Глава II. Сущность религии
Наука и религия
Наша книга озаглавлена «Религии мира». Но что несет в себе термин «религия»? Мы так привыкли к этому слову, что оно стало привычным и незаметным, как вид из окна квартиры. Между тем, это слово несет в себе гораздо больше информации, чем это может показаться на первый взгляд. Понятие «религия» происходит от латинского слова «religie», одним из значений которого является «связывать, соединять». Под словом «религия» понимают всю гамму связей между человеком и Божеством. Религия – это и молитвы, и культовые сооружения, и священные тексты, и обряды, словом, все, что связывает между собой два объекта, человека и Бога. Религия – есть мост между двумя мирами, двумя разными сущностями. Это духовная связь, сходная с той, которая существует между двумя близкими людьми. Но, для того, чтобы она существовала, необходимо взаимное желание к сближению. Важно, чтобы Божество желало открыться человеку, и, не менее значимо, чтобы и человек искал встречи с Высшим Интеллектом, Мировым Законом или Богом. Это должен быть взаимный интерес друг к другу, поиск встречи.
В чем же выражается поиск человеком Бога? В древних религиях, люди придавали явлениям природы немаловажное значение, как действиям Высшего Божества. Проявления Высочайшего Существа в мире связывались с природными катаклизмами, стихиями и бедствиями. Люди, выделяя у Всевышнего определенные черты, свойства или качества, приписывали их животным. Постепенно, память о подлинном смысле, заложенном в символическом обожествлении животных, замутнялась. Люди стали обожествлять явления природы, реки, деревья, камни. Так возникло язычество, тотемизм, анимализм. Все эти религиозные формы также имели своей целью сближение Божества и человека. У различных народов были разные символы, связанные с Высшим Духом, или Высшими Силами: идолы, тотемы, священные предметы. Человек всегда находился в поиске Бога.
Современный человек уже не строит каменных коллосов, не совершает мистерий и сложных обрядов. Он ищет Божество при помощи науки, ибо в ней полагает истинность. Люди заглянули в космос, опустились глубоко под землю, переплыли все моря и океаны, но нигде не отыскали Бога. Так, где же Он находится? Как Его отыскать современному человеку? Что же говорят об этом ученые, люди сведущие во многих тайнах Вселенной?
Астрономы не знают границ космоса, он кажется им беспредельным. Наша планета входит в состав Солнечной системы, а она, в свою очередь, находится в Нашей Галактике. Галактика включена в состав еще более крупных образований. Они составляют ткань Вселенной. Путем анализа космических объектов, астрономы пришли к выводу, что Вселенная расширяется. Эта теория получила в науке название «гипотеза Большого Взрыва». Согласно ей, наша Вселенная возникла в результате сверхмощного взрыва, а все космические тела – суть осколки. Осколки движутся от центра Вселенной в разных направлениях. Есть ли граница Вселенной? А если есть, то, что находиться за ее пределами? Есть ли там Бог?
Попытаемся разобраться в этих вопросах. Во-первых, если Вселенная движется и расширяется от некого центра, то явно существовал момент, когда Вселенная была гораздо меньше нынешней. Быть может, она была ничтожно малой, не более точки на листе бумаги. Что же тогда было за ее пределами? Естественно, то же, что и теперь – ничего.
Во-вторых, границей любого объекта может быть не только нечто иное, чем сам объект. Вещество, из которого состоит некий предмет, также ограничивает предмет изнутри, в самом себе, как и иная среда, находящаяся за пределами объекта. Камень, опущенный в воду, с одной стороны, ограничивается водой. И, в то же время, можно сказать, что кремния, из которого состоит камень, нет в воде. Тем самым, кремний ограничивает камень изнутри. Таким образом, наличие вещества и его отсутствие, также пролагает границу между неким телом и окружающей его средой.
Объединив эти две посылки, можно сказать, что за пределами нашей Вселенной ничего нет. Вселенная ограничивает саму себя изнутри. Во Вселенной есть планеты, космическая пыль, туманности, звезды. И существует разряженное космическое пространство, насыщенное элементарными частицами. Космические тела определенным образом расположены в космическом пространстве, однако, и первое, и второе – есть определенный вид материи. Там, где нет материи, естественно, нет ничего материального. Иными словами, в месте, где есть некие космические объекты, Вселенная существует, а где их нет, Вселенная отсутствует. Вселенная образует, сама собой, собственное вместилище. За ее границами никакой материи нет. И это состояние можно представить абстрактно, стоит только устранить из окружающего нас мира все, обладающее материальными свойствами. Удалите, в воображении, землю, облака, солнце и воздух, звезды и планеты, удалите пространство, в котором они находятся, и Вы получите мир без материальных объектов. Эти логичные доказательства, подкрепленными научными данными, позволяют сделать простой вывод: наша Вселенная конечна и за ее пределами нет ничего материального.
За границей Вселенной – особая субстанция, вакуум. Вакуум, доказали физики, также реально существует. Мало того, вакуум обладает определенными свойствами – он может растягиваться и уплотнятся, притягивать к себе материю и так далее. Можно сказать, что наша Вселенная находится в нем, как орех в скорлупе, если учесть, что скорлупа не существует.
Тот, кто всем нужен, или поиски Бога
Философы, в определении бога высказали мысль, что Он – нечто ничем не ограниченное, поскольку в противном случае, это уже не есть Бог. Поскольку, Бог нематериален, то Он неограничен. Божественная природа не обладает метрическими и временными свойствами, как наш мир, она – выше их. Человеческому уму нелегко представить себе нечто, ничем не ограниченное, бесконечное и вездесущее. Но, интеллект может допустить мысль о том, что Божественная природа обладает такими качествами, к которым эти понятия неприменимы. Как свету неприложимо понятие темный. Божество, иная сущность, несомненно, обладает некими свойствами, которые на данный момент, нам непостижимы. Так же, как недоступен нашему сегодняшнему пониманию и исследованию сон, который мы увидим завтра или послезавтра.
Поскольку Бог неограничен, вездесущ и бесконечен, Он, естественно, больше нашей Вселенной, мира, в котором мы живем, если это понятие применимо к Нему. Бесконечное больше конечного, а вечное временного. Таким образом, можно смело утверждать, что космос находится в Боге, а не наоборот. И, если перейти на позицию Высшего Разума, то Вселенная – маленький шарик, не больше горошины, если подобное сравнение уместно. Эта горошина уравновешена, гармонична и прекрасна. Она существует для чувств живых существ, населяющих одну из ее планеток, Землю. Для тех, кто сознает этот факт, то есть для нас, живущих. Великий космос, вся Вселенная, существует для человека. Мироздание зиждется на законах, которые регулируют всю природу, независимо от того, известны ли они нам, или нет. Законы, это закономерности, которые неукоснительно соблюдаются. Многообразный мир – это сложный механизм, которым управляет воля. В основе существования космоса лежат мысли, идеи Божества. Вселенная обладает реальностью лишь в сознании и чувствах человека, с позиций Бога – она прекрасная мысль, изящная по красоте идея. Многие религии называют Бога Великим Архитектором по отношению к созданному им миру. Космос, это воплощенная мысль Бога, произведение искусства. Его можно сравнить с художником, создавшим неповторимое полотно.
На протяжении многих веков люди называют Высший Разум, Бога, по-разному. У мусульман – это Аллах, у евреев – Яхве, у буддистов – Абсолют, у христиан Господь. Это не имена, а лишь обозначения свойств Высшего Разума. Аллах – Всевышний, то есть Тот, Который главенствует над всеми, преобладает над всем. Яхве – Сущий, Существующий, Тот, Который имеет подлинное бытие, подлинное существование, Тот, Который существует всегда, вечно. Абсолют – это Высочайшее, самое высокое, превосходящее все качества. И, наконец, Господь, – Тот, Который господствует надо всем, обладает всей полнотой власти, неограниченно осуществляет Свою волю. Ученые называют Его Высочайшим Интеллектом, Высшим Разумом, потому, что открывают в окружающем мире его интеллект. Иные религии, называют Бога Великим Духом, чтобы обозначить превосходство и нематериальность Бога. Высшими Силами называют Бога те, кто желает подчеркнуть Его высочайшее могущество. Наименований Божества много, они все отражают те качества, которые люди узнали в Боге, либо которые Бог открыл о Себе для них. Имя Бог, Божество, древнеславянское слово, восходящее к санскритскому bahi, что значит Великий. Для всех, именно в этом имени, заключено все богатство Божественных свойств: могущество, господство, величие, вечность, бесконечность, неограниченность, вездесущие и многие иные качества и свойства, которые сложно выразить словами и охватить при помощи мыслей.
Бог обладает, еще одним, уникальнейшим и необычным свойством – Он вездесущ. Иными словами, поскольку Он ничем не ограничен, Он присутствует везде и во всем, не являясь при этом всем. Бог обладает способностью пребывать, во всей полноте своей сущности, в любой точке Своего присутствия. Иными словами, Бог, в силу особых свойств Своей природы, пребывает в любом предмете, живом существе, явлении. Он находится в кресле, на котором сидим, столе, за которым работаем, доме, в котором живем, друге или сослуживце, с которым встречаемся ежедневно. Но, Бог, это не кресло, стол, дом, друг или сослуживец. Сущность Божества разлита в этих предметах, уже в силу того, что они есть. Божественная природа заключена в принципе организации живой или неживой материи, в форме, которую эта материя принимает, в цветовой гамме и во многих других аспектах. Божество близко человеку, настолько, что он может коснуться Его рукой и усмотреть в повседневных вещах Разум Высшего Существа. Но, мало того, что Бог все и во всем, Он еще и в самом человеке, в силу тех же причин.
Человек наделен разумом, который может постигать Высший Разум, он – личность, сходная с Божеством, Личностью в высшей степени, поскольку равной Ему личности более не существует. Человек живет, Божество обладает вечной, вневременной жизнью. Человек творит произведения искусства, Бог – создатель всего мира, человек осуществляет свою волю, воля Божества – неограниченна. Душа человека, или его жизнь, нематериальна, Бог – нематериален в высшей степени. Бог – Личность, обладающая чувствами, как и человек, но эти чувства не дробятся, как у человека, но слиты в одно благостное чувство любви к миру и человеку. Мир и человек живут, существуют, это приятно, поскольку им доставляет наслаждение сам процесс жизни. А, поскольку, мир существует гармонично, следовательно, Бог желает этого, а, значит, Он любит мир и населяющих его существ.
Пророки и свидетели
Еще в глубокой древности, человек искал Бога, обращался к Нему с молитвами, пытался постигнуть Его при помощи разума и чувств, установить с ним связь с помощью различных ритуалов, однако он не слышал Его голоса, не ощущал Его живого присутствия. Человеку было недостаточно разума, чтобы постичь Божество, он был ограничен своими чувствами, он мог только предполагать, строить гипотезы. Чаще всего, люди блуждали в потемках неведения, непонимания, смутных догадок. Сколько различных теорий, ненужных и непонятных жертв, сколько столкновений на религиозной почве пришлось пережить людям! Человечество достигло многого в греческой философии, оно сделало немало открытий и испытало озарения, но они были односторонни – человеку важно было услышать голос Самого Бога. И это должен быть встречный шаг с Его стороны.
Бог открывал Себя различно и неоднократно. Сам процесс сближения Бога с людьми в богословской литературе именуют Откровением. То открытие Бога людям, о котором мы уже говорили, принято называть Естественным Откровением. Естественное Откровение, это созерцание Божества в гармоничном мире, в принципе внутреннего устройства человека, конечности Вселенной, духовной природе человеческих мыслей и чувств. Естественное Откровение доступно постоянно, оно окружает людей везде, оно для них свойственно, естественно. К Естественному Откровению относят и совесть, поскольку она постоянна. Совесть порой называют «голосом Бога», поскольку она независима и автономна по отношению к человеческой воле. И, наконец, интуиция также относится к одному из видов Естественного Откровения, поскольку сообщает то, о чем еще неизвестно.
Однако, знания, которые предоставляет Естественное Откровение, порой неясны и туманны, да и люди нередко далеки от совершенства, чистоты ума и целомудренности чувств. Для постижения духовных истин требуется интеллектуальная подготовка и незамутненное сознание, горячее желание и напряженный поиск. Этому нужно посвятить всю жизнь, но и в данном случае останется множество вопросов, на которые так и не будет найдено ответов. О Божественных свойствах можно гипотетически догадываться, а вот внутреннюю жизнь Божества узнать путем Естественного Откровения невозможно. Для этого нужно нечто сверхъестественное, необыкновенное – необходимо личное Откровение Самого Бога. Лишь оно способно устранить все богословские сомнения и неточности. Такой вид Откровения получил наименование Сверхъестественного, поскольку оно выходит за рамки повседневности и обыденности. Оно несет печать сверхъестественного, необыкновенного, чудесного.
Поскольку, объект Откровения Сам Бог, Творец Вселенной, то и способ открытия Его людям необычен. Бог не является в виде грозных явлений природы, Он не ставит целью устрашить и запугать человека, так как человек свободная личность и должна прийти к божеству по собственному желанию. Бог избирает посредников между Собой и людьми. Посредник избирается Богом по качествам и критериям, доступным к пониманию только Ему. Этих посредников между Богом и людьми все мировые религии называют пророками. Сам термин «пророк» происходит от от древнеславянского слова «проречение, прорек» – проговорить, сказать. Это особые люди, сообщавшие всем ту информацию, которую желал донести до людей Бог. Это сообщение было не только словесное, чаще всего пророк должен был всей своей жизнью нести информацию от Бога. Пророки жили необычным и непривычным для остальных людей способом. Например, один из древнееврейских пророков, лежал на земле и ел один раз в день небольшой хлебец, испеченный из муки низкого качества в вперемежку в отрубями, для того, чтобы сообщить людям о том, что, если они не изменят своей жизни к лучшему, то их город ожидает голод и опустошение.
Пророки возвещали волю Бога, несли сообщения, предсказывали общемировые события. Например, один из древнееврейских пророков предсказал приход к власти, над большей частью тогдашнего цивилизованного мира, персидского царя Кира. Кир, в свою очередь, когда предсказание исполнилось, щедро наградил пророка и предоставил большие льготы и привилегии евреям, разрешив им возвратиться на традиционное место обитания, в Палестину. Но, главной целью пророков было не предсказывание будущего, а обличение человеческих пороков и недостатков. У всех народов существовала нравственная оценка поступков, слов и мыслей. И отступление от определенных нравственных принципов, всегда рассматривалось как нечто негативное. Пророки призывали к утраченным нравственным идеалам, ибо отступление от них всегда было связано с потерей человеком, способности общаться с Богом.
Некоторые из пророков записывали Сверхъестественное Божественное Откровение. Эти записи обычно начинаются словами: «Так сказал Бог». Все слова Откровения пророки приписывали Самому Богу и ничего лично себе. Откровения сопровождались пророчествами о будущем, с тем, чтобы люди, видя их осуществление, проникались доверием ко всему сказанному. Пророки были людьми самого разного социального статуса, среди них были цари и пастухи; различного имущественного положения – царедворцы и нищие; неравномерного образования – поэты и едва грамотные. Но, их объединяла целостность и единство содержимого. Одну из величайших книг человечества – Библию, писали десятки людей, живших во временном диапазоне в полторы тысячи лет. Однако, Библия представляет собой уникальнейший сборник книг, проникнутым таким единством стиля и внутреннего содержания, что создается впечатление о том, что это одна цельная книга, которую писал один автор.
Пророки в своих книгах, свитках, как их называли в древности, писали о свойствах Бога, Его отношению к миру и человеку. В писаниях пророков, Бог назывался определенным именем, которое отражало некое качество Божественной природы. В них указывались нравственные идеалы и моральные ценности. Книги пророков свято хранились, читались и высоко ценились. Это был голос Самого Бога, в них были повеления Всевышнего и открытия людям Его любви и благорасположения. Сверхъестественное Откровение подкрепляло гипотетические догадки человеческого разума, делая их предметом познания и исследования. Слова Бога в них относились ко всем, их можно было читать в любом возрасте, они были доступны в разные времена, Писания пророков были актуальны в течение столетий, спустя того момента, когда они были написаны. Мало того, пророческие книги писались для грядущих поколений, информация в них излагалась символически, в определенных образах, которые становились до конца ясными только в момент их исполнения. Пророческие Писания имели несколько уровней понимания и восприятия, от буквального до сложно-аллегорического.
В истории человечества, религиозные идеи объединяли вокруг себя определенный круг лиц, часто становились государственными и национальными идеями. Например, идея Москвы – Третьего Рима, была государственной идеей Российского государства в течение пяти столетий. Идеи мусульманства живы и действенны для многих народов Востока и по настоящий день. На них основана арабо-мусульманская цивилизация, пришедшая ныне к столкновению с цивилизацией европейской. Религиозные идеи имеют обыкновение собирать вокруг себя приверженцев. Так возникают религиозные группы – общины (от слова «общий»). У них общая религиозная идея, нередко общее владение имуществом, общие обычаи и традиции, общий уклад жизни. Живя долгое время внутри религиозной общины, ее члены вступали в брачные связи и их дети продолжали религиозные традиции отцов. Это один из путей образования этноса. Религия консервирует обычаи, сохраняет преемственность поколений, соединяет между собой различных, по социальному положению, людей. Она не только соединяет человека и Бога, она объединяет людей в человеческое общество. В древности религия составляла основу культуры этноса, который ее исповедывал.
Религия, помимо духовной стороны, имеет еще и физическую, осязаемую природу. Это – культовые сооружения, изображения Божества, а также особый круг лиц, занимающихся их обслуживанием и содержанием. Формирование касты жрецов – длительный исторический процесс. Первоначально, глава рода был одновременно и духовным и политическим лидером. Он совмещал в одном лице функции монарха и верховного жреца. И первым ограничением единоличной власти древних правителей, было разделение власти на духовную и светскую, монарха и священника. Этот исторический процесс, был долгим и болезненным, но он, в конечном счете, привел к появлению института жречества. Верховный жрец обладал всей полнотой духовной власти, провозглашал общенародные празднества, давал указания о совершении религиозных обрядов, нередко вершил суд по религиозным делам. Он совершал жертвоприношения от имени всего рода. Мужчины из семьи верховного жреца, также становились священниками. Так образовалось жреческое сословие, которое носило семейный, клановый характер.
Религия и оккультизм
С ростом жречества, усложнялся, соответственно, и религиозный культ. Помимо простых жертвоприношений, которые некогда совершал глава рода, стали создаваться сложные ритуальные обряды, священнодействия. Нередко, они были столь громоздки, что непосвященный не мог воспроизвести всю церемонию самостоятельно. Постепенно терялся и смысл религиозных обрядов, они сакрализировались, становясь магическим действием. Магизм предполагал простой механизм взаимоотношений с Божеством: ритуальное действие, словесная формула-заклинание и, конечный результат – удовлетворение просьбы. Магизм упрощал взаимоотношения с Богом и отдалял личную связь человека-просителя и Высшего Существа. За посредничество жрец получал подарки от рядовых общинников, земельный надел от светского правителя, постепенно превращаясь в феодала. Жрецы сдавали свой земельный надел мелким арендаторам, получая при этом ренту-налог. Они образовывали привилегированное сословие, обладающее имуществом, порой достигавшем колоссальной цифры, как это было в Древнем Египте. Власть жрецов нередко соперничала с властью правителя государства.
В течение всей жизни, древнего человека сопровождали непременно совершаемые обряды: жертвоприношения Божеству по поводу рождения ребенка, посвящение в полноценные члены общины, брачный обряд и, наконец, погребение. Жизнь древних людей была глубоко сакральна и символична, она сопровождалась обрядами и поверьями, постоянными молитвами и жертвоприношениями. В древности человек целиком зависел от природы: древний охотник – от удачи на охоте, земледелец, от сезонов засухи и дождей, стихийных бедствий и урожая. Вся жизнь проходила в труде и молитвах-заклинаниях явлений природы.
Силы природы, проявления природы Божества, символически кодировались в изваяниях, изображениях, надписях. Изображения Божества, принято называть идолами, в противовес традиции неизображения Бога. Были идолы – покровители полей, лесов, равнин и озер, идолы-покровители охоты, идолы-покровители дома, семьи, личные идолы-покровители отдельных людей. Идолы имели человеческие черты, им приписывались человеческие эмоции и чувства. Идолам возводились жилища – храмы, посвящали рощи, возвышенные места, леса. Чаще всего, храмы были подлинными произведениями искусства, ибо человек древности отдавал Божеству все самое лучшее. Храмы возводились лучшими мастерами и архитекторами, они были достижениями инженерной мысли своего времени. Египетские пирамиды до сих пор вызывают массу толков относительно авторов их постройки.
В религии тесным образом переплетается материальное и духовное, молитвы и мегалитические сооружения. Поставить вопрос о том, что важнее – неуместно, как бессмысленно проводить границу в человеке между телесным и духовным, мыслью и Стоунхенджем, наблюдением за звездами и поклонением Богу. Две стороны религии взаимно дополняют друг друга, ибо мысль приобретает реальные черты в ее предметном воплощении, а культовое сооружение несет в себе идею отношения человека к Высшему Существу. Религия породила человеческую культуру: песнопения в честь богов положили основу современной музыки, изображения Высших сил – дали начало живописи, храмовые постройки – определили принципы современного строительства. Неразумно отрицать все богатство человеческого культурно-религиозного наследия, напрочь отвергать идеи и философские концепции, которыми жили предки. Подлинная культура сильна тем, что она сохраняет историческую преемственность. Вся современная наука также базируется на религии: математика – на теории священных чисел Пифагора, астрономия – на астрологии, химия – на алхимии. Древние жрецы были распространителями и хранителями письменности – древнейшие тексты, все религиозного плана. На священных текстах разных народов строится вся мировая литература. История мировой цивилизации была бы неполной без религии. Вокруг религии и религиозных проблем движется сама история. Государственная компания собирания в Московский Кремль мощей русских святых, которая проводилась целенаправленно в течение нескольких столетий, имела своей целью сделать Москву религиозным и политическим центром государства. И факт постройки в Кремле новой святыни, мавзолея Ленина – тоже не случаен.
Впрочем, религия не есть консерватор отживших идей и анахронизмов, она постоянно обновляется, поскольку современный человек также нуждается в Боге, ищет и находит Его. Между ними устанавливаются определенные отношения, поскольку, Бог всегда вечен и неизменен, всегда один и тот же, а человек меняется вслед за развитием науки и культур, вслед за движение прогресса. Религиозные вопросы всегда привлекали, и будут привлекать к себе внимание, ибо каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: «Каков смысл жизни на Земле?», «Откуда взялся человек?», «Бесконечна ли Вселенная?», «Одинок ли человек в космосе?», «Есть ли жизнь за гробом?», «Что есть добро и зло?» и многие, многие другие. Ответить на эти вопросы, наука исчерпывающе не может, ибо она постоянно в развитии, поскольку с течением времени наука отрицает те принципы, которые казались недавно неоспоримыми. Религия заполняет пробел любознательности человека, удовлетворяет эмоциональные и психологические запросы, преодолевает страхи человечества – страх смерти, страх одиночества и беззащитности. Религия вселяет оптимизм, ибо утверждает бессмертие человеческой души, неуничтожимость жизни, придает жизни смысл и законченный характер, упорядочивает мир и вносит в него гармонию. Она никогда не устаревает и не ветшает, до тех пор, пока на Земле живет человек.
Читатель может войти в сложную и интересную, необычайную или непривычную для него сферу. Он может заглянуть в самого себя, открыть в себе то, чего раньше не замечал. От его личного выбора зависит какой путь в жизни он пройдет. Он может встретиться на этом пути с Высочайшим существом, общение с Которым очистит его и наполнит радостным чувством каждый день. Живя в согласии с совестью, руководствуясь моральными принципами, каждый способен отыскать духовное спокойствие и моральное удовлетворение. Любой может победить в себе страх смерти, воспринимая это событие как некий порог, за которым состоится встреча с любимым им Существом. И эта встреча продлиться вечно. Читатель откроет в себе целый мир и духовное сокровище, которым он прежде никогда не пользовался. А на данном этапе, он получает знание, пусть небольшое и начальное, но оно, несомненно, принесет духовные плоды в будущем. Бог будет инициатором духовной встречи с Вами, поскольку Вы желаете отыскать Его.