Пчела
Книги «Пчела». Слова и мысли из Евангелия, и их апостола, и из святых отцов, и знания светских философов
♦ Соломон. Пусть не прельстят тебя мужи нечестивые, не ходи с ними по пути, но отклони ноги свои от дорог их, ибо ноги их на злое бегут, и скоры они на пролитие крови.
♦ Как от оскомины вред зубам и от дыма – очам, так и от беззакония делающим его.
♦ Всякий, кто держится добродетели, не может не иметь многих врагов.
♦ Не место делает добродетельным, но добродетели место украшают.
♦ Нисский. Отвращенье от зла – начало добродетели.
♦ Плутарх. Сияние добродетелей столь же заметно, как и золото на кровлях; сладость же пищи является исстрадавшимся, а добродетель – наставленным.
♦ Лживые люди, хоть и доброю речью сговариваются, но нравом своим бесчестны.
♦ Кумира внешность украшает, а мужа деянья. Пожелай жить так, чтобы более сильные тебя не обидели, а ты не страшил бы слабых.
♦ Когда некий муж несправедливо поступил с Плутархом и избегал его, стыдясь встречи, Плутарх, как-то встретив его, сказал: «Не тебе подобает меня избегать, но мне тебя, ибо праведен ты».
♦ Если сегодняшний день хорошо устроим, то в будущем ожидай добра.
♦ Сократ сказал. Подобает основанию дома и корабля быть крепким, но также и дела началу справедливым и верным быть.
♦ Сократ. Вот увидел ученика своего, отдающего силы пашне, а к учению нерадивого, и сказал: «Берегись, друг, если только пашню хочешь возделать, а душу пустынной оставишь и необработанной».
♦ И он же. Вот увидел друга своего, спешащего к художникам, чтобы вырезали из камня изображение его, и сказал ему: «Ты торопишься камень себе уподобить, почему же не заботишься о том, чтобы самому не уподобиться камню?»
♦ Неспешно дело начни, начав же, быстро кончай.
♦ Диоген. Некто поносил его за то, что по нечистым местам ходит, и отвечал он: «И солнце также нечистые места освещает, но не оскверняется».
♦ Гиперид мудрый сказал. Достойно доброго являть в словах то, что думает, а в делах – что творит.
♦ Аристотель сказал. Бог может сотворить сколько захочет, человек же хорош тот, кто пользу принесет.
♦ Знаком мужской добродетели бывает не дел начинанье, но их завершенье.
♦ От Апостола. Не будьте детьми умом, на злое же будьте как младенцы, а по уму как зрелые люди.
Лестница, сделанная и поставленная прочно у здания, в землетрясенье не рухнет, так же и сердце, укрепленное мыслью, в час совещания не устрашится.
♦ <Сирах>. Один алчный сказал так: «Лучше мне иметь каплю счастья, чем бочонок ума». Ему же отвечая, философ сказал: «А мне бы каплю ума, чтоб достичь полноты счастья».
♦ Сократ. Когда рассуждаешь, подумай о прежде бывшем и сравни его с нынешним; и все, что не явно, явным сразу окажется.
Ибо прекрасная речь знаком великим возвышенных мыслей является.
♦ Диодор. Мудрый совет важнее множества рук, и мудрый сильнее твердого.
♦ Аристотель сказал. Советы не что иное, как оскуденье ума. Ибо, не зная, что следует делать, а что – нет, оттого и просим совета; мненье другого не дает нам решить, как следует.
♦ Кто-то спросил Вианта, кто лучший советчик, и ответил тот: «Время».
♦ Фаворин сказал. Следует нам, завершенье дела сперва рассмотрев, лишь тогда начинать его.
♦ Иов. Если обратилось сердце мое к женщине замужней, если сижу я в дверях ее, пусть и супруга моя стала б кому-то желанной. Не льют благовоний в грязный сосуд.
♦ Плутарх. Агесилай, лакедемонский полководец, когда одна красивая женщина обратилась к нему, о суде прося, отвернул лицо свое и сказал: «Славнее мне таким не покориться, чем взять многомужный город, ибо лучше мне свою сохранить свободу, чем других покорить».
♦ Даже Александр Македонский не удержался, чтобы не пойти взглянуть на прекрасную жену Дария; однако, приходя к старшей годами матери ее, не решился посмотреть на молодую и прекрасную. Мы же, в седле и на носилках, женские очи привлекая, из окошек высовываясь, почему не считаем себя согрешающими?
♦ Эпиктет. Если хочешь вне рабства быть, освободись от рабства; будешь свободен, если освободишься от желания.
♦ Менедем сказал. Когда сказал один юноша: «Большое дело, если кто получит все, что желает», тот ответил: «Но более, если не желает бесполезного».
♦ Ксанф. Ксанф мудрый, увидев расточительного человека при дверях красивой женщины, сказал: «Это маленькое удовольствие принесет большую беду».
♦ Сократ. Этот, увидев врата Коринфа прочно замкнутыми, сказал: «Разве женщины здесь живут?»
♦ Александр. Так, умоляемый дружиною ночью напасть на врагов, сказал: «Не царского мужества такая победа».
♦ Леонид сказал. Этот Леонид лакедемонский, мало имея воинов, пошел на персов, и ему некто сказал: «Как с малым войском идешь на такую силу?» Он же ответил: «С малым, но с добровольцами, и достаточным, чтобы биться».
♦ Аристотель сказал. Тверже тот, кто побеждает желания, а не воинов. Лишь тот смел и храбр, кто себя одолеет.
♦ Царь Филипп. Поручил он другу Антипатра судить с судьями; как стало ему известно, что тот краскою красит бороду и голову, свел он его с судейского кресла и сказал: «Коли волосам своим ты неверен, как людям и суду можешь быть верен?»
♦ Менандр. Пусть лучше грабит меня богатый, чем бедный, и пусть претерплю обиду от благородного, чем от низкого. Лучше терпеть насилье от более знатных, чем от низших.
♦ Гиперид сказал. По двум причинам люди от правды отходят— или страха ради, или позора.
♦ Пифагор. Злей страдает своими страстями мучимый и совестью, если кого обидит, чем битый по телу и получивший раны.
♦ Кто ставит другу своему силки, тот сам попадет в них ногою.
♦ Не покидай друга старого, ибо новый не будет ему подобен.
♦ Филон. Человек справедливый не тот, кто не обидит, а который мог бы обидеть, и не захотел.
♦ Если не можешь другу угодить, то как чужому сможешь быть верен?
♦ Все новое лучше – и сосуды, и одежда, а дружба – старая.
♦ Земные плоды от года до года рождаются, а дружба во все дни.
♦ Аристотель. Богатство стоит приобретать ради друга, но не друзей ради богатства. Вот, упрекаемый, что с дурными живет, отвечал он: «Хороший врач тот, кто берется лечить больных, которых другие врачи признали уже безнадежными».
♦ Критий. Если всегда о приятном беседовать с другом, то удовольствие наконец во вражду обратится.
♦ Антигон-царь сказал. А этот просил рабов, чтобы охраняли его от мнимых друзей. И когда кто-то спросил его: «Отчего ты о том умоляешь?» – отвечал: «Потому что от врагов я и сам сберегусь, их зная».
♦ Агесилай сказал. Некий перебежчик перешел к нему от противника и, когда полководцы пожелали поручить ему своих воинов, сказал: «Нельзя доверить чужих сбежавшему от своих».
♦ Питакон. Этот, обиженный кем-то, хоть и в силах был отомстить за себя, но простил, говоря: «Прощение лучше мщенья: кроткой оно природы, а не звериной».
♦ Некий разбойник тонул в море и нагим выплыл к берегу. Исократ же, видя его от стужи умирающим, и одел, и обул его, и, пищу дав ему, отпустил. Когда же упрекнул его кто-то, что неизвестного разбойника пригрел, отвечал: «Не как человека почтил я разбойника, но природу человека почтил».
♦ Змею кормить и распутному давать – все едино: от обоих никакой пользы не будет.
♦ Тиран Дионисий, слушая музыканта, хорошо игравшего, обещал ему в дар дать меру золота. Когда же настало утро и пришел музыкант просить обещанного, тот отвечал: «Ты, вчера играя, веселил меня песнями, и я также обещанием возвеселил тебя; нынче же от ушей моих удалилось твое веселье, а от тебя – надежда на меня».
♦ Когда некий друг, желавший дочь выдать замуж, просил у Александра приданого ей, этот пожелал дать ей пятьдесят талантов золота. Когда же просивший сказал: «Достаточно и десяти талантов», Александр отвечал: «Достойно тебя столько просить, меня же достойно дать столько, сколько сказал я».
♦ Он же, наполнив блюдо костями, послал Диогену, философу-кинику. Тот же, приняв, сказал: «Вот собачья еда, но не царский дар».
♦ Диоген сказал. Этот, спрошенный кем-то, по какой причине люди нищим дают, а философам – нет, отвечал: «Потому что хромоты, слепоты и прочих убожеств и себе ожидают, а мудрости – нет».
♦ Эпикур. Не отвергай малого дара, ибо возникнет недоверие в большем.
♦ Плутарх. Пословица говорит: детям ножа не давай; я же добавлю: ни детям богатства, ни людям невежественным силы и власти доверить нельзя.
♦ Дион Римский. Все, что велишь подчиненным своим – как быть и что делать, – сначала выполни сам, потом же учи. Тем самым ты лучше научишь, чем наказаньем согласно закону: там ведь идет подражанье, здесь – страх, а лучше всегда с подражаньем, чем со страхом, идти к совершенствованию.
♦ Демокрит. Пожелай быть любимым при жизни, а не страшным: ибо кого все боятся, тот сам всех боится.
♦ Царь короной ума не получит, ибо царствует ум.
♦ Агафон. Князю необходимо о трех вещах помнить: первое – что людьми управляет; второе – что закон ему дан от бога; третье – что власть эта временна и пресекается.
♦ Эпаминд из Фив увидел множество воинов без достойного вождя и сказал: «Велик зверь, а головы не имеет».
♦ Когда фивейцы гордились тем, что владели Лакедемонией, фракийский царь Кутус, услышав это, сказал: «Я видел много ручьев, которые больше рек – но на краткое время».
♦ Лучше злое слышать, чем злое сказать.
♦ Когда пришел к этому клеветник и сказал: «Вот такой-то предо мною так уж поносит тебя», – отвечал: «Если бы ты с таким наслажденьем не слушал его, он бы меня не бранил».
♦ Когда кто-то сказал ему: «Тот-то свирепо тебя бранит», – отвечал: «Скажи ему, пусть и побьет меня, но так же – заочно!»
♦ Диоген. Этот, поносимый неким плешивцем, сказал: «Я бранью тебе не отвечу, но восславлю волосы на твоей голове, ибо, испытав на себе все безумство твоей головы, они убежали!»
♦ Аристипп. Этот, поносимый неким, отходил, заткнув уши. Когда тот побежал за ним с криком: «Почему убегаешь?» – он сказал: «Да, ты ведь вправе зло говорить, но ведь и я волен не стоять и не слушать тебя».
♦ Филимон. Кто брань перетерпит, тот тверже всех. Коль поносимый как будто не слышит брани, то ругателю это страшнее смерти.
♦ Демосфен сказал. Когда кто-то ругал его, сказал он: «Не отвечаю тебе: чем я тебя одолею, то одолеет меня».
♦ Дион Римский. Как глазная болезнь зрение портит и мешает лежащее перед тобой видеть, так же и несправедливое слово, войдя в сознание достойных, затмением гнева не даст увидеть истину.
♦ Дионисий-царь сказал. Царь этот, услышав, что два юноши на пиру оговаривали его самого и правленье его, повелел призвать их к себе на обед. Видя, что один из них напился и наговорил много пустого, а другой – пил с опаской и с предосторожностью, первого отпустил, ибо был он всего лишь пьянчужкой, а второго казнил как злоумышленника, действующего сознательно.
♦ Сотион сказал. Дельфины плывут с пловцами до самого берега, на берег же не выходят. Так и льстецы в благополучии остаются со своими друзьями; если же друзья впадут в бедность и тяжкую жизнь, то исчезают.
♦ Плутарх. Лесть подобна некрепкому щиту, краской расцвеченному: смотреть на него приятно, нужды же в нем нет никакой.
♦ Богатый заговорит – и все умолкли, и слово его вознесли до небес.
♦ Нисский сказал. Лучше малое иметь по-доброму, чем многое по-плохому.
♦ Диоген. Этот, спрошенный некими, почему так бледно золото, отвечал: «Потому что многие на него помышляют».
♦ Симонид. Этот, спрошенный, что выше, богатство или мудрость, отвечал: «Не знаю, но, однако, вижу мудрых, к дверям богатого ходящих».
♦ Лучше хлеб с солью в спокойствии и без печали, чем предоставленье изысканных блюд с волненьем и в отчаянии.
♦ Климий. Все, что чрезмерно, пагубно.
♦ Филон. Добродетельный, мало пищи и питья принимая, стоит между смертью и бессмертием: смертного тела ради берет необходимое, а душа его, желая бессмертия, изысканной пищи не ищет.
♦ Эпикур сказал. Если бы бог, вслушиваясь в молитвы всех людей, исполнил все их желания, род человеческий погиб бы, столько зла друг другу они желают.
♦ Богослов. Безмолвное дело лучше бесполезного слова.
♦ Лучше на себе узду носить и другим искусным наездникам подчиняться, чем взнуздать других и самим стать наездниками.
♦ Делай сказанное и не говори о сделанном.
♦ Плутарх. Этот рассказывал, что Клеанфа и Ксенократа, самых бездарных из учеников, осуждали. Те же отвечали: «Мы подобны сосудам узкогорлым, которые, с трудом принимая вливаемое, стойко и хорошо его хранят».
♦ Филипп-царь. Когда музыкант настраивал гусли свои, Филипп, сидя, сказал: «Неверно делаешь, было иначе». И музыкант отвечал: «Да не обрушит на тебя бог свой гнев, о царь, за то, что и в музыке ты лучше меня разбираешься!»
♦ Как коню ржание, и псу лай, и волу рев, и барсу рычание дано, и это их признак, так и человеку слово, и это признак его, и сила его, и оружье, оплот и ограда; это боголюбивое живое существо из всех прочих животных этим отмечено.
♦ Мосхион. Когда беседуешь с другими, посмотри, лучше тебя собеседник, или хуже, или равен тебе. Если увидишь, что лучше, – покорись ему, если же хуже – его покори, если же равен тебе – то будь с ним в согласии.
♦ Солон. Этот говорил, что слово – вид дела.
♦ Геродот. Равное благо, о царь, если кто сам о себе думает верно и другого, говорящего верно, захочет выслушать.
♦ Еврипид. Все мы искусны поучать, а сами не ведаем, что творим.
♦ Эзоп. Этот сказал: «Каждый из нас два мешка носит: один перед собою, другой – за собой. В передний складываем чужие ошибки, в задний же – свои».
♦ Невозможны обширные знанья при редком ученье.
♦ Златоуст. Скажи мне, кто из вас, домой возвратясь, книги взял христианские в руки, и прочел, и обдумал написанное? Никто не может этого сказать. Вот карты и шахматы у многих из вас можно найти, а книг ни у кого, разве что у немногих, но и те таковы же, как и не имущие книг: закрывши, кладут их в лари – вот и вся забота о книжной мудрости и письменной красоте, а о чтении и не заботятся. Не душевной пользы ради приобретают книги, но желая явить богатство свое и гордыню. Так преумножилось среди них тщеславие, и нет никого, кто сказал бы: «Знаю силу книги!»
♦ Климий. Мудрость сопровождает деянье, как тень тело.
♦ Земледельцы, видя колосья, к земле склоняющиеся, радуются, зная, что наполнены зернами; если же колосья прямо стоят, тревожатся земледельцы, зная, что пусты они. Так же и юноши, тягости от отсутствия знаний не ощущая, живут в колебанье, и даже походка и лица их заносчивы, и вражды исполнены, и никого не щадят они. Начав же осматриваться и плоды собирать от ученья, от суровых попреков они избавляются. Как сосуд пустой, воздухом наполненный, наливаясь водою или вином, или иным чем наполняясь, воздух изгоняет, так же и люди, исполнившись истинного блага, изгоняют тщеславие.
♦ Гиерон. Этот царь сицилийский спросил Ксенофонта о поэте Гомере, и, когда тот стал порицать Гомера, снова спросил: «Сколько у тебя рабов?» И когда тот ответил: «Двое, и тех едва могу прокормить», отвечал ему Гиерон: «И ты не стыдишься порицать Гомера, который после своей смерти кормит более ста тысяч своим творением?!»
♦ Лаос сказал. Этот, спрошенный, что такое мудрость, ответил: «Опыт».
♦ Что человеку умному тяжелее всего делать? Ответ. А тяжелее всего человеку умному глупого и упрямого учить человека.
♦ Сирах сказал. Вспомни голод во время сытости, бедность и скудость во время богатства: от утра и до вечера пременяется время.
♦ Счастье подобно стрелку: иногда попадает как в мишень, в нас стреляя, иногда же в ближайших соседей.
♦ Демонакс. Выказывает победа храброго, а несчастье – умного.
♦ Димитрий. Кто не умеет твердо держаться в печали, тот радости не перенесет.
♦ Везенье сравню с овощем: как время минует – засохнет.
♦ Сирах. Ярость и гнев умаляют дни.
♦ Плутарх. Ярость подобна суке: как та слепыми рождает щенят, так и в ярости слепые обвинения исходят.
♦ Дикий конь уздой удержится, а скорый гнев умом обуздается.
♦ Кроткое слово разрушает гнев.
♦ Сотион. Этот сказал: «Было два мужа мудрых, но гневливых – Гераклит и Демокрит. Один, разгневавшись, прослезился, а другой – рассмеялся, и таким образом избавились от ярости».
♦ Богослов. Говори, когда чувствуешь, что речь лучше молчанья, к молчанью же прибегай, если чувствуешь, что оно лучше речи.
♦ Судья Пупо. Не желая слушать лишних свидетелей, велел рабам своим на просьбы отвечать без разбирательства дел. Однажды, желая почтить правителя Клавдия обедом, послал звать его и устроил богатый пир. Когда же настало время обеда и прочие званые все собрались, Клавдия все еще ожидали и много раз посылали положенного дозорного поглядеть, не идет ли. Когда же наступил вечер, отчаялся судья дождаться Клавдия и спросил раба, приглашавшего того: «Звал ты его?» – тот же ответил: «Да!» И сказал: «Так он не придет?» – и тот отвечал: «Нет, ибо нет времени». И сказал судья: «Почему ты мне не сказал об этом сразу же?» И раб ответил: «Об этом ты меня не просил».
♦ Зенон-философ. Пытаемый тираном Димитрием и понуждаемый выдать какую-то тайну своей родины, откусил язык свой и, разжевав, выплюнул на него.
♦ (Аристотель). Этот, спрошенный, что в жизни труднее всего, ответил: «Молчать, если можно говорить».
♦ (Сократ). Этот, спрошенный, кто тайну может хранить, отвечал: «Тот, кто уголь горячий держать на языке сумеет».
♦ Когда кто-то поносил его за зловоние изо рта, он ответил: «Ибо многие тайны сгнили в горле моем».
♦ Алкивиад. У этого был красивый пес; семь тысяч золотом отдал за него – и отрезал ему хвост. Когда кто-то спросил, зачем он так сделал, ответил: «Чтобы о том судачили люди, а не обо мне».
♦ Мосхион. Когда кто-то спросил его: «Почему поместьями пренебрегаешь, о себе же заботишься?» – ответил: «Потому же забочусь, ради чего и поместья приобретал».
♦ Герион. Этот, увидев человека, на небо взиравшего, вопрошавшего звезды и упавшего в пропасть, сказал: «Получил по заслугам, ибо, не разумея земного, у небес вопрошаешь».
♦ Кто, грабя чужое, созидает на том дом свой, тот будто камни складывает на замерзшей реке.
♦ Диоген. Этот застал вора, крадущего камни его, и, когда тот стал запираться и говорить: «Не знал я, что твои камни я крал», сказал: «А разве не знал ты, что они – не твои?»
♦ Если тем, что имеем, не пользуемся, а то, что не нужно, ищем, то и лишимся всего: того из-за случайности, а этого – по своей вине.
♦ Кто думает позаботиться о родителях, пусть взглянет на аистов. Они ведь, видя родителя своего от старости ослабевшим, вокруг него стоя, охраняют своими крыльями и пищу щедро подают, и, когда тот захочет лететь, помогают ему, понемножку облегчая крылами своими.
♦ Прокопий (софист). Как и члены телесные наших детей в час рождения повиваются, чтобы крепче, прямее были и тверже, так изначала следует нам и детский характер направлять.
♦ Таким будь для родителей своих, какими хотел бы видеть детей своих.
♦ Никоклис. Когда жена порицала его за то, что не хочет принять своего непутевого сына, сказал он, сплюнув: «И эта слюна от меня, но мне не на пользу».
♦ Шуршание листвы устрашает зайцев, трусливых мужей – бесплотная тень.
♦ Виас. Этот, спрошенный, что в сей жизни свободно от страха, ответил: «Чистая совесть».
♦ Соломон. Муж, склонный язык распускать, попадает в беду.
♦ У кого к переменам суждения склонны, тех и жизнь беспорядочна тоже.
♦ Люди подобны облакам, все время в разное место влекомые воздухом.
♦ Тех признаем безрассудными, кто легко склоняется в обе стороны, как вертящийся смерч, прилив и отлив и волны морские в волненье.
♦ Сад, часто пересаживаемый, плода не приносит.
♦ Эпихарм. Мудрому пристало не каяться, но обдумать.
♦ Плутарх. Ни огня невозможно накрыть покрывалом, ни временем – скверных дел.
♦ Душа, насытившись, и медвяного сота гнушается.
♦ Когда беспокоит желудок, смиряется сердце, когда он доволен – заносится разум.
♦ Этот, званный на пир, не обещал, пока не узнал, кто еще приглашен, и сказал, что с дурными плыть в одном корабле еще можно стерпеть или в доме одном с ними жить, но сойтись с ними в пиру – безумие.
♦ Катон. Этот сказал: «Трудно с желудком вести разговор: ушей не имеет».
♦ Волк, увидев, что тайно пастух в шалаше поедает чужих овец, сказал: «О, сколько бы шуму подняли, если бы это сделал я!»
♦ Соломон. Как моль полотну и дереву червь, так мужу забота сердце сверлит.
♦ Святой Василий. Как черви в гнилом дереве рождаются, так и забота в слабых входит людей.
♦ Сократ. Этот, спрошенный, что заботит хороших, сказал: «Слава плохих».
♦ Безрассудные со временем забудут горести, а умные – с речами.
♦ Плутарх. Однажды, когда спал царь Филипп, и подданные его прибыли к нему, и стояли у ворот, жалуясь на столь длительный сон, Парменид выглянул и сказал им: «Не удивляйтесь, что ныне он спит: ибо когда вы спали, он бдел!»
♦ Царь Кир, слышав, что юноши, выпив много, его бранили, когда наступило утро, велел привести пред собою и спросил первого, так ли рассказали о нем. Тот же отвечал: «Так говорили мы, царь, и еще больше сказали бы, если бы более было вина!»
♦ Диоген. Этому дали много вина на пиру, и он, взяв его, пролил. Когда остальные стали выговаривать ему, зачем он губит вино, так отвечал: «Если б вино от меня не погибло, я бы погиб от вина».
♦ Анахарсис. Так сказал: «Когда находишься на пиру, первую чашу ты пьешь на здоровье, вторую в удовольствие, а третью уже в безрассудство, последнюю же – в сумасшествие».
♦ Софокл. Этот, спрошенный, сказал: «Лоза три побега рождает: первый сладости, второй пьянства, третий безумия».
♦ Когда Демокрита в древности послали из Афин к царю Филиппу и он разговаривал дерзко, Филипп сказал: «Не боишься ли, что повелю отрубить голову твою?» И тот ответил: «Нет, ибо если ты ее отрубишь, мое отечество бессмертием почтит ее».
♦ Враг, правду говорящий, лучше лицемерного друга.
♦ Демосфен. Этот, спрошенный, как учился ораторскому искусству, ответил: «Истратил масла больше, чем вина».
♦ Не хвались, если кажешься лучше плохих, но печалься, когда не достигнешь хороших.
♦ Тщеславие лишает разумного существованья. Вор не выносит солнца, а надменный – кроткого. Этот, увидев юношу, дорогим плащом хвастающего, сказал тому: «Перестань хвалиться овечьей шерстью!»
♦ Соломон. Кто утвердится неправдою, тот пасет ветры и птиц крылатых.
♦ Богослов. Истина всегда одна, а ложь многолика.
♦ Эзоп. Этот, спрошенный, какая польза от лжи лжецам, сказал: «Если и правду скажут, им не поверят».
♦ Феофилакт. Справедливая хула лучше лицемерной похвалы.
♦ Сократ. Верными считай не тех, кто по твоему слову говорят, но кто противится сказанному тобой неверно.
♦ Сирах. Не восхваляй мужчину за красоту: красота мужчины познается с сединами.
♦ Плутарх. Приникни к зеркалу и вглядись в лицо свое: если красивым окажешься, поступай по своей красоте и не посрами ее злыми делами; если же уродлив ты, то недостатки лица добрым делом укрась. Поцелуя красивой женщины берегись, как змеиного яда.
♦ Снести бесчестье – большое и трудное дело, но для обладания славой необходимо величье души и высокая мудрость, чтобы, ее получив, не утратить. Но если хочешь ты славу найти – отгони эту славу; если гонишься за славой – утратишь ты славу, ибо такая слава – тень славы.
♦ Видя на стене нарисованный краской хлеб, даже если и голоден очень, никто не пойдет откусить от него.
♦ Александр. Этот взял в плен индуса, знаменитого стрелка и знатного. И, когда ему сказали: «Этот может и в перстень попасть», повелел ему явить искусство свое перед ним. И когда тот отказался, приказал зарубить его. Когда же повели его на казнь, сказал он провожавшим его: «Много времени прошло, как я лука не брал в руки, и побоялся, что, промахнувшись, загублю свою славу». Слышав это, изумился Александр и отпустил его с дарами, потому что предпочел он умереть, но славу свою не опорочить.
♦ Евагрий. Говори, что достойно, и когда достойно, и о тех, кто достоин, – и не услышишь того, что не достойно.
♦ Цветок миндаля от мороза гибнет, ибо раньше других расцветает; люди же от излишней болтливости разрушаются. Следует постоянно сдерживать язык разумом и пресекать потоки слов, да не будем безрассуднее гусей. Ведь те, когда пролетают путь от Киликии до Тавра, зная, что изобилуют те места орлами, берут в клювы камни, будто замки для голоса, и ночью пролетают в безмолвии.
♦ Этот, спрошенный, почему два уха имеем, но один язык, сказал: «Ибо следует дважды услышать и лишь раз сказать».
♦ Нил. Блажен муж, имеющий жизнь высокую, ум же – смиренный.
♦ Никоклий. Этот, услышав дурного врача, который говорил, что обладает большой силой, сказал: «Как же иначе тебе говорить, если, столько людей загубив, будто невинный ты ходишь!»
♦ Платон сказал. Дети и старики одинаково беспамятны: те развиваясь, а те теряя силы. Что есть память? Сохранение виденного и слышанного, извлечение же их называется воспоминанием. Потому-то бездарные так памятливы, а мудрые понятливы.
♦ Как мухи, здоровые части тела облетают, а к гнойным местам прилипают, так и завистники. Что стонешь, завистник, – о своем ли несчастье или о благе чужом?
♦ Анахарсис сказал. Этот скифский мудрец, спрошенный, по какой причине люди всегда печальны, сказал: «Ибо не только о своих бедах печалятся, но и о чужих удачах». Зависть – язва на истине.
♦ Агафон. Если бы не было в людях зависти, то все были бы равными.
♦ Лучше добровольно печалиться, чем принужденно радоваться.
♦ Из Евангелия. Как замечаешь сучок в оке брата своего, а в своем и бревна не видишь!
♦ Платон. Начало знанию – сознание невежества своего; мы же, ничего не зная, представляемся всеведущими.
♦ Гераклит. Этот, юношей представ перед учителем, его философии учившим и спрошенный им: «Чему, юноша, ты научился?» – так отвечал: «Вот, познал я, что не знаю ничего». Слышав это, учитель дивился, и все, стоявшие вокруг учителя, воскликнули: «Воистину этот юноша умнее всех нас!»
♦ Дион. Следует действующие законы соблюдать твердо и никакой из них не изменять, ибо лучше старому следовать закону, нежели новому, даже если он и кажется лучше.
♦ Селевк. Закон подобен паутине, ибо, если влетит в нее муха или комар, то увязнет, если же пчела или шершень, то, разорвав, вылетают. Таков и закон: если попадется бедный и незнатный человек, то увязнет в нем, если же богатый и могущественный, то, словом разорвав, выберется.
♦ Песок, и соль, и железа глыбы легче снести, чем безрассудного человека.
♦ Зенон. Один глупый юноша в Академии спорил о душе, Зенон же сказал: «Что споришь? Не омочив языка в уме, много напортишь в слове».
♦ Диоген сказал. Этот, приступив к некоему юноше, растратившему отцовское наследство, просил десять золотых драхм. Когда же юноша спросил: «Почему у других по оболу просишь, а у меня десять драхм?» – отвечал тот: «У других я надеюсь что-нибудь получить, а у тебя ничего».
♦ Зенон. Этот спорил с безрассудно проматывающим имение распутником и, когда тот отвечал, что от множества лишь немногое растрачивает, сказал: «Иль повара безрассудны, когда, пересоливши еду, говорят: „Ведь у нас еще много есть соли!“?»
♦ Демосфен. Не та пшеница хорошей считается, что на хорошем поле сжата, но чисто собранная и в пищу пригодная; так же и человека примем не по знатности рода, но по характеру.
♦ Соломон. В радости глупый кричит, мудрый же лишь слегка усмехнется.
♦ Эпиктет. Смех отгони и смеху источник не будь: легко соскользнуть и к хуле.
♦ Ночные сны – это отклик дневных помыслов: увидит во сне вожделенное, тем и утешится. Сверх меры спать подобает мертвым, а не живым.
♦ Эсхиний. Этот осужден был афинянами, а Демосфен, бывший начальником города, послал ему десять тысяч золотом, утешая его, чтобы мужественно переносил осуждение и нужду без печали. Тот же сказал: «Да как я могу не печалиться, покидая такое отечество, в котором обиженные помогают обидчикам!»
♦ Когда все дела твои совершаются по твоему желанию, тогда жди изменений; а когда неожиданные несчастья нападут на тебя, тогда ожидай добра и улучшения.
♦ Демокрит. Подобна жизнь эта ристалищу, на котором часто хорошие гибнут, а худшие – лучшие места заступают. Ибо достойно чтить расположение, а злобу отринуть.
♦ Сократ. Этот, спрошенный, какой город хорошо живет, отвечал: «В котором живут по закону, а несправедливых наказывают».
♦ Солон. Тот город крепок, в котором люди добрые в чести, слаб же тот, в котором чтят дурных.
♦ Как ни открыта злоба, но людям добра не приносит.
♦ Диоген. Этот как-то днем, запалив свечу, ходил по городу и, когда кто-то спросил его: «Зачем ты делаешь так, философ?» – ответил: «Ищу человека!»
♦ Критий. Скверно, когда человек не умен, но хочет казаться умным.
♦ Диоген. Иные люди других учат, а сами своим поученьям не следуют; подобны они гуслям, которые людям красивые звуки издают, а сами не слышат.
♦ Из этой жизни хорошо уйти как и с пира: не жаждая, но и не упившись.
♦ Сократ. Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
♦ Биас. Увидел на дороге лежащий меч и сказал: «Кто тебя погубил – или ты кого-то?»
♦ Сын Фабия сказал отцу: «Нападем на врагов, и сотни из нас не погибнет». Тот же ответил: «Кто знает, может быть, ты и будешь один из сотни».
♦ Славная война лучше неполного мира.
♦ Плутарх. Не спасти ни корабля одним якорем, ни этой жизни одной лишь надеждой.
♦ Лучше жить в пустыне со львом и змеею, чем со лживой женой и болтливой.
♦ Солон. Этот, спрошенный кем-то, советует ли ему жениться, сказал: «Нет! Если уродину возьмешь – будет тебе мучение, если красавицу – захотят и другие ею полюбоваться!»
♦ Диоген. Этот, увидев спорящих женщин, сказал: «Глядите: змея у гадюки яду просит!»
♦ В трех бедах пребыл: в ученье, в бедности, у злой жены; две беды избыл, а злой жены не сумел избежать!
♦ Теофраст. Стыдись себя сам, тогда другой тебя не пристыдит.
♦ Не брани человека в старости его: они ведь от нас стареют. Трех возненавидь, душа моя, и так омерзительна мне их жизнь: старого распутного, богатого лживого, нищего гордого.
♦ Диоген. Этот, увидев, как старуха мазалась краской, сказал: «Если красишься ты для живых – то ошиблась, если ж для мертвых – то не медли!»
♦ Демокрит. Старик молодым уже побыл, а юный не знает, дойдет ли до старости.