Февраль
19 января по ст. ст.
Четверг
Седмица 1-я предуготовительная, Глас первый
Сплошная седмица
Прп. Макария Великого, Египетского. Прп. Макария Александрийского. Свт. Марка, архиеп. Ефесского.
«В стяжании Духа Святаго», – кратко ответил преподобный Серафим Саровский.
В том, чтобы человек, изначально созданный по образу и подобию Божию, приближался в течение своей жизни к Первоисточнику. Если мы постоянно поднимаемся вверх, в нашей жизни есть смысл, если стоим на месте или же опускаемся вниз, смысл теряется. Конечно, у каждого в жизни бывают и провалы, и падения, но все-таки цель – наверху, а не внизу, не в яме. Кто-то из писателей верно подметил, что «не грех упасть в лужу, грешно в этой луже залеживаться»…
20 января по ст. ст.
Пятница
Седмица 1-я предуготовительная, Глас первый
Сплошная седмица
Прп. Евфимия Великого. Прп. Евфимия молчальника и Лаврентия затворника, Печерских, в Дальних пещерах. Мчч. Инны, Пинны и Риммы – скифов. Мч. Анны Римской.
200 г салаки, 1 ст. ложка растительного масла, 1/2 стакана молока, 1/2 ст. ложки муки, 1/2 луковицы, соль и перец по вкусу.
Свежую салаку очистить, выпотрошить, промыть, уложить в сотейник. Сверху рыбу покрыть мелко нарезанным репчатым луком, посолить и поперчить по вкусу, полить маслом и залить молоком так, чтобы рыба была едва прикрыта. Закрыть сотейник крышкой и припустить до готовности в духовке.
21 января по ст. ст.
Суббота
Седмица 1-я предуготовительная, Глас первый
Сплошная седмица
Прп. Максима исп… Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы. Прп. Максима Грека. Мц. Агнии девы. Мч. Анастасия. Ктиторской и именуемой «Отрада», или «Утешение» Ватопедских икон Божией Матери.
Икона «Отрада и утешение» очень почитаема на Руси. Ее история накрепко соединена с Ватопедским монастырем на Афоне, а также с императором Феодосием Великим, сын которого упал с корабля в море во время бури. Тщетно искали тело в прибрежной полосе, а нашли царевича спокойно спавшим в тени куста. Он рассказал, что спасло его заступничество Богоматери. Император помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада», через годы добавилось еще одно слово – «Утешение». Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления (807 г.).
В Петербурге почитается чудотворная икона «Отрада и утешение», находящаяся в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
22 января по ст. ст.
Воскресенье
Неделя о блудном сыне, Глас вторый
Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Ап. от 70-ти Тимофея (ок. 96). Прмч. Анастасия Персянина (628). Прмч. Анастасия, диак. Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца.
Вторая неделя подготовки к Великому посту посвящена притче о блудном сыне. Возвращение блудного сына в отчий дом – это нравственное перерождение человека, духовное переосмысление, возвращение к Богу. Отец устраивает пир для младшего сына, хотя старший укоряет его: «Я столько лет работаю на тебя, и ты не зарезал для меня даже козленка, за что же такая честь моему брату, промотавшему наследство?»
Образ отца – идеал всепрощения, образ Всевышнего, готового простить каждому, кто вернется к нему.
23 января по ст. ст.
Понедельник
Седмица 2-я предуготовительная, Глас вторый
Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела. Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского. Воспоминание VI Вселенского Собора.
Преподобный Серафим Саровский не позволял детям говорить против родителей, даже имевших несомненные недостатки.
Один человек пришел к старцу с матерью, которая была предана пороку пьянства. Сын только хотел заговорить об этом, как о. Серафим зажал ему рукой рот и не дал произнести ему слова. Потом он, обращаясь к матери, сказал: «Отверзи уста свои», и, когда она открыла рот, трижды дунул на нее. Отпуская ее, о. Серафим сказал: «Вот вам мое завещание: не имейте в дому своем не только вина, но даже и посуды винной, так как ты отселе не потерпишь более вина».
На вопрос, учить ли детей языкам и прочим наукам, старец ответил: «Что же худого – знать что-нибудь?»
24 января по ст. ст.
Вторник
Седмица 2-я предуготовительная, Глас вторый
Прп. Ксении Римляныни. Блж. Ксении Петербургской. Мч. Иоанна Казанского.
О святая угодница Божия блаженная Ксения! Призри милостиво твоим оком на нас, раб Божиих (имена), честной твоей иконе умильно молящиеся и просящие у тебе помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему теплыя твоя молитвы и испроси душам нашим оставление прегрешений. Се бо мы сердцем сокрушенным, и духом смиренным тебе ходатаицу милостивую ко Владыце и молитвенницу за ны, грешныя, призываем, яко ты прияла еси от Него благодать молитися за ны и от бед избавляти. Тебе убо просим, не презри нас недостойных, молящихся тебе и твоей помощи требующих, и исходатайствуй всем вся ко спасению полезная, яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивши благодать и милость прославим всех благих Источника и Дароподателя и Бога Единаго, в Троице Святей славимаго. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
25 января по ст. ст.
Среда
Седмица 2-я предуготовительная, Глас вторый
Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского. Новосщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. Прп. Анатолия (старшего) Оптинского. Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 г.).
В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма.
26 января по ст. ст.
Четверг
Седмица 2-я предуготовительная, Глас вторый
Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна.
Разлучаясь с телом, душа скорбит. Два дня она, сопровождаемая своими Ангелами, ходит по земле, прощаясь с нею. На третий день душа усопшего возносится к Богу для поклонения Ему. Шесть дней она зрит Святые обители и прославляет Творца неба и земли. Но если душа повинна во грехах, она скорбит о них. На девятый день душа человеческая вновь возносится к Богу и поклоняется Ему. Далее на тридцать дней душа спускается во ад и трепещет, чтоб не остаться в нем по своим грехам. На сороковой день душа опять возносится поклониться Господу, и теперь Судия всех определяет ей место по делам земным.
27 января по ст. ст.
Пятница
Седмица 2-я предуготовительная, Глас вторый
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста. Прп. Петра Египетского.
Святитель Иоанн Златоуст, изгнанный из Царьграда, утешал своего друга Кириака, епископа, бывшего тоже в изгнании: «Не скорби много, брат Кириак, а возьми пример с меня. Когда меня изгнали из Царьграда, я не обратил на это внимания, но говорил сам себе: „Если меня хотят изгнать, пусть изгоняют, ибо Господня земля, и исполнение ее – вселенная. Если хотят рассечь меня пополам, пусть рассекают, тогда я буду подобен пророку Исаие. Если захотят меня в бездну морскую вринуть, тогда я вспомню Иону. Если главу мою отсекут, предо мной будет Иоанн Креститель…“ Итак, молю тебя, брат, отвержи плач, и жалость, и уныние от себя и о нас воспоминание твори Богу».
28 января по ст. ст.
Суббота
Суббота мясопустная, Глас вторый
Прп. Ефрема Сирина. Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского. Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери.
Обряд – любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство – священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Святого, и Его благодать нисходит на верующих.
Таинств семь: крещение; миропомазание; причащение (евхаристия); покаяние (исповедь); брак (венчание); елеосвящение (соборование); священство (рукоположение).
К основным обрядовым действиям относятся напутственные молитвы; освящение жилища; освящение воды; освящение куличей, яиц, фруктов; крестные ходы; освящение артоса, колива и т. д.
29 января по ст. ст.
Воскресенье
Неделя о Страшном Суде (мясопустная), Глас третий
Заговенье на мясо
Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах. Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория.
Святая Церковь постепенно подготавливает верующих к подвигу Великого поста. Сырная седмица (неделя) – последняя неделя подготовки к строгому Великому посту: уже запрещено есть мясо, но можно сыр, яйца и молочные продукты. Это обеспечивает более гладкий переход к посту.
Мясопустная неделя (масленица), к сожалению, часто становится временем чревоугодия, соблазнов и неумеренных увеселений. Однако со среды Сырной седмицы на богослужениях начинают читать молитву святого Ефрема Сирина (затем ее читают на протяжении всего Великого поста).
30 января по ст. ст.
Понедельник
Седмица 3-я предуготовительная (сырная), Глас третий
Масленица, сплошная седмица, без мяса
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах.
Боже, ослаби, остави, прости ми согрешения моя, елика Ти согреших, аще словом, аще делом, аще помышлением, волею или неволею, разумом или неразумием, вся ми прости, яко благ и Человеколюбец, и молитвами Пречистыя Твоея Матере, умных Твоих служителей и святых сил, и всех святых, от века тебе благоугодивших, неосужденно благоволи прияти ми святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь, во исцеление души же и тела, и во очищение лукавых моих помышлений. Яко есть царство и сила и слава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
31 января по ст. ст.
Вторник
Седмица 3-я предуготовительная (сырная), Глас третий
Масленица, сплошная седмица, без мяса
Бессрр. мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского.
Два старца жили в одной келье, и никогда не возникало между ними ни малейшего неудовольствия. Видя это, один сказал другому: поссоримся и мы, хотя однажды, как ссорятся люди. Другой отвечал: я вовсе не знаю, каким образом может породиться ссора.
Первый сказал: вот я поставлю посреди нас глиняную посуду и скажу: она моя, а ты скажи: она – не твоя, а моя. Из этого родится спор, а из спора – ссора. Сговорившись так, они поставили посуду посреди себя, причем один сказал: она – моя. Другой отвечал: а я полагаю, что она – моя. Первый опять сказал: не твоя она, но моя. Тогда второй отвечал: а если она – твоя, то возьми ее. Таким образом они не могли достичь до того, чтоб поссориться.
1 февраля по ст. ст.
Среда
Седмица 3-я предуготовительная (сырная), Глас третий
Масленица, сплошная седмица, без мяса
Прп. Петра Галатийского. Новомч. иерея Петра (Скипетрова).
Отрицаюся тебе, сатано, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюся Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. (И оградить себя крестным знамением).
2 февраля по ст. ст.
Четверг
Седмица 3-я предуготовительная (сырная), Глас третий
Масленица, сплошная седмица, без мяса. Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Был в Иерусалиме человек, именем Симеон… Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 25–32).
Сретение – встреча Младенца Христа праведным Симеоном на сороковой день после Рождества Христова – знамение встречи Ветхого и Нового Заветов, Закона Божия и новой, высшей, заповеди Божественной любви, принесенной миру Спасителем.
3 февраля по ст. ст.
Пятница
Седмица 3-я предуготовительная (сырная), Глас третий
Масленица, сплошная седмица, без мяса
Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского. Блгв. кн. Романа Угличского.
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
4 февраля по ст. ст.
Суббота
Седмица 3-я предуготовительная (сырная), Глас третий
Масленица, сплошная седмица, без мяса
Всех преподобных отцев, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы). Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского. Прп. Кирилла Новоезерского чудотворца.
3 яйца, 1 ст. ложка растительного масла, 1/2 стакана молока, 1 зубчик чеснока, по 1/2 части моркови и репы, 1/4 стакана рубленой капусты, 1/2 ч. ложки горчицы, соль по вкусу.
Чеснок мелко нарубить, смешать с растительным маслом и горчицей, смесь тщательно растереть. Морковь и репу очистить, промыть и нарезать тонкой соломкой. Приготовить омлетную смесь из яиц, молока и соли, хорошо все взбить. На разогретую сковороду выложить чесночную смесь, затем положить овощи, слегка обжарить, залить омлетной смесью и запечь в горячей духовке.
5 февраля по ст. ст.
Воскресенье
Неделя об изгнании Адама из рая (сыропустная), Глас четвертый
Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост.
Мц. Агафии. Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Именуемой «Взыскание погибших» иконы Божией Матери.
Нынешний воскресный день нас призывает ко всепрощению и называется Прощеным воскресеньем. Блажен тот, кто не имеет злобы, кто оставляет грехи, обиды ближним своим, того и Господь покроет. Однако давайте заглянем в нашу душу, рассудим. Каждый пусть спросит самого себя: «Как я должен жить? И как я прожил?» К великому сожалению, безгрешных людей нет. Безгрешен только Господь. Каждому человеку необходимо задумываться о своих поступках и помышлениях. Поэтому, осознавая свою немощь, постараемся простить всех таких же немощных людей.
6 февраля по ст. ст.
Понедельник
1-я седмица Великого поста, чистый понедельник, Глас четвертый
Чистый понедельник. Начало Великого поста. (В понедельник, вторник, среду и четверток 1-ой седмицы Великого поста на Великом повечерии читается канон свт. Андрея Критского.)
Мцц. Марфы, Марии и брата их прмч. Ликариона отрока.
Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».
Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).
7 февраля по ст. ст.
Вторник
1-я седмица Великого поста, Глас четвертый
Великий пост
Мчч. 1003 Никомидийских.
Первая и последняя седмицы (недели) Великого поста отличаются особой строгостью – в это время не разрешается вкушать даже постного масла. На протяжении всего Великого поста необходимо исключить из рациона не только мясо и молочные продукты, но и рыбу. Разрешена лишь растительная пища. Рыбу можно есть только в праздники Благовещения и Вербного воскресенья. В субботу перед Благовещением разрешается рыбная икра.
По благословению священника допускается послабление поста для больных, детей, беременных и кормящих матерей, путешествующих, а также для представителей профессий, связанных с риском или ответственностью за жизнь других людей.
8 февраля по ст. ст.
Среда
1-я седмица Великого поста, Глас четвертый
Великий пост
Вмч. Феодора Стратилата и прор. Захарии Серповидца из 12-ти. Свт. Саввы II, архиеп. Сербского.
Искренней верой. Если вы действительно верите, что Господь всегда рядом с вами, вам ничто не страшно. Помните: «Господи, с Тобой хоть в ад!..» Доверие к Богу должно быть безусловным. Об этом постоянно говорится в Евангелии. Вспомните притчу: жил человек в пустыне, где и дожди были редкостью. И однажды услышал он голос Господа: строй ковчег! Стал строить. А все над ним смеялись: с ума сошел – лодку в пустыне мастерит… Только Ной никого не слушал и строил свой ковчег – ведь так ему Господь велел. А потом случился Великий Потоп, те, кто над ним смеялся, утонули, а он спасся, благодаря безусловной вере… История Ноя – лучший пример того, какой должна быть наша вера.
9 февраля по ст. ст.
Четверг
1-я седмица Великого поста, Глас четвертый
Великий пост
Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах.
Дочку не позволяй себе хлопать, ниже пальчиком. Это чрезвычайно вредно для нравственности как дочки, так и матери. Есть старинное хорошее, а есть и старинное худое; худому не надо подражать. Выпиши себе книгу «Поучения преподобного аввы Дорофея», который занимался воспитанием молодых иноков с отличным успехом. Эта книга будет превосходным наставлением для тебя самой и для воспитания дочери. Читай книгу и изучай ее. Знай, что паче всех твоих наставлений словами жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери.
Из письма святителя Игнатия Брянчанинова
10 февраля по ст. ст.
Пятница
1-я седмица Великого поста, Глас четвертый
Великий пост
Блгв. кн. Анны Новгородской. Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Иконы Божией Матери «Огневидная».
Огневидная икона Божией Матери – чудотворная, она встречается во многих русских храмах, в то время как на Западе – крайне редко. Известно, что одна из русских икон подобного написания создавалась во время войны с Наполеоном.
На этом образе нет изображения Богомладенца Христа. Самое примечательное на ней – это цвет. Одежда на Пресвятой Деве – ярко-красная, поэтому образ и получил название «Огневидная». Алый цвет символизирует кровь искупительной жертвы Агнца Божия – Господа Иисуса Христа, взошедшего на Крест ради человечества. К этой иконе обращаются с просьбой об исцелении от любых заболеваний, а также с молитвой о прекращении войн и о сохранении жизни и здоровья военнослужащих.
11 февраля по ст. ст.
Суббота
1-я седмица Великого поста, Глас четвертый
Великий пост
Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского. Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Прав. Феодоры, царицы греческой, восстановившей почитание святых икон.
Авва Авраам, старец, исполненный кротости и заботливости, был очень любим ребятишками из соседней деревни. Часто они собирались перед его хижиной, ожидая, когда старец выйдет и расскажет им что-нибудь о красоте творения. В один из таких дней старец долго рассказывал детям о Боге, а под конец задал им несколько вопросов:
– Скажи мне, Даниил, кто такой Бог?
– Бог – это наш Творец.
– Ты хорошо ответил. А ты, Макарий, что ты скажешь, кто такой Бог?
– Бог – это мой Отец.
– Очень хороший ответ. Ну, а ты что скажешь, Гелазий?
– Бог – это отец Макария.
12 февраля по ст. ст.
Воскресенье
Неделя 1-я Великого поста, Торжество Православия, Глас пятый
Великий пост
Иконы Божией Матери Кипрской в с. Стромыни Московской обл. (переходящее празднование в Неделю 1-ю Великого поста). Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца. Иверской иконы Божией Матери. Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения. Свт. Антония, патриарха Константинопольского.
1 стакан чечевицы, 2–3 дольки чеснока, соль, сушеная зелень, уксус по вкусу.
Перебранную и промытую чечевицу всыпать в кастрюлю, влить 4 стакана холодной воды и варить на слабом огне до мягкости, затем прибавить чеснок. Кастрюлю снять с огня, посыпать суп сушеной зеленью, посолить и подкислить по вкусу.
13 февраля по ст. ст.
Понедельник
2-я седмица Великого поста, Глас пятый
Великий пост
Прпп. Зои и Фотинии (Светланы). Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого.
Вторая седмица Великого поста именуется седмицей светотворных постов. В этот период церковные богослужения обращены к Господу с прошением духовного озарения для кающихся и постящихся. В эти дни пост восхваляется как путь к очищению и просветлению истинно верующих. Глубокий смысл, которым наполнена вторая седмица Великого поста, черпается из учения Григория Паламы о нетварном Божественном свете, постичь который возможно с помощью праведной жизни и молитвы. Поэтому второе воскресенье поста посвящено поминовению этого святителя.
14 февраля по ст. ст.
Вторник
2-я седмица Великого поста, Глас пятый
Великий пост
Равноап. Кирилла, учителя Словенского. Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах.
С одной стороны, как говорят святые отцы, Бог спасает нас не без нас. Это значит, что Церковь не призывает человека к пассивности. Но, с другой стороны, в основе своей то, что должно произойти, все-таки предрешено.
Как быть? Надеяться на Бога! Но при этом жить в полную силу, используя все свои, Богом данные способности – и физические, и духовные, и эмоциональные, и молитвенные. В общем, и на Бога надеяться, и самому, по возможности, не плошать, тогда глядишь что-то и получится дельное.
15 февраля по ст. ст.
Среда
2-я седмица Великого поста, Глас пятый
Великий пост
Виленской и Далматской икон Божией Матери.
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста –
И падшего свежит неведомою силой.
Владыка дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей;
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.