Вы здесь

Право Перемен в исторической системе координат. Глава 3. От разделения к единству. Универсальность права и Единение Общества (С. В. Арапов, 2017)

Глава 3. От разделения к единству. Универсальность права и Единение Общества

3.1. История права как источник для прогнозов

О том, что есть, и что может быть

Современные правовые системы становятся все более громоздкими, прежде всего, по причине усложнения управления. Регулирование правового поведения становится обременительным для законодателя.

Право в его нынешнем виде и состоянии ВЕРОЯТНОСТНО.

Вероятностный характер любых отношений (явлений) – это препятствие к осуществлению намеченной цели. В.В. Залесский отмечает, что «в каждом правоотношении заложена вероятность его изменения либо прекращения. Всегда есть место действию случайных факторов, оказывающих влияние на правоотношение. Случайности в «жизни» правоотношения неизбежны – оценить вероятность их проявления задача и законодателя, и участников правоотношения»[37].

Принцип неприкосновенности права собственности исходит из оценки вероятности факта и характера нарушения.

«Вероятность нарушения всегда определялась эмпирически и, по сути дела, не принималась во внимание при выборе средств защиты»[38].

«Договор как правовой институт содержит «вероятностный» характер гражданских правоотношений, роль случая как правообразующего фактора При заключении договора стороны (как правило) уверены в достижении правового результата. В действительности же присутствует лишь вероятность реализации их намерений. Любое договорное отношение имеет вероятностный характер. Угроза устойчивости договора существует уже на стадии его заключения – договорные отношения могут не возникнуть при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих юридическую значимость необходимых для договора фактов»[39].

Следовательно, только функциональность права, возможность его конструирования, его целевая направленность может исключить его вероятностный характер.

Таким образом, необходим переход ОТ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРАВА К ЦЕЛЕВОМУ. Это содержательная сторона. Но важна еще и форма источников права. Об этом подробнее.

Чередование принципов построения источников права в истории России

Вся история существования правовых систем указывает на постоянное чередование принципа единственности и множественности законов.

Вся история существования правовых систем указывает на постоянное чередование принципа единственности и множественности законов. Не исключено, что в будущих правовых системах мы снова увидим переход от нынешней множественности законов к некой единственности. Такой прогноз вполне возможен, если проанализировать правовые системы России.

1. Один из первых источников права – Русская Правда. Это единый закон, единственность.

2. Далее множественные законы отдельных княжеств в форме уставных и судных грамот удельных князей. Множественность.

3. Потом с централизацией Русского Государства возник Судебник Ивана III 1497 года – единый закон. Единственность. Затем его сменил Судебник Ивана IV в 1550 году, связанный с реформами Ивана Грозного, который заменил устаревший Судебник 1497. Здесь наблюдается преемственность Единственности через 53 года. Единственный случай в истории русского права.

4. После этого возникает множественность указов на основе Судебника.

5. Соборное Уложение 1649 года возникло при царе Алексее Михайловиче, как единый акт. Опять приходим к Единственности.

6. Реформы Петра, как и любые реформы, породили опять-таки множественность законов. Множественность.

7. В 1833 году был опубликован Свод законов Российской империи. Николай Первый, таким образом, ориентировался на Единый Акт. Подобие Единственности.

8. Александр II пришел во власть с множественностью законов, которые реформировали всю правовую, политическую и экономическую систему.

9. Николай Второй при всем стремлении к единственности не смог преодолеть множественность, доставшуюся ему от деда-реформатора.

10. С приходом к власти большевиков опять множественность актов только возрастала. Следует учесть, что помимо основных отраслевых источников права действовали нормы проектного характера в виде пятилетних планов, оперативных совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

11. С распадом Советского Союза и сменой правовой системы в новой России множественность несколько структурирована, но не уменьшилась. Множественность кодексов и высокая роль подзаконных актов постоянно говорит о жесткости системы и усложнении управления, а, соответственно, и правовой системы[40].

Как видим, чередование видов правовых актов в виде Единственности и Множественности – это отражение исторического процесса. И прогноз напрашивается. Ведь господство различных форм Множественности не бывает вечным. Даже при условии очень эластичного управления, которое мы в истории пока не наблюдали, форма Множественности правовых актов может только приблизить управленческий кризис.

Его-то мы и наблюдаем. Поэтому думать всерьез хотя бы о контурах новой правовой системы все-таки придется. И очень скоро.


13. Чередование принципов построения источников права.


Прогнозы на ближайшее будущее. Универсальный Закон и его возможности

Поскольку принцип чередования в истории российского права все-таки действует, есть основания допустить, что следующая правовая система будет иметь принцип Единственности Акта.

Любой закон, как правило, имеет замкнутую структуру или завершенную процедуру. Этот продукт с замкнутой структурой остается применить только буквально. Потом возникает противоречие между духом и буквой закона, и начинаются рассуждения о противоречии между справедливостью и законностью. Источник противоречия заложен в замкнутости закона. Вот вам продукт в виде закона: берите и применяйте. А может надо по-другому?

Закон для Страны должен быть один. Пусть большой и объемный. Но только один. Закон универсальный[41]. Он должен включать в себя элементы всех отраслей права конституционного, уголовного, гражданского, семейного, финансового и прочих отраслей. Закон должен содержать основы права или НАЧАЛА. Право Начал. ПРАВОНАЧАЛИЕ.


14. Содержание Универсального Закона


Универсальный единый и единственный для всей страны Закон – Правоначалие поможет содержать начала, но не быть завершенным, замкнутым. Универсальный Закон обозначает цель – для чего он? Если у закона нет цели, то он не нужен. Универсальный Закон – это закон смыслов, закон универсалий, закон основ, закон начал. Это и есть ПРАВОНАЧАЛИЕ.

Универсальный Закон дает:

Целеустановку – ПРЕДМЕТ (ЧТО достичь);

Целенаправление – НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КУДА направить усилия);

Целеустремление – ЭНЕРГИЮ (Как распределить силы).

Смысл, заключенный в Универсальном Законе (ПРАВОНАЧАЛИИ), является управляющей субстанцией. Противоречие между духом и буквой закона уходит на второй план или вообще исчезает. Эта оппозиция теряет свою актуальность.

Смысл и Реальность, Смысл и Действительность, Смысл и Деятельность – вот те пары, которые будут определять истинность Универсального закона.

Смысл, заключенный в динамичном правовом обороте, всегда будет более истинным, чем смысл, заключенный в завершенной статичной правовой норме. Статичность нормы мешает развитию, мешает нормальному справедливому применению права, мешает смысловому движению.

Соответственно, должен быть баланс права между статикой и динамикой, изменяемыми и неизменными началами. Таким балансом является Право Начал – право причин.

Право Начал – ПРАВОНАЧАЛИЕ – должно быть Основным Законом прямого действия и обладать верховенством на всей территории Страны.

Но ПРАВОНАЧАЛИЕ – не Конституция.

ПРАВОНАЧАЛИЕ конкретно, не декларативно.

Это единый и единственный закон уровня Страны. Все прочие правовые акты принимаются только в порядке, установленном ПРАВОНАЧАЛИЕМ. Территориальные правовые акты могут иметь некое предельное количество в зависимости от потребностей территории. Ни один территориальный правовой акт не может вступать в противоречие с ПРАВОНАЧАЛИЕМ.

Право должно быть динамичным

Однако его нынешнее статичное состояние, как изначальная форма, сдерживает и управление, и творческий потенциал.

В правовой науке отсутствуют какие-либо разработки, которые указывали бы на динамику права или правовой среды. Похоже, эти разработки не очень-то нужны. Или их необходимость еще не осознана.

Если экономике нужны инвестиции, то обычно государство привлекает инвесторов низкими налогами. Но эта мера, как правило, временная и не дает ощутимых результатов в кризисной ситуации. Инвестор уйдет, как только налоговый ресурс государства будет исчерпан. Остается только один вариант: сделать право и управление более динамичными. Сделать ресурсы более обращаемыми. В конце концов пора разработать хоть какую-то модель правового оборота. Ведь никакой динамичной модели на сегодняшний день нет.

В Гражданском кодексе РФ есть только одна статья об оборотоспособности объектов гражданских прав. Это статья 129. На одну отрасль права одна единственная статья. Причем она не делает гражданское право динамичным. Не говоря уже о том, что оборотоспособность прав и объектов прав должна быть присуща и другим отраслям права.

Именно поэтому вниманию читателей предлагаются контуры модели правового оборота.

Что такое правовой оборот?

Правовым оборотом является универсальный периодический процесс создания, поддержки, обмена, возобновления и повторения движения прав, обязательств и ответственности, объектом которых являются материальные и нематериальные активы (правовые объекты) между лицами – участниками или субъектами оборота – в установленном правовом порядке[42]. В системе правового оборота оборотоспособностью обладают не только права, но и обязательства. Правовой оборот объединяет потоки движения прав и обязательств. Потоки движения прав и обязательств объединяют совокупность сделок.

Законность сделок определяет законность потоков движения прав и обязательств и, соответственно, законность самого правового оборота.

Действия правового оборота в условиях нарушения закона и/или злоупотребления правом порождают противозаконные формы оборота.

Правовой оборот имеет свое назначение, которое определяется его целью.

Виды правового оборота определяются сферой его координации и регулирования. Различаются Основные и Дополнительные виды правового оборота. Деятельность и правила указанных видов правового оборота устанавливаются в Началах конкретного вида правового оборота.


15. Состав правового оборота


Правовой оборот представляет собой совокупность потоков движения прав и обязательств. Потоки движения прав и обязательств объединяют совокупность сделок.

Правовой оборот имеет определенное назначение, экономическое содержание и правовые связи, которые определяются конкретными источниками права.

Целью правового оборота является Имение – обладание определенным ресурсом. В Правовые Потоки движения прав и обязательств включены определенные ресурсы – Правовые Объекты. Они включают в себя информацию, товар (работы, услуги), деньги. Важным инструментом Правового оборота является оборотоспособность, то есть Оборотные Возможности, составляющие силу правового оборота.

Сделки содержат цели, ресурсы, результаты.

Сделки во времени являются конечными, и их окончание определяется их результатами.

Потоки движения прав и обязательств являются по времени длительными, так как содержат совокупность сделок.

К свойствам правого оборота относятся непрерывность, обращаемость, легитимность.

Непрерывность правового оборота обусловлена высокой длительностью потока движения прав и обязательств, его кратковременным перерывом и отсутствием синхронности перерыва с другими потоками.

Правовой оборот является содержанием гипотетического Универсального Закона. Только в этом случае Единый акт – Универсальный Закон будет нормально функционировать. Универсальный закон – это не механическое смешение отраслевых норм под одной обложкой. Это отражение динамической правовой системы. Именно динамика дает возможность без труда применять Универсальный Закон как в обыденной деятельности, так и в судах.

Универсальный Закон направлен на расширение роли социальной самоорганизации. Соответственно, баланс правовых форм устанавливается оппозицией управления (упорядоченности) и самоорганизации (спонтанности) и уравновешивается условиями актуализации того или иного процесса. Универсальный Закон устанавливает, при каких условиях «включается» управление, при каких – самоорганизация.

Баланс способов правового воздействия устанавливается в Универсальном Законе как отражение предыдущего баланса правовых форм.

Управлению будет соответствовать регулирование, самоорганизации будет соответствовать координирование, а условиям актуализации – распределение.


16. Призма балансов распределенных связей правового и управляющего воздействия


Краткие итоги раздела

Приведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Чередование Единственности и Множественности источников права (Единозакония и Многозакония) позволяет сделать прогноз о Единственности следующего Основного Правового акта в форме Единого Универсального Закона Страны. Это реальная потребность управленческого инструментария.

2. Содержанием Единого Универсального Закона будет целевое право, в отличие от существующего, вероятностного. Цель, Причина, Начало являются объектами правового регулирования и правовой координации, в отличие от регулирования поведения, которое является результатом деятельности.

3. Деятельностным содержанием Единого Универсального Закона будет правовой оборот. Это универсальный периодический процесс создания, поддержки, обмена, возобновления и повторения движения прав и обязательств, объектом которых являются материальные и нематериальные активы (правовые объекты) между лицами – участниками или субъектами оборота – в установленном правовом порядке.

Не исключено, что изложенные признаки в дальнейшем будут существенно дополнены.

Но чем же еще может быть Универсальный Закон для Общества?

3.2. Универсальный Закон – Великая Хартия единения

3.2.1. Революции и великие хартии

Каждая революция имеет свою Великую Хартию. Кто успеет создать свою Великую Хартию, тот и победит в ближайшей революции. А революции сейчас, как правило, бескровные.

Бархатные революции не в счет: они оказались совсем не революциями. Скорее, это форма согласованной передачи власти под видом «народного возмущения». Во всех случаях в них не было ни зажигательных идей, ни приемлемой проектности, ни Великой Хартии.

Великая Хартия поднимает пассионарность. Это символ Великих Перемен. За символ умирают чаще, чем за само событие – в смысле за революцию.

Бархатные революции оказались совсем без символов. Были лозунги, но не было символов. Символов новых ценностей, новой онтологии. Не было символа будущего. Стало быть, это не было революцией. Это перевороты.

А Великая Хартия – это всегда символ будущего. Жить по Великой Хартии, значит, жить лучше или совсем хорошо. Великая Хартия – это символ СЧАСТЬЯ.

В нашем случае Универсальный Закон – это аналог Великой Хартии. Один Единственный Универсальный Закон на всю Страну проще исполнять, чем множество противоречивых актов.

Универсальный Закон понятен. Он отвечает всем чаяниям и желаниям. Он отвечает на все вопросы. Исполнить такой Универсальный Закон – одно удовольствие.

Универсальный Закон создается для единства, а не для раздробления. Он символ Будущего. Он источник новой проектности.

Лучше, если с этим документом будут знакомы все. Через Интернет и по частям. А после ознакомления – символическое (чисто информационное) голосование. Со статистикой голосов. И вот в информационном пространстве мы видим некое общественное единство. Это проявление воли и ориентиров Общества. Да, это проявление не имеет юридической силы. Это не призыв к насильственной смене конституционного строя. Но это указание для власти на то, что Общество готово к переменам. Общество понимает все последствия этих перемен и согласно заплатить соответствующую «цену».

Идеи великих хартий быстро охватывают Общество. Особенно, если их ценности Обществу глубоко близки. А на новых ценностях строится и новая правовая система. Идеи Великой Хартии у Страны могут породить новые ценности и взаимосвязи. Даже если Великая Хартия (или ее подобие) не принята, а только изложена как вариант бытия, то ее ценности уже могут отразиться у каждого человека, прочитавшего её. А это уже Великая Мечта, которая появляется в представлениях различных социальных групп.

3.2.2. Ценности Универсального Закона

«(2) Право может рассматриваться, как кодифицированный набор представлений данного общества о справедливости. В этой логике оно отражает определенный трансцендентный проект: право есть трансцендентная «надстройка» над правилами. «Право справедливости» носит «общечеловеческий характер», то есть, оно направлено против тех, кого в данном обществе не относят к человечеству. Изменение права есть изменение представлений о справедливости и сдвиг границы между людьми и не-людьми. Например, не-людьми могли или могут считаться «варвары», «неграждане», «немусульмане» («нехристиане»), «небелые», «не-японцы», представители сексуальных меньшинств, неприкасаемые, рабы. В настоящее время в категорию «не-людей», то есть – объектов, а не субъектов правовых отношений – попадают дети. Осознана проблема с правовым статусом клонов. В Японии и, до некоторой степени в США ведется дискуссия о правовом статусе роботов. В целом исторический тренд направлен на расширение круга субъектов права»[43].

Надо заметить, реальные ценности далеко не всегда сопровождают текущее право. Поэтому поговорим о ценностях права будущего – Универсального закона или Единого Правоначалия.

Мы говорили, что Универсальный закон должен удовлетворять ряд потребностей:

1. Быстрое управление;

2. Динамичное право;

3. Социальная самоорганизация.


Это само по себе уже ценно.

Ведь основная ценность любого закона заключается в его способности защищать права и интересы граждан и организаций от произвола.

Какие же ценности содержатся в Универсальном законе?

Универсальный Закон должен быть ценностью сам по себе и одновременно нести в себе некую систему ценностей.

Ценность самого Универсального Закона в том, что он один определяет начала управления и права Страны в одном документе. Он один на всю страну.

Ценности, заключенные в самом Универсальном Законе, это, прежде всего, привлекательные идеи, на которых этот Закон применяется. Это идеи Правды, Совести и Справедливости.

Правда – это Суть Права. Совесть – это Ценность и оценочное свойство Права. Справедливость – это Мера Права.

Если Правда отсутствует в Праве, то Права не существует. Право без Правды невозможно. Без Правды Норма Права мертва. Если в ходе рассмотрения судебного дела в Едином Правоначалии отсутствует прямое регулирование по конкретному спору, то Правда, Совесть и Справедливость являются правовой основой для вынесения решения.

Если Совесть не является Ценностью, то Права не существует. Отсутствие Совести в Праве делает его невозможным.

Если Право не содержит Справедливость, то нарушается порядок и мерность. Право без Меры невозможно.

Начала права утверждают, что Правда, Совесть и Справедливость выше Нормы. При отсутствии прямого регулирования в Едином Правоначалии на суть конкретного события только Правда, Совесть и Справедливость являются правовой основой для рассмотрения конкретных дел.

Указанные Начала являются безусловными ценностями и создают основу для базисных прав каждого гражданина.

Принуждение и ценности: о судебных актах и ценностях

В Едином Правоначалии есть норма, которая обязывает суды всех уровней начинать судебное заседание словами:

«Во Имя Правды Совести и Справедливости да свершится правосудие ко Благу, Милости и Мере».

Это определенная настройка для всех участников процесса на благополучное рассмотрение дела. Здесь нет места злоупотреблению правом.

Сейчас все судебные акты выносятся от имени государства. В нашем случае именем Российской Федерации. Этим подчеркивается принудительный характер судебного акта. Вместе с тем государство само по себе ценностью не является. Как и принуждение, как таковое, ценностью не обладает. Поэтому смысл судебного акта именно в ценности норм. Поэтому по нормам Единого Правоначалия все судебные акты выносятся

Во Имя Правды Совести и Справедливости ко Благу, Милости и Мере …. Решение … суда

Именно ценностная и нормативная триада являются основанием вынесенного решения.

В классическом правоведении указывается, что этические и правовые нормы пересекаются между собой, но живут самостоятельной жизнью. Это верно только отчасти.

Недавно пришлось слышать от адвоката: «Вы представляете, клиент хочет найти в суде справедливость. Вот наивный».

Увы! Это так. Поиск справедливости воспринимается юристами либо как наивность, либо как полная неадекватность. И в значительной степени это связано с тем, что в структуре правовой нормы отсутствует нравственный элемент. Как только СОВЕСТЬ станет элементом правовой нормы, многие судебные акты обретут истинную справедливость.

Многие теоретики и философы права считают, что с появлением нравственной оценки право потеряет свою объективность. Это либо глубокое заблуждение или намеренный обман. Именно по причине оберегания права от этических оценок право становится и необъективным и безнравственным. Не случайно А.В. Парибок назвал существующее право «взбесившимся правом».

Справедливость – это ценность особая. Справедливость является особой реакцией на поведение, где ключевое значение имеют понятия «соответствие» и «соразмерность». На Справедливость надо ориентироваться сейчас, в настоящем времени, чтобы эта особая реакция была положительной впоследствии. Поэтому «настройка на справедливость» важна и для суда, и для всех участников судебного процесса.

Это делает Закон Своим. Именно такой Закон хочется исполнять. Это еще одна ценность закона, которая действует помимо способности защищать от произвола.

Некоторые правоведы утверждают, что наличие оценочной (то есть нравственной) стороны в праве мешает беспристрастности в вынесении решений. Неслучайно Фемида изображается с повязкой на глазах. Это лукавое суждение. Только нравственная оценка и является главной составляющей в оценке правовой.


17. Баланс распределенных связей ценностей Универсального Закона


Перед нами ценностные Начала Универсального Закона.

Правда – это суть Права. Именно эта суть помогает субъекту права распознать истинное и мнимое положение вещей в любой правовой ситуации.

Это идеал правового устройства. С Правдой связывается истинность Права.

Именно в Правде Право способно проявиться самым достойным образом. В отличие от Права, Правда не формализована. Она живее Права, и поэтому к ней больше доверия. Правда всегда может «поправить» Право, а Право Правду – никогда. Живое (Правда) создает искусственное (Право), а не наоборот.

Правда – это суть Права. Без Правды существование Права невозможно. Без Правды Норма Права – мертва. Да и в судах свидетелей обязывают говорить правду под угрозой уголовной ответственности.

Если Право не является Совестью как Ценностью и оценочной частью нормы, то Права также не существует. Отсутствие Совести в Праве делает право невозможным. «Я так не могу!» – это проявление Совести.

Право, наделенное Совестью, обладает особой силой. Совесть – это глубокая оценка ситуации, состояния, правоты. Совесть существует только в связке с Правдой и Справедливостью. Совесть оценивает допустимость и дозволенность. Совесть всегда будоражит сознание, в том числе и сознание правовое. Именно Совесть заставляет нас поступать по Правде и по Справедливости.

Итак, Правда, Совесть и Справедливость – это основной Баланс Ценностей Единого Правоначалия (Универсального Закона).

Если рассмотреть Баланс Ценностей через Баланс Смыслообразования, то получим новый баланс через распределенные связи.


18. Призма балансов распределенных связей


Смысловой Актуальностью Правды является Благо. Это проектно-целевая связь. Правда всегда актуальна. Ведь в суде требуют от свидетелей говорить только правду.

Смысловым Истоком Совести является Милость. Это ресурс, кладовая права. Это ресурс оценки.

Смысловой Связностью Справедливости является Мера. Это деятельностная связь. Оценка соразмерности содеянного и ответственности.


19. Характеристики правовой нормы


Что содержат в себе эти элементы нового баланса?

Совесть: (Оценка – Сущность – Потребность). Именно с позиции Совести судам следует оценивать доказательства. Именно в Совести содержится убеждение суда в оценке доказательств, а не в простом обыденном мышлении. Совесть отвечает на вопрос: как делаем? За счет чего? Здесь содержатся нравственные ограничения и последствия деятельности. Это ресурс права и общества.

Благо: (Направление – Ценность – Польза). Право есть благо как порядок и защита прав и интересов. Благо – это объект интереса. Это правовая цель. Это проектное основание. Благо отвечает на вопрос: что делаем? какое благо будет в итоге? Какова цель деятельности, её предмет и результат?

Мера: (Действие – Возможность – Предельность). Мерность права – это показатель его Справедливости. Соразмерность воздаяния за содеянное, соразмерность ответственности по обязательствам – это важный элемент правовой нормы. Мера отвечает на вопрос: в каких пределах? Здесь содержатся правовые и социальные границы и последствия деятельности. Мера здесь имеет два смысла: как ограничения и как отдельные действия и осознанная деятельность.

Новый баланс – это Структура правовой нормы.

В этой триаде отсутствует ответственность (это элемент существующей правовой нормы). Дело в том, что выход за пределы Совести и Меры уже влечет ответственность. Совесть и Мера отражают границы допустимого, за которой наступает ответственность.


Любопытно то, что мы получили Баланс Правовой Нормы, который основывается на Балансе Ценностей. Ценно также и то, что в структуре правовой нормы содержатся помимо правовых элементов и нравственные основы.

Норма: Целью сделки является создаваемое благо в виде автомобиля.

Сделка совершается ДОБРОСОВЕСТНО по мере права и по разумной осмотрительности.

Сравним структуру правовой нормы в текущем праве и в Едином Правоначалии.


20. Сравнительная таблица структуры правовой нормы


Структура правовой нормы понятна, исполнение такой нормы посильно.

Мы рассмотрели ценности Универсального Закона с помощью Баланса Распределенных Связей. Но ценности Иного Права, ядром которого является Универсальный Закон, мы будем рассматривать с помощью другого системного оператора – Баланса Распределенных Оснований.

Правда в законе. Своя правда.

Нередко иные «учителя демократии» презрительно говорят о том, что, дескать, вы, русские, нигилисты. Вы неспособны исполнять какой-либо закон. И не хотите иметь какой-либо закон. Не так.

МЫ не принимаем формализованный закон, бездушный закон, бездуховный закон.

В русском человеке очень глубоко переживается чувство Правды. Это чувство противится исполнению чуждого неправдивого закона. Если с помощью закона можно отнять собственность или бизнес, то в этом законе нет Правды. Его нельзя исполнять. Так что дело в Правде, а не в нигилизме.

Сейчас в ходу лукавое выражение: «У каждого своя правда». Ну, просто «в доску своя» правда, индивидуально приватизированная. Правда либо есть, либо её нет. Своей может быть только позиция. Но это еще не есть Правда. До Правды еще далеко.

Не случайно древний источник права называли Русской Правдой. Жили по правде, по совести. Ведь совесть – это не всегда тихий голос. Не случайно говорят, что Совесть – это голос Бога.

Мы получили уникальную картину: из ценностей Универсального Закона выросла правовая форма. Это далеко не случайно.

Правда, Совесть, Справедливость и Благо, Милость, Мера – это самые востребованные элементы права. Их нет ни в одной современной правовой системе. Поэтому их появление в Универсальном Законе естественно.

Они и есть главные Начала в Универсальном законе.

Французский писатель Жозеф Жубер сказал: «Лучшие законы рождаются из обычаев». Это верно. Но когда закон становится обычаем, он особенно ценен и способен прожить долго. Такой долгой жизни я желаю и Универсальному Закону – Единому Правоначалию.

3.2.4. Власть Универсального Закона

Традиционно власть персонифицируется. Власть связывают с личностью в зависимости от способа передачи власти. При наследственной форме передачи власти ее связывают с личностью монарха. При выборной форме передачи власти ее связывают с личностью президента или премьер-министра (канцлера).

Власть и личность, ее символизирующая, стали неделимы. Власть в личности – это Государь, Правитель. Если есть Государь, то есть и государство, хозяйство Государя. Работа этого хозяйства весьма зависимо от воли и настроения Государя. Да и сам Государь может быть способен к управлению, а может быть и неспособен. Государь может быть вспыльчив, а может быть уравновешен!!! Государь может быть справедлив, а может быть безрассуден. Опять пресловутый человеческий фактор может существенно навредить деятельности Власти.

Но власть принадлежит не только персонифицированному субъекту. Она принадлежит группе лиц, правящему классу.

Пора определиться, что есть власть в государстве?


Власть (политическая, государственная) – способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных интересов и задач.

Другими словами, способность Государя или господствующего класса контролировать поведение граждан и есть сущность власти.

Власть может происходить из священных книг. Здесь тоже контролируется поведение. Власть Корана, Библии или Талмуда может оказаться не менее значимой, чем власть Государя. Однако условием существования такой власти является вера. Соответственно, такая власть распространяется только на верующих. Верующие – это только часть Общества. Поэтому власть священных книг ограничена и распространяется только на часть общества, представленной социальной группой верующих.


А может ли иная книга (не обязательно священная) быть символом власти? Вопрос важный, но прежде чем на него ответить, следует прояснить другой вопрос. Что есть управление, и как оно соотносится с властью?


Государственное управление – деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса и достижению общественно значимых результатов.


Итак, в одном случае сущностью власти является способность одного человека (монарха, президента, премьер-министра, канцлера) или правящего класса контролировать поведение граждан, в другом случае сущностью управления является деятельность органов власти по достижению социальных результатов.

Зачем нужно контролировать поведение сограждан?

Правящему классу и персонифицированному символу власти такой контроль нужен для подчинения своей воле в целях реализации классовых интересов.

Соответственно, если интерес правящего класса направлен на удовлетворение широкого круга социальных потребностей, то так ли нужна способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества.

Из этого вытекают следующие вопросы: каковы формы такого контроля, и есть ли необходимость в персонификации власти? Можно ли власть не связывать с личностью? Можно ли не одушевлять власть?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вернуться к прежнему вопросу о книге (необязательно священной) как символе власти.

А если это не просто книга, а источник права? При этом этот источник может быть носителем не только правовых норм, но и норм этических, ценностных, онтологических. Если эта книга – Универсальный Закон, то тогда можно считать ее символом власти.

Органы управления не являются властью по определению, а Универсальный Закон, назовем его Право Начал или Правоначалие, вполне может быть символом вполне конкретной Власти[44].

Такого еще не было в политическом управлении. Власть впервые не связывается с личностью, с Государем. Власть связывается с Универсальным Законом. Власть Универсального Закона и есть настоящая подлинная Власть.

Это не просто лозунг – это необычная ценность Истинной Власти. Именно Универсальный Закон является Высшим Арбитром в случае конфликта. Конфликта органов управления, конфликта между людьми. Универсальный Закон и есть Власть народа и его Государь.

Именно эта Власть беспристрастна в отличие от Власти Государя, у которого могут быть личные пристрастия или симпатии.

Универсальный Закон наделяется Высшей и Единственной Властью на всей территории Страны.

Как Носитель Власти Универсальный Закон независим от деятельности органов управления, от интересов социальных групп, от политики, от условий и ситуаций внутри Страны и за ее пределами.

Источником Власти является народ Страны, который своим свободным волеизъявлением на референдуме избрал Власть Правоначалия – Универсального Закона.

Власть Правоначалия не передается никому, ни в каком виде, ни в какой форме. Поэтому форма передачи власти по наследству или путем выборов не является важным и актуальным для управления Страной.

Никто не может присваивать Власть в Стране. Захват Власти или присвоение властных полномочий является покушением на действие Правоначалия и подлежит уголовной ответственности.

Власть в Стране в этом случае не персонифицируется ни в виде Президента, ни в виде монарха либо иного правителя.

Но чтобы Универсальный Закон – Правоначалие – был Властью, он должен обладать таким содержанием, которое несло бы в себе позитивную картину мира. Это должен быть не только акт, содержащий нормы права, но и акт, несущий определенную онтологию и определенные ценности. В собственно правовых разделах тоже могут быть заложены такие ценности, как Правда, Совесть и Справедливость.


Отсюда возникают онтологемы:

Нет Власти, кроме Правоначалия!

Нет Управления без Правоначалия!

Нет Спора, сложного для Правоначалия!

Власть в Стране Одна, и Она у Правоначалия!

Правоначалие – это Власть!

Правительство – это Управление!


Все, что не установлено Правоначалием, не установлено Властью!

Все, что не установлено Властью, находится вне Закона!

Обычно Власть представляет не только персонифицированный лидер, но и правящий класс, который за ним стоит или его поддерживает.


За Властью Универсального Закона, за Правоначалием, не стоит класс или социальная группа. За Правоначалием стоит весь народ Страны. Следовательно, Власть неодушевленная не может быть властью какой-то одной социальной группы или класса. Власть неодушевленная может опираться только на широкие слои населения, на Народ.

Соответственно, при неодушевленной Власти, Власти Правоначалия, нет какого-либо господствующего класса, интересы которого она выражает. Власть Правоначалия выражает интересы всех людей, живущих в Стране.

Возникает вопрос: если Власть – это способность человека или группы лиц контролировать поведение людей, то как Правоначалие может контролировать поведение народа? Ведь Государь тоже один не может контролировать поведение всех подданных. Для этого есть соответствующие ведомства.

А как контролирует поведение населения Универсальный Закон? Если говорить о поведении, то население постоянно участвует в проекте Правительства по удовлетворению социального заказа. Такое поведение – это проявление совместной деятельности народа и Правительства. Такого поведения подданных мог бы пожелать любой правитель. Поэтому единая совместная проектность, заложенная в Универсальном Законе, является условием совместной деятельности Власти и Народа.

Однако если Государь занят угнетением и удержанием народа в подчинении, то в этом случае он использует только принцип «разделяй и властвуй», поскольку совместной деятельности у Государя и народа здесь быть не может в силу противоположности (или антагонизма) интересов.


Следовательно, в контроле над поведением граждан у Правоначалия отсутствует всякая необходимость. Ведь деятельность – совместная. Если и есть контроль, то контроль над более широким вовлечением населения в совместную проектную деятельность.

При этом ведомства с Властью Правоначалия вообще контролем за поведением народа не занимаются. У них другие функции.


А как же спецслужбы? Ну, не может такого быть, что они не следили бы за поведением и настроениями в народе. Даже соцопросы, и те направлены на мониторинг настроений и поведения.

Конечно, с Властью Правоначалия спецслужбы будут – безопасность нужна всем. Однако, при неодушевленной Власти у спецслужб куда больше порядка и эффективности. Мониторинг настроений есть, рекомендации на тему тоже есть. Нет только дурных указаний Правителя, которые неизбежны после выдачи спецслужбами рекомендаций для него.

Так что при совместной деятельности народа и Власти речь может идти только о том, чтобы эта деятельность была эффективной.

Как видно, это никак не связано с классической трусливой способностью одного человека или группы лиц, контролировать поведение граждан общества.

Ну, конечно, важен денежный вопрос. На содержание монарха (президента, премьер-министра) и членов их семьи уходят колоссальные бюджетные средства.

Универсальный Закон такого денежного содержания не требует. И это, пожалуй, еще одна важнейшая положительная сторона такой интересной формы власти – Власти Универсального Закона.

И не беда, что в Кремле (а равно в Белом доме, в Елисейском дворце, в Розенбаде или в Букингемском дворце) не будет резиденции правителя.

Чем занять эти солидные здания всегда найдется. Например, известный дворец российских монархов стал блестящим музеем – Эрмитажем, равно как и Лувр в Париже.

Да в этом ли дело? Дело во Власти. Ее сущности, деятельности, эффективности. Не плохо бы задуматься еще раз. И поглубже.

Как видно, Универсальный Закон – это не только источник права, проявление Единозакония. Универсальный Закон – это контур будущей Великой Хартии и основание вполне конкретной власти. Очень актуальны слова Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чей-то властью». Видимо, закон и должен обладать властью. Тем более если этот закон – Универсальный.

3.3. Основа единения и целостности Общества

3.3.1. Право и информационный оборот

«…….(6) Право есть специфический тип связности, присущий социальным и, возможно, техническим системам. В этой логике правовое поле, институционализированное в данном государстве, представляет собой часть национального проекта и в обязательном порядке включает в себя систему технического регулирования и инновационную систему.

(6.1.) Понимание права, как типа связности, позволяет рассматривать нормативно-правовое поле, как информационное Представление социосистемы»[45].

Поскольку право рассматривается, как тип связности и «как информационное Представление социосистемы», то важно рассмотреть вопрос об информационном обороте.

Обороты в праве – это отражение соответствующих оборотов в сфере конкретных видов деятельности. Например, гражданский оборот – это гражданско – правовое выражение экономического оборота, которое опосредуется договорными и внедоговорными институтами обязательственного права. Содержанием гражданского оборота является переход имущества от одного лица к другому на основе заключаемых сделок или иных юридических фактов[46].

В последнее время все чаще становится потребностью урегулировать оборот в сфере информации. Речь не идет о правах интеллектуальной собственности, хотя, безусловно, это касается и этих прав. Речь идет об информационном пространстве, об ИНФОРМАЦИОННОМ ОБОРОТЕ. Информационный оборот по аналогии является правовым выражением оборота в информационном пространстве (виртуальное пространство в данном случае является частью информационного пространства). Отметим, что в российской правовой системе отсутствует отрасль информационного права. Но есть система законодательства об информации. Система, довольно ограниченная по сфере регулирования, и потому охватывает не все сферы информационного оборота.

Что же является информационным оборотом?

Информационный оборот – это правовое выражение оборотов в информационном пространстве всех его участников. Участниками информационного оборота являются физические и юридические лица, информационные объекты различного уровня, обладатели прав интеллектуальной собственности.

Содержанием информационного оборота является свободный информационный обмен, который представляет собой переход информации (или прав на нее) от одного лица к другому на основе заключаемых сделок (включая дарение) или иных юридических фактов и воздействие этой информации (или информационных объектов) на индивидуумов, общество и Страну. К содержанию информационного оборота относится также функционирование ее участников.

Как и в любом обороте, могут существовать ограничения. Например, существуют ограничения по обороту наркотиков, оружия. Соответственно, могут существовать ограничения по информационному обороту. В информационном обороте могут быть ограничения по обороту определенных информационных объектов, например, Информационных Объектов (ИО) с явными деструктивными чертами.

На примере ограничения по обороту и использованию деструктивных ИО можно применить следующее правило: деструктивные ИО используются для прививки и только там, где требуется повышение пассионарности. Возможны прививки от возбужденного состояния, где пассионарность перегрета и ее необходимо сбить.

Следует отметить, что управление информационным оборотом требует баланса регулирования и координирования. Соответственно, правовые нормы в сфере информационного оборота должны носить не только регулирующий, но и координирующий характер.

Следует заложить два важных начала в систему законодательства об информационном обороте.

Это:

принцип САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА и

БАЛАНС ОБОРОТА. В настоящее время баланс оборота в информационном пространстве отсутствует.

Это означает, что определенная группа информационных объектов, которая по своим характеристикам способна воздействовать на другие ИО, может осуществлять контроль над информационным пространством и не допускать туда те информационные объекты, которые ограничены в обороте. Возникает ряд вопросов, связанных с ИО, ограниченных в обороте:

1. Вопрос о резервациях ИО, ограниченных в обороте;

2. Вопрос об установке фильтров по образованию ИО, ограниченных в обороте. Здесь возможно создание управляемого выращивания ИО, ограниченных в обороте, по аналогии с выращиванием наркотиков для фармацевтических нужд.

Роль государства в управлении информационным пространством ограничена, но существенна. Здесь следует отметить, что система законодательства по информационному обороту направлена на:

ограничение по обороту определенных групп ИО;

ограничение по образованию указанных групп ИО.

Обе цели могут быть реализованы как в материальном, так и в информационном пространствах[47]. Собственно и сам информационный оборот происходит в указанных пространствах. При этом координирование и регулирование информационного пространства может быть возложено как на специально подготовленных людей, так и на специально назначенные информационные объекты.

Логика управления информационным оборотом может привести к ряду ограничений прав и свобод. Например, запрет на мышление определенного рода, которое порождает информационные объекты, ограниченные в обороте. Но эта задача имеет и правовое, и социальное решение (например, изменение ряда онтологических блоков). Поэтому к указанному ограничению можно отнестись достаточно спокойно.

Помимо этого необходимо учитывать инвестиционные свойства информации и знания. На это необходимо обращать внимание при разработке правил правового оборота определенного вида и при разработке конкретных проектов.

Информация – это стратегический ресурс Страны и Общества, способный влиять на их целостность.

3.3.2. Контуры социального устройства в Универсальном Законе

Для того чтобы представлять контуры социального устройства Общества Будущего, мы должны ответить на несколько вопросов.

Какое общество мы хотим?

В отличие от общества потребления это Общество Познания.

Лучше Общество Творения или Общество Созидания. Именно это Общество должно поразить и сменить общество потребления.

Каковы Основы существования Общества Будущего?

Главное начало – это Начало Неделимости Общества.

Начало Неделимости Общества включает в себя следующие положения:

1. Чем разнообразнее частности общественного бытия, тем сильнее Общество;

2. Неделимость Общества существует за счет различий общественного бытия, за исключением различий, принадлежащих к антисистемам.

Может Общество быть некой единой сутью и каковы признаки этой Единой Сути? Да. Общество может быть единой сутью.

Признаки Общества как Единой Сути:

1. Совокупность людей, порождающих Общество и Разум Общества;

2. Надличностное Сознание, которое отражает действительность во всей совокупности общественного бытия и наращивает все потенциалы Познания;

3. Надличностный Разум, который оперирует всеми знаниями, имеющимися в распоряжении Общества;

4. Свобода выбора и ответственность за выбор;

5. Законы Управления;

6. Законы Существования.


Единое Правоначалие устанавливает ряд правил для Общества:

1. Общество есть Единое Тело Русского Мира. Общество есть живой организм и объединяет множество частных структур общественного бытия;

2. Общество – это Единая Суть, имеющая:

Надличностный Единый Разум;

Совокупность людей, порождающих его;

Ограниченную свободу выбора;

Законы существования и законы управления.

3. Единая Суть Общества – это суть Общества Творения. Власть Единого Правоначалия есть Воля Общества. Воля Общества заложена в Едином Правоначалии. Воля Общества проявляется в Управлении Страной.

4. Управление Страной направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие Человека.

5. Единство Общества, Единство Власти, Единство Страны есть общественные ценности Русского Мира.

6. Человек является высшей общественной ценностью Русского Мира. Соблюдение и защита прав и свобод человека – мировита Русского Мира – является безусловной обязанностью Власти и Управления.

7. Любой человек с момента рождения находится под безусловной защитой Единого Правоначалия. Правительство Русского Мира обеспечивает базисные права каждого жителя Страны.

8. Только Человек вправе осуществлять выбор своей деятельности, своего окружения, своего образования, своего места в обществе.

9. Службы, осуществляющие функции социального надзора, осуществляют обратную связь между людьми и органами управления всех уровней и обязаны оперативно реагировать на все случаи социальных нарушений.

10. Общество обладает силой многообразия всех людей, входящих в него. Сила человеческого многообразия является условием единства общества.

11. Любые действия, направленные на нарушение Единства Общества, включая культивирование идей социальной, национальной, культурной, религиозной и прочей исключительности какой-либо части Общества, являются особо тяжким преступлением.

Состояние Общества

Вольное общество имеет высокий уровень осмысленности, ответственности и осознанности. Либеральное (как бы свободное) общество, напротив, будет тяготиться осмысленностью, ответственностью и осознанностью и будет считать их нарушением прав и свобод на выбор их абсурдных противоположностей.

Идеалом Русского Мира является Единое Неделимое Вольное Общество с высоким уровнем осмысленности, ответственности, осознанности.

3.3.3. Основы Целостности Общества

Известно, что для государства важен принцип «Разделяй и властвуй!». Но государство настолько увлеклось разделением, что все сообщества различных стран атомизированы. Дальше делить его некуда! Причина? Возможные катастрофические последствия!

Поэтому важны базовые положения, связанные с Целостностью Общества:

1. Высшим Благом Универсального Закона – Единого Правоначалия – является Целостность Общества, которая понимается как Социальное Единство и Гармония Отношений между всеми частями Общества;

2. Все, что служит сохранению и укреплению Целостности Общества, является полезным явлением для Общества;

3. Все частные блага, признаваемые и защищаемые Единым Правоначалием, являются условием достижения Социальной Целостности. Критерием любого блага является причастность к Социальному Единству, то есть благами могут считаться только социально полезные явления;

4. Общество никогда не утрачивает стремления к целостности. Но для объединения Общества требуются большие усилия для удержания целостности;

5. Удержание не означает консервации. Удержание, наоборот, порождает Преобразование;

6. Стремление Общества к Неделимости и есть Преобразование. Социальное стремление представляет собой силу Преобразования;

7. Неделимость Общества существует за счет различий форм бытия. Все различия воплощены в Неделимом. Различия есть Сила и Мощь неделимого Общества. Различия направлены не на разделение, а на Единство;

8. У всех частных различий (частных социальных форм) есть свои основания к сплочению в целое, если эти различия не относятся к структурам, подрывающим Единство Общества – антисистемам;

9. Сохранение различий есть условие сплоченности Общества. Сохранение различий порождает Силу. Объединение Силы дает возможность развития Общества. Речь идет об объединении малой силы (частности или частной социальной форме) с общей Единой Мощью Общества;

10. Объединение малой социальной формы с Общим Объемом Общества дает «минимальной форме» возможности и значимость всего Объема Общества;

11. Задача Общества приобщить малое как часть Общества к возможностям Целого всего Общества. Или вмонтировать малое в потребности Общества как Целого. Частное находит свое место в Целом;

12. Взаимосвязь Частного и Общего в Едином Бытие есть главный принцип Общественного Развития. Частное обогащает Общее. Частное находится в неразрывной связи с Общим Без этой связи нет ни Частного, ни Общего;

13. Прогрессирование Частного есть обогащение и прогрессирование Общего. Чем разнообразнее Частности, тем сильнее Общее;

14. Частное, обогащая Общее, не позволяет Обществу распадаться. Общество как Целое инициирует Программу взаимодействия Частного и Общего. Объединителями Программы Частного и Общего являются, в том числе и законы;

15. Существование без законов невозможно. Право Начал – это матрица законов;

16. Законы Абсолютны, и они выше Правящих – Должностных лиц Управления. Правящие подчинены законам;

17. Частное заинтересовано в увеличении, а не в дроблении. Общее – это не унификация Частного. Программы Частного заключаются в укреплении Общего. Программы Общего заключаются в единении с Частным. Главная цель Общества – неделимость Частного, Неделимость Общего;

18. Общество сильно Единством и разнообразием частей.

Это базовые условия. Но возникает актуальный вопрос, как в Едином Обществе соотносится целое и частное.

3.3.4. Неделимость Общества. Общее и частное

Общество не может долго находиться в раздробленном состоянии. Тем не менее его подпитывают суррогатным идеалом в форме гражданского общества, которое сейчас по факту прекратило свое существование в западной цивилизации. При этом ему даже дают ограниченные сферы деятельности. Но общество все же остается пассивным и ведомым. Поэтому необходима другая суть общества.

Об Обществе

Повторюсь, поскольку это важно: Общество есть живой организм и объединяет множество частных структур. Общество имеет свойство Самостоятельной Сути. Напомню, что

Общество – это Энергетическое Существо, имеющее:

надличностный разум,

совокупность людей, порождающих его,

ограниченную свободу выбора,

законы существования и управления.

Люди образуют разные социальные формы. Это формы совместного и индивидуального бытия людей, его сохранения и обновления. В плане описательном можно говорить о формах социального бытия, о разных видах деятельности и взаимосвязи социальных индивидов, о различных способах связи человеческого опыта, о различных комбинациях человеческих сил и их предметных воплощениях. Здесь очень важны формы связи человеческих усилий во времени и пространстве, формы воспроизводства и развития человеческой истории как схемы деятельности людей, творящих свое повседневное бытие. При этом и сами люди оказываются звеньями в цепи социальных форм. Как правило, это не только социальные формы, которые порождают другие формы. Эти формы способны воспроизводить и поддерживать свое собственное бытие[48].

Все они подчиняются единым законам, которые подразделяются на законы управления (публичное право) и законы существования (частное право и право социальных интересов).

Существование без законов невозможно

Повторюсь, Право Начал – это матрица законов.

Без законов невозможно управлять. Именно поэтому Правящие обязаны подчиняться законам.

Даже в раздробленном состоянии, как сейчас, Общество еще не утратило стремления к целостности. Правда, для объединения Общества сейчас требуются большие усилия. Требуется удержание целостности.

Удержание не означает консервации. Удержание, наоборот, порождает Преобразование.

Стремление Общества к неделимости и есть Преобразование. Социальное стремление представляет собой силу Преобразования. Суть Неделимости заключается в безграничном Единении.

Конец ознакомительного фрагмента.