Г
Гавриил – архангел (Евангелие от Луки, 1, 19), один из семи ангелов, облеченных полномочиями возносить людские молитвы к Богу. Господь посылал его к Захарии, чтобы возвестить ему о рождении Иоанна Крестителя, и к Деве Марии, чтобы благовествовать Ей о Рождении Спасителя. Ветхий Завет повествует о том, что Гаврил являлся пророку Даниилу, чтобы объяснить ему видение об овне и козле, а также тайну семидесяти седмин (Книга пророка Даниила, 8, 16; 9, 21).
Гадание – мантика, строго запрещена еще Законом Моисеевым. В древности гадали по кубкам и чашам, по стрелам, по печени животных, по посоху, а также по сновидениям, воде, огню и воздуху, по пению или полету птиц, по линиям рук, по встрече и пр.
Гадатель, прорицатель – человек, предсказывающий будущее. Закон Божий ставит таких людей в один ряд с чародеями, ворожеями и обаятелями, общения с которыми верующие люди должны избегать. Гадание и прорицание были грехом не только древних иудеев, но и окружающих их народов. Для предсказывания будущего использовали разные, иногда вовсе нелепые способы. Но каким бы образом не было предсказано будущее, гадание и прорицание противно христианскому духу, а обращающиеся к гадателям и экстрасенсам обнаруживают не только глупость и невежество, но и грех.
Галилейское море (Тивериадское море, или Геннисаретское озеро) – водоем, расположенный в Галилее. Иногда в Священном Писании Галилейское море называют просто морем. На севере в него впадает река Иордан, а на юге вытекает из него. Климат в этом районе тропический, а в самом водоеме водится много рыбы, поэтому множество местных жителей во времена Иисуса Христа занимались здесь рыболовством. Обычно на море очень тихо, но иногда, когда налетают ветры с ближайших гор, поднимается буря и плавать по нему становится небезопасно. Галилейское море упоминается во всех четырех Евангелиях. «Выйдя же в тот день из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами.» (Евангелие от Матфея, 13, 1–3). «И вышел [Иисус] опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их» (Евангелие от Марка, 2, 13) и т. д.
Галилея – во времена Иисуса Христа Палестина была разделена на три области. Северная область носила название Галилеи. На востоке она граничила с Геннисаретским озером и рекой Иордан, на севере – с Анти-Ливаном, на юге – с Самарией, а на западе – с Финикией. Сама Галилея разделялась на Нижнюю и Верхнюю. Верхнюю Галилею населяли самые разные народы и племена, поэтому ее часто называли языческой. Нижняя Галилея была густо заселена иудеями, так как ее равнины были очень плодородными. Священное Писание называет Христа Иисусом Галилеянином, так как Господь провел в Галилее Свои детские и юношеские годы. Здесь он жил, здесь же начал учить и набирать Себе апостолов. После Своего Воскресения Он явился Своим ученикам также в Галилее. Однако иудеи из других областей не очень жаловали галилеян за то, что их наречие несколько отличалось от столичного. Поэтому апостола Петра, скрывшегося после ареста Иисуса среди слуг первосвященников, сразу распознали по его выговору. Галилея была цветущей и процветающей областью, в ней находились города, названия которых часто встречаются в Ветхом и Новом Завете: Назарет, Канна, Геннисарет, Наин, Тивериада и др.
Галилеяне – одна из иудейских сект, получивших название по имени своего предводителя, Иуды Галилеянина. Она образовалась, чтобы противостоять государственному налогу о податях, и действовала заодно с фарисеями. Те галилеяне, которые упоминаются в Евангелии от Луки (13, 1–2), кровь которых Пилат смешал с их жертвами, видимо, были подданными Ирода и погибли в результате вражды между Иродом и Пилатом.
Геенна (огненная) – название глубокого оврага, находящегося под Иерусалимом с южной его стороны.
В этом месте были расположены идольские капища, где приносились человеческие жертвы Молоху. При этом вопли жертв заглушали игрой на музыкальных инструментах. При царе Иосии, который беспощадно боролся с идолопоклонством, это место было намеренно осквернено: горожане стали сбрасывать туда мусор, трупы павших животных и пр. Для того чтобы уничтожить зловоние и оградить город от заразы, в этом овраге постоянно горел огонь, поэтому впоследствии овраг стали называть геенной огненной. Геенна стала местом отвращения и ужаса городского населения. Позднее этот образ стал символом вечного адского мучения, «где червь не умирает и огонь не угасает». В этом смысле слово «геенна» Господь употребляет достаточно часто с прибавлением эпитета «огненная». «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» [пустой человек], подлежит синедриону [верховный суд]; а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной (Евангелие от Матфея, 5, 22).
Гефсимания – масличный сад, священнейшее место для всех христиан. Сюда Господь приходил и вместе со Своими учениками, здесь Он молился перед Своей крестной смертью, здесь же Иуда Искариот предал его в руки слуг первосвященников. Здесь Сын Божий испытал страшный гнет душевных мук, который вырвал из Его уст потрясающий вопль: «душа Моя скорбит смертельно» (Евангелие от Марка, 14, 34). В Гефсимании находится также погребальная пещера Пресвятой Богородицы.
Гиацинт – название драгоценного камня, встречающееся в Откровении Иоанна Богослова: один из двенадцати драгоценных камней, который будет положен в основание Нового Иерусалима (21, 20). Гиацинт в природе имеет желтый, красный или зеленый цвет.
Глас – первоначально в церковном пении Византии представлял собой один из восьми ладов с господствующими конечными тонами. В Древней Руси гласы превратились в восемь диатонических напевов. Как в греческом, так и русском пении напевы одного гласа неодинаковы для стихир, тропарей, прокимнов и ирмосов, хотя встречаются и исключения. Например, стихирный напев второго гласа повторяет тропарный напев, а напев ирмосов третьего гласа – стихирный. Восемь гласов, или осмогласие, составляют основу всей церковной музыки: большая часть песнопений представляет собой именно гласовое пение. Напевы каждого гласа поют ровно одну неделю. Таким образом, чередование восьми гласов в течение восьми недель представляет собой завершенный гласовый цикл, повторяющийся много раз в течение года.
Гнев – сильное возбуждение, направленное против ближнего, являющееся грехом или не являющееся таковым в зависимости от цели и степени. Гнев благочестивого человека и его отвращение ко греху грехом не является. Праведники могут гневаться и при этом не грешить. Сам Господь наш Иисус Христос гневается на нечестивых. Греховное же чувство гнева в Священном Писании порицается. Апостол Павел говорил: «Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злодеяние со всякою злобою да будут удалены от вас» (Послание к Ефесянам, 4, 13). То есть гнев нельзя испытывать слишком долго, иначе он превратится в отмщение и злобу.
Гог – в Откровении Иоанна Богослова (20, 7) вместе с Магогом упоминаются в связи с описанием царства Антихриста.
Голгофа – возвышенность неподалеку от Иерусалима, на которой был распят Господь (лобное место). Во времена Иисуса Христа она находилась неподалеку от городских ворот. В наши дни она оказалась в черте города, недалеко от западной окраины Иерусалима. Название горы «Голгофа» происходит от ее сходства с человеческим черепом. Кроме того, в результате казней здесь часто были видны черепа осужденных. По церковному преданию, на Голгофе был погребен Адам. Однако самым значимым для христиан всего мира стали события, происходившие на этом месте в связи с крестной смертью Спасителя. Всеми четырьмя евангелистами описаны страдания Господа, которого среди насмехающейся толпы вели на казнь. Здесь Господь, распятый на кресте, испытал страшные муки, а смерти его сопутствовали жуткие знамения. В час телесной смерти Господа тьма была по всей земле, а почва содрогалась, как бы сочувствуя страданиям Иисуса. С последним словом Сына Божия разодралась надвое завеса в иудейском храме, символизируя начало новой религиозной веры.
Голиаф – великан филистимлянин, которого победил Давид (Первая книга Царств, 17, 4).
Гоморра – город в долине Сиддимской, разрушенный серным огнем за развратное поведение его граждан (Бытие, 14, 2–8). В Священном Писании, когда речь идет о крайнем нечестии в народе, Гоморра часто употребляется рядом с названием другого города – Содома.
Гора соблазна – южный склон Елеонской горы. По преданию, здесь располагались идольские капища, устроенные Соломоном для своих жен-язычниц.
Горчица – стручковое растение семейства крестоцветных. В диком состоянии часто встречается в Палестине и Египте. Семена горчицы очень мелкие, а само растение в благоприятных условиях вырастает достаточно крупным (высокий куст). Спаситель, произнося притчу о Царстве Божьем, сравнивает его с семенем горчицы: «Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и оно выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его» (Евангелие от Луки, 13, 19).
Конец ознакомительного фрагмента.