раз наоборот, европейские… Христианский День всех святых возник в 9 веке в Англии на основе языческого праздника огня Самхейн, или Самьен (Samhain) – главного кельтского праздника, отмечавшегося в начале ноября. Самхейн знаменовал собой окончание сбора урожая, конец старого аграрного года и начало нового. В этот день кельты гасили все домашние очаги, которые на следующее утро снова зажигали, но не обычным способом, а от священного огня, полученного кельтскими жрецами-друидами. На вершинах холмов в священных дубовых рощах друиды разжигали костры и приносили злым духам жертвы, чтобы умилостивить их, а по утрам дарили людям угли от священных костров. Воскресшему огню приносились жертвы – растения и животные. Кельты верили, что в ночь Самхейн, когда старый год встречается с новым, границы между этим и потусторонним мирами стираются, и все барьеры между материальным и сверхъестественным устраняются. В эту ночь Самхейн открывает врата в зиму, врата между прошлым и будущем, между жизнь и смертью, между миром людей и миром сидов – волшебных существ, настроенных по отношению к людям либо враждебно, либо нейтрально. Всего одну ночь в году люди могли запросто проникнуть в мир сидов, а потревоженные духи, демоны и прочая нечисть могли оказаться среди живых людей. Поэтому кельты одевались, как потусторонние существа и ходили по домам, прося еду для умиротворения нечистой силы. Костюмы старались сделать, как можно страшнее, надеясь тем самым отпугнуть сидов.
Один из главных атрибутов Хэллоуина – тыква, которая называется "Джек-фонарь" (Jack'o'laterns). Легенда гласит, что обычай делать фонари из овощей ввел ирландский кузнец по прозванию Скупой Джек. Однажды в канун Дня всех святых на пьяного кузнеца положил глаз сам Дьявол, и, чтобы заполучить его душу, предложил тому купить кружку эля. Кузнец согласился, но благодаря своей скупости не только избежал приготовленной Дьяволом участи, но и выторговал себе 20 лет спокойной жизни. Однако земную жизнь скупого Джека нельзя было назвать праведной, поэтому после смерти он не был допущен в рай. Дорога в ад также была ему заказана, и Джек был обречен бродить по земле, освещая себе путь кусочком угля, полученным от Дьявола, который он поместил внутрь выдолбленной репы, чтобы огонь не задуло ветром. Считается, что Джек-фонарь до сих пор не нашел покоя и продолжает скитаться по земле в ожидании Страшного Суда. Чтобы Джек-фонарь не проник в дом, 31 октября тыквенные головы принято ставить на каждое окно. Тогда, приблизившись к дому, Джек увидит себя, испугается и убежит. Для современных последователей Хэллоуина тыква со страшной рожицей и свечкой внутри символизирует одновременно злобного духа и огонь, отпугивающий его. Впрочем, не во всех странах "дьявольские подсвечники" делают из тыквы: в Англии свечки вставляют в свеклу, а в Шотландии и Ирландии – в репки и картофелины.
Сценарий праздника "Академия пугал" (для учащихся 5–6 классов)
В оформлении помещения рекомендуется использовать рисунки ребят с изображением всякой нечисти, в первую очередь – привидений и пугал. Также в праздник органично впишутся традиционные тыквенные головы а ля "Джек-фонарь", которые накануне Хэллоуина можно купить практически в любом подарочном магазине. Однако дешевле и интереснее подсвечники из небольших тыковок изготовить своими собственными руками (подобно древним кельтам!).
Сделать из тыквы подсвечник не составит большого труда. Первым делом необходимо удалить мякоть и семечки таким образом, чтобы толщина стенок тыквенной головы составляла порядка 1 см. Затем в стенках тыквы вырезают 3 треугольника (это будут глаза и нос) и зубастый рот. На месте ушей делают 2 отверстия – для веревки. После этого тыкву кладут на полотенце "вверх ногами" и дают время стечь тыквенному соку. Внутрь готовой тыквенной головы кладут гофрированную бумагу; сквозь боковые отверстия пропускают веревку. Завершающий шаг – ручной фонарик, который необходимо положить внутрь тыквы. Если вместо фонарика планируется свеча, то гофрированную бумагу лучше не использовать! Огонь и бумага – не самые лучшие соседи!
Если снизу к тыквенной голове среднего размера приставить швабру и балахон из простыни, то получится Скупой Джек в полную величину. Поставьте такое "чудище" у входа, чтобы оно "встречало" ничего не подозревающих участников праздника, – и эффект превзойдет все ожидания! Особенно, если выключить верхний свет и включить в голове "Джека" фонарик!
Кроме тыквы в оформлении праздника можно использовать и другие фрукты. Так, на апельсинах и лимонах можно вырезать смеющиеся мордочки с глазками-оливками (виноградинками), а на большом грейпфруте будет великолепно смотреться корона из золотой бумаги.
Действующие лица (взрослые):
ведущий,
мистер Кошмар,
Язычница Алексеевна,
Чеширский кот,
Женщина в белом,
Сирена Заморская.
Когда все участники праздника соберутся в зале, входит ведущий. Так как предполагается, что ведущий представляет Академию пугал, то и одет он должен быть соответствующим образом.
Ведущий. Здравствуйте, девочки и мальчики!
Дети здороваются.
Ведущий. Я рад приветствовать вас в знаменитой Академии пугал. Вы, без сомнения, о ней много слышали…
Дети отрицательно качают головами или говорят, что ничего не слышали об Академии пугал.
Ведущий. Как?! Неужели вы ничего не слышали о знаменитой Академии пугал?! Я не могу в это поверить! Слава об этом учебном заведении гремит по всему миру. Академию заканчивали такие известные личности, как кентервильское привидение и Чеширский кот. Несколько лет в Академии училось доброе привидение по имени Каспер. Наши выпускники рассеяны по всему миру. Поэтому я крайне удивлен, что вы ничего не слышали о нашей Академии. Ну да ладно! Сегодня в Академии – День открытых дверей! А это значит, что вы не только познакомитесь с самой Академией, но также узнаете то, что никогда не знали, увидите то, чего раньше не видели. Слабонервных просим взять себя в руки или покрепче схватиться за соседа. Итак, Академия пугал открывает свои двери!
Звучат фанфары.
Массовая игра "Как чихает пугало"
Ведущий. Уважаемые посетители Академии, наше учебное заведение специализируется на профессиональной подготовке привидений и пугал. И для начала мне хотелось бы выяснить, что вам известно об этой уникальной специальности?
Дети отвечают, что они знают о привидениях и пугалах, рассказывают известные им истории.
Ведущий. Неплохо, неплохо! А слышали ли вы когда-нибудь, как чихает настоящее пугало?
Дети отвечают.
Ведущий. Ну что ж, у вас есть уникальная возможность услышать этот восхитительнейший звук, усладу ушей моих!
Ведущий разбивает ребят на 2 равные группы и дает каждой группе свое слово:
первой группе – "ящики",
второй группе – "хрящики".
Когда ведущий поднимает правую руку, первая группа
как можно громче кричит: "Ящики!". Когда ведущий поднимет левую руку, вторая группа что есть мочи кричит: "Хрящики!". Если же ведущий поднимает обе руки, то обе группы дружно кричат: "Спички!". При правильном выполнении задания должен получится звук, похожий на громкий "чих".
Ведущий. Поздравляю! Сами не подозревая того, вы прошли подготовительные курсы при Академии пугал! А это значит, что вы готовы к дальнейшим занятиям. И чтобы настроиться на нужный лад, предлагаю вам небольшую физразминку. Проведет ее заслуженный педагог Академии пугал, мастер огородного спорта – мистер Кошмар.
Входит мистер Кошмар, костюм которого полностью соответствует выбранному образу. В руках у мистера Кошмара – прыгающий призрак, которого тот то и дело бросает на пол, а призрак сразу же отскакивает от пола обратно в руки мистера Кошмара.
Прыгающий призрак делается следующим образом. Возьмите маленький мячик и заверните его в белую тряпочку, после чего перехватите ткань резинкой. На получившейся головке нарисуйте фломастером рожицу. Прежде чем использовать призрак на празднике, рекомендуется проверить его в деле. Обратите внимание, чтобы ткань не мешала "призраку" прыгать!
Физразминка
Мистер Кошмар (детям). У-у-у-у-у, встаньте, мои юные друзья!
Дети встают.
Мистер Кошмар. Поднимите правую руку вверх и потрясите кистью. Теперь поднимите левую руку вверх. Покачайте обеими руками. Пошумите, как шумят березы: "ш-ш-ш-ш". Помашите руками, как птицы, и покричите: "Кыш-кыш!". Разведите руки в стороны и пожужжите, как самолеты.
Мистер Кошмар показывает движения, а ребята повторяют их за ним.
По окончанию физразминки Мистер Кошмар уходит или садится в сторонке, но так, чтобы ученики его хорошо видели.
Ведущий. Посмотрите, какие симпатичные и, главное, очень перспективные ученики собрались! Наверняка, они вылезли из темных чуланов и забытых богом сундуков. А некоторые и вовсе вылезли из топей и болот. Я прав?
Дети отвечают.
Ведущий. Рад это слышать! Я нисколько не сомневался, что сегодня собрались только самые лучшие кадры. И уверен, что учеба в Академии пугал вам не покажется слишком трудной. А сейчас пришло время нашего первого урока – урока русского языка. Его, как обычно, проведет Язычница Алексеевна (можно использовать настоящее отчество преподавательницы русского языка).
Входит Язычница Алексеевна, в которой органично сочетаются типичные атрибуты преподавательницы русского языка и представительницы потустороннего мира.
Язычница Алексеевна. Добрый день, учащиеся!
Дети отвечают.
Язычница Алексеевна. Недавно я получила послание от своего кузена (то есть двоюродного брата) – Красного Чародея. Он проживает в другой стране и является очень авторитетным и могущественным чародеем, известным на весь мир.
Язычница Алексеевна достает из кармана свиток и демонстративно разворачивает его.
Язычница Алексеевна. Но что я вижу! Послание не простое, а заколдованное. Вот посмотрите.
Язычница Алексеевна показывает лист бумаги ребятам, и те видят, что он совершенно пустой. Тогда учительница зажигает свечу, стоящую на учительском столе, подносит свиток к пламени свечи, – и на глазах изумленных ребят на совершенно чистом листе бумаги начинает проступать какой-то текст. Для пущего эффекта под текстом рекомендуется поместить какой-нибудь зловещий рисунок (например, череп и перекрещенные кости).
Разгадка фокуса проста: послание написано особыми чернилами из сока овощей или фруктов, которые, высыхая, не оставляют и следа. При нагревании бумаги послание вновь становится видным. Обратите внимание, что сок репчатого лука дает чернила черного цвета, сок лимона – коричневого цвета, сок незрелой вишни – зеленого цвета и сок незрелого винограда – красного цвета.
Язычница Алексеевна (смотрит на текст). Однако послание не только заколдовано, но и зашифровано. Узнаю своего кузена! Уж очень он осторожный!
Урок русского языка – "Зашифрованное послание"
Язычница Алексеевна пишет на доске зашифрованное послание, которое она получила от кузена (или открывает створку доски, на которой послание было написано заранее). Задача ребят – расшифровать послание Красного Чародея.
Способы шифровки послания могут быть различными:
"слепое" письмо с произвольными интервалами внутри текста;
"зеркальное письмо", предполагающее чтение слов справа налево, да к тому же при помощи зеркала;
криптограмма, в котором каждая буква закодирована цифрой – порядковым номером буквы в русском алфавите (1-А, 2-Б, 3– В и т. д.).
Задание выполняется на скорость. Побеждает тот ребенок, который быстрее остальных расшифрует послание.
Можно предварительно попросить ребят разбиться на мини-группы по 4–6 человек. В этом случае задание выполняется всей группой. Побеждает та группа, которая справится с заданием раньше остальных.
По окончанию урока русского языка Язычница Алексеевна уходит или садится в сторонке.
Ведущий. Следующий урок – урок физики. А вот и ваш учитель – Чеширский кот!
Медленно и вальяжно входит Чеширский кот.
Ведущий (продолжает представлять Чеширского кота). Доктор физических и астральных наук. Мастер материализации и дематериализации. Да и просто обаятельнейшее существо! Вы только посмотрите на его улыбку!
Чеширский кот, улыбаясь во все лицо, подходит к ведущему и протягивает ему для рукопожатия правую руку. Ведущий берет руку, и – о, ужас! – рука Чеширского кота остается в руке ведущего.
Секрет столь необычного рукопожатия прост. Необходимо взять перчатку и набить ее мягкой бумагой или ватой, после чего втянуть правую руку в рукав и взять в нее перчатку так, чтобы она выглядывала из рукава, словно настоящая рука. Во время рукопожатия Чеширский кот должен отпустить перчатку и отступить на шаг назад, чтобы перчатка осталась в руке ведущего. Чтобы все прошло без заминки, данный фокус необходимо несколько раз отрепетировать!
Чеширский кот (смущаясь). О, простите! Вырвалось.
Чеширский кот забирает у ведущего руку и прилаживает ее обратно, но делает это, отвернувшись от ребят. На самом деле, пока Чеширский кот стоит к ребятам спиной, он незаметно кладет набитую перчатку за пазуху, а из рукава высовывает свою настоящую руку в точно такой же перчатке. Произведя эти нехитрые манипуляции, Чеширский кот поворачивается к ребятам лицом и шевелит правой рукой, как будто проверяет, что она хорошо прилажена.
Чеширский кот (вкрадчиво, растягивая слова). Здравствуйте, мои дорогие!
Дети отвечают.
Чеширский кот. Как приятно всех вас видеть здесь, в нашей Академии пугал. Глядя на ваши вдохновенные лица, я верю, что наше потустороннее дело не умрет. Более того, перейдет в надежные руки! (Украдкой смотрит на свою правую руку.) Что касается меня, то сегодня я научу вас очень полезному навыку – гасить пламя свечи, не прикасаясь к ней руками и не задувая ее. Как говорится, законы физики – и никакого мошенничества!
Но прежде чем провести конкурс на тушение свечи, рекомендуется показать ребятам один фокус, который создаст необходимый эмоциональный настрой. Чеширский кот подносит свою руку к пламени свечи, оставшейся после урока русского языка, – и вдруг непонятно откуда появляются многочисленные огоньки (искры). Ребята поражены, между тем разгадка проста и незамысловата. Необходимо положить в ладонь небольшой кусочек свежей апельсиновой кожуры. Поднося руку к свече, надо сложить кожуру пополам и выдавить на пламя несколько капелек апельсиновой эссенции. Именно из-за них и образуются искры. Обратите внимание, что фокус лучше показывать на расстоянии от ребят, чтобы преподавателя не выдал резкий апельсиновый запах.
Урок физики – "Свечка, погасни!"
Чеширский кот вызывает несколько ребят, желающих принять участие в конкурсе на тушение свечи, и раздает им по бутылке и свече. Задача конкурсантов – потушить свою свечку при помощи пустой бутылки.
Первым делом Чеширский кот объясняет технологию выполнения задания. Необходимо с усилием подуть в бутылку и закрыть ее горлышко большим пальцем. При этом важно не допустить утечки воздуха из бутылки! После этого горлышко бутылки подносится прямо к пламени свечи, и большой палец убирается. Согласно законам физики, сжатый воздух вырвется из бутылки наружу и погасит свечу.
Несмотря на то, что описанная процедура кажется легкой, она не всегда срабатывает с первого раза. Именно на этой трудности выполнения задания и построен конкурс.
Выигрывает тот конкурсант, которому удастся потушить пламя своей свечи первым.
В завершение конкурса Чеширский кот тушит свою свечу (можно и даже рекомендуется – при помощи все той же бутылки!), но потом снова зажигает ее, поднося зажженную спичку не ближе чем на 10 см к фитилю. Важно, чтобы ребята видели, что спичка находится достаточно далеко от фитиля свечи! В противном случае, они не будут удивлены.
Чтобы данный фокус получился, свеча должна быть большой и хорошо промасленной. Тогда при ее тушении образуется много дыма. Как только свечка погаснет, над ней поднимется столб дыма. Необходимо ввести зажженную спичку в этот столб. Спичечное пламя, увлекаемое вниз дымом, опустится к фитилю, – и свечка вновь загорится. Причем все произойдет настолько быстро, что ребята ничего не заподозрят.
Вдруг раздается зловещий стук в дверь.
Ведущий. А вот и наша преподавательница истории пришла – Женщина в белом.
Медленно, слегка покачиваясь, входит – вернее, "вплывает" – Женщина в белом.
Женщина в белом. Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Женщина в белом. Нас ожидает не совсем обычный урок истории. Сегодня не я, ваша учительница, буду рассказывать вам истории, а вы – мои ученики. А ну-ка, самые страшные и кровожадные отзовитесь!
Несколько ребят поднимают руки.
Женщина в белом. Отлично! Уверена, что если вас встретить в темное время суток, то от вас практически невозможно уйти.
Дети отвечают.
Женщина в белом. Пугаете и ночью, и днем. Так, сказать без перерыва на обед и без выходных.
Дети отвечают.
Женщина в белом. Вижу, что вы настоящие мастера своего дела! И вам есть чем поделиться с остальными ребятами, начинающими свой путь в качестве пугал и страшилищ.
Женщина в белом вызывает к себе несколько ребят, готовых поделиться своими "профессиональными секретами".
Урок истории – "Суперпугала"
Женщина в белом предлагает каждому конкурсанту вытянуть по одному листочку с заданием. Задания могут быть такими:
1. Расскажите, где вы живете.
2. Покажите, как вы обычно спите.
3. Расскажите, чем вы предпочитаете питаться.
4. Станцуйте свой любимый "пугальский" танец.
5. Покажите, что вы делаете, когда у вас хорошее настроение.
6. Покажите, что вы делаете, когда у вас отвратительное настроение…
Время подготовки – 5–7 минут.
Ведущий. А пока конкурсанты готовятся, наша учительница музыки – Сирена Заморская (можно использовать настоящее отчество преподавательницы) проведет с остальными ребятами урок музыки.
Входит Сирена Заморская в каком-нибудь экзотическом наряде, отсылающем к древнегреческой мифологии. Голос у Сирены должен быть красивым и певучим, почти завораживающим.
Урок музыки – "Шумовой оркестр"
Для проведения "урока музыки" понадобятся любые предметы, находящиеся в зале, которые могут издавать более-менее мелодичные звуки. Некоторые из таких предметов Сирена Заморская может принести с собой. Данные предметы будут служить ребятам музыкальными инструментами.
Задание – создать "оркестр" и исполнить на имеющихся "музыкальных инструментах" предложенное Сиреной Заморской музыкальное произведение. При этом способы извлечения звуков из "музыкальных инструментов" ребята придумывают сами. Время подготовки – 3–5 минут.
В игре могут принимать участие как все присутствующие на празднике, так и только желающие ребята. Еще один вариант проведения игры, самый оптимальный, – устроить концерт из нескольких "оркестров" (по числу мини-групп), предложив каждой группе подготовить свое музыкальное произведение. Допускается использования в "оркестре" вокалиста, который должен издавать звуки, характерные для привидений и тому подобных существ.
Когда "оркестры" будут готовы, ведущий приглашает участников конкурса "Суперпугало" показать свои задания, после чего "оркестры" исполняют подготовленные ими музыкальные композиции.
Ведущий (аплодируя). Браво! Браво! Спасибо вам за доставленное удовольствие! Поаплодируем друг другу! Вы все были великолепны!
Дети аплодируют друг другу.
Ведущий. Ну, вот и подошел к концу День открытых дверей в Академии пугал! Разрешите вам напомнить, что сегодня с вами были мистер Кошмар, Язычница Алексеевна, Чеширский кот, Женщина в белом и Сирена Заморская.
Все упомянутые персонажи поднимаются со своих мест и кланяются. Дети им аплодируют.
Ведущий. Вы успешно справились со всеми заданиями, и поэтому позвольте каждому из вас вручить сертификат об окончании ускоренного курса обучения в Академии пугал. Этот документ в дальнейшем позволит вам на льготных основаниях, практически без экзаменов, поступить в магистратуру Академии. Если вы, конечно, захотите продолжить карьеру пугала!
Всем без исключения ребятам, присутствовавшим на празднике, вручаются сертификаты. Сертификаты вручают преподаватели Академии.
Завершить праздничное мероприятие можно чаепитием и танцами.
Сценарий праздника "Там, на неведомых дорожках" (для учащихся 7–8 классов)
Помимо сугубо развлекательной задачи, праздник преследует собой и познавательную цель – познакомить средних школьников с главными персонажами славянской мифологии и русских народных сказок, привить интерес к русской народной культуре.
Праздник "Там, на неведомых дорожках" представляет собой конкурсную игру, организованную в виде путешествия по заданному маршруту. Путешествие предполагает несколько остановок (станций), на каждой из которых игроков ждет очередная "нечистая сила" славянских корней и подготовленное ею конкурсное задание. На каждой станции ребята проводят в среднем 10 минут.
"Хозяева" станций (взрослые и/или старшеклассники):
Кощей Бессмертный,
Баба-Яга и кот Баюн,
Леший,
упырь Иван,
несколько русалок,
Кикимора,
Служитель моста через Огненную реку.
Возле каждой станции рекомендуется поставить табличку с краткой исторической справкой и психологическим портретом "хозяина" станции, дабы морально подготовить ребят к предстоящему заданию, которое тем или иным образом всегда связано с конкретным мифологическим персонажем. Отдельный стенд должен быть посвящен средствам защиты от нечистой силы, оберегам и талисманам.
Игра носит командный характер. Это значит, что игроки объединяются в команды. Каждая следующая команда выступает в путешествие с задержкой на 10 минут, то есть на одну станцию. Порядок участия в игре определяется при помощи жребия. Впрочем, команда может быть и одной!
У входа в помещение, где будет проходить игра (скорее всего, это – здание школы), необходимо повестить карту маршрута с указанием всех станций. Точно такая же карта с маршрутом выдается каждой команде, принимающей участие в игре. Кроме карты каждой команде выдается маршрутный лист с обозначением станций, на котором "хозяева" станций проставляют баллы за выполненные задания.
Накануне праздника в классах, которые будут принимать участие в игре, рекомендуется провести занятия, посвященные славянской мифологии. Кроме того, преподавателям следует посоветовать детям почитать литературу о быте, нравах и языческих верованиях наших предков.
Первая станция – Кощеев лес
На первой станции игроков встречает сам Кощей Бессмертный.
Историческая справка:
"Кощей Бессмертный – злой чародей, обитающий в своем царстве на краю света. Выглядит, как худой высокий старик, сморщенный и сгорбленный. От воды приобретает сверхъестественную силу.
Психологический портрет.
Охоч до красивых девиц.
Защита. Условно бессмертен. На самом деле, смерть Кощея спрятана на острове Буяне, на котором растет дуб, на дубе висит сундук, в сундуке находится заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрет. Никак иначе его не убить".
Кощей Бессмертный задает игрокам вопросы о нечистой силе. На обдумывание каждого вопроса дается 30 секунд. Если команда не отвечает за это время, то вопрос снимается.
Примерные вопросы:
1. Если человеку удается с ним подружиться и задобрить его, то он приносит в дом счастье и благополучие. О ком речь? (О домовом)
2. Этот мертвец либо неправильно был захоронен, либо покончил жизнь самоубийством, либо при жизни занимался колдовством. По ночам он выходит из могилы и пьет человеческую кровь. Как его называли наши предки? (Упырем)
3. Зимой этот представитель нечистой силы спит, а весной просыпается, причем очень голодный. Люди задабривают его маслом, черным петухом или гусем. О ком речь? (О водяном)
4. Он не любит, когда кто-то ругается. Может за плохие слова унести к себе и наказать. (Леший)
5. Эта нечисть живет в доме, любит всех пугать, а если поселится в курятнике – беды не оберешься! (Кикимора)
6. Как называется дух воды, живущий в речных омутах и мельничных запрудах? (Водяным)
7. Как называются враждебные человеку духи, творящие мелкие пакости? (Бесами)
8. Кого нужно задобрить, чтобы охота и рыбалка удались на славу? (Лешего и Водяного)
9. Как называется огнедышащий дракон с несколькими головам? (Змеем Горынычем)
10. Это мифическое существо похоже на Змея Горыныча, но при этом способно менять свой внешний вид, становясь то медведем, то деревом, а то и вовсе веником. Его появление неизменно сопровождается молниями, громом, землетрясением и волнениями на море. О каком существе идет речь? (О чуде-юде)
11. Это мифическое животное представляет собой огромного змея, способного убивать одним лишь взглядом, проникающим сквозь стены и обращающим все в камень. (Василиск)
12. Назовите вещую птицу, которая, по преданию, отгоняет нечистую силу. (Петух)
13. Какое дерево убивает нечисть? (Осина)
14. Можно ли поломать рябину? И почему? (Нежелательно, так как наши предки считали, что рябина – мстительное дерево)
15. В некоторых русских губерниях существовал обычай класть у порога березовое полено. Зачем это делали? (Березовое полено у порога – преграда для нечистой силы, так как считалось, что береза охраняет от зла)
16. Есть ли в избушке Бабы-Яги окна? (Нет, так как ей не нужен солнечный свет)
17. Какой вид энергии использует Баба-Яга, летая на ступе? (Нечистую силу)
18. Почему встреча сказочного героя с нечистой силой всегда происходит на мосту? (Водная граница символизирует границу между жизнью и смертью. Для героя важно встретить нечисть на подступах к миру живых и уничтожить ее.)
19. Почему нечистая сила появляется вечером, а не днем? (Она боится солнечного света)
20. Что такое "явь" и "навь"? ("Явь" – это видимый материальный мир; "навь" – потусторонний мир, царство смерти)
За каждый правильный ответ начисляется 2 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно получить на данной станции, – 40.
Вторая станция – избушка Бабы-Яги
На второй станции игроков встречают Баба-Яга и ее верный помощник кот Баюн.
Историческая справка о Бабе-Яге:
"Баба-Яга – зловредная старуха довольно-таки устрашающего вида. Проживает в избушке на курьих ножках. Считается привратницей между миром мертвых и миром живых. В свою очередь, избушка – это врата в царство мертвых. Предпочитает передвигаться по белому свету в железной ступе, укомплектованной помелом, которое также может использоваться в качестве средства передвижения. В услужении у Бабы-Яги находятся лягушки, змеи, вороны и черные коты, включая самого известного из них – кота Баюна.
Психологический портрет. Мудра. Наделена большой магической силой. В целом отличается злобным характером, но временами на нее находят приступы доброты.
Защита. Временами "добреет" в ответ на искренние комплементы и добрые слова".
Историческая справка о Коте Баюне:
"Кот Баюн – верный друг и помощник Бабы-Яги. Сидит на высоком железном столбе. Обладает волшебным голосом. При помощи песен и заклинаний может навести на человека злые чары.
Психологический портрет.
Не добр и не зол. Любит сам рассказывать сказки и слушать их от других".
Кот Баюн предлагает ребятам сочинить сказку, которая бы ублажила Бабу-Ягу (та, мол, сегодня, что-то не в духе, наверное, не с той ноги встала!). Сказка должна начинаться следующими словами: "Жила-была Баба-Яга". Сказка сочиняется с ходу, без предварительной подготовки. Каждый член команды произносит по 1–2 предложения. В итоге должна получиться связанная и, желательно, интересная история.
Максимальное количество баллов – 20.
Третья станция – сторожка Лешего
На третьей станции игроков встречает Леший.
Историческая справка о Лешем:
"Леший – хозяин леса. Следит за порядком в лесу и за тем, соблюдают ли этот порядок люди. Все лесные птицы и звери подчиняются ему беспрекословно. Перегоняет зверей с места на место, следит за ростом растений. Способен менять свой рост от самых высоких деревьев до травы. Часто заманивает одиноких путников в чащу леса, свистя и аукая. Одет как человек, только обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, а левый – на правую.
Психологический портрет.
Любит петь и хлопать в ладоши, особенно поздним вечером до полуночи. Не любит, когда люди разбрасываются налево и направо проклятиями. За это может унести в лес и оставить жить у себя. Лакомка; очень радуется, когда ему на пеньке оставляют что-нибудь вкусненькое. За это может и отблагодарить. Раз в год полностью теряет над собой контроль, и сам устраивает в лесу большой беспорядок: кричит, ломает деревья, гоняет зверей и птиц… В этот день все средства защиты от Лешего оказываются бесполезными.
Защита. Боится огня, грома и грозы. Заблудившемуся в лесу человеку рекомендуется вывернуть свою одежду наизнанку. Если заблудились несколько человек, то им следует поменяться одеждой, после чего проговорить любимую поговорку Лешего: "Шел, нашел, потерял".
Леший проводит с ребятами игру "Сандалики". Для этого игроки садятся на пол в круг, снимают обувь с левой ноги и кучкой складывают ее в центре круга. По сигналу Лешего каждый игрок должен надеть на левую ногу любую обувь, кроме своей.
После этого необходимо построиться так, чтобы ноги, обутые в парную обувь, оказались рядом. Все это ребята делают как можно быстрее, так как время построения записывается в маршрутный лист.
Чем меньше времени уйдет у команды на выполнение задания, тем выше будет балл. Баллы проставляются в конце игры, когда будет понятно, кто быстрее остальных справился с данным заданием. Команда, потратившая наименьшее количество времени, получает 20 баллов.
Четвертая станция – встреча с упырем
На четвертой станции игроков встречает упырь по имени Иван.
Историческая справка об упырях:
"Упырь – злобный покойник, который был рожден человеком от нечистой силы. Чаще всего упырями становятся самоубийцы и колдуны. Подобно вампиру, испытывает биологическую потребность в человечьей крови, которая по ночам поднимает упыря из могилы. Может менять внешний вид, но чаще всего не утруждает себя такими сложностями и просто убивает любого попавшегося на его пути человека.
Психологический портрет – отсутствует, так как упырь мертв, а значит, лишен психики. Подобно роботу, запрограммирован на уничтожение.
Защита. Боится железа и солнечного света. Исчезает, услышав предрассветный крик петуха. Убить упыря можно только осиновым колом, который необходимо вогнать в его сердце".
Упырь Иван проводит с командой игру "Хитрый зверь". Команда выбирает самого быстрого и смелого игрока – "охотника за упырями". Остальные члены команды встают в круг. Внутрь круга заходят упырь и "охотник". К ноге упыря привязан колокольчик. Глаза "охотника" завязаны платком, в руке у него – имитация осинового кола. Задача "охотника" – за 1 минуту успеть коснуться упыря осиновым колом. Ребята, образующие круг, могут подсказывать "охотнику", где находится упырь. К тому же все передвижения упыря внутри круга неизбежно сопровождаются звуком колокольчика. Чтобы у упыря была возможность для свободного передвижения, игроки в круге встают на расстоянии вытянутых рук друг от друга.
Если "охотнику" удается "убить" упыря в течение отведенного срока, то команда получает 10 баллов. Если "охотник" "убивает" упыря на первых секундах игры, то команда получает дополнительные 10 балов. Если "охотнику" не удается "убить" упыря, то команда не получает ничего.
Пятая станция – русалочья заводь
На пятой станции игроков встречают несколько русалок, которые скачут, резвятся, водят хороводы и поют песни.
Историческая справка о русалках:
"Русалки – обитательницы рек и озер, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы. Летом нередко перебираются в леса и на поля. Русалки часто качаются на ветвях плакучих ив и берез по берегам водоемов. Могут насылать бури, ливни и град. Частенько ломают у мельниц жернова, спутывают сети рыболовов, разрушают плотины… Особенно активны от захода солнца до первых петухов. При желании, могут уберечь человека от глаз упыря. Нередко выходят замуж за водяных, обитающих в зарослях тростника и осоки. Выглядят как красивые девушки с длинными распущенными волосами зеленого цвета.
Психологический портрет.
Русалки любят петь песни, плясать и водить хороводы. Особенно недружелюбны к молодым парням, которых могут защекотать до смерти.
Защита. Боятся огня, железа, а также растений с резким запахом (полыни, чеснока и лука). Кроме того, защититься от русалок помогает обращение к Перуну: "Батюшка Перун, помоги!" или обращение к предкам: "Щур, сохрани!".
Завидев ребят, русалки окружают их со всех сторон и просят спеть с ними какую-нибудь песню, поводить с ними хоровод. Ведь только это сможет вызвать их расположение. Так, русалки могут предложить ребятам исполнить необычные хороводы, как то:
хоровод эвенкийских оленеводов,
хоровод конголезских охотников на муху цеце,
хоровод новогвинейских людоедов,
хоровод техасских ковбоев…
Максимальное количество баллов, которое можно получить на данной станции, – 20. Оцениваются слаженность команды и артистизм ее членов.
Шестая станция – встреча с Кикиморой
На шестой станции игроков ждет задание Кикиморы.
Историческая справка о Кикиморе:
"Кикимора – злой дух, большую часть времени проводящий в крестьянской избе за печкой. Дочка Змея Огненного, рожденная красной девицей. Образование получила за тридевять земель у злых колдунов и колдуний. Уже к семи годам в совершенстве овладела любым недобрым волшебством. По ночам выходит из-за печи и совершает мелкие пакости, а то и безобразничает по-крупному: швыряет вещи, передвигает мебель и т. п. Короче, полностью отвечает за полтергейст. Часто пугает детей, стуча за печкой коклюшками. Может вредить домашним животным, особенно курам. Выглядит как маленькая безобразная старушка с куриными ногами.
Психологический портрет.
Злобна и весьма могущественна. Особенно враждебна к мужчинам. Любит прясть пряжу и плести кружева. Неравнодушна к настойке из корня горького папоротника.
Защита. Боится знахарей, так как только они могут изгнать ее из дома".
Кикимора проводит игру "В одной связке". Для этого она выдает капитану команды небольшой клубочек веревки (толстых ниток) и просит его "пришить" всех членов своей команды к этой веревке. "Пришить" – значит, продеть веревку через любые отверстия в одежде игроков (через пуговичные петли, рукава, шлевки, паты, пояса и т. д. и т. п.). Нельзя привязывать человека к веревке простым узлом! Нельзя обхватить веревкой всю команду сразу! Следует последовательно "нанизывать" каждого игрока на веревку.
Задание выполняется на скорость.
Чем меньше времени уйдет у капитана команды на выполнение данного задания, тем выше будет балл. Баллы проставляются в конце игры, когда станет ясно, какая команда быстрее остальных справилась с заданием Кикиморы. Капитан, потративший наименьшее количество времени, чтобы "пришить" игроков к веревке, приносит своей команде 20 баллов.
Седьмая станция – Огненная река
Историческая справка об Огненной реке:
"Огненная река, она же река Смородина, – река, отделяющая мир живых от мира мертвых. Вместо воды в реке – легко воспламеняющаяся смола. Является местом обитания огненного змея, из пасти которого изрыгаются языки пламени, а из ноздрей валит черный дым.
Берега реки соединяет Калинов мост, на котором происходило немало битв между силами добра и зла. Ступившему на мост нет дороги назад!"
Огненная река – это пожарный ров, через который переброшен мост. На мосту игроков поджидает Служитель моста, который просто так не пропускает на другую сторону реки.
Служитель моста раскладывает перед командой "магические" предметы. Капитан команды вытягивает карточку с названием того или иного представителя нечистой силы и, не говоря ни слова и не показывая карточки остальным членам команды, берет в руки тот "магический" предмет, который, по его мнению, защищает от данной нечисти или задабривает ее. Остальные члены команды по "магическому" предмету должны догадаться, кто написан на карточке. Команде дается только одна попытка ответа на каждый предмет.
"Магические" предметы:
головка лука или чеснока (от русалок),
сборник сказок (для кота Баюна),
деревянный кол или какая-нибудь железная вещь (от упыря),
швейная игла (Кощея Бессмертного),
что-нибудь сладкое (для домового),
черная фигурка какого-нибудь животного (для водяного),
клубок пряжи со спицами (для кикиморы)…
За каждый правильный ответ начисляется 2 балла.
В завершение игры команды выходят туда, откуда начиналось их путешествие, и сдают свои маршрутные листы ведущему (или судейской коллегии). По суммарному количеству баллов определяется команда-победительница, которой вручается грамота и специальный приз. Желательно, чтобы приз был коллективным. Остальные команды получают почетные грамоты участников игры.