Рождество Христово
(25 декабря/7 января), двунадесятый праздник
Вот и прошел «светский» Новый год. Запад уже отпраздновал Рождество и приближается к концу Рождественских каникул. А у нас начинается предпразднство Рождества Христова. В такой великий праздник не войдешь за один день. Рождеству предшествует сорокадневный пост, а со 2 января начинаются совсем строгие дни Предпразднства. Особые песнопения в Церкви, особая собранность: пост теперь более строгий. В дни предпразднства в храмах уже звучат песнопения, поэтически рассказывающие о Рождестве Христовом, раскрывающие вселенский смысл этого события. Постараемся в эти подготовительные дни хотя бы раз или два посетить храм. Нужно это для того, чтобы войти в надвигающееся событие, суметь стать его участником…
Событие праздника
Рождество Христово является великим праздником, установленным в воспоминание Рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Два Евангелиста повествуют нам о Рождестве Христовом: Матфей и Лука. И празднуемое событие лучше всего описать именно на основании этих рассказов.
Праздник Рождества Христова по своей значимости считается вторым после Пасхи («три дня Пасха» – пишется в богослужебных книгах), как тесно связанный с тайной спасения. Вспомним слова Символа веры: «Нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотив-шагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Чтобы спасти людей от власти греха и смерти, под которую они подпали, отделившись от Бога (вспомним историю грехопадения Адама и Евы), Сын Божий – Вечный Бог – Сам становится человеком, принимает человеческую плоть (воплощение) – и всю человеческую природу (вочеловечение). Он сходит на землю, и это схождение, Рождение Его среди людей, – необходимое условие и первая ступень спасения человека. Христос, Единосущный Отцу по Своему Божеству (то есть одного существа с Отцом, Такой же Бог!)г становится таким образом единосущным нам по человечеству. Он – «Новый Адам», Который пришел спасти и заменить Собой Адама древнего.
В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что Создатель опять восстанавливает человека: «Истлёвша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содётель, яко прославися». Можно сказать, что вся Вселенная ожидала Небесного Искупителя.
Рассказ евангелиста Луки
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город.
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было (см.: Лк. 2, 1—20).
Евангельское повествование говорит, что в Вифлееме не было мест в гостиницах из-за того, что много людей пришло в этот маленький город на перепись. Где же остановились Матерь Божия и Иосиф Обручник? Церковное предание свидетельствует, что это была пещера (по-церковнославянски – вертеп), куда пастухи загоняли скот. Поэтому-то там и находились ясли – простейшая продолговатая кормушка, куда кладется сено для скота и в которую удобно положить спеленатого младенца.
В рассказе о Рождестве Христовом замечательно то, что первыми поклонились родившемуся Спасителю пастухи (по-церковнославянски – пастыри), простые дети природы, которые могли открыть пред Ним только сокровищницу своего сердца, полного веры и смирения. Уже значительно позже пришли волхвы с Востока, насыщенные ученой мудростью, повергшие пред Богомладенцем вместе с благоговейной радостью золото, ладан и смирну. Они должны были совершить долгий путь, прежде чем достигли Иудеи, и, даже находясь уже в Иерусалиме, не сразу могли найти место Рождения Царя Иудейского. Не говорит ли это о том, что и простота сердца, и глубокая добросовестная ученость одинаково ведут ко Христу? Но первый путь прямее и короче второго. Пастырями руководили непосредственно Ангелы, а волхвы не без затруднений и опасностей достигли желанной цели и не слышали небесного пения, прозвучавшего над землей: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14).
Рассказ евангелиста Матфея
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода (см.: Мф. 2, 1-15).
Подарки волхвов: символика
В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Христу, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).
В службе Рождества Христова есть слова о том, что не только волхвы принесли родившемуся Господу дар, но и вся вселенная: Ангелы принесли пение, небеса – звезду, пастыри – чудо (то есть пастухи принесли удивление), волхвы – дары, земля – вертеп (пещеру), пустыня (пустынное место) – ясли, люди – Матерь Деву.
Пришествие в мир и воплощение Сына Божия – дело бесконечной любви Бога Отца, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (ср.: Ин. 3, 16).
Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило мир: оно влило в одряхлевшее человечество струю Божественной жизни, тем самым люди получили возможность стать причастниками вечной жизни. Оно дало людям силы бороться с грехом, примирило с Богом, усыновило людей Небесному Отцу и возродило все человеческое естество. Поэтому воплощение Сына Божия является центром мировых событий и от него ведется летоисчисление – до и после Рождества Христова. Празднование же Рождества Христова стало радостнейшим праздником верующего человечества.
Рождественский сочельник
6 января – Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением.
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочёвник) – связано с традицией в этот день варить пшеницу с медом, изюмом и орехами – сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти все же необходимо.
Не едят «до звезды», и за века народного благочестия эту звезду и стали понимать как небесную, первую проявившуюся на небе (правда, и ночи в эту пору самые длинные, и звезды, особенно в северной части России, появляются довольно рано). Но если быть на службе сочельника в храме, то… завершается служба как раз «появлением звезды»: в центр храма выносится свеча на высоком подсвечнике, символизирующая звезду Рождества, и перед ней поется тропарь и кондак Рождества Христова. Вот до этого-то времени мы и постимся!
Несмотря на народное название сочельник, суть навечерия праздника не в сочиве, а в богослужении – ведь днем б января уже начинается праздничная служба Рождества.
В канун праздника в храме совершается служба царских часов, на которой читаются псалмы, отрывки из Ветхого Завета, из Апостола и Евангелия, специально подобранные к Рождеству Христову. Вообще царские часы бывают только три раза в году: в Рождественский и Крещенский сочельники и в Великую Пятницу на Страстной седмице перед Пасхой. По образцу часов Великой Пятницы и составлены царские часы сочельника. После царских часов совершается великая вечерня праздника Рождества Христова: дивные стихиры и интереснейшие отрывки из Ветхого Завета – паремии, в которых образно предсказывается Пришествие Бога на землю. И дальше своим чином идет Литургия святителя Василия Великого, завершающаяся, как мы уже сказали, пением рождественских тропаря и кондака перед свечой-звездой. Праздник начался!
Сочиво
Сочиво из пшеничных зерен
1 стакан зерен пшеницы
100 г мака
100 г ядер грецких орехов
1—3 столовые ложки меда
Сахар по вкусу
Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе, подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. Дальше варят обычную рассыпчатую постную кашу на воде.
Мак растирают до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и соединяют с пшеницей. В конце кладут толченые ядра грецких орехов.
Можно пшеницу варить и целиком, предварительно замочив на несколько часов.
Сочиво из риса
1 стакан зерен риса
1,5 стакана кипятка
Рис заливают кипятком и варят три минуты на сильном огне, шесть – на среднем, три – на маленьком. Еще двенадцать минут нужно не открывать крышку, давая рису настояться на пару.
Соотношение всех остальных компонентов для сочива (мак, мед, орехи) сохраняется. При желании можно добавить в него изюм, курагу, чернослив и так далее.
Как проходит богослужение праздника
Все больше людей встречает праздник Рождества в храме на ночной службе. Встретить праздник ночью – особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночью служат только на Рождество и Пасху. Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию праздника. Принято убирать храмы хвоей. Все необычайно празднично и торжественно, ликующе, полно света.
Всенощное бдение начинается с великого повечерия, на котором поется торжественная песнь пророка Исаии:
С нами Бог, разумейте, язы́цы, и покаря́йтеся, яко с нами Бог!
(Язы́цы – это народы, народы языческие, еще не просвещенные светом веры.) Частое повторение этих слов: «С нами Бог!» – свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих, что никакие враги не могут победить нас, потому что Бог всегда с нами, а теперь еще и сошел на землю во плоти.
Утреня (вторая часть всенощного бдения) совершается так же, как и во все великие праздники.
Величание праздника сперва поет священство перед иконой праздника, лежащей на аналое[1] в центре храма, а затем многократно повторяет хор и молящиеся, пока священник в предшествии диакона обходит весь храм с каждением.
Величаем Тя, Живода́вче Христе, нас ради ныне пло́тию ро́ждшагося от Безневе́стныя и Пречи́стыя Девы Марии.
Далее на утрене мы слышим канон праздника, каждая песнь которого начинается дивными песнопениями – ирмосами, написанными преподобным Космой Маиумским. Вот ирмос первой песни:
Христос ражда́ется, славите! Христос с Небес, сря́щите <встречайте>! Христос на земли́, возноси́теся! Пойте Го́сподеви, вся земля, и весе́лием воспойте, лю́дие, яко прославися.
Во время исполнения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова.
Песнопения праздника
Утром в сочельник по окончании Литургии в центр храма выносится свеча, и священники поют перед ней тропарь Рождества Христова – главное песнопение праздника.
Тропарь, глас 1
Рождество Твое́, Христе Боже наш, возсия́ми́рови свет разума, в нем бо звезда́м служа́щий звездо́ю уча́хуся Тебе кла́нятися, Солнцу правды, и Тебе ве́дети с высоты востока. Господи, слава Тебе.
Глас – это напев, подробнее можно об этом прочитать в словарике в конце нашей книги.
Возсия́ ми́рови – воссияло миру; уча́хуся – учились, были научены; Тебе ве́дети – Тебя знать.
Мы поем о том, что Рождество Господа нашего Иисуса Христа озарило мир светом разума. Мы вспоминаем мудрецов-волхвов, которые всю жизнь поклонялись звездам (звезда́м служа́щии), – и звезда же научила их поклоняться истинному свету – Солнцу правды, Господу Иисусу Христу (Тебе кла́нятися, Солнцу правды), и знать истинного Бога, сошедшего с высоты (Тебе ве́дети с высоты востока).
Востоком с высоты называли Господа Иисуса Христа еще древние Пророки задолго до Его Пришествия. И вот Господь, Солнце правды (так Его тоже именовали Пророки), с непостижимой небесной высоты сошел к людям, стал человеком, родился в пещере для скота. Что это Сын Божий, Спаситель мира, – Господь открыл простым пастухам и премудрым волхвам. С ними и мы поем: Господи, слава Тебе!
Другое важнейшее песнопение праздника – конда́к.
Кондак, глас 3
Дева днесь Пресу́щественнаго ражда́ет, и земля верте́п Непристу́пному прино́сит. Ангели с па́стырьми славосло́вят, волсви́ же со звездою путешествуют: нас бо ради роди́ся Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог.
Днесь – сегодня. Пресу́щественнаго – Того, Кто превыше всякой сущности. Верте́п – пещеру. Волсви́ – волхвы.
Когда же празднуется рождество – 25 декабря или 7 января?
Праздник Рождества – теперь он стал и государственным – отмечен в наших календарях под 7 января. А за две недели до того, 25 декабря, празднуют Рождество на Западе. Получается, что на Западе и в России – разное Рождество?
Нет. Рождество Христово одно, и с древних времен Церковь празднует его 25 декабря. И наша Православная Церковь – тоже. Просто, как мы уже отмечали в предисловии, есть два разных календаря. Их называют «гражданский» и «церковный», или же «григорианский» и «юлианский», или же «западный» и «восточный». До 1918 года в нашей стране в Церкви и государстве был один календарь – восточный. Такой отсчет времени древнее (его ввели при римском императоре Юлии Цезаре, отсюда и название «юлианский»), это как бы единая календарная нить, которая тянется через все два тысячелетия от Рождества Христова до наших дней.
А новый стиль, по которому отмеряет сейчас время и наше государство, был введен в католической Европе 4 октября 1582 года по указу Римского папы Григория (в честь которого и получил свое название). Однако ряд Православных Церквей, например Грузинская, Иерусалимская, Польская, Русская, Сербская, используют юлианский календарь. Придерживается юлианского календаря и Святой Афон. Следуют старому стилю и отдельные монастыри и приходы в Европе и США.
Разница в датах между старым и новым календарями продолжает увеличиваться – на одни сутки каждые 128 лет. Сейчас она составляет 13 суток. Вот и получается, что, когда по церковному (юлианскому, старому) календарю наступает 25 декабря, Рождество Христово, – по новому, григорианскому, календарю уже 7 января следующего года.
До 1918 года не только Церковь, но и вся Россия жила по юлианскому календарю. А потом, сразу после революции, большевики, руша старые порядки, заодно перевели на 13 дней «отстающий» календарь, чтобы «быть как все». А Русская Церковь продолжает сохранять свой календарь как дорогую связь с древней традицией. И встречает Рождество Христово 25 декабря. Ничего страшного, что там, «снаружи», уже 7 января. Мы-то знаем, что Рождество Христово – здесь!
О рождественской елке и подарках
К Рождеству многие украшают в своих домах елки, пекут пироги и готовят праздничные обеды.
Храмы на Рождество обычно тоже украшают еловыми ветвями. Хотя обычай этот и не древний и пришла к нам рождественская елка с Запада, – это прекрасный и глубокий символ Рождества. Ведь ель – и зимой живая, зеленая, и она говорит нам о вечной, невянущей Жизни.
Верхушку рождественской елки украшает или звезда – и это та самая звезда Рождества! – или блестящая острая верхушка, на которую можно прикрепить Ангела, возвещающего о Рождестве Христовом. А игрушки на елке изобразят всю красоту и чудо жизни, созданной Богом. В старину на елку вешали и конфеты, и золоченые орехи, и разные сладости и все это раздавали маленьким гостям в конце домашнего праздника.
А сами-то подарки почему принято дарить именно на Рождество?
Да в память волхвов, которые принесли дары Христу. Мы тоже хотим, как волхвы, принести Ему дары. И мы можем это сделать! Подумай – как? Как подарить подарок Господу?
Он Сам подсказал нам это в Евангелии, объяснив: то, что мы делаем для одного из братьев Его меньших, то есть людей, – мы делаем для Него (см.: Мф. 25, 40). И получается: то, что мы дарим близким, а тем более и далеким, незнакомым, – мы дарим Христу, Младенцу-Христу. Поэтому рождественские подарки должны быть самыми любовными, радостными, согретыми теплом души.
Святки
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют Святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
В первые века христианства в восточных Церквах праздновали Богоявление – Пришествие Бога на землю – и во время праздника вспоминали и Рождество Христово, и Крещение, и Обрезание. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники стали праздновать отдельно, то празднование распространилось на все промежуточные дни, от 25 декабря до б января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что, по древнему обычаю, православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.
Эти два праздника соединены Святками, чередой праздничных дней. В эти дни можно причащаться, не соблюдая пост со всей строгостью. Все дни наполнены удивительной радостью праздника Рождества Христова. Но в полной мере это можно почувствовать, если ходить в храм на службу.
Кроме богослужения, эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких. А вот проводить Святки – святые дни – за бездарным просмотром телевизора – это значит растратить тот дар, который нам дает Господь.
Православные на Святках всегда старались уделять время делам милосердия. В эти дни особенно хорошо поделиться радостью Христова Рождества с людьми, сделав им что-то доброе. Многие посещают в эти дни больницы, детские дома, устраивают рождественские концерты, поздравляя. Конечно, нужно заранее определить, куда пойти, в какой детский дом, может быть, подготовить подарки детям. Или если не было такой подготовки, то можно присоединиться к какой-то группе, которая уже собирается посетить детский дом.
«Святочные гадания – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года, – говорит известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев. – Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары Младенцу Христу, отвечу – они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели – в обратном направлении». Церковь категорически запрещает гадания – будь то святочные или любые другие: «Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают» (61-е правило Шестого Вселенского Собора).
Святки – это период духовной радости, а не плотской. Действительно, заканчивается пост в еде. Но Святки – время особенно интенсивной духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к встрече праздника Рождества.
Христославленье в наши дни (рассказ участника)
Не могу сказать, что хотя бы кто-то из нашей компании серьезно увлекается фольклором или помешан на «возврате к истокам». Просто однажды захотелось ради праздника самим сделать что-то непривычное и радостное. Попробовали. Получилось.
Традиция поздравлений на Рождество, колядования, называется еще «славить Христа». Именно такая интерпретация этой традиции нам и близка. Она предполагает, в первую очередь, пение основных церковных песнопений: ирмоса «Христос раждается», тропаря, кондака. Много есть и «песен христославов», хорошо, хотя и по-детски немудрено, отражающих именно христианский смысл этого праздника. О традиции колядования с фольклорной точки зрения писано в последнее время много, и вряд ли стоит повторяться. Любознательный читатель найдет достаточно материала, если только пожелает. Цель же моего повествования более практическая – поделиться личным опытом.
Итак, прежде всего мы решили разучить упомянутые церковные песнопения и несколько песен; самые известные: «Нова радость настала», «Небо и земля», «Добрый вечер». Замечу, что многие песни родились в южных областях России, и их пришлось перекладывать с украинского языка. Получилась забавная смесь русского с украинским, которая, впрочем, никого не покоробила. В первый год нам очень повезло. Мы зазвали в свою компанию регента Татьяну, которая в то время не работала ввиду недавнего рождения дочки. Тане, руки которой уже изрядно «стосковались по штурвалу», за длинные выходные удалось сделать так, что тропарь и кондак даже те, кто в жизни не попал ни в одну ноту, пели не только правильными гласами, но и правильными голосами.
Иногда даже приходилось сдерживать ее стремление к совершенству и напоминать, что мы собираемся петь не на клиросе и не на концерте.
Другой важный вопрос, который предстояло решить: к кому ходить. Сразу отмели идею ходить по друзьям и близким знакомым только ради того, чтобы похвастаться: «А вот мы как можем». Не показалась перспективной и идея идти к незнакомым людям: могут и милицию вызвать. Также нас не слишком увлекла мысль ходить по домам постоянных прихожан. Безусловно, встретили бы нас радушно, но людям, которые готовились к празднику постом, исповедью и Причастием, были на праздничной ночной службе, наш доморощенный хор вряд ли дал бы что-то сопоставимое с тем, что они уже получили. Однако у каждого из участников описываемой затеи нашлось некоторое количество знакомых, кто или не мог прийти в храм из-за немощи, или вообще не часто бывает в храме, хотя и тянется к вере, и кому именно сейчас тяжело и нужна моральная поддержка. Так родилась основная идея: принести праздник тем, кто не смог прийти на праздник сам.
В день Рождества Христова, выспавшись после ночной службы, собрались на условленной «явочной» квартире и отправились по первому из намеченных адресов. Здесь была допущена серьезная тактическая ошибка, которую мы сами больше не повторяли и от которой хотели бы предостеречь тех, кто решит последовать нашему примеру. Хозяйку квартиры предупредили заранее. Когда мы, запев с порога «Христос раждается», вошли в квартиру, то увидели стол, накрытый специально к нашему приходу. Застолье, а уж тем более выпивка, не входило в наши планы, поскольку за оставшуюся половину праздничного дня надо было навестить еще многих людей.
Однако двинуться дальше нам удалось только через час, с трудом уговорив хозяйку не очень обижаться. После этого тактику пришлось изменить. Совсем без предупреждения приходить все же не советую: в конце концов, хозяевам может потребоваться хотя бы одеться. Да и мало ли какие могут быть обстоятельства? Поэтому стали делать так. Кто-нибудь, кто знает хозяев, звонит им минут за 5 – 10 и говорит: «Марья Ивановна! Я вот тут мимо буду проходить, можно зайду Вас с праздником поздравить?». А о том, что к звонившему прилагается орава из восьми человек, умалчивалось. В результате их появление вызывало довольно сильные, но всегда положительные, эмоции.
Традиционно хозяева угощают христославов. Но поскольку мы ходили в основном к людям пожилым и небогатым, то пытались подражать героям
Толкиена, которые в свой день рождения подарки не принимали, а дарили. Взяли с собой гостинцы и поздравляли с праздником тех, к кому заходили. Если же что-то давали нам, то мы дарили это следующим хозяевам. Надо ли говорить, что, несмотря на все наши усилия, в конце концов подарков у нас осталось «двенадцать коробов».
Но самое интересное, что мы наколядовали целую бабушку. Зашли мы в квартиру, где прихожанка нашего храма, баба Женя, живет со своей девяностопятилетней мамой. Пока пели, потом спорили с мамой, которая пыталась дать нам денег, глядим: баба Женя уже пальтишко надела. «Я, – говорит, – с вами пойду!». Так в нашем коллективе оказались и стар и млад. Младшему, нашему сыну, 4 года, старшей – 71 год. А деньги взять нас таки уговорили. «На церкву»…
Как передать, почему эта, можно сказать, детская затея произвела на всех нас такое впечатление? Почему так прочно эти несколько часов, проведенные в хождении из квартиры в квартиру, связаны с тем удивительным рождественским настроением, о котором я вспомнил в начале статьи? Попробую сказать так… Нам достаточно часто приходится видеть слезы. Даже слишком часто, потому что обычно эти слезы бывают от горя. И очень редко приходится сталкиваться со слезами радости.
Так вот, я совершенно не преувеличу, если скажу, что столько слез радости, сколько за эти несколько часов, я не видел за всю свою жизнь! А то, что эту радость удалось принести в дома благодаря усилиям твоим и твоих друзей, наполняет сердце таким ощущением счастья, которое невозможно описать. Поистине, во сто крат лучше давать, чем получать, и поистине тот, кто и чашу воды подаст во имя Христово, не потеряет награды своей! Замечу, что таким поразительным эффектом мы обязаны отнюдь не каким-то исключительным вокальным способностям. Скорее, на тех, к кому мы приходили в гости, производило впечатление просто то, что о них вспомнили и пришли поздравить столь необычным и неожиданным образом. Да и само ощущение «детскости» нашей затеи открыло, видимо, какие-то уголки души и у тех, кто пел и поздравлял, и у тех, кого поздравляли.
Именно поэтому через год в преддверии Рождества снова собрались те, кто мог. А также те, кто не мог, но очень хотел. Чтобы, пользуясь дармовыми выходными, вспомнить, как поются рождественские песнопения и песенки. Ведь хотя мы и не гнались за профессиональным качеством исполнения, но все же некоторый уровень музыкальности старались поддерживать. Во всяком случае, ирмос, тропарь и кондак мы разучили на три голоса и так, чтобы не слишком фальшивить. А это потребовало, по крайней мере в первый год, известного количества репетиций. Впрочем, на второй год учиться пришлось в основном тем, кто присоединился к нашей компании впервые. К сожалению, мы лишились нашего «художественного руководителя и дирижера». Танина дочка подросла, Таня вернулась на свой боевой пост на клиросе, и на колядки ее уже не хватало. Поэтому пришлось обходиться своими силами, доказав себе, а заодно и уважаемым читателям, что не боги горшки обжигают. Зато баба Женя не только прочно влилась в наш коллектив, но и научила нас некоторым известным ей рождественским песням.
Я уже говорил, что, несмотря на все наши усилия избавляться от гостинцев, в первый год мы наколядовали изрядное количество сладостей, без которых хозяева не хотели нас отпускать. Просто угрюмо «поделить добычу» казалось нам не очень хорошей идеей: ну не ради же шоколадок ходили! Во второй раз мы придумали хорошее решение в том числе и этой проблемы. Навестив всех знакомых, мы отправились в местную больницу. Там прошли по палатам, попели и раздали все, что принесли с собой. Впрочем, нужно сказать, что хождение с колядками по палатам в больнице требует значительного такта. Где-то могут быть тяжелые больные, которым неприятны громкие звуки, кто-то спит или отдыхает. А уж начав, надо суметь распределить силы и время на все палаты. Иначе, представляете, как обидно будет тем, до кого вы не дошли!
Должен сказать, что славить Христа на Рождество всегда было занятием детским. И хотя от хождения с колядками все мы получаем большое удовольствие, есть такое чувство, что заниматься этим нам приходится за «нерадивых» детей. Вот и пытаемся их, кого получается, звать в компанию. И есть у меня такая мечта. Чтобы, дай Бог, лет через несколько старший сын, который сейчас уже пошел в школу, сказал: «У вас, родители, свои планы, а мы с друзьями договорились идти Христа славить». А мы тогда останемся дома, отдохнем после службы и даже не будем ждать, чтобы дети зашли к нам. Ведь есть те, кому это нужнее.
Илья Оводов
Храмы и икона Рождества Христова
Наиболее известные храмы Рождества Христова:
В Вифлееме, на месте Рождения Спасителя, с пещерой Рождества.
Храм святой Софии, Премудрости Божией, – главный храм Константинополя и всей Византийской империи – посвящен именно Рождеству Христову. Премудрость Божия – это и есть Сын Божий, Иисус Христос.
Храм Христа Спасителя в Москве: главный алтарь его посвящен Рождеству Христову.
Икона (слово это по-гречески означает «образ») – это окно в вечность, в Царствие Небесное, а не просто изображение какого-то события. Из иконы вечность смотрит на нас, а мы – на вечность.
Вот почему на иконе праздника Рождества Христова (как и на иконах некоторых других праздников) изображены сразу несколько событий: икона передает все самое главное, что для нас, для рода человеческого, означает Рождество Христово.
Дева Мария возлежит в вертепе (пещере) у яслей. Надлежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол. Сверху на пещеру падает луч света от Вифлеемской звезды. Справа – Архангел Гавриил, Божий вестник, он склонился к фигуре пастуха, и этот пастух изображен за всех пастухов, призванных прийти к яслям Христовым (мы ведь не знаем, сколько их было). А три Ангела слева – олицетворение всех Сил Небесных, славословящих рождение Бога: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14).
А вот внизу на конях волхвы. Их трое: молодой, средних лет и старый, один из них смугл. Волхвы представляют все возрасты человека и олицетворяют собою все народы земли. В Средневековье за волхвами закрепились имена: старый и седой, с длинной бородой – Мельхиор, смуглый, средних лет, бородатый – Валтасар, а самый юный, безбородый, румяный – Гаспар.
Внизу справа сидят повитухи, омывающие Младенца (как мы видим, Младенец изображен дважды – в пещере и в руках повитухи).
Слева внизу сидит Иосиф, понурый и грустный, опершись головой на руку. Произошло великое чудо и великая радость, – почему же он так печален? А что за странный сгорбленный старичок в одежде из шкур и с кривой палкой рядом с ним? Это бес, навевавший на Иосифа тоску и сомнение, когда он увидел, что Мария беременна (это описано в Евангелии от Матфея; см.: Мф. 1, 18–21). Икона запечатлела не только радость Рождества, но и то, что бывает в духовной жизни всякого человека и без чего нет ни побед, ни истинной веры: момент слабости, сомнения, неверия в чудо…
Вифлеем
Небольшой городок Вифлеем расположен уступами на двух скалистых холмах (высота над уровнем моря – 800 м) в 8 км к югу от Иерусалима. Небольшие белые домики разместились на склонах. «Вифлеем стоит на горе красовито», – писал один из паломников XVIII века.
Название города в переводе с древнееврейского «Бет-Лехем» – «Дом хлеба», и именно здесь родился Хлеб Жизни – Христос Господь, чтобы спасти человечество от власти греха и смерти.
В наши дни на одной из площадей Вифлеема находятся колокольня, крепостные стены, Рождественская базилика[2] – древний храм, сохраняющий ту самую пещеру, из которой воссияло нам Солнце Правды.
С начала XII века, когда базилику Рождества посетил русский игумен Даниил, она дошла в относительной сохранности до нашего времени. «Над вертепом тем святым Рождества… большая церковь в форме креста с прямоугольным, высоко поднятым верхом… в длину она 50 саженей до великого алтаря, а в ширину 20 саженей, – писал он. – Вертеп же и ясли, где было Рождество Христово, находятся под великим алтарем, – как бы пещера большая, сделана красиво, и семь ступеней у нее, по которым сходят к дверям вертепа святого. Дверей у нее двое… если восточными дверьми входишь в вертеп, по левую руку есть место на земле внизу, на котором и родился Христос… Над местом тем святым возведена трапеза святая, и… на той трапезе, служат Литургию».
Длинная галерея с двумя рядами коринфских мраморных колонн по обеим сторонам, с огромными кедровыми и кипарисовыми балками на потолке, составляет часть базилики крестообразной формы («нижнюю» оконечность креста). Главный алтарь в честь Рождества Христова, выделяющийся изящным арочным иконостасом, принадлежит православным. Две лестницы по бокам алтаря ведут к древнему вертепу – святой пещере, расположенной под главным алтарем. Размеры пещеры – 12 м в длину и 3 м в ширину, поэтому в ней может поместиться не более 70 человек. Место Рождества находится в углублении восточной стены вертепа, между лестницами, где на полу ниши мерцает серебром звезда с латинской надписью: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос».
Вход в храм Рождества неширок и низок – 1 м 20 см. Таким его сделали, чтобы отучить арабов-кочевников, а возможно, и турок от привычки заезжать внутрь храма на ослах и лошадях. Этот вход называют Вратами смирения.