Вы здесь

Право Перемен в исторической системе координат. Вместо введения или сколько законов нужно России? (С. В. Арапов, 2017)

Вместо введения или сколько законов нужно России?

Экономический кризис поставил правовые институты перед задачей глубокой реконструкции ВСЕЙ СИСТЕМЫ в целом.

Однако, нет реальных представлений о том, на какую правовую и управленческую систему надо заменить существующую.

Дефицит новых идей и разработок в сфере существующего права и полное отсутствие прогностических исследований в области Права Будущего лишает системы управления возможности адекватно реагировать на вызовы современности.

Восполнить этот дефицит возможно только при условии незамедлительного проведения научно-исследовательских прогностических работ в области права.

Именно этим вызвана их актуальность.

Государственные органы действуют с опозданием именно потому, что отсутствуют прогнозы, а вместе с ними и проектность.

Куда идти? Что делать? Кто мы? Для чего мы? Каким должно быть Общество? На каких ценностях должна базироваться правовая система? Каким образом система управления будет поддерживать эти ценности?

Любой прогноз – это основание для выработки решения. Тем более в нынешних непростых условиях.

Мы стоим перед кризисом онтологий. Перед нами непонятная КАРТИНА МИРА. Отсутствует единая и внятная проектность.

Именно поэтому необходимо незамедлительно организовать проведение прогностических исследований в области правовых и управленческих систем Будущего.

Дальнейшие возможные реорганизации правовых систем, основанных на либеральной модели управления, приведут только к ее полному уничтожению, потере управляемости и хаосу. Этого допустить нельзя.

Кроме того, у органов власти все меньше времени остается на действия. А «промедление смерти подобно». К тому же действовать без прогноза и проекта нельзя. Кроме того, необходима новая общая проектность, без которой невозможно планировать какую-либо деятельность.

Новая Проектность – это Путь, по которому необходимо постоянно двигаться и совершенствоваться Стране. Необходимы прогностические исследования, а с ними и создание новой совместной проектности со странами Общего Пути.

От Общества потребления к Обществу Познания – вот Путь Новой Проектности, который необходимо вместе пройти. И инструментом совместной Новой Проектности может послужить новая правовая система – Иное Право.

Назначение права – быть регулятором общественных взаимодействий. Умышленно употребляю слово «взаимодействия» вместо сложившегося и совершенно пустого по смыслу определения «отношение».

Что такое право?

Право – это система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума. Есть и другое определение права.

Право – это императив, стоящий над государством и законом (естественное право).

Таково определение права в объективном смысле. Но существует и определение права в субъективном смысле.

Право – это вид и мера возможного поведения лица, государственного органа, народа, государства или иного субъекта.

Что делает право?

Право описывает социальные взаимодействия, отношения или сферу социальных взаимодействий.

Право предписывает определенные действия, которые складываются в определенный комплекс поведения в определенной сфере социальных взаимодействий.

Таким образом, право описывает социальные взаимодействия, а регулирует поведение в тех самых социальных взаимодействиях.

Право регулирует поведение через внедрение правовых взаимодействий в определенную сферу человеческой деятельности, через «наполнение» этой деятельности «правовыми связями и зависимостями…»[1]

Это общие положения. Теперь о том, как право работает.

В IV в до н. э. Лао-Цзы говорил: «Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников». Он говорил это в контексте противопоставления писаного закона и обычая или нравственной нормы. И предпочтение отдавалось более живому и естественному обычаю. Но тем не менее множащиеся законы уже тогда создавали некоторые помехи.

Создается впечатление, что за две тысячи лет ничего не изменилось. И возникает вопрос: «Что же еще возникает, когда множатся законы и приказы?»

Возникают две вещи: избыточная правовая детализация и трудность применения закона.

Избыточная детализация действий и функций порождает противоречия:

1. Между регулируемыми функциями – рассогласование функций;

2. Между нормами, обновляемыми и текущими правовыми нормами;

3. Между целями и результатами: целями законодателя и результатами применения (правоприменительной практики).

Трудности применения сводятся к следующему.

В Стране действует 20 кодексов, которые работают плохо и обновляются часто. Для их нормального применения нередко собирается Пленум Верховного Суда и принимает постановления о том, как судам применять тот или иной кодекс.

Например, когда был принят Жилищный Кодекс РФ, судьи просто ждали Постановления Пленума Верховного Суда, поскольку это был очень сырой документ. То же касалось и Трудового кодекса.

С таким правом кризис управления усугубляется.

Еще никогда право так не издевалось над управлением, как сейчас!

Поэтому рано или поздно придется ХОТЯ БЫ ЗАДУМАТЬСЯ о Новой Модели Права, а заодно и о Новой Модели Управления.

Что же должно быть, и чего не должно быть в новой правовой системе?

Исходя из высказывания Лао Цзы, конечно, необходимо понять, в чем заключаются причины «умножения законов».

Ответ один: должен быть один, Единый и Единственный для Страны Универсальный Закон. Универсальный Закон потому, что в него должны быть включены все отраслевые нормы права, но организованные по другим принципам.

Трудно поверить, что Универсальный Закон будет работать! Ведь у нас двадцать кодексов, которые работают кое-как! Однако пусть это будет закладка для будущего чтения. Потому что Концепция Универсального Закона еще будет подробно рассматриваться в других главах. Самое же интересное то, что для появления Универсального Закона есть свои исторические предпосылки.

Инструменты

Разрабатывая какую-либо модель, необходимо использовать определенный набор инструментов. Наиболее перспективным инструментом является Системный Оператор (СО)[2].

Системный Оператор – это средство для построения более полной, более точной, более достоверной модели любого объекта в нашем Мире.

Этот метод пришел к нам из ТРИЗа (теории решения изобретательских задач). Такая модель позволяет быстрее и легче отыскать решение. Как правило, такое решение бывает более эффективным!

А если точнее, то Системный Оператор есть средство для управления мышлением человека в процессе построения достоверной модели процессов, явлений, объектов окружающего Мира в их развитии. Моделей, дающих возможность вырабатывать более правильные решения.

По мнению Сергея Переслегина, Системный Оператор – это «сжатое изложение научной теории, технологической схемы, административной модели или даже философской картины мира».

«Некоторые системные операторы представляют собой, в сущности, схематизированное мнемоническое правило и могут быть использованы без предварительной подготовки на любой стадии работы. Другие же требуют предварительного осмысления. Ими полезно научиться пользоваться как своеобразными кубиками, посредством которых вы разлагаете Реальность на составляющие, чтобы потом снова ее сложить.

Наиболее интересной работой является создание собственного системного оператора. Польза же от такой деятельности будет проявлена только на практике»[3].

В нашем случае Системный Оператор – это инструмент построения правовой системы, и он представляет собой два вида балансов: Баланс Распределенных Связей (БРС) и Баланс Распределенных Оснований (БРО).

Под балансами понимается совокупность взаимодействий и связей субъектов определенной деятельности, требующих согласованности действий во внешней и внутренней среде[4].

Баланс Распределенных Связей (БРС) является способом описания очевидных взаимодействующих связей. Здесь функциональные взаимодействия между элементами не являются обязательными. Здесь основным предметом описания являются именно СВЯЗИ и СВЯЗНОСТИ вне функций по отношению друг к другу.

Распределения связей интуитивные и очевидные.

Графически Баланс распределенных связей представляет собой треугольник.


1. Графический вид баланса распределенных связей


Баланс Распределенных Связей описывает любые очевидные связности между объектами и субъектами, включая социальные, правовые. Главное требование к связям и связностям, описываемым с помощью БРС, – это взаимодействие. Явления, не имеющие механизма взаимодействия, не могут быть описаны с помощью Баланса Распределенных Связей или Баланса Распределенных Оснований.

Но в исследовании важно определить функции и функциональность различных связностей, и они не всегда могут быть установлены в начале исследования.


2. Баланс правовой связности (правоотношений)


Поэтому, как правило, Баланс Распределенных Связей является первичным балансом, с помощью которого описывается очевидная определенная связность.

Баланс Распределенных Оснований (БРО) является способом описания очевидных взаимодействующих связей, для которых функциональные взаимодействия между элементами-основаниями обязательны.

Графически БРО представляет собой тетрайдер.


3. Графическое отражение баланса распределенных оснований (БРО) в форме тетрайдера


Функции Оснований:

1. Целевые Основания;

2. Ресурсные Основания;

3. Инструментальные Основания;

4. Деятельностные Основания.

Деятельностное Основание может подразделяться на Деятельность-Процесс и Деятельность – Результат. В этом случае весь баланс графически представляет собой пирамиду.


4. Графическое отражение баланса распределенных оснований (БРО) в форме пирамиды


Здесь важным объектом является функциональность взаимодействия[5].

Баланс Распределенных Оснований (БРО) является показателем причинности – НАЧАЛА.

На основании БРО и БРС строится баланс противоречий и баланс их разрешения (возможно, на основе БРО Смыслообразования).

Право как технологический пакет социософта имеет существенное значение для общества. Но для когнитивной фазы право является операционной системой Общества.

Именно поэтому право становится Иным по сравнению со всеми правовыми системами, существовавшими до настоящего времени.

Право может быть операционной системой всего общества, а может быть операционной системой, которая служит ограниченному кругу лиц.

Здесь может быть определенная система смысловых кодов (разумеется, правовых), которая известна такому же ограниченному кругу лиц.

Эта система кодов может быть распакована именно этими группами. Наличие этих кодов сводит к нулю принцип «Закон один для всех». Что представляют собой эти коды?

Во-первых, это система закрытых указаний, которая существует в судебной системе. Эти указания имеют закрытый характер и распространены только среди судей.

Во-вторых, это оперирование смыслами права в постановлениях Конституционного суда. Но здесь есть хотя бы желание сделать эти смыслы общедоступными. Поэтому это раскодирование может только приветствоваться.

В-третьих, есть определенная система принципов в какой-либо отрасли права, которая также содержит систему правовых кодов.

Задача права как операционной системы Общества – оперировать не только нормами, но и правовыми смыслами. И эти смыслы должна генерировать сама действительность, в которой работает правовая система. Потому и рефлексия этих смыслов должна быть предельно открытой.

Из всех существующих правовых институтов только конституционные суды, как суды, содержащие в своих актах правовую экспертизу, оперируют правовыми смыслами. Оперирование правовыми смыслами дает возможность оставлять неизменными нормы и конструкции конституций.

При такой неизменности норм любая конституция может претендовать на некоторую универсальность. Но сейчас, похоже, не до рефлексии смыслов!

Мир становится сложнее. Сложность – это главная особенность Будущего Быстрого Мира.

Любая правовая система – это система искусственная. Все существующие правовые системы и искусственны, и примитивны, несмотря на кажущуюся сложность. Примитивность заключается в директивности, императивности и формализованности. Здесь мыследеятельность минимальна даже в самых сложных делах.

В отличие от существующих правовых систем Право Будущего – это система и более сложная, и более естественная. Естественная система всегда сложнее. Расставание с простотой и упрощенностью – это актуальный лозунг переходного периода.

«Фактически это «прощание с простотой», означающее переход к нелинейному, спирально-циклически-волновому взгляду на процессы развития и прогрессивной эволюции в мире, и есть часть процесса становления ноосферного управления и на его базе – управления социоприродной эволюцией – единственной формой устойчивого развития»[6].

Поэтому в книге будут сложности, которые я буду стараться описать просто.

Но лучше все же включить свои настройки понимания.

А в чем же заключается прогноз? Как правило, прогнозируют исходя из существующих тенденций, трендов, представлений о будущем.

Мы исходили из потребностей социальной системы в различных формах упорядоченностей. Порядки, в которых нуждается социосистема, уже не могут быть столь примитивны, как в существующем праве. Именно потребности социальной системы в управлении, праве и социальной самоорганизации и будут исходными позициями прогноза. Хотя прогноз сродни Мечте. И грань между прогнозом и Мечтой нередко стирается. Предлагаемая книга – не исключение: эта грань не всегда осознаваема.

Мечта обращена в Будущее. И как писал С. Б. Переслегин: «Будущее само по себе ресурс. Оно стремится стать настоящим, превратиться из великого множества возможностей в единственную целостную Реальность»[7]. Следовательно, этим ресурсом надо управлять. «Будущее и само управляемо»[8]. И нам важно в новой правовой системе учесть на каких принципах и ценностях выстраивается правовая система, чтобы Будущее было управляемым.

Но начало прогноза всегда начинается с Настоящего. И потому зададимся вопросами: а что же представляет собой право и государство сейчас? Почему их надо изменить? Об этом в следующих главах.