Глава 2. Координатная сетка истории. Сюжеты по истории и праву
Координатная сетка истории связана с периодизацией развития общества.
В основе исторической периодизации имеются несколько подходов: формационный, цивилизационный, системно-хронологический и социосистемный.
2.1. Формационный подход
Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций (ОЭФ). Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства – это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы – это содержание способа производства, а производственные отношения – форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И, соответственно, меняют друг друга различные общественно-экономические формации. Содержанием формаций являются стадии развития общества: первобытно-общинное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
Любопытно, что в 80-е годы ХХ века в рамках формационного подхода возникла теория, согласно которой рабовладельческая и феодальная формации объединялись в единую формацию внеэкономического принуждения. Но широкого распространения эта теория не получила.
Формационный подход отражает важные изменения общества под воздействием экономических укладов. Экономический базис, безусловно, имеет существенное значение в социальном развитии. Но он не единственный для установления координатной сетки истории.
2.2. Цивилизационный подход
Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975) – английский историк, методолог, автор двенадцатитомного труда «Постижение истории» (1934–1961), разработал научный метод, направленный на систематическое осмысление обширного фактологического материала с целью установления закономерно выражающегося смысла истории. Сформированный Тойнби цивилизационный подход ориентирован на преодоление традиционной однолинейной парадигмы историко-философского мышления. Исходное положение концепции Тойнби – идея плюрализма форм социальной и культурной организации человечества.
Центральное понятие концепции Тойнби, служащее для организации всего конкретно-исторического материала, – понятие «цивилизация». Цивилизация определяется ученым как вид общества, которое, в свою очередь, рассматривается как социальный атом. Цивилизации разделяются Тойнби на три типа: цивилизации первого, второго и третьего поколений.
Цивилизации первого поколения (таковыми в видении Тойнби являются, например, общества полинезийцев и эскимосов) – примитивные, маленькие бесписьменные культуры. Эти цивилизации характеризуются односторонней специализацией, они приспособлены к жизни в конкретной географической среде, надстроечные образования – государственность, образование, церковь, искусство, наука в них отсутствуют. Цивилизации первого поколения размножаются, подобно кроликам, и, если не вливаются в более мощную цивилизацию второго поколения, погибают. В этих цивилизациях господствует традиция, творчество блокируется статичностью примитивных обществ, социальная связь, регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков.
Цивилизации второго поколении динамичны, они создают большие города, такие как Вавилон или Рим. В них развиваются разделение труда, рынок, возникают слои ремесленников, торговцев, людей умственного труда, утверждается сложная система статусов и рангов.
В цивилизациях второго поколения формируются атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей. Социальная связь цивилизаций второго поколения направлена на творческие личности, которые ведут за собой общество. Тойнби называет четыре цивилизации второго поколения: египетско-шумерскую, минойскую, китайскую, южно-американскую. Ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй не играют решающей роли в генезисе цивилизаций, они возникают в результате мутаций примитивных культур, происходящих по многим причинам.
Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: так из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее на основе христианства формируется третичная западноевропейская. Всего, согласно теории Тойнби, из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др. Каждая цивилизация, как полагает Тойнби, привязана к присущему ей ареалу, среде обитания, следовательно, является локальной (местной). Жизненный цикл цивилизации характеризуется понятиями: возникновение, рост, надлом, упадок и разложение. Рост цивилизации обусловлен необходимостью дать адекватный ответ на вызов окружающей среды. Цивилизации, неспособные адекватным образом ответить на такие вызовы (заболачивание почв, наступление враждебных племен, изменение места жительства), погибают либо застывают на исходной стадии цикла. Если же адекватный ответ найден, цивилизация переходит на новый уровень развития[18].
Таким образом, основой развития являются не только экономические взаимодействия, но и социально-культурные измерения общества, его духовное содержание. Здесь намечается непрерывность, эволюционность развития и многовариантность истории.
2.3. Системно-хронологический подход Ильи Стогова
Этот подход сформулирован питерским журналистом Ильей Стоговым для того, чтобы определить хоть какие-то законы исторической науки. Мне представляется, что этот подход является хорошей технологической конструкцией.
Илья Стогов[19] не является профессиональным историком, и, может быть, поэтому его взгляд на историю представляет особую ценность. Поскольку этот взгляд не «намылен» и не является объектом личных научных интересов. Это свежее наблюдение, к которому следует отнестись самым внимательным образом. На основе анализа исторических событий Илье Стогову удалось установить определенную периодичность исторического года. Этот год составляет 15 веков и объединяется в следующие периоды:
Темные века – окончательное исчезновение культуры предыдущего периода, отсутствие исторических источников;
Начало истории – появление новой династии, объединение соседей, основание новой столицы;
Средневековье – признаки раздробленности в новой империи, расцвет культуры;
Раздробленность – война всех против всех, внешнее вторжение на раздробленные мирки;
Классика – постепенное сосредоточение власти в одних руках, централизация (изгнание чужеземцев, усмирение окраин, усмирение родственников). Окончание периода связано с тиранией, религиозным расколом, восстаниями и всеобщей резней;
Смута – новый распад страны, измены, бунты черни, религиозные войны;
Империя – расцвет мировых держав («Хватит думать о загробной жизни, пора пожить и в этом мире!»), практичность, атеизм, культ денег и науки. Империи гибнут в огне революций, культура вырождается. С гибелью империй соотносят конец истории и переход в ТЕМНЫЕ ВЕКА.
В этой схеме есть важное основание – периодичность. Для истории как технологического пакета социософта эта модель вполне приемлема.
7. «Исторический календарь» Ильи Стогова.
Ведь именно в технологическом пакете научные противоречия теряют свою остроту. Или попросту не имеют значения для функционирования этого технологического пакета. ИСТОРИИ как технологическому пакету попросту выгодны любые схемы[20].
2.4. Социосистемный подход Сергея Переслегина
Сергей Борисович Переслегин является основателем учения о смене фаз социальной системы.
Социосистемный подход постулирует, что разум представляет собой не индивидуальное качество, но системный признак – специфическую форму взаимодействия социосистемы с окружающей средой. Тем самым носитель разума подразумевает систему носителей разума со своими специфическими организованностями.
Разум существует только в форме социосистем, в которых инсталлированы процессы познания, обучения, управления, задано расслоение психики, фиксируется некая форма трансценденции и осуществляется иллюзорная деятельность, направленная на стабилизацию системы. Элементы социосистемы (носители разума) обмениваются между собой не только веществом/энергией, но и информацией, вступая тем самым в процесс мыслекоммуникации.
«В формализме социомеханики, науки о наиболее общих законах динамики социосистем, цивилизационные фазы являются собственными состояниями оператора сдвига социосистемы по внутреннему времени и маркируют различные типы связей между человеческим обществом и объемлющим биогеоценозом. В рамках социальной термодинамики фазы трактуются как аналог агрегатных состояний вещества и различаются, прежде всего, характером взаимодействия между компонентами социосистемы. В терминах диалектического подхода всякая последующая цивилизационная фаза есть разрешение базисных противоречий предыдущей фазы. С практической точки зрения фазы различаются характером взаимодействия социосистемы с окружающей средой, иными словами, местом Homo Sapiens в трофических пирамидах и способом переработки информационного ресурса в пищевой»[21].
В этом подходе сочетаются два важных системных признака: разум и экономический базис. Именно поэтому данный подход имеет очень важное научное свойство – свойство универсальности. Именно по указанной причине автор является сторонником социосистемного подхода, и потому все характеристики права будут даны по фазам развития социальной системы.
2.5. Характеристика права в социальной системе
В этом разделе мы рассмотрим характеристики фаз социальной системы и дадим характеристики развития права на каждой фазе развития социальной системы. В раздел включается характеристика каждой фазы по С.Б. Переслегину, характеристика права, характеристика проектности фазы.
8. Фазы развития социальной системы и соответствующие им правовые системы
Характеристика фазы С.Б. Переслегина.
«Хронологические рамки – от завершения антропогенеза до грани VIII и VII тысячелетия до н. э.: фаза включает в себя часть первобытнообщинной формации (эпохи палеолита и мезолита). Экономика присваивающая, формами ее являются охота и собирательство, «кровью» – обработанные кремни. Архаичная социосистема занимает верхний управляющий уровень в локальной (текущей) экосистеме и взаимодействует с глобальным биогеоценозом по правилу: «охотник, но не жертва». Другими словами, архаичный человек ровно наполовину выделился из природы. Демографическая динамика описывается ангармоническими колебаниями Вольтерра-Локки, на которые наложен очень медленный экспоненциальный тренд. Характерные скорости – до 30 километров в сутки, характерные энергии – до 10 МДЖ/кг (теплота сгорания дров). В социуме инициированы «животные» контура Лири-Уилсона (биовыживательный и эмоционально-территориальный), для элит характерен импринт первого «человеческого» контура – семантического. Трансценденция носит характер магических практик (эпоха Древних Богов)»[22].
Архаичная фаза характеризуется таким явлением как Обычное право или Право обычая. Обычаи являются источником права, хотя не зафиксированы в качестве закона.
Обычай – это начальная форма регулирования поведения, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе.
ОБЫЧНОЕ ПРАВО – совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных обществом или государственной властью.
Обычай и договор – основные инструменты общественных взаимодействий, характерные для архаичной фазы.
Переходной ступенью к современному писаному праву явились упорядоченные Сборники Обычного Права: Законы Двенадцати таблиц в Древнем Риме и «Русская правда» Древней Руси.
Особенностью обычного права является то, что Законы Управления и Законы Существования переплетены очень тесно в архаичной фазе.
9. Характеристика права архаичной фазы
Архаичной фазе соответствует первобытно – общинная ОЭФ. Проектность имеет локальный характер с дальнейшим расширением в пространстве и времени.
С дальнейшим расширением территориальной и временной проектности возникают объединения социальных образований (род – племя – племенные союзы) происходит унификация общеобязательных норм.
Характеристика фазы С.Б. Переслегина.
Хронологические рамки – VII тысячелетие до н. э. – II тысячелетие н.э.
«Фаза включает неолитическую и энеолитическую эпохи первобытнообщинной формации, рабовладельческую и феодальную формации. Экономика производящая, формы экономической жизни – земледелие, скотоводство, ремесло, «кровью» ее является зерно.
Традиционная социосистема является пользователем локальных экосистем и образует высший управляющий трофический уровень глобального биогеоценоза: человек полностью выделился из природы.
Демографическая динамика экспоненциальна.
Характерные скорости – свыше 120 км/сутки, характерные энергии – 20 КДЖ/кг (теплота сгорания каменного угля). В социуме инициированы первые три контура Лири, у элит также четвертый (социополовой) контур.
Трансценденция традиционной фазы представляет собой веру в антропоморфных (Молодых) Богов»[23].
Особенности:
1. Усложнение социосистемных процессов;
2. Появление государства как особой организации власти господствующего класса (доминирующей социальной группы, политической элиты и т. д.)
Общественные потребности:
1. Потребности в писанном законе;
2. Потребности в самостоятельной судебной функции, так как Обычаи не справлялись с новыми потребностями;
3. Потребности в самостоятельной функции безопасности и поддержании общественного порядка. Принуждение становится профессиональным;
4. Потребности в войне как способе преодоления противоречий. Без войны не решить проблем.
Государство – это
1) особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил),
2) располагающая специальным аппаратом управления и принуждения,
3) которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение.
Чем не является государство?
Страной: Это пространство Общества
Родиной: Это образ Страны
Обществом: Это доверитель и заказчик услуг государства
10. Характеристика права традиционной фазы
Государства различаются формой правления. Главный признак ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ – способ передачи власти:
по праву наследования;
по выбору (группы лиц или народа);
насильственный.
Юрисдикция и Суверенитет – главные понятия фазы
Юрисдикция (лат. jurisdictio – судопроизводство, от jus – право и dico – говорю) – это установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов
1) разрешать правовые споры и дела о правонарушениях,
2) оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности,
3) применять юридические санкции к правонарушителям.
Юрисдикция определяется по различным признакам:
Вид и характер разрешаемых дел (преступления, правонарушения, проступки; имущественные споры);
Территориальная принадлежность дел (рассмотрение уголовного дела судом по месту совершения преступления, гражданского дела – по месту жительства ответчика);
Лица, участвующие в деле (подсудность военнослужащих военным судам).
Суверенитет – это верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т. е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории. Суверенитет исключает подчинение властям иностранных государств, в т. ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего СУВЕРЕНИТЕТА.
Позитивное право и естественное право
Софисты в Древней Греции в V в. до н. э. впервые ввели два источника возникновения права:
человеческое соглашение (позитивное право) и
природа (естественное право).
Позитивное Право – это Право от человека.
В его состав входят действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права.
Естественное Право – это Право от Природы.
Естественное Право представляет собой совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.
Каждый человек от рождения (в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат (должны принадлежать) ему всю жизнь.
Например, жизнь, свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.
Появление Римского права
Происходит выделение Публичного и Частного права из общего свода обычаев и правил Управления и Существования.
Подробное описание правовых институтов: собственности, владения, залога, сервитута, наследования, обязательства, договора, причинение вреда и т. д.
Разработка юридической техники
Юридическая Техника – это совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых актов, так и при их претворении в жизнь.
Элементами Юридической Техники являются юридическая терминология, юридические конструкции, способы построения нормативно-правовых актов.
Виды Юридической Техники – законодательная техника, судебная техника и т. д.
Традиционная фаза соответствует рабовладельческой и феодальной ОЭФ (на некоторых территориях традиционная фаза наступает и в неолите).
В рамках формационного подхода в 80-х годах ХХ века появилась теория, согласно которой рабовладельческая и феодальная ОЭФ объединялись в формацию внеэкономического принуждения. Широкого распространения теория не получила. Однако следует заметить, что элементы общей проектности присущи обеим формациям.
ПРОЕКТНОСТЬ традиционной фазы имеет динамичное расширение в пространстве и времени. Она обусловлена социальными потребностями и потребностями правящих элит.
Именно в этой фазе появляется государство как одна из форм организации публичной власти господствующего класса. Именно с появлением государства Общество стало «ведомым», раздробленным и пассивным, постепенно утрачивая инициативу в формировании социоисторической проектности.
Характеристика фазы С.Б. Переслегина.
«Хронологические рамки – конец II тысячелетия н. э. (капиталистическая формация: эпохи Возрождения, Реформации, Просвещения, Промышленной революции; госмонополистическая формация: эпохи Мировых Войн и тоталитаризма, Посттоталитарной Демократии).
«Экономика машинная, включает фабричное производство и общепланетную систему обмена. «Кровью» экономики служат энергоносители.
Человек способен к рождению/уничтожению локальных экосистем. Он является пользователем глобального биогеоценоза.
Демографическая динамика по общепринятым представлениям отвечает «насыщающему» участку логистической S-образной кривой. Для индустриальной фазы характерна демографическая деградация.
Характерные скорости – свыше 1000 км/сутки, энергии – 40 МДЖ/кг и выше (сгорание нефти). В социуме инициированы первые четыре контура Лири, элиты владеют мышлением на уровне пятого (нейросоматического) контура.
Трансценденцией индустриальной фазы является Единый Бог (в христианской, мусульманской или иных версиях)»[24].
Новое усложнение социосистемных процессов. Характеризуется следующими событиями:
1. Правовое регулирование выходит за пределы национального государства. Международное правовое регулирование;
2. Появление международных элит;
3. Разделение мира. Глобализация;
4. Война становится основным инструментом разрешения противоречий;
5. Усиление противоречий внутри национальных государств;
6. Усиление роли международных отраслей права: международного публичного и международного частного права;
7. Потребности в войне и урегулировании правовых оснований, связанных с войной;
8. Возникновение международных организаций, ограничивающих суверенитет национальных государств.
Особенности права и правового воздействия:
Распределение законов по отраслям права. Установление предметной области и специфических методов;
Усиление роли отраслей права, связанных с корпоративной деятельностью и с результатами интеллектуальной деятельности;
Совершенствование и систематизация юрисдикций.
Детализация сфер регулирования:
Рост числа отраслей права;
Детализация объектов правового воздействия;
Детализации техник правового воздействия.
11. Характеристика права индустриальной фазы
Детализация юрисдикций:
Военных кораблей и Военных воздушных судов;
Космических объектов;
Воздушного пространства;
Исключительной экономической зоны;
Континентального шельфа;
Территориальных вод.
Именно с этой фазой связано появление сетевых контрактных юрисдикций (страховые компании, «крыши», арбитраж).
Индустриальная фаза соответствует капиталистической ОЭФ.
ПРОЕКТНОСТЬ усложняется и детализируется. Появление колоний и колониальных империй сказалось на всей проектности этой фазы. Колониальная система со временем переросла в неоколониальную. Возросло влияние международных корпораций на политические решения и на социоисторическую проектность.
Кризис государства и государственности охватил ведущие государства мира.
Общество полностью утратило стратегическую инициативу в формировании социоисторической проектности.
Дробление общества носит постоянный и динамичный характер. Рассогласованность взаимодействий, противоречивость законодательства стали распространенным явлением.
Характеристика фазы С.Б. Переслегина.
Признаки когнитивной фазы развития.
«Для того чтобы составить примитивную «карту» фаз развития и тем самым обрисовать контуры когнитивного мира, достаточно рассмотреть технологическую историю человечества.
Обычно, технологию понимают как проектор информационного пространства на онтологическое. Современная «трехдосочная» картинка выделяет три мета-онтологических «плана» бытия: мир вещей, мир идей и мир носителей разума. Тем самым, «вещи», «смыслы» и «люди» представляют собой лишь проекции на соответствующие «планы» неких не вполне представимых нами «объектов». Любые деятельности предполагают «сшивку», по крайней мере, двух «планов».
На каждом «плане» можно с помощью системного оператора задать иерархическую структуру (например, для «плана» носителей разума: человек, домен, этнос, человечество…).
Время в «трехдосочной» модели не задано явно и рассматривается как мера взаимодействия «планов».
Такое взаимодействие по построению имеет троичную природу и разбивается на мыследействие («план» вещей + «план» идей), социодействие («план» людей + «план» идей), онтодействие («план» вещей + «план» людей).
Тем самым, модель приходит к представлению о трехмерном времени, в котором, по-видимому, и существуют «объекты». Проектируя трехмерное «время» на соответствующие планы, получаем: обыденное время / физическое время по Уиллеру (проекция «времени» на «план» вещей), биологическое время / физическое время по Пригожину (проекция «времени» на «план» носителей разума), наконец, мифологическое время (проекция «времени» на «план» идей). Весьма неприятно сознавать, что «развитие», «рамочный» принцип Евро-Атлантической цивилизации, занимает в данной модели довольно узкое место: «развитие» – всего лишь результат взаимодействия биологического и физического времени».
Рассуждая в терминах «фаз» мы, разумеется, продолжаем оперировать с проекцией абсолютной социосистемы и концепцией «развития» / линейного времени. Однако, дополняя представления об онтофазах концепцией инфофаз (Таблица 3) и социофаз, и применяя процедуру «сшивки» мета-онтологических «планов», мы можем рассчитывать получить результаты, выходящие за пределы традиционного «проективного» подхода.
В рамках «трехдосочной» модели технология есть любая маршрутизация, сшивающая мысле-, социо- и онтодействие. Назовем технологию, атрибутивную для данной фазы развития социальной машиной.
Социальная машина производит паттерны социального поведения или в ином залоге – деятельности. Как правило, речь идет об онто-деятельностях, хотя теоретически на «выходе» социальной машины могут быть также мысле- или социодеятельности»[25].
Поскольку прогностические исследования по будущей правовой системе отсутствуют, можно предварительно наметить ее некоторые контуры.
Пока ясно, что усложнение правовой системы неизбежно. Но где и в каких направлениях следует вести поиск, еще необходимо установить.
Необходимо усиление основ социальной самоорганизации.
Неизбежно изменение способов и объектов правового и управляющего воздействия.
Что сейчас есть? «Взбесившееся право» (по А. В. Парибку):
Утрата контроля общества над правовой системой;
Регулирование бытовых отношений, не поддающееся регулированию правовыми методами;
Замедление управленческих процессов по причине зарегулированности.
Что надо? Иное Право. Общественные потребности, которые способно удовлетворить Иное Право, сводятся к следующему:
Быстрое управление;
Динамичное право;
Социальная Самоорганизация.
1. Освобождение потенциала ПОВЕДЕНИЯ, а с ним – и творческого потенциала субъектов нового права.
Необходимо изменить объект правового воздействия. Сейчас право воздействует на процесс поведения, то есть на следствие.
Но разумнее воздействовать на причинность, на основы, на начала.
2. Постоянство законов.
Частое изменение самих законов (или отдельных норм в них) влечет их ненадлежащее исполнение и отрицательно влияет на итоги регулирования. Возникает противоречие между необходимым постоянством законов и меняющимися потребностями управления в новых правовых нормах.
3. Понятное право.
Необходимо внести изменения в юридический язык, возможно, в его структуру.
4. Разнообразие способов правового воздействия.
Сейчас преобладает один способ правового воздействия – регулирование.
Необходимо подключить помимо регулирования и другие способы правового воздействия: координирование, распределение (переключение).
12. Характеристика права когнитивной фазы
В целом проектность когнитивной фазы можно охарактеризовать как переход от Проектности к Сюжетности.
Мы разделяем основные положения об эвологии, изложенные С.Б. Переслегиным. Понятие «эвология» упаковывает идею развития во всех известных формах. Эвологический и экологический дискурсы можно рассматривать как взаимодополняющие альтернативы.
Если говорить о Проектности, то следует понимать под этим гео-процесс. Эво-процессу, с которым мы связываем Будущность, соответствует термин «Сюжетность» как проектность в логике эво.
Сюжетность – эво-процесс, который определяет совершенствование объектов, среды и в динамике и развитии[26].
Эво-пространство – это пространство динамики сюжетов, объектов и сред. Эво-пространство имеет свою онтологию, свой ряд событий, появление которых связано с развитием всех компонентов социосистемы.
Но именно эту динамику можно рассмотреть в контексте хроноистории. Это вполне естественно, поскольку развитие – это нелинейное явление. Развитие, как и линейная проекция истории, может иметь некий направляющий вектор, но проявляется как объемный процесс, заполняющий весь объем территориального пространства социальной системы. Поэтому именно на основании хроноистории, которая исходит из принципа объемности времени, можно рассматривать эво-пространство как пространство истории. Причем социосистемный подход точнее отражает объемность исторического времени, чем формационный, который базируется на линейности времени.
В хроноистории историческое время объемно. Условные исторические периоды не учитывают объем времени исторического развития.
Масштаб исторического явления определяется тем, какой объем времени это явление занимает и какие последствия влечет.
Приведу цитату из работы С.Б. Переслегина «Новые карты будущего, или Анти-Рэнд»[27] раздел «Правовые и нормативные среды», поскольку здесь изложены взгляды на будущее право[28]:
«Данная область информационной среды носит специфический характер. Несмотря на системную значимость правового и нормативного регулирования и огромное количество аналитических исследований по правовым проблемам, информационные аспекты этих форм человеческой деятельности изучены слабо. Интересно, что форсайты на нормативно-правовую тему отсутствуют. По-видимому, в аналитических центрах США и Западной Европы право считается рамочной характеристикой, постоянной, как законы физики.
Существует ряд определений права:
(1) Прежде всего, право есть кодифицированное применение насилия («тарифы на насилие»[29]). В этой (марксистской) логике право всегда отражает тот или иной классовый проект. Существенно, что право выражает волю и интересы не только правящей элиты, но и остальных признанных социальных групп и направлено против тех, кого общество не признает социальной группой. В данном определении изменение права следует понимать, как изменение субъекта насилия, объектов насилия, форм и институциональных механизмов насилия.
Можно предположить, что в будущем возникнет ряд новых форм насилия. Например, принудительное изменение онтологии, навязывание определенного образа Будущего. Элементы такого «будущего правоприменения» мы наблюдаем сейчас на примере эволюции международного права (Югославия, Ирак)».
«…(4) Право есть основание для занятости, область информационного пространства, связанная с иллюзорной социосистемной деятельностью (контролем). В этой логике право есть элемент социального проекта, направленного на сокращение темпов развития и утилизацию излишков образованного населения[30]. Изменение права происходит как расширение соответствующей области правового пространства, то есть – создание новые правил, норм, исключений и ограничений.
Как часть деятельности, связанной с социосистемным процессом контроля, право представляет собой иллюзорную форму обучения. Процесс закрепления знания в правовой норме происходит по схеме: получение знания – передача знания – формулировка правил – создание регламента – придание регламенту правового статуса.
(4.1) Это определение может быть расширено. Нормативно-правовая система есть способ упрощения Реальности, избавляющий человека от необходимости постоянно принимать самостоятельные решения. В «правовом государстве» жить значительно проще, чем в государстве, основанном на самостоятельности, инициативе и произволе. Платой за это является примитивизация информационного пространства и постепенная деградация базовой социосистемной системы деятельностей. Изменение права заключается в создании и институционализации новых форм контроля».
«…В рамках любого из предложенных определений нормативно-правовую систему можно представить в виде набора правил Пi, модифицирующих вероятности[31] некоторых состояний/процессов Представления социосистемы или ассоциированных с этим Представлением подсистем. Право задано на множестве подсистем социосистемы, состояний этих подсистем, и социосистемных процессов, которые могут быть рассмотрены, как производные этих состояний. Право может быть структурировано через базис деятельностей (глава 2.3.). Замкнутость правовой системы означает, что любое суждение, относящее к области применения права, может быть выражено через конечную совокупность правил Пi. Согласно второй теореме Гёделя о неполноте, правовая система всегда либо противоречива, либо неполна, причем противоречия должны рассматриваться, как один из источников развития правовой системы.
Таким образом, динамика правового и нормативного регулирования может быть вычислена следующим образом:
1. Описывается Представление социосистемы и соответствующая матрица сред и деятельностей, выделяются социально значимые подсистемы;
2. Система нормативно-правового регулирования записывается в виде набора правил, ограничивающих состояния / процессы в данном Представлении социосистемы, и институтов, посредством которых эти ограничения проектируются на социальное и материальное пространство;
3. Выделяется система формальных (гёделевских) противоречий в этой системе, вычисляется динамика этих противоречий (анализ процесса нормотворчества);
4. Рассматриваются Представления системы нормативно-правового регулирования с точки зрения определений права (1) – (6). Вычисляется динамика этих Представлений;
5. Рассматриваются противоречия между Представлениями нормативно-правовой системы, вычисляется динамика этих противоречий.
Невероятная сложность современных нормативно-правовых систем, однако, не дает возможности использовать данный алгоритм в реальном времени, хотя с его помощью можно оценить тренды развития нормативно-правовой системы.
Заметим в этой связи, что до сих пор не ясно, следует ли рассматривать нормативно-правовую область информационного пространства как информационную среду или же – как информационный объект, то есть, как системную информацию, не зависящую от носителей. Мы склоняемся к тому, что право является специфическим информационным объектом класса «ананке», обладающим способностью к мимикрии. Субъектные проявления права наблюдать очень трудно, поскольку они маскируются под субъектные проявления административного Голема или (реже) Левиафана обмена[32]. Однако, право, как информационный объект, разумеется, занимает конкурентную позицию по отношению и к Голему, и к Левиафану! «Правовое государство», объективированное в форме ЕС, с точки зрения административного Голема государством вообще не является[33].
Вообще, правово-нормативный объект (Юстас от латинского «справедливость») играет роль «управляющего звена» своеобразной «экосистемы информационных объектов». Он, в частности, ограничивает число реализуемых в данном обществе динамических сюжетов (скриптов).
В настоящее время нормативно-правовое пространство меняется, что вызвано кризисом индустриальной фазы развития, упадком национального государства и резкими институциональными изменениями в социальной среде: появлением социальных тканей и стай. Можно предположить, что резкие изменения субъектности и объектности права вызовут в конце первой четверти XXI века своеобразную «правовую войну».
Одним из проявлений изменений нормативно-правового пространства станет переход в международном праве от современного геоэкономического подхода (справедливо все, что способствует снижению издержек производства – право прагматики) к геокультурному подходу: справедливо все, что способствует сохранению культурного разнообразия, право уникальности. Конкуренция геоэкономического, геополитического[34] и геокультурного подхода породит серьезные международные конфликты и войны и, в конечном итоге, будет институционализирована в виде правового геопланетарного баланса.
Происходит изменение взглядов на закон (природы, Бога, общества…). В настоящее время закон рассматривается не только, как нечто данное свыше, но и как нечто конструируемое или, по крайней мере, модифицируемое. Право, создающееся на новых социальных общностях, может обрести форму игрового (игротехнического) права[35]. В отличие от существующих форм права, источником которого является Бог (Вселенная) или народ, игротехническое право фундировано на фигуре демиурга (конструктора).
Заметим здесь, что в последние годы возник прецедент, согласно которому преступления, совершенные в многопользовательских компьютерных играх, могут стать предметом рассмотрения суда (смотри главу 1.3.). В связи с конфликтом между Россией и Эстонией относительно памятника советскому воину в Таллинне произошло обратное событие: применение игровых санкций за действия в материальном мире. Можно предположить, что в будущем подобных случаев обмена юридическими нормами и последствиями между игровой и физической реальностями станет значительно больше.
Можно также предположить, что как в физическом, так и в игровых мирах возникнут своеобразные «оффшорные зоны», в которых правовое регулирование не осуществляется»[36].
Эта довольно объемная цитата содержит важное свойство права – свойство социальной (а может быть исторической) проектности. Заметим, что существующее право в России, построенное на совершенно чуждых ценностях, по сути, принуждает Страну к такой же чуждой (не своей) проектности.
Как видим, координатная сетка истории и характеристика права различных эпох дают нам представления об определенных проектах, которые несет в себе правовая система.
Следовательно, Иное Право способно задать новые основы иной проектности для когнитивной фазы социосистемы. В рамках этой проектности лежит решение одного из ключевых противоречий социальной системы – между общим и частным. Это решение требует нового подхода к сути социальной системы и права как операционной системы Общества.