Вы здесь

Православный церковный словарь. В (В. И. Южин)

В

Великий Господин

Великий Господин – почетный титул, присвоенный в Православной церкви патриархам, митрополитам, архиепископам и епископам.

Великий Пост

Традиция Великого Поста возникла в древней христианской церкви и до настоящего времени сохранилась в основном в православной церкви. Великий Пост – это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны. Великий Пост – самый продолжительный из всех многодневных постов. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют каноническое название «Святая четыредесятница». Седьмая, последняя неделя перед Пасхой, – Страстная неделя, или Великая, отсюда и название поста. Первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде.

Великий Понедельник

Понедельник Великой Седьмицы, в который Церковь вспоминает чудо иссохшей смоковницы (Матф. XXI, 18–22).

Великий Четверг

Четверг Великой Седьмицы, в который Церковь вспоминает Тайную Вечерю. В кафедральных соборах совершается обряд «Умовение ног», а при митрополичьей московской кафедре в этот день варится св. миро.

Величание

Стих в честь Иисуса Христа, Божией Матери или празднуемого святого, который поется священнослужителями среди церкви, а певчими на клиросе.

Венчание

Христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак, а также при коронации монархов (венчание на царство). По православному установлению счастливым и прочным может быть только брак, освященный Церковью, благословенный самим Богом. Жених и невеста должны пройти через церковное таинство брака, или венчание. Брак – таинство, в котором жених и невеста перед священником и Церковью дают обещание во взаимной супружеской верности, и союз их благословляется во образ союза Христа с Церковью, испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Чинопоследование брака состоит из обручения и венчания. В православной церкви чинопоследование таинства брака состоит из обручения обмена жениха и невесты кольцами в знак взаимного обмена правами, а форма колец говорит о сочетании на вечность; венчания – возложения венцов – символа торжества и величия; хождения вокруг аналоя, означающего, что венчающиеся дают обет быть верными до самой смерти; вкушения вина из одной чаши – обещания испить вместе чашу жизни со всеми ее радостями и горем.

Однако не в каждый день года можно сочетаться браком. Православная церковь зорко следит за тем, чтобы не нарушались поминальные и праздничные дни.

Браковенчание не совершается в следующие дни:

– накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников;

– в продолжение Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов;

– в продолжение Святок

от 7 до 20 января;

– в течение сырной седмицы (масленицы), начиная с Недели мясопустной и в Неделю сыропустную;

– в течение Пасхальной (Светлой) седмицы;

– в день и накануне дня усекновения главы Иоанна Предтечи (Крестителя)

11 сентября и Воздвижения Креста Господня;

27 сентября.

Венцы брачные

Во время совершения таинства брака на жениха и невесту возлагаются брачные венцы, давшие и самому таинству название венчания. Знаменование венцов объясняет св. Иоанн Златоуст (9 беседа на I Тим.): «Венцы полагаются на брачующихся в знамение победы, для того чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу». По мысли Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение, глаголя: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» и проч. (Быт. I, 28). Священник трижды благословляет обвенчаных и трижды произносит молитву: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (т. е. их)».

Вербная Неделя или Неделя ваий

Шестая неделя Великой Четыредесятницы. Название недели произошло от того, что ваиями (ветви финиковой пальмы или иерусалимской ивы) народ иудейский встретил Иисуса Христа, за пять дней до Своей крестной смерти вшедшего во Иерусалим (Иоан. XII, 12 и 13). В воспоминание этого события земной жизни Спасителя церковь назвала шестой воскресный день Великого Поста – вербным воскресеньем, причем на утрени этого дня молящиеся держат в руках пальмовые ветви (а за неимением их – ветви вербы). В этот день едят вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы, цветом ее или сережками.

«Ветхий Завет»

Библейский термин, имеющий двоякое значение. во-первых, под ним разумеется договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества, для того чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения. Слово «завет» составляет перевод греческого слова biaqhkh, которое на западе нашло себе выражение в слове testamentum. При горе Синае Бог заключил с еврейским народом через Моисея завет, который должен был служить отчасти подтверждением прежних, отчасти необходимым завершением их – и выражением этого завета было синайское законодательство. Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры, предназначенной впоследствии распространиться на все человечество (Втор., XXIX, 10–13, 18). Во-вторых, Ветхим Заветом называются собственно тексты Библии. Эта часть Библии называется так вследствие самого содержания входящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветного домостроительства в различных фазисах его исторического развития. Это литература историческая с ее почти эпической простотой и рассказами о первобытных временах; к ней примыкает литература обрядово-юридическая, соответствующая начаткам национально-политической стадии в развитии народа. С этой стороны ветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для истории национального развития древнееврейского народа, как и литература всякого другого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития в ней проводится с наглядностью и величайшей последовательностью. Ветхий Завет состоит из 39 книг, искусственно считаемых за 22, по числу букв еврейск. алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого. Все книги разделяются на три отдела. 1-й называется Закон (Тоpа) и содержит пять книг Моисея: Бытия, Исхода, Левит, Числ, Второзакония.

2-й отдел, под названием Пророки, обнимает книги: Иисуса Навина, Судей, 1-ю и 2-ю кн. Царств, или кн. Самуила (считаются за одну книгу), 3-ю и 4-ю кн. Царств (считаются за одну книгу), Исаии, Иеремии, Иезекииля, кн. Двенадцати малых пророков (считаются за одну книгу).

К 3-му отделу под названием Св. Писания принадлежат: книги Иова, Руфь, Псалмы, Притчи, Песнь Песней, Екклесиаст, Даниила, Плач Иеремии, Ездры и Неемии (считаются за одну книгу), 1-я и 2-я Паралипоменон (считаются за одну книгу) и кн. Есфири.

Соединяя кн. Руфь с кн. Судей в одну книгу, а также Плач Иеремии с кн. Иеремия, получим вместо 24 книг 22.

Двадцать две священные книги и считали в своем каноне древние евреи, как свидетельствует Иосиф Флавий. Таковы состав и порядок книг в еврейской Библии. Все эти книги считаются каноническими и в церкви христианской.

Вечерня

Совершаемая в вечерние часы церковная служба, чин которой установлен в первые времена христианства. Вечерня относится к следующему дню и имеет определенный состав. Ей предшествует чтение девятого часа (см. Часы); начинается она 103 псалмом, прославляющим величие Творца. Затем следуют великая ектения, чтение кафизмы Псалтиря, пение 140 и 141 псалмов («Господи воззвах»), причем присовокупляются «стихиры» – песни в честь вспоминаемого события или святого. После стихир поются вечерняя песнь «Свете тихий», прокимен и т. д. Заканчивается вечерня сугубой ектенией и отпуском. К вечерне присоединяется «малое повечерие» (см.).

От обыкновенной вечерни отличаются: 1) Вечерня великая – накануне больших праздников. Расположение службы то же, только после великой ектении поются три первые псалма первой кафизмы, после стихир малый вход, за прокименом следует чтение паремии, затем ектения сугубая. Молитва «Ныне отпущаеши раба Твоего» (Симеона Богоприимца) читается перед отпуском. Великая вечерня совершается в Светлую седмицу каждодневно, только без кафизмы и паремии. Великая вечерня соединяется иногда с утреней, называясь тогда «всенощным бдением», и в этом случае отправляется прежде нее. 2) Вечерня малая сокращение обыкновенной вечерни, без ектении и кафизмы.

Вечеря Тайная

Новозаветное библейско-историческое событие из последних дней жизни Иисуса Христа. В день еврейской Пасхи надлежало заколоть пасхального агнца (14-е нисана, «между двумя вечерами», т. е. между закатом солнца и окончанием вечерней зари). Тогда произошло установление Христом таинства евхаристии, или причащения как благодатного средства единения верующих с Христом. Ученики понимали, что их возлюбленный Учитель уходит от них, и печалились. Тогда Христос в утешение им установил таинство причащения Его Тела и Крови, как истинного Агнца, вземлющего грехи мира. Во время вечери Он «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пейте от нея все; ибо сия есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив их таким образом Своей Плоти и Своей Крови, Он повелел им всегда совершать это таинство в Его воспоминание, как доселе и совершается оно христианской церковью. Вследствие такого происхождения таинства причащения оно на церковно-славянском языке также иногда называется тайной вечерею, как, напр., в известной молитве перед причащением: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими» и пр.

Вечный Жид

Еврей по имени Агасфер – легендарная личность, сказания о которой примыкают к циклу местных преданий в Палестине, развившихся на основании рассказа евангелистов о страстях Господних. Основная схема легенды такова: Спаситель, шествуя на Голгофу, остановился около дома некоего Агасфера, чтобы перевести дух, но последний грубо с ним обошелся и не хотел дозволить, чтобы Христос приблизился к его жилищу. «Я остановлюсь и отдохну, – молвил Христос, – а ты пойдешь». Действительно, Агасфер тотчас же отправился в путь и с той поры скитается безостановочно и бесконечно и будет скитаться до скончания дней.

Виноград

В христианском искусстве виноград выступает как символ евхаристического вина и потому крови Христа. Виноградная лоза – это общепринятый символ Христа и христианской веры, основанный на библейской метафоре, в частности, в притче Христа о виноградной лозе: «Я есмь истинная виноградная лоза…» (Ин., 15:1-17).

Владыка

Господин, обладатель, верховный правитель, государь. Владыка небесный – Господь. В русской православной церкви почетный титул духовных особ. На богослужебном языке В. именуется каждый священнодействующий иерей, но в общежитии титул «владыка» дается исключительно архиереям. Старинное название сел и деревень: «владычные», «владыкины» – указывает на принадлежность их архиерейским кафедрам. Святым владыкой назывался до 1852 года духовно-военный глава или государь (в то же время и митрополит) Черногории. С 1852 года светская власть над Черногорией находится в руках князя и совершенно отделена от власти духовной.

Вода, вода святая

Так называется вода, освященная обрядом водосвятия (см. Водоосвящение). Богоявленская, или крещенская, вода считается святыней, агиасмой (см.), «великою агиасмою». В народе существует поверье, что она всегда остается свежей. Это же свойство приписывается воде, взятой из живого источника в самую полночь на праздник Богоявления. Обычай ходить в этот урочный час за водой на реку до сих пор сохранился во многих деревнях. Воде малого водосвятия также приписываются благодатные свойства. Ее применяют в священных церемониях при окроплении полей, стад, зданий и т. п. Святой водой называется иногда и без освящения вода некоторых источников, озер, колодцев и т. д., ознаменованных явлением чудотворной иконы, пребыванием святого мужа и т. п.

Водоосвящение, Водосвятие

Водосвятие – на др. русском языке водокрещение – название церковного обряда, исходящего из глубокой христианской древности. Путем троекратного погружения креста при соответствующих молитвословии и пении призывается на воду благословение Божие. Вода освящается без различия места: в храме, домах, естественных хранилищах и т. п. Восточная церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое водоосвящение бывает в навечерие праздника Богоявления и в самый день Богоявления, по окончании обедни (см.). Оно отличается особенною торжественностью; вода освящается обыкновенно в реке, источнике или, за их отсутствием, в озере или колодце, куда и направляется процессия, известная под именем хода на Иордань. Малое Водоосвящение – менее торжественная форма благословения воды. Оно может совершаться во всякое время, по желанию верующих. Обычно и этот обряд совершается дважды в год: в среду Преполовения Пасхи и в праздник Происхождения Честных Древ. Кроме того, малое водоосвящение отправляется в церквах в дни храмовых праздников перед началом литургии. При таинстве Крещения вода так же освящается троекратным благословением, как при великом и малом водосвятиях, но это освящение ограничивается только целью таинства, и вода после совершения крещения не может уже иметь другого применения.

Воздвижение Креста Господня

Церковный праздник, ежегодно совершаемый 14 сентября. Мать императора Константина Великого, св. Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Христа и самый крест, на котором он был распят. Это была задача весьма трудная. За два столетия перед тем император Адриан приказал совершенно завалить пещеру гроба Господня, чтобы сделать неузнаваемым самое место Его распятия и погребения, и на нем даже были воздвигнуты храмы в честь Юпитера и Венеры. Несмотря на это, произведенные Еленой раскопки увенчались успехом: пещера гроба Господня была найдена, и неподалеку от нее были открыты три креста и даже доска с надписью, которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте Иисуса Христа. По некоторым признакам можно было догадываться, который из трех крестов есть именно крест Иисуса Христа; окончательным в том удостоверением послужило исцеление больной посредством приложения креста.

По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. Часть этого «животворящего» креста Елена послала своему сыну Константину, а остальная, главная часть его, обделанная в серебро, положена была в главной иерусалимской церкви. Над пещерой Гроба Господня впоследствии была построена церковь, освященная 14 сентября 335 года. Чтобы дать возможность многочисленным христианам, отовсюду собравшимся на торжество, увидеть великую святыню, епископ Макарий поднимал, или «воздвигал», крест над головами молящихся, и от этого собственно поднятия, или «воздвижения», и получил свое название самый праздник.

Еще одно предание гласит, что происхождение праздника относится к более позднему времени. В 614 или 616 году на Иерусалим было совершено нападение персидским царем Хозроем II, который завоевал город и вместе с другими сокровищами увез с собой св. крест. Но вскоре греческий император Гераклий одержал над персами победу, и они приняли предложенные им мирные условия (628 г.), в которых значилось возвращение креста Господня. В 631 году Гераклий возвратил св. крест в Иерусалим и в торжественной процессии на собственных плечах принес его на Голгофу, где он и «воздвигнут» был вновь в церкви св. Гроба.

Вероятнее более древнее происхождение праздника, так как о нем упоминается в актах патриарха Евтихия († 582). В VII в. празднование в честь креста проникло и на Запад, где оно официально принято было Папой Гонорием I под названием Gestum exaltationis s. crucis. В православной церкви во время всенощного бдения на 14 сентября св. крест торжественно выносится из алтаря и воздвигается перед народом на все 4 стороны. Так как с крестом неразрывно связывается идея страданий Христа, то в воспоминание о них церковь издавна постановила соблюдать в день этого праздника строгий пост.

Возглас

Так называется заключение молитв, громогласно произносимое священником и состоящее обыкновенно в славословии св. Троицы. Уверенность, что молитвы будут услышаны, выражается пением после каждого возгласа «аминь».

Воздух

Больший из трех покровов для покрытия Св. Даров, приготовленных к освящению на дискосе и потире и покрываемых сперва порознь малыми покровами. Оба священных сосуда покрываются вместе воздухом, окружающим Св. Дары.

Волхвы (поклонение волхвов)

В древности волхвами именовался особый класс людей, пользовавшихся большим влиянием в обществе. Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Во время рождения Христа в Иерусалим «пришли с востока волхвы и спрашивали, где родившийся царь иудейский (Матф., II, 1–2). Что это были за люди, из какой страны и какой религии – на это евангелист не дает никаких указаний. Волхвы заявили, что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося царя иудейского, которому и прибыли поклониться. Поклонившись новорожденному Христу, найденному ими в Вифлееме, они «отошли в страну свою», возбудив тем крайнее раздражение Ирода (после этого произошло Вифлеемское избиение младенцев). О них сложился целый цикл легенд, в которых восточные мудрецы являются уже не простыми волхвами, а царями, представителями трех рас человечества. Позже предание указывает их имена – Каспар, Мельхиор и Валтасар, и подробно описывает их наружность.

Воспятогласостепенное знамя

Или просто воспятогласное знамя (церковная музыка) – в безлинейной семеиографии знаменного распева музыкальный знак (знамя, нота), которым изображалась группа в два, три, четыре и пять звуков, причем последний звук в этой группе всегда воспятогласится, т. е. по степени своей всегда ниже предшествующего звука. Таким образом группы звуков mi, mi, re, – mi, fa, mi, – do, re, do и проч. всегда в безлинейной семеиографии обозначились воспятогласными знаменами.

Врата

Церковные входы, ведущие из притвора в храм и из храма в алтарь. Главные врата храма называются царскими или красными, в подражание «красным вратам» иерусалимского храма, упоминаемым в Деяниях св. апостолов (III, 2). Царские врата православного храма всегда обращены на запад и помещаются напротив алтаря. Называются «царскими вратами» оттого, что они служат главным входом в земной дом Царя Небесного. В царских вратах при входе в храм, православные цари снимали с себя корону и оружие, оставляли оруженосцев и телохранителей. Царскими вратами, или святыми, называется также главный вход из церкви в алтарь, главная дверь иконостаса, ведущая в ту часть алтаря, где помещается престол. Через царские врата на литургии входит Царь славы «датися в снедь верным» (Тип., гл. 9 и 22); название святых им присвоено оттого, что через них выносятся св. Дары и непосвященным не дозволяется входить в них – через царские врата могут входить только священнослужители. Царские врата называются еще «великими», по сравнению с северными и южными вратами (см. ниже), и по величине благодатных даров, которых в них сподобляются верные, и по великому знаменованию их при богослужении. Открытие царских врат изображает отверзтие небесного царства. В первые века христианства вместо царских врат употреблялась завеса; о «малых завесах» упоминается в литургии св. апостола Иакова, относящейся к I веку и употреблявшейся в иерусалимской церкви. Св. Златоуст (Бес. и Посл. к Еф.) поясняет, что завеса служит указанием высокого достоинства алтаря, а Кирилл Александрийский говорит, что открывание обеих половин «завесы» уподобляется отверзению небес. Ныне «завесами» внутри алтаря завешиваются царские врата, которые всегда богато и благолепно украшены резьбой, ваянием и живописью; изображаются обыкновенно лики евангелистов и благовестие Пресвятой Девы Марии. Разверзаются царские врата в определенное время при священнодействии, а также всегда в Светлую седмицу. Два других боковых входа в алтарь, по правую и левую сторону царских врат, именуются северными и южными вратами. Северные врата, налево от царских, служат входом в ту часть алтаря, где находится жертвенник; направо от царских врата – южные или полуденные врата, ведущие в ту часть алтаря, в которой прежде был дьяконник (сосудохранильница), отчего южные врата и именовались дьяконскими (см. Иконостас). Северные и южные врата помещаются на одной прямой с Царскими вратами и через них совершаются все священнослужебные выходы из алтаря и входы в него, а именно: выходы – через северные, а входы через южные врата. Украшения боковых врат большей частью состоят из изображений ликов ангельских и пророческих или изображений архидиаконов первенствующей церкви, например, св. Стефана, Лаврентия и др.

Всенощная (всенощное бдение)

Церковное богослужение, совершаемое на воскресные дни и великие праздники, по уставу Церкви продолжающееся всю ночь. Составляется это богослужение из вечерни и утрени с первым часом, или из великого повечерия и утрени, между которыми полагается чтение из синаксаря, из апостольских деяний, либо из писаний отцов церкви. Вcенощные бдения ныне совершаются сокращенно, без чтения писаний отцов церкви, а Всенощное бодрствование в строгом смысле, т. е. начинающееся с вечера и продолжающееся всю ночь, соблюдается только в монастырях строгого устава. К обрядам праздничной всенощной относится и благословение хлебов (просфор), пшеницы, вина и елея (деревянного масла). Благословение хлебов издревле установившийся обряд: посреди вечерни и утрени благословляли и раздавали для подкрепления бодрствующим хлеб и вино. В год полагается 52 воскресных бдения и 16 на другие праздники, но, по желанию настоятеля, их может быть и больше.