Монархия. Смысл помазания царя на царство
Вспоминаем и празднуем день священного миропомазания и венчания на царство благочестивейшего государя нашего.
Смутны и полны внутренней крамолы эти два-три года его царствования[4], и самый царский венец с порфирой едва не обагрился недавно кровью. Уже готовы смертоносные орудия. Недремлющее Провидение сохранило жизнь царя.
По этому поводу позволяю себе перенестись мысленно в древнюю священную историю евреев и рассказать об одном подходящем и похожем на наше печальное состояние событии, бывшем во времена судей израильских.
Между судиями еврейского народа был, между прочим, воздвигнутый Богом для управления и защиты его от иноплеменников, знаменитый верою, мужеством и любовью к отечеству своему Гедеон, занимавшийся земледелием. Он спас Божиим содействием евреев от воинственных мадианитян, хотевших покорить иудеев своему языческому безбожному игу. Когда он умер в глубокой старости, после него осталось 70 сыновей, так как он был многоженец; кроме того, он имел сына от служанки – Авимелеха. По смерти отца Авимелех пришел в один город земли своей и упросил родственников своих по матери, чтобы они постарались расположить в его пользу жителей, выставляя им на вид, что им невыгодно будет подчиняться семидесяти сыновьям Гедеоновым, а лучше признать власть его, притом того, который близок к ним по родству. А жители того города (Сихема) евреи уже ввели у себя служение языческому божеству Ваалу и успели устроить капище финикийскому божеству, названному Ваалвериф, т. е. сберегатель союзов и клятв. У этих людей, богоотступников, Авимелех нашел себе приверженцев. Они величали его братом своим и дали ему денег из капища своего божка. На незначительную сумму он нанял праздных и бездомных людей, пришел с ними в дом отца своего покойного и избил братьев на одном камне, исключая одного младшего брата Иоафама, который успел скрыться. После того все жители города собрались на одном месте и там у дуба поставили Авимелеха царем. В это самое время на близлежащей горе Гаризине неожиданно показался Иоафам и громким голосом кричал: «Послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог». Когда сделалось молчание, он продолжал: «Когда-то деревья решились непременно помазать над собою царя. И сказали маслине: «Будь у нас царем». Маслина отвечала: «Расстанусь ли я с тучностью моею, которую употребляют, чтобы почтить богов и людей, и стану ли трястись над деревьями?» Деревья сказали смоковнице: «Прийди ты, царствуй над нами». Смоковница отвечала: «Расстанусь ли я со сладостью моею и с прекрасным плодом моим и стану ли я трястись над деревьями?» Деревья сказали виноградной лозе: «Прийди ты, царствуй над нами». И виноградная лоза отвечала: «Расстанусь ли я с соком своим, который веселит богов и людей, и стану ли трястись над деревьями?» Наконец, все деревья предложили терновнику: «Пойди ты, царствуй над нами». Терновник сказал: «Если вы поистине помазуете меня царем над собою, то подите, укройтесь под тенью моей (а что за тень у терновника?), если же нет, то берегитесь, чтобы не вышел огонь из терновника и не попалил самих кедров ливанских». Итак, одумайтесь, справедливо ли вы поступили, поставив Авимелеха царем, и так ли, как следует, наградили Гедеона и дом его? (ныне у нас дом Романовых). Затем, за вас отец мой подвергал опасности жизнь свою и избавил вас от врагов, а вы убили семьдесят сыновей его и поставили царем Авимелеха, сына рабыни! Да выйдет же огонь от Авимелеха и да сожжет вас». Сказав это, Иоафам убежал и скрылся от брата своего. Авимелех действительно сжег в городской башне жителей, скрывавшихся от его угрозы за неповиновение, а сам Авимелех убит был женщиной, бросившей в него обломок жернова. Таким образом проклятие Иоафама постигло и сихемлян за нечестие, и Авимелеха за братоубийство.
Празднующие царское миропомазание сыны России!
Не постигнет ли праведное наказание Божие и наших изменников, покушавшихся на убиение Богом помазанного на царство царя нашего, предки которого, Богом помазанные некогда на царство русское, возвеличили его и возвели его на степень первенствующей державы в мире? И чем бы мы стали, россияне, без царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, так как носитель и хранитель России, после Бога, есть государь России, царь самодержавный, и без него Россия – не Россия.
Да хранит Бог Россию и царя России, если не ради русских, ставших недостойными по своим великим грехам, то ради Церкви православной, ради всех святых и ради всех чудес, явленных в России в прежние века, по предстательству и заступлению Божией Матери и святых чудотворцев русских, коими не скудна Русская Церковь и Русская земля. Аминь.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский) [1, ч. 1, слово 14-е]
Господне царство, и Он обладает народами (Пс. 21, 29).
Божие ли царство – Россия?
Из года в год Церковь и Россия благодарно воспоминают и светло торжествуют день священного миропомазания и венчания на царство благочестивейшего государя нашего императора Николая Александровича и прославляют Господа, возложившего на Него честь и величие, по выражению царя пророка, и на главу его венец из чистого золота (Пс. 20, 4–5).
Миропомазание царское есть знамение излияния благодати Духа Святого, Господа животворящего, на лицо помазуемое, и мудрости и силы для управления подданными. Этот священный обряд есть Божие установление. О Давиде, помазанном на царство Самуилом пророком, сказано в бытописании, что как он был запечатлен елеем, стал носиться над ним Дух Божий. Сам царь Давид вот что говорит о благодатном действии на него священного помазания и силы Божией, сообщенной через него: Бог опоясывает меня силою и сделал непорочным путь мой, Он укрепляет ноги мои, как у оленя, и на высоте поставляет меня. Приучает руки мои к войне, сделал мышцы мои медным луком. Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддержала меня, и научение Твое исправило меня совершенно, и вразумление Твое научало меня. Ты расширил шаги мои, и не ослабели ноги мои. Буду преследовать врагов моих, и настигну их, и не возвращаюсь, пока они не погибнут. Стесню их, (так что) они не смогут встать, падут под ногами моими. И Ты опоясал меня силою на брань, низложил всех, восстающих на меня, под ноги мои. И показал мне хребет врагов моих, и ненавидящих меня истребил. Они вопияли, но не было спасающего, (обращались) ко Господу, но Он не услышал их. И развею их, как прах пред лицом ветра, счищу их, как уличную грязь. Избавишь меня от народного возмущения, поставишь меня главою народов. Народ, которого я не знал, послужил мне. По слуху повиновался мне; (а) иноплеменники солгали мне, иноплеменники одряхлели и уклонились от стезей своих. Жив Господь и благословен Бог! И да будет превознесен Бог спасения моего: Бог, Который воздаст за меня и покорил мне народы, избавил меня от гневных врагов моих. От восстающих на меня Ты удалишь меня, от мужа неправедного ты избавишь меня. Посему я исповедаюсь Тебе, Господи, среди народов я буду петь Твоему имени, прославляя спасение царя. Ты творишь милость помазаннику Своему, Давиду, и семени его до века (Пс. 17, 33–51).
Видите, какую силу имело для царя Давида священное помазание, или, точнее, излияние елея на главу его, и чем был Бог для него, как царя народа избранного. Бог управлял, так сказать, всеми шагами, всеми действиями Давида, через него царствовал Сам над Израилем; царство Давида было, поистине, Господне царство. Но и Давид был царь по сердцу Божию (Деян. 13, 22), как засвидетельствовал о том Сам Бог, и был истинным пастырем народа еврейского, как царь и вместе пророк, научая его непрестанно правой вере и строгому благочестию знаменитыми своими боговдохновенными псалмами и стройным богослужением; он вел частые войны с внутренними и внешними врагами, победил всех их и доставил преемнику своему Соломону мирное царствование.
Можно ли сказать о нашем отечестве настоящего времени, что оно есть Господне царство и Господь есть Владыка русского народа? По правой вере христианской, апостольской, неповрежденной мудрованиями человеческими, по православному чину богослужения и Таинств, по силе знамений и чудес, совершающихся от мощей прославленных угодников Божиих и чудотворных икон, и вообще по бесчисленным знамениям милости Божией, совершающимся доныне над верными христианами и по доброму, благочестивому житию немалого числа истинных христиан, между русскими, Россию можно назвать царством Господним. Это, впрочем, только с одной стороны.
С другой же – по причине безбожия и нечестия многих русских, так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпадших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат, – русское царство есть не Господне царство, а широкое и раздольное царство сатаны, глубоко проникшее в умы и сердца русских ложноученых и недоучек и всех, широко живущих по влечению своих страстей и по ложным, превратным понятиям своего забастовавшего ума, презирающего Разум Божий и откровенное Слово Божие. И потому смотрите, что творится в нем в настоящее время: повсюду забастовка учащихся и рабочего – в разных учреждениях – люда; шум партий, имеющих целью ниспровергнуть настоящий, установленный Богом монархический строй, повсюдное распространение дерзких безумных прокламаций, неуважение к авторитету власти, Богом установленной, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены, по апостолу (Рим.13, 1); дети и юноши вообразили сами себя начальниками и вершителями своей судьбы; браки потеряли для многих всякое значение, и разводы по прихоти умножились до бесконечности; многие дети покинуты на произвол судьбы неверными супругами; царствует какая-то бессмыслица и произвол. Это ли царство православное, это ли царство Господне? Наконец, допущен безнаказанный переход из православия в какую угодно веру; между тем как Тот же Господь, Которого мы исповедуем, в Ветхом Завете определил смертную казнь отвергшимся закона Моисеева (см. Евр. 10, 28).
Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, – говорит Господь, – и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12, 25). Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты – безумцы – не будут подвержены праведной каре закона и если
Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония (Вавилонское, Ассирийское, Египетское, Греческо-Македонское).
Да воскреснет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от Лица Его ненавидящие Его; как исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от огня, так да погибнут грешники от Лица Божия, а праведники да возвеселятся (Пс. 67, 1–4). Аминь.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский) [1, ч. 1, слово 19-е]
С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал особо сердца их и вникает во все дела их (Пс. 32, 13–15).
Веруете ли вы, дорогие братия, в это несозданное, всевидящее, вечное, страшное Око, Которое создало два глаза всем живым созданиям, чтобы видеть ими не вдвойне все близкое или отдаленное и располагать свободою движений, снискивать пищу, избегать опасности для своей жизни и радоваться жизненной радостью?
Вот это-то всевидящее, страшное Око, создавшее свет, солнце и всякие светы, всякие очи тварей, непрестанно день и ночь взирает на всех людей во вселенной и на каждого человека в особенности и вникает во все помышления и чувства, и во все дела их – в дела царей и подданных, начальствующих и подчиненных, ученых и простых, богатых и бедных, добрых и злых. Не дремлет и не спит Страж Израиля, разумею нового, т. е. христианского Израиля, или Церковь Христову и Россию, содержащую веру Христову православную.
С престола, на котором восседает Он, призирает на всех, живущих на земле, и правыми мерами судит всей вселенной. «Все дадим Ему отчет», – говорил святой апостол Павел (см. Рим. 14, 12). Кому дано много, с того много и взыщется, а малые достойны снисхождения, как неведающие.
Сегодня мы вспоминаем и празднуем торжественно восшествие на всероссийский престол нашего государя. Кто посаждает на престоле царей земных? Тот, Кто Один от вечности сидит на престоле огнезрачном и один, один в собственном смысле, царствует всем созданием – небом и землею со всеми обитающими на них тварями. Царям земным от Него единого дается царская держава; Он венчает их диадемою царскою. Он один поставляет царей и преставляет (сменяет, по слову Писания); посему царь, как получивший от Господа царскую державу, есть и должен быть самодержавен.
Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентеры! Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое, – сказал Господь Петру прорекавшему (Мф. 16, 23). Отойдите и вы, противящиеся Божию велению. Не вам распоряжаться престолами царей земных: прочь, дерзновенные, неумеющие управлять и сами собою, но препирающиеся друг с другом и ничего существенно полезного для России не сделавшие. От Господа подается власть, сила, мужество и мудрость царю управлять своими подданными.
Но да приблизятся к престолу достойные помощники, имеющие Божию, правую совесть и страх Божий, любящие Бога и Церковь Его, которую Он Сам основал на земле, и да бегут от престола все, у коих сожжена совесть, в коих нет совета правого, мудрого и благонамеренного, как это было недавно еще с первым министром- предателем.
Вникните в слова пророка и царя Давида вы, особенно собирающиеся в третью Государственную Думу и готовящиеся быть советниками царю, которого держава занимает шестую часть света, и изучите всесторонне ее потребности и нужды, болезни и раны родины, ее бесчисленные сокровища земли и воды, коими так много пользуются иностранцы по непредприимчивости русских, и будьте правою рукою его, очами его, искренними и верными, деятельными доброжелателями и советниками Его, при этом богобоязливыми и неизменными вере и отечеству.
Бог призывает вас к этому великому делу – благоустроения и умиротворения отечества. При этом помните, что отечество земное с его Церковью есть преддверие отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную там.
«Отче наш, – говорим мы, – иже еси на небесех». Видите, где пребывает во всей славе вечной Отец наш, Господь Бог? На небесах, там и отечество наше. Кто верен Богу, тот верен и царю.
Напомню вам еще слова псалмопевца, пророка и царя: С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал особо сердца их и вникает во все дела их (Пс. 32, 13–15). Следовательно, всех и судить будет строго. Аминь.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский) [1, ч. 2, слово 2-е]
Вознес избранного из народа Моего:…святым елеем Моим помазал его… И истина Моя и милость Моя с ним, и именем Моим возвысится мощь его… Он будет звать Меня: Ты – Отец мои, Бог мой и Заступник спасения моего (Пс. 88, 20, 21, 25, 27).
…Ни в одном народе, кроме русского, не сохранилось в такой торжественности, в таком блеске, и – скажем, самое главное – в такой полноте смысла и значения помазание царей на царство. В том виде, как оно совершается в России, в этом обилии молитв, в несказанном подъеме народной веры и всенародного благоговения, от него веет не только благочестными преданиями цветущей поры христианства, не только духом православной Церкви вселенской в Византии и ее благочестивых автократоров, начиная от равноапостольного Константина, но и духом седой библейской древности, с ее богооткровенным пророчеством, и мнится, елей царского помазания изливается и доныне на царей наших из того благословенного рога, из которого некогда Давид, царь по сердцу Божию, приял помазание от Святого посреди братьев своих: И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после (1 Цар. 16, 11–13). Несомненно, только близорукость, невежество или тенденциозность могут упускать из виду тесную связь, всегда существовавшую и существующую между государственными и общественными учреждениями народов и их религиозными верованиями.
И несомненно же, глубокий смысл и важное значение царского помазания в России обусловливаются ее православием и ее самодержавием. Оттого и сохранился в этом торжестве дух библейской древности и заветы цветущих веков христианства, его святых отцов и учителей, – оттого, что в мире одна Россия православна и одна Россия самодержавна.
Не станем говорить подробно о государственном значении самодержавия для нашего отечества, с его особенной историей, географическим положением, огромным пространством, разнообразием климатических условий, этнографическим составом, разноплеменным, разнокультурным, разноверным, с его государственными границами, инородческими окраинами, с его положением по отношению к народам Европы и Азии, с его расовыми славянскими особенностями, с его мировыми задачами и мировым призванием и проч. Здесь каждая мысль требует особого обсуждения, которое увлекло бы нас слишком далеко, да это и не входит прямо и непосредственно в круг проповедного церковного слова.
Но есть в священном помазании православных царей сторона, теснейшим образом связанная с тем, что называется религиозной и христианской идеей. Ясно, что если мир не случайно произошел и не бессмысленно живет, если он управляется Промыслом, то Промысл Бога воздвигает в нем и царей, избирая потребного царя народу в то или другое время его существования. Эта мысль, общерелигиозная, прежде всего и исповедуется Церковью в священном помазании царей…
Что такое священное помазание царей на царство?
Это не простой торжественный обряд для впечатления на зрителя, не простой знак царского и государственного величия; кто думает так, тот слишком неглубок, слишком легкомыслен в суждении. Это и не одна молитва царя к Богу о помощи свыше, о наитии благодати, о даровании сил к служению, о просветлении царственного разума.
Нет, здесь больше того: здесь боговенчанный царь вступает в священно-таинственный союз со своим народом, не при посредстве избрания или договора, всегда предполагающего взаимное недоверие, а при помазании от Духа Святого. Чему уподобить этот союз, как его изобразить? Думается, лучше всего изобразить словами древних евреев, обращенными к царю Давиду после его воцарения: Вот мы все пред тобою – кости твои и плоть твоя (2 Цар. 5, 1). Здесь само сравнение взято из слов первозданного Адама о жизни своей (см. Быт. 2, 23). Так царь и народ как бы сливаются в один могучий духовно-нравственный союз, подобный идеальной христианской семье, не мыслящей разделения, не допускающей недоверия, не допускающей иных отношений, кроме взаимной любви, преданности, самоотвержения и заботливости. И как в семейный союз нельзя ввести холодных отношений договора и учитывания прав каждого из членов семьи, а все здесь зиждется на взаимной любви и доверии родителей между собой, родителей и детей, братьев и сестер, – так точно и в идеальном христианском государстве. Отсюда – истинный христиански отеческий характер власти и властвования, отсюда же и истинно христианский, не рабский и принудительный, а сыновний и свободный характер повиновения. Велик такой союз царя и народа; он могуч и несокрушим, он наследует землю и будет исполнен успеха мерою полною, утрясенною…
Но и сказанного мало. В помазании царя на царство слышится нам то слово Божие о царе, которое положено нами в начале нашего нынешнего поучения: Вознес избранного из народа Моего:…святым елеем Моим помазал его… И истина Моя и милость Моя с ним, и именем Моим возвысится мощь его… Он будет звать Меня: Ты – Отец мой, Бог мой и Заступник спасения моего (Пс. 88, 20, 21, 25, 27)[5]. Так священное помазание для царя является таинственным приятием непосредственно от Бога особых, ему только одному свойственных высших полномочий, отделяющих его от прочих людей: царь в помазании становится избранником Бога; ему вверяются от Бога правда и милость; ему усвояется право сыновства Богу; ему обещана и непосредственная помощь свыше в его царском служении. Царь является орудием Промысла в управлении народом и насаждении в жизни его начал Царства Божия. Эту истину, религиозную, таинственную, можно принять только верой; ее и принял и исповедует наш народ, когда говорит издревле на своеобразном языке в народных присловиях: «Царь – от Бога пристав»; «Правда – Божия, а суд – царев».
Таким образом, в священном помазании царей наших сказалось торжество идей, в своем источнике богооткровенных, но до такой степени усвоенных духом нашего народа, что их можно назвать истинно народными, русскими. Здесь выразилось все существо русского государственного строя; его не поколебать никаким ветром занесенных из чуждых стран учений, и под красные знамена с надписями об изгнании «долой» этого строя можно привлечь только или гниль и отбросы народные, или сынов народа обманутых, введенных в заблуждение и кричащих «долой» только по недоразумению…
(Свмч. Иоанн Восторгов) [12, т. 2, с. 263–268]
Царя чтите (1 Пет. 2, 17). Вот наставление слова Божия, которое нужно особенно помнить в наши тревожные дни. Ложные учители восстали теперь в среде народа; они большей частью ослепленные злобой и ложью или обманутые своими наставниками – врагами России, иногда же выгнанные за негодность, лень и бунты, а нередко прямо подкупленные врагами нашего отечества (ибо чем же и жить им и на какие деньги есть, пить, иметь кров и одежду?), – эти ложные учители, желая сами над всеми властвовать, кричат теперь и пишут в подметных листках и на красных флагах, распевают и особо составленные песни, призывая ниспровергнуть царскую власть. Они обещают при этом, что если не будет царя и царской власти, то все скорби и недостатки жизни сами собою прекратятся и излечатся.
Какое безумие! Это похоже на то, как если бы кто, желая вылечить больного человека, отрезал ему голову. Ибо царь – глава народа; без царя, как говорит история и нашего отечества и других народов, всегда государствам грозила гибель.
Впрочем, верные сыны Церкви привыкли учение человеческое проверять словом Божиим, а слово Божие ясно говорит нам, что Сам Всевышний поставляет царей на престол (см. Дан. 2, 21). Сам Господь в Ветхом Завете повелел пророкам помазать на царство Саула, Давида, Соломона и других царей и называл их Своими избранниками и помазанниками.
В Новом же Завете Господь Иисус Христос повелел наравне с обязанностями к Богу исполнять и обязанности к царю, когда сказал: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22,21); то же проповедовали верующим и святые апостолы: Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2, 17).
Но обратите внимание на то, какие в то время были цари? То были цари-язычники, которые мучили и избивали христиан, такие цари, которых сами язычники называли извергами и изобретателями преступлений. И, однако, даже этим царям Господь повелевает покоряться. Видно, действительно, царская власть освящена
Богом; видно, нужна она для блага народов. Не скрывает никто, что могут быть, и действительно бывали, цари дурные, как наказание Божие народу, как испытание свыше, но восставать против царя и царской власти для избавления отечества от тех или других непорядков и несовершенств – это то же самое, что для избавления от болезни предлагать лекарство, которое гораздо гибельнее самой болезни и приносит смерть.
Если же о царях-язычниках и о царях злых сказано в слове Божием, что нужно молиться о них и почитать их, то что же нужно сказать о наших русских царях, православных?
Воистину, великий грех забывать то, что они сделали для нашего отечества!
Самое страшное зло и несчастие испытал народ наш именно во время безгосударное, когда не было царя на Руси или когда злодеи восставали на царскую власть; народ русский спасся от погибели только избранием царя из того рода Романовых, который и доныне царствует в России.
И сколько добра сделали народу цари русские! Они избавили его от внешних врагов; расширили его царство, устроили войско; ввели просвещение; заботились о святой вере, защищали ее во всем мире, освободили и другие славянские племена от полной гибели, освободили крестьян в России от крепостного рабства. И понятно, почему русский народ создал мудрое присловие: «Без царя земля – вдова, без царя народ – сирота; царь – от Бога пристав».
Искони наш народ был царелюбивым. В глубокой древности иностранцы, посещавшие землю нашу, удивлялись этой великой русской добродетели и только ею объясняли, почему Русское царство, которое было самым малым и незначительным посреди других, при множестве врагов, при самых тяжких условиях жизни, как евангельское зерно горчичное, разрослось в великую державу, в великое, многоветвистое дерево, что укрыло и дало покой и счастье многим племенам и народам на огромнейшем пространстве земли. Бог на небе и царь на земле – вот чем жил русский человек.
(Свмч. Иоанн Восторгов) [12, т. 2, с. 502–504]
…Бог по образу Своего небесного единоначалия устроил на земле царя; по образу Своего вседержительства – царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, – царя наследственного.
О, если бы все цари земные довольно внимали своему небесному достоинству и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли требуемые от них богоподобную правду и благость, небесную недремоту, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство царя и устроение царства земного по образу небесному и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, – благоговением и любовью к царю, смиренным послушанием его законам и повелениям и взаимным согласием и единодушием и удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, – превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Все царства земные были бы достойным преддверием Царства Небесного. Россия, ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов. Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр. 3, 11).
…У некоторых народов в наши времена о государственном устройстве и об отношениях между предержащей властью и подданными столько споров и распрей, что от них все общественные связи трещат, все столпы политических зданий колеблются; пусть бы они прочитали у нас (русских) явственнее на сердцах, чем на хартиях, написанное краткое, но всеобъемлющее постановление государственное, которое заключается в следующих словах: святость власти и союз любви между государем и народом…
(Свт. Филарет (Дроздов)) [14]