Вы здесь

Право социального обеспечения. Особенная часть (Т. К. Миронова)

Особенная часть

Глава 1. Трудовой и страховой стаж

§ 1. Понятие и классификация стажа в праве социального обеспечения

Сущность общего понятия стажа заключается в том, что стаж представляет собой продолжительность какой-либо деятельности или других указанных в законе периодов, с которыми связываются определенные правовые последствия. Следовательно, в понятии стажа определяющее значение имеет временно#й фактор.

Трудовой стаж имеет юридическое значение во многих сферах. Наиболее существенное значение придается стажу в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению. С наличием стажа определенного вида и продолжительности связывается право на получение конкретных видов социального обеспечения (как правило, денежных выплат). В ряде случаев от продолжительности стажа зависит размер соответствующей денежной выплаты. Наличие стажа установленной продолжительности влияет на определение правового статуса получателя мер социальной поддержки (предоставляемых, например, ветеранам труда). Таким образом, понятие стажа применяется в разных отраслевых институтах.

До 2002 года категория стажа в праве социального обеспечения выражалась в общем понятии трудового стажа с выделением его видов (общего и специального трудового стажа), поэтому до настоящего времени понятие трудового стажа воспринимается как единое общее понятие, объединяющее все виды стажа.

Трудовой стаж (в его отраслевом значении) понимается как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, других указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия, предусмотренные нормами права социального обеспечения.

Трудовая деятельность может быть различной по своей природе: работа, военная и иная служба, творческая деятельность. К периодам общественно полезной деятельности относят, например, периоды ухода за детьми, пожилыми гражданами, инвалидами (как оплачиваемые, так и неоплачиваемые), периоды профессиональной подготовки и обучения. В число других периодов, которые не относятся к трудовой и иной общественно полезной деятельности, включают: период временной нетрудоспособности, время нахождения на инвалидности, период получения пособия по безработице, время проживания супругов военнослужащих в местностях, где они не могли трудоустроиться.

С 2002 года в праве социального обеспечения сложилась другая классификация стажа в связи с появлением нового вида – страхового стажа. Роль страхового стажа в современном социальном обеспечении и его отличие от трудового стажа позволяют говорить о том, что страховой стаж является самостоятельным видом стажа в его отраслевом значении.

И в трудовом, и в страховом стаже выделяются по два основных подвида:

1) общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж;

2) общий страховой стаж и специальный страховой стаж.

Каждый из этих подвидов различается в зависимости от включаемых в них периодов трудовой и иной деятельности, других предусмотренных законом периодов. В страховой стаж могут включаться периоды уплаты страховых взносов независимо от участия в трудовой и иной общественно полезной деятельности.

Понятие того или иного вида стажа как фактора времени установленной законом продолжительности приводит к необходимости постоянного учета различных отрезков времени, связанных с конкретными обстоятельствами, для получения требуемой их суммарной величины. Ведь именно при наличии требуемого стажа (трудового или страхового) граждане приобретают право на важнейшие виды социального обеспечения. Стаж при этом выступает в качестве одного из юридических фактов. Сохранение прав граждан при изменении требований законодательства к виду стажа или его продолжительности является основополагающим принципом.

Как уже было сказано, с 2002 г. ключевое значение приобрел страховой стаж. Роль трудового стажа изменилась. В силу действия ст. 55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, граждане не могут утратить ранее приобретенные права. Следовательно, нужны переходные положения, которые позволяли бы учитывать прежние права, приобретенные по ранее действовавшему законодательству. Учет этих прав должен осуществляться таким образом, чтобы они могли быть объединены с правами, которые формируются на основе нового правового регулирования по отдельным видам социального страхования. Именно поэтому сегодня в законодательстве пока еще не существует очень жесткого разграничения между понятиями трудового и страхового стажа.

Продолжительность «чистого» страхового стажа, который включал бы только периоды работы и иной деятельности, связанные с уплатой страховых взносов, не всегда достаточна для реализации права на социальное обеспечения, поэтому учитываются и прежние периоды, которые включались в трудовой стаж. Это сочетание старого и нового в переходный период прослеживается, например, в определениях некоторых понятий.

Понятие страхового стажа связано с различными видами обязательного социального страхования (обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). Преимущественно понятие страхового стажа связано с институтом пенсионного обеспечения, поэтому определения различных видов стажа (за отдельными исключениями) сформулированы в пенсионных законах.

Существуют легальные определения страхового стажа:

– страховой стаж – суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (ст. 3 Закона об основах обязательного социального страхования);

– страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 Закона о трудовых пенсиях).

Определения понятия «специальный страховой стаж» в пенсионных законах нет. Более того, данный термин в них вообще не применяется. Как правило, используется словосочетание «стаж на соответствующих видах работ».

Определения общего трудового стажа сформулированы применительно к конкретным законам. Они носят целевой характер. Например, согласно ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях.

Общее понятие специального трудового стажа в законодательстве отсутствует. В качестве примера можно привести определение стажа государственной гражданской службы как одной из разновидностей специального трудового стажа: стаж государственной гражданской службы – суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии (ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении).

§ 2. Периоды, включаемые в страховой стаж, и порядок его исчисления

Общий страховой стаж

Общий страховой стаж имеет юридическое значение для определения права на трудовую пенсию по старости, которая назначается либо на общих основаниях, либо в связи с особыми условиями труда, либо отдельным категориям граждан в связи с социально значимыми обстоятельствами. Для назначения трудовой пенсии по старости законом установлена требуемая продолжительность общего страхового стажа. Страховой стаж необходим также для назначения трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Но в этих случаях право на трудовую пенсию не связывается с конкретной продолжительностью общего страхового стажа.

По общему правилу в общий страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами России, застрахованными в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании. Периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись указанными гражданами за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в двух случаях:

1) если это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ;

2) если уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании. Данная статья предусматривает, что граждане самостоятельно могут уплачивать за себя страховые взносы либо за них может уплачивать взносы другое физическое лицо. Для этого установлен порядок добровольного вступления в отношения по обязательному пенсионному страхованию.

На основании ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании можно еще раз подчеркнуть наличие особенностей в понятии страхового стажа. Накопление периодов общего страхового стажа не всегда связывается с какой-либо деятельностью. Важна только уплата страховых взносов.

Кроме периодов, включаемых в общий страховой стаж, законом предусмотрены периоды, засчитываемые в страховой стаж. Это такие периоды, как: период прохождения военной службы; период получения пособия по временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности); период получения пособия по безработице; период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и некоторые другие. Но существует одно очень важное условие: указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы и иной деятельности (независимо от их продолжительности), которые включаются в общий страховой стаж.

В 2011 году установлено особое правило включения в общий страховой стаж для граждан РФ, проходивших военную и иную приравненную к ней службу, в целях обеспечения их трудовыми пенсиями. Период прохождения военной службы включается в их общий страховой стаж при одновременном наличии следующих обстоятельств:

– в период прохождения военной и иной приравненной к ней службе на этих граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование;

– они уволены со службы не ранее 1 января 2002 г.;

– они не приобрели право на пенсию за выслугу лет (по инвалидности) или на ежемесячное пожизненное содержание.

В целом следует отметить, что в перспективе роль общего страхового стажа будет возрастать. В Законе о трудовых пенсиях уже сейчас предусмотрены нормы, согласно которым с 2015 г. будет увеличен минимально необходимый общий страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости (с пяти до девяти лет). С этого же времени размер трудовой пенсии будет увеличиваться за каждый полный год общего страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, либо уменьшаться за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. В общем страховом стаже для увеличения размера трудовой пенсии по старости будут учитываться вышеуказанные периоды работы и иной деятельности, включаемые в этот стаж, и отдельные периоды, засчитываемые в страховой стаж. В общий страховой стаж для уменьшения размера трудовой пенсии по старости будут включаться все перечисленные выше включаемые и засчитываемые периоды.

Специальный страховой стаж

Специальный страховой стаж имеет юридическое значение для отношений, которые регулируются нормами разных институтов права социального обеспечения:

1) в рамках института пенсионного обеспечения специальный страховой стаж учитывается при определении права на трудовую пенсию по старости, назначаемую досрочно в связи с особыми условиями труда или в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) в рамках института пособий и иных денежных выплат специальный страховой стаж учитывается при определении права на пособие по временной нетрудоспособности и на пособие по беременности и родам, а также при исчислении их размеров (другие пособия по системе обязательного социального страхования от продолжительности страхового стажа не зависят).

В специальном страховом стаже, связанном с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, различается несколько разновидностей специального страхового стажа в зависимости от видов работ, с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 27 Закона о трудовых пенсиях). Это могут быть периоды:

– подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;

– работы с тяжелыми условиями труда;

– работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене;

– работы в экспедициях, партиях в полевых условиях (геологоразведочные, поисковые, геофизические и др.);

– работы в качестве рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве;

– работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

– работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации и другие периоды.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочно трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) для назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Другой разновидностью специального страхового стажа являются периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В данном случае понятие специального страхового стажа связывается не с характером выполняемой работы, а с тем обстоятельством, что работа выполняется в этих районах и местностях.

Требуемая продолжительность специального страхового стажа в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях зависит от того, в каких районах или местностях осуществлялась работа (ст. 28 Закона о трудовых пенсиях).

Особой разновидностью специального страхового стажа можно считать стаж работы, который дает право на получение страховой доплаты к пенсии при замещении отдельных должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации или отдельных должностей работников угольной промышленности. Но правовая природа этой разновидности специального страхового стажа является более сложной, так как взносы, которые уплачиваются работодателями для установления соответствующих доплат, по своей сущности ближе к профессиональному пенсионному страхованию, нежели к общей системе обязательного пенсионного страхования.

В пенсионном законодательстве встречается такая разновидность специального страхового стажа, как профессиональный стаж застрахованного лица, под которым понимается «суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации» (ст. 1 Закона о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования). Понятие профессионального стажа связано с законом о профессиональных пенсионных системах, в котором предполагается закрепить норму о назначении профессиональных пенсий работникам, занятым на работах с особыми условиями труда. Но такой закон до настоящего времени не принят. В связи с этим понятие профессионального стажа застрахованного лица в действующих правовых нормах не применяется.

Другим случаем, когда учитывается специальный страховой стаж, является назначение пособий по обязательному социальному страхованию. Данный стаж является специальным потому, что он связан с иным видом обязательного социального страхования – обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Уплата страховых взносов должна осуществляться именно на этот вид обязательного социального страхования. Несмотря на то что продолжительность специального страхового стажа оказывает влияние на размеры не всех пособий, сам факт наличия страхового стажа необходим для их выплаты или для определения финансового источника, за счет которого должны осуществляться эти выплаты.

В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственных гражданских и муниципальных служащих, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 16 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности). В страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы по контракту и иной приравненной к ней службы.

Исчисление общего и специального страхового стажа

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых и засчитываемых в общий страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

Специальное правило существует для исчисления страхового стажа, в который включаются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности. Эти периоды учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

При выполнении различных видов работ, с которыми связывается право на досрочную пенсию по старости, периоды выполнения этих работ могут суммироваться. Такое суммирование специального страхового стажа осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены Законом о трудовых пенсиях. В связи с этим требуемую продолжительность специального страхового стажа могут составлять периоды выполнения либо одного какого-то вида работ, либо временные отрезки выполнения работ различного характера. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утверждаются Правительством РФ.

Некоторые особенности исчисления специального страхового стажа предусмотрены для случаев длительной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Во-первых, если работа осуществлялась как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Во-вторых, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (в связи с работой в этих районах и местностях) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Следовательно, в данном случае могут суммироваться различные подвиды специального страхового стажа. Порядок исчисления стажа определяется Правительством РФ.

Исчисление страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

§ 3. Периоды, включаемые в трудовой стаж, и порядок его исчисления

Общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж имеет юридическое значение в следующих случаях:

1) для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению;

2) назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, если продолжительность выслуги лет у них составляет от 12,5 до 20 лет;

3) назначения страховой части трудовой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет и к пенсии по инвалидности, назначенной по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих;

4) оценки пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 2002 г. (при назначении трудовой пенсии);

5) определения суммы валоризации величины расчетного пенсионного капитала при исчислении размера трудовой пенсии;

6) получения звания «Ветеран труда».

Для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению необходимо наличие общего трудового стажа не менее пяти лет. В общий трудовой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии по Закону о трудовых пенсиях.

Для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, продолжительность выслуги лет у которых составляет не менее 12,5 лет, но не достигает 20 лет, необходимо наличие общего трудового стажа 25 календарных лет (в эту продолжительность включается выслуга лет). При определении права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа в этот стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до 2002 г. (т. е. до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях);

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий.

Если лицу, проходившему военную службу по контракту, назначается страховая часть трудовой пенсии по старости (наряду с пенсией за выслугу лет или по инвалидности), применяется принцип однократного учета того или иного периода, включаемого в стаж.

В Законе о трудовых пенсиях понятие общего трудового стажа применяется для оценки пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 2002 г., при назначении трудовой пенсии. Поскольку данный Закон предусматривает два варианта определения продолжительности общего трудового стажа (п. 3 и 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), предусмотрены два разных перечня периодов, включаемых в этот стаж.

В одном случае (п. 3 ст. 30) под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 2002 г., в которую включаются шесть периодов: периоды работы; периоды творческой деятельности; периоды военной и иной приравненной к ней службы; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Во втором случае (п. 4 ст. 30) под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 2002 г., в которую включаются 14 периодов. Кроме указанных выше шести периодов в него включаются, например: периоды подготовки к профессиональной деятельности – обучение в училищах, на курсах по подготовке кадров, в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, пребывание в аспирантуре, докторантуре; периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым; периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности; период проживания в городе Ленинграде в период его блокады, а также период нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны.

Общий трудовой стаж применяется также в механизме валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав. Но в этом случае учитывается общий трудовой стаж, приобретенный до 1 января 1991 г.

В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в зависимости от того, какой порядок (предусмотренный п. 3 или п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях) был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом учитывается полная продолжительность общего трудового стажа до 1991 г. без ограничения.

Кроме пенсионных отношений общий трудовой стаж востребован и в некоторых иных случаях, например для присвоения звания «Ветеран труда». Так, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, несмотря на то что с 2002 г. значение общего трудового стажа изменилось, он до настоящего времени является существенным юридическим фактом для определения права на отдельные виды пенсий, в определенной степени влияет на размер пенсионного обеспечения, поскольку при оценке пенсионных прав и валоризации учитывается его продолжительность, а также является одним из критериев, на основании которых определяется статус ветерана труда.

Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж имеет юридическое значение для предоставления разных видов социального обеспечения.

Специальный трудовой стаж в отличие от специального страхового стажа – это суммарная продолжительность определенной деятельности, связанной в основном с различными видами государственной службы.

Так, он необходим для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям служащих, космонавтам, летчикам-испытателям, федеральным государственным гражданским служащим. Продолжительность специального трудового стажа учитывается при присвоении звания ветерана военной и государственной службы.

В наибольшей степени роль специального трудового стажа проявляется в пенсионном обеспечении. С этим видом стажа связан отдельный самостоятельный вид пенсии – пенсия за выслугу лет, которая назначается военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, служащим правоохранительных органов, федеральным государственным гражданским служащим, гражданам из числа космонавтов, работникам летно-испытательного состава. Специальный трудовой стаж для назначения указанной пенсии (за исключением государственных гражданских служащих) называется выслугой лет.

У федеральных государственных гражданских служащих специальный страховой стаж называется «стаж государственной гражданской службы» (см. параграф 1 настоящей главы). В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом РФ. Порядок учета этих периодов устанавливает Правительство РФ.

Относительно понятия такой разновидности специального трудового стажа, как выслуга лет, следует отметить, что он связан не только с государственной службой, но и с выполнением отдельных видов работ. В частности, с определенной продолжительностью выслуги лет связано право на пенсию за выслугу лет граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.

Поскольку пенсии за выслугу лет назначаются всем военнослужащим и служащим правоохранительных органов, для каждой из этих категорий служащих (в зависимости от вида службы, ведомственной принадлежности, специфики прохождения государственной службы) Правительством РФ утверждаются положения, определяющие периоды, включаемые в выслугу.

В отдельных случаях наличие специального трудового стажа позволяет определить права граждан на другие виды социального обеспечения. Одним из них являются жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для предоставления жилищной субсидии и определения ее размера необходим стаж работы в указанных районах и местностях. В отличие от специального страхового стажа, с учетом которого назначается досрочная пенсия по старости в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при предоставлении жилищной субсидии принципиальным является не уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а именно продолжительность работы в северных территориях. В связи с этим требуемый стаж может быть отнесен к разновидности специального трудового стажа, тем более что в нем могут учитываться периоды, не включаемые в страховой стаж. В частности, для предоставления жилищных субсидий может учитываться не только продолжительность работы в указанных районах и местностях, но и в определенных случаях – продолжительность проживания там.

К специальному трудовому стажу можно отнести стаж, с учетом которого осуществляется присвоение званий «Ветеран военной службы» и «Ветеран государственной службы». Так, ветеранами военной службы являются военнослужащие, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы составляет 20 лет и более. Для получения звания ветерана государственной службы также необходимо иметь стаж работы или выслугу лет на государственных должностях, работа в которых засчитывается в стаж государственной службы.

Таким образом, специальный трудовой стаж в основном связан со всеми тремя видами государственной службы. На его основе определяется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Продолжительность специального трудового стажа влияет на размер данной пенсии. В отдельных случаях со специальным трудовым стажем связывается право на некоторые иные виды социального обеспечения.

Исчисление общего и специального трудового стажа

Пенсионное законодательство устанавливает два порядка исчисления трудового стажа: обычный (календарный, по реальной продолжительности) и льготный (с увеличением реальной продолжительности в 1,5–6 раз).

В обычном порядке исчисляются все виды и подвиды трудового стажа, а в льготном – лишь отдельные из них и в определенных случаях, предусмотренных законом.

Разный подход к исчислению общего трудового стажа предусмотрен при оценке пенсионных прав в зависимости от применяемого порядка (по ст. 3 или 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях). Если оценка производится по правилам п. 3, то общий трудовой стаж исчисляется в обычном (календарном) порядке по фактической продолжительности соответствующих периодов.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением ряда периодов, например:

– периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период боевых действий; периодов военной службы в зоне отчуждения, установленной в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Эти периоды включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

– периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.). Эти периоды включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

– периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем. Эти периоды включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

– периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эти периоды включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере и т. д.

В льготном порядке исчисляются многие периоды, включаемые в специальный трудовой стаж (выслугу лет) военнослужащих и служащих правоохранительных органов.

В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях включается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет и конкретные критерии, применяемые при подсчете различных периодов выслуги, утверждаются Правительством РФ.

Стаж государственной гражданской службы исчисляется, как правило, в календарном порядке.

§ 4. Подтверждение страхового и трудового стажа

Подтверждение страхового и трудового стажа на основании документов

Любой юридический факт должен быть в соответствующем порядке подтвержден. Это относится и к стажу. Порядок подтверждения страхового и трудового стажа имеет свои особенности.

Основной способ подтверждения всех видов и подвидов стажа – это подтверждение документами. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, а также все иные периоды, которые в него включаются.

Предусмотрено два способа подтверждения страхового стажа в зависимости того, когда приобретен соответствующий стаж – до или после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

При подсчете страхового стажа периоды работы или иной деятельности, протекавшие до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы или иной деятельности для исчисления стажа подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В числе документов, которыми могут подтверждаться периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, основное место занимает трудовая книжка. При подтверждении различных периодов могут быть представлены: справка из архива, выданная на основании документальных данных, военный билет военнообязанного и др.

После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы или иной деятельности для исчисления стажа подтверждаются сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета в системе персонифицированного учета. Такой учет осуществляется в соответствии с Законом о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. Данный Закон предусматривает обязательную регистрацию лиц, работающих по трудовому договору и гражданско-правовым договорам. Зарегистрировать этих лиц должен работодатель. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство.

На каждого застрахованного открывается индивидуальный лицевой счет с индивидуальным персональным номером. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица включает общую и специальную части (разделы). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются сведения о нем, периоды трудовой и иной деятельности, включаемые в страховой стаж, заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы, сумма начисленных страхователем страховых взносов.

Во второй – специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица – указываются сведения о средствах пенсионных накоплений, об их движении, доходах от их инвестирования.

Порядок ведения персонифицированного учета устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Установление стажа по свидетельским показаниям

При отсутствии документов (в том числе сведений из архивных органов) законодательство предусматривает возможность подтверждения периодов работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании показаний двух или более свидетелей. Существует два порядка подтверждения периодов работы по свидетельским показаниям. Они зависят от причин, в связи с которыми утрачены документы о работе. Один порядок предусмотрен для случаев, когда документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. Второй порядок применяется при утрате документов по другим причинам, которые также не связаны с виной работника, – вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин.

В первом случае применяется более «мягкий» порядок подтверждения стажа свидетельскими показаниями, когда ввиду чрезвычайных причин нет свидетелей с документами. В этой связи разрешается устанавливать по свидетельским показаниям полностью весь требуемый общий трудовой (страховой) стаж и не требовать у свидетеля документы о собственной работе в тот период, о котором он свидетельствует.

Во втором случае применяется более «жесткий» порядок подтверждения стажа свидетельскими показаниями. В таком порядке может подтверждаться не более половины требуемого стажа для назначения пенсии. Стаж может быть установлен не менее чем двумя свидетелями, которые документально должны подтвердить свою собственную работу в этой организации в тот период, о котором они свидетельствуют.

Характер работы (например, конкретная работа с особыми условиями труда) показаниями свидетелей не может подтверждаться.

Стаж по свидетельским показаниям может быть установлен по заявлению гражданина, если он предъявит справку архивного учреждения или о полном отсутствии документов конкретной организации на хранении, или о частичной сохранности документов организации.

Организация не имеет права выдавать справку о работе по свидетельским показаниям, так как порядок установления стажа по свидетельским показаниям особый, он не распространяется на организации.

Сочетание документального способа подтверждения трудового стажа и возможности его установления на основании свидетельских показаний гарантирует возможность подтверждения гражданину соответствующего юридического факта.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте общее определение трудового стажа.

2. Назовите основные виды и подвиды стажа в праве социального обеспечения.

3. Что такое страховой стаж? В чем заключается его отличие от трудового стажа?

4. Каково значение общего страхового стажа в праве социального обеспечения?

5. В каких случаях право на пенсионное обеспечение связывается со специальным страховым стажем?

6. Каковы основные правила исчисления страхового стажа (общего и специального)?

7. В чем заключается юридическое значение общего трудового стажа?

8. С какими видами деятельности связано понятие специального трудового стажа?

9. Чем отличается порядок исчисления трудового стажа от порядка исчисления страхового стажа?

10. Каков общий порядок подтверждения стажа?

11. В каких случаях стаж может подтверждаться свидетельскими показаниями?

Глава 2. Общая характеристика российской пенсионной системы

§ 1. Понятие, виды, структура пенсий

В рамках двух основных организационно-правовых форм (обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение) можно выделить две подсистемы в системе пенсионного обеспечения: обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение.

Данные подсистемы отличаются:

– по источникам финансирования;

– видам пенсий;

– кругу обеспечиваемых субъектов;

– условиям назначения пенсий;

– размерам пенсий и порядку их исчисления;

– механизмам повышения и увеличения размеров пенсий;

– правилам выплаты пенсий.

Можно говорить о различной экономической и правовой природе пенсий, назначаемых в рамках каждой из указанных подсистем.

Каждая из подсистем имеет свою правовую базу.

Законодательство, регулирующее отношения в подсистеме обязательного пенсионного страхования, постоянно расширяется и усложняется. В настоящее время оно включает следующие законы (в полном объеме или в части отдельных положений):

1) Закон о трудовых пенсиях;

2) Закон об обязательном пенсионном страховании;

3) Закон о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования;

4) Закон о страховых взносах;

5) Закон о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии;

6) Закон об инвестировании средств накопительной части трудовой пенсии;

7) Закон о порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений;

8) Закон о негосударственных пенсионных фондах;

9) Закон о пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан.

Законодательную базу подсистемы государственного пенсионного обеспечения составляют два основных закона:

1) Закон о государственном пенсионном обеспечении;

2) Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих.

В действующем пенсионном законодательстве нет общего определения понятия «пенсия». В Законе о трудовых пенсиях и Законе о государственном пенсионном обеспечении сформулированы соответственно общие определения трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению:

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации:

– застрахованным лицам – заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности;

– нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – части заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Право на трудовую пенсию определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях:

– компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

– компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

– компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

– предоставления средств к существованию нетрудоспособным гражданам.

Право на государственную пенсию определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о государственном пенсионном обеспечении.

В число государственных пенсий включаются пенсии, назначаемые по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих. Этот Закон является достаточно самостоятельным и отличается от Закона о государственном пенсионном обеспечении по многим параметрам. Связывает их источник финансирования – федеральный бюджет и то обстоятельство, что оба закона регулируют отношения, связанные, во-первых, с пенсионным обеспечением государственных служащих в целом, а во-вторых, с пенсионным обеспечением лиц из числа военнослужащих. Однако категории этих военнослужащих различаются (военнослужащие-контрактники – в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих и военнослужащие-призывники – в Законе о государственном пенсионном обеспечении).

В праве социального обеспечения выделяются следующие основные признаки понятия пенсии: 1) денежная форма; 2) периодичность выплаты; 3) нетрудоспособные субъекты; 4) наличие одного из четырех оснований (старость, инвалидность, потеря кормильца, длительная профессиональная деятельность).

Действующее пенсионное законодательство предусматривает разные виды пенсий:

1) по старости;

2) по инвалидности;

3) по случаю потери кормильца;

4) за выслугу лет;

5) социальные пенсии.

По системе обязательного пенсионного страхования назначаются три вида трудовых пенсий и иные пенсионные выплаты:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца;

4) единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

5) срочная пенсионная выплата;

6) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Эти пенсии выплачиваются за счет средств страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Страховые взносы устанавливаются в процентах к заработной плате (т. е. к сумме денежных выплат и иных вознаграждений, которые начисляются плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, по авторским и лицензионным договорам). С принятием Закона о страховых взносах был установлен общий тариф для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на уровне 26 % от сумм начисленной заработной платы, но не более 415 тыс. руб. в целом по году (нарастающим итогом). Данная предельная сумма в 2011 г. составляла 463 тыс. руб.

С 2012 года в порядке уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование произошли изменения. На 2012–2013 годы установлены следующие тарифы страховых взносов (табл. 2.1).


Таблица 2.1. Тарифы страховых взносов на 2012–2013 гг.


Данная таблица показывает, что единый страховой тариф (22 %) делится на несколько частей тарифа меньших размеров. Причем количество частей тарифа зависит от возраста застрахованного лица. Для лиц, родившихся до 1967 г., страховые взносы направляются на финансирование только страховой части. Для лиц, родившихся в 1967 г. и позже, страховые взносы направляются на финансирование страховой и накопительной частей. Новым элементом является разделение тарифа на солидарную и индивидуальную части. При этом:

– солидарная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств в целях выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии;

– индивидуальная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии.

Особая экономическая и правовая природа трудовых пенсий отразилась на структуре такого их вида, как трудовые пенсии по старости. С 2002 до 2010 г. трудовая пенсия по старости включала три части (базовую, страховую, накопительную). С 1 января 2010 г. трудовая пенсия по старости состоит только из двух частей – страховой и накопительной.

В составе страховой части трудовой пенсии по старости, а также в составе трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца выделяется новый компонент – фиксированный базовый размер, который устанавливается в твердой сумме. Его выплата осуществляется за счет средств страховых взносов.

Государственное пенсионное обеспечение предусматривает назначение всех пяти видов пенсий (пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслугу лет, социальная пенсия). Эти пенсии выплачиваются из средств федерального бюджета, который формируется за счет общих налоговых поступлений. Право на получение указанных видов пенсий предоставлено конкретным категориям обеспечиваемых субъектов.

Для лиц, проходивших военную службу по контракту и иную приравненную к ней службу, предусмотрено два вида пенсий – пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности, а членам их семей – пенсия по случаю потери кормильца.

Итак, для страхового и государственного пенсионного обеспечения характерен свой набор видов пенсий. Вместе с тем их объединяет то, что они включают пенсию по инвалидности и пенсию по случаю потери кормильца. Условия и нормы назначения этих пенсий различаются.

Как особый вид пенсии выделяются социальные пенсии. Из общего определения пенсии по государственному пенсионному обеспечению следует, что социальная пенсия – ежемесячная государственная денежная выплата, которая устанавливается нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Критерием выделения социальной пенсии как самостоятельного вида в общей классификации пенсий являются не традиционные основания (старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет), а ее социальный, гуманистический характер. Цель предоставления социальной пенсии – служить источником средств к существованию для нетрудоспособных граждан. Именно это основание выведено в качестве главного, ключевого, характеризующего сущность социальной пенсии.

С 2010 года социальная пенсия имеет свою внутривидовую дифференциацию по тем же основаниям (старость, инвалидность, потеря кормильца), которые являются основаниями для выделения трех основных видов пенсий (пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца).

Таким образом, правовая природа этого вида пенсий осложнена несколькими элементами. С одной стороны, социальная пенсия – это вид государственной пенсии, а с другой – это обобщающее понятие, которое объединяет три разновидности социальных пенсий.

Если соотнести целевое назначение социальной пенсии с другими видами пенсий, то можно сделать следующий вывод. Другие виды пенсий тоже служат источником средств к существованию, но главная целевая направленность этих пенсий иная. В отличие от социальной пенсии другие виды пенсий предоставляются преимущественно:

– либо в качестве компенсации утраченного заработка (дохода) самому лицу, которому назначается соответствующая пенсия;

– либо в качестве компенсации утраченной части заработка (дохода) кормильца, который получали находившиеся на его иждивении нетрудоспособные члены семьи.

§ 2. Круг лиц, обеспечиваемых трудовыми и государственными пенсиями

Круг субъектов, имеющих право на трудовые пенсии, определяется общими положениями, согласно которым право на пенсию имеют:

– граждане РФ, застрахованные в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях;

– нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц;

– иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, которые имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ (за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ).

Понятие застрахованного лица раскрывается в двух законах – Законе об обязательном пенсионном страховании и Законе о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно Закону об обязательном пенсионном страховании, застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К ним относятся:

– граждане РФ;

– постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства;

– иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Из числа граждан РФ, указанных иностранных граждан и лиц без гражданства, застрахованными являются лица:

1) работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании (если иное не предусмотрено международным договором РФ);

5) являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

6) священнослужители;

7) иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании (например, физические лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию: а) в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем; б) в целях уплаты страховых взносов за себя, если это физическое лицо постоянно или временно проживает на территории РФ и на него не распространяется обязательное пенсионное страхование).

Закон о персонифицированном учете содержит иную формулировку, раскрывающую рассматриваемое понятие: застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В совокупности оба определения полнее определяют понятие «застрахованные лица».

Закон о государственном пенсионном обеспечении определяет круг субъектов иным способом – устанавливая перечень конкретных категорий граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется по нормам данного Закона.

Право на государственную пенсию имеют:

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа космонавтов;

7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособные граждане.

Члены семей указанных граждан имеют право на государственную пенсию в случаях, предусмотренных Законом.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих осложняется наличием соответствующих норм в двух законах: Законе о государственном пенсионном обеспечении и Законе о пенсионом обеспечении военнослужащих. Разграничение правового регулирования осуществляется в зависимости от статуса военнослужащего. По нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (военнослужащие-призывники). По этому же Закону осуществляется пенсионное обеспечение членов семей погибших (умерших) военнослужащих-призывников. Кроме того, положения данного Закона распространяются на иностранных граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, и членов их семей.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, других приравненных к ним по пенсионному обеспечению категорий служащих и членов их семей осуществляется по нормам Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. В Законе дано подробное перечисление подпадающих под его действие лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная и иная приравненная к ней служба.

Различие между двумя указанными категориями военнослужащих заключается в том, что в первом случае военная служба осуществляется во исполнение конституционной обязанности по защите Отечества (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву); а во втором – военная служба является профессиональной деятельностью (военнослужащие, проходящие военную службу по контракту).

Закон о государственном пенсионном обеспечении, определяя основные понятия, применяемые в Законе, детализирует и конкретизирует вышеуказанные категории граждан (федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, нетрудоспособные граждане).

К категории граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, отнесены граждане, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это довольно детализированная по десяти группам категория граждан. Дифференциация по группам связана с состоянием здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации, с разными этапами проведения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, работой или проживанием на территории, подвергшейся радиационному загрязнению. В вопросах пенсионного обеспечения этой категории граждан Закон о государственном пенсионном обеспечении тесно связан с Законом о социальной защите граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Назначение каждой из социальных пенсий связано с определенными категориями нетрудоспособных граждан, указанными в Законе о государственном пенсионном обеспечении. Причем круг субъектов – получателей социальных пенсий довольно ограничен. Право на социальную пенсию имеют указанные в Законе нетрудоспособные лица только в том случае, если они постоянно проживают в Российской Федерации. К числу этих лиц относятся:

1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

2) дети-инвалиды;

3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;

4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

5) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

§ 3. Право на одновременное получение двух пенсий

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Несмотря на небольшое число юридических фактов, выступающих в качестве оснований назначения того или иного вида пенсии, в реальной жизни эти основания могут «наслаиваться» одно на другое. В результате у человека, пенсия которому назначена по одному основанию, может возникнуть право на пенсию по другому основанию (при наступлении соответствующих юридически значимых обстоятельств). По общему правилу человек имеет право получать только одну пенсию. Чаще всего ему назначается наибольшая по размеру пенсия. Вместе с тем он вправе выбрать по своему усмотрению пенсию другого вида, несмотря на ее меньший размер.

Указанное правило, действующее в отношении большинства пенсионеров, имеет исключения. При этом следует отметить тенденцию к увеличению числа этих исключений. Допускается одновременное получение государственной пенсии и трудовой пенсии, а также двух государственных пенсий. Всех лиц, для которых установлены исключения, условно можно разделить на четыре группы:

1) военнослужащие и члены их семей;

2) ветераны войны;

3) члены семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

4) члены семей граждан из числа космонавтов.

Одной из двух пенсий, назначаемых этим лицам, является либо пенсия по инвалидности, либо пенсия по случаю потери кормильца. Вторая пенсия не может устанавливаться по тому же основанию. Это должен быть другой вид пенсии (независимо от того, является ли она трудовой пенсией или государственной).

Формально не включены в перечень лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, федеральные государственные гражданские служащие и работники летно-испытательного состава. Фактически им тоже предоставлено право получать две пенсии – трудовую пенсию по старости (по инвалидности) и государственную пенсию за выслугу лет.

Установление накопительной части трудовой пенсии по старости не ограничивает право всех указанных выше лиц на одновременное получение двух пенсий.

В последние годы появился еще один вид исключений из общего правила, предусматривающего выбор одной из полагающихся гражданину пенсий. Отдельным субъектам (военнослужащим-контрактникам, космонавтам) предоставлено право получать одновременно с назначенной государственной пенсией страховую часть трудовой пенсии (при этом выплата накопительной части трудовой пенсии по старости во внимание не принимается).

Иного характера исключение установлено для федеральных государственных гражданских служащих и работников летно-испытательного состава. Им предоставлено право наряду с пенсией за выслугу лет (которая, как указано выше устанавливается к трудовой пенсии) получать долю страховой части трудовой пенсии по старости. Эта доля начисляется сверх суммы двух одновременно выплачиваемых пенсий.

§ 4. Основные принципы определения размеров пенсий

Основные принципы определения размеров пенсий – наиболее важный критерий, отличающий трудовые пенсии от государственных.

Размер трудовой пенсии складывается из твердой суммы фиксированного базового размера и переменной составляющей, в основе которой лежит величина расчетного пенсионного капитала. Эта величина определяется по формулам исходя из суммы уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Такой механизм исчисления трудовой пенсии позволяет индивидуализировать его размер, который привязан к сумме уплаченных страховых взносов.

Принципы определения размеров государственных пенсий проще, но не отличаются единством. Пенсии исчисляются:

– либо в процентном отношении к среднему заработку (денежному довольствию) в зависимости от продолжительности специального трудового стажа (выслуги лет);

– либо в процентном отношении к определенной денежной выплате (как правило, это социальная пенсия),

– либо устанавливаются в твердой сумме.

Пенсии, назначаемые по нормам Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, имеют единую систему определения размеров пенсий – в процентном отношении к сумме денежного довольствия.

Размер социальной пенсии устанавливается в твердой сумме. Основной величиной является общий размер социальной пенсии (в качестве него принимается размер социальной пенсии, указанный в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении). С 1 января 2010 г. этот размер составлял 2562 руб. в месяц. В последующие годы данная сумма была проиндексирована, и с 1 апреля 2012 г. она составляет 3626 руб. 71 коп. в месяц.

Таким образом, правовое регулирование в части, связанной с определением размеров пенсий, не имеет единой правовой базы и единых принципов. Следствием этого является существование разных механизмов для исчисления размеров пенсий.

При определении размеров пенсий применяются районные коэффициенты. Размеры всех социальных пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. К сумме фиксированного базового размера также могут применяться районные коэффициенты. Порядок применения районного коэффициента к социальной пенсии или к фиксированному базовому размеру указан в табл. 2.2.


Таблица 2.2. Порядок применения районного коэффициента

§ 5. Выплаты за счет средств пенсионных накоплений

За последние годы изменения в пенсионном законодательстве в наибольшей степени были связаны с регулированием отношений по формированию средств пенсионных накоплений и определением порядка осуществления выплат за их счет.

Формирование пенсионных накоплений осуществляется по трем основным направлениям:

1) посредством выделения части тарифа страховых взносов, уплачиваемых за застрахованное лицо, на формирование накопительной части трудовой пенсии по старости для лиц 1967 г. рождения и моложе (см. § 1 настоящей главы).

В рамках этого механизма средства, которые направляются на накопительную часть трудовой пенсии, инвестируются с целью получения дохода для сохранения накопленных средств и защиты их от инфляционных потерь. При приобретении права на трудовую пенсию наряду со страховой частью трудовой пенсией по старости должна выплачиваться накопительная часть. Ее размер зависит от суммы страховых взносов, которые отражены в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и суммы дохода от инвестирования этих средств (в случае наличия такого дохода). По желанию застрахованного лица средства пенсионных накоплений он может передать в негосударственный пенсионный фонд или оставить в Пенсионном фонде РФ;

2) посредством участия в системе софинансирования формирования накопительной части трудовой пенсии.

Данный механизм функционирует на основе Закона о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, который предусматривает государственную поддержку формирования пенсионных накоплений. В рамках этой поддержки из федерального бюджета передаются в Пенсионный фонд РФ в пользу застрахованного лица дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Эти взносы поступают в том случае, если застрахованные лица вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение десяти лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (в сумме не менее 2000 руб.). Размер взноса государственного софинансирования определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 руб. в год. В отдельных случаях предусмотрены более льготные условия;

3) посредством направления материнского (семейного) капитала на улучшение пенсионного обеспечения матери.

В этом случае средства (или часть средств) материнского (семейного) капитала по заявлению женщины направляются на формирование накопительной части трудовой пенсии. Женщины, не принявшие решение о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной части трудовой пенсии учесть средства материнского (семейного) капитала (или их часть) в составе пенсионных накоплений.

С 1 июля 2012 г. вступил в силу Закон о порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений. Согласно Закону, за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:

1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

2) срочная пенсионная выплата;

3) накопительная часть трудовой пенсии по старости;

4) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных лиц:

1) лицам, получающим трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, – по достижении общего возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин);

2) лицам, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 % и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), – при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).

Застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (десять лет) со дня ее назначения или в составе накопительной части трудовой пенсии по старости.

Размер накопительной части и порядок ее выплаты определяются Законом о трудовых пенсиях. В случае установления застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной части трудовой пенсии по старости этому застрахованному лицу.

В случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему срочной пенсионной выплаты, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, выплачиваются его правопреемникам в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. В случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты правопреемникам выплачивается остаток средств пенсионных накоплений в том же порядке. Остаток средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии матери, не выплаченный в виде срочной пенсионной выплаты, подлежит выплате правопреемникам из числа лиц, указанных в Законе о государственной поддержке семей, имеющих детей.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие законы формируют правовую базу российской пенсионной системы?

2. Дайте определение понятий «трудовая пенсия» и «пенсия по государственному пенсионному обеспечению».

3. Какие виды пенсий назначаются по российскому законодательству?

4. Какова структура трудовой пенсии по старости?

5. Как определяется круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию?

6. Кто имеет право на государственную пенсию?

7. Кому предоставлено право получать одновременно две пенсии?

8. В чем заключается основной принцип определения размеров трудовых пенсий?

9. Как определяются размеры государственных пенсий?

10. Какие механизмы предусмотрены пенсионным законодательством для формирования пенсионных накоплений?

11. Какие виды выплат осуществляются за счет средств пенсионных накоплений?

Глава 3. Пенсия по старости

§ 1. Понятие пенсии по старости

В действующем пенсионном законодательстве нет общего определения понятия «пенсия по старости». На основе определений трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению можно сформулировать определения понятий трудовой и государственной пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости – ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.

Старость как основание пенсионного обеспечения в качестве своего юридического выражения предполагает достижение определенного возраста, с которым связывается право на получение трудовой пенсии. Такое понимание соответствует ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Право на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению (которая выступает в качестве основного вида пенсии) предоставлено только гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

С учетом этого пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению (далее – государственная пенсия по старости) – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф гражданам при достижении ими установленного законом возраста.

В системе государственного пенсионного обеспечения можно выделить также социальную пенсию по старости, которая является подвидом социальной пенсии.

Социальная пенсия по старости – ежемесячная государственная денежная выплата, целью которой является предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам при достижении ими установленного законом возраста.

Соответственно в самом общем виде пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата, право на получение которой обусловлено достижением определенного возраста.

Можно отметить сходные и отличительные признаки, связанные с особой правовой природой трудовой пенсии по старости и государственной пенсии по старости.

Во-первых, трудовая пенсия по старости и государственная пенсия по старости представляют собой ежемесячную денежную выплату. Данный признак определяет форму, в которой предоставляется пенсия как вид социального обеспечения, – денежная форму, и указывает на периодичность ее выплаты – ежемесячно.

Во-вторых, право на каждую из пенсий определяется условиями и нормами, установленными законом. В частности, для каждой из этих пенсий по старости условия и нормы определяются соответственно Законом о трудовых пенсиях и Законом о государственном пенсионном обеспечении. Следовательно, у них разная правовая база.

В-третьих, в качестве основания назначения трудовой пенсии по старости указывается старость, для государственной пенсии по старости – достижение установленного законом возраста (юридически эти понятия тождественны, так как юридическим выражением старости является достижение определенного возраста).

В-четвертых, данные пенсии отличаются по обеспечиваемым субъектам: право на трудовую пенсию по старости имеют застрахованные лица, право на государственную пенсию по старости предоставлено пострадавшим от чернобыльской катастрофы гражданам.

В-пятых, предоставление трудовой пенсии по старости связывается с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, а государственной пенсии по старости – вследствие воздействия неблагоприятных факторов в результате радиационных или техногенных катастроф.

В-шестых, существенным отличием трудовой пенсии по старости является указание на цель предоставления пенсии: в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений. В то время как государственная пенсия по старости предоставляется в качестве меры социальной защиты. Воздействие неблагоприятных факторов вследствие обозначенных факторов является одной из причин предоставления мер социальной защиты соответствующей категории граждан.

В-седьмых, для назначения трудовой пенсии по старости наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений рассматриваются как условные, предполагаемые, не требующие доказательств. Установление государственной пенсии по старости обусловлено воздействием неблагоприятных факторов в связи с работой или проживанием граждан на территории, подвергшейся воздействию радиации в результате, например, катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с этим сфера применения норм о назначения государственной пенсии по старости весьма ограниченна.

Общим для трудовой и государственной пенсий по старости является порядок выплаты. Эти пенсии выплачиваются в полном размере независимо от каких-либо условий.

§ 2. Условия назначения пенсии по старости

Условия назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях

Определяющее значение для пенсионного обеспечения по старости имеет Закон о трудовых пенсиях. Право на трудовую пенсию по старости на общих основаниях имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия на общих основаниях назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Краткость и простота формулирования обязательных требований, определяющих право на трудовую пенсию по старости на общих основаниях, не исключают сложность и дискуссионность проблем, связанных с этими условиями.

Условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости

Российское пенсионное законодательство предусматривает не только общее правило назначения трудовой пенсии по старости, но и значительное число исключений из общего правила, которые объединяются понятием «досрочные пенсии по старости». Это трудовые пенсии, которые назначаются ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона о трудовых пенсиях (т. е. 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин). Досрочные пенсии представляют собой особое явление в отечественной системе пенсионного обеспечения. Их появление связано с длительным развитием пенсионного законодательства, отсутствием до настоящего времени профессиональных пенсионных систем. Нельзя считать это явление однозначно негативным. Пенсионное обеспечение на профессиональной основе за длительную профессиональную деятельность в ряде случаев имеет объективные основания и правомерно существует в отечественной пенсионной системе. Проблема связана с источником финансового обеспечения досрочных пенсий.

Досрочные трудовые пенсии по старости можно разделить на две группы:

1) пенсии лицам, занятым на работах с особыми условиями труда или занятым длительное время определенными видами профессиональной деятельности;

2) пенсии, назначаемые в связи с отдельными социально значимыми обстоятельствами.

Условия назначения досрочных пенсий по старости базируются на трех основных критериях: возраст, специальный страховой стаж, общий страховой стаж (табл. 3.1). Однако в ряде случаев право на досрочные пенсии по старости связано с одним или двумя критериями (юридическими фактами). Определяющим условием является наличие специального страхового стажа установленной законом продолжительности.


Таблица 3.1. Назначение досрочных пенсий с учетом возраста, специального и общего страхового стажа


Окончание


В Законе о трудовых пенсиях основания, определяющие право на досрочную пенсию по старости, закреплены в ст. 27 и 27.1. В зависимости от числа критериев, положенных в основание возникновения права на досрочную пенсию, все предусмотренные законом основания можно распределить по трем группам.

В первую группу включены виды работ, с учетом которых досрочная пенсия по старости назначается при соблюдении трех условий:

1) достижения установленного возраста;

2) наличия определенной продолжительности общего страхового стажа;

3) наличия определенной продолжительности специального страхового стажа.

В частности, предусмотрено снижение на 5–10 лет общего пенсионного возраста (который составляет 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин). Требуемая продолжительность общего страхового стажа составляет 20–25 лет для мужчин, 15–20 лет для женщин. Для специального страхового стажа установлена разная продолжительность. Как правило, она составляет половину (или чуть более) продолжительности требуемого общего страхового стажа. Наибольший уровень снижения возраста, общего и специального страхового стажа предусмотрен для лиц, работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.

Во вторую группу включены виды работ, с учетом которых досрочная пенсия по старости назначается при соблюдении двух условий (табл. 3.2):

1) достижения предусмотренного законом возраста,

2) наличия установленной продолжительности специального страхового стажа.


Таблица 3.2. Назначение досрочных пенсий с учетом возраста и специального страхового стажа


В третью группу включены виды работ, с учетом которых досрочные пенсии по старости назначаются при соблюдении только одного условия – наличие установленной продолжительности специального страхового стажа (табл. 3.3).


Таблица 3.3. Назначение досрочных пенсий с учетом специального страхового стажа


Окончание


Детализация особенностей, связанных с учетом характера работы для назначения досрочной пенсии по старости, осуществляется в нормативных правовых актах. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости всем указанным лицам, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Досрочные пенсии, назначение которых связано с социально значимыми обстоятельствами

Закон о трудовых пенсиях предусматривает еще ряд условий, соблюдение которых предоставляет право на получение досрочной пенсии по старости. Назначение этих пенсий, как правило, не связано с определенными видами работ или профессиональной деятельности.

Основания предоставления пенсий на условиях, установленных ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, часто называют социально значимыми обстоятельствами (табл. 3.4).


Таблица 3.4. Условия назначения досрочной пенсии по старости в связи с социально значимыми обстоятельствами


Окончание


Можно выделить три группы таких условий, которые связаны:

1) с воспитанием детей;

2) состоянием здоровья;

3) работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Для назначения досрочной трудовой пенсии в первых двух случаях необходимо достижение установленного возраста и наличие требуемой продолжительности общего страхового стажа. Назначение досрочных пенсий в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусматривает дополнительное – третье – условие – наличие специального страхового стажа, отражающего продолжительность работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Лицам, которые длительное время работали в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях (соответственно 15 и 20 календарных лет) и одновременно имеют общий страховой стаж и специальный страховой стаж, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, возраст, установленный для досрочного назначения пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, уменьшается на пять лет.

Условия назначения государственной пенсии по старости

Право на государственную пенсию по старости ранее достижения общего пенсионного возраста имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. К ним относятся лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это дифференцированная по десяти группам категория граждан. Назначение пенсии по старости этим гражданам имеет свою специфику, но в любом случае необходимо соблюдение двух условий: достижение установленного законом возраста и наличие трудового стажа не менее пяти лет. Таким образом, особенностью государственной пенсии по старости является учет общего трудового стажа.

Для определения возрастного критерия предусмотрены два подхода: в одних случаях возраст прямо указан в Законе о государственном пенсионном обеспечении, в других – возраст определяется на основании положений Закона о социальной защите граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы. По возрастному критерию можно разделить всех лиц, имеющих право на государственную пенсию по старости, на три группы (табл. 3.5).


Таблица 3.5. Условия назначения государственной пенсии по старости гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы


Правила уменьшения пенсионного возраста для назначения государственной пенсии по старости и зоны радиоактивного загрязнения определяются в порядке, предусмотренном Законом о социальной защите граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Условия назначения социальной пенсии по старости

Право на социальную пенсию имеют указанные в Законе о государственном пенсионном обеспечении нетрудоспособные лица только в том случае, если они постоянно проживают в Российской Федерации. Социальная пенсия по старости также назначается в связи с достижением определенного возраста. Право на эту пенсию предоставлено нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях.

Социальная пенсия по старости назначается лишь в двух случаях (табл. 3.6).


Таблица 3.6. Условия назначения социальной пенсии по старости


Социальная пенсия по старости гражданам, достигшим возраста 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.

§ 3. Размер пенсии по старости

Размер трудовой пенсии по старости

Исчисление размера трудовой пенсии по старости не зависит от того, назначается ли пенсия на общих основаниях по достижении установленного ст. 7 Закона о трудовых пенсиях общего пенсионного возраста или досрочно (т. е. до достижения этого пенсионного возраста).

Конец ознакомительного фрагмента.