Глава 3
Генезис и историческая эволюция научных типов правопонимания
§ 1. Исторический дуализм права как критерий типизации правопонимания
Начиная с античной эпохи, в рамках различных научных теорий посредством выделения всеобщего основания взаимосвязанных элементов складываются понятия права, в основе которых лежит соответствующая оригинальная обобщающая идея. В свою очередь эта идея обусловливается влиянием целого ряда факторов: политико-экономическими условиями, господствующей идеологией, принадлежностью мыслителя (теоретика) к определенному классу, чьи собственно интересы он выражает и т. д. Таким образом, все многообразие научных теорий и специфика каждой из них по отдельности, в конечном счете, определяется особенностями исторического момента. Но наряду с этим особенным, различным типам правопонимания присуще и нечто общее, не подлежащее изменениям в ходе исторического развития. Одним из таких общих моментов, на наш взгляд, является дуализм в понимании феномена «право».
Ретроспективный анализ юридической мысли (по крайней мере, европейской) позволяет заключить, что дуализм в правопонимании прослеживается на протяжении всего ее развития, усматривается в различных учениях о праве и государстве.[196] Уже при самом поверхностном знакомстве с различными политико-правовыми теориями Античности, Средневековья, Нового времени или современности перед нами раскрываются попытки разных авторов теоретически разрешить (примирить) противоречие некоего объективно существующего, независящего от воли человека начала с силой человеческого волеустановления. Применительно к предмету нашего исследования антагонизм этих двух начал выступает в виде противопоставления (или сопоставления) естественного и положительного права, божественного и человеческого права, права и закона, официального права и традиции и т. д.[197] По точному выражению Н. Н. Алексеева, такой дуализм сводится к мысли о том, что «всему произвольно установленному противостоит непроизвольное, неустановленное, само по себе и необходимо существующее; образцом таких свойств является природа; следовательно, неустановленное право природное или естественное».[198]
При более углубленном анализе различных правовых теорий в обозначенном аспекте, мы приходим к выводу, что присущий этим теориям дуализм есть не что иное, как проявление философской проблемы соотношения необходимости и свободы в процессе социального развития. В конечном счете выкристаллизовывается центральный вопрос о том, в каком соотношении находятся историческая необходимость и деятельность людей. Или в какой степени люди свободны в своей деятельности и, соответственно, в какой степени их деятельность обусловлена необходимостью, т. е. воздействием внешних обстоятельств. Если эту проблему конкретизировать применительно к науке о праве, то она может быть обозначена целым комплексом вопросов. Способен ли законодатель посредством позитивного права влиять на объективные законы общественного развития или же он только обнаруживает и формально закрепляет последние? Если законодатель способен посредством правовых механизмов регулировать общественные отношения, то в какой мере это возможно? В какой степени человек при помощи законодательства может определять ход истории? Как установленные волей законодателя предписания могут влиять на естественные социальные процессы? И, наконец, в какой мере сама объективная независящая от воли человека реальность («естественные силы», «естественные законы», «законы природы», «естественное право») обусловливает поведение человека?
Конец ознакомительного фрагмента.