Вы здесь

Прага. История Праги (Ю. В. Сергиенко, 2009)

История Праги

Основание Праги

Начало заселения территории современной Чехии славянами приходится на IV в. – время, когда здесь обитали кельтские племена бойев, имя которых сохранилось в названии Богемии – «страны бойев». В V–VI вв. бойи были вытеснены с территории Чехии западнославянскими племенами, расселившимися преимущественно в долинах рек, по которым проходили торговые пути.

На реке Влтаве, в том месте, где ныне расположена Прага, первые поселения появились уже в V в., что подтверждается археологическими находками.

В VII в. произошло первое объединение чехо-моравских племен в единый союз под предводительством князя Само (? –658), предположительно франкского происхождения, с именем которого связаны первые сведения о чешской государственности. Союз просуществовал около 300 лет, и в этот период произошли многие знаменательные события, одно из которых оказало решающее влияние на последующую историю Чехии: чешские и моравские князья приняли христианство, желая защитить себя от посягательств франков. На месте государства Само образовалась Великоморавская держава – славянское государство.


Король Само


Во второй половине IX в. в Моравии действовали проповедники Кирилл (Константин) (827–869) и Мефодий (815–885), создавшие славянскую азбуку и способствовавшие распространению христианского учения.

В VIII в. в окрестностях современной Праги располагалась целая система древнеславянских городищ, заселенных племенами чехов. Во главе племен стоял род Пршемысловичей (Пржемысловичей) (династия правила Чехией с 870 по 1310 г.). С легендарными основателями рода – принцессой Либуше и ее супругом Пршемыслом – связано сказание об основании Праги.

По преданию, молодая княгиня Либуше вместе с мужем, старейшинами племени и дружиной смотрела на холмы Страгов, Петршин и Волчьи ворота, стоя на вышеградской скале. В те времена на месте будущего города, среди лесов, только начали появляться засеянные поля. Либуше, на которую неожиданно снизошел пророческий дух, предрекла, что, после того как будут вырублены обширные леса по берегам Влтавы, здесь будет построен великий город, город, которому суждено стать столицей чешского государства и прославиться на весь мир.

Конец IX в., когда начался процесс объединения чешских племен в единое государство, можно считать временем возникновения Праги. В это время была заложена основа города – княжеская резиденция, которую перенес сюда из Левого Городца-над-Влтавой князь Борживой I Пршемыслович (правил в 870 или 872–889 или 894 гг.), так как здесь находились броды через Влтаву.

Над тем местом, где река изгибается, он построил укрепленное городище и храм Девы Марии, вокруг которых стали возникать рыбацкие поселения и торговые площади. У главного брода, где располагалась княжеская таможня, появилась купеческая слобода, ставшая позже ядром города, немного дальше, у второго брода, – слобода Поржичи.


Пржемысл и Либуше. Скульптор Й. В. Мыслбек. Прага, Вышеград


Быстрое развитие Праги было обусловлено тем, что она располагалась в месте пересечения многих торговых путей, как местных, так и международных. Примечательно, что княжеский двор – Тын – выполнял не только таможенные функции, но и функции охраны приезжих купцов.

В начале X в., после гибели Великоморавской державы под ударами венгров, чешские княжества образовали новое государство с центром в Праге, принадлежавшей Пршемысловичам. Оно объединило территории, расположенные к западу от реки Лабы (Эльбы). Земли, расположенные к востоку от Лабы, управлялись княжеским родом Славниковичей, а их главным городом был Либице – основной экономический и политический соперник Праги. Продолжительная борьба двух городов закончилась победой Праги и Пршемысловичей, вырезавших в сентябре 995 г. почти всех Славниковичей и объединивших под своей властью большую часть чешских племен.

Х в. ознаменовался бурным ростом города, в нем появилось большое количество немецких и еврейских торговцев, которые способствовали укреплению экономики Праги. Развитие феодального строя и замена натуральных производственных отношений товарно-денежными оказали благоприятное воздействие на развитие торговли в городе – спрос на производимые ремесленниками товары значительно повысился, и, кроме того, горожане оказались в более привилегированном положении по сравнению с сельскими жителями, попавшими в зависимость от феодалов.

Жизнь города в этот период была очень тесно связана с торговлей, и местом наибольшей концентрации населения была рыночная площадь. В слободе, примыкавшей к этой площади, кроме торговцев, жили и ремесленники, а из окружающих деревень и поселков в Прагу доставлялись сельскохозяйственные продукты. В конце Х в. еврейский торговец из Иберии (Испания) Ибрагим ибн Якуб в дорожных записях назвал Прагу очень красивой княжеской резиденцией, в окрестностях которой часто останавливаются торговцы из разных стран.

С севера и юга территории будущего города были построены два главных княжеских замка, охранявших переправы через Влтаву – Пражский Град и Вышеград. Поселения между ними, строившиеся в X–XII вв., назывались Междугородием и постепенно приобретали все большее значение, богатели и разрастались, сливаясь в единый город. Особенностью этого периода было массовое переселение в Чехию немцев – сначала сельских жителей, а позднее торговцев и ремесленников, заселявших крупные города, и в первую очередь Прагу.

В период с Х по XIII в. в Пражском Граде и близлежащих поселениях были созданы первые романские монументальные строения, в частности базилика Св. Вита, базилика Св. Йиржи и монастырь бенедиктинок, Страговский монастырь, княжеский дворец на Вышеграде.

В 1160‑х гг. через Влтаву был построен каменный Юдифин мост, располагавшийся примерно на том месте, где позднее построили известный ныне на весь мир Карлов мост. К концу XII в. в Праге насчитывалось уже более тридцати церквей, выполненных в романском стиле. Романские традиции прослеживались и в архитектуре многих домов богатых горожан. Фрагменты этих зданий были обнаружены в подвалах домов более поздней постройки.

В середине XIII в. король Пршемысл Отакар II (1233–1278 гг., король с 1253 г.) на территории, где впоследствии появился район Мала Страна, заложил город для немецких поселенцев, который жил по законам германского города Магдебурга, откуда прибыло большинство из них. В этот же период началось строительство Градчан – района светских и церковных построек для придворных.


Вид на Пражский Град и Градчаны со стороны Влтавы


С середины XII в. пражские районы стали быстро застраиваться, причем ведущее место в застройке занимали церковные сооружения – соборы, часовни и базилики. В это время появились первые здания, выполненные в раннеготическом стиле, например синагога пражских евреев, которая в настоящее время является самой старой из сохранившихся в Европе. Помимо религиозных сооружений в готическом стиле стали строить жилые дома и торговые лавки.

В XIII в. Прага стала крупнейшим в Чехии городом, с которым не могли сравниться по размерам и численности населения все остальные чешские города.

К середине XIV в. столица Чехии состояла из трех отдельных городов – Старого города (Старе Место), Нижнего города (Мала Страна) и Градчан – городка, основанного в 1321 г. бургграфом Пражского Града Гинеком Беркой. Старе Место возникло из слияния купеческой слободы рядом с Тыном, которой был пожалован статус города, и Гавельского города – района вокруг церкви Св. Гавла.

Расцвет Праги

Начало возвышению Праги положил еще король Пршемысл Отакар I (? – 1231 гг., чешский князь с 1192 г., король с 1198 г.), обладавший прекрасными дипломатическими способностями. В 1212 г. он добился от императора Священной Римской империи Фридриха II (1194–1250 гг., император с 1211 г.) официального признания самостоятельности Чешского королевства. При его преемниках Вацлаве I Одноглазом (1205–1253 гг., король Чехии с 1230 г.) и Пршемысле Отакаре II, благодаря их активности во внешней и внутренней политике, значительно возрос авторитет чешских королей среди других европейских правителей, а следовательно, укрепилась и роль Праги как столицы государства.

Вацлав II (1271–1305 гг., король Чехии с 1283 г.) понимал, что города являются его главной опорой в противостоянии с феодальными князьями. Сильная городская аристократия помогала ему противостоять знати и сохранять политическое равновесие, поэтому он покровительствовал городам, давая им различные привилегии. Вацлав II упорядочил законы, установил контроль над важнейшим источником доходов в казну – торговлей серебром и золотом, а также централизовал выпуск единой чешской денежной единицы. С этого времени Прага приобрела исключительное право на выпуск серебряного пражского гроша.

Благодаря Вацлаву III (1289–1306 гг., король Венгрии в 1301–1305 гг., Чехии с 1305 г. и Польши с 1305 г.) Прага стала столицей довольно значительной территории. Однако Вацлав III умер очень рано, в 1306 г., и на нем род Пршемысловичей по мужской линии пресекся.

Развернулась борьба за чешский престол, в которой через пять лет победил Ян Люксембургский Слепой (1296–1346 гг., король Чехии с 1310 г.), сын императора Священной Римской империи Генриха VII Люксембургского (ок. 1269–1313 гг., император с 1312 г.).

В 1310 г. чешская знать избрала Яна Люксембургского королем при условии, что он вступит в брак с дочерью Вацлава II Элишкой (Елизаветой) (1292–1330), а также сохранит привилегии дворянства.

Ян неоднократно пытался урезать власть феодальных князей, из-за чего они постоянно возмущались, а в 1318 г. даже подняли мятеж, так что королю пришлось пойти на уступки и отказаться от притязаний на абсолютную власть.

Крупные города, в том числе и Прага, пользовавшиеся определенными привилегиями еще при предыдущих правителях, требовали от Яна Люксембургского предоставления им новых привилегий и свобод, взамен выдавая ему кредиты. Вскоре король отказался от проведения какой-либо целенаправленной политики и фактически отстранился от управления государством, посещая его только для сбора налогов. Это привело к тому, что Чехия стала терять авторитет в Европе, замедлилось ее экономическое развитие.

При Яне Люксембургском в Праге впервые возникло городское самоуправление – в 1338 г. жители Старе Места построили собственную ратушу. Королю пришлось предоставить эту привилегию горожанам, так как он находился в финансовой зависимости от них. Позже городским властям было дано разрешение на подготовку собственного Законника и утверждена судебная независимость Праги от других чешских городов.

Несмотря на то что зависимость короля была выгодна и князьям, и городскому патрициату, они считали, что только сильная королевская власть поможет преодолеть назревавший в стране экономический кризис.

Сильного правителя видели не в Яне, а в его сыне, Карле, который, несмотря на юный возраст, проявлял прекрасные дипломатические способности и пользовался авторитетом как в Чехии, так и в других государствах Священной Римской империи.

В 1333 г. Ян присвоил Карлу титул маркграфа моравского и передал ему практически все свои полномочия. Карл прежде всего вернул все захваченные знатью владения и предоставил городам и чешской церкви привилегии, которые обеспечили ему независимость не только от чешской, но и от немецкой аристократии. Первым значительным достижением Карла стало учреждение в 1344 г. Пражского архиепископства и освобождение чешской церкви от подчинения архиепископу немецкого города Майнца.

В 1346 г., после смерти Яна Люксембургского, Карл стал чешским королем, Карлом I (1316–1378). Годом позже Карл, помимо чешского королевского трона, получил престол императора Священной Римской империи и стал именоваться Карлом IV. Благодаря ему Прага стала столицей Священной Римской империи и получила мощный толчок к развитию.

Укрепление королевской власти в Чехии напрямую зависело от положения городов, поэтому Карл IV продолжал, как и его отец, проводить по отношению к ним покровительственную политику, прежде всего по отношению к Праге.

За период его более чем тридцатилетнего правления Прага стала одним из самых крупных центров Европы. Карл IV много сделал для развития ремесел, торговли и культуры. Еще в самом начале своего правления он основал Пражский (Карлов)университет, первый в Центральной Европе, по образцу которого впоследствии были созданы университеты в Кракове, Гейдельберге и Вене.

Карл IV уделял огромное внимание монументальному строительству, прежде всего потому, что ему требовалась столица, соответствующая образу могущественного правителя. В 1348 г. он основал Новый город (Нове Место), увеличив внутреннюю площадь Праги, что в свою очередь вызвало быстрый рост численности городского населения.


Король Карл I


При Карле IV районы Праги начали широко застраиваться зданиями в готическом стиле, который пришел в Чехию из Германии и Франции.

Романские постройки с их массивной крепостной архитектурой и отсутствием каких-либо декоративных деталей сменили готические здания, которые отличались строгими вертикальными линиями, высокими и прямыми колоннами и шпилями, стрельчатыми контурами оконных проемов и арок. Характерными чертами готических зданий были высокие интерьеры, крестообразные своды и впервые начавшие использоваться архитектурные украшения, придававшие даже самым величественным постройкам легкость и изящество. В период правления Карла IV в Праге действовала мастерская крупнейшего архитектора Петра Парлержа (ок. 1332–1399), создавшего наиболее значительные готические сооружения середины XIV в.

Пётр Парлерж, чье имя вписано в историю Праги золотыми буквами, был представителем немецкой семьи архитекторов, которые оказали значительное влияние на готическую архитектуру Германии и Чехии. Практически все наиболее значительные готические архитектурные сооружения были созданы при его участии. При Карле IV готика преобладала не только в архитектуре новых зданий, в этом стиле стали перестраивать старые романские дворцы и соборы, на фундаментах романских домов начали возводить новые, готические. В традициях готики был построен собор на месте старой базилики Св. Вита, полностью перестроен Вышеград. Из-за широкого распространения и огромной популярности готической архитектуры в Праге сохранилось очень мало романских построек в первозданном виде.

Построенное Карлом IV Нове Место всего за несколько лет заняло огромную территорию – на востоке он протянулся от Старе Места до современных Виногорода и Жижкова, на юге – до Вышеграда, объединив все поселения по правому берегу Влтавы. Главными зданиями Нове Места стали ратуша, собор Марии Снежной, Эмаусский монастырь на Словенах и др.

Постепенно в Нове Место из других городов Праги стали переселяться ремесленники (суконщики, кожевенники, столяры и др.), в этом районе быстро начала развиваться торговля, увеличился авторитет ремесленных цехов и сложилась определенная инфрастуктура.

При Карле IV расширились торговые возможности чешского государства, и возникла необходимость упорядочить торговлю. Король старался стимулировать торговые отношения в стране путем предоставления различных привилегий пражским купцам, чтобы они могли составить конкуренцию иностранным.

В этот период расширилась территория других районов Праги – Мала Страна увеличилась за счет присоединения к ней части Уезда, к Градчанам присоединилось предместье Погоржелец.

Одной из самых значительных построек Карла IV явился каменный мост через Влтаву, который был сооружен после наводнения, смывшего прежний, Юдифин, мост. В честь короля этот мост был назван Карловым и в настоящее время является одной из самых ярких достопримечательностей Праги.

Город, обновленный и разросшийся при Карле IV, впоследствии был обнесен каменной стеной, остатки которой сохранились до наших дней на склоне холма Петршин. Раньше стена проходила по правому берегу Влтавы от Вышеграда через Карлов, по тем местам, где сейчас находятся Мезибранская и Сокольская улицы, к реке, а на левом берегу шла от Пражского Града через Погоржелец к Уезду.

К концу царствования Карла IV площадь города была настолько велика, что могла удовлетворять потребности растущего населения еще несколько столетий. Прежде разрозненные пражские города слились вместе, став единым целым, а над всем этим возвышался комплекс зданий Пражского Града с великолепным собором.

Несмотря на то что все районы Праги при Карле IV были территориально объединены, экономически они по-прежнему оставались слабо связанными друг с другом.

Центральным ядром города являлось расположенное на правом берегу Влтавы Старе Место со множеством кривых извилистых улочек и древней Староместской площадью, к которой примыкали более четко спланированные районы новой постройки, расположенные вокруг храма Св. Гавла. Центром эти кварталов также была большая площадь, окруженная готическими зданиями.

Нове Место располагалось южнее Старого и соединилось с ним тремя основными улицами: Спаленой, Вацлавской и Гибернской, которые вели к Скотному, Конскому и Сенному рынкам соответственно. Эти улицы соединялись поперечной дорогой.


Костел Св. Микулаша


Мала Страна, построенная на левом берегу Влтавы, была довольно четко распланирована и представляла собой большую прямоугольную площадь, от которой отходили улицы, ведущие к мосту и городским воротам. Вокруг этих трех районов располагались старинные кварталы, образовавшиеся вокруг церквей и монастырей. Ядром Градчан, расположенных к северо-западу от Малой Страны, также была большая прямоугольная рыночная площадь, окруженная рядом жилых домов.

Незаселенные окраины города занимали огромные массивы садов и виноградников, придавая городу вид острова, утопающего в зелени.

В этот период наиболее примечательными архитектурными сооружениями Праги были храм Св. Гавла в Старе Месте и Староместская ратуша, Малостранская ратуша и ротонда Св. Вацлава, собор Св. Вита, каменный мост, построенный Карлом, и расположенная перед ним Староместская предмостная башня. В течение XIV в. в Градчанах были построены великолепные готические соборы Св. Микулаша и Св. Томаша.

Гуситское движение

После смерти Карла IV его место занял король Вацлав IV (1361–1419 гг., король Чехии с 1378 г., император Священной Римской империи в 1378–1400 гг.), при котором в городе стал все острее проявляться экономический кризис, начавшийся еще в конце правления Карла. Кризис особенно усилился после 1400 г., когда Вацлав лишился императорского престола и Прага стала утрачивать свое значение. Общий упадок отразился прежде всего на мелких ремесленниках, составлявших большую часть населения города. Особенно болезненным для низших слоев населения стало резкое повышение арендной платы за дома, принадлежавшие по большей части немецкой аристократии и духовенству. Засилье немецкой аристократии, получившей все наиболее значимые государственные посты, а также произвол католических священников, в большинстве своем немцев, торговавших индульгенциями и взимавших высокую плату за совершение церковных обрядов, вызывало огромное недовольство горожан.


Король Вацлав IV


Постепенно в городе назревал протест, особенно среди низших слоев населения. Бедные требовали удешевления церкви, уравнения в правах с духовенством и возврата к традициям раннего христианства, а более обеспеченные чехи с завистью взирали на огромные богатства церкви и немецкой аристократии.

Первыми выразителями общего настроения стали ученые. В последнее десятилетие XIV в. в Пражском университете появилось новое поколение магистров, чехов по национальности, которые прониклись идеями английских реформаторов, прежде всего Джона Уиклифа[1], и стали выступать против морального разложения среди монахов и священников. В числе этих профессоров были Штепан из Палче (1370–1423), Станислав из Зноймо (1351–1414), Иероним Пражский (ок. 1380–1416) и Ян Гус (ок. 1371–1415).

В 1391 г. в Праге была построена Вифлеемская часовня, где сторонники религиозных и социальных реформ стали читать проповеди на чешском языке.

В 1402 г. произошло знаменательное для истории Праги и всей Чехии событие – в Вифлеемской часовне начал выступать магистр Пражского университета Ян Гус, обличая пороки католического духовенства. Его реформаторские идеи получили широкую поддержку населения. Выступления Гуса собирали огромное количество слушателей – иногда их число доходило до 3 тыс. человек.

Ян Гус разделял взгляды английского реформатора Джона Уиклифа и вскоре стал главой его сторонников в Чехии. В числе его требований была передача имущества монастырей светским властям, что нашло искренний отклик в среде пражской аристократии.

В 1409 г. он добился того, что управление университетом перешло в руки чехов, в результате чего немецкие профессора и студенты демонстративно покинули учебное заведение. Сам Гус был назначен ректором, однако не прекратил свою проповедническую деятельность и продолжал открыто выступать против торговли индульгенциями. Король Вацлав IV, ранее поддерживавший Гуса, в этом случае стал на сторону церкви и не дал своего одобрения сторонникам реформатора. Вскоре после этого за распространение реформаторских идей и призывов к возвращению к принципам раннего христианства Ян Гус был отлучен от церкви и покинул Прагу, продолжив проповедническую деятельность в провинции.


Иероним Пражский


Ян Гус


В 1414 г. Гус был вызван на церковный собор в Констанце, где его взгляды были объявлены еретическими. От Гуса потребовали отречения, однако он отказался признать свои идеи ошибочными. После этого Гуса арестовали и приговорили к смерти. В 1415 г. его сожгли заживо.

Казнь Яна Гуса, идеолога чешской Реформации, вызвала огромное недовольство и волнения среди его сторонников и в конце концов привела к войне, немалую роль в которой, помимо религиозных, сыграли национально-освободительные и социальные мотивы. Вопреки назиданиям короля революционное движение в Праге не пошло на спад после смерти Гуса.

30 июля 1419 г. группа последователей Гуса во главе со священником-гуситом Яном Желивским (? –1422) во время выступления у костела Св. Стефана потребовала от городского магистрата выпустить на свободу сторонников Гуса, арестованных за открытое проявление своих взглядов. В ответ из Новоместской ратуши кто-то бросил в Желивского камень, на что собравшиеся отреагировали стихийным нападением на ратушу.

Группа, руководимая Яном Желивским, в которой находился и Ян Жижка (1360–1424), впоследствии ставший героем гуситского движения, ворвалась в новоместский магистрат и выбросила из окон на пики трех советников и семерых горожан, симпатизировавших противникам Гуса.

Выбрасывание из окон, получившее название «дефенестрация», и впоследствии применялось жителями Праги в отношении неугодных чиновников и стало своеобразным национальным сигналом к началу восстания.


Яна Гуса ведут на казнь. Старинная миниатюра


Казнь Яна Гуса. Старинная миниатюра


Пражская дефенестрация 1419 г. Художник Зденек Мизл


Королевские войска не смогли остановить толпу и отступили. 2 сентября 1419 г. населением Нове Места впервые был избран новый состав магистрата, в основном сторонников Желивского, и Вацлаву IV пришлось утвердить его.

Гуситское движение набирало силу, к нему присоединились жители всех пражских городов, и вскоре Прага была охвачена восстанием. После скоропостижной смерти Вацлава IV 16 сентября 1419 г. огромные массы населения Праги выступили против церковных властей.

На протяжении всего периода Гуситских войн (30 июля 1419–30 мая 1434 г.) наиболее радикальные силы всегда сосредотачивались в Нове Месте, так как население этого района, большую часть которого составляли мелкие ремесленники и наемные работники, сильнее других страдало от экономического кризиса и поборов церковных чиновников. Население Старе Места, которое было более обеспеченным, хотя и поддержало гуситскую революцию, придерживалось более умеренных взглядов.

Несмотря на внутренние противоречия, время Гуситских войн стало временем наибольшего могущества средневековой Праги, в первую очередь финансового – ведь в результате революционных завоеваний и конфискаций имущество аристократов и церковных сановников скапливалось именно в этом городе. Помимо этого, члены Пражского магистрата получили огромную политическую власть – они решали практически все внутриполитические проблемы Чехии.

3 апреля 1420 г. все пражские города подписали военное соглашение, направленное против германского императора Сигизмунда I Люксембургского (1368–1437 гг., король Венгрии с 1387 до 1410 г., император Священной Римской империи с 1411 г., король Чехии с 1419 г.), направившего войска для подавления восстания, и это увеличило влияние Праги в Чехии.

Военные действия против императора начались с осады крепости Вышеград. Против войск Сигизмунда, большую часть которых составляли немцы, выступило ополчение пражских городов и провинциальные отряды гуситов. Несмотря на то что на стороне императора было численное и техническое превосходство, гуситы победили.

На Чаславском сейме, проходившем в Праге с 3 по 7 июня 1421 г., жители города приняли решение отвергнуть притязания Сигизмунда на королевский престол Чехии и избрали двадцать правителей для решения политических вопросов. Четверо из двадцати были жителями Праги.

30 июня 1421 г. пражане приняли решение объединить Нове и Старе Место в одно целое. Управлять городом должен был совет из тридцати человек – поровну от Нове и Старе Места.

После дефенестрации фактическим диктатором Нове Места был Ян Желивский – представитель бедных слоев населения. 5 марта 1422 г. зажиточное бюргерство совершило в городе переворот, Желивский был убит. Народные массы, поддерживавшие радикальное направление гуситского движения, остались без предводителя.

Гуситское движение к тому времени было сконцентрировано не только в Праге. Еще в 1420 г. появился центр этого движения в южночешском городе Табор, где группировались наиболее радикальные силы – табориты во главе с Яном Жижкой. После гибели Желивского Прага стала оплотом умеренных гуситов – чашников. Тем не менее пражское ополчение участвовало во всех значительных сражениях Гуситских войн – в битве у Усти-над-Лабем в 1426 г., при Тахове в 1427‑м, при Домажлице в 1431‑м, однако истинное согласие с таборитами не было достигнуто. Длительные военные действия побудили гуситов пойти на переговоры с феодально-католическими войсками.


Обелиск на месте битвы при Липанах, где пали последние табориты


В 1433 г. были приняты так называемые Пражские компактаты, подтверждавшие объединение умеренных гуситов с императором за спиной таборитов. Эти компактаты признавали главное требование гуситов – предоставление права на причащение мирян хлебом и вином из чаши, тогда как прежде причащение вином было привилегией священников. Умеренные гуситы стали называться чашниками.

Раскол между умеренными и радикальными гуситами сыграл решающую роль в поражении гуситского движения. В 1434 г., в битве у Липан, табориты были разгромлены объединенными силами чашников и феодально-католических войск под предводительством императора Сигизмунда I.

Сражения во время Гуситских войн нанесли большой урон облику Праги – были разрушены многие архитектурные сооружения: Страговский монастырь, дворец Карла IV, Вышеградская крепость, пострадали здания в Градчанах, Погоржельце, Малой Стране.

После Гуситских войн

После поражения таборитов жители Старе Места избрали Сигизмунда I чешским королем, который в благодарность за это предоставил им новые привилегии. Старе Место значительно укрепило свое положение среди других чешских городов, еще более увеличилось его значение в период междуцарствия, наступившего после смерти преемника Сигизмунда, Альбрехта II Габсбургского (1397–1449 гг., король Чехии с 1437 г., король Германии с 1438 г.).

После гуситской революции стало быстро развиваться самоуправление города. Это стало возможно благодаря тому, что в период Гуситских войн были созданы благоприятные условия для укрепления позиций городской администрации.

Главными органами управления в пражских городах стали магистраты. В староместском магистрате было восемнадцать членов, из которых двенадцать поочередно выполняли функции бургомистра на протяжении всего года. В магистратах остальных пражских городов было только по двенадцать членов, и жители Нове Места долгое время пытались добиться уравнения в правах со Старе Местом.

Только при Владиславе II Ягеллоне (1456–1516 гг., король Чехии с 1471 г. и король Венгрии с 1490 г.) закончилось соперничество между двумя пражскими городами. Жители Нове Места наконец получили право на восемнадцать представителей в городском совете.

Роль посредников между магистратом и общиной выполняли общественные гласные, представлявшие интересы горожан. Гласные действовали в случаях, когда требовалось решение вопросов, затрагивавших интересы населения, но не было необходимости созывать общегородское собрание.

Магистратами назначались городские старосты из числа местных жителей. Старостам подчинялись писцы, управляющие тюрьмами и сборщики налогов. Помимо этого, жители всех пражских городов избирали сотников, пятидесятников и десятников, которые ведали вопросами порядка и отвечали за противопожарную безопасность.

В конце XV в. в Праге появились новые должности – часовщика, который должен был следить за часами на ратуше, и водопроводчика, ведавшего работой водокачек, снабжавших водой из Влтавы некоторые районы города.

В 1458 г. жители Старе Места избрали нового короля из среды дворян-чашников, Йиржи из Подебрад (1420 или 1422–1471 гг., король Чехии с 1458 г.). Поддержало нового короля и население Нове Места. Король Йиржи и во внешней, и во внутренней политике старался придерживаться мирного направления. В период его правления не было войн, что не могло не сказаться положительно на экономическом развитии города.


Король Йиржи из Подебрад


Тынский костел (костел Девы Марии перед Тыном)


Во время правления Йиржи из Подебрад Прага вновь укрепила свое влияние в стране, в городе продолжились строительство и восстановление архитектурных сооружений.

По приказу Йиржи была построена новая надвратная башня Староместской ратуши, в 1464 г. началось строительство мостовой башни в Малой Стране, образцом которой послужила Староместская башня, в том же году завершилось строительство Тынского костела.

Одним из наиболее примечательных событий короткого периода правления Йиржи стала перестройка Староместской ратуши, в результате чего она была значительно расширена за счет прилегающих домов.

Йиржи из Подебрад на чешском престоле сменили короли из польской династии Ягеллонов. При первом из них, Владиславе II Ягеллоне, строительство в Праге продолжалось – аристократы и богатые горожане возводили дворцы и дома, старые здания обновлялись, появлялись новые.

В это время началось расширение и перестройка Староместской ратуши в стиле поздней готики, была доведена до совершенства конструкция курантов. На королевском дворе была выстроена Новая башня, позднее названная Пороховой, восстановлены костел Девы Марии на Травничке, разрушенный во время сражений под Вышеградом, и костел на Карлове.

Еще в самом начале правления Владислава II Ягеллона начались работы по реконструкции и укреплению Пражского Града. Были выстроены новые оборонительные башни, в частности знаменитая Далиборка. В этот период позднеготический стиль достиг своего расцвета, что отразилось в строениях конца XV – начала XVI в., в частности в колокольнях костелов Св. Индржиха и Св. Кунгуты.


Далиборка. Внутренний двор


Наиболее значительными мастерами готики в этот период были Бенедикт Рейт из Пистова (1451–1534) и Матей Рейсек (1445–1506). При них готический стиль приобрел завершенность, в нем уже стали проявляться черты ренессансного искусства. Именно Бенедикт Рейт провел реконструкцию Староместской ратуши, в 1490–1502 гг. обновил королевский дворец в Пражском Граде, построив Владиславовский зал и аудиенц-зал.

В 1503–1510 гг. под руководством Бенедикта Рейта было построено Людвиковское крыло королевского дворца, в архитектуре которого уже были черты Ренессанса. Интересно, что при Ягеллонах большинство новых зданий были светскими, даже те, что строились в позднеготическом стиле.

В 1516 г. Владислав Ягеллон умер, оставив корону малолетнему сыну Лайошу (Людовику) II Ягеллону (1506–1526). В Чехии сразу же развернулась борьба за власть между феодалами и королевскими привилегированными городами, к которым относилась и Прага. Противостояние началось еще при Владиславе. Королевские города боролись за сохранение своих прав, самоуправление и ограничение конкуренции со стороны городов, принадлежащих феодалам.

В 1517 г. было подписано Святовацлавское соглашение между союзом 32 королевских городов и крупными феодалами, согласно которому города получали судебную независимость. В 1518 г. союз организовал комитет с резиденцией в Праге и создал свое войско, однако вскоре городам пришлось уступить и отказаться от некоторых своих привилегий, в частности от монопольного права на изготовление и продажу пива.

Повзрослевший король Лайош II в 1523 г. решил оказать поддержку городам, чтобы обуздать феодалов, однако вскоре был вынужден покинуть Чехию, и ситуация вновь обострилась, чему во многом способствовало широкое распространение в стране идей немецкой Реформации.

Правление первых Габсбургов

В 1526 г. Лайош II погиб в битве при Мохаче против войск прославленного турецкого султана Сулеймана I Кануни (1495–1566 гг., турецкий султан с 1520 г.), и власть в Чехии перешла к представителю династии Габсбургов, австрийскому эрцгерцогу Фердинанду I (1503–1564 гг., император Священной Римской империи и король Чехии с 1526 г.).

Вступив на чешский престол, Фердинанд I первым делом решил ограничить самостоятельность городов. Он упразднил объединенный совет Старе и Нове места и запретил общегородские собрания.

Фердинанд I был ревностным католиком, в то время как большинство чехов были сторонниками реформированной после Гуситских войн церкви. Несмотря на это, в начальный период своего правления он спокойно относился к свободе вероисповедания, однако уже в 1530‑х гг. стал резко выступать против гуситских церковных реформ и препятствовал распространению идей Реформации. В стране назревало недовольство действиями короля, которое вылилось в открытый конфликт после того, как Фердинанд I выступил на стороне католиков в войне против протестантов в Германии.


Король Фердинанд I Габсбург


Когда Фердинанд I попытался собрать в Чехии ополчение для похода на протестантов, все чешские сословия открыто выступили против него. В 1547 г. в Праге на земский сейм собралось несколько сотен противников короля со всей страны, в числе которых были представители высших сословий и горожане. Участники сейма составили программу, в которой выдвигались требования регулярного созыва сейма, восстановления общегородских собраний в Праге и других городах, исключительное право на чеканку чешской монеты.

На этом сейме был избран временный комитет, в состав которого входили, помимо аристократов и рыцарей, четыре пражских городских советника – коншела. Этот комитет отдал приказ о формировании ополчения для противостояния королю. Однако Фердинанд I не пошел на открытое столкновение, так как у него не было достаточно большого войска, а решил использовать давние противоречия между городами и феодалами. Обещаниями уступок он привлек на свою сторону землевладельцев, в июле 1547 г. двинул объединенные войска на Прагу и захватил ее.

Король после победы лишил Прагу и другие королевские города всех свобод и привилегий, распустил ремесленные цехи и обязал выплачивать огромные штрафы. Кроме того, он восстановил в правах католическую церковь и привлек в страну большое количество иезуитов, призванных искоренить Реформацию. Позже король пошел на уступки, однако Прага так и осталась в подчиненном положении. Во главе городского управления он поставил чиновников, назначенных из среды дворян. В Нове и Старе Месте для управления были назначены королевские гетманы.

Несмотря на достаточно жесткую политику Фердинанда I, для Праги время его правления, а также правления его преемника Максимилиана II (1527–1576 гг., король Чехии с 1562 г., император Священной Римской империи с 1564 г.) стало периодом настоящего расцвета культуры и искусства страны. Средневековая готика постепенно сменялась новой архитектурой Ренессанса. Этот архитектурный стиль, зародившийся в Италии, основывался на возрождении традиций классической римской архитектуры. Характерными чертами его стали пропорциональность архитектурных форм, использование внешних колонн и рифленых пилястр, а главное, новый взгляд на эстетическое назначение зданий и их гармоничное сочетание с окружающим пространством.

Помимо нового стиля появились и новые формы декоративной отделки стен, такие как фреска – живопись по сырой штукатурке разведенными в воде красками, и сграффито – процарапывание рисунка по штукатурке, при котором обнажались более глубокие слои штукатурного покрытия.

В этот период новые здания создавались в основном иностранными мастерами, прежде всего итальянскими. Созданные ими росписи фасадов домов и дворцов, скульптурные украшения зданий и фонтанов преобразили Прагу, сделали ее более яркой.

В 1541 г. в Пражском Граде случился пожар, уничтоживший и повредивший большую часть зданий. Их восстановление проходило в стиле Ренессанса, и город постепенно превращался из укрепленного замка в современную королевскую резиденцию. Во Владиславовском дворце были построены западный и восточный фронтоны, был возведен новый королевский дворец и разбит сад в итальянском стиле. В 1564–1568 гг. был создан исключительной красоты фонтан, названный Поющим из-за звука падающих капель. Еще при Фердинанде I началось строительство Бургграфского, Рожумбергского и Лобковицкого дворцов, завершившееся при Рудольфе II (1552–1612 гг., император Священной Римской империи с 1576 г.).


Император Рудольф II


Эпоха правления императора Рудольфа II отразилась на городе весьма неоднозначно. В 1583 г. он, как и Карл IV, перенес императорскую резиденцию из Вены в Прагу, дав новый толчок экономическому развитию города. Образованность и высокая культура Рудольфа сыграли огромную роль в новом этапе развитии Праги. Король привлек к своему двору лучших европейских художников, скульпторов, музыкантов и ученых. Пражский Град снова стал императорской резиденцией, а также центром науки и искусства. Рудольф II был большим ценителем живописи и предметов прикладного искусства. Для хранения своих коллекций он даже расширил дворец, построив Испанский зал и Рудольфову галерею.

В 1584–1606 гг. в Пражском Граде был выстроен Северный дворец, придан современный вид Золотой улице, дома которой были пристроены вплотную к стене оборонительных укреплений.

При Рудольфе II была перестроена часовня Всех Святых и завершен декор храма Св. Вита.

В период правления Рудольфа II ренессансный стиль получил в Праге широкое распространение. Его стали использовать при строительстве не только храмов и дворцов, но и при сооружении обычных городских жилых домов, например домов «У минуты», «У французской короны», «У двух золотых медведей» и др.

С другой стороны, правление Рудольфа II ознаменовалось нарастанием религиозных и национальных противоречий в Праге, приведших впоследствии к восстанию.

Во-первых, при восшествии на чешский престол Рудольфа II в Праге появилось большое количество католических сановников, принадлежавших к так называемой испанской партии, то есть поддерживавших политику испанского короля, занимавшего главенствующее положение среди остальных представителей династии Габсбургов. Действия католиков, совершенно не учитывавших сложившуюся в Чехии религиозную обстановку, были направлены на укрепление королевской власти и подчинение своей воле всех религиозных и светских вопросов.

После того как Рудольф II попытался выступить против своего брата эрцгерцога Матиаса (Матиаша) (1557–1619 гг., король Венгрии в 1608–1618 гг., король Чехии с 1611–1617 гг., император Священной Римской империи с 1612 г.), подписавшего в Венгрии мирное соглашение с протестантами, выступило население Чехии и Моравии. В результате Рудольф был вынужден подписать мирное соглашение с Матиасом и пообещать чехам сохранение свободы вероисповедания.


Вторая пражская дефенестрация. Художник Карел Свобода


Оппозиционно настроенные чешские сословия в начале 1609 г. собрали в Праге сейм и потребовали от короля признания прав протестантов, однако католическое окружение Рудольфа оказало сопротивление, и сейм был распущен. 1 мая 1609 г. сословия вновь собрались в Новоместской ратуше Праги, и под их давлением 9 июля 1609 г. император согласился подписать «Грамоту величества», гарантирующую свободу вероисповедания протестантам.

Однако Рудольф почти сразу стал нарушать условия грамоты, а для подавления сопротивления ввел в Прагу отряды наемников. Этим воспользовался эрцгерцог Матиас, который обещаниями добился поддержки моравских сословий и с их помощью в марте 1611 г. занял Прагу. После этого Рудольф был вынужден отречься от чешского престола в пользу Матиаса.

Матиас же, получив желаемое, вовсе не собирался выполнять свои обещания, и вскоре его контрреформационная политика стала вызывать недовольство в Чехии. Кроме того, в 1617 г. он объявил наследником чешского трона Фердинанда II Габсбурга (1578–1637 гг., король Чехии с 1617 г., король Венгрии с 1618 г., император Священной Римской империи с 1619 г.), известного своей фанатичной преданностью католицизму.

В марте 1618 г. в Праге собрался съезд протестантов, однако Габсбурги не приняли его всерьез и решили, что угрозами наказания смогут добиться отступления оппозиции. Однако предводители радикального направления антикатолического движения, среди которых были граф Индрих Матиас Турн (1567–1640), шляхтичи Альбрехт Ян Смиржицкий (1594–1618) и Вацлав Будовец (1551–1621) убедили протестующих не подчиняться императору и снова собрали съезд некатолических сословий Чехии в мае 1618 г.

Шляхтичи собрались на съезд вооруженными, в сопровождении собственных крестьян. 23 мая съезд направил в Пражский Град делегацию, члены которой выбросили из окон канцелярии королевских наместников. Это была уже вторая пражская дефенестрация.

После этого в Праге было избрано правительство из 30 директоров. Руководители восстания надеялись, что им окажут поддержку Нидерланды и Протестантская уния в Германии, однако на стороне восставших выступил только один из протестантских князей – курфюрст Фридрих Пфальцский (1596–1632 гг., король Чехии в 1619–1620 гг.).

В марте 1618 г. император Матиас умер, после чего на сейме в Праге сословия отказались признать его наследника Фердинанда II чешским королем и избрали на его место Фридриха Пфальцского. Однако Фердинанд II был избран императором Священной Римской империи.

Почти сразу интересы нового правительства и королевских городов разошлись, так что в 1619 г. пражские горожане потребовали немедленного восстановления всех прав и привилегий, которые были ликвидированы после восстания в 1547 г.

Положение осложнилось тем, что большинство в войсках восставших составляли наемники, которым не только были чужды идеи протестантов, но и регулярно задерживалось жалованье, из-за чего они периодически грабили жителей Праги и других городов, а также сельское население Чехии.

Войска императора, которым оказывала поддержку Испания и папа римский, наоборот, усилились и в 1620 г. начали наступление на Чехию. 8 ноября 1620 г. произошло сражение у Белой Горы, завершившееся поражением восставших. Это сражение стало переломным моментом в войне. Чехия после этого утратила самостоятельность и, хотя формально оставалась королевством, оказалась в полной власти Габсбургов.

Тридцатилетняя война

Тридцатилетняя война, продолжавшаяся с 1618 по 1648 г., оказала огромное влияние на историческое развитие Европы. Вторую пражскую дефенестрацию королевских наместников в мае 1618 г. принято считать началом Тридцатилетней войны, в которую оказались втянутыми большинство европейских стран. Кроме того что начало конфликта было непосредственно связано с ситуацией в Чехии, в первые годы война шла преимущественно на ее территории. Именно поэтому первый период Тридцатилетней войны называется чешским.

Основной причиной Тридцатилетней войны была политика австрийских и испанских Габсбургов, стремившихся захватить власть в большей части Европы и получить большее влияние на международной арене. Против Габсбургов выступили Нидерланды, Франция, Дания, Швеция и др. Во время первого и второго периодов войны – чешского и датского, военная ситуация складывалась по большей части в пользу габсбургской коалиции, и это отрицательно сказывалось на положении Чехии.

В 1623 г. Чехия была оккупирована войсками императора, что вызвало массовую эмиграцию протестантского населения. Количество проживающих в Чехии людей сократилось на четверть, а население Праги уменьшилось вдвое.

На чешских землях наиболее болезненно отразилась политика террора и устранения инакомыслящих, проводившаяся Габсбургами. Сразу же после поражения у Белой Горы в Праге состоялась показательная казнь руководителей восставших. Двадцать семь человек, в числе которых был и ректор Пражского университета Ян Есенский (1566–1621), были казнены на Староместской площади.

Контрреформационная политика и жестокое притеснение чехов стали причиной того, что весь период Тридцатилетней войны остался в истории страны как «эпоха тьмы». Из Праги и вообще из Чехии были вынуждены уехать многие видные деятели искусства и науки: всемирно известный педагог Ян Амос Коменский (1592–1670), магистр Пражского университета Павел Странский (1583–1657), многие музыканты, композиторы, художники.


Ян Амос Коменский


Результатом Тридцатилетней войны стало превращение Праги из столицы независимого государства, крупного культурного центра в провинциальный город большой империи, который к тому же из-за оттока населения и отмены всех привилегий стал испытывать огромные экономические и политические трудности. Во время оккупации Праги шведскими войсками шведского генерала Ганса-Христофа Кенигсмарка (1600–1663), которая считается заключительным событием Тридцатилетней войны, из города было вывезено множество культурных ценностей, в частности богатейшая коллекция произведений искусства, собранная Рудольфом II.

В период войны замерла культурная жизнь Праги, практически прекратилось строительство. Основное внимание уделялось возведению новых оборонительных сооружений и перестройке старых, так как Прагу дважды осаждали шведские войска. На фоне общего упадка выделялись только новые дома и дворцы аристократии, принявшей католичество и пошедшей на союз с Габсбургами. Кроме этого, были перестроены некоторые церкви и монастыри.

К концу Тридцатилетней войны в Праге уже начали появляться некоторые элементы нового направления в архитектуре и искусстве – барокко, которое наиболее ярко проявило себя после наступления мира.

Первым зданием в стиле раннего барокко принято считать дворец Альбрехта Вальдштейна (Валленштейна) (1583–1634), знаменитого военачальника периода Тридцатилетней войны. Дворец был построен на Малой Стране в 1624–1630 гг. под руководством итальянских архитекторов Джованни Батиста Пиерони (1586–1654), Никколо Себрегонди (ок. 1580–1652) и Андреа Спецца из Аронга (1580–1628).

На первый взгляд может вызвать удивление то, что роскошный барочный дворец появился не у членов королевской семьи, а у военачальника, однако биография Вальдштейна объясняет это. Альбрехт из Вальдштейна вошел в историю как удачливый военный авантюрист, добившийся небывалых карьерных высот. Он происходил из небогатого дворянского рода, рано осиротел и в очень молодом возрасте вступил в армию. Женился Вальдштейн на богатой вдове, значительно улучшив тем самым свое материальное положение, и перешел в католическую веру. Он поддержал Фердинанда II, а во время выступлений чехов и сражения на Белой Горе оставался на стороне немцев. Вальдштейн принимал участие в казни 27 протестантских дворян на Староместской площади в 1621 г.


Вид на дворец Альбрехта Вальдштейна


По поручению императора Вальдштейн и еще четверо дворян постарались ликвидировать внешний долг государства путем выпуска обесцененных денег, в результате чего авантюрист получил огромные барыши. Деньги он потратил на приобретение у казны конфискованного имущества казненных чешских дворян и вскоре стал самым богатым человеком в Чехии. На севере страны у него было собственное имение Фридлант, которое в 1625 г. было провозглашено княжеством, а через 2 года – герцогством.

Власть Вальдштейна была такой, что он добился разрешения чеканить в своем имении собственную монету, не платить налоги в чешскую казну и учредил свою конституцию. В 1625 г. Вальдштейн получил от императора звание генералиссимуса.

Во время Тридцатилетней войны, когда шведы стали теснить австрийцев, император поручил Вальдштейну организовать сопротивление, на что тот согласился при условии, что сам император не будет вмешиваться в его действия. Вальдштейн быстро собрал войско и освободил от шведов Чехию и Баварию.

Несмотря на военные успехи, у Вальдштейна было множество противников среди высших военных чинов, которые в конце концов вынудили императора отстранить его от командования армией.


Сени перед трупом Валленштейна. Художник К. Т. Пилоти


Клементинум


В залах Клементинума


В 1634 г. Вальдштейн отправился по делам в город Хеб, находившийся на границе с Сербией. Там его пригласили на пир. Вальдштейн не поехал, оставшись дома. На пиру присутствовавшие там соратники Вальдштейна были убиты, после чего убийцы ворвались в дом Вальдштейна и зарубили его секирой. Имущество убитых враги поделили между собой.

В настоящее время останки генералиссимуса находятся в семейной усыпальнице Вальдштейнов в городе Мнихово Городиште. Дворец Вальдштейна представлял собой обширную резиденцию с просторным и красиво оформленным садом и занимал территорию, равную целому городскому району.

Также в стиле раннего барокко был построен Чернинский дворец в Градчанах. Другие раннебарочные здания в Праге возводились прежде всего для религиозных нужд. Среди наиболее грандиозных сооружений того времени можно отметить Клементинум, построенный орденом иезуитов.

Расцвет империи Габсбургов

После окончания Тридцатилетней войны, принесшей огромные потери Европе, и в первую очередь – Чехии, Прага стала совсем другой. Город утратил положение одной из ведущих европейских столиц. Важнейшую роль в истории города на протяжении последующих столетий стала играть немецкая культура.

Государственным языком в Чехии стал немецкий, на нем велось все делопроизводство. Чешская аристократия тоже стала пользоваться немецким, а национальный язык остался языком только низших слоев городского и сельского населения.

Немалое влияние немецкая культура оказала и на стиль барокко. Главную роль в этом сыграли католические священнослужители, воспользовавшиеся тем, что после длительной войны в стране возникла всеобщая неуверенность в будущем. Католическая пропаганда стала более агрессивной, основой ее стала вера в божественное провидение. Искусство барокко по своему эмоциональному воздействию во многом соответствовало целям католиков, поэтому широко применялось, прежде всего в строительстве новых храмов. Однако, несмотря на это, было бы ошибочно считать, что культура барокко была только одним из средств Контрреформации. Вначале этот стиль был чужеродным для Праги и других чешских городов, однако к концу XVII в. он занял главенствующее место и даже приобрел характерные черты чешского национального искусства.

Барокко отличала монументальность, пышность, большое внимание к деталям. Интерьеры барочных зданий выделялись некоторой театральностью оформления, затейливым декором. Прямые линии, свойственные искусству Ренессанса, уступили место округлым, сложным переплетениям узоров, обладающим некоторой напряженностью и в то же время изяществом. Задачей художников и зодчих барокко было поразить зрителя необычностью пространственных решений и яркостью образов, что отвечало абсолютистским устремлениям государства и церкви. Широкое использование позолоты и превращение потолка, украшенного фресками, в большое иллюзионное пространство не подавляло человека, как готическое искусство, но восхищало его величественностью и красотой.

Возобновившееся с середины XVII в. строительство в Праге постепенно возвращалось к прежним масштабам. До конца XVII в. в городе были построены новые монастыри, костелы, дворцы, а также обновлены старые здания, например костелы Св. Якова, Св. Гавела, Св. Иуды и Св. Симеона. Период барокко отмечен деятельностью в Праге видных архитекторов – таких как Килиан Игнац Динценгофер (1689–1751), Жан Баттист Матей (ок. 1630–1695), Джованни Баттист Аллипранди (1665–1720), Карло Лураго (1615–1684), Ян Блажей Сантини-Айхль (1677–1723), Иоган Бернард Фишер фон Эрлах (1656–1723), Франтишек Максимилиан Канька (1674–1766).

Чешское барокко примечательно тем, что все элементы в нем существуют в органичной взаимосвязи друг с другом и окружающим пространством. Городские постройки периода барокко обязательно сочетались с окружающими их зданиями, улицами, площадями, образуя гармоничные ансамбли.

В период господства барокко огромное значение приобрели скульптура и живописное оформление зданий. В Праге творили выдающиеся живописцы и скульпторы: Матей Вацлав Йекл (Якель) (1655–1738), Матиаш Бернард Браун (1684–1738), Ян Йиржи Бендл (ок. 1620–1680), Игнац Франтишек Платцер (1717–1787). Мастера Ян Брокоф (1652–1718), Браун и Платцер создали замечательные пластичные скульптуры, которые и поныне украшают многие здания в городе.

На рубеже XVII–XVIII вв. в Чехию, и прежде всего в Прагу, стали постепенно проникать идеи западноевропейского Просвещения. В XVIII в. появились три основных течения просветительской мысли – немецкое, общеавстрийское и национальное чешское, которое позднее легло в основу идей национального возрождения чешского народа.

Расцвет Австрийской империи, в состав которой входила в тот период Чехия, связывают прежде всего с именами австрийской императрицы Марии-Терезии (1717–1780 гг., с 1740 г. эрцгерцогиня Австрии, королева Чехии и Венгрии, с 1745 г. императрица Священной Римской империи как супруга и вдова императора Франца I) и ее сына Иосифа II (1741–1790 гг., хотя стал императором Священной Римской империи в 1765 г., самостоятельно начал править только после смерти матери в 1780 г.). Мария-Терезия, вошедшая в историю как первая австрийская государыня, разделявшая идеи просвещенного абсолютизма, взошла на престол в 1740 г. Эта великая во всех отношениях женщина прославилась как искусный дипломат и покровительница наук и искусств.


Портрет императрицы Марии-Терезии. Художник Мартин фон Мейтенс


В 1741 г. в Европе началась Война за австрийское наследство, и значение Праги как одного из важнейших центров империи значительно возросло, особенно после того, как перед Габсбургской монархией встала реальная угроза отторжения Чехии. Мария-Терезия завершила войну, отказавшись от большей части Силезии в пользу Пруссии, но сохранив в составе империи остальные владения, в том числе и Чехию.

Несмотря на то что в середине XVIII в. Чехия была лишь одной из отдаленных областей Австрии, а Прага оставалась провинциальным городом, именно во время правления Марии-Терезии в стране началась новая эпоха, продолжившаяся при ее сыне.

В 1773 г. на территории Чехии Габсбурги запретили деятельность ордена иезуитов – одной из самых одиозных католических организаций. В 1775 г. было отменено крепостное право, а в 1791 г. – введено всеобщее начальное образование и отменены привилегии церкви.

Иосиф II, продолжавший дело матери, обращал большое внимание на внутреннюю политику империи. Устранение безоговорочной власти католической церкви способствовало развитию науки и культуры. После издания закона о веротерпимости Иосиф II ликвидировал более 20 монастырей и 35 храмов и часовен, имущество которых перешло в распоряжение государства. Некоторые монастыри были разрушены, часть стала использоваться под казармы.

Церковная реформа создала предпосылки для реформ в сфере образования – в Праге были открыты новые начальные школы, реорганизована система гимназического образования, открыта средняя женская школа.

Вторая половина XVIII в. ознаменовалась экономическим ростом и быстрым развитием промышленности в Чехии. В связи с увеличением количества новых промышленных предприятий в Праге появились новые районы – Карлин и Смихов.

Среди отрицательных последствий реформ Марии-Терезии и Иосифа II можно назвать начавшуюся германизацию высшей чешской аристократии и интеллигенции, которые постепенно привыкли считать немецкий язык и немецкие традиции более приличествующими их положению в обществе, чем чешские.

Однако следует отметить, что, несмотря на подавление национальной культуры, данный период стал временем появления в Праге первых национальных деятелей культуры и просвещения, которые со временем сформировали первое национальное патриотическое движение. В числе этих деятелей были монах Карл Унгар (1743–1807), педагог Геласий Добнер (1719–1790), аббат Йосеф Добровский (1753–1829), которые стали основоположниками возрождения чешской культуры.

Несмотря на то что в Австрии и большей части Западной Европы в этот период широко распространился новый архитектурный стиль – рококо, поклонницей которого была Мария-Терезия, значительных изменений в облике Праги не произошло. В городе появилось очень немного зданий, выполненных в этом стиле, среди которых можно отметить прежде всего дворец Гольц-Кинских.

Помимо многих преобразований в области внутренней политики, во время правления Марии-Терезии и Иосифа II произошло несколько не менее значительных для Праги событий. Прежде всего, это реформа 1783 г., объединившая систему судопроизводства на всей территории Чешского королевства, а также реформы 1784 г., которые внесли некоторые существенные изменения в систему городского самоуправления, в частности объединили прежде самостоятельные пражские города – Старе Место, Нове Место, Малу Страну и Градчаны в один большой город.

В Праге после этих реформ были ликвидированы независимые судебные органы европейского города и университета, все пражские города были объединены, а самоуправление Праги стало осуществляться инстанциями, полномочия которых были значительно ограничены государством.


Дворец Гольц-Кинских

Начало национального возрождения

Конец XVIII в. принято считать началом подъема национального движения в Чехии, который во многом связан с правлением Иосифа II и его преемников.

Иосиф II был необыкновенной и противоречивой личностью. За недолгий срок своего самостоятельного правления после смерти Марии-Терезии он сумел оказать огромное влияние на Чехию. Главной чертой характера этого императора была непоколебимая вера в силу и авторитет государственной власти. Религиозные реформы стали главным следствием этого убеждения – ведь церковь на протяжении многих веков была основным конкурентом монархии.

Наиболее остро в Чехии к началу правления Иосифа II стояли как раз религиозный и крестьянский вопросы, поэтому он прежде всего постарался решить их. Наряду с патентом о веротерпимости император, несмотря на упорное сопротивление чешской и моравской аристократии, отменил крепостное право и заменил личную зависимость крестьян отношениями подданства, хотя при этом барщинные повинности сохранялись.

Руководство Римской католической церкви было серьезно обеспокоено нововведениями Иосифа II. Весной 1782 г. в Вену даже приезжал с визитом папа Римский Пий VI (1717–1799 гг., папа римский с 1775 г.). Однако целью императора не было полное устранение католической церкви, а лишь ограничение ее власти и прекращение политики Контрреформации, которая вызывала постоянное недовольство в Чехии.

Крестьянский и религиозный патенты стали основой политики, получившей позднее название «йозефинизм», третьим основным элементом этой системы стало заключение Иосифом II союзного договора с Россией. После того как основные направления внешней и внутренней политики были определены, Иосиф II приступил к реализации на практике своей цели, которая заключалась в централизации Австрийской империи и полной германизации населения ее провинций.

Противоречивость политики Иосифа II выражалась в том, что он, проведя ряд прогрессивных реформ, которые создавали предпосылки для развития капиталистических отношений и расширения производства, что особенно было важно для такого города, как Прага, в то же время поддерживал мануфактурное производство, что соответствовало интересам феодальной аристократии.

Передовые просветители Чехии, Венгрии и других провинций Австрийской империи первоначально активно поддерживали курс императора на «просвещенный абсолютизм», однако вскоре политика «йозефинизма» вступила в пору кризиса, завершившегося полным провалом.

Наибольшее недовольство в провинциях империи вызвало решение национальных и языковых вопросов. Школьная система была перестроена так, чтобы осуществлять воспитание во всей огромной империи по австрийскому образцу. Во главе системы образования в Чехии был поставлен известный педагог, организатор народных школ Фердинанд Киндерман (1740–1801), немало сделавший для развития школьного дела, однако активно внедрявший немецкую культуру в чешские школы. Такое положение дел вскоре оттолкнуло патриотически настроенных просветителей. Кроме того, слишком быстрые реформы, не подготовленные должным образом, давали повод для недовольства различным слоям общества, в том числе и австрийской аристократии.

Другими причинами поражения политики Иосифа II были, с одной стороны, неудачное участие в войне с Турцией, а с другой – готовившийся указ о полном переводе всех крестьянских земель на денежную оплату, что фактически отменяло барщину. После этого император полностью лишился поддержки высшей аристократии, которая была опорой его власти. Феодальные князья в 1790 г. вынудили уже тяжело больного Иосифа II отменить введение указа и отказаться от всех начинаний, за исключением религиозного и крестьянского патентов.

В феврале 1790 г. Иосиф II скончался, и на престол взошел его брат Леопольд II (1747–1792 гг., император Священной Римской империи с 1790 г.). Этот на редкость образованный и культурный человек, в отличие от Иосифа II, был осторожным и хитрым правителем. Он постоянно лавировал между австрийской и провинциальной знатью. В качестве уступки чешским патриотам Леопольд возобновил традицию короноваться не только императорской короной, но и чешской. В 1791 г. он организовал в Праге пышную церемонию коронации, что позволило пражанам вновь ощутить себя жителями столицы государства и вызвало патриотический подъем в Чехии.

В 1792 г., после недолгого правления, Леопольд II умер и австрийским императором стал его сын, Франц II (1768–1835 гг., последний император Священной Римской империи с 1792 по 1806 г., первый император Австрийской империи с 1806 г., король Чехии и Венгрии с 1792 г.), которого готовили к престолу еще при жизни Иосифа I. С воцарением Франца II политика Австрийской империи приобрела ярко выраженные реакционные черты, несмотря на то, что император в некоторых вопросах поддерживал чешских патриотов. Так, в мае 1792 г. Франц II подписал указ об учреждении в Пражском университете кафедры чешского языка и литературы, во главе которой был поставлен знаменитый чешский ученый Франтишек Пельцль (1734–1801), а позже, как и его предшественник, Франц II провел коронацию в Праге, подчеркнув важность для империи этой провинции.


Портрет императора Франца II. Художник Фридрих фон Амерлинг


Отдельные уступки чешской интеллигенции мало сказывались на постоянном давлении австрийской культуры. Помимо ущемления политических прав провинции, существовала цензура, особенно жесткая для произведений на чешском языке. Однако, несмотря на эти трудности, развитие чешской литературы и публицистики продолжалось.

Ученые, в частности лингвист и поэт Йозеф Юнгман (1777–1847) и историк и философ Франтишек Палацкий (1798–1876), работавшие в этот период в Праге, не только создали важнейшие научные труды на родном языке, но и многое сделали для формирования патриотических чувств у городской интеллигенции.

Начало XIX в. стало для Чехии и ее столицы временем серьезного экономического подъема, несмотря на тяжелое положение в Европе из-за начавшихся Наполеоновских войн и давления со стороны Австрии. В Праге появилось огромное количество мануфактур и фабрик, которые хотя и были небольшими, но оказали огромное влияние на развитие города.

Количество промышленных предприятий в первой половине XIX в. настолько увеличилось, что территории Праги оказалось недостаточно для их размещения. В 1817 г. началось строительство района Карлин, изначально запланированного как промышленный. Кроме того, многие фабрики разместились в районах Смихов, Голешовицы и Либне. В Чехии оказалось сконцентрировано более 80 % всех промышленных предприятий Австрийской империи, что привело не только к повышению благосостояния населения, но и увеличению значимости Чехии в составе империи.

Развитие промышленности вызвало необходимость в развитии транспорта. В 1832 г. был перестроен Карлинский порт и построен второй пражский мост, для транспортировки крупных грузов была укреплена набережная Влтавы вплоть до Карлова моста. В 1828–1829 гг. от Праги до Лан была проведена первая конная железная дорога.

В первой половине XIX в. был отмечен быстрый рост численности населения Праги – за период с 1822 по 1843 г. население увеличилось более чем на 20 %, причем около 40 % составляли немецкоязычные жители. С увеличением числа промышленных предприятий доля немецкоязычного населения в городе стала заметно сокращаться.

XIX в. принес в архитектуру Праги новый стиль – классицизм. Во многом это было связано с тем, что начало века стало периодом экономического процветания Чехии и, кроме того, немалое влияние на это оказало всеобщее увлечение античными образами. Примечательно, что популярные в Европе в предшествующие годы стили рококо и ампир практически не коснулись Праги, и барокко напрямую сменил классицизм.

В основе классицизма лежали идеи Просвещения – рационализм, стремление к выражению нравственных и героических идеалов Античности. Простота и гармоничность образов, свойственная этому стилю, отражала устремления зарождающегося буржуазного общества.

Наибольшее влияние классицизм оказал на облик Пражского Града, в котором был выстроен целый комплекс классических зданий, а также Нове Места, где было возведено много светских и церковных зданий в новом стиле.

Революционное движение в Праге

Подъем национального самосознания чехов в первой половине XIX в. во многом был обусловлен развитием национального языка, появлением большого количества литературных произведений на чешском языке и патриотической деятельностью чешских ученых.

На формирование революционного движения огромное влияние оказывали представители общественной мысли. Первым наиболее влиятельным чешским общественным деятелем был уже упомянутый здесь Йосеф Добровский, который первым в 1780‑х гг. начал выпускать журналы, пропагандировавшие идеи Просвещения. Кроме того, особое внимание Добровский уделял истории чешского народа, чешскому и другим славянским языкам. Этого ученого считают основоположником новой науки – славяноведения.

Великий чешский ученый Йозеф Юнгман в этот период опубликовал трактат «О чешском языке» в первом чешскоязычном журнале. Позднее он создал еще два монументальных труда, первых в своем роде – «Историю чешской литературы» и «Чешско-немецкий словарь».

В начале XIX в., после того как венская учебная канцелярия официально разрешила преподавание в чешских школах родного языка, Юнгман написал первый учебник-хрестоматию под названием «Словесность».

В начале XIX в. в Праге стали образовываться различные общественно-патриотические организации, крупнейшей из которых стало объединение «будителей», куда помимо Йозефа Юнгмана вошли филолог и поэт Вацлав Ганка (1791–1861), писатель Йозеф Линда (1792–1834) и др.

В конце XVIII – начале XIX в. в Праге впервые появились театральные пьесы на чешском языке. Виднейшим драматургом этого периода был Вацлав Климент Клицпера (1792–1859), который стал создателем жанра чешской комедии. Автором национального гимна Франтишеком Шкроупом (1801–1862) была написана первая чешская опера «Проволочник». Кроме того, появилась целая плеяда чешских художников, среди которых можно назвать Франтишека Ткадлика (1786–1840), Антониса Махека (1775–1844), Антонина Манеса (1784–1842).

В 1820‑х гг. одним из главных центров объединения патриотических сил стал основанный в Праге в 1818 г. Национальный музей. С 1827 г. стал издаваться «Журнал чешского музея», редактором которого был видный общественный деятель и ученый Франтишек Палацкий (1798–1876).

Такой подъем патриотических настроений в Праге привел к возникновению в 1840‑х гг. революционного движения, которое сконцентрировалось в нескольких обществах, ратовавших за самоопределение чешской нации через военное выступление. Наиболее радикальным из них был «Чешский рипил», в который входили представители мелкой буржуазии. Среди главных требований общества были ликвидация феодальной системы, дворянских привилегий и абсолютизма, а также решение национального вопроса. Многие политические кружки, создававшиеся в 1840‑е гг., выдвигали похожие социальные и национальные требования.

Не только в Чехии развивалось революционное движение, в середине XIX в. революции прокатились по большинству стран Центральной и Западной Европы, благодаря чему этот период получил название «Весны народов». Чешскими радикалами прежде всего выдвигались требования автономии в составе Австрийской империи, такой же, какая была предоставлена Венгрии. Кроме того, среди социальных требований было улучшение положения рабочих, которые не имели практически никаких прав и существование их было крайне тяжелым. В 1844 г. в Праге произошло первое выступление рабочих-ткачей, которое власти сумели подавить лишь через три дня.

К 1848 г. в Праге, несмотря на подъем экономики, чрезвычайно обострились социальные, национальные и политические противоречия. Началом революционного движения принято считать 11 марта 1848 г., когда произошел стихийный митинг горожан у Святовацлавских купален. В ходе митинга был избран комитет, названный Святовацлавским, а позднее переименованный в Национальный комитет.

В состав комитета вошли представители как чешской, так и немецкой буржуазии, а также некоторые чешские аристократы. Сразу же после избрания комитет составил петицию к императору Австрии Фердинанду I (1793–1875 гг., император с 1835 г., для Чехии и Венгрии он король Фердинанд V), которая включала следующие требования: учреждение единого сейма для управления всеми чешскими землями, свободы слова, собраний и печати, равенство чешского и немецкого языков во всех областях общественной и политической жизни и др.


Генерал Альфред Виндишгрец


18 марта петицию с делегацией от комитета отправили в Вену, однако 27 марта делегация вернулась без ответа, хотя император еще 15 марта обещал дать Чехии конституцию. Это вызвало новые волнения в Праге. Фердинанду была отправлена вторая петиция, на которую наконец был получен ответ: власти разрешили провести выборы в Национальный комитет, надеясь, что тем самым пражан удастся успокоить. Однако в городе по-прежнему сохранялась тревожная обстановка, начались столкновения между чехами и немцами, в результате чего немецкие представители вышли из состава Национального комитета и революционное движение стало исключительно чешским.

2 июня начался новый этап движения – собрался Славянский съезд, в котором приняли участие не только чехи, но и представители других славянских народов Австрийской империи. Съезд выдвинул идею солидарности славян, впервые заявив о стремлениях чехов к самоопределению.

В конце мая – начале июня к движению присоединились пражские рабочие – начались массовые митинги и забастовки на промышленных предприятиях. Все это вызвало огромное беспокойство в Вене, и в Прагу для усмирения волнений был послан генерал Альфред Виндишгрец (1787–1862).

Перед тем как начать действовать, Виндишгрец собрал у Праги огромное войско и направил на город пушки Вышеградских и Петршинских укреплений.

У Виндишгреца был личный повод отомстить пражанам – во время революционных событий была застрелена его жена, выглянувшая в окно.

Конец ознакомительного фрагмента.