Вы здесь

Правовые основы профессиональной деятельности в спорте. Глава 3. Основы управления физической культурой и спортом (С. В. Алексеев, 2017)

Глава 3. Основы управления физической культурой и спортом

3.1. Управление физической культурой и спортом на международном уровне

Управление физкультурно-спортивным движением современности осуществляется прежде всего на международном уровне международными организациями[194].

Международной организацией следует считать международное учреждение, обладающее обычно в силу учредительных документов правовым статусом международной организации с определенной функциональной правосубъектностью. Объем правосубъектности различных международных организаций неодинаков и зависит от воли создавших их субъектов. Он определен в соответствующих учредительных актах (уставах, договорах и т. д.), регламентирующих вопросы членства, статуса, полномочий, порядка взаимоотношений с государствами и другими международными организациями и т. д.

Например, в учредительных актах международных организаций можно найти ответы на вопросы о правомочиях конкретной организации принимать правовые акты с той или иной обязывающей (императивной, диспозитивной, рекомендательной) силой и о порядке принятия таких актов, а также о правомочиях вступать в международные публично-правовые или частноправовые отношения.

Использование государствами сообща такого инструмента, как международные организации, представляет собой важный и эффективный метод совместного международно-правового регулирования международных отношений, в том числе в сфере международного спортивного движения (МСД).

Международные организации могут быть классифицированы прежде всего по предмету деятельности, т. е. конкретно по тем областям международного сотрудничества, которые отнесены к функциям (кругу ведения) соответствующих организаций. В частности, международные спортивные организации выделяются среди всех прочих по предмету деятельности, а именно международным спортивным отношениям.

Однако классификация эта не всегда может быть точной, ибо существует много международных организаций, компетенция которых охватывает многообразные предметы ведения. Самым наглядным примером служит Организация Объединенных Наций, универсальная компетенция которой включает и политическое, и гуманитарное, и экономическое, и спортивное, и иное сотрудничество.

С учетом сказанного все международные организации, действующие в сфере международного спортивного движения, можно разделить на две большие группы.

I. Международные организации общей компетенции, деятельность которых посвящена наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, но также охватывает различные аспекты межгосударственного сотрудничества в области международного спортивного движения.

II. Международные организации специальной компетенции, деятельность которых непосредственно посвящена сфере международного спортивного движения.

Кроме того, по характеру членства все международные организации можно классифицировать на межправительственные (иначе – межгосударственные) и неправительственные (негосударственные).

Особой разновидностью международных организаций следует считать создаваемые государствами и международными организациями международные суды и международные арбитражи соответственно с их специальной функциональной международной правосубъектностью.

Основной массив международных организаций разного профиля сконцентрирован на межрегиональном (например, Организация Объединенных Наций, Международный олимпийский комитет, Генеральная ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ), ФИФА и др.) и региональном (например, Совет Европы, Европейский олимпийский комитет, Ассоциация европейских НОК (АЕНОК), УЕФА и др.) уровнях.

Поскольку в современном спортивном движении роль международных организаций особенно велика, необходимо уделить достаточно внимания рассмотрению как теоретических основ их деятельности, так и раскрытию практической стороны функционирования конкретных наиболее значительных в сфере МСД организаций.

Если государства при всем их фактическом многообразии с точки зрения классического международного права в принципе единообразны в смысле их правового статуса, то международные организации, напротив, могут принципиально различаться по правовому статусу, компетенции, функциям, правомочиям.

С учетом приведенной классификации рассмотрим международные организации подробно.

I. Международные организации общей компетенции, занимающиеся вопросами спорта. Эти организации сочетают в себе качества субъектов общего международного права и международного спортивного права. В сфере спортивной деятельности они выполняют главным образом функции координаторов международного сотрудничества.

Важнейшая роль в международном спортивном сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных Наций и ее специализированным учреждениям. ООН создана в 1945 г., ее членом является Российская Федерация. Целями ООН являются: поддержание международного мира и безопасности; разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между народами; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам в отношении всех, без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий государств в достижении целей, стоящих перед ООН.

Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и социальный совет ООН, Совет по опеке, Международный суд ООН и Секретариат ООН во главе с Генеральным секретарем ООН.

ООН в настоящее время является центром сосредоточения многих форм международного сотрудничества государств в спортивной сфере. ООН располагает системой специализированных учреждений, которые в том числе заняты развитием международной спортивной деятельности. В их числе Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и Всемирная организация здравоохранения. Согласно Уставу ООН (ст. 63) специализированные учреждения ООН связаны с ООН, что практически выражается в наличии соглашений между ООН и специализированными учреждениями, а также в определенных установленных формах их связи с органами ООН. Связь специализированных учреждений ООН с ООН требует, чтобы направления деятельности данных учреждений соответствовали основополагающим целям и принципам ООН. Тем не менее специализированные учреждения ООН – самостоятельные международные организации. Структура, компетенция и другие вопросы организации и функционирования специализированных учреждений ООН определены в международно-правовом порядке договорами, соглашениями или учредительными актами, а также регламентами деятельности их органов.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) образована в 1946 г. со штаб-квартирой в Париже. Членом ЮНЕСКО является Российская Федерация. Цели ЮНЕСКО: вклад в обеспечение мира и безопасности через поощрение международного сотрудничества в области образования, науки и культуры; обеспечение уважения к законности и справедливости, правам человека и основным свободам без различия расы, пола, языка и религии согласно Уставу ООН.

Структура ЮНЕСКО:

1) Генеральная конференция;

2) Исполнительный совет;

3) национальные комиссии;

4) региональные структуры;

5) Секретариат.

Важнейшими партнерами ЮНЕСКО являются органы и институты системы ООН, негосударственные организации и фонды, клубы и ассоциированные школы ЮНЕСКО.

Деятельность ЮНЕСКО осуществляется посредством международного интеллектуального сотрудничества, взаимопомощи, содействия делу мира. Важнейшими сферами деятельности ЮНЕСКО являются: воспитание и будущее; наука для прогресса и окружающей среды; культура; коммуникации на службе у человечества; социальные и гуманитарные науки в изменяющемся мире; участие ЮНЕСКО в изучении и выработке стратегий развития; вклад ЮНЕСКО в обеспечении мира, прав человека и ликвидацию любой дискриминации; роль молодежи в созидании будущего и др. В своей работе ЮНЕСКО опирается на комитеты, международные комиссии и другие органы. Среди них: Международная комиссия по истории научного и культурного развития человечества, Комиссия по культуре и развитию (Комиссия Переса де Куэльяра), Международная комиссия по вопросам образования в XXI в. (Комиссия Жака Делора), Международный институт планирования образования в Париже, Институт ЮНЕСКО по вопросам воспитания в Гамбурге.

19 октября 2005 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в Париже была принята Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте[195].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) образована в 1946 г. Местонахождение штаб-квартиры ВОЗ – Женева (Швейцария). ВОЗ осуществляет свою деятельность с 1948 г. В ее состав входит Россия. ВОЗ занимается вопросами охраны и укрепления здоровья человека, в том числе средствами спорта.

В соответствии с уставом ВОЗ целью организации является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья» (ст. 1). Термин «здоровье» трактуется в преамбуле устава достаточно широко, что позволяет ВОЗ заниматься не только борьбой с болезнями, но и многими проблемами социального характера.

Деятельность ВОЗ направлена на решение триединой задачи: предоставление услуг в международном масштабе, оказание помощи отдельным странам и поощрение медицинских исследований. Предоставляемые всем странам услуги ВОЗ – это публикация обобщенных статистических данных о рождаемости, болезнях, эпидемиях, травматизме, причинах смерти и т. д. ВОЗ изучает проблемы снижения уровня здоровья населения, проводит анализ законодательства отдельных стран по этому вопросу, вырабатывает и предоставляет странам рекомендации, направленные на повышение уровня здоровья населения и совершенствование связанного с этим законодательства. Поощряя медицинские исследования, ВОЗ координирует исследования причин рака и сердечно-сосудистых заболеваний в различных странах. Она организовала международную сеть лабораторий, изучающих болезнетворные организмы, улучшающих вакцины и ведущих подготовку научных работников.

Руководящим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, созываемая ежегодно. Исполнительный орган – Исполнительный комитет, состоящий из представителей 30 государств-членов, избираемых ассамблеей и созываемый не реже двух раз в год. Административный орган – Секретариат, возглавляемый генеральным директором. В ВОЗ существуют шесть региональных организаций (Европейская – в Копенгагене, Американская – в Вашингтоне, Юго-Восточной Азии – в Дели, Восточносредиземноморская – в Александрии, Западнотихоокеанская – в Маниле, Африканская – в Браззавилле).

Наряду с названными универсальными (межрегиональными) международными организациями общей компетенции большое воздействие на международную спортивную деятельность оказывают региональные международные организации общего характера, и прежде всего Совет Европы.

Совет Европы (СЕ) – европейская межправительственная организация, созданная в 1949 г. в целях обеспечения наиболее тесного сотрудничества государств европейского региона в политической, экономической, социальной, культурной и правовой областях[196]. Основные органы СЕ находятся в Страсбурге (Франция). Россия имеет статус члена Совета Европы с февраля 1996 г. Условиями приема в СЕ являются соответствие институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии, в том числе избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов, гарантия свободы выражения мнения, особенно свобода средств массовой информации; соблюдение прав человека, в том числе защита национальных меньшинств; следование основам международного права, а также обязательство подписать Европейскую конвенцию по правам человека 1950 г. и признать всю совокупность ее контрольных механизмов.

Структуру СЕ образуют Комитет министров, Парламентская ассамблея, совещания отраслевых министров и Секретариат. Официальными языками СЕ являются английский и французский: немецкий и итальянский – рабочие языки Парламентской ассамблеи.

Деятельность СЕ охватывает практически все аспекты жизни европейского общества, за исключением вопросов обороны, а именно: права человека, юридическое сотрудничество, социально-экономические вопросы, молодежь, здравоохранение, спорт, образование, культура, исторические архитектурные памятники, охрана окружающей среды, средства массовой информации, деятельность местных и региональных структур. Европейская конвенция по правам человека 1950 г. призвана с помощью Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека (Страсбург) охранять неотъемлемые индивидуальные права гражданина и обязывать государства гарантировать их соблюдение. Эта охранная система дает право государствам, а при определенных условиях и отдельным гражданам обращаться в контрольные инстанции в случае нарушения своих прав. Правомерность жалоб сначала проверяется Европейской комиссией по правам человека. Если жалоба правомерна, то делается попытка достичь обоюдного согласия сторон. Вынесение окончательного решения может быть поручено Европейскому суду по правам человека, решение которого является обязательным.

Наряду с Европейской комиссией по правам человека и Европейским судом по правам человека в рамках Совета Европы функционируют Европейский центр молодежи, Постоянная конференция местных и региональных органов власти Европы, Фонд социального развития.

Советом Европы разрабатываются и принимаются общеевропейские конвенции по самым различным вопросам сотрудничества. Уже принято более 150 таких конвенций.

Спорт является важной областью деятельности Совета Европы, которая определяется Европейской культурной конвенцией ETS № 018 (Париж, 19 декабря 1954 г.)[197].

Правительства европейских стран уделяют достаточно большое внимание развитию физического воспитания и спорта. В Европе этому содействует СЕ и его целенаправленная политика в этой области. Сотрудничество в области спорта по линии Совета Европы организуется во взаимодействии с правительственными и неправительственными организациями в рамках Комитета по развитию спорта (CDDS), созданного в 1977 г. При участии всех 48 государств – участников Европейской культурной конвенции CDDS координирует применение международных договоров в данной сфере, формирует и координирует общеевропейскую программу работы в области развития спорта, занимается подготовкой конференций европейских руководителей и министров по делам спорта.

С 1983 г. в рамках СЕ функционирует Европейская спортивная конференция (ЕСК), являющаяся форумом для диалога между руководящими деятелями правительственных и общественных спортивных организаций. ЕСК проводится раз в два года по актуальным вопросам спортивного движения в Европе. На этих конференциях задается общее политическое направление сотрудничества в области спорта.

В 1975 г. на Европейской конференции министров по делам спорта была выдвинута инициатива по разработке Европейской хартии «Спорт для всех», официальное принятие которой состоялось 24 сентября 1976 г. В соответствии с хартией спортивная политика европейских стран должна проводиться в рамках единой программы, основанной на спортивных идеалах Совета Европы. Хартия «Спорт для всех» стала, по сути дела, первым специализированным фундаментальным документом СЕ, относящимся к спортивной сфере[198].

В свете сохранения в спорте его благородных девизов и идеалов Совет Европы осуществляет свою деятельность по двум направлениям, первое из которых получило признание на Страсбургской встрече в верхах в 1997 г.:

• развитие массового спорта как средство повышения качества жизни, содействия интеграции в обществе и укрепления социальных связей, особенно среди молодежи;

• развитие через спорт терпимости и защита «чистоты» спорта от негативных тенденций.

Одним из основных направлений деятельности СЕ является детский, юношеский и молодежный спорт. Работа в этой области связана главным образом с изучением школьных и внеклассных методов преподавания физического воспитания и спорта. Подчеркивается важность первой встречи ребенка со спортом, которая должна вызывать у него в будущем только приятные воспоминания и отвечать его естественной потребности находить радость в движении[199].

Большое внимание в европейских странах уделяется государственными и общественными спортивными организациями спорту инвалидов. Еще в 1981 г. министры и руководители спорта европейских стран приняли резолюцию «О спорте для инвалидов», в которой они взяли на себя обязательства:

1) осуществлять необходимые меры и обозначить перспективы развития физической активности и спорта среди различных групп инвалидов;

2) способствовать созданию автономных спортивных органов для них и координировать их работу;

3) содействовать доступности транспорта и спортсооружений, иметь специальный персонал для проведения занятий с инвалидами.

Одним из основных направлений в деятельности Комитета СЕ по развитию спорта, регулярных конференций министров и руководителей спорта европейских стран является разработка механизма взаимоотношений и сотрудничества между государственными и общественными спортивными организациями, их правовой основы[200].

Основные принципы этой политики заложены в Спортивной хартии Европы (Родос, 14-15 мая 1992 г.)[201], принятой министрами и руководителями спорта европейских стран. В основу этой хартии положена хартия «Спорт для всех». Спортивная хартия Европы является нормативной основой политики в области спорта, которую обязались проводить все европейские страны. Она устанавливает политические рамки и социальные стандарты, принципы и основные положения для активного, здорового, безопасного и основанного на нормах нравственности занятия спортом различных групп населения – от спорта для всех до спорта высших достижений.

Положения Спортивной хартии Европы развиваются и дополняются в Кодексе спортивной этики «Справедливая игра – путь к победе»[202], принятом министрами Европы, ответственными за спорт в 1985 г. Основным постулатом Кодекса является принцип честной игры как неотъемлемой части спорта. Спортивное сотрудничество опирается также на положения Венской декларации 1993 г., принятой на первой конференции государств – членов Совета Европы на высшем уровне, которая провозгласила окончание эпохи «холодной войны» и конфронтации на европейском континенте.

Совет Европы выступает против негативных явлений в спорте, в частности против допинга и насилия. Как уже отмечалось ранее, им приняты две конвенции, имеющие статус международно-правовых договоров.

1. Европейская конвенция против применения допинга (1989) ETS № 135[203], на основании которой ее участники сотрудничают в борьбе с применением допинга, в частности через программы контроля. Она также предусматривает меры по ограничению незаконного оборота запрещенных в спорте субстанций и методов; активизации тестирования на допинг и совершенствованию контрольных процедур; оказанию поддержки тематическим учебным и информационным программам; обеспечению эффективности санкций, налагаемых на нарушителей. В распоряжение школ и спортивных организаций предоставлена подборка образовательных и документальных материалов под названием «Справочник чистого спорта» (подготовлена совместно с Европейским Союзом). В партнерстве с Европейской комиссией и государствами – членами Европейского Союза (ЕС) Совет Европы участвовал в создании Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Совет Европы имеет два места в правлении ВАДА и играет активную роль в формировании его политики. Контролем за выполнением конвенции занимается Группа по мониторингу.

2. В 1983 г. Совет Европы выступил за принятие решительных мер против проявлений насилия в спорте. В связи с этим была разработана и в 1985 г. вступила в действие Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, в частности футбольных матчей ETS № 120[204].

Конвенция дает государствам комплекс практических мер по обеспечению безопасности зрителей, особенно во время футбольных матчей. В ней также предусматривается перечень мер по пресечению насилия и разъяснительных профилактических мероприятий. Специальный постоянный комитет следит за соблюдением установленных конвенцией мер по предупреждению насилия и вносит предложения по их применению.

В конвенции, в частности, рекомендуется:

• строгий контроль за продажей билетов;

• присутствие наблюдателей за порядком на трибунах, а также вдоль путей следования зрителей к стадионам;

• контрольные проверки на входе в спортивные сооружения;

• раздельное размещение на трибунах групп болельщиков соперничающих команд;

• удаление зачинщиков беспорядков;

• ограничение продажи алкогольных напитков на стадионах;

• четкое распределение ответственности между организаторами соревнований и представителями властей;

• учет вопросов обеспечения безопасности зрителей при проектировании и планировании стадионов.

Конкретные усилия должны также предприниматься по предотвращению проявлений расизма и дискриминации во время спортивных состязаний.

Совет Европы следит за тем, чтобы в спортивных законодательствах, принимаемых европейскими спортивными державами, учитывались и соблюдались принципы Спортивной хартии Европы и других европейских документов, регулирующих физкультуру и спорт. Выпущен ряд изданий, посвященных работе Совета Европы в области спорта[205].

Управленческая и нормотворческая деятельность СЕ распространяется на весь европейский континент, затрагивая в значительной мере международное спортивное движение и международное спортивное право[206].

II. Международные организации специальной компетенции (или международные спортивные организации). Очевидно, что одних только международных организаций общей компетенции недостаточно для обеспечения международных взаимоотношений, возникающих в современном спортивном движении. Этим целям служат также специализированные международные организации, деятельность которых посвящена непосредственно МСД и сопряженным с ним направлениям спортивного движения.

Международные спортивные организации – это всемирные и региональные неправительственные международные организации по физической культуре, физическому воспитанию и спорту[207]. Международная неправительственная организация определяется как объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли[208].

Членами МСО могут быть национальные, а в ряде случаев – международные спортивные организации, а также отдельные учреждения и лица, имеющие отношение к деятельности в области физической культуры, физического воспитания и спорта.

Юридическим основанием для отнесения спортивных объединений к неправительственным организациям является резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (XIV) от 23 мая 1968 г., которая гласит: «Международной неправительственной организацией признается любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения». В соответствии с данной резолюцией основными признаками международной неправительственной организации являются:

• отсутствие целей извлечения прибыли;

• признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;

• получение денежных средств более чем из одной страны;

• осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах;

• создание на основе учредительного акта.

Международное спортивное движение организуется и проводится многочисленными международными спортивными и специальными организациями, которые можно разделить на следующие основные группы:

1) общего характера,

2) по отдельным видам спорта,

3) по отраслям знаний и деятельности,

4) по определенной принадлежности;

5) организации особой компетенции.

1. Деятельность МСО общего характера не ограничена какой-либо одной областью физической культуры и спорта. К ним относятся, например, Международный олимпийский комитет, Международный совет по спортивной науке, физическому воспитанию и спорту (СИЕПСС), Генеральная ассоциация национальных олимпийских комитетов (ГАНОК), Генеральная ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ), Международная федерация физического воспитания (ФИЕП), Международная олимпийская академия (МОА) и др.

Ядром современной международной спортивной системы является Международный олимпийский комитет (МОК) – высший руководящий орган международного спортивного движения, образованный 23 июня 1894 г. на I Олимпийском конгрессе в Париже по инициативе Пьера де Кубертена.

С точки зрения юридического статуса МОК является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, в форме ассоциации со статусом юридического лица, признанной Швейцарским федеральным советом. МОК учрежден в качестве ассоциации частного права Швейцарии согласно ст. 60 Швейцарского гражданского кодекса.

МОК – постоянно действующая организация, которую следует рассматривать в качестве негосударственной общественной организации, ведущей международную деятельность и, следовательно, являющейся участником международных отношений.

Штаб-квартира МОК с 1915 г. размещается в Лозанне (Швейцария). Хотя в момент создания предполагалось, что у МОК не будет постоянного места расположения и оно должно было меняться в зависимости от города, принимающего Олимпиаду, но перипетии Первой мировой войны вынудили выбрать постоянное место пребывания этой организации. Там же располагаются олимпийский музей и библиотека.

Миссией МОК является руководство олимпийским движением в соответствии с Олимпийской хартией[209]. Согласно этой хартии, МОК, являясь высшей властью олимпийского движения, призван поощрять координацию, организацию и развитие видов спорта и проведение спортивных соревнований, сотрудничество с общественными организациями и компетентными органами государственной власти, для того чтобы поставить спорт на службу человечеству, обеспечить регулярное празднование Олимпийских игр, руководить борьбой против допинга, поощрять развитие спорта для всех, укреплять дружбу между народами и т. д.[210]

МОК ответственен за организацию Олимпийских игр, являясь владельцем (proprietaire) этого мероприятия. Комитет поручает тому или иному городу мира проведение Олимпийских игр, имеет в исключительной собственности символ, флаг, девиз, эмблему, гимн, а также олимпийского огонь. МОК принимает решения о признании НОК и международных спортивных федераций.

Решения МОК, принятые на основе положений Олимпийской хартии, являются окончательными. Любой спорный вопрос, касающийся их применения или объяснения, может решаться исключительно Исполкомом МОК и в некоторых случаях Спортивным арбитражным судом (TAS). В любом случае МОК является, по сути дела, последней инстанцией при решении всех вопросов, касающихся проведения Олимпийских игр[211]. Вместе с тем компетенция МОК гораздо шире: он почти превратился сегодня в организацию, управляющую мировым спортом.

Основными органами МОК являются сессия, исполком и президент[212].

Верховный орган МОК – сессия (общее собрание членов МОК) проводится не реже одного раза в год (в олимпийском году дважды). Внеочередная сессия МОК созывается по инициативе президента или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК.

На сессиях решаются наиболее существенные вопросы олимпийского движения: об избрании городов – организаторов Олимпийских игр, утверждении изменений и толковании Олимпийской хартии, программе Олимпийских игр, о бюджете, признании новых НОК и др. Как уже говорилось, по предложению Исполкома МОК сессия избирает членов МОК. Ее решения являются окончательными.

Сессия может передавать полномочия исполкому.

В период между сессиями руководство олимпийским движением осуществляет Исполком МОК. Исполком состоит из президента, четырех вице-президентов и десяти дополнительных членов. Все члены исполкома избираются на сессиях тайным голосованием большинством поданных за них голосов. Срок мандатов вице-президентов и десяти дополнительных членов исполкома установлен четыре года.

Исполком управляет делами МОК. В частности, он выполняет следующие функции:

1) следит за соблюдением Олимпийской хартии;

2) вводит в действие все документы, необходимые для надлежащей реализации Олимпийской хартии и организации Олимпийских игр, в той форме, которую сочтет наиболее подходящей (постановления, положения, инструкции, директивы, нормы, основные направления и пр.);

3) представляет сессии доклады по любым предлагаемым изменениям правил олимпийского движения и их официальных разъяснений;

4) утверждает внутреннюю структуру (организацию) МОК и все правила внутреннего распорядка, касающиеся его организации и деятельности;

5) по предложению президента назначает генерального директора и генерального секретаря и увольняет их. Решения об их должностном продвижении, заработках и наказаниях принимает президент;

6) принимает на себя конечную ответственность за административную работу МОК;

7) отвечает за распоряжение финансами МОК и подготавливает ежегодный финансовый отчет;

8) представляет сессии МОК фамилии лиц, которых рекомендует для избрания в МОК;

9) готовит повестки дня сессий МОК;

10) следит за процедурой принятия и отбора кандидатур городов для организации и проведения Олимпийских игр;

11) определяет и назначает знаки отличия МОК;

12) хранит архивы МОК;

13) выполняет любые другие обязанности, поручаемые ему сессией.

Исполком собирается по инициативе президента или по требованию большинства его членов.

Президент избирается из числа членов МОК тайным голосованием на восьмилетний период и может избираться повторно на последующие четырехлетние периоды. Кандидатуры выдвигаются за три месяца до даты открытия сессии, во время которой должны состояться выборы.

Выборы президента проводятся на сессии, проводимой в течение второго года Олимпиады, за исключением следующих случаев. Если президент не может выполнять свои обязанности, его заменяет старший по должности вице-президент до момента избрания нового президента на следующей сессии МОК. Он завершает срок полномочий прежнего президента, а затем может быть сразу переизбран президентом на восьмилетний срок.

Президент председательствует на всех мероприятиях МОК и является его постоянным представителем.

Президент создает постоянные комиссии или комиссии, созываемые по мере необходимости, и рабочие группы там, где это необходимо, определяет круг их обязанностей и назначает их членов. Президент также принимает решение о роспуске комиссий и групп, когда сочтет, что они свою миссию выполнили. Никакие заседания комиссий и рабочих групп не могут проводиться без предварительного согласия президента МОК. Президент является по должности членом всех комиссий и рабочих групп и имеет приоритет, когда присутствует на их заседаниях.

В МОК действуют комиссии по этике, культуре, новым источникам финансирования, медицине, допуску, олимпийскому движению, олимпийской солидарности, программе Игр, изучению и оценке подготовки к Олимпийским играм, оценке условий приема и размещения участников Олимпийских игр, средствам массовой информации (прессе, радио и телевидению), антидопинговому контролю, спорту для всех, юридическим вопросам, Международной олимпийской академии, филателии и др.

Создается Спортивная комиссия, большинство членов которой должны быть избранными спортсменами – участниками Олимпийских игр. Избрание должно проводиться по случаю летних и зимних Олимпийских игр в соответствии с установками, принятыми Исполкомом МОК по согласованию со Спортивной комиссией, и на основании их взаимодействия с МСФ и НОК в течение года до проведения Олимпийских игр, на которых должно состояться избрание членов комиссии.

Официальными языками МОК в настоящее время являются французский и английский. На всех сессиях МОК должен быть также обеспечен синхронный перевод на немецкий, испанский, русский и арабский языки. В случае расхождений между французским и английским текстами Олимпийской хартии и всех других документов МОК предпочтение отдается тексту на французском языке, если только на самих документах нет иного четкого указания.

Конец ознакомительного фрагмента.