Вы здесь

Православный церковный словарь. А (В. И. Южин)

А

Аббат

Церковный титул (от слова Abbas, отец) – почетный церковный титул, который начиная с V и VI вв. дается исключительно настоятелям монастырей и, таким образом, является названием церковной должности. То же название, только с женским окончанием, аббатисса (от лат. формы Abbatissa), стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей.

Авва

Abba, т. е. отец, отче – иудейское слово, перешедшее к христианам частью как обычное обращение к Богу, частью для обозначения почетных титулов духовных особ.

Авраамово лоно

Иносказательное или образное выражение для обозначения места, в котором души праведников наслаждаются покоем и блаженством. На языке раввинов «быть в лоне А.» означало блаженствовать после смерти. Иисус Христос употребил тот же образ в притче о богаче и Лазаре (Лк XVI, 22–23).

Автокефалы

Самоглавы, или самостоятельные. Так в греческой церкви назывались епископы, хотя не сравненные с патриархами, но и не подчиненные ни одному патриарху, а совершенно самостоятельно управляющие.

Автокефальная церковь

Самоглавенствующая поместная православная церковь. Автокефальная церковь образуется с согласия государственной власти и канонически установляется признанием со стороны той церкви, из которой она выделилась. Являясь частями вселенской церкви, Автокефальные церкви пребывают в общении друг с другом как по единству верований, так и по основным началам устройства и управления.

Агиасма

От греч. agiasma – святыня. Всякий предмет освященный может быть назван А.; но, в частности, это название присвоено святой воде богоявленской, почерпнутой в ночь Крещения Христова и освящаемой в православной церкви особым священнослужением.

Агнец Божий

В христианской, особенно в католической, символике «агнец божий (agnus dei) один из непреложных символов христианства. Его также полагают одним из аллегорических изображений самого Христа; таким образом, это символ чистоты, невинной, непорочной жертвы. Аллегорически он представляет любые чистые помыслы, справедливого, святой жизни человека или праведника.

Агнец пасхальный

Обряд иудейской Пасхи состоял из заклания и съедения пасхального агнца. Это священное торжество было совершено по особой заповеди Бога накануне исхода евреев из Египта.

Аграфена-купальница

23 июня, день памяти св. Агриппины и канун Ивана Купалы. В день Агриппины собирают траву купальницу и с вениками из этой травы и различными целебными травами идут в баню; купанье в реке сопровождается песнями. По возвращении едят обетную кашу, которая готовится с символическими обрядами. Прежде, по обету, варилась мирская каша для нищих. В этот же день умываются утренней росой.

Ад

См. Преисподня, Геенна, Шеол.

Адам и Ева

Прародители человеческого рода. (Адам по-еврейски – человек, Ева – Haviva, земля как мать всего живущего). В 1-й Моисеевой книге мы встречаем два указания на сотворение человека. Первое говорит, что Бог на 6-й день создал мужчину и женщину, по своему образу и подобию (Быт 1, 26–30). Второе – что Бог создал сперва одного человека (по-евр. adam) из земли (евр. adama) и поселил его в прекрасном саду, где находились два заветных дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Еву Бог создал позднее, вынув ребро у спящего Адама (гл. 2–3). Дальнейшее человечество произошло после грехопадения и изгнания первых людей из рая, от Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5). По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, а по христианскому сказанию на Голгофе.

Адвент

От лат. Adventus приход так называется в христианской церкви время, предшествующее празднику Рождества Христова. Это время у православных продолжается 40 дней, а у католиков и протестантов около 4 недель.

Адвентисты

Секта, основанная в 1833 г. В. Мюлером (род. в 1782 г., † в 1849 г.), проповедовавшим в Нью-Йорке близость кончины мира. По его вычислениям, основанным на 8 гл. пророка Даниила, светопреставление должно было произойти в 1843 г., но когда этого не случилось, он перенес его на 1847 г. Хотя предсказание и на этот раз не сбылось, секта продолжала распространяться и насчитывает в настоящее время до неск. сот тыс. последователей.

Акафист

От греч. сл. акафистос, букв. Неседальный – так называют в церкви особые службы в честь Иисуса Христа, Богоматери и святых, которые совершаются молящимися стоя (отсюда название). Первый акафист был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста. Ему приписывается чудесное избавление Константинополя от нашествия персов и аваров в 626 г.

Аксиос

От греч. Достойный – возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного дьякона, священника или епископа. Произносится при облачении поставляемого в каждую новую богослужебную одежду и затем троекратно повторяется хором. В древности пением «аксиос» народ выражал согласие с достоинством рукоположенного.

Акулина Гречишница

День 13 июня, празднующий память св. Акулины. Это последний срок для сеяния гречихи, почему на юге России в этот день в старину варили для бедных кашу и выполняли различные символические деяния в видах хорошего урожая гречихи, что связывалось и с поэтическим сказанием (сказка-крупеничка) о перенесении в Россию этого зерна гречихи.

«Аллилуйя!»

Торжественное восклицание, произошедщее от древнееврейского «гиллел» – «хвалите бога». Это слово было общим восклицанием радости и ликования в еврейском богослужении. Им начинаются и заканчиваются некоторые из псалмов. Этот возглас по сей день употребляется в богослужении христианской церкви.

Аллилуарий

Краткое изменяемое молитвословие из трех стихов. Первый стих – троекратное «аллилуйя»; второй и третий – стихи псалмов. Аллилуарий произносится после чтения Апостола и предваряет чтение Евангелия. Стихи возглашаются чтецом, после каждого стиха хор поет троекратное «аллилуйя». Аллилуарий был введен в пасхальное богослужение Римской церкви в IV в. папой Дамасом; впо-следствии распространился на богослужение других дней и вошел в богослужебную практику Востока.

Алтарь

В каждой религии есть свои алтари и везде они являются местом жертвоприношения безотносительно к тому, в самом ли деле проливается там кровь жертвеннных животных. на алтарь либо лишь кладут дары, либо обращают к нему благие помыслы, как у христиан. В христианской церкви алтарь символизирует собой одновременно и гробницу Христову, и место его воскрешения и вечной жизни. Христианский алтарь представляет собой каменный или деревянный стол изящной работы. Он помещается в центре храма и является в нем главным местом. По правилам литургии, алтарь должен быть обращен на восток на Иерусалим, Святую Землю, где Христа распяли.

Альфа и Омега (a и w)

Названия первой и последней букв в греческом алфавите. Как символ вечности альфа и омега встречаются и в Апокалипсисе, и у древних христианских писателей (у Пруденция, Тертуллиана). Первые христиане ставили буквы a и w на своих гробах и в церквях, с крестом посредине, гравировали их на перстнях и кольцах, печатях, мозаиках и картинах. Одно из древнейших изображений этого символа найдено в катакомбах на острове Мелосе и относится к концу I или началу II века. Он встречается и на монетах, но не раньше царствований Константа и Констанция.

Амвон

От греч. терм., озн. «восходить», suggestus, pulpitum – кафедра древней христианской церкви. Сначала проповеди произносились с хор и с главного алтаря, или с епископского места. Когда высшее духовенство стало все больше и больше удаляться от совершения богослужений, публичные чтения были перенесены в пространство, которое занимало середину церкви и, простираясь от хор продолговатым четырехугольником, окруженным перилами, назначалось для низшего духовенства. Над серединой более длинных сторон этой ограды возвышались места для чтецов и ораторов. Таких возвышений было два, одно – с северной стороны для чтения и разъяснения Евангелия, другое – с южной – для чтения Посланий. На возвышения вели лестницы. Интересный образец такого амвона сохранился в церкви св. Климента в Риме. Вскоре эти амвоны стали играть важную роль при украшении церквей; они роскошно убирались, сначала мозаикой, а впоследствии резьбой. Прирост общин вытеснил эти два амвона, и они слились в современную кафедру (см. Кафедра).

«Аминь»

«Истинно, да будет». Употребляясь в различных случаях, это слово имеет одно и то же значение. Оно служит подтверждением ответа и согласием для совершения уступки. Оно иногда переводится словом «истинно» и часто употреблялось Господом, когда он изрекал некую важную и непреложную истину. В христианской церкви слово «аминь» служит красноречивым и возвышенным символом заключения псалма или богослужения.

Аналой

Род пюпитра (сокр. налой), употребляемого при богослужении в православной церкви. Аналой покрывается обыкновенно облачением из той же материи, из какой сделаны ризы священнослужителей. На аналой возлагается евангелие при чтении его диаконом, для чего он каждый раз выставляется на солее, а также евангелие, крест и иконы, когда эти святыни, по церковному уставу, предлагаются для поклонения присутствующим в храме, причем аналой остается посредине церкви.

Анафема

Собственно, «дар по обету» (у греков этим именем называлось всякое посвященное божеству и сложенное в храме приношение) – означает на языке Библии, как перевод еврейского слова «херем», нечто «находящееся под заклятием», т. е. нечто бесповоротно и нерушимо отданное в собственность Господу. Люди, бывшие под заклятием, должны были умереть; города, находившиеся под заклятием, предавались огню вместе со всем, что в них было живого. В Новом Завете анафема часто употребляется в смысле осуждения на вечную гибель, и отсюда церковное употребление этого слова в смысле проклятия, особенно в провозглашавшейся против еретиков и грешников формуле: anathema esto, т. е. «будь проклят» или «да постигнет тебя кара Божия». Анафема часто провозглашалась соборами и папами; действие ее состояло в отчуждении от «тела церкви», и так как вне церкви не могло быть спасения, то Анафема была равносильна осуждению на вечные муки, если грешник не откажется вовремя от своих заблуждений. В Средние века анафема означала великое отлучение, в отличие от экскоммуникации, или малого отлучения. Еще недавно на Ватиканском соборе все противники папской непогрешимости были преданы анафеме.

Ангелы

Как посланники Бога ангелы являются посредниками между небом и землей. Это промежуточные существа, которые неподвластны земным законам времени и пространства, их тела не из плоти и крови. Они подобны природным духам средневековья, сильфам, ундинам, саламандрам и гномам, которые властвуют над стихиями, но не имеют души. Согласно христианскому учению ангелы в иерархии стоят ближе к человеку, чем к Богу. В Откровении Иоанна ангел является евангелисту и показывает «святый» город Иерусалим, «приготовленный, как невеста». Иоанн падает на колени, чтобы поклониться ангелу, но ангел говорит: «Не делай сего; ибо я сослужитель тебе, и братьям твоим».

Антидор

Слово произошло от греч. Anti – вместо и dwron – дар; букв. вместодарие – так называются раздаваемые народу в конце литургии части той просфоры, из которой на проскомидии вынимается агнец. Возникновение обычая раздавать антидоры относят к тому времени, когда исчезла древняя, первоначальная практика приобщать всех присутствующих на литургии. Первое по древности свидетельство этого рода встречается в правилах 9-го Камнетского собора в Галлии (VII в.).

В восточной церкви упоминания об антидорах появляются не ранее XI в. По современной практике, опирающейся на постановление Номоканона, при недостаточности для антидора той просфоры, из которой вынимается агнец, следует употреблять для него просфору в честь Богородицы. По требованию «Кормчей», антидор должен быть вкушаем в церкви; его нельзя давать неверным или находящимся под епитимией.

Антиминс

Слово произошло от греч. Antimision – «вместопрестолие». Это четырехугольный, из льняной или шелковой материи плат, на котором изображается положение Христа во гроб; по углам помещается изображение четырех евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей. Антиминс, как и престол, освящается архиереем. Он кладется на престол под евангелием, завернутый в особую пелену, называемую «плитоном». На нем совершается освящение св. Даров. В России на Московском соборе 1675 г. установлено на каждом престоле, хотя бы освященном архиереем, иметь антиминс.

Антипасха

Произошло от греч. напротив Пасхи – так называется первое воскресение после Пасхи. Иначе называется «Фомина неделя», т. к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы (см. Ин. 20; 24–29).

Антифония

Так называлось в греческой церкви попеременное пение двух хоров (греч., антифон), разделенных на два клироса. Построение многих псалмов указывает на то, что антифональное пение существовало уже во времена иудеев. Введение его в христианскую церковь приписывается антиохийскому епископу Игнатию. В западную церковь антифональное пение введено Амвросием Миланским; более совершенной и точной обработке оно подверглось при Пaпе Целестине I (422–432). При появлении в католической церкви сольного пения антифональное мало-помалу получило второстепенное значение.

Антихрист

Представление об антихристе возникло еще в первые времена христианства как понятие о посланном диаволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить все зло, существующее на земле, для борьбы против христианской церкви. В конце концов этот посланник сатаны будет побежден вновь явившимся на землю Христом. Понятие об Антихристе возникло не на еврейской, а на христианской почве, но прообразы его были и в ветхозаветной церкви, напр. в лице нечестивого Антиоха Эпифана, царя четвертой сирийско-македонской династии, стремившегося склонить иудеев к язычеству и водворить «мерзость запустения» (Дан. IX, 27; XI, 31).

Апокалипсис

Слово произошло от греч. «откровение» – так называется последняя книга новозаветного канона, также она называется «Откровением св. Иоанна Богослова». Сочинение это составляет пророческий компендий всемирной и церковной истории, начиная от Неронова гонения на церковь до кончины мира. Цель книги вселить в христиан стойкость в вере, приготовить их к предстоящему мученичеству, но в то же время она дает им надежду на торжество царства Мессии над всеми врагами. По древнецерковному сказанию, апостол Иоанн написал как четвертое Евангелие с тремя посланиями, так и Апокалипсис.

Апокрифы

Сочинения, которые изъяты из церковного употребления, потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не заключается понятия подложности, точно так же, как не заключается в нем и мало-помалу развившегося догматического представления, что сочинения эти не писаны по внушению Святого Духа, что они, следовательно, дело рук человеческих. Апокрифам противополагаются канонические книги, т. е. внесенные в список признанных церковью и употребляемых поэтому при богослужении книг.

Апостол Христов

Именем апостолов (от греч. посланник) назывались 12 лиц, избранных Иисусом Христом для распространения Его учения. Они были постоянными спутниками и учениками Иисуса и после его смерти стали во главе христианских общин. Имена их – Симон, Петр, Андрей, Иаков (сын Зеведея), Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матвей, Иаков (сын Алфея), Леввей, прозванный Фаддеем (по Ев. Луки, вм. него Иуда Иаковлев), Симон Зилот и Иуда Искариот (Мф. X, 2). Самостоятельная деятельность этих апостолов начинается со дня сошествия на них Св. Духа; первоначально она была сосредоточена в Иерусалиме, а потом апостолы стали распространять христианство и среди язычников.

«Апостол»

Богослужебная книга греко-российской церкви, содержащая в себе деяния и послания апостольские с разделением их на зачала и главы и предназначенная для чтения в церкви при богослужении; в ней находится указатель апостольских чтений, приуроченных к дням церковного года, и другие необходимые сведения.

«Апостольские Деяния»

Пятая книга новозаветного канона, составленная учеником ап. Павла св. Лукою. В ней рассказывается о деятельности апостолов, в частности Петра и Павла; излагаются сведения об истории церкви Христовой от Вознесения Спасителя на небо до утверждения христианства сперва в Иерусалиме, потом в Антиохии и Риме.

Апостольские Мужи

Так назывались непосредственные ученики апостолов, оставившие после себя сочинения; таковы: Варнава, Климент Римский, Игнатий Антиохийский (Богоносец), Поликарп Смирнский, Папий Гиеропольский и Георгий. Дошедшие до нас отрывки из сочинения Папия, ученика ап. Иоанна, несомненно подлинны; сочинения же остальных А. мужей критика подвергает большему или меньшему сомнению.

Апракос

Так называется сборник евангельских чтений, выписанных из четвероевангелия, с назначением на каждый праздник. Из славянских евангельских памятников А. древнее целых четвероевангелий, и поэтому они важны в лингвистическом отношении. До нас дошли памятники из числа А., принадлежащие XI столетию; есть даже такие, которые, по всей вероятности, мы можем отнести к Х веку, хотя они и не носят пометки, когда именно, кем и где были написаны.

Артос

Всецелая просфора. Так называется большой раскрашенный и позолоченный хлеб, по краям которого пишется полный стих «Христос воскресе» и проч., а в середине изображается либо крест, либо Воскресение Христово. В течение Светлой Недели он помещается в церкви на налое перед иконостасом, обносится с ежедневным крестным ходом вокруг церкви, а в субботу на Святой Неделе окропляется св. водой и распределяется между верующими.

Артофор

Произошло от греч., «хлебоносец» – сосуд для даров: дароносица и дарохранительница.

Архангелы

Один из высших ангельских чинов. Архангел Михаил, посланник божьего суда, изображается в виде воина с мечом; архангел Гавриил, посланник божьей милости, несущий Благую Весть, изображается с лилией в руке; архангел Рафаил, Божий целитель и хранитель, изображается как пилигрим с посохом и котомкой; архангел Уриэль, огонь Божий, Его пророчество и мудрость, со свитком или книгой в руках. Архангел Хамуэль – это глаза Господа; архангел Иофиэль – Его красота; архангел Задиэль – Его правда.

Архи…

Греческая частица, служащая для обозначения высших должностей в иерархии вообще и в церковной в особенности, напр. архипапа, архиепископ, архидиакон и т. п.

Архидиакон

Старший из диаконов (греч.).. Первоначально этот титул был присвоен первому диакону епископской церкви. Но уже в V столетии, преимущественно в Западной церкви, архидиаконы не только возвысились над пресвитерами, но и стали занимать должности викариев в епархиях и на соборах; поэтому к ним мало-помалу перешли судебное разбирательство церковных дел, надзор за духовенством, монастырями и монастырскими имениями, ревизия епархий и суд над еретиками. Впрочем, до IX в. они и на Западе были только заместителями епископов, без личной власти; впоследствии же, при разделении епархий на округа и архидиаконства, они сделались самостоятельными чинами церкви и, за немногими исключениями, пользовались полною епископскою властью. В XI и XII вв. архидиаконы считались самыми влиятельными прелатами церкви. С течением времени значение их стало падать, и в XV и XVI вв. они должны были уступить право производить суд вновь образовавшимся судебным учреждениям, сохранив за собой только один титул. В настоящее время в римско-католической церкви сан архидиакона почти повсеместно упразднен. В греческой церкви, начиная с VII в., уже не было архидиаконов, за исключением константинопольского. В епископальной церкви в Англии архидиаконы и поныне считаются представителями епископов по надзору за епархиями. В протестантской церкви титул архидиакона присвоен вторым священникам при главных церквах в больших городах.

Архиерей

В греч. Переводе так называется высший представитель ветхозаветного священства первосвященник (Лев. IV. 3); это же наименование ап. Павел прилагает и к И. Хр. (Евр. IV. 14). В греч. и русск. церкви архиереями именуются лица высшей иерархии епископы, как первосвященники, в отличие от подчиненных им иереев, священников. См. Епископ.

Архимандрит

Первоначально так назывались избранные епископом для надзора над монастырями его епархии чиновники из игуменов. Когда надзор над монастырями перешел от архимандритов к другим епископским чиновникам, именно к великим сакеллариям, наименование архимандрита в качестве почетного титула было придаваемо игуменам важнейших монастырей в епархии. С таким значением это наименование из Греции перешло и к нам в Россию. У нас оно первоначально присваивалось, может быть, только одному игумену в епархии и уже с течением времени сделалось достоянием нескольких.