Вы здесь

Правовые основы лизинга: учебное пособие. Перспективы развития лизинговой деятельности в России (А. А. Кирилловых, 2009)

Перспективы развития лизинговой деятельности в России

Мировой опыт применения лизинга доказал существование тесной взаимосвязи между уровнем развития данного вопроса и реальным увеличением объемов инвестиций, так необходимых для развития экономики России.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования российских промышленных предприятий: значителен удельный вес морально и физически устаревшего оборудования, низка эффективность его использования.

Лизинг предполагает имущественные отношения, складывающиеся следующим образом: одна сторона (потенциальный лизингополучатель), в силу недостаточности финансовых средств для приобретения имущества в собственность либо испытывая необходимость лишь во временном его использовании, обращается ко второй стороне (потенциальному лизингодателю) с просьбой приобрести необходимое имущество у третьей стороны (продавца) и предоставить это имущество лизингополучателю во временное владение и пользование. То есть в данном случае речь идет о системе имущественных отношений, возникающих в связи с приобретением лизингодателем в собственность указанного лизингополучателем имущества у определенного продавца и последующим предоставлением этого имущества во временное владение и пользование за определенную плату.

Современная технология лизинговой деятельности предполагает возможность привлечения средств на приобретение предмета лизинга. При этом возможен залог уже имеющегося в наличии имущества с последующим предоставлением приобретенного предмета лизинга в залог для обеспечения исполнения обязательств по возврату привлеченных ресурсов.

Развитие получает структурно-институциональная организация лизинговой деятельности. Крупные банковские группы очень часто включают в состав своей холдинговой структуры лизинговую компанию, дабы диверсифицировать спектр предоставляемых услуг. Конечным итогом является увеличение прибыли не только на оказании лизинговых услуг, но и на организации финансирования лизингового проекта.

Особая роль в развитии лизинга принадлежит регулированию деятельности субъектов лизинговых отношений.

По данным Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний, в значительном числе европейских стран (Венгрия, Греция, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария) лизинговые компании обладают специальной правоспособностью как финансовые организации и (или) подлежат специальному контролю (надзору) со стороны финансово-кредитных ведомств.

Для Российских лизинговых компаний такой инстанцией является Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ (далее – ФСФМ РФ).

При этом функции нормотворчества и вопросы применения лизинговыми компаниями действующего законодательства, контролю за их исполнением в сфере лизинга разделены между Министерством финансов России и ФСФМ РФ.

Один из механизмов регулирования лизинга – постановка на учет в Комитет РФ по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом лизинговых компаний.

Постановка на учет осуществляется для вновь созданной компании в течение 30 дней с момента ее создания. Для постановки на учет лизинговая компания обязана представить в ФСФМ РФ следующие документы: заявление в произвольной форме и карту постановки на учет по форме, утвержденной ФСФМ РФ. Последняя в течение 10 дней с даты представления документов принимает решение о постановке либо отказе в постановке на учет лизинговой компании, уведомление о чем вручается представителю организации или направляется заказным письмом в адрес организации с уведомлением о вручении. При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, лизинговая компания обязана уведомить о таковых ФСФМ РФ в течение 5 дней. В случае ликвидации организации или прекращения ею ведения лизинговой деятельности организация направляет заявление произвольной формы о снятии с учета. Ответственность за исполнение данного положения возложена на руководителя лизинговой компании.

При этом нормативно установлен контроль деятельности, связанной с финансовыми операциями, к которым, несомненно, относится лизинг.

Законодательство обязательным контролем называет совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, лизинговые компании обязаны:

1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;

2) предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;

3) систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях;

4) документально фиксировать и представлять в ФСФМ РФ не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю;

5) представлять в ФСФМ РФ по ее письменному запросу указанную выше информацию как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении таких операций.

Для исполнения этих обязанностей лизинговые компании должны проводить внутренний контроль над проводимыми сделками.

Обязанностью лизинговой компании является предоставление контролирующему органу сведений об экономически не обусловленных операциях и сделках в целях реализации положений законодательства о борьбе с доходами, полученными преступным путем.

Далее ФСФМ РФ проверяет полученную информацию. В целях ее уточнения ей предоставлено право направлять дополнительные запросы. В таком случае организация (в данном случае – лизинговая компания) обязана представить информацию в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.

Предоставление информации, содержащейся в этих данных, и документов не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайн. При этом запрещается информировать клиентов лизинговых компаний о проведении мер подобного контроля и о полученной в ходе их проведения информации, которая признается законом конфиденциальной.

Требует решения проблема государственной поддержки правового института финансовой аренды (лизинга). Лизинг может стать наиболее прозрачной и контролируемой финансовой операцией посредством участия государства в лизинговых отношениях.

Законом о лизинге предусмотрена возможность оказания мер государственной поддержки деятельности лизинговых организаций, установленных законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции (ст. 36 Закона).

В их числе могут быть:

разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;

создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;

финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;

предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;

предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;

предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;

отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;

создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

В числе прочих мер могут быть реализованы срочные специальные государственные программы, направленные на решение проблемы обновления основных фондов крупных предприятий; обеспечение целевого использования бюджетных средств, подлежащих выделению в рамках специальных государственных программ; резервирование на специальном счете денежных средств, получаемых от продажи продукции в системе лизингового правоотношения, для дальнейших расчетов с лизингодателем; целевое бюджетное финансирования лизинговых компаний.

Стимулирование и поддержку лизинговой деятельности необходимо проводить в первую очередь на государственном уровне посредством комплекса мер по созданию благоприятного экономического климата для развития инвестиционной деятельности.

Для хозяйствования в условиях России необходимость и роль развития внутреннего лизинга при активном участии в нем государства и банковских структур имеет большое стратегическое и практическое значение. Разностороннее и эффективное воздействие лизинга на экономику предопределяется тем, что он одновременно выступает в качестве:

условия и результата развития рынка;

фактора ускоренной инновационной деятельности;

весомого параметра совершенствования государственной финансовой системы, особенно укрепления ее собственной валюты и повышения доверия к ней;

мощного средства подъема производства и стимула взаимовыгодного партнерства, в том числе международного.

При этом отказ государства от эффективного использования механизма внутреннего лизинга в сфере промышленной политики в недалеком будущем может привести экономику России к крайне негативным последствиям.

Развитию отношений в сфере лизинга способствует активная поддержка со стороны органов федеральной (государственной) власти путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, в том числе постановления Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации», в котором Правительством были даны указания соответствующим министерствам и ведомствам РФ о разработке комплекса мер, направленных на развитие лизинговых отношений. Также этим Постановлением Министерству экономики РФ и Министерству финансов РФ были даны указания выделить при формировании бюджета на 1997 г. определенные целевые средства для лизинговых операций.

Как и любые другие гражданско-правовые отношения, лизинг помимо правового регулирования нуждается в государственном стимулировании и поддержке.

В мировой практике возникновение и развитие лизинга обусловлено предоставлением государственной поддержки путем создания налоговых, инвестиционных и амортизационных льгот, а не с целью специального гражданско-правового регулирования.

Это означает, что лизинг – комплексный институт законодательства, который нельзя рассматривать и анализировать только с точки зрения гражданского права.

Стабильность нормативно-правовой базы в области лизинга особенно важна, поскольку отношения лизинга носят долгосрочный характер и предполагают высокую степень зависимости всех участников лизинговой сделки друг от друга, от инвесторов, от политики государственных органов.

Законодательство о лизинге приводится в соответствие с нормами корпоративного законодательства, защищающего права лизингополучателя: лизинговые компании не вправе назначать аудиторские проверки финансового состояния лизингополучателя, а также присутствовать без права голоса на общих собраниях учредителей и органов управления лизингополучателя.

Принятие различных нормативных актов с указанием мер государственной поддержки лизинговой деятельности не повлекло за собой применение указанных актов на практике. Лишь немногие регионы Российской Федерации действительно занимаются созданием эффективных правовых и экономических механизмов развития лизинговой деятельности.

Особую роль в развитии лизинга призвано сыграть и формирование новой и совершенствование существующей нормативной базы лизинга, позволяющей эффективно использовать все его преимущества.

Наиболее важным этапом в области формирования лизингового законодательства стало принятие в целом благоприятной для развития лизинга гл. 25 Налогового кодекса РФ, определяющей условия налоговых отношений, связанных с объектом лизинга. Налоговый кодекс формирует новую амортизационную политику в стране, закреплено право выбора балансодержателя имущества, переданного в лизинг, изменены правила амортизации грузового автотранспорта (не предусматривается начисление амортизации в зависимости от пробега, как это делалось в ряде случаев ранее).

При отсутствии финансовых и экономических льгот, предоставляемых российским государством субъектам лизинга, вообще не имеет смысла вводить в отечественное законодательство гражданско-правовые нормы, регулирующие лизинговые отношения, и выделять лизинг в отдельный вид договора. Схожего экономического результата можно достичь и при помощи имеющихся правовых норм с учетом принципа свободы договора.

Развитие лизинга возможно также благодаря предоставлению льгот участникам лизинговых отношений, поэтому часто стороны предпочитают заключать обычные арендные договоры. Однако в такие договоры включаются условия, позволяющие рассматривать их как лизинговые (например, положение о том, что арендодатель приобретает имущество специально для последующей передачи в аренду).

Высказываются предложения о принятии закона «Об арендной и лизинговой деятельности», который смог бы полностью урегулировать арендные отношения и отразить специфику лизинга.

Успешному развитию лизинга в Российской Федерации будет способствовать реальная поддержка государством малых предприятий с целью обеспечения их стартовым капиталом для образования лизинговых компаний. Следует более решительно предоставлять лизингодателям и арендаторам налоговые и таможенные льготы.