Вы здесь

Православная энциклопедия. Б (Е. Л. Исаева, 2010)

Б

Багряница – принадлежность царского гардероба, мантия из дорогой ткани, окрашенной в багряный (пурпурный) цвет. Такого рода одежда была очень дорогостоящей, а позволить себе носить ее могли только власть предержащие. В багряницу в насмешку был одет перед казнью Иисус Христос: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам» (Евангелие от Иоанна, 19, 2–3).

Беззаконие – любое дело, противоречащее Закону Божьему.

Белильничье поле – поле мыльщика или валяльщика, расположенное недалеко от Иерусалима на берегу пруда. Там по обыкновению валяли сукна, мыли их в пруде и развешивали сушить на солнце. С белильничьим полем связано немало событий Ветхого и Нового Завета.

Бессребреник – святой человек, не принимавший платы за свои услуги. Например, святые целители, бессребреники Косма и Дамиан.

Бес, бесы – злые духи, прислужники дьявола, составляющие со своим господином единое царство тьмы. В Ветхом и Новом Заветах есть множество указаний на их существование и многочисленность. Например, в Ветхом Завете говорится, что не раз, когда ангелы являлись перед Богом, вместе с ними являлся и дьявол. После этого на людей обрушивались несчастья, допущенные Богом для того, чтобы испытать веру того или иного человека. Так случилось с праведным Иовом, который потерял все, в том числе и семью, а сам заболел проказой. Но в своем крайне бедственном положении праведник продолжал славить Бога. В конце концов Господь вернул Иову все с лихвой (Книга Иова, 1, 6; 2, 2).

Бесноватый – человек, одержимый злым духом. Священное Писание повествует о том, что духи тьмы могут входить в людей и выходить из них. Кроме того, одержимые бесом сильно отличаются от людей, больных эпилепсией или другими нервными и психическими заболеваниями. Например, бесноватые знают, что Иисус – Сын Бога, что Спаситель с ними разговаривает, а они Ему отвечают. Когда Христос повелевает им молчать или выйти вон из человека, они повинуются. Выйдя вон, бесы бродят по безводным местам, ища покоя, а не найдя его, они берут себе в помощники более злых духов и возвращаются в прежнее свое жилище. Сам Иисус Христос и Его ученики принимали бесноватых и понимали, чем вызваны их недуги. Точно так же Христианская церковь с самых первых времен знает о подобном явлении. Знают об этом и верующие врачи, которые могут привести немало случаев беснования и одержимости злыми духами, которые в наш просвещенный век встречаются ничуть не реже, чем 2000 лет назад.

Библейские песни – 9 текстов из Библии, в частности Ветхого Завета, которые послужили основой для составления песен канона. В старину библейские песни читали во время церковных служб, затем в VI–VII веках к ним составили песнопения, которые были посвящены какому-либо церковному событию: празднику, дню поминовения святых и пр. Эти песнопения (ирмосы) образовали канон и постепенно вытеснили из употребления библейские песни. Последние в настоящее время читают только на утрене во время великопостных служб. Первая библейская песнь – это песнь Моисея, переведшего иудеев через Чермное (Красное) море. Вторая песнь – это тоже песнь Моисея, который наставлял израильтян перед своей кончиной: пророк напомнил людям о наказаниях, которые ждут их, если они отступят от Бога. Третья песнь – это песнь Анны о рождении Самуила, ее сына, который стал последним судьей израильским. Четвертая библейская песнь – это песнь Аввакума-пророка, славящего Господа. Пятая – «От нощи утреннюет дух мой» – это песнь Исайи-пророка. Шестая песнь – обращение пророка Ионы, проглоченного китом. Седьмая и восьмая песни – это песни 3 иудейских отроков, отказавшихся покланяться идолам, брошенных за это в раскаленную печь и оставшихся невредимыми. Девятая песнь – это песнь Божьей Матери «Величит душа моя Господа» и песнь священника Захарии о рождении Предтечи Господня, Иоанна Крестителя. Большинство современных канонов не содержит второй песни из-за ее суровости и сложности. Ее имеет только Великий канон (канон Андрея Критского).

Благоверный – князь или царь, способствовавший распространению и укреплению Православия, а по смерти причисленный к лику святых.

Благовест – мерные удары в большой колокол. Таким колокольным звоном верующих оповещают о начале церковной службы.

Благовещение Пресвятой Богородицы – православный праздник из числа двунадесятых. Отмечается 7 апреля (25 марта). В это день Церковь вспоминает события, связанные с явлением архангела Гавриила Деве Марии, который возвестил Ей о том, что Она избрана Богом для рождения Спасителя всего человечества. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Евангелие от Луки, 1, 28; 1, 30–31; 1, 35).

Благодать – в богословском смысле благой Божий дар, подаваемый человеку тайно и только по Божьей милости. В некоторых случаях благодать означает влияние Бога на человека и его последствия для человеческой души и сердца.

Благословение – 1) благословение мирян: осенение верующих крестным знамением. Его совершают в строго определенные моменты церковных служб и предваряется возгласом «Мир всем». Благословить народ может как священник, так и архиерей; 2) начальный возглас иерея или архиерея, после которого начинается богослужение. Такие возгласы отличаются друг от друга в зависимости от характера службы. Например, литургию священник начинает возгласом «Благословенно царство.», а всенощную возгласом «Слава Святей.». Обычный же возглас начинается словами: «Благословен Бог наш.».

Благословенны – особые тропари, посвященные Христову Воскресению. Поются на воскресных утренях в течение всего года, кроме Господских праздников: Вербного воскресения, Пасхи, Недели фоминой и Троицы. Такое название они получили по первым словам припева: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим».

Блаженны – евангельские стихи, начинающиеся словами «Блаженны нищие духом…» и поющиеся на литургии в качестве третьего антифона.

Блаженство, блаженный – эти два слова в Священном Писании часто употребляются в отношении Господа Бога: «Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (Первое послание к Тимофею, 6, 15). Помимо Всевышнего, блаженными называют ангелов и различных людей, пребывающих в разных обстоятельствах. Вообще, слова «блаженство» и «блаженный» редко относят к материальному миру, так как обозначенное ими состояние больше касается благ духовных, а значит, вечных. Например, блаженной называют Божью Матерь и всех тех, кто боится Бога, слушает слова Его и исполняет Его заповеди. Блаженны также нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные правды ради, поносимые и гонимые за веру Христову (Евангелие от Матфея, 5, 3-12). Однако полное блаженство ожидает человека в будущем, когда Господь одержит над адом и смертью окончательную победу. Об этом грядущем блаженстве в Священном Писании говорится особенно часто.

Благочинный – иерей, имеющий полномочия следить за жизнью прихода, разрешая спорные вопросы между мирянами или священниками. Благочинного назначает архиерей.

Блудница – это слово, применяемое относительно женщин легкого поведения, в Священном Писании употребляется в более широком смысле. Например, для обозначения нечестивого и развратного образа жизни, в том числе отступления от Бога и поклонения идолам. В древности в Палестине уже существовал класс женщин легкого поведения, несмотря на строгость иудейского закона в отношении блудодеяния. О женщинах-блудницах много раз упоминает Ветхий Завет: блудница Раав, впустившая в город иудеев-лазутчиков; две блудницы, пришедшие на суд царя Соломона и т. д. Во времена пророков блудницы собирались у городских ворот и первоначально в виде платы за свои услуги брали козленка. Позднее некоторые из них стали пользоваться такой популярностью, что могли вести богатую, обеспеченную жизнь. Перед пришествием Христа на землю разврат между людьми усилился до предела, поэтому его ученики прежде всего предостерегают верующих от блуда и подобных ему пороков.

Бог – Творец неба, земли и всего сущего на ней. В Священном Писании Бога называют разными именами: Иегова, Всемогущий, Господь, Всевышний и пр. Ему вменяются такие качества, как высшее духовное совершенство, самобытность, независимость, всеведение, вездесущность, правосудие, благость, любвеобильность, премудрость, всемогущество, слава и беспредельное величие. Если иногда Писание приписывает Господу обладание телесными членами, то только потому, что ум человеческий лучше воспринимает такую аллегорию. Например, руки Божьи означают всемогущество, уши и глаза – всеведение, ноги – вездесущность и т. д. Бог по существу един, но троичен в Своих Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, то есть представляет собой Святую Троицу, единую и нераздельную. В Священном Писании всем 3 Лицам Святой Троицы приписываются одинаковые возможности. Однако между ними существуют некоторые различия. Например, Бог Отец не может родиться, так как Он вечен, Бог Сын предвечно рожден от Бога Отца, а Бог Святой Дух исходит от Отца и наполняет всю вселенную. Таким образом Бог промышляет, Бог будет судить, Бог царствует, Бога нужно любить и восхвалять, уповать на Него и повиноваться Ему. Главной обязанностью каждого человека является обязанность жить для Бога, так как он живет благодаря Ему. Однако утверждение, что все есть Бог, равнозначно отрицанию Бытия Божьего.

Богатство (богатый) – обилие как преходящих, земных благ, так и благ нематериальных, то есть духовных. В Священном Писании можно найти примеры людей, обладавших множеством материальных благ, а также тех, чье духовное богатство невозможно измерить земными мерками.

Богородичен – тропарь, посвященный Пресвятой Богородице.

Богохульство – один из наиболее тяжких грехов, представляющий собой произнесение слов хулы на Бога и Божий промысел. В соответствии с законом Моисеевым богохульников предавали смерти. Виновного выводили из города или стана и публично побивали камнями. Самым тяжким из богохульств является поношение Святого Духа. Сам Спаситель по этому поводу говорил следующее: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. ни в сем веке, ни в будущем» (Евангелие от Матфея, 12, 31–32).

Богоявление – праздник Крещения Господня (см. Крещение Господне).

Брак – таинство, в котором жених и невеста перед Богом и Его Церковью обещают друг другу быть верными супругами, после чего их союз благословляется как образ духовного союза Иисуса Христа со Своей Церковью. Он был установлен со времен сотворения человека. Бог, видя, что человеку одному нехорошо, сотворил ему «помощника, соответственного ему» (Бытие, 2, 18). Супругам испрашивается благодать единодушия, благословенного рождения и христианского воспитания детей. О том, что брак есть таинство, можно узнать из Послания апостола Павла к Ефесянам (5, 31–32).

Брань христианина с врагом спасения – согласно Священному Писанию, врагами нашего спасения являются: плоть, ее греховные устремления и окружающий христианина мир, а главный враг нашего спасения – это дьявол. Основным оружием борьбы с врагами человека является следующее: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом.» (Послание к Ефесянам, 6, 13–18).

Брат – смысл этого слова, означающего кровное родство, то есть степень родственной близости детей мужского пола, рожденных одними родителями, Священное Писание трактует более широко. Например, братьями называют людей, принадлежащих к одному и тому же народу или племени и даже лиц, соединенных узами тесной взаимной любви. В Новом Завете слово «брат» означает тесное духовное общение, которое истинные последователи Христа имеют с Богом и друг с другом.

Братья Господа Иисуса Христа – так в Священном Писании именуют детей Иосифа Обручника от первого брака и детей Клеопы.