Вы здесь

Православная здрава. 10 ступеней к здоровью. Глава 2. Святыни России (Валерия Христолюбова, 2008)

Глава 2

Святыни России

Монастыри и храмы

Первые монастыри на Руси появились примерно 1000 лет назад. Вместе с христианством на протяжении всей русской истории они были центром духовной и культурной жизни народа, главной ее опорой. Часто стены монастырей служили защитой от врагов. Наши предки чувствовали, где можно строить, а где нельзя. До начала строительства храма приглашали схимника или святого. Обозначенное им место освящалось.

Все посещающие церковь могут подтвердить, что человек прекрасно чувствует себя в церкви. Это связано с энергетикой православных церквей и старинных иконостасов.

Святые отцы шли в лесные дебри, болота, рыли пещеры, добровольно лишали себя самых элементарных благ, стараясь отъединиться от грешного мира, очиститься от скверны в уединении и в очищении вознести молитву творцу. За каждым преподобным – десятки чудес: исцеление больных, спасение монастырей или городов.

Жизнь и подвиги наших святых внешне схожи.

Поход против Русской Православной церкви начался при Ленине, наибольший размах приобрел при Сталине. Разоряли монастыри, священников отправляли в лагеря, многие из них принимали мучительную смерть. Храмы взрывали и оскверняли. В одной из церквей устроили тир, и красноармейцы стреляли прямо в святые лики.

Чудом Божьим сохранилась Русская Православная церковь, как после великого побоища. По всей Руси до недавнего времени чернели остатки церквей и монастырей. И казалось, что нет такой силы, которая подняла бы их из руин. В Московской области и в Москве в 1913 году было 220 монастырей, сейчас восстановлено 55. Из развалин не только появляются религиозные обители, но великая красота возвращается в мир. Красота, воплощенная в камне, а главное – в душах людей.

Сегодня основная масса монахов – это молодые, полные жизни и сил люди. По их свидетельствам, пребывание в монастыре действует почти гипнотически. В душу приходит покой и тихая радость. Жестокое время, говорят, сегодня. Однако само по себе время никакое, оно вечное. Жестоким или добрым его делают люди.

Мы не станем православным государством, ничего не построим, пока не решим вопросов духовной жизни. Поэтому на каждом из нас, русских христиан, лежит долг – в меру своих сил способствовать тому, чтобы у России было духовное будущее.

Мир богат и многообразен. Идя по пути духовного развития, мы открываем его перед собой, и жизнь становится более полной и счастливой. Подавляющее большинство наших горестей происходит от непонимания законов и причин.

Свято-Данилов монастырь

Этот монастырь – первая обитель Москвы, последний монастырь сталинского СССР, первый монастырь, возвращенный в 1980 году в лоно церкви.

Монастырь основан в 1272 году Даниилом Александровичем, сыном Александра Невского, в честь своего покровителя, преподобного Даниила Столпника. Монастырь находится в центре столицы, возле реки Москва. Монастырь на южном рубеже Москвы должен был молитвами монахов оберегать Русь от набегов кочевников.

Благодаря усилиям князя Даниила было положено начало объединению русской земли в единую мощную державу.

Даниил часто приезжал в обитель для молитвы и беседы с седовласыми старцами. Он принял в монастыре схиму и завещал похоронить себя на кладбище, среди могил простых иноков. После его смерти управлять Московскими землями стал сын Даниила Иван Калита.

По легенде, однажды Иван Васильевич Грозный ехал вдоль Москвы-реки мимо забытой могилы Даниила. Под одним отроком, следовавшим с ним, споткнулся конь – и явился человек, который сказал, что здесь похоронен благоверный Даниил. Местные жители заметили, что от могилы Даниила идет свет, ее стали посещать слепые, больные – и все они исцелялись. Иван Грозный узнал об этом и возродил монастырь, по его указу построили каменный храм. Монастырь обнесли каменной оградой, а мощи (нетленные) положили в раку.

В Троицком храме в феврале 1923 года во время проповеди архиепископа Федора произошло волнение, все прихожане показывали на Царские ворота. Владыка Федор оглянулся и увидел… схимника! Князь Даниил благословил молящихся и сделался невидимым.

XX век принес русскому народу печаль и небывалые испытания. Кровь христиан полилась рекой. Среди мучеников христовых были и иноки Данилова монастыря. В водовороте событий мощи Даниила потерялись. Но в 1986 году из далекой Америки были переданы частицы его мощей.

Пока жива память о святом и отважном князе Данииле, пока горят перед иконами свечи, жива Москва, жива Россия.

Свято-Троицкая Сергиевская Лавра

История Лавры есть история России. Здесь была обитель преподобного Сергия Радонежского. Основан Троицкий монастырь был 1340 году. Он представлял собой небольшую пустынь: храм в окружении деревянных келий.

Монастырь постоянно оказывался в центре политических событий.

В 1380 году Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В 1408 году Русь терпит нашествие Едигея – Троицкий монастырь сожжен ханом дотла, но быстро восстановлен. В сентябре 1608-го по январь 1610 года Лавра выдерживает осаду 30-тысячной польско-литовской армии. В 1618 году – второй набег королевича Владислава закончился так же бесславно.

История Лавры многолика.

Здесь крестили детей Ивана Грозного. В Лавре Иван Грозный молился за упокой души убитого им сына Ивана. Борис Годунов часто приезжал с богатыми дарами. На территории монастыря в годы смуты активно поддерживали народное ополчение Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Во время «хованщины» в Лавре скрывался Петр I с братом Иваном и сестрой Софьей, а в 1689 году Петр I бежал сюда от царевны Софьи. Часто сюда устраивала богомольные походы Елизавета Петровна. В Троице-Сергиевой Лавре работали Андрей Рублев, Даниил Черный, резчик ювелир Амвросий.

В 1862 году Москву и Сергиев Посад соединили железнодорожной веткой, и число богомольцев возросло до миллиона человек в год.

В год празднования 300-летия царского дома Романовых Сергиев Посад посетил Николай II.

Внутри собора находится одна из святынь земли русской – мощи святого Сергия Радонежского. Как при жизни, так и после преставления великий чудотворец творит чудеса во славу Христа. Мощи его нетленные, благоухают. Многие богомольцы излечиваются, подходя к мощам.

Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь

Свято-Троицкий монастырь – это самая известная Санкт-Петербургская епархия и самая обширная по числу строений обитель. Находится она в селе Старая Слобода Лодейнопольского района Ленинградской области, вблизи шоссейной дороги, ведущей в Оловец. Монастырь находится между двумя озерами. Если посмотреть сверху, то можно увидеть, что озеро имеет форму креста.

Обитель была основана великим подвижником Севера – преподобным Александром Свирским. Всю жизнь провел Александр Свирский в лишениях, питался раз в день хлебом и водой, мылся два раза в год и тогда же стирал рубашку, очень много трудился.

В 1508 году он сподобился явления Пресвятой Троицы в виде трех светоносных мужей – уникального в истории святости. Преподобный Александр обозначил это место часовней[Сейчас в часовне насыпают песок, и он становится лечебным: достаточно только насыпать его на больное место, и болезнь проходит.].

Под конец жизни преподобный Александр удостоился видения пресвятой Богородицы, обещавшей не оставлять своим заступничеством обитель.

На месте явления Божьей Матери преподобный заложил, за несколько лет до кончины, Покровский храм. Преподобный Александр спал на голом полу, готовил пищу, месил тесто, рубил дрова, носил воду. Ночью обходил кельи, пресекал праздные разговоры, больных исцелял, призывал к покаянию. Запретил употреблять спиртное. На украшение храма жертвовали средства богомольцы. Однако не у всех преподобный Александр брал пожертвование, он говорил, например, что рука осквернена, ибо ею он избивает мать. Вскоре после смерти преподобного Александра у его гроба стали совершаться чудеса: исцеление от слепоты, паралича, беснования, головной боли, болезни суставов и других недугов.

Монастырь пользовался покровительством высоких особ: Ивана Грозного, который считал монастырь образцовым, а также семейства Годуновых, Василия Шуйского.

После революции проводилась компания по ликвидации мощей святых. Мощи преподобного Александра были названы «восковой куклой», так как они были нетленны и цельны. Однако благодаря заступничеству Божьему мощи не были уничтожены – их обнаружили в Военно-медицинской академии. Мощи преподобного Александра Свирского мироточат, миро является целебным.

В уникальных целительных свойствах мощей я убедилась на собственном опыте. У меня сильно заболело колено, ничто не помогало, мне посоветовали поехать в Свято-Троицкий Преображенский Александро-Свирский мужской монастырь. Сказали, что если постоять около раки с мощами Александра Свирского и попросить преподобного помочь избавиться от боли, то боль может пройти. После посещения монастыря моя нога 8 месяцев совсем не болела, в том числе благодаря купленному в монастыре миру, которым я смазывала колено.

Тихвинский Богородично-Успенский мужской монастырь

Обитель возникла на освященном месте, в 1383 году, во славу иконы Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы), названной впоследствии Тихвинской. Образ написан евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы.

Икона пребывала в Иерусалиме, а в 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя, образ чудесным образом, по воздуху, скрылся из Царьграда и затем явился на Руси рыбакам над Ладожским озером. На берег реки Тихвинки пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся.

В царствование Ивана Грозного был выстроен монастырь, а икона прославилась множеством исцелений.

Когда шведы осадили монастырь, одна благочестивая женщина услышала голос Богородицы, которая велела пронести икону вокруг монастыря. Когда это было сделано, шведы бежали.

После 1917 года обитель разделила печальную участь многих монастырей и храмов России. Чудотворный образ с закрытием монастыря попал в местный музей. Во время Великой Отечественной войны Тихвин захватили гитлеровцы, и с их уходом икона пропала. В 1944 году икона попала в Ригу, в 1949 году – в Германию, а затем в Чикаго. И только спустя 60 лет святыня вернулась в Россию. Тихвинская икона считается защитницей северных земель нашей Родины. Перед ней молились люди перед тем, как отправиться на войну. Перед ней молятся за детей, сбившихся с пути истинного.

Если вы прикоснетесь губами к руке Божьей Матери, то почувствуете тепло.

Свято-Гурьевский храм

Русь всегда была крепка подвижниками и удивительными святыми местами, чудотворная сила которых исцеляет тела и души. Одно из таких замечательных мест – деревня Петьялы в Волжском районе. Верующие приезжают в Петьялы со всей России, так как на этом месте лежит благословение самой Богородицы, а также трех великих русских чудотворцев – Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского, Гурия Казанского.

Чудотворец Иоанн Кронштадтский, посетив монастырь, был восхищен великолепием этих мест и убедил архиепископа Владимира, что нужно строить храм. В 1896 году храм был построен и назван Свято-Гурьевским.

Благословение святого Иоанна спасло храм от разорения в годы революции. В него со всей округи из разоряемых церквей приносили иконы.

К чудодейственным святыням относится икона Смоленской Седмиезерной Божьей Матери. Ее принесли в храм из Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни (35 километров от Петьял).

Когда икону внесли в церковь и служили перед ней молебен, на холме забил ключ – святой источник. Местные священники считают, что Богородица дала знак, что икона находится в надлежащем месте. Источник – вторая святыня храма. На холме сделали купальню. Если вы приехали в Свято-Гурьевскую церковь, попейте водички из источника и искупайтесь – и вы не только избавитесь от накопившейся усталости, но и излечитесь от болезней. Имеется второй источник ниже храма – источник преподобного Серафима Саровского. Он имеет тоже благодатную силу.

Четвертая святыня – чудотворный старый деревянный крест. Приплыл он в 20-е годы во время весеннего половодья по реке Свияга. Мужики пытались зацепить его баграми, но крест уходил под воду. Несколько ребятишек полезли в холодную апрельскую воду за крестом. Крест сам пошел к ним в руки, и ребята вытащили его на берег. Легенда гласит: именно этим крестом Иван Грозный крестил в Волге татар после взятия Казани.

Крест особенно часто помогает от заболевания костей.

У моего знакомого слег отец, сильные боли в позвоночнике не позволяли ему ходить. Его отвезли в Свято-Гурьевский храм, и вскоре боли прекратились, он смог ходить. Он утверждает, что помог ему именно деревянный крест.

В поволжский Свято-Гурьевский храм приходят также за благословением на брак.

Светильники веры

Сегодня мы все, без исключения, нуждаемся в духовной и душевной пище.

Русская земля никогда не иссякала святостью. Такие светильники веры, как преподобный Сергей Радонежский или преподобный Серафим Саровский, вносят в нашу жизнь радость и свет, их пример зажигает и вдохновляет наши сердца.

«Святые – это живые лучи Божественного света», – говорил епископ Александр Семенов-Тян-шанский. Они озаряли жизнь современников, продолжают озарять и нашу жизнь. Но если сердце в грехе, мы не способны увидеть божественный свет.

Святые – это люди, ближе других стоящие к Богу, это верные его слуги.

«Дивен Бог во святых своих», – говорит нам Священное Писание.

Игумен Сергий Радонежский

Примером своей жизни, высотой своего служения преподобный Сергий поднял дух родного народа, своим спокойным и ровным светом озарил всю историю русской земли.

Преподобный Сергий первый из русских святых был удостоен видением Пресвятой Богородицы. Он спас русскую землю во времена татарского ига, благословив князя Дмитрия Донского и помогая сражающимся молитвами.

Второй раз он спас Россию во время смуты и польско-литовского вторжения: он благословил Кузьму Минина, представ перед ним в ночном видении и сказав: «Собирай казну, собирай людей и веди их на Москву».

Третий раз Сергий Радонежский явился русским людям в переломный момент Великой Отечественной войны (жители села Кузовка ясным солнечным утром видели преподобного Сергия, явление длилось более часа).

Ключевский сказал, что Россия будет стоять, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия.

Преподобный и богоносный отец Сергий родился в Ростове. С юности он любил бродить в одиночестве в безлюдных местах.

Родители рано умерли, наследство он раздал, не оставив себе ничего на пропитание. Он ушел в пустынное место, срубил хижину и непрестанно молился Богу. В легкой одежде переносил холод, плоть свою умерщвлял бдением, постом и трудом.

Слава о нем распространилась повсюду, и к нему стали приходить люди.

Пришел архимандрит Симон из Смоленска, принес казну и отдал ее в руки святого, чтобы он воздвигнул большую церковь и расширил монастырь.

Отец Сергий выбрал место безводное, чтобы утруждать тело, нося воду. Когда в монастыре стало не хватать воды, он ночью, тайно, взяв одного брата, пошел в чащу близ монастыря, преклонил колени, помолился Богу – и там забил источник воды, который известен и сейчас.

Отец Сергий творил различные чудеса.

Так, у преданного обители человека заболел сын. Он принес его преподобному, чтобы тот его исцелил. Но отрок по пути умер, и отец безутешно рыдал над ним. Сергий помолился и воскресил отрока. Отец вернулся домой с живым и здоровым сыном.

Он известен многими исцелениями: прокаженные очищались, слепые прозревали, одержимые духом нечистым очищались. Преподобного все почитали как одного из пророков.

Преподобный Серафим Саровский

Жизнь Серафима Саровского (в миру Прохора Мошнина, 1760–1833) с детских лет была посвящена Богу и поддержана чудесными знамениями. Многократно он избегал смерти благодаря Божьему заступничеству. В течение многих лет был затворником. В конце жизни пошел путем старчества, принимая всех страждущих и нуждающихся в поддержке – и простых, и знатных.

Княгиня Колончакова рассказывала о прозорливости старца. Более 4 лет не было известий от ее брата. Приехав в Саровскую пустынь, она решила спросить у иеромонаха Серафима, что ей предпринять. Ей он ответил: «Не горюй много, ибо во всяком роде есть траур». Княгиня начала рассказывать о брате, пропавшем без вести. Старец ответил ей, чтобы она его поминала за упокой; вскоре княгиня получила извещение из полка, что брата нет на свете.

Один крестьянин, у которого пропала лошадь, с отчаяньем бросился в ноги отцу Серафиму со словами, что единственная кормилица его семейства исчезла. Отец Серафим взял в руки его голову и ласково сказал: «Огради себя молчаньем и с верою поспеши в соседнее село; там сверни с дороги вправо, пройдя задами четыре дома, увидишь калитку – войди в нее, отвяжи свою лошадь от колоды и веди ее так же молча домой».

Одна жительница Курской губернии, приведенная в отчаянье беспутством мужа, просила у отца Серафима благословения поступить в Дивеевскую общину. «Нет, матушка, – отвечал старец, – поживи пока с мужем, а когда он умрет, потрудись для своей церкви лет десять просвирнею, тогда и мужа избавишь от муки – муж твой через 3 года умрет».

Серафима Саровского посещал Михаил Васильевич Мантуров, помещик, который был очень болен. Старец вылечил его молитвами и словом и приобрел в нем и его родной сестре Елене верных послушников. Благодаря Богородицу за исцеление, Мантуров отказался от всех своих имущественных привилегий, его трудами был основан Дивеевский монастырь.

Спустя годы Мантуров вновь заболел. Отец Серафим послал за сестрой Мантурова, Еленой Васильевной, и сказал, что пришло время умереть Михаилу Васильевичу, но он очень нужен в обители. «Ты меня всегда слушалась, умри ты за Михаила Васильевича», – сказал Серафим Елене Васильевне. «Благословите, батюшка», – кротко ответила она. Вернувшись домой, она легла в постель, говоря «я больше не встану». Она соборовалась и через несколько дней умерла. А Мантуров прожил после этого еще 20 лет.

Крестьянская девочка из Нижегородской губернии, деревни Погибловой, на свадьбе своего брата внезапно упала и в течение 2 лет была неподвижна. На праздник Пасхи Христовой ее привезли в Саров, поднесли к келье отца Серафима. Он положил ей руки на голову, потом помазал ее елеем из лампады, и она выздоровела.

У одной женщины рождались дети, но все умирали, не прожив и года. Мать родила дочь и отправилась в Саровскую обитель. Отец Серафим положил ребенку на голову руку и сказал несчастной матери: «Утешайтесь ею». Девочка осталась жива.

Отец Серафим очень многих лечил при помощи молитв. Слепым старец возвращал зрение. На благословение к преподобному Серафиму ежедневно приходило около 2 тысяч человек, а в праздники – 5–6 тысяч.

Мощи отца Серафима считались потерянными, но в 1991 года были вновь обретены и перенесены в Дивеевскую женскую обитель. Икона преподобного Серафима Саровского с частицами мощей находится в Свято-Даниловом монастыре города Москвы. Приходящие к мощам святого отца верующие России обращаются к нему с молитвами, получая поддержку и утешение, доверяют ему свои заботы, скорби – и никто не уходит без помощи и облегчения души.

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Николай – архиепископ Мир Ликийских (города Миры в Ликии, на юго-западе Малой Азии), чудотворец. Великий христианский святой, прославившийся чудесами при жизни и после смерти, чтимый повсеместно в христианской церкви и даже между мусульманами.

Будучи в архиерейском сане, святитель Николай оставался великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобивости и любви к людям. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры и осудившего еретика Ария.

Еще при жизни Николай прославился своими благодеяниями и чудесами. Так, однажды он остановил разбушевавшееся море и спас тем самым моряков от верной гибели.

Святитель Николай умер в глубокой старости, всеми почитаемый. Тело его оставалось нетленным.

В 1087 году итальянские купцы выкрали мощи Николая, чтобы спасти их от уничтожения турками-мусульманами, обосновавшимися в то время в Малой Азии.

Через год в итальянском городе Бари была построена церковь во имя святителя Николая. Многочисленные больные, молясь у его мощей, получали исцеление.

Особым почитанием окружено имя Николая Чудотворца на Руси: храмов ему посвящено больше, чем любому другому святому.

С XI века мощи святого епископа Николая хранятся в итальянском городе Бари. Они исполняют желания и исцеляют.

Святой Николай стал одним из самых почитаемых христианских святых и покровителем многих профессий. Он помогает мясникам, трактирщикам, паломникам, заключенным, торговым работникам, защищает частных людей от воров.

Паломники приезжают в город Бари, идут в храм и просят покровительства святого Николая.

В Старой Ладоге, в Никольском мужском монастыре, есть мощи Николая Чудотворца. Там вывешена молитва, которую надо прочесть, а затем подойти к мощам и попросить исполнения желания (желание должно быть одно).

Если икону с изображением Николая Чудотворца положить на сундучок с мощами, то она тоже станет чудотворной, и вы сможете дома продолжать молиться этой иконе.

Николай Чудотворец – первый перед Богом заступник. При жизни он тайно помогал бедным, бросая золото в окно. Его образ чудотворца, дарителя и защитника нашел свое воплощение в фигуре Санта-Клауса.

Живая статуя

Если верить молве, это случилось 14 января 1956 года на Чкаловской улице города Самара (Куйбышев).

Зоя, работница трубопрокатного завода, устроила вечеринку с танцами, пригласила 7 пар. Ее жених Николай задерживался, все стали танцевать, а Зоя решила: раз нет ее Николая, то она будет танцевать с иконой Николая Чудотворца. Сорвав икону со стены, стала танцевать. Подружки ее убеждали, чтобы она этого не делала, но она их не послушала и дерзко ответила: «Если есть Бог, пусть он меня накажет».

Не успела девушка пройти двух кругов, как в комнате поднялся шум, начали сверкать молнии, и возгорелся невыносимо яркий свет. Все в ужасе бросились из комнаты, посреди комнаты осталась только Зоя, застывшая, холодная, как мрамор; но было слышно, как бьется ее сердце.

Когда мать увидела дочь в таком состоянии, она лишилась рассудка. Вызвали «скорую помощь», врачи заподозрили столбняк и хотели сделать укол, но игла не входила в онемевшее тело.

Узнав о чуде, власти распорядились выставить вокруг дома оцепление.

Живую статую видели десятки людей. Все говорили, что застывшее лицо девушки производило жуткое впечатление…

По городу новость распространилась со скоростью молнии.

Сердце у Зои билось, а ночью она кричала, приводя дежурных в страх и трепет. Некоторые из них поседели от страха. Зоя очнулась спустя 128 дней со словами: «Молитесь, люди! Во грехах погибаем, молитесь, молитесь, кресты наденьте».

Зоя осталась жива, но попала в психиатрическую больницу. Когда ее подлечили, она с родителями переехала в маленький городок. О дальнейшей ее судьбе никто не знает.

Блаженная Ксения Петербуржская

В июне 1988 года Поместный собор Русской Православной церкви канонизировал Ксению Петербуржскую.

Она была юродивой, отреклась от собственного «я», семейных и социальных связей.

Ксения Петербуржская родилась в 20-х годах XVIII века в Петербурге. Она принадлежала к дворянскому сословию, имела собственный дом, была замужем. Когда ей было 26 лет, ее горячо любимый муж скоропостижно скончался. Ксения раздала имущество нищим, дом подарила знакомым, а деньги отнесла в церковь. Надела полковничий мундир мужа и стала бродить по городу. Ночи она проводила в поле, стоя на коленях и молясь. Бездомной странницей Ксения скиталась 45 лет; у нее появился дар исцеления, прозорливости, она лечила людей, приносила в дома мир, помогала найти суженого, покровительствовала влюбленным, помогала торговать в лавках.

К концу жизни Ксения Петербуржская почиталась народом как святая. Большими почитателями ее были император Александр III и его супруга Мария Федоровна.

Ксения предрекла выздоровление болевшего царя, если императорская чета назовет своего будущего ребенка Ксенией. Александр III выздоровел, и на свет появилась великая княгиня Ксения Александровна.

В 1803 году Ксения Петербуржская отдала Богу душу и была погребена на Смоленском кладбище на Васильевском острове. На могиле лежит плита с надписью: «Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души».

В XIX веке над могилой была сооружена часовня, сюда со всего города приходят просить блаженную Ксению о помощи.

Ксения после ухода из жизни является в видениях, часто ее видят во снах, она дает нужные советы.

В дни памяти блаженной Ксении на кладбище стоит очередь, чтобы подойти к часовне (мои знакомые отстояли около 6 часов).

Отец Иоанн Кронштадтский

В истории Русской Православной церкви святой праведный Иоанн Кронштадтский – легендарная фигура. Еще при жизни отца Иоанна считали святым и называли его «всея Руси чудотворцем, всероссийским батюшкой».

Отец Иоанн родился 19 октября 1829 года в селе Суре Архангельской губернии, в день памяти великого болгарского святого преподобного Иоанна Рыльского, в честь которого и был наречен. Мальчик был очень слабым, родители боялись, что он умрет, поэтому они его окрестили сразу же в ночь рождения. В 1839 году его отец на последние деньги отвез сына в Архангельское приходское училище.

После окончания курса мальчика перевели в семинарию, а затем, как первого ученика, – в духовную академию на казенное содержание. После окончания академии ему предложили быть священником в Кронштадтском Андреевском соборе.

Пламенно, вдохновенно, с самоотдачей и абсолютной искренностью совершал он Божественную литургию ежедневно.

Боговдохновенность притягивала людей, и на его службу приходило 5–6 тысяч человек, а иногда – до 10 тысяч.

Кронштадт был местом ссылки нищих, бродяг и провинившихся людей. Ютились они по окраинам города, в скверных лачугах и землянках. Иоанн Кронштадтский часто посещал эти места, разговаривал с детьми, считая, что в детях сохраняется образ Божий. Отец Иоанн материально поддерживал бедных, часто покупал им то, в чем они нуждались. Он добился постройки дома трудолюбия, ночлежного (на 84 мужчин и 24 женщин) и странноприимного домов.

При доме трудолюбия были бесплатная начальная школа, мастерская для обучения различным ремеслам, рисовальный зал, сапожная мастерская и т. д. В этом доме работали в течение года до 25 тысяч человек. Были организованы врачебная помощь, бесплатное питание и выдача пособий. Каждое утро отец Иоанн раздавал милостыню, и бедняки собирались, поджидая его.

Огромный Андреевский собор был всегда наполнен молящимися. Отец Иоанн не мог уделить каждому внимание, поэтому он прибегал к общей исповеди. Он так читал молитвы, что каждое слово пронизывало душу, читал, как бы разговаривая с Богом.

Слава отца Иоанна питалась в первую очередь его даром врачевания и чудотворением, он исцелял тяжело больных и неизлечимых, когда у врачей опускались руки.

Чудотворец вылечил Николая Рериха, когда тот был еще ребенком. Врач С. П. Боткин описывает случай, когда Иоанн излечил больную с заражением крови.

Свой дар избавлять людей от страданий отец Иоанн рассматривал как милость Божью.

20 декабря 1908 года он умер. Бескрайнее море людей – около 60 тысяч – сопровождало процессию. Тело было погребено в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга.

Мощи святого Иоанна явили свою чудодейственную силу сразу после его упокоения. Искренно молящемуся перед усыпальницей он протягивает руку помощи и сострадания. Икона святого Иоанна временами миро-точит.

Врач, священник, доктор медицинских наук, председатель Общества православных врачей, практикующий хирург, иерей Сергей Филимонов приводит пример:

Валентина Николаевна К. (46 лет) была выписана под наблюдение онколога домой, умирать… Во время операции на желчном пузыре у нее обнаружили в печени раковую опухоль в очень запущенном состоянии. Ни оперировать больную, ни подвергать лучевой терапии врачи уже не решались. Курс химиотерапии давал отсрочку максимум на полгода, а дома двое детей и младшему – 8 лет. Бедная женщина впала в неописуемое отчаяние. «Ну что ты кричишь? – однажды сказала ей соседка по палате, родом из Измаила. – У вас же на Карповке монастырь Иоанна Кронштадтского. Сходи туда!»

Добралась Валентина Николаевна с трудом, хотя жила совсем рядом. Подошла к священнику, попробовала перекреститься. «Ну вот, даже креститься не умеете», – укорил батюшка. «Я умирающий человек…» – начала Валентина Николаевна и подробно поведала о своем горе. Священник посоветовал ей поговеть и причаститься Святых Христовых Тайн. Через 4 дня, впервые в жизни покаявшись, Валентина Николаевна причастилась. Потом вместе со всеми пошла на молебен в усыпальницу и долго там молилась и плакала. Еще несколько раз в течение месяца ей удавалось приходить в монастырь и испрашивать у дорогого батюшки Иоанна помощи в исцелении. Всего лишь через 1,5 месяца после появления Валентины Николаевны в Иоанновском монастыре в медицинской карте появилась запись: «По данным УЗИ объемных образований под печенью в настоящее время отчетливо не выявляется». Повторные УЗИ это подтвердили.

Сама Валентина Николаевна прекрасно знает истинную причину исцеления – это явление милости божьей по молитвенному ходатайству святого праведника Иоанна Кронштадтского.

Серафим Вырицкий

Родился в 1866 году в деревне Вахромеево Ярославской губернии. В 10 лет приехал в Петербург, работал рассыльным, приказчиком, но в душе лелеял надежду ступить на монашеский путь. Однако духовные отцы Александро-Невской Лавры предрекли ему долгие годы мирской жизни и лишь затем – монашеской.

Став успешным коммерсантом, он тайно оказывал помощь ряду храмов, обителей и богаделен, самоотверженно служил неимущим и страждущим.

В 1920 году он был пострижен в иноки, а уже в конце 1926 года принял великую схиму и был избран братией духовником Лавры.

В Лавру за советом и утешением потянулись миряне. Лавра не отапливалась из-за отсутствия дров, но отец Серафим принимал исповеди несколько суток подряд. Неимоверные физические перегрузки подорвали здоровье старца, и он переехал из столицы в Вырицу.

Несмотря на собственный недуг, отец Серафим постоянно помогал больным. Иногда в день он принимал более 100 человек!

После смерти старца его похоронили в Вырице. Деревья, которыми окружена его могила, пестрят многочисленными записочками с просьбами о помощи, исцелении, покаянии.

Старец с острова Залита

Старец Николай, настоятель храма святителя Николая на острове Залита в Псковском озере, скончался 24 августа 2002 года в возрасте 93 лет.

К нему шли со всех концов страны, 90-летний священник осуществлял миссионерскую деятельность, укреплял веру, исцелял больных, для многих христиан он стал духовным наставником. Он с одинаковой радостью встречал каждого. К нему часто приезжал архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, бывали соотечественники из-за границы, гости из Москвы и Санкт-Петербурга. Он обладал большим умением убедить собеседника в безграничных возможностях нашего Господа, помочь каждому, кто истинно верит.

Многие рассказывают, что они увидели на Псковском озере христианский свет, который питает их и по сей день. Как ни старались в минувшем веке уничтожить все святое на русской земле, сколько ни расстреливали и ни сажали в лагеря, но слова Божье приходит к людям через новых людей, в самые глухие места.

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон родился в 1724 году в селе Короцк в Новгородской губернии. В 1762 году стал епископом, написал несколько книг. В 1767 году уединился в Задонском монастыре, много работал, принимал страждущих, построил богадельню. 13 августа 1783 года он умер, предсказав свою кончину за 3 дня. Был похоронен под алтарем собора в честь Владимирской иконы Богоматери.

Когда собор обветшал, его решили разобрать и нашли склеп разбитым, но мощи Тихона оказались нетленными, одежда не изменила цвета и была целой. Мощи перенесли в Задонский Рождественский Богородицкий мужской монастырь. После этого в монастыре стали происходить чудеса.

Произошло исцеление послушника Задонского монастыря. Он в течение 3 лет был парализован, потерял память, был нем, не владел рукой. Послушник выпил немного масла из лампады возле гроба святителя Тихона, и к нему вернулись память и речь.

С этого момента в монастырь началось настоящее паломничество. Тихона причислили к лику святых, на торжественную церемонию открытия святых мощей люди шли толпами, несли парализованных, калек, вели немощных, которые прикладывались к святым мощам и сразу выздоравливали.

Сейчас мощи по-прежнему находятся в монастыре, и случаи исцеления бывают и по сей день.

Чудотворец Дмитрий Вологодский

В городе Переславле от славных и богатых родителей, занимающихся торговлей, родился отрок Дмитрий. Он не играл с детьми, читал только святые книги, с детства возлюбил Бога, и Бог его возлюбил. По своей воле Дмитрий пришел в Переславский монастырь святой Богородицы и принял в нем постриг.

Долгое время ходили среди людей рассказы, что преподобный Дмитрий был красив ликом. Чем больше он воздерживался от еды, от суетных помыслов, молился, трудился, тем более просветлялось его лицо. Слава о его мудрости дошла до князя московского Дмитрия, и преподобный стал крестным отцом княжеских детей.

Но слава не прельщала Дмитрия, и он вместе со своим учеником и последователем Похомием отправился на север. Ему полюбилось место в трех верстах от города Вологды, на излучине реки, и там была поставлена церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы и Креста Христова. Прихожане приносили деньги, строительные материалы.

После смерти преподобного начали происходить чудеса и исцеления.

Жена одного именитого мужа, Софья, помешалась умом и выкрикивала дурные слова. Ее привезли в храм, приложили к гробу чудотворца Дмитрия – и Софья исцелилась и возвратилась в свой дом.

Человек по имени Симеон был сильно мучим бесом. Его связали железными прутьями и насильно привели к мощам чудотворца Дмитрия. Родственники усердно молились рядом, и из него вышел бес, Симеон стал нормальным.

В Вологде жила Антонина, она была бедна, слепа на один глаз, и одна рука ее была немощна. Ей приснился сон – она видела старца, который ей сказал, чтобы она на Спас пришла в храм и приложилась к гробу старца Дмитрия, тогда Господь ее исцелит. Она ответила старцу: мне нечего принести в церковь. Старец ей посоветовал собрать ягоды и их продать, а деньги принести в церковь. Она так и сделала. Подошла к гробу и говорит: «Ты меня звал, так помоги мне выздороветь». И почувствовала, что глаз стал видеть, а рука – двигаться.

И по сей день те, кто приходит с верой и молитвами к чудотворцу Дмитрию, получают исцеление от святой воды и мощей блаженного.

Дмитрий сияет на земле, как солнце, и наполняет сердца радостью и весельем, очищая душу, озаряя верой.

Чудотворица Улиания Лазаревская Муромская

Родилась в богатой семье, но рано (в 6 лет) лишилась матери. Она с раннего детства была кротка и молчалива, а в прядении и вышивании – усердна и искусна. Всегда помогала вдовам и сиротам, снабжала их всяким добром. В 16 лет ее выдали замуж за богатого человека. Когда ее муж надолго уезжал из дома, она все ночи проводила без сна в молитвах. Днем вела домашнее хозяйство, часто раздавала милостыню. О вдовах и сиротах пеклась, своими руками омывала, кормила. Всю зиму без теплой одежды ходила, сапоги надевала на босые ноги.

Когда Улиания предала душу Богу, ее похоронили за городом, потом на том месте построили церковь архистратига Михаила.

Через 10 лет нашли гроб Улиании, от которого исходило благоухание, а в гробу было много мира. С тех пор стали происходить многие исцеления.

Пришел из Мурома Иеремей с женой и двумя детьми. Все были больны. Кровь текла из голеней и локтей. Пели молебен и панихиду отслужили. Взяли песок от гроба святой и обтерлись. Когда вернулось семейство домой, все заснули, проспали сутки. Язвы исчезли за неделю.

Иосиф мучился от зубной боли, ему посоветовали пойти к раке блаженной Улиании, он послушался. Пришел в полдень к раке, взял песок, протер зубы – боль прошла, и он пошел сено косить.

У священника Михаила жена 5 месяцев лежала в больнице. Отпели молебен и панихиду отслужили, воду освятив, дали ей попить, отерли ее песком из гроба святой – и она выздоровела, будто и не болела никогда.

Сила молитвы

Влияние молитв на состояние здоровья людей изучалось много раз. Результаты были разные: у одних здоровье улучшалось, а у других – ухудшалось…

Групповые моления очень эффективны. В Евангелии написано: «Просите – и дано будет вам».

Когда группа людей совместно молится для получения моральной поддержки и духовного подъема, этот обряд делает людей мягче и добрее, и такие обряды могут помочь целому городу или нации, подвигнуть на подвиги, на доблестные свершения. Известны примеры, когда коллективная молитва творила большие чудеса.

18 декабря 1944 года американский флот двигался к Филиппинским островам – готовился массированный десант. У японцев не было военных сил, чтобы противостоять армии, поэтому в ход пошли нетрадиционные методы. По совету колдунов кабинет министров призвал весь японский народ молиться богине Солнца Амартерасу, призывая ее обрушить на корабли врагов священный ветер камикадзе. В обращении министров говорилось, что только одновременная молитва миллионов японцев может создать сгусток «духовной энергии» и предотвратить вторжение. И что же? В 300 милях восточнее острова Лусон корабли американского флота попали в центр тайфуна. Корабли шли с постоянным ветровым креном, видимость упала до 900 метров, началась сильная бортовая качка. В корабли стала поступать вода, вышли из строя освещение и радиостанция, начался пожар. Самолеты на авианосцах срывало с мест и ударяло друг о друга. В результате перевернулись и затонули 3 эсминца, еще 31 корабль и 46 самолетов на разных кораблях были разрушены или повреждены. Погибло 790 человек. В результате флот не смог нанести удар по островам Лусон. Корабли были вынуждены уплыть в атолл Улити для ремонта судов и отдыха личного состава.

Американцы не поверили в магию. Военно-морской суд США постановил, что были допущены большие ошибки при управлении эскадрой во время тайфуна. Ответственность за потери при катастрофе была возложена на командующего флотом адмирала Холси.

Однако 5 июня 1945 года Амартерасу, уже без всяких просьб японцев, вновь наслала священный ветер камикадзе на злополучный флот. Корабли опять попали в зону тайфуна в районе Окинавы и сильно пострадали.

После начала Великой Отечественной войны появилось много молитвенников за Россию. Среди них был митрополит Мир Ливийских Илия.

Он молился в подземелье, перед ним находился образ Матери Божьей, окруженный свечами. Митрополит Илия не ел, не спал, а только молился и просил царицу небесную об одном – помочь России. Через трое суток в огненном столпе явилась митрополиту Илии сама Божья Матерь. Она сказала, что услышала искреннюю молитву и объявила: чтобы спасти страну, необходимо вновь открыть все храмы, монастыри, духовные семинарии. Для спасения Ленинграда надо вынести чудотворную икону Казанской Божьей Матери и пройти с ней крестным ходом вокруг города.

Об этом доложили Сталину, и он дал согласие. Ленинградцы были слабы от голода, и икона на самолете облетела вокруг города. Также Божья Матерь сказала, что надо перед иконой Казанской Божьей Матери отслужить молебен в Москве и в Сталинграде. Казанская икона побывала в Москве, ее обнесли вокруг города, а затем она стояла на правом берегу Волги среди наших бойцов. Во время Курской битвы многие солдаты видели Божью Матерь: она сияющей появилась на небе и указывала рукой на немцев. На других участках фронта в самый критический момент у всех немецких танков заглохли моторы, и этого было достаточно, чтобы изменить ситуацию на поле боя.

Чудо произошло и во время битвы под Кенигсбергом. Город был хорошо укреплен, наше наступление выдохлось. Вдруг на передовую приехал командующий фронтом, а с ним много офицеров и священников. Солдаты стали смеяться: сейчас попы нам помогут. Командующий построил солдат, попросил снять головные уборы, затем священники отслужили молебен и с иконами, не пригибаясь, вышли из окопов под пули.

Неожиданно стрельба с немецкой стороны прекратилась. Командующий фронтом дал сигнал к наступлению с моря и суши, и Кенигсберг пал. Немецкие военные рассказывали, что они на небе увидели мадонну, и у них отказало оружие.

У старца Валаамского монастыря было три видения: сначала он увидел Богоматерь, святого Иоанна Крестителя и святителя Николая, они молили Всевышнего, чтобы он защитил Россию. Спаситель сказал: Россия заслужила кару за безобразие, и я ее накажу, но не оставлю и сохраню.

Чудеса происходят и в наше время. Стоит распространить слух о мощах святого или о чудодейственной иконе, как туда устремляются тысячи страждущих, причем всегда имеют место случаи исцеления. В нас есть сила, скрытая от нас самих, – это самовнушение, которое лечит.

Если вы зайдете в Казанский собор в Санкт-Петербурге, то увидите огромную очередь к Казанской Божьей Матери. Моя школьная подруга Тоня, когда оперировали ее сына, простояла в храме 6 часов. Когда она подходила к иконе, то просила Божью Матерь о выздоровлении сына – и он выжил. У соседки, разводившейся с мужем, была очень сложная ситуация при разделе имущества. Она несколько раз посетила Казанский собор, много раз просила Казанскую Божью Матерь помочь, и она помогла.

Можно перечислять подобные случаи очень долго.

Чудесное исцеление

В XIX веке известный художник страдал запоем. Однажды во время белой горячки он увидел деву Марию, которая обещала его полностью исцелить от пьянства, если он напишет картину на библейский сюжет. Протрезвев, художник взялся за кисть и, не отходя от мольберта, написал картину.

В советское время была опубликована брошюра – работа одного известного искусствоведа, посвященная этой картине. В результате в Ленинграде распространился слух, что картина, выставленная в Эрмитаже, обладает чудодейственным свойством. Чтобы исцелиться, надо представить себя участником изображенных на ней событий, прикоснуться к ней и очень сильно пожелать, чтобы недуги прошли.

Сотрудники Эрмитажа увидели, что к картине часто стоит очередь, причем страждущие терпеливо ждут, пока не отойдет очередной посетитель (в брошюре было указано, что общение с картиной должно быть индивидуальным). Некоторые посетители действительно исцелялись.

Слух о чудесной картине рос вместе с толпой в Эрмитаже. Б. Б. Пиотровский вспомнил, что в запасниках есть похожая картина на тот же сюжет, написанная современным художником и не имеющая художественной ценности. Картину заменили, но количество страждущих не уменьшалось, а чудесные исцеления продолжались. В конце концов, по указанию партийного руководства зал в Эрмитаже закрыли «по техническим причинам», а затем сменили экспозицию.

Чудотворные иконы

Милость Божья является через чудотворные иконы. Они имеют необыкновенную самосохраняемость в условиях стихийных бедствий (при пожарах и наводнениях). Чудотворные образы исцеляют людей от физических и психических недугов. Святые иконы Бог прославляет через мироточение. Из обычного дерева, картона, железа, на котором изображен образ, вдруг начинает истекать святое миро. Иногда встречается слезоточение и кровоточение, когда кровь стекает из ран спасителя. Все это никак не объяснено наукой. Миро обладает целебной и чудотворной силой.

Икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша»

В храме Покрова Пресвятой Богородицы Высоцкого Богородицкого Серпуховского мужского монастыря находится икона Божьей Матери – «Неупиваемая чаша». Молитвами перед иконой люди исцеляются от пьянства.

Существует легенда, что в 1878 году горький пьяница, бывший солдат, увидел сон, в котором неизвестный старец велел ему идти в город Серпухов во Владычный Введенский монастырь и перед иконой Божьей Матери «Неупиваемая чаша» отслужить молебен. Крестьянин пришел в монастырь, стал спрашивать об иконе, но о ней никто не знал.

Начали искать в одном из приходов – и нашли образ с изображенной на ней чашей, на оборотной стороне иконы было написано «Неупиваемая чаша». Икона «Неупиваемая чаша» изображает Божью Мать с поднятыми руками. Богомладенец на иконе стоит в чаше и благословляет.

«Неупиваемая чаша» символизирует щедрость и бесконечную милость.

Перед этой иконой отслужили молебен, и крестьянин вылечился не только от пьянства, но и от болезни ног.

Весть о чуде быстро разнеслась по России, к иконе потекли людские потоки тех, кто хотел избавиться от зеленого змия, и их родных.

Икона помогла многим и продолжает помогать сейчас, лечит не только от алкоголизма, но и от наркомании, а также от тромбоза вен и гайморита.

Те, кто обращается к Всевышнему с верой, получают благословение, которое посылает им Спаситель.

Каждое воскресенье в Высоцком Серпуховском монастыре совершают у иконы водосвятный молебен с акафистом. Празднование иконы длится с 5 до 18 мая.

У моей соседки было очень распространенное несчастье. Ее сын Сережа пил, нигде не работал. Ей посоветовали поехать в город Серпухов, в Богородицкий Высоцкий мужской монастырь, к чудотворному образу Божьей Матери «Неупиваемая чаша», который находится в Покровском храме. Образ прославлен чудесами исцеления от страсти к винопитию, наркомании и табакокурению. Она поехала в храм, поставила свечи и несколько раз подходила к иконе и просила Божью Мать помочь. С тех пор прошло 3 месяца. Может быть, радоваться еще рано, но Сережа перестал пить и пошел работать.

Икона Божьей Матери «Скоропослушница»

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге знаменита чудотворными иконами.

Икона Божьей Матери «Скоропослушница» написана с первого образа, находящегося на Афоне, в монастыре Дохиар. На ней изображена Богородица с короной на голове и сидящим на левой руке младенцем Иисусом. В левой руке она держит свиток. Это икона совершает много чудес, ее благодатью прозревали слепые, начинали ходить хромые и парализованные, пленные обретали свободу. Икона Божьей Матери «Достойна есть» написана с оригинала и принадлежит Карейскому монастырю на Афонской горе. Молитва перед ней укрепляет веру, избавляет от гордыни, самолюбия, жажды денег и пьянства.

Икона Казанской Божьей Матери

Собор во имя святого равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге имеет чудотворную икону Казанской Божьей Матери, у которой молятся об избавлении от глазных болезней, о прозрении и о спасении от нашествия иноземцев.

Икона Божьей Матери «Споручница грешных»

В храме святителя Николая, в Хамовниках, имеется икона Божьей Матери «Споручница грешных». Неизвестно, кем и когда была написана эта икона.

Явление иконы произошло в 1843 году в Никольском Одрином мужском монастыре. В том году многие жители окрестных сел видели сны о чудодейственной силе забытой иконы. Тогда из старой часовни икону перенесли в монастырский храм. Началось паломничество, и многие чудесным образом исцелились. Благодаря этой иконе огромное количество людей спаслось от холеры. В церкви святителя Николая в Храмовниках находится копия этой иконы, которая тоже прославилась чудесами. Прибыла она в Москву в 1846 году. Сначала икона стала мироточить, ее вытирали бумагой, которую затем раздавали людям, и они исцелялись. Из-за иконы в алтаре происходили световые явления в виде звезд, то возгоравшихся, то гаснувших. Икона Божьей матери «Споручница грешных» прославилась исцелением от болезней: холеры, чумы, паралича, болезней сердца и других.

Паломников лечат молитва перед образом, лампадное масло от иконы и святая вода.

Икона Валаамской Божьей Матери

В Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре находилась икона Валаамской Божьей Матери. Этот образ написан монахом Алипием.

Был такой случай: в 1896 году на остров прибыла паломница Наталья Андреевна Андреева из Петербурга, у нее были сильные боли в ногах. Паломница рассказала инокам сон. Она видела, как к ее кровати подошла женщина высокого роста, в красной бархатной одежде и с ребенком на руках, и велела ей ехать на Валаам, если она хочет вылечиться. Наталья наивно спросила: «А вы что, там живете?» В ответ прозвучали слова: «Да, там я живу». Как только она вошла в Успенский храм, сразу увидела в золотой раме образ Богородицы. Наталья попросила иноков отслужить перед образом Царицы Небесной водосвятный молебен и зажечь перед ней неугасаемую лампаду. Болезнь оставила паломницу.

Эта икона сейчас находится в Финляндии в монастыре Новый Валаам.

Икона Божьей Матери «Неопалимая купина»

Икона изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух четырехугольников с вогнутыми сторонами. Богоматерь с младенцем одета в архиерейскую ризу. В лучах первой звезды синего цвета изображены Ангелы. Евангелиста Матфея символизирует Ангел, Иоанна – Орел, Луку – Телец, Марка – Лев.

Там же присутствуют архангелы: Гавриил с веткой Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом алебастровым, Селафиил с кадилом, Уриил с огненным мечом, Моисей с неопалимой купиной (горящим кустом).

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир – силы земные и небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в своей премудрости. Этот знак Божественной воли в виде восьмиконечного сияния на иконе известен с древних времен.

В молитвах к Божьей Матери просят защиты от стихийных бедствий и пожаров.

Иерусалимская икона Божьей Матери

Главная святыня Покровского собора в Измайлове в Москве – копия чудотворной иконы Божьей Матери. Есть предположение, что икону написал евангелист Лука, и она была перевезена в Константинополь. Затем икона попала во Влахернский храм и прославилась чудотворением.

В 988 году дружина киевского князя Владимира Святославича захватила византийскую колонию в Крыму – Херсонес.

Император Византии подарил чудотворную икону Владимиру Святославичу, она была выставлена в Софийском кафедральном соборе в Новгороде. Царь Иван Грозный перевез чудотворную икону в Успенский собор в Москву, и с нее стали делать копии. Одна из них, написанная в XVI веке, хранится в храме Рождества Христова в Измайлове. Подлинник иконы был вывезен в 1812 году во Францию и сейчас находится в Лувре.

Иерусалимская икона Божьей Матери в Измайловском храме прославилась многими чудесами. Она спасла от чумы Москву в 1771 году, а спустя 95 лет остановила эпидемию холеры. Эта икона очень почитаема на Руси.

Конец ознакомительного фрагмента.