Вы здесь

Православный дом. Домашнее хозяйство. Практическая энциклопедия. О правилах хорошего тона (О. А. Казаков, 2007)

О правилах хорошего тона

Предварительное слово


Среди некоторой части верующих почему-то распространено мнение, что правила хорошего тона, «светские» приличные манеры, вежливость и обходительность православным, мол, ни к чему. Это неверный взгляд, поскольку Православие воспринимает и освящает все, способствующее доброму миру между людьми, радости добропорядочного общения, обереганию ближнего от излишних неприятных или неловких ощущений и переживаний, настоящей красоте земной жизни. Поэтому мы и решили привести в нашей энциклопедии некоторые сведения о начальных правилах хорошего тона (этикета), которые никак не противоречат (а часто весьма способствуют) благочестивому проведению жизни.

Термин «этикет» французского происхождения и означает установленный в том или ином обществе порядок поведения.

В этикете формальные правила поведения в различных ситуациях непременно должны сочетаться со здравым смыслом и рациональностью.

Соблюдение таких поведенческих норм помогает доброму общению с различными людьми и на различных уровнях.

Основные нормы:

• Культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов.

• Элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, благодарить и пр.

• Опрятность одежды, внешний вид, умение правильно вести себя в общественных местах. Умение держаться и в обычных, и в самых неожиданных ситуациях, и вести себя всегда благопристойно.

• Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны, полезны душе и разуму и не воспринимались как докучливое учительство или празднословие.

• Способность сдерживать вспышки своих отрицательных эмоций ценится не только в мирской, но и в духовной, церковной жизни. Лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство – это человеческая улыбка.

В человеческих отношениях высоко ценятся также благожелательное внимание, умение выслушать говорящего, оказать услугу и помощь нуждающемуся.

Что надо знать о православном церковном этикете[2]

О деликатности и такте

Случай из жития прп. Арсения Великого:

«Старец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно – иногда он, садясь, полагал ногу за ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братия видели это, однако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии:

– Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я не хорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправим и старца.

Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку».

И далее из этой же книги: «Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством, привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не только искусство проявлять внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми, к которым мы не имеем расположения. Что это – ханжество, лицемерие? Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего и внутреннего, вежливость может стать средством на пути стяжания и развития смирения».

Обращение к священнику

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день»; говорят: «Благословите!». При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой).

Священник при произнесении слов: «Бог благословит» или «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» – налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует. Для мирян-мужчин имеет место и другой вид благословения: принимающий его целует руку, щеку и опять руку священника. Хотя вариативность благословляющего жеста этим не исчерпывается: священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии. Распространенная ошибка людей малоцерковных накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя («креститься на священника»).

Испрашивание благословения и преподание его суть самые распространенные реалии церковного этикета. И если мирянин, обычно берущий благословение у священника, перестает его испрашивать, это свидетельствует о неблагополучных отношениях обеих сторон. Для пастыря это сигнал тревоги: человеческое, земное стало затмевать духовное. Как правило, и священник и мирянин – оба болезненно реагируют на этот факт («Михаил перестал брать у меня благословение» или «Батюшка не пожелал меня благословить»). Нужно срочно снимать это напряжение взаимным смирением, испрашиванием прощения друг у друга.

Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Вариаций и тонкостей здесь может быть много, но общее правило таково: берут благословение в первую очередь у старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев. Если вы уже взяли благословение у двух-трех священников, а рядом находятся еще три-четыре батюшки, возьмите благословение и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы» – и поклонитесь. Заметим, что в Православии не принято обращаться со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).

Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае следует поступить так: вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) – по старшинству, затем – женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходит муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: «Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее».

Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в приемной мэра, магазине и т. п.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не мешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: «Простите, батюшка, и благословите».

Взаимоприветствия мирян

Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «брат» или «сестра». Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующих: «Братья и сестры». Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: «Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастия». В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина – тоже братья.

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничение на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже в Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: «Прости, брат (сестра)». – «Бог простит, ты меня прости». Расставаясь, верующие говорят друг другу (как это принято в миру) не: «Всего доброго!», но: «Храни, Господи», «Прошу молитв», «С Богом», «Помощи Божией», «Ангела Хранителя» и т. п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, – то в Церкви этот вопрос решается самым простым образом: «Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословления моего духовника». И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

В приходской трапезной

Если вы приходите в тот момент, когда большинство собравшихся уже за столом, то вы садитесь на свободное место, не заставляя всех сдвигаться, или туда, куда благословит настоятель. Если трапеза уже началась, то, попросив прощения, желают всем: «Ангела за трапезой» – и садятся на свободное место.

Обычно на приходах нет такого четкого разделения столов, как в монастырях: первый стол, второй стол и т. д. Тем не менее во главе стола (то есть на торце, если один ряд столов) или за столом, поставленным перпендикулярно, сидит настоятель либо старший из священников. По правую сторону от него – следующий по старшинству священник, по левую – священник по чину. Рядом со священством сидит председатель приходского совета, члены сове та, церковнослужители (псаломщик, чтец, алтарник), певчие. Почетных гостей настоятель обычно благословляет трапезничать ближе к главе стола. В целом руководствуются словами Спасителя о смирении за обедом (см.: Лк. 14, 7–11).

Порядок трапезования на приходе зачастую копирует монастырский: если это будничный стол, то учиненный чтец, стоя за аналоем, после благословения священника для назидания собравшихся громко читает житие или наставление, которое со вниманием выслушивается. Если это праздничная трапеза, где поздравляют именинников, то звучат духовные пожелания, тосты; желающим их произносить хорошо бы продумать заранее, что сказать.

За столом соблюдают меру во всем: в ястии и питии, в разговорах, шутках, продолжительности застолья. Если имениннику преподносятся подарки, то это чаще иконы, книги, предметы церковной утвари, сладости, цветы. Виновник торжества в завершении застолья благодарит всех собравшихся, которые поют ему затем «многая лета». Хваля и благодаря устроителей обеда, всех тех, кто потрудился на кухне, также соблюдают меру, ибо «Царствие Божие не ястие и питие, но радость о Дусе Святе».

Как приглашают священника для исполнения треб

Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.

Если священник вам знаком, можно пригласить его по телефону. При телефонном разговоре, как и при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: «Здравствуйте», но строят начало разговора так: «Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка» – и далее кратко, лаконично сообщают цель звонка. Заканчивают разговор благодарением и вновь: «Благословите». Или у священника, или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить (напутствовать) болящего, необходимо подготовить больного, прибрать комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистый плат, воду. Для соборования же необходимы свечи, стручцы с ватой, масло, вино. При отпевании необходимы свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду.

На приглашенного для требы священника обычно тягостное впечатление производит то, что родственники не знают, как вести себя со священником. Еще хуже, если не выключен телевизор, играет музыка, лает собака, ходит полуобнаженная молодежь.

По окончании молитв, если это позволяет обстановка, священнику можно предложить чашку чая – это прекрасная возможность для членов семьи поговорить о духовном, решить какие-то вопросы.

Ждем ли гостей, идем ли в гости[3]

Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.

(1 Пет. 4,9)

Ревнуйте о странноприимстве.

(Рим. 12)

Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.

(Евр. 13, 2)

Вы приглашенный

Если вы приглашены в гости и приняли приглашение, то ваша неявка будет проявлением неуважения к пригласившим. Отказаться, в случае небходимости, следует заранее в самой вежливой форме и по достаточно веским причинам. Но если уж все-таки случилось, что вы не сдержали обещания и не пришли, необходимо как можно быстрее в подобающей случаю форме объясниться.

Однако предположим, все благополучно, и вы отправляетесь в гости. Перед выходом из дома внимательно, критически оглядите себя: в полном ли порядке ваш внешний вид, одежда.

Если добираетесь не своим автомобилем или такси, а ваши друзья живут неблизко, постарайтесь учесть капризы общественного транспорта.

Опаздывать более чем на 10 минут неприлично. А досрочный приход может и вас и хозяев, которые заняты последними предгостевыми хлопотами, поставить в неловкое положение.

Иногда в семье бывают разногласия по поводу того, может ли один из супругов принять приглашение и отправиться в гости без другого. Эти приглашения могут, например, исходить от сослуживцев, когда отмечается повышение по работе, защита диссертации и прочее. Приглашения такого рода в общем-то можно принимать. Но если они становятся слишком частыми, позволительно ответить: «Извините, но я должен этот вечер посвятить семье». Это даст понять, что слишком частые приглашения только одного из супругов нежелательны.

Что принести с собой в дом, куда вас пригласили? Если это не торжество по случаю дня рождения, вполне уместно ничего не приносить. Можно, впрочем, принести сладости детям, хозяйка, надо полагать, будет рада цветам.

Что делать в гостях женщине со своей сумкой? Лучше всего оставить ее на туалетном столике. За столом, на коленях она будет мешать, подвешенная на спинку стула – все равно упадет. Если уж обязательно женщина хочет держать сумку под рукой, лучше всего поставить ее на пол около своего стула.

Если за столом встречаются четыре-шесть человек, нужно подождать, пока хозяева укажут каждому его место. На многолюдном застолье, если хозяева не могут уделить внимания одновременно всем, садитесь там, где есть место.

Никогда не ошибемся, поступая по слову Спасителя: Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк. 14, 7–11) Безусловно, сказанное здесь Господом относится не только к брачному пиршеству, но и практически ко всякому застолью.

* * *

Когда вас приглашают, некрасиво спрашивать: «А кто еще будет?» Если приглашающий считает это необходимым, он сам говорит о составе своих гостей. В гостях иногда может произойти неожиданная встреча именно с тем человеком, с которым меньше всего хотелось бы встречаться. Ничего не поделаешь. И в таком случае надо встретиться с ним особенно учтиво и вежливо, чтобы не проявилась греховная неприязнь.

Однако, прежде чем принять приглашение, надо рассудить, от кого оно исходит, памятуя при этом начальные слова первого псалма: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».

Находясь в гостях, постарайтесь сказать о доме что-нибудь приятное. Не выпытывайте, что сколько стоило и где куплено, не снимайте с полочек украшения для того, чтобы разглядеть со всех сторон, не рассматривайте марку фарфора.

Детей приводят в гости только тогда, когда вас с ними пригласили. Любящим родителям следует воздерживаться от того, чтобы привлекать отдельное внимание к своим детям.

В классических правилах поведения предусматривалось, что приглашенный может привести с собой приехавшего к нему погостить родственника или знакомого. Это правило разумно только при условии, если вы предупредили хозяйку. И уж вовсе не стоит приводить с собой встреченного на улице приятеля – это не всегда доставит хозяевам удовольствие.

Если в гостях вам случится что-нибудь разбить или испортить, не предлагайте денег. Лучше купить такую же вещь взамен или компенсировать другой, в какой-то мере равноценной. Испорченную вещь можно унести с собой, чтобы отдать в ремонт, но не для того, чтобы она у нас годами лежала неисправной.

Совершенно недопустимо забавлять общество за счет своей жены или мужа. Некоторые люди любят публично подтрунивать над «своей половиной», наивно полагая, что доставляют окружающим удовольствие. Как правило, бывает наоборот. Общество скучает, а супруг, над которым подшучивают, справедливо раздосадован. Шутки вроде: «Верно, моя жена одета как подросток?» или громкие замечания: «Оставь капусту – при твоей печени…», а также остроты жены или мужа на тему возраста, внешнего вида, характера друг друга являются проявлением дурного тона.

Если один из супругов выказал намерение уходить, другой должен присоединиться к этому решению без комментариев. Всякие споры по этому поводу должны проходить без свидетелей.

В гостях нужно принимать предлагаемое блюдо без колебаний. Всегда можно взять на свою тарелку порцию поменьше, можно даже оставить ее на тарелке, но не занимать внимания присутствующих своими проблемами, взглядами или нелюбовью к данному блюду. Если во время поста вам случилось принять приглашение невоцерковленных людей, то уместно вспомнить слова святого апостола Павла: Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее (1 Кор. 10, 27–28).

От горячего блюда отказаться можно, но только вполне определенно, а не словами «спасибо, пока нет», иначе вы заставите хозяйку специально для вас держать горячее блюдо на столе или подогревать его. Подобным образом можно отказаться лишь от холодных закусок или десерта, когда блюдо может долго стоять на столе и не требует особого внимания хозяйки.

Если не принято отказываться от еды, то от спиртного – вполне допустимо. Неплохим предлогом является необходимость на обратном пути вести машину, или можно сослаться еще на какую-нибудь вескую причину.

В гостях хорошо похвалить хотя бы одно из блюд. Обращение с просьбой дать рецепт приготовления данного блюда – своего рода утешение хозяйке; но если она не слишком охотно им делится, не следует настаивать: блюдо может быть ее кулинарным секретом.

Иногда бывает необходимо уйти досрочно. Тогда вежливость обязывает гостя, прощаясь с хозяйкой, кратко назвать причину раннего ухода. Если общество многочисленно, можно ни с кем, кроме хозяев, не прощаться. Это называется всюду, кроме Англии, «уйти по-английски», в Англии такое правило называют «уйти по-французски». Прежде следует попрощаться, а только потом одеться, никогда наоборот. Уходя, гости благодарят за приятный вечер, на что хозяйка выражает ответную благодарность.

Как долго оставаться в гостях? Здесь нет четкого правила. Во всяком случае, если нас пригласили «на чашку кофе» после обеда, то следует считаться с тем, что, возможно, на вечер у хозяев другие планы. Званый ужин, в зависимости от общего настроения, может затянуться и за полночь. Стоит лишь обращать внимание, не слишком ли устали хозяева.

Не следует, сидя за столом во время ужина, все время поворачивать голову в сторону телевизора или, не отрываясь, смотреть на экран. Еще хуже вставать из-за стола и садиться перед телевизором, в то время когда хозяева продолжают ужинать. Здесь следует вспомнить и о том, что польза от просматривания телепередач, мягко говоря, весьма сомнительна.

Нежданный гость

Нежданные гости могут оказаться в тягость. Почти всегда у хозяев нашлись бы основания отказать в приеме. Но не будем забывать, что каждый может оказаться в такой ситуации, когда рассчитывать приходится лишь на приют у своих друзей или знакомых. Пусть это будет подчас и не совсем приятно и доставит вам хлопоты, тем не менее и о таком госте следует позаботиться. У хорошей хозяйки всегда найдутся какие-то запасы, и она сможет быстро приготовить ужин и с доброй гостеприимной улыбкой пригласить гостя к столу; даже в том случае, если он из вежливости будет просить не беспокоиться, уверяя, что уже ел, найдет для гостя теплые слова, проявит сердечное участие.

И тем не менее, следует учитывать, что в современной жизни, заполненной множеством дел и обязанностей, неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство. Поэтому визиты без предупреждения допустимы лишь в случаях крайней необходимости.

Некоторые сведения о сервировке стола[4]

По числу приглашенных на стол ставят подставные тарелки, а на них закусочные. Салфетки, сложенные треугольником, колпачком или иным способом, кладут на тарелки.

Ножи кладут острием к тарелке.

Вилки кладут выпуклой стороной вниз.

Приборами пользуются в соответствии с их расположением – начиная с крайних и кончая теми, что находятся рядом с тарелкой.

Нож и вилку держат так, чтобы пальцы не касались лезвия или зубцов. Если вы время от времени перестаете пользоваться прибором, то кладите его только на край тарелки, но никак не на скатерть. Если вы воспользовались лишь вилкой, то нож должен опираться на правый край тарелки, где он меньше всего мешает.

Если в трапезе наступает пауза (но застолье еще не закончено), прибор кладут на тарелку крест-накрест – нож острием влево, вилку выпуклой частью вверх – таким образом, чтобы рукоятка ножа была расположена, как стрелка часов, указывающая на пять часов, а рукоятка вилки – на семь часов. Место скрещивания должно приходиться на зубцы вилки и треть ножа. Можно положить вилку и нож ручкой на стол, а другим концом на тарелку. По окончании еды оба прибора кладут на тарелку параллельно друг другу, их ручки «показывают на пять часов».

Бокалы сервируют рядом с тарелкой, ближе к середине стола, параллельно его длине или дугой, начиная слева от самого большого по размеру. Либо бокалы ставят в два ряда так, чтобы большие бокалы не закрывали собой меньшие по размеру.

Тарелки с нарезанными ровными ломтиками хлеба ставят в разных частях стола, чтобы все гости без труда могли доставать до него. Хлеб, взятый с общих тарелок, кладут на тарелочки для хлеба, которые расположены слева от подставных тарелок.

Солонки и другие приборы для специй расставляют из расчета один прибор на три-четыре человека.

Различные холодные закуски на блюдах и тарелках равномерно расставляются по столу таким образом, чтобы гостям было легко достать их.

Как накрывать на стол. О скатерти

СКАТЕРТИ могут быть из различной ткани. В особо торжественных случаях белая домотканая скатерть с подходящими салфетками считается традиционной. Хорошо выглядит белоснежная льняная скатерть, но теперь чаще пользуются скатертями из различных цветных, легко стирающихся материалов.

Очень элегантно выглядят подходящие друг к другу цвета двойной скатерти. Основная скатерть свешивается за край стола на 35 см, верхняя может покрывать только поверхность стола или свешиваться с него на 10–20 см. Верхнюю скатерть можно положить на основную так, чтобы на всех четырех углах была видна основная скатерть. Так покрывают стол для небольшого званого вечера, когда стол сервируют на 4–8 человек.

Для такого приема гостей стол можно покрывать цветной скатертью в двух вариантах:

– Стол покрывают, например, ярко-синей скатертью. Под посуду для каждого гостя уголком кладут белые салфетки.

– Цветную, яркую скатерть покрывают белой скатертью углом так, чтобы яркая скатерть была видна на углах. Посуду для каждого кладут, как обычно. Салфетки в обоих вариантах белые.

Цветной скатертью можно покрыть стол «а-ля фуршет», «по-шведски».

Клетчатые, полосатые, цветастые хлопчатобумажные скатерти употребляют на дачах, в саду и на пикниках.

Скатерть должна подходить к посуде, главным образом к ее цвету.

ЦВЕТЫ – часть украшения стола. Праздничный стол, званый вечер трудно представить себе без цветов. Накрывая на стол, следует предусмотреть место для цветов, которые вместе с посудой украсят стол. Ставят цветы, как правило, в центре или на краю стола, если там не предусмотрено место для гостей. Если число гостей превышает 50 человек, то цветы размещают на каждом столе для группы гостей (10–12 человек) или на границе между двумя группами. Можно вместе ставить одни и те же цветы одного цвета, можно и составлять букеты из цветов разного цвета. Не рекомендуется на стол ставить цветы с ярко выраженным запахом, а также большие и тяжелые цветы, например, георгины, хризантемы, гладиолусы.

Для украшения праздничного стола нужно выбирать низкие вазы, которые могут быть различной формы и из разного материала. Большие высокие вазы больше всего подходят к столу «а-ля фуршет». Цветы надо ставить в вазы, подходящие как по цвету, так и по форме.

Окраска цветов должна подходить к цвету посуды, скатерти и салфеток. Расставляя цветы в вазах, нужно помнить о том, что цветы не должны заслонять напротив сидящего или мешать беседе гостей. Поэтому в одну вазу надо поставить не больше 9 цветов, и высота их не должна превышать уровня глаз.

Визит к больному

…был болен, и вы посетили Меня.

(Мф. 25, 36)

Слова Спасителя открывают нам, что посещение больных, забота о них, сочувствие и участие – одна из важнейших добродетелей. Одновременно с этим надо понимать, что каждый отдельный случай требует внимательного к себе отношения, с тем чтобы доставить больному наибольшее утешение и не причинить ему никакого беспокойства.

Когда человек серьезно болен, следует узнавать о его состоянии у кого-нибудь из близких и делать это достаточно тактично, чтобы не слишком их и его беспокоить. Навещать дома тяжелобольного могут лишь близкие родственники, а знакомые – только тогда, когда их об этом просили или они могут оказаться чем-нибудь полезны. Выздоравливающему можно принести цветы, фрукты, книгу. То же можно приносить в больницу. Есть люди, которые не любят и даже огорчаются, когда их знакомые навещают в больнице. Особенно женщины чувствуют себя неловко, их смущает плохой внешний вид – ведь редко кого украшает и болезнь, и сама обстановка больницы, где приходится принимать гостя. Следует всегда раньше узнать у родственников, желает ли больной видеть посетителей.

Не следует выпытывать у больного подробности его недуга, а также утверждать, что он плохо или, наоборот, хорошо выглядит. И то и другое часто оказывается некстати.

Конечно, если мы навещаем верующего человека, надо принести с собой святую воду, освященное маслице; нужно тактично узнать у родственников, не нужна ли наша помощь, если больной изъявляет желание причаститься.