Вы здесь

Право интеллектуальной собственности. Глава 2. Авторское право и права, смежные с ним (И. А. Стрельникова)

Глава 2. Авторское право и права, смежные с ним

2.1. Краткий лекционный курс

Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации регламентируются разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Объектами авторских прав (АП) являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Перечень объектов АП содержится в ст. 1259 ГК РФ.

Объекты авторского права:

1) произведения науки, литературы, искусства, в том числе:

– часть произведения,

– персонаж,

– программы ЭВМ;

2) составные произведения:

– базы данных,

– энциклопедии;

3) производные произведения:

– переводы,

– аранжировки;

4) сложные объекты:

– аудиовизуальное произведение,

– мультимедийное произведение.

Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т. п.).

К субъектам авторского права относятся:

1) автор (гражданин, творческим трудом которого создано произведение);

2) соавторы (граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом);

3) работодатель (юридическое лицо, по заданию которого создано произведение);

4) государственный заказчик;

5) наследники.

Авторам принадлежат исключительные права, личные неимущественные права, иные права.

2.1.1. Содержание исключительного права автора на произведение

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели (ст. 1270 ГК РФ). Использованием произведения считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, т. е. изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи;

2) распространение произведения, что предполагает наличие копий произведения, которые пускаются в гражданский оборот;

3) публичный показ произведения, т. е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, т. е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ аудиовизуального произведения в месте, открытом для свободного посещения;

7) сообщение в эфир, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению;

8) сообщение по кабелю, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств;

9) перевод или другая переработка произведения (создание производного произведения, экранизации, аранжировки, инсценировки и т. п.);

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Исключительное право на служебное произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, принадлежит работодателю, если трудовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Авторские права на такое произведение принадлежат автору (ст. 1295 ГК РФ).

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Автор приобретает право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом.

Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором, если не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации.

2.1.2. Личные неимущественные и иные права автора

К личным неимущественным правам относятся:

1) право авторства и право автора на имя;

2) право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений;

3) право на обнародование произведения;

4) право на отзыв.

Право на обнародование произведения позволяет автору осуществлять действия на них, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир либо по кабелю, либо любым другим способом.

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т. п.).

Право на отзыв позволяет автору отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Иные права включают право доступа (ст. 1292 ГК РФ) и право следования (ст. 1293 ГК РФ). Право доступа предоставляет автору произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Право следования предполагает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

На исключительное право накладываются ограничения, предусматривающие свободное использование объектов интеллектуальной собственности в интересах общества в целом или отдельных его групп. Случаи свободного использования предусмотрены Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений.

К числу случаев свободного использования в авторском праве относятся:

1) воспроизведение произведения в личных целях;

2) использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях;

3) использование произведения путем репродуцирования;

4) использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения;

5) свободное публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии;

6) свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения;

7) свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования;

8) свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных.

2.1.3. Права, смежные с авторскими правами

Российское законодательство выделяет пять категорий смежных прав:

1) право на исполнение;

2) право на фонограмму;

3) права организаций эфирного и кабельного вещания;

4) право изготовителя базы данных;

5) право публикатора на произведения науки, литературы и искусства.

Каждой категории смежных прав соответствуют конкретные исключительные права и определенный срок их действия.

Право на исполнение. Гражданским кодексом РФ определены две категории исполнителей:

1) гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера);

2) режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

Исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение;

2) неимущественные права (право авторства; право на имя; право на неприкосновенность исполнения).

Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

Исключительное право на исполнение включает:

1) сообщение в эфир, т. е. для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения;

2) сообщение по кабелю, т. е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3) запись исполнения, т. е. фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме;

4) воспроизведение записи исполнения, т. е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части;

5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

7) публичное исполнение записи исполнения, т. е. любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

8) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено исполнение.

Право на фонограмму. Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

Изготовителю фонограммы принадлежат:

1) исключительное право на фонограмму;

2) личные неимущественные права (право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы).

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право на использование ее следующим образом:

1) публичное исполнение, т. е. любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

2) сообщение в эфир, т. е. сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю;

3) сообщение по кабелю, т. е. сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

4) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору;

5) воспроизведение, т. е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;

6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;

7) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;

8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;

9) переработка фонограммы.

Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января, следующего за годом записи.

Права организаций эфирного и кабельного вещания. Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений).

Организации эфирного или кабельного вещания принадлежит исключительное право на использование радио- или телепередачи следующим образом:

1) запись сообщения радио- или телепередачи, т. е. фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, т. е. изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части;

3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи;

4) ретрансляция, т. е. сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио- или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору;

6) публичное исполнение, т. е. любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях – обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму.

Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января, следующего за годом, в котором имело место сообщение в эфир.

Право изготовителя базы данных. База данных может быть создана по заказу (ст. 1296 ГК РФ) либо при выполнении работ по договору, которые прямо не предусматривали ее создание (1297 ГК РФ). Никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя.

Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Изготовителю базы данных принадлежат:

1) исключительное право;

2) право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и состоит в возможности извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Исключительное право изготовителя базы данных возникает, если ее создание повлекло существенные[3] финансовые, материальные, организационные или иные затраты либо (при отсутствии доказательств иного) у изготовителя базы данных, содержащей не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов). Исключительное право изготовителя базы данных признается и действует независимо от наличия и действия авторских и иных исключительных прав изготовителя базы данных и других лиц на составляющие базу данных материалы, а также на базу данных в целом как составное произведение. Законодательно определено, что срок действия исключительного права изготовителя базы данных на созданную, но не обнародованную базу данных составляет 15 лет, считая с 1 января года ее создания. Если же в этот период база была обнародована – 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования.

Право публикатора на произведения науки, литературы или искусства. Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права (кроме находящихся в государственных и муниципальных архивах).

Публикатору принадлежат:

1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение;

2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения.

Срок действия исключительного права публикатора составляет 25 лет. Публикатор произведения может распоряжаться своим исключительным правом на основании договоров о передаче исключительного права.

2.2. Программа для ЭВМ и база данных как особые объекты авторского права

Программы для ЭВМ и базы данных охраняются как произведения литературы. Однако законодатель позволяет правообладателю в течение срока действия исключительных прав по своему желанию зарегистрировать такую программу или базу данных в Роспатенте (федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности).

Правила оформления заявки на регистрацию программ для ЭВМ и баз данных определены в Административном регламенте исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных (утв. приказом Минобрнауки России от 29.10.2008 № 324).

На основании заявки, поданной в Роспатент, проверяется наличие необходимых документов и их соответствие требованиям, предусмотренным Административными регламентами. Образец заявки на регистрацию программы ЭВМ приведен в Приложении 3.

При положительном результате проверки Роспатент вносит программу ЭВМ или базу данных в соответствующий государственный реестр и выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. Сведения о зарегистрированных программе ЭВМ или базе данных публикуются в официальном Бюллетене Роспатента. При передаче исключительных прав на программу ЭВМ или базу данных, зарегистрированных в Роспатенте, лицензионный договор или договор об отчуждении также подлежит государственной регистрации.

2.3. Задачи

Задача 2.1. В ходе публичного мероприятия (выставки) рядом с автомобилями фотографу автопроизводителя позировали известные люди (актеры, журналисты и т. п.). Однако никаких соглашений об использовании фотографий не было подписано.

Автопроизводитель хочет использовать данные фотографии для производства сувенирной продукции.

Вопрос. Имеют ли право лица, чьи изображения содержатся на фотографиях, предъявлять претензии к автопроизводителю за использование своего изображения?


Задача 2.2. Предприятие заказало сторонней организации создание интернет-сайта для размещения информационных и рекламных материалов.

Вопрос. Является ли созданный по заказу интернет-сайт объектом интеллектуальной собственности?

Обоснуйте ответ.


Задача 2.3. Общество является правообладателем программы для ЭВМ. В свидетельстве о государственной регистрации указан автор – разработчик программы. Общество намерено получить прибыль, коммерциализировав эту программу.

Вопросы. Каким образом это можно осуществить? Какие документы следует подготовить? Какие права возникают у автора-разработчика программы ЭВМ?


Задача 2.4. Организация занимается реализацией видеотехники. В торговом зале размещены модели телевизоров, которые в рабочее время транслируют изображения.

Вопросы. Вправе ли организация при демонстрации телевизоров использовать фрагменты видео без согласия автора? Существует ли допустимая продолжительность фрагмента видео, который можно использовать без разрешения автора?


Задача 2.5. Лицензионным договором на использование программы для ЭВМ предусмотрено, что лицензиат может использовать эту программу только лично и не вправе передавать ее третьим лицам.

Вопросы. К какому виду лицензионных договоров относится данный договор? В чем его принципиальное отличие от договора об отчуждении исключительного права? Могут ли исключительные права по договору об отчуждении исключительного права переданы третьим лицам?

Обоснуйте ответы примерами из судебной практики.


Задача 2.6. Организация передала другой стороне по лицензионному договору право использования программы для ЭВМ, которая не была зарегистрирована в Роспатенте.

Вопросы. Возможна ли передача программного продукта по одному из видов договоров по распоряжению исключительным правом? Какой договор считается наиболее оптимальным?


Задача 2.7. Общество занимается издательством книжной продукции и периодики. В штате имеются несколько журналистов, художники, редакторы.

Вопрос. Вправе ли работодатель при использовании служебного произведения, например статьи для журнала, отказать работнику – автору статьи в указании его имени на данном произведении?


Задача 2.8. Физическое лицо намерено создать интернет-сайт, где предполагается воспроизводить музыкальные произведения.

Вопросы. Может ли выступать создателем интернет-сайта физическое лицо (либо учредителем должны выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель)? Нужно ли для каждой композиции заключать лицензионный договор, чтобы ее воспроизведение было законно?


Задача 2.9. Общество производит картографические произведения (туристические буклеты и путеводители).

Вопросы. В чем разница между картографическим произведением и картографической основой? В каком случае требуется наличие лицензионного договора на право использования картографического произведения (картографической основы)? Каким документом подтверждается авторское право на картографическое произведение (картографическую основу)?


Задача 2.10. Общество, являющееся производителем картографических произведений (туристических буклетов и путеводителей), обратилось в арбитражный суд с иском к музею-заповеднику о взыскании компенсации за нарушение авторских прав на картографическое произведение, представляющее собой карту территории заповедника с нанесенными на нее достопримечательностями. По мнению истца (общество), ответчиком (музеем-заповедником) издается и распространяется в переработанном виде карта заповедника, права на которую принадлежат обществу.

Судом для решения спорного вопроса была назначена экспертиза. Из экспертного заключения следует, что карта истца и карта ответчика отличаются авторским стилем: количеством обозначений, их оригинальным расположением, подписями. При этом допущена вероятность использования при создании обеих карт единой исходной информации (картографической основы).

Вопросы. Какое решение примет в этом случае суд? Является ли картографическое произведение объектом авторского права?


Задача 2.11. Кинокомпания – изготовитель кинофильма предполагает передать сети кинотеатров права на его прокат.

Вопросы. Является ли кинофильм результатом интеллектуальной деятельности? Кто является авторами данного результата интеллектуальной деятельности? Кому принадлежат исключительные права на кинофильм? На каком основании могут быть переданы права на прокат кинофильма?


Задача 2.12. Московское издательство готово опубликовать литературное произведение, автор которого является гражданином Белоруссии.

Вопросы. Возникает ли у гражданина Белоруссии исключительное право на произведение на территории России? Требуется ли заключение лицензионного договора?


Задача 2.13. Организация хранила на жестком диске дистрибутив (файл для установки программы на компьютер) программного продукта без согласия правообладателя. При этом сам программный продукт организацией не использовался.

Вопросы. Может ли указанное обстоятельство являться основанием для привлечения организации к ответственности, установленной ст. 1301 ГК РФ? Какова сумма компенсации и порядок ее определения?

Обоснуйте ответ примерами из судебной практики.


Задача 2.14. Организация-проектировщик (исполнитель) разработала для заказчика проектно-сметную документацию. Документация получила положительное заключение государственной экспертизы.

Вопросы. Является ли дочерняя организация исполнителя его правопреемником в части прав и обязанностей по подготовленному проекту и, как следствие, должна ли вести авторский надзор? Может ли дочерняя организация вносить изменения в проект без инициативы и согласия заказчика?


Задача 2.15. Организация занимается обучением сотрудников российских организаций – потенциальных покупателей своего программного продукта основам пользованиям этим программным обеспечением.

Вопрос. Не нарушаются ли при этом исключительные права разработчика программного продукта?


Задача 2.16. Организация заключила лицензионный договор с правообладателем исключительного права на художественный фильм, в соответствии с которым ей были переданы права на публичный показ этого фильма.

Вопрос. Вправе ли организация произвести своего рода цензуру, «вырезав» из фильма сцены насилия, жестокости, секса для того, чтобы показывать этот фильм более широкой зрительской аудитории (без учета возрастного ценза)?

Обоснуйте ответ примерами из судебной практики.


Задача 2.17. В соответствии с заключенным договором авторского заказа исполнитель изготовил программное обеспечение для ЭВМ.

Вопросы. Какой из сторон договора авторского заказа принадлежит исключительное право на программу для ЭВМ? Необходимо ли заключать лицензионный договор о предоставлении заказчику права использования программы для ЭВМ?


Задача 2.18. На интернет-сайте размещена база федеральных нормативных документов.

Вопросы. Принадлежат ли государству интеллектуальные права на национальные стандарты и проекты официальных документов? Возникают ли у их разработчиков авторские права?


Задача 2.19. В рекламной компании широко используются художественные фильмы, рекламные ролики, эскизы, фотографии.

Вопрос. Каким образом обеспечивается охрана исключительных прав на данные объекты интеллектуальной собственности?


Задача 2.20. Авиационное предприятие вместе с летными машинами поставляет покупателям документацию: «Руководство по технической эксплуатации вертолетов».

Вопросы. Является ли данное руководство охраняемым результатом интеллектуальной деятельности? На каком основании правомерно использование этой документации?


Задача 2.21. Автор идеи – сюжета кинофильма – заказал написание сценария фильма другому лицу.

Вопросы. Может ли автор идеи заключить с писателем договор авторского заказа на написание сценария по его сюжету? Может ли автор идеи претендовать на защиту своих авторских прав?


Задача 2.22. Организация планирует передать зарубежным контрагентам права использования программного продукта по лицензионному договору, а также осуществить реализацию экземпляров программного продукта на материальных носителях за рубежом.

Вопрос. Распространяется ли исключительное право на программный продукт на территорию за пределами России?


Задача 2.23. Организация разработала технический стандарт на выпускаемую продукцию.

Вопрос. Является ли технический стандарт объектом интеллектуальной собственности? Можно ли его зарегистрировать?


Задача 2.24. Организация-застройщик осуществляет строительство жилых домов-таунхаусов, в которых покупатели получают в собственность квартиру.

Вопрос. Может ли организация-застройщик препятствовать собственникам в изменении внешнего дизайна жилых домов, а также последующей перепланировке квартир с точки зрения нарушения авторских прав?


Задача 2.25. Интернет-сайт разрабатывается исполнителем по заданию (заказу) заказчика.

Вопрос. Следует ли исполнителю предусмотреть в договоре на разработку интернет-сайта какие-либо специальные условия о передаче исключительного права?


Задача 2.26. Владелец интернет-сайта размещает на нем широкий спектр информации по различным вопросам.

Вопрос. Необходимо ли согласие владельца авторского права на публикацию на сайте следующих материалов: книг, учебных пособий, статей, интервью, видеозаписи, видеоуроков сканированного текста, цитат, изображений, фотографий и схем, аннотаций, комментариев, гиперссылок, имени автора?


Задача 2.27. Общество разместило на интернет-сайте перевод на русский язык «Международных стандартов финансовой отчетности». Автор перевода обратился в суд с иском к Обществу о нарушении его авторских прав на перевод.

Вопрос. Какое решение примет в этом случае суд?


Задача 2.28. Железнодорожная компания-перевозчик поручила группе своих работников подготовить к изданию «Расписание движения пригородных поездов с вокзалов г. Санкт-Петербурга».

Составитель расписания движения поездов обратился к юристу за консультацией по вопросам:

– можно ли считать подготовленное расписание объектом авторского права;

– распространяется ли авторское право на небольшую брошюру, в которой излагаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом, написанную на основе положений действующего законодательства.

Вопросы. Какое разъяснение должно быть дано по этим вопросам? Какие требования предъявляются законом к объекту авторского права?


Задача 2.29. Радиостудия обратилась к музыкальному театру за разрешением на прямую трансляцию новой постановки оперы «Евгений Онегин» с новым актерским составом. Звукозаписывающая компания также обратилась с просьбой создать условия для записи исполнения спектакля.

Исполнители, задействованные в спектакле, заявили администрации театра о своем несогласии на осуществление радиотрансляции и записи спектакля, указав, что этим нарушаются их исключительные права.

Вопросы. Правомерен ли запрет исполнителей? Каково содержание исключительного права на исполнение?


Задача 2.30. Коллективное исполнение музыкального произведения приводит к возникновению между его исполнителями таких же отношений, какие порождает соавторство при создании литературного произведения. Нередки случаи, когда специально для записи исполнения приглашаются известный дирижер или солист, которые не являются членами основного коллектива исполнителей.

Вопрос. Является ли исполнение приглашенного солиста или дирижера самостоятельным объектом смежных прав или на исполнение возникает соавторство?


Задача 2.31. По заказу телекомпании два автора сделали перевод иностранных неохраняемых произведений на русский язык. Юрист телекомпании полагал, что переводы неохраняемых произведений не являются объектами авторского права, и компания намеревалась рассчитаться с переводчиками по расценкам за техническую работу, т. е. как за «подстрочный» перевод. Переводчики же требуют выплаты авторского вознаграждения.

Вопросы. Является ли перевод результатом творческой деятельности? Возникает ли исключительное право на перевод произведения, не охраняемого авторским правом?


Задача 2.32. В Российское авторское общество поступило заявление от автора романа, в котором указывалось, что концертная организация без его согласия переработала роман в литературную композицию для публичного исполнения и это исполнение уже дважды имело место.

Автор романа категорически запрещает дальнейшее использование данной композиции, поскольку в ней используются произвольно взятые из произведения куски детективного плана, что, по мнению автора, нарушает содержание и основные образы романа.

В свою очередь концертная организация считает, что она не допустила нарушения каких-либо прав автора романа, так как использует отрывки из романа без их изменений.

Вопросы. Были ли в данном случае нарушены исключительные права автора? Каковы способы их защиты?


Задача 2.33. Телерадиокомпания обратилась в арбитражный суд с иском к редакции еженедельника о конфискации тиража изданий с программой ее передач и взыскании компенсации за убытки, причиненные систематической перепечаткой программ из газеты, которой эта информация передается телерадиокомпанией по совместному договору.

Истец (телерадиокомпания) полагал, что программа телерадиопередач является результатом творческой деятельности сотрудников компании, а поэтому у него возникает исключительное право на использование программы как служебного произведения.

Вопрос. Является ли программа передач объектом авторского права? Обоснуйте ответ.


Задача 2.34. Автор опубликовал свое произведение на страницах районной газеты под английским псевдонимом. Через некоторое время он обнаружил издание своего произведения в серии «Шедевры мировой фантастики», выпущенной в свет известным издательством. Позднее другое издательство напечатало это произведение под английским псевдонимом автора в сборнике «Мифы Вселенной», указав, что это перевод с английского, выполненный третьим лицом.

Вопрос. Какие допущены нарушения прав автора и каковы меры их защиты?


Задача 2.35. Архитектурно-реставрационная мастерская подготовила по заказу владельца здания эскизный проект обстановки помещений здания и разработала на его основе дизайн интерьеров внутренних помещений.

По завершении ремонтных и отделочных работ мастерская предъявила заказчику требование предоставить ей возможность провести фотосъемку предметов интерьера для рекламных целей, однако получила отказ.

Вопрос. Правомерны ли требование архитектурно-реставрационной мастерской и отказ заказчика?


Задача 2.36. Художник-любитель купил в магазине картину профессионального художника и сделал несколько копий, которые намеревался продать. Автор картины (профессиональный художник) хотел воспользоваться своим правом доступа и воспроизвести свое произведение. Увидев копии картины с искажением цветного фона, уже сделанные покупателем – художником-любителем, автор предложил эти копии уничтожить.

Покупатель не согласился с этим требованием, заявив, что купив картину, он стал ее собственником, и как собственник может распоряжаться ею как угодно. Поэтому он вправе делать копии с нее и отказывает автору в воспроизведении его картины.

Профессиональный художник, автор произведения, обратился в суд за защитой своих прав.

Вопросы. Какое решение должен вынести суд? Какие различия законодатель выделяет между исключительным правом и правом собственности?


Задача 2.37. Соавторами был разработан проект интерьера, который был выполнен в одной из частных квартир. Авторство подтверждалось фактом публикации фотоснимков этого интерьера в специализированном журнале.

По исключительному лицензионному договору права на проект интерьера были переданы соавторами обществу с ограниченной ответственностью. Организация использовала один из фотоснимков интерьера на своих рекламных плакатах без согласия общества, обладателя исключительных прав.

Общество обратилось в арбитражный суд с иском к организации о незаконном использовании исключительного права на проект интерьера. В подтверждение своих требований истец предоставил фотоснимки двух рекламных щитов с изображением рекламного плаката, на которых был размещен рекламный слоган и на дальнем плане размытым фоном часть интерьера – объекта прав.

Вопрос. Имело ли место нарушение прав общества в данном случае?


Задача 2.38. Общество обратилось в арбитражный суд с иском к общественной экологической организации о запрещении несанкционированного использования созданной истцом базы данных, которая включала около восьми тысяч самостоятельных материалов о допущенных на территории области экологических правонарушений.

В обоснование исковых требований общество указало, что является обладателем исключительных прав на названную базу данных, а ответчик незаконно использует ее для получения сведений об экологических правонарушениях, на основе которых планирует свою деятельность по охране окружающей среды. Факт использования базы данных ответчиком не отрицался.

Вопросы. Подлежит ли удовлетворению иск общества? Как охраняются интеллектуальные права на базы данных? В каком случае возникает исключительное право изготовителя базы данных?


Задача 2.39. Радиостанцией была транслирована в эфир запись зачитанного текста статьи, опубликованной ранее в журнале. Автор статьи потребовал выплатить ему вознаграждение и впредь без его согласия запись не передавать в эфир.

По мнению радиостанции, все опубликованные статьи могут быть переданы в эфир без согласия автора и без выплаты вознаграждения, поскольку относятся к случаям свободного использования.

Вопросы. Кто прав в этом споре – автор или радиостанция? В каких случаях допускается использование произведений без согласия автора и выплаты ему вознаграждения?


Задача 2.40. Предприятие выпускает изделия декоративно-прикладного искусства, созданные как работниками предприятия, так и внештатными художниками.

Рассматриваются два варианта оплаты:

1) внештатным художникам, с которыми заключены отдельные договоры, выплачивать сумму по договору и авторское вознаграждение; художникам, работающим по трудовому договору, выплачивать заработную плату без выплаты авторского вознаграждения;

2) не выплачивать авторское вознаграждение никому, так как художникам, работающим по трудовому договору, выплачивается заработная плата; внештатные художники, с которыми заключены отдельные договоры, получают оплату по договору, и их рисунки опубликованы.

Вопрос. Какой вариант оплаты соответствует законодательству? В соответствии с какими положениями действующего законодательства могут быть защищены интересы художников?


Задача 2.41. Композитор и поэт в соавторстве создали несколько свадебных и застольных песен, которые были исполнены в концертной программе концертного зала. После этого издательство обратилось к авторам с предложением об издании этих песен.

Вопросы. С кем из авторов должен быть заключен договор, если издательство намерено издать: одновременно ноты с текстом; ноты и текст в отдельности? Какие виды соавторства установлены законом?


Задача 2.42. Коллектив авторов заключил исключительный лицензионный договор с издательством об издании учебника по физике. Издательство провело значительную работу по подготовке учебника к изданию и выплатило авторам аванс. Однако из-за отсутствия средств выпуск учебника был передан другому частному издательству, которое заменило главу, написанную умершим автором, материалами, предоставленными другим лицом, без согласования с наследниками умершего и коллективом авторов учебника.

Вопросы. Вправе ли было издательство без согласия авторов передавать издание учебника другому издательству? Как следует с точки зрения закона расценить замену главы, написанной умершим, главой другого автора?

2.4. Тест

1. Авторское право на произведение возникает и охраняется законом, если:

а) автор или правопреемники – граждане Российской Федерации;

б) произведение впервые опубликовано в Российской Федерации;

в) произведение отвечает обоим критериям.

2. Авторское право на произведение возникает и охраняется законом с момента:

а) когда творческий результат выражен в объективной (материальной) форме;

б) государственной регистрации;

в) обнародования произведения.

3. Отсутствие знака охраны авторского права на произведении:

а) лишает автора правовой охраны;

б) не лишает автора произведения правовой охраны;

в) не влияет на правовую охрану, так как имеет чисто информационный характер.

4. Авторским правом охраняются:

1) высокохудожественные, глубоко научные произведения;

2) идеи, методы, концепции;

3) любой оригинальный творческий результат, независимо от его достоинств.

5. Название произведения:

а) является объектом авторского права;

б) не является объектом авторского права;

в) является объектом авторского права, если представляет собой результат творческой деятельности.

6. Делимое соавторство:

а) ограничивает право любого соавтора самостоятельно использовать созданную им часть произведения;

б) не ограничивает право любого соавтора самостоятельно использовать созданную им часть произведения;

в) предусматривает, что соавторы будут использовать произведение совместно.

7. Авторское право распространяется:

а) на произведение в целом;

б) на отдельную часть произведения;

в) как на произведение в целом, так и на его отдельную часть.

8. Право собственности на произведение и право собственности на материальный объект, в котором это произведение выражено:

а) существуют независимо друг от друга;

б) взаимосвязаны между собой;

в) возникают в результате создания произведения.

9. Не являются объектами авторского права:

а) произведения народного творчества (фольклор);

б) аудиовизуальные произведения;

в) произведения, опубликованные анонимно.

10. Результат творческой деятельности составителя сборника заключается:

а) в отборе и взаимном расположении включенных в него материалов;

б) в оригинальном тексте включенных в него материалов;

в) в переработке отдельных материалов.

11. Переводы:

а) охраняются авторским правом как самостоятельные произведения;

б) не являются оригинальным результатом творческой деятельности;

в) охраняются авторским правом как самостоятельные произведения при условии, что получено разрешение на перевод от автора оригинала произведения.

12. Служебные произведения создаются:

а) в рамках трудового договора;

б) в рамках лицензионного договора;

в) в рамках договора авторского заказа.

13. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат:

а) только автору;

б) всегда работодателю;

в) работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором.

14. Автором аудиовизуального произведения является:

а) режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения;

б) продюсер;

в) режиссер-постановщик и актеры.

15. Исключительное право на использование аудиовизуального произведения принадлежит:

а) его авторам;

б) изготовителю аудиовизуального произведения;

в) организации, осуществляющей публичное сообщение аудиовизуального произведения.

16. Авторское право по российскому законодательству охраняется:

а) с момента создания произведения в течение всей жизни автора;

б) с момента создания произведения всю жизнь автора и 50 лет после его смерти;

в) с момента создания произведения всю жизнь автора и 70 лет после его смерти.

17. К личным неимущественным правам относятся:

а) право авторства;

б) право на воспроизведение;

в) право на переработку произведения.

18. Право автора на имя охраняется:

а) бессрочно;

б) в течение всей жизни автора;

в) в течение 70 лет после смерти автора.

19. Юридическое лицо в качестве субъекта авторских прав:

а) может выступать;

б) не может выступать;

в) может выступать, если получило исключительные авторские права на основании договора.

20. Убытки, причиненные в результате отзыва автором своего произведения, возмещает:

а) сам автор;

б) государство;

в) убытки не подлежат возмещению, поскольку право на отзыв является неимущественным правом.

21. Право следования:

а) переходит к наследникам по закону;

б) переходит к наследникам по завещанию;

в) к наследникам не переходит.

22. Исчисление срока охраны авторского права начинается:

а) с 1 января года, следующего за годом, в котором произведение было опубликовано;

б) с момента опубликования произведения;

в) с 1 января текущего года, в котором произведение было опубликовано.

23. Не переходит по наследству:

а) право на обнародование произведения;

б) право на воспроизведение произведения;

в) право авторства.

24. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует:

а) в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов;

б) в течение всей жизни и 70 лет после смерти каждого автора;

в) в течение 50 лет после смерти каждого из соавторов.

25. Общественным достоянием являются произведения:

а) автор которых неизвестен;

б) на которые истек срок действия авторского права;

в) опубликованные под псевдонимом.

26. Программы для ЭВМ и базы данных:

а) относятся к объектам авторского права;

б) относятся к объектам патентного права;

в) имеют особый режим охраны, отличный от авторского и патентного права.

27. В научно-художественной литературе свободное цитирование:

а) недопустимо;

б) допустимо;

в) допускается с обязательным указанием имени автора цитируемого произведения.

28. Публично произнесенные доклады:

а) являются объектом авторского права;

б) относятся к случаям свободного безвозмездного использования произведений;

в) не охраняются авторским правом, поскольку имеют информационный характер.

29. Обзор печати следует рассматривать как:

а) случай свободного безвозмездного использования произведения;

б) составное произведение;

в) цитирование.

30. Свободное использование произведения означает:

а) использование произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора;

б) безвозмездное использование произведения;

в) использование произведения с выплатой фиксированного авторского вознаграждения.

31. В федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть зарегистрированы:

а) аудиовизуальные произведения;

б) любые объекты авторского права;

в) программы для ЭВМ и базы данных.

32. К случаям свободного использования произведения относится:

а) цитирование правомерно обнародованных произведений;

б) перевод произведения;

в) публичное исполнение произведения.

33. Исключительные права на готовое произведение автор может передать на основании:

а) лицензионного договора;

б) договора авторского заказа;

в) договора купли-продажи.

34. Знак охраны смежных прав проставляется:

а) на всех объектах смежных прав;

б) исполнениях и фонограммах;

в) аудиовизуальных произведениях.

35. Повторное «живое» исполнение:

а) является самостоятельным объектом смежных прав;

б) не является новым объектом смежных прав;

в) на повторное исполнение не распространяются права исполнителя.

36. Исключительное право на совместное исполнение принадлежит:

а) членам коллектива исполнителей;

б) руководителю коллектива исполнителей (дирижеру, режиссеру);

в) членам коллектива и его руководителю.

37. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, допускается:

а) без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты вознаграждения;

б) без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму, но с выплатой вознаграждения;

в) без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму.

38. Производителю фонограммы принадлежит:

а) право на имя;

б) право авторства;

в) право на использование фонограммы в любой форме.

39. Право на распространение фонограммы принадлежит:

а) исполнителю;

б) производителю фонограммы;

в) организации, управляющей имущественными правами авторов.

40. При постановке спектакля исполнительские права возникают:

а) у режиссера-постановщика на спектакль в целом;

б) исполнителей, участвующих в спектакле, на их исполнение;

в) у режиссера-постановщика на спектакль в целом и у каждого исполнителя, участвующего в спектакле, на его исполнение.

41. Исключительное право на исполнение действует в течение:

а) 50 лет с момента первого исполнения;

б) всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет;

в) всей жизни исполнителя и 70 лет после его смерти.

42. Пользователи фонограмм:

а) должны представлять отчеты об их использовании в организацию по управлению правами авторов на коллективной основе;

б) выплачивают единовременное вознаграждение авторам и исполнителю;

в) использование правомерно опубликованных фонограмм относится к случаям свободного использования.

43. Производитель фонограммы осуществляет свои права:

а) на основании договора с исполнителем и автором записанного на фонограмму произведения;

б) на основании устного соглашения с автором и исполнителем;

в) в соответствии с планом, утвержденным руководителем студии звукозаписи.

44. Организации эфирного вещания осуществляют выплату вознаграждения за передачу исполнения в эфир:

а) непосредственно исполнителям;

б) изготовителю фонограммы;

в) через организации, управляющие имущественными правами авторов.

45. На запись передачи, еще не сообщенной в эфир, смежные права:

а) возникают;

б) не возникают;

в) возникают авторские права.

46. Необходимость в коллективном управлении правами возникает:

а) при использовании записей исполнений;

б) при «живом» исполнении;

в) при использовании объектов смежных прав без согласия правообладателей.

47. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, являются:

а) коммерческими организациями;

б) государственными организациями;

в) некоммерческими организациями.

48. Взаимоотношения между организацией, управляющей имущественными правами, и правообладателями авторских и смежных прав строятся на основании:

а) лицензионного договора;

б) устава организации;

в) постановления Правительства РФ.

49. За нарушение авторских и смежных прав размер компенсации составляет:

а) от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.;

б) от 10 до 50 000 МРОТ;

в) от 5 тыс. руб. до 10 млн руб.

50. Обладатели авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации:

а) за допущенные правонарушения в целом;

б) за каждый случай неправомерного использования произведения;

в) за каждый случай неправомерного использования произведения либо за допущенные правонарушения в целом.

51. Получить конфискованные контрафактные экземпляры правообладатели:

а) могут вместо возмещения убытков;

б) не могут;

в) контрафактные экземпляры во всех случаях передаются правообладателю.

52. Основные государственные функции в сфере интеллектуальной собственности осуществляет:

а) Роспатент;

б) Минюст России;

в) Минэкономразвития России.