Годовой цикл православных праздников
Годовой цикл православного богослужения начинается с 14 сентября (1 сентября по ст. ст.) церковным новолетием и состоит из Двунадесятых (то еть двенадцати), Великих праздников и особо чтимых праздников в честь святых, икон и различных событий церковной истории.
Двунадесятые праздники делятся на непереходящие, имеющие четко фиксированную дату празднования, и переходящие. Их дата зависит от дня празднования главного христианского торжества – Святой Пасхи. Переходящие праздники – это Вход Господень в Иерусалим (отмечается за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (празднуется на 40-й день после Пасхи) и День Святой Троицы, или Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи).
К Великим православным праздникам относятся: Обрезание Господне и память Святого Василия Великого (14 января), Рождество Иоанна Предтечи (7 июля), Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Покров Пресвятой Богородицы (14 октября).
Переходящие православные праздники
Вход Господень во Иерусалим
Праздник Входа Господня в Иерусалим посвящен одному из главных событий последних дней земной жизни Христа.
На другой день после того, как Мария помазала ноги Иисуса драгоценным миром, Господь направился в Иерусалим. Верхом на осле, Христос поехал к городским воротам. Люд приветствовал Его, размахивая пальмовыми ветвями и восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). Процессия направилась к храму, в доме Отца Своего он увидел продавцов жертвенных животных. Иисус опрокинул столы меновщиков, и говорил им: «Написано – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их» (Мф. 21, 12–14).
В славянском тексте Евангелия пальмовые ветви названы «ваиами», поэтому в богослужебных книгах праздник именуется «Неделя Ваий». Верующие приходят в этот день в храм с веточками вербы, которые заменяют пальмовые ветви, отсюда народное название праздника – «Вербное воскресенье».
Молитва Входу Господню в Иерусалим
Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети «осанна» Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пасха. Светлое Христово Воскресение
Пасха Христова – праздник праздников и торжество из торжеств.
Господь наш Иисус принял смерть на кресте в Страстную пятницу. В тот же вечер он был похоронен в гробнице. По прошествии субботы утром Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, и другие женщины, пришли ко гробу Иисуса, чтобы по обычаю помазать тело Его благовониями. Но они увидели, что гробница пуста. Явились им два сияющих ангела и сказали: «что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24:5–7). Женщины вспомнили слова Спасителя и поспешили с радостной вестью к его ученикам. По дороге им явился Христос и они с радостью поклонились ему. После этого Христос не единожды являлся ученикам, а на 40-й день вознесся к Богу Отцу. Неделя после Пасхи называется Светлой и считается праздничной. Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая.
В Светлую седмицу вместо утренних и вечерних молитв читаются Часы пасхальные.
Молитвословия Часов пасхальных
Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.
Тропарь:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды.)
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды.)
Ипакои:
Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак:
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.
Господи помилуй. (Сорок раз.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды.)
Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.
Вознесение Господне
Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день после Воскресения. Этот праздник приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи и продолжается десять дней. Апостолы видели, как Господь вознесся на небо и «сел одесную Бога Отца», а затем видение было сокрыто от них облаками. Тем самым было дано понять, что Христос уже не будет виден в своем телесном виде и занял свое место наравне с Богом Отцом. Вознесение – символ победы Господа над грехом и торжества Правды Божией.
Молитва Вознесению Господню
Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей «ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения» Твоего «земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари», человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангелы же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святая Троица, или Пятидесятница
День Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи, отсюда его второе название – Пятидесятница. Этот праздник посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов. Днем Святой Троицы праздник называется потому, что в этот день была явлена вся полнота действий всех трех Лиц Святой Троицы.
Спаситель велел ученикам не покидать Иерусалим. На десятый день по Его Вознесении апостолы и Богородица собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:2–4; см. также далее). Привлеченные шумом, к дому пришли многие люди. Они увидели апостолов, вдохновенно вещавших на разных языках и для каждого из людей проповедь апостолов звучала на родном языке. Апостол Петр вышел к собравшимся и призвал их креститься. В тот день уверовали во Христа и приняли Крещение около трех тысяч человек. Так в день Святой Троицы возникла христианская Церковь. Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл.
Молитва ко Пресвятей Троице
Пресвятая Троице, Единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам, грешным и недостойным, прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни и яже уготовала еси нам в веце грядущем? Подобаше убо за толикия благодеяния и щедроты благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред трисветлое Лице Твое безстудно явитися, но ниже Имене Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу возвестити, яко чистыя и праведныя любиши, грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше вместо благих дел приими: и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое Имя Твое. Аминь.
Непереходящие праздники
Для каждого дня года приводятся непереходящие, то есть имеющие постоянную дату, праздники, дни памяти святых, праздники в честь икон Божией Матери.
Цифры после имени святого указывают год его кончины или обретения мощей. Римские цифры указывают век, в котором жил святой. Цифры после наименования иконы Божией Матери обозначают год или век ее прославления.
Январь
Рождественский пост.
Мч. Вонифатия (290).
Прп. Илии Муромца Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188).
Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308).
Мчч. Полиевкта и Тимофея диакона (IV).
Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI).
Свт. Григория, еп. Омиритского (ок. 552).
«Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок».
Рождественский пост.
Сщмч. Игнатия Богоносца (107).
Свт. Антония, архиеп. Воронежского (1846).
Прав. Иоанна Кронштадтского (1908).
Прп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах (1435).
Свт. Филогония, еп. Антиохийского (ок. 323).
Свт. Даниила, архиеп. Сербского (1338).
«Перед начинанием всякого дела принося молитву Богу, ею привлекай благословение Божие на дела твои и ею суди дела твои: помышления о молитве останавливают от дел, противных заповедям Божиим».
Рождественский пост.
Мц. Иулиании и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавших (304).
Свт. Петра, митр. Московского и всея Руси, чудотворца (1326).
Блгв. кн. Иулиании Вяземской (1406).
Блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627).
Свт. Филарета, митр. Киевского (1857).
Мч. Фемистоклея (251).
«Все говори духовнику, и тогда Господь помилует тебя, и избежишь прелести. А если подумаешь, что ты в духовной жизни знаешь больше духовника и перестанешь говорить ему на исповеди, что с тобою бывает, то за гордость эту непременно попустится тебе некая прелесть ради вразумления».
Рождественский пост.
Вмц. Анастасии Узорешительницы и мчч. Хрисогона, учителя ее, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных с нею пострадавших (ок. 304).
«Красотою почитай благолепие души: не то, что могут написать руки, а время разрушить, но то, что усматривается взором целомудренного ума».
Рождественский пост.
Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (III).
Свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1310).
Прп. Нифонта, еп. Кипрского (IV).
Прп. Павла, еп. Неокесарийского (IV).
«Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели, иначе может быть то, что при изнеможении тела и душа ослабеет.
Строгий пост.
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Прмц. Евгении Римской и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262).
Прп. Николая монаха (IX).
День накануне праздника Рождества Христова проводится в особо строгом посте. По традиции принято не есть до появления первой звезды. В этот день обязательно готовят кутью (сочиво) из зерен пшеницы, ржи, ячменя с медом и сухофруктами.
«Как солнце, не показавши еще лучей, издали озаряет светом большую часть вселенной, так и Христос, восходя из девической утробы, прежде нежели явился, просветил всю вселенную».
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Праздник Рождества Христова относится к двунадесятым и предваряется Рождественским постом.
В этот день Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме. Дева Мария и Праведный Иосиф пришли в Вифлеем, чтобы внести свои имена в список поданных кесаря Августа, однако не нашли свободных мест в гостиницах. Так, в стойле на соломе, в холодную ночь родился Спаситель. Первыми весть о Рождестве Спасителя услышали пастухи, которым предстал Ангел Господень и возвестил о Рождении. А волхвам с востока, которые ждали рождения Царя Мира, указала путь чудесная звезда. Войдя в пещеру, где был Младенец, волхвы поклонились ему и принесли свои дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как человеку, который должен умереть.
Праздник Рождества Христова изображают радостнейшим и таким, который служит началом для всех остальных праздников. Перед праздником назначается пост. Следующие после Рождества Христова двенадцать дней в народе называются святками.
Тропарь Рождества Христова, глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!
Собор Пресвятой Богородицы.
Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840).
Прп. Константина Синадского (VIII).
Прп. Евареста (825).
Прп. Никодима Тисманского, Румынского (1406).
На следующий день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
«Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению».
Ап. первомч. и архидиакона Стефана (34).
Прп. Феодора Начертанного, исп. (ок. 840).
Свт. Феодора I, архиеп. Константинопольского (ок. 686).
«Что холодная вода жаждущему в жару, то слово утешения брату в скорби».
Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.
Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных (302).
Прп. Игнатия Ломского, Ярославского (1591).
Прп. Корнилия Крыпецкого (1903).
Ап. от 70 Никанора (34).
Сщмчч. Никодима, еп. Белгородского, и Аркадия Решетникова диакона (1918).
«От множества удовольствий у нас бывает и множество грехов…»
Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I).
Прп. Маркелла, игумена обители «Неусыпающих» (485).
Прп. Василиска Сибирского (1824).
Прпп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI–XII).
Прп. Феофила Омучского (XV).
Прп. Лаврентия Черниговского (1950).
Прп. Фаддея исп. (818).
Святые мученики 14 000 младенцев были убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Они тотчас направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от 2 лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа.
«Любовь к славе человеческой рождает ложь…»
Свт. Макария, митр. Московского (1563).
Мц. Анисии (285–305).
Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV).
Ап. от 70 Тимона (I).
Мч. Филетера Никомидийского (311).
Прп. Феодоры Кесарийской (VIII).
Прп. Феодоры Цареградской (940).
«Слово утешения да предшествует прочим речам твоим, подтверждая любовь твою к ближнему».
Отдание праздника Рождества Христова.
Прп. Мелании Римляныни (439).
Свт. Петра Могилы, митр. Киевского (1646).
«Воздержание есть умеренность, соблюдаемая в пище, питии и одежде, также в словах и во всех поступках, при руководстве которой человек избирает для себя то, что прилично, по словам Апостола: «Яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию» (Рим. 13:13). Подобно и в другом месте говорит: “вся же благообразно и по чину да бывают” (1 Кор. 13:40)».
Обрезание Господне.
Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379).
Мч. Василия Анкирского (ок. 362).
Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).
На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания, установленный для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками. При совершении обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как следует неукоснительно исполнять Божественные установления.
«По мере надобности смотри, по мере надобности слушай, по мере надобности говори, по мере надобности отвечай».
Предпразднство Богоявления.
Свт. Сильвестра, Папы Римского (335).
Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604).
Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) прп. Серафима, Саровского чудотворца.
Прп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Сщмч. Феогена, еп. Парийского (ок. 320).
«Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений. И потому оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы их оскорбления нас не касались. Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога».
Предпразднство Богоявления.
Прор. Малахии (400 г. до Р. Х.).
Мч. Гордия (IV).
«Он [пророк] говорит не от себя, но что внушила ему благодать Духа, то и произносит своим языком для научения рода человеческого».
Предпразднство Богоявления.
Собор 70 апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера.
Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800).
Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).
Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV).
Кроме двенадцати апостолов Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Святой евангелист Лука об этом говорит так: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим» (Лк.10:1). Двенадцать находились при Нем, как свидетели его жизни, а семьдесят подготовляли людей к принятию Христа Спасителя, проповедуя раньше в тех городах, какие намеревался посетить Христос Господь.
«Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками».
Строгий пост.
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303).
Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350).
Прп. Симеона Псково-Печерского (1960).
Прор. Михея (IX в. до Р. Х.). Прп. Аполлинарии (ок. 470).
Прп. Фостирия. Прп. Мины (VI).
Прп. Григория Акритского (ок. 820).
В этот день, как и в Рождественский сочельник, соблюдают пост и не вкушают пищу до выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской воды. После литургии в храмах совершается великое освящение воды, названное великим по особенной торжественности обряда. Есть традиция кропить в этот день крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления.
«Не любопытствуй о будущем, но располагай настоящим в пользу. Ибо какая тебе выгода предвосхитить ведение? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не предузнал. А если оно скорбно, какое для тебя приобретение наперед томиться скорбью?.. Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Законом, и ожидай наслаждения благими».
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Сщмч. Романа, турками обезглавленного (греч.)
Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).
Крещение Господне прославляет одно из важнейших событий земной жизни Христа. Богоявлением праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец с небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне, а Святой Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В этот день Христос явил себя Богом, Единым от Троицы.
Иоанн Креститель призывал народ креститься для прощения грехов, и погружение в воду было символом очищения от грехов. Вместе со всем народом к Иоанну пришел креститься Христос, однако он после крещения немедля вышел из воды, поскольку был безгрешен и ему не нужно было исповедаться как остальным. Иисус стал молиться о том, чтобы Отец Небесный благословил Его служение.
И тогда, чтобы явить людям сына Божьего, Дух Святой в виде голубя спустился на землю. И услышал Иоанн с небес глас, возвещающий «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17). Этот голос Бога Отца указал Иоанну и всему народу на Сына Божьего.
«Сошел Владыка ангелов в струи Иордана – и, освятив естество вод, уврачевал всю вселенную».
Попразднство Богоявления.
Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господних и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории.
На следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.
«Воздержание языка означает человека мудрого».
Попразднство Богоявления.
Прп. Георгия Хозевита (VII) и сщисп. Емилиана, епископа Кизического (IX).
Прп. Домники Константинопольской, игумении (ок. 474).
Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093).
Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV).
Сщмч. Исидора Юрьевского (Дерптского), пресвитера, и с ним 72, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472).
Прп. Паисия Угличского, игумена (1504).
Сщмч. Картерия Кесарийского (Каппадокийского), пресвитера (304).
Сщмч. Феофила, диакона и мч. Елладия (IV).
Мчч. Иулиана, игумена, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы, игумении, и Мариониллы, семи отроков и 20 воинов (313).
Прп. Илии Египетского (IV).
«Как мудрая пчела собирает с цветов мед, так и ты через чтение приобретай врачевства для души».
22 января (9 января по ст. ст.)
Мч. Полиевкта (259).
Свт. Филиппа, митр. Московского и всея Руси, чудотворца (1569).
Прп. Ионы Киевского (1902).
Прор. Самея (X в. до Р. Х.).
Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV).
Прп. Евстратия чудотворца (IX).
«Я – христианин, – говоришь ты и успокаиваешься на этом. Но уясни себе, что значит быть христианином, а не казаться только им; уясни себе обязанности христианина, возлагаемые на нас Святым Евангелием, сличи себя с сим идеалом, – и ты увидишь, насколько неосновательна опора твоего заблуждения».
Свт. Григория, еп. Нисского (после 394).
Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601).
Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).
Прп. Маркиана пресвитера (V).
Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429).
Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882).
Прп. Макария Писемского (XIV).
Блж. Феозвы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского (385).
«Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы».
Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529).
Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456).
Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412).
Елецкой иконы Божией Матери (1060).
«Некоторые иконы бывают чудотворными потому, что Богу так угодно. Сила тут не в иконе и не в людях прибегающих, а в Божией милости».
Попразднство Богоявления.
Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235).
Свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237).
Прп. Мартиниана Белоезерского (1483).
Мч. Мертия (284–305).
Мч. Петра Авессаломита (309–310).
Прп. Евпраксии Тавенской (393).
Икон Божией Матери, именуемых «Акафистная» и «Млекопитательница».
«Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получивши милости. Так мыслить и так быть уверенным относительно Ее достойно и праведно. Она – всемилостивая Матерь всемилостивого Бога Слова, и о Ее милостях неисчетно великих и бесчисленных возглашают все века и все Церкви христианские… Потому приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Ее, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого».
Мчч. Ермила и Стратоника (ок. 315).
Прп. Иринарха, затворника Ростовского (1616).
Прп. Елеазара Анзерского (1656).
Мч. Петра Анийского (309–310).
Прп. Иакова, еп. Низибийского (350).
«Из многих опытов видно, что у тех, кто по страсти вступает в супружество, не бывает счастья: страсти остынут, и любовь исчезнет. Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу, чтобы жизнь провести в мире, согласии и любви…»
Отдание праздника Богоявления.
Преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV–V).
Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335).
Прп. Иосифа Аналитина Раифского (IV).
Прп. Феодула (V).
Прп. Стефана (VIII).
«Господь любит всех людей, но кто ищет Его, того больше любит… Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню».
Прпп. Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V).
Прмч. Пансóфия (249–251).
Прпп. Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.).
Свт. Герасима, патриарха Александрийского (1714).
«Что бы ты ни делал, делай то с терпением, и Бог поможет тебе во всех делах твоих и во всем, что ни случится с тобою».
Поклонение честны´м веригам ап. Петра.
Прав. Максима, иерея Тотемского (1650).
Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161–180).
Мч. Данакта чтеца (II).
«Поклонение честным веригам ап. Петра» (по свт. Димитрию Ростовскому)
Святой апостол Петр по приказанию царя Ирода был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола. Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра, который немедленно по выходе из темницы отправился для проповеданья слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим. Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу.
Прп. Антония Великого (356).
Прп. Антония Дымского (1224).
Прп. Антония Черноезерского (XVI).
«Кто незлобив, тот совершен и богоподобен. Он исполнен радования и есть покоище Духа Божия. Как огонь сжигает большие леса, когда понебрежешь о нем; так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою, и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений; возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни. Поспешите стяжать незлобие и простосердечие святых, чтоб Господь наш Иисус Христос принял вас к Себе, и каждый из вас мог с радостью сказать: “мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою во век” (Псал. 40:13)».
Свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских.
Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского.
Прп. Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550).
Прав. Афанасия Наволоцкого (XVI–XVII).
Прп. Маркиана Кирского (ок. 388).
«Никто не должен следовать за непокоривыми, не боящимися Бога и всецело отступающими от Церкви».
Февраль
Прп. Макария Великого, Египетского (390–391).
Свт. Марка, архиеп. Ефесского (1444).
Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392).
Прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI).
Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV).
Обрéтение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652).
Мц. Евфрасии девы (303).
Прп. Макария Александрийского (394–395).
Прп. Антония Марткопского, столпника (VI) (Груз.).
Свт. Арсения, архиеп. Керкирского (ок. 953).
«Как земледелец, попечительный о собственной земле своей, сперва обновляет ее, и истребляет на ней терния, а потом ввергает в нее семена: так и ожидающему от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца своего, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды».
Прп. Евфимия Великого, иеромонаха (473).
Прпп. Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах.
Прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465).
Мчч. Инны, Пинны и Риммы (I–II).
Мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303).
«Каждый должен, сколько нужно, терпеть недостатки ближнего, по упованию на Бога. Но горе тому, кого терпят и он не разумеет сего!»
Прп. Максима Исповедника (662).
Мч. Неофита (303–305).
Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III).
Прп. Максима Грека (1556).
Мц. Агнии девы (ок. 304).
Прп. Анастасия исп. (662).
Икон Божией Матери Ктиторской (IV) и именуемой «Отрада», или «Утешение» (807).
«Да будет же известно нам, благочестивым, что пока мы пребываем во грехе, то есть в преступлении божественных заповедей Христа-Бога, то, хотя бы и все молитвы преподобных, и тропари, и кондаки, и молебные каноны ежедневно и во все часы прочитывали, мы этим ничего не достигли. Ибо Сам Владыка Христос, как бы укоряя нас и поношая, говорит нам: “что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже Аз глаголю” (Лук. 6:46), то есть: пока живете в преступлении Моих заповедей, до тех пор вы напрасно призываете Меня многими и продолжительными молитвами».
Ап. от 70-ти Тимофея Ефесского (ок. 96)
Прмч. Анастасия Пéрсянина (628).
Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623).
Прмч. Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Мчч. Мануила, Георгия, Петра, Леонтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитеров и прочих 377 (ок. 817).
«…Человеколюбивый Владыка, созидая вначале человека, и вложил в него совесть, как неумолкающаго обличителя, который не может быть обманут или обольщен. Хотя бы учинивший грех и совершивший беззаконное дело успел укрыться от всех людей, – от этого судии он скрыться не может, напротив, всегда носит внутри себя этого обличителя…»
Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (312).
Конец ознакомительного фрагмента.