Правовые проблемы регулирования банковских рисков
Арюна Жамсаранова
Выпускник кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова
Среди видов предпринимательской деятельности банковская деятельность подвержена чувствительному восприятию всех негативных процессов, а ее чрезвычайная значимость для жизнедеятельности всех структур делает ее особенно уязвимой. В таких условиях, основной целью банковского регулирования является минимизация банковских рисков.
Развивая положения Базельского комитета по банковскому надзору, Банк России сформулировал определение банковского риска в Письме от 23 июня 2004 г. № 70-Т «О типичных банковских рисках»[44] (далее – Письмо Банка России № 70-Т). Банковский риск – это присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т. д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т. д.).
Банк России в своем Письме № 70-Т к типичным банковским рискам отнес следующие виды: кредитный, страновой, рыночный, риск ликвидности, операционный, правовой, риск потери деловой репутации и стратегический риск. Банковские риски различны по своему характеру и составу, однако рассмотрение конкретного банковского риска невозможно в отдельности от других банковских рисков, так как все они неразрывны между собой и оказывают прямое влияние друг на друга.
Понятие и виды банковского регулирования
Обеспечение стабильности и устойчивого функционирования банковской деятельности – приоритетная задача государства. Нормы банковского права, реализовывающие данную задачу, именуются пруденциальными (от англ. prudent – «благоразумный, предусмотрительный»).
Законом о банках и банковской деятельности кредитные организации в целях обеспечения финансовой надежности обязаны:
• создавать резервы, минимальные размеры которых устанавливаются Банком России;
• осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги и создавать резервы на покрытие убытков;
• соблюдать обязательные нормативы;
• создать систему управления рисками и капиталом, внутреннего контроля в соответствие с характером и масштабом операций, уровню принимаемых рисков с учетом требований Банка России к системам управления рисками;
• по требованию Банка России представлять планы восстановления финансовой устойчивости;
• соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые Центральным Банком;
• хранить тайну об операциях, счетах и вкладах;
• накладывать арест на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц – своих клиентов по решению суда или постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения.
Развивая положения федеральных законов, Банк России в своих нормативных актах конкретизирует требования, устанавливает числовые показатели и методику расчетов обязательных нормативов и резервных требований для кредитных организаций, порядок депонирования резервов кредитными организациями в Банке России, порядок осуществления надзора Банком России за соблюдением кредитными организациями обязательных нормативов и резервных требований, порядок организации внутреннего контроля в кредитных организациях, классификации видов банковских рисков.
Помимо этого, функционируют механизмы саморегулирования: кредитные организации принимают локальные нормативные акты по внутренним вопросам, учитывая положения федеральных законов и нормативных актов Банка России.
Суть пруденциального регулирования, на наш взгляд, видится в ограничении государством активной деятельности банков на финансовых рынках, так как банки являются особенными субъектами денежных отношений, играя значительную роль в социальной сфере.
Правовое регулирование установления обязательных экономических нормативов
Экономические нормативы представляются едва ли ни самым важным инструментом пруденциального регулирования. Как орган пруденциального надзора Банк России издал и руководствуется Инструкцией от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков»[45], направленной на регулирование принимаемых банком кредитных рисков, применяя установленные Инструкцией числовые значения и методики расчета обязательных нормативов.
Нормативы, устанавливаемые Банком России условно можно разделить на три группы[46].
Норматив достаточности капитала банка
• норматив достаточности базового капитала банка (Н-1.1)
• норматив достаточности основного капитала банка (Н-1.2)
• норматив достаточности собственных средств (Н-1.0)
Норматив ликвидности банка
• Норматив мгновенной ликвидности (Н-2)
• Норматив текущей ликвидности (Н-3)
• Норматив долгосрочной ликвидности (Н-4)
Нормативы риска
• Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н-6)
• Максимальный размер крупных кредитных рисков (Н-7)
• Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (Н-9.1)
• Совокупная величина риска по инсайдерам банка (Н-10.1)
• Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н-12)
Нормативы достаточности капитала банка
Данные показатели ограничивают деятельность банков в части привлечения чужих денежных средств: иными словами банки не могут беспрестанно наращивать активы, данная возможность ограничена и соответствует минимальному размеру капитала банка. Минимально допустимое значение норматива Н-1 варьируется от 5 % до 10 %. Так, Н-1.1 устанавливается в размере 5 %, Н-1.2 в размере 6 %, Н-1.0 в размере 10 %.
Банки с низким уровнем капитала не могут иметь достаточный объем активов для осуществления банковских операций на основе рыночных принципов – они либо кэптивные[47], либо осуществляют операции, по существу не являющиеся банковскими. Банк России имеет право отозвать лицензию, если кредитная организация не исполняет в срок его требования о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств, и если произошло сокращение размера капитала до уровня, ниже установленного регулятором и рассчитанного по его методике.
Нормативы ликвидности банка
Ликвидность банка означает возможность обеспечить своевременное и полное выполнение денежных обязательств, установленных банковскими сделками. Выделяются нормативы мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности. Нормативы ликвидности вычисляются через соотношение между активами и пассивами с учетом возможности реализации активов и сроков погашения обязательств.
Нормативы мгновенной ликвидности ограничивают риски банка от потери ликвидности в течение одного операционного дня. Минимальное допустимое число норматива Н-2 – 15 %
Норматив текущей ликвидности ограничивает риски банка от потери ликвидности в течение 30 дней. Минимальное значение норматива Н-3 – 50 %
Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н-4) регулирует риск потери банком ликвидности путем размещения средств в долгосрочные активы и вычисляется как отношение всей задолженности банку свыше 365 или 366 календарных дней к собственным средствам банка и обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком исполнения выше года.
Вся задолженность банку свыше одного года заемщиками, требований, вытекающих из сделок с размещенными депозитами и иным видам требований банка к должнику должна составлять не менее 120 % к сумме собственных средств и обязательств банка сроком исполнения свыше одного года.
Нормативы риска
Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н-6) ограничивает кредитный риск банка.
Максимально допустимое число норматива Н-6 составляет 25 %, а это значит, что банк вправе заключить договоры банковского кредита с заемщиком или группой взаимосвязанных заемщиков в том случае, если сумма договора не превышает 25 процентов собственных средств кредитной организации.
Нормативное регулирование банковской системы идет по пути сближения с международными подходами и стандартами. Так, введены новые требования к капиталу кредитных организаций, разработанные на основе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. С 1 января 2015 г. были внесены изменения в расчет обязательного норматива для кредитных организаций Н6, а также введение нового норматива Н25, ограничивающего кредитование связанных с банком лиц. Эти изменения были введены Федеральным законом от 02.07.2013 № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 146-ФЗ) в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».
Закон № 146-ФЗ внес изменения в ст. 64 Закона № 86-ФЗ, установив новые экономические и юридические критерии связанности заемщиков в группы. Основным изменением стало появление новых юридических оснований отнесения заемщиков к группе связанных.
Таким образом, контроль, ранее определявшийся нормами гражданского законодательства, с 1 января 2016 г. подлежит оценке в соответствии Международными стандартами финансовой отчетности.
Одновременно с изменениями в порядке расчета норматива Н-6 с 1 января 2016 г. вступают в силу требования к кредитным организациям по расчету нового норматива Н-25, предназначенного для регулирования кредитования связанных с банком лиц. Предельное значение данного показателя установлено в размере 20 процентов собственных средств кредитной организации.
Максимальный размер крупных кредитных рисков
Регулирует совокупную величину крупных кредитных рисков банка и представлен как отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств банка.
Кредитный риск признается крупным в случае, если сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента превышает 5 процентов собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается в размере не более 800 процентов размера собственных средств кредитной организации.
Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам
Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (Н9.1), регулирует кредитный риск банка в отношении участников банка. Совокупная сумма кредитов, банковских гарантий и поручительств, выданных участникам кредитной организации, не может превышать 50 % собственных средств банка.
Совокупная величина риска по инсайдерам банка
Инсайдеры – физические лица, способные повлиять на принятие решений о выдаче кредитов банком. Закон относит к числу физических лиц, способных воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком следующие категории:
• являющиеся аффилированными лицами юридического лица в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
• члены кредитного совета банка;
• главный бухгалтер банка или филиала или лицо его замещающее;
• руководитель филиала банка или лицо его замещающее;
• иные сотрудники кредитной организации, способные в силу своего служебного положения воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком. Критерии отнесения сотрудников кредитной организации к лицам, способным воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком определяются внутренними документами кредитной организации;
• близкие родственники вышеперечисленных лиц аналогично признаются инсайдерами банка.
Норматив Н-10.1 ограничивает совокупный кредитный риск в отношении всех инсайдеров банка и определяется через максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований по инсайдерам к собственным средствам банка. Максимальное значение норматива Н-10.1 не может превышать 3 %
Норматив использования собственных средств банка для приобретения акций других юридических лиц.
Данный вид норматива регулирует совокупный риск вложений банка в акции других юридических лиц и рассчитывается как процентное соотношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций других юридических лиц к собственным средствам банка. Максимальный размер норматива – 25 %о.
Введение данного норматива – дискуссионный вопрос для международной и отечественной практики: в некоторых странах банкам запрещено участвовать в других организациях, и наоборот. Банк России занял нейтральную позицию по данному вопросу и разрешил банкам участвовать в других организациях, ограничив размер участия 25 процентами.
На банки налагается обязанность соблюдения установленных Законом нормативов ежедневно: нарушение банком числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.
Центральный Банк наделен правом применять к банкам принудительные меры воздействия в случае несоблюдения обязательного норматива в совокупности за шесть и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней.
Нельзя не отметить несомненную эффективность применения нормативов как инструмента обеспечения устойчивости банковской деятельности: банки обязаны ежедневно соблюдать установленные Законом нормативы, нарушение банком числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива. Центральный банк может применить по отношению к такой кредитной организации меры, в том числе и приостановление банковских операций, что является достаточно эффективной мотивацией для банка в соблюдении обязательных нормативов.
В целом, изменения банковского законодательства в сфере обязательных нормативов направлены на совершенствование подходов по ограничению риска, конкретно на примере расширения понятия группы взаимосвязанных заемщиков и введения нового норматива Н-25.
Правовые аспекты внутреннего контроля
Банк России осуществляет пруденциальное регулирование банковской деятельности, что является лишь одним из аспектов минимизации банковских рисков, другой важной ее составляющей выступает саморегулирование банковских рисков кредитной организацией.
Основой саморегулирования на рынке банковских услуг выступает профессиональное (мотивированное) суждение, представляющее собой мнение (заключение) ответственного лица о деталях оценки и признания объекта учета и отчетности и др.
Как подчеркнул Базельский комитет, эффективная система внутреннего контроля является необходимым условием надежного функционирования банков и обеспечения финансовой стабильности в целом.[48] Для равномерного развития мировой банковской системы в целом и национальной в частности необходима выработка общепризнанных принципов и стандартов в построении управления рисками, как на уровне международного сотрудничества, так и на национальном уровне, поскольку риски приобрели характер глобализма и отныне не ограничиваются масштабами одной страны.
Примером для многих кредитных организаций послужила получившая широкое распространение в мире система внутреннего контроля по Концепции COSO 1992 г., которая была разработана и предложена Комитетом спонсорских организаций – The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission.[49]
Модель системы внутреннего контроля COSO обычно изображается в форме многогранного куба, который состоит из пяти взаимодополняющих компонентов: контрольной среды, оценки рисков, контрольных процедур, информации и коммуникаций, мониторинга. Одновременное функционирование этих компонентов обеспечивает эффективную основу для описания и анализа системы внутреннего контроля компании.
При разработке подходов к организации системы внутреннего контроля в кредитных организациях Банк России принял во внимание положения COSO. Закон о банках и банковской деятельности в ст. 10 и ст. 24 прописывает обязанность кредитной организации создать системы управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, соответствующие характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, с учетом установленных Банком России требований к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации. Кроме того, кредитная организация должна принять учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»[50] (далее – Положение Банка России № 242-П) определяет внутренний контроль как деятельность, осуществляемую кредитной организацией и направленную на достижение определенных целей. Такими целями являются эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности, достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления отчетностей, информационная безопасность кредитной организации в информационной сфере, соблюдение законности в деятельности кредитной организации, исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности и своевременное представление сведений в органы государственной власти и Банк России.
Осуществление внутреннего контроля возложено на органы управления кредитной организации, ревизионную комиссию, главного бухгалтера кредитной организации, руководителя и главного бухгалтера филиала кредитной организации, подразделения и служащих. Вовлечены в организацию внутреннего контроля в коммерческой организации службы внутреннего аудита, ответственные сотрудники (структурное подразделение) по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иные структурные подразделения и ответственные сотрудники кредитной организации, к которым может относиться контролер профессионального участника рынка ценных бумаг.
Конец ознакомительного фрагмента.