Вы здесь

Правовые аспекты экономической устойчивости автотранспортной организации. Глава 3. Система управления расходами организации в целях обеспечения экономически устойчивой деятельности автотранспортной организации (О. Ю. Матанцева, 2016)

Глава 3

Система управления расходами организации в целях обеспечения экономически устойчивой деятельности автотранспортной организации

3.1. Теоретические основы формирования расходов на перевозки

Затраты на производство или расходы на производство товара, работ или услуг являются одной из важнейших категорий рыночной экономики. Расходы на производство в условиях конкуренции оказывают определяющее воздействие не только на размер прибыли предприятия и возможности расширения производства, но и на решение вопроса о существования предприятия на данном рынке.

В основе классификации расходов на производство в современных западных концепциях [6] лежит взаимосвязь между объектом производства и расходами. Расходы, исходя из взаимосвязи с объемом произведенной продукции и услуг, подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные расходы не зависят от объема производства и существуют даже при нулевом объеме производства (стоимость оборудования, аренда, проценты, займы, налоги, амортизационные отчисления, расходы по охране, зарплата управленческого аппарата).

Переменные расходы производства зависят от количества производимой продукции, работ, услуг и складываются из затрат на материалы, топливо, запасные части, заработной платы водителей и ремонтных рабочих.

Валовые расходы производства – это сумма денежных расходов на производство определенного объема продукции, работ, оказанных услуг, т. е. совокупность постоянных и переменных расходов.

Предельные расходы или маржинальные – это дополнительные расходы на производство каждой дополнительной единицы продукции проведенной работы, оказанной услуги по сравнению с данным объемом выпуска, работ, услуг. Они равны приросту переменных расходов, если предполагается, что постоянные расходы неизменны.

В условиях конкуренции точка равновесия предприятия и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных расходов.

Предельный доход представляет собой приращение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукции, работы, услуги.

Валовой доход равен выручке от реализации всей продукции, работ, услуг (в денежных единицах, рублях).

Однако определяемая величина расходов отличается при бухгалтерском и экономическом подходе.

Бухгалтерские расходы включают прямые расходы (затраты на материалы, запасные части, затраты на топливо и энергоресурсы, заработную плату рабочим) и косвенные расходы (накладные расходы, амортизация, заработная плата управленческому персоналу, проценты на заемные средства).

Экономическое понимание расходов производства [37] основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Экономические расходы любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования. Они могут быть явные (денежные) или неявные (вмененные).

Явные расходы – это альтернативные расходы, принимающие форму прямых платежей поставщикам материальных ресурсов для осуществления обычных видов деятельности.

Неявные расходы – альтернативные расходы от использования ресурсов, принадлежащих владельцу предприятия (или предприятию как юридическому лицу). Эти расходы не предусмотрены договорами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными.

Внешние расходы (явные) – денежные платежи собственникам материальных ресурсов.

Внутренние расходы (неявные) – это затраты на ресурсы, принадлежащие предпринимателю, и его нормальная прибыль за риск, они подразделяются на:

– недополученные выгоды альтернативного использования ресурсов, принадлежащих собственнику предприятия;

– нормальную прибыль предпринимателя (плату за риск).

Наиболее четко выражены неявные расходы у индивидуальных перевозчиков, которые не включают в себестоимость расходы на оплату собственного труда.

Конкурентоспособность автоперевозчиков, как участников рынка транспортных услуг в большей степени определяется величиной расходов на оказание услуги, т. е. перевозку, как основной вид деятельности.

Величина расходов напрямую влияет на экономически устойчивую деятельность организации, поскольку является одной из составляющих при определении прибыли.

Под расходами при перевозках (других работах и услугах, выполняемых автомобильным транспортом) понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества), т. е. затраты всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом), оценка которых выражена в денежной форме.

Конец ознакомительного фрагмента.