Вы здесь

Правовые аспекты экономической устойчивости автотранспортной организации. Глава 2. Система формирования доходов и прибыли, обеспечивающих экономически устойчивую деятельность организации (О. Ю. Матанцева, 2016)

Глава 2

Система формирования доходов и прибыли, обеспечивающих экономически устойчивую деятельность организации

Уровень экономической устойчивости организации непосредственно связан с действующими стандартами по бухгалтерскому учету по формированию доходов, расходов и Налоговым Кодексом РФ, особенно с налогом на прибыль.

При формировании доходов, осуществляемых в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. № 32н (ПБУ 9/99), важно, чтобы организация, оказывающая услуги по перевозке пассажиров и грузов имела устойчивые доходы по обычным видам деятельности, величина которых позволит ей иметь валовую прибыль и прибыть от продаж в размере, обеспечивающим экономически устойчивую деятельность.

Система формирования доходов тесным образом связана с правилами ценообразования на рынке автотранспортных услуг, которые определяются как действующими нормативно-правовыми актами, так и спросом и конкуренцией в этом рыночном секторе. Анализ механизма ценообразования и технологии формирования тарифов на пассажирские и грузовые перевозки проведен в отдельном разделе данной работы.

Так как прибыль формируется на основе как доходов, так и расходов, важно правильно управлять величиной расходов на основе выбора наиболее выгодных для организации вариантов осуществления расходов и принятия затрат в реализацию, предлагаемых действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету. Величина расходов определяется в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. № ЗЗн (ПБУ 10/99).

Налоговый кодекс, и особенно 25 Глава НК РФ «Налог на прибыль организаций», оказывает существенное влияние на экономически устойчивое состояние организации, поскольку сформированная на ее основе величина налога на прибыль, определяет чистую прибыль организации и остаток денежных средств на расчетном счете организации.

2.1. Виды доходов автотранспортных организаций

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы определяются на основании первичных бухгалтерских документов.

Доходы организации для бухгалтерского учета в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

– доходы от обычных видов деятельности;

– прочие поступления.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 г. № 283, приказом Минтранса России от 24.06.2003 г. № 153 утверждена «Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (далее – Инструкция) (зарегистрирована в Минюсте России 24.07.2003 г. № 4916).

В Инструкции, разработанной в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету, подробно отражены отраслевые особенности учета доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте.

В качестве обычной принимается деятельность, ради которой была создана организация. При этом к обычной может быть также отнесена та или иная деятельность при условии наличия в регистрационных документах организации соответствующего ей кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 029-2001) (утвержден постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД»)

В Инструкции, исходя из отраслевых особенностей автомобильного транспорта, установлен единый подход к составу и группировке доходов и затрат по обычной деятельности при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом), а также рассмотрены состав и структура доходов и расходов автотранспортных организаций.

Доходы автотранспортных организаций в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации, в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» подразделяются на:

– доходы от обычных видов деятельности (учитывают на счете 90/1);

– прочие доходы (учитывают на счете 91/1).

В Инструкции приведен полный перечень доходов от обычных видов деятельности для автотранспортных организаций.

Инструкция также содержит перечень прочих доходов, т. е. тех доходов, получение которых не связано с обычными видами деятельности автотранспортных организаций, а также перечень доходов, не учитываемых при формировании выручки в бухгалтерском учете.

Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности автотранспортных организаций осуществляется в соответствии с Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте.

Для автотранспортных организаций в состав таких доходов входит выручка:

– от внутренних и международных грузовых перевозок;

– от внутренних и международных перевозок пассажиров в автобусах;

– от перевозок пассажиров в легковых таксомоторах;

– от перевозок в грузовых таксомоторах;

– от предоставления легковых автомобилей для обслуживания предприятий и организаций;

– от направления автомобилей для работы вне места их постоянного пребывания;

– от использования порожних пробегов грузовых автомобилей других организаций;

– от предоставления легковых и грузовых автомобилей на условиях проката;

– от транспортно-экспедиционных операций, осуществляемых водителем при совмещении с основной деятельностью, либо другим сотрудником автотранспортной организации;

– от погрузоразгрузочных работ;

– от складских операций.

А также следующие доходы:

– от грузовых автостанций;

– от автовокзалов, автостанций;

– от доставки (перегона) новых и отремонтированных автомобилей с автомобильных и авторемонтных заводов;

– получаемые в виде вознаграждения автотранспортной организацией по договорам комиссии на транспортную экспедицию.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считают поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата).

Суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов (на компенсацию льготного проезда граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации) являются доходами по обычным видам деятельности.

Доходы от перевозок пассажиров в автобусах отражают в бухгалтерском учете без уменьшения на суммы, перечисленные другим организациям (автовокзалы, автостанции) за реализацию автобусных билетов.

Прочими доходами являются:

– поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

– поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

– прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

– поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

– стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;

– проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

– доходы, связанные со списанием объектов специальной оснастки и специальной одежды (отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся);

– штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

– активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

– поступления в возмещение причиненных организации убытков;

– прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

– суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

– курсовые разницы;

– сумма дооценки активов;

– излишки, выявленные во время инвентаризации;

– стоимость безвозмездно полученных основных средств (по мере начисления амортизации).

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п.

Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие периоды (на покрытие убытков на городском пассажирском транспорте), отражаются в бухгалтерском учете как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (в соответствии с ПБУ 13/2000).

В бухгалтерском учете доходами организации не являются следующие поступления от других юридических и физических лиц:

1) суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных, обязательных платежей;

2) доходы по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;

3) доходы в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

4) авансы, перечисленные в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

5) задаток;

6) денежные средства, переданные в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

7) полученные денежные средства в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Для получения доходов, необходимых для устойчивой экономической деятельности автотранспортной организации необходимо правильно установить стоимость услуги (перевозки).

2.2. Стоимость перевозки автомобильным транспортом

Стоимость перевозки – это показатель, включающий в себя 3 составляющих: себестоимость, прибыль, необходимую для устойчивой экономической деятельности и дополнительную прибыль, обеспечивающую обновление основных средств.

Устойчивая экономическая деятельность подразумевает:

1) финансовую устойчивость в соответствии с теоретическими требованиями анализа финансового состояния организации и документами, регламентирующими значения показателей ее определяющих;

2) уровень рентабельности, позволяющий обеспечивать надежность и безопасность перевозок и возможность постоянно иметь необходимую сумму денежных средств на расчетном счете и обеспечивать постоянный рост чистых активов организации.

Величина стоимости перевозки должна строиться на принципах договорных отношений между перевозчиками и заказчиками услуг. Система ее планирования должна своевременно реагировать на изменения рыночных условий, позволяя при этом устойчиво функционировать перевозчикам и контролировать потребителям величину транспортных расходов за счет прозрачности алгоритма их формирования.

Для выполнения этих условий необходимо принимаемые организацией-перевозчиком экономические решения при разработке бизнес-планов и прогнозировании величин доходов и расходов основывать на результатах финансово-экономического анализа.

За время рыночных преобразований произошли существенные изменения в структуре перевозчиков: вместо крупных автотранспортных организаций появились тысячи владельцев одного или нескольких автомобилей.

Наиболее серьезную конкуренцию автотранспортным организациям общего пользования составляет сегодня автомобильный транспорт отраслей экономики.

Анализ существовавшей ранее и заложенной в разработанные ранее прейскуранты тарифов, методики формирования стоимости перевозок показывает, что расчет затрат базировался на нормативных затратах в денежном выражении по каждой из статей себестоимости и нормативах рентабельности, устанавливаемых по отраслевому принципу.

В настоящее время в условиях рыночной экономики сложно нормировать транспортные затраты и формировать рентабельность перевозок на существовавших ранее принципах, поскольку о стоимости перевозки заказчик и перевозчик договариваются, и им необходимо предоставить методическую основу переговоров – механизм формирования этой стоимости.

Следовательно, возникает необходимость разработки методики, содержащей технологию формирования: себестоимости перевозки, позволяющей снизить величину составляющих ее расходов, но при этом гарантирующей возмещение обоснованных затрат перевозчика; рентабельности, обеспечивающей экономически устойчивую деятельность перевозчика и своевременное обновление его основных средств.

В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты грузового автомобильного транспорта как свободные товаропроизводители самостоятельны в решении вопросов, какие автотранспортные услуги оказывать клиентам, в каком объеме и по какой цене.

Для разработки механизма определения прибыли, обеспечивающей экономически устойчивую деятельность организации, необходимо установить уровень рентабельности, ее обеспечивающий. Первоначально нужно рассмотреть показатели, определяющие эту рентабельность.

2.3. Рентабельность перевозок

Особенностью показателей, определяющих рентабельность, является то, что они построены на принципе соотнесения результатов и затрат и представляют ту или иную разновидность показателя рентабельности, т. е. рассчитываются как отношение прибыли, получаемой организацией, к тем или иным видам затрат, связанным с получением этой прибыли.

Основным показателем рентабельности в транспортной организации является рентабельность услуг (перевозок), определяемая как отношение прибыли от реализации услуг (Пр) к затратам на реализацию услуг (расходам по обычным видам деятельности или полной себестоимости, включающей управленческие и коммерческие расходы) (S), т. е.:




Другим показателем, применяемым транспортными организациями, является рентабельность оборота:




где П– прибыль до налогообложения организации, руб.;

В — выручка от реализации (доходы по обычным видам деятельности), руб.

В зарубежной практике этот показатель часто называют коммерческой маржой. Рост этого показателя означает не только более эффективное ведение хозяйства, но и рост конкурентоспособности продукции.

Если прибыль, получаемая организацией с 1 рубля его активов, меньше процентной ставки по заемным средствам, то это свидетельствует о:

– невозможности организации использовать собственные средства более эффективно, чем их помещение в банк;

– невыгодности для организации использования в ее деятельности заемного капитала.

Для оценки результатов деятельности организации в целом используется показатель рентабельности активов:




где А — среднегодовая стоимость активов.

Для оценки эффективности использования собственного капитала используется несколько показателей:

Во-первых, оценивается рентабельность инвестиций, т. е. средств, вложенных в образование и функционирование организации:




где ПК — среднегодовая величина постоянного капитала (суммы собственного капитала и долгосрочных обязательств).

Во-вторых, интерес представляет эффективность использования тех средств, которые были инвестированы в организацию, т. е. рентабельность собственного капитала:




где СК — средняя годовая величина собственного капитала организации.

Рентабельность оборота транспортной организации, определенная по прибыли до налогообложения, должна быть не менее 4,8 %.

Для экономически устойчивой деятельности транспортной организации уровень рентабельности услуги (перевозки) должен быть равен 9,6 % (Rпр = 9,6 %).


Для достижения уровня рентабельности, обеспечивающего экономически устойчивую деятельность организации, необходимо соблюдение следующих условий:






где Ки интенсивность оборота авансируемого капитала, которая характеризует объем реализованных работ (услуг), приходящийся на 1 рубль средств, вложенных в деятельность организации;

В — выручка от реализации – объем реализованных услуг, руб.;

Анг и Акг суммы актива баланса на начало и конец года, руб.;

Кп объем прибыли, приходящейся на 1 руб. собственного капитала;

П – прибыль до налогообложения, руб.;


СКнги СКкг собственный капитал на начало и конец года, руб. "

Рентабельность оборота для транспортной организации должна соответствовать соотношению (2.2).

Величина необходимой рентабельности оборота может быть определена исходя из вышеприведенных нормативных значений коэффициентов Кпи Ки, а также коэффициента автономии (Кавт), величина которого принимается равной 0,6 (СК / (ВНА+ОА) = СК / А = 0,6). Выполнив расчет, получим искомую величину нормативной рентабельности оборота:


Величина необходимой рентабельности оборота может быть определена исходя из вышеприведенных нормативных значений коэффициентов Кп и Ки, а также коэффициента автономии (Кавт), величина которого принимается равной 0,6 (СК / (ВНА+ОА) = СК /А = 0,6). Выполнив расчет, получим искомую величину нормативной рентабельности оборота:




Проведенный анализ показал, что величина рентабельности услуги (перевозки) (2.1) для транспортных организаций должна быть всегда больше рентабельности оборота, что определяется величиной сальдо по прочим доходам/расходам, как правило, отрицательным.

Анализ балансов транспортных организаций показал, что величина отрицательного сальдо по прочим доходам/расходам (расходы на налоги, за исключением НДС и акцизов, а также на иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и не включенные в состав расходов по обычным видам деятельности, которые включаются в прочие расходы) составляет 4,4 % от расходов по обычным видам деятельности (без учета субсидий на покрытие убытков).

Исходя из этого, прибыть до налогообложения можно представить в следующем виде:


П = В – S – ΔПпрч = В – S – 0,044 · S, (2.9)


где ΔПпрч– сальдо по прочим доходам/расходам.


В то же время в соответствии с тем, что рассчитанная выше величина рентабельности оборота равна 4,8 %, прибыль до налогообложения может быть также представлена:


П = В · 0,048,


тогда можно выполнить следующие преобразования:


В · 0,048 = В – S – 0,044 · S (2.10)


1,044 · S = В – 0,048 · В (2.11)


S = В · (1–0,048)/1,044. (2.12)

Следовательно, рентабельность услуги (перевозки) может быть представлена следующим образом:


Rпр = Пр / S = (В – S)/ S =(В – (В · (1–0,048)/1,044))/ (В · (1–0,048)/1,044) (2.13)


Rпр = (1 – (1–0,048)/1,044))/((1–0,048)/1,044)) (2.14)


Rпр = (1–0,912)/0,912 = 0,0966. (2.15)


Таким образом, получены нормативные значения рентабельности услуги (перевозки) и рентабельности оборота для организаций, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом.

2.4.Формирование и использование чистой прибыли

Следующим важным элементом, определяющим экономическую устойчивость организации, является чистая прибыль.

Прибыль – это прирост стоимости имущества организации по результатам ее деятельности. За счет прибыли в организациях, созданных в форме акционерных обществ и совместных предприятий, формируется резервный капитал, предназначенный для покрытия непредвиденных потерь и убытков отчетного года, а также для выплаты дивидендов акционерам, имеющим привилегированные акции, при недостаточности прибыли, а также для погашения облигаций акционерного общества. Источником образования резервного капитала является прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль. На основании этого можно сделать вывод, что резервный капитал – это не самостоятельный источник финансовых ресурсов организации, а результат распределения полученной прибыли.

По статье «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» приводится итоговый финансовый результат деятельности организации за отчетный период (прибыль или убыток).

Исходя из данных бухгалтерского учета, показатель по рассматриваемой статье отчета определяется как величина полученной с начала года прибыли (убытка), учтенной в установленном порядке по счету 99.

«Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» определяется по следующей формуле:

Статья «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» = Статья «Прибыль (убыток) до налогообложения» + / – Статья «Отложенные налоговые активы» – / + Статья «Отложенные налоговые обязательства» – Статья «Текущий налог на прибыль».

Знаки (+ / – ) в приведенной формуле означают, что в течение отчетного года динамика изменения показателей отложенных налоговых активов или отложенных налоговых обязательств может быть как положительной, так и отрицательной.

Если в течение отчетного года в учете организации отражались суммы налоговых санкций, учтенных в установленном порядке по балансовому счету 99, и (или) прочих расходов, показатель по статье «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» отчета определяется по следующей формуле:

Статья «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» =

Статья «Прибыль (убыток) до налогообложения» + / – Статья «Отложенные налоговые активы» – / + Статья «Отложенные налоговые обязательства» – Статья «Текущий налог на прибыль» – Статья «Налоговые санкции» – Статья «Прочие расходы».

По статье «Постоянные налоговые обязательства (активы)» справочно отражается сумма постоянных налоговых обязательств (активов), учтенных в соответствии с правилами ПБУ 18/02 по балансовому счету 99.

Величина постоянного налогового обязательства определяется как произведение постоянной разницы на предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации ставку налога на прибыль. При этом постоянная разница – это сумма, которая учитывается в бухгалтерском учете, но не принимается в качестве расходов в целях налогообложения.

Действующий План счетов[1] не предусматривает счета и записи для учета расходов, производимых из прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыть. Расходы, производимые из чистой прибыли, должны либо включаться в себестоимость продукции, либо относиться на прочие расходы, либо капитализироваться.

Если акционеры (участники) общества приняли решение о создании каких-то целевых фондов, то такие фонды необходимо рассматривать как часть резервного капитала. Они представляют собой средства прибыли, зарезервированные в качестве финансового обеспечения мероприятий целевого характера (например, расширение деятельности, модернизация существующих производственных мощностей и т. п.). Отчисления из прибыли на образование резервного капитала отражаются записью по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыть (непокрытый убыток)» и кредиту счета 82 «Резервный капитал». Когда организация достигает ту цель, ради которой был образован специальный целевой фонд, зарезервированная сумма восстанавливается, т. е. присоединяется к нераспределенной прибыли. Эту операцию отражают на дебете счета 82 и кредите счета 84. Аналогичная запись сопровождает изменение первоначальной цели создания специального фонда.

На дебете счета 84 можно отражать только следующие виды операций: начисление дивидендов (доходов); отчисления в резервный фонд; бухгалтерские корректировки, существенные ошибки в бухгалтерском учете предшествующего года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. В году, следующем за отчетным годом, на основании решения общего собрания акционеров в акционерном обществе (собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью) производится распределение прибыли – начисление дивидендов (доходов) и отчисление средств в резервные фонды организации. Эти операции регистрируются в бухгалтерском учете в году, следующем за отчетным годом, на дебете счета 84 в корреспонденции со счетами 75 «Расчеты с учредителями» – на сумму начисленных дивидендов и 82 – на сумму отчислений в резервные фонды. После отражения этих операций сальдо на счете 84 показывает сумму нераспределенной прибыли, которая остается неизменной до соответствующего решения акционеров акционерного общества (или участников общества с ограниченной ответственностью).

Бухгалтерские корректировки возникают при внесении изменений в учетную политику организации и при исправлении ошибок прошлых лет. Средства нераспределенной прибыли постоянно обращаются в организации, меняя свою форму из денежной в товарную, и наоборот. Как правило, сальдо по счету 84 может лишь возрастать, свидетельствуя о процессе самофинансирования организации, приросте ее имущества по сравнению с суммой первоначальных вложений. Однако в случае постоянной убыточной деятельности организации, как при пассажирских перевозках на регулярных городских и пригородных маршрутах сальдо уменьшается, либо становится вообще отрицательным.

К счету 84 открываются субсчета для каждого этапа движения средств, образующих нераспределенную прибыль (например, «Прибыль, подлежащая распределению», «Нераспределенная прибыль в обращении» и «Нераспределенная прибыль использованная»).

На субсчет «Прибыль, подлежащая распределению» зачисляется вся сумма чистой прибыли отчетного года, из которой затем начисляются дивиденды (доходы) и производятся отчисления в резервные фонды. После отражения этих операций сальдо данного субсчета переносится в кредит субсчета «Нераспределенная прибыль в обращении».

На субсчете «Нераспределенная прибыль в обращении» с течением времени собирается общая сумма нераспределенной между акционерами прибыли. Сальдо данного субсчета показывает величину средств, накопленных для создания нового имущества в форме основных и других материальных ресурсов. Записи по дебету этого субсчета производятся в корреспонденции с субсчетом «Нераспределенная прибыль использованная» лишь при фактическом использовании соответствующих средств на создание нового имущества. После отражения использования средств сальдо субсчета «Нераспределенная прибыль в обращении» представляет собой величину свободного остатка нераспределенной прибыли.

На субсчете «Нераспределенная прибыль использованная» обобщается информация о том, какая часть средств нераспределенной прибыли превращена из денежной формы в товарную, т. е. на какую сумму приобретено новое имущество. Например, в бухгалтерском учете при отражении записи на дебете счета 01 и кредите счета 08 делают внутреннюю запись на счете 84: дебет субсчета «Нераспределенная прибыль в обращении» и кредит субсчета «Нераспределенная прибыль использованная». Как и по другим субсчетам, сальдо данного субсчета может быть лишь кредитовым, а кредитовые записи по нему (в части нераспределенной прибыли отчетного года) возможны лишь после принятия акционерами решения о распределении прибыли отчетного года.

Независимо от внутренних записей по субсчетам сальдо по синтетическому счету 84 сохраняет свою величину и остается неизменным. В действующем Плане счетов не предусмотрены никакие записи, отражающие перераспределение средств нераспределенной прибыли между разными статьями капитала организации.

2.5. Методические основы формирования собственных источников инвестиций, предназначенных для обновления основных средств

Не смотря на то, что не существует прямых бухгалтерских проводок, отражающих использование чистой прибыли, ее можно использовать непосредственно с расчетного счета, в том числе и для резервирования в целях обновления основных средств.

В работах [36, 44] были сформированы методические основы определения третьей составляющей стоимости перевозки – прибыли, являющейся источником обновления основных средств.

Для расширенного воспроизводства и создания накоплений на обновление основных средств целесообразно не только использовать амортизационные отчисления, но и ежегодно прибавлять к ним некоторую долю прибыли. Это объясняется тем, что общая текущая сумма инвестиций на восстановление основных средств организации должна быть больше общей суммы первоначальных затрат, в противном случае отсутствует возможность их обновления.

Прирост капитала, или прогноз величины дохода от капитальных вложений, представляет собой выраженный в процентах годовой доход, который можно получить на инвестированные в основные средства деньги. Минимальной величиной прироста инвестиций является такая норма процента, при которой должна окупиться их первоначальная величина. Возврат основного капитала возможен лишь при дополнительных к амортизации реинвестициях из получаемой организацией прибыли. Определение величины прибыли, которую необходимо отправлять на реинвестиции, осуществляется на основе временной оценки. Она необходима для объективного сопоставления денежных сумм, возникающих в различное время.

Оценка денежных потоков проводится с помощью шести функций денежной единицы, описанных в теории оценки бизнеса. Минимально необходимая величина отчислений от прибыли, предназначенная на обновление и восстановление основных средств, является шестой функцией денежной единицы, уменьшенной на норму амортизационных отчислений. Это связано с тем, что данная функция показывает, сколько средств должно ежегодно отчисляться для возмещения инвестиций, вложенных в основные средства, чтобы эти вложения не были менее выгодными по сравнению с вложениями в финансовые структуры.

При использовании различных способов начисления амортизации в соответствии с [48] доля прибыли, которую необходимо накопить, чтобы обеспечить обновление основных средств, будет разной.

В общем виде доля дополнительной прибыли в первоначальной стоимости основных средств (ΔП), необходимой для восстановления, выражается формулой:




где F6 шестая функция денежной единицы;

г — ставка дисконта, определяемая в общем случае как ставка рефинансирования Центрального Банка России;

НА норма амортизации, соответствующая выбранному способу ее начисления;

n — номер года.


ΔП является необходимым годовым доходом, который нужно получать на инвестированный в основные средства капитал.

Вариант расчета значений дополнительной прибыли при различных способах начисления амортизации представлен в таблице 2.1 на примере транспортного средства (ТС) со сроком службы 9 лет.


Таблица 2.1 Значения АН при различных способах начисления амортизации


В связи с тем, что при использовании способа уменьшаемого остатка, если он применяется без повышающего коэффициента, амортизация за срок службы не начисляется полностью, необходимо эту недоначисленную амортизацию восполнить путем увеличения дополнительной прибыли на сумму, равную расчетной доле от этой амортизации. Такая доля представляет частное от деления недоначисленного остатка амортизации на срок службы, отнесенное к балансовой стоимости основного средства.

Использование F6 позволит решить следующую задачу: какой должна быть минимальная ежегодная (за весь срок службы каждого объекта основных средств) величина прибыли, остающейся на расчетном счете организации, чтобы совместно с накапливаемыми там же (на расчетном счете) амортизационными начислениями обеспечить возможность полного восстановления (приобретения новых) основных средств.

При расчетах в целом по организации используются средняя норма амортизации, средний процент износа и средний срок службы по каждой группе основных средств. Расчет ведется при различных значениях коэффициента обновления основных средств.

Балансовая стоимость основных средств, подлежащих замене определяется (СБ ОБН) следующим образом:


СБ ОБНБ · КОБ (2.17)


где СБ ОБН– балансовая стоимость основных средств, подлежащих замене;


СБ– балансовая стоимость основных средств в рассматриваемой группе;


КОБ– коэффициент обновления основных средств (имеющийся или заданный) по рассматриваемой группе основных средств.

Доля прибыли, которая обеспечит возможность полного восстановления (приобретения новых) основных средств в искомом объеме определяется следующим образом:




где НАСР– средняя норма амортизации по рассматриваемой группе основных средств.

Расчет искомого объема дополнительной прибыли (ПД) выполняется для каждого года (всего срока службы основного средства):


ПД = ΔП · СБ ОБН (2.19)


Значение Пд необходимо прибавить к накопленной на расчетном счете сумме амортизации (СБ · НАСР) за этот же срок для получения денежных средств, достаточных для обновления этой части основных средств, для которых ведется расчет.

Для подробного расчета по конкретной организации и получения прогноза по годам о величине необходимых инвестиций для обновления транспортных средств (ТС) была разработана специальная методика, включающая последовательные этапы:

1. Установление среднего возраста ТС рассматриваемого типа.

2. Расчет нормативного (среднего по рассматриваемой группе) срока службы ТС исходя из применяемой нормы амортизационных отчислений.

3. Определение максимального срока службы ТС в рассматриваемой группе.

4. Вычисление суммарной балансовой стоимости.

5. Расчет коэффициента обновления ТС как отношения первоначальной балансовой стоимости вновь поступивших ТС за год, предшествующий расчетному, к общей балансовой стоимости, с учетом среднего срока службы ТС в данной группе.

6. Получение информации из данных бухгалтерского учета величины уже начисленной амортизации по каждому из рассматриваемых ТС.

7. Определение количества лет, оставшихся в эксплуатации, и расчет суммы начисляемой амортизации за каждый год из этих лет по каждому ТС.

8. Разработка программы полного обновления имеющегося парка ТС при условиях, что замена ТС на новое должна производиться сразу, как только ТС будет полностью самортизированно, и вся сумма начисленной амортизации направляется на обновление ТС.

9. Определение незарезервированной (потраченной на другие цели) суммы амортизации как суммы балансовых стоимостей ранее самортизированных ТС. Данная сумма делится на средний срок службы, в результате получается величина надбавки (Z) к ежегодно необходимой сумме на обновление ТС.

10. Исчисление объема средств, необходимых для обновления ТС в первый расчетный год. Для этого балансовая стоимость ТС умножается на КОБ, из полученного произведения вычитается сумма начисленной за год амортизации и к нему прибавляется Z.

11. Определение по приведенным формулам ΔП и Пд.

Таким образом, сформирована методика, позволяющая определить уровень рентабельности, необходимый для обновления активной части основных средств.

Определение необходимого уровня рентабельности, обеспечивающего обновление транспортных средств (ТС), осуществляется на основе таблицы 2.2.

Расчет инвестиционной составляющей для обновления транспортных средств, приведенной в таблице 2.2, был проведен в соответствии с методикой, включающей технологию расчета ее величины и представленной выше.

По таблице 2.2, исходя из величины коэффициента обновления и исходя из отношения амортизации, начисленной на транспортные средства, к суммарной балансовой стоимости ТС, определяется необходимый уровень рентабельности.

Коэффициент обновления (КОБ) – это отношение балансовой стоимости планируемых к приобретению (или приобретенных) в течение года транспортных средств к балансовой стоимости всех имеющихся ТС на конец года.


Таблица 2.2 Инвестиционная составляющая в рентабельности (Rинв акт)

2.6. Формирование уровня рентабельности перевозок^ обеспечивающей экономически и финансово устойчивую деятельность перевозчиков автомобильного транспорта и включающей инвестиционную составляющую

Как показано в разделе 2.3. настоящей Главы, рентабельность оборота транспортной организации, определенная по прибыли до налогообложения, должна быть не менее 4,8 %.

Для экономически устойчивой деятельности транспортной организации уровень рентабельности услуги (перевозки) должен быть равен 9,6 % (Rпр = 9,6 %).

Экономически обоснованный уровень рентабельности должен включать также инвестиционную составляющую, т. е. учитывать долю дополнительной прибыли, которую транспортная организация должна получить, чтобы прибавлять к накопленным амортизационным отчислениям на транспортные средства для обеспечения возможности их обновления с учетом роста рыночной стоимости, а также обеспечивать получение прибыли для обновления пассивной части основных средств.

Определение необходимого уровня рентабельности, обеспечивающего обновление транспортных средств (ТС), осуществляется на основе методики, приведенной в разделе 2.5. настоящей Главы.

Исходя из величины коэффициента обновления и исходя из отношения амортизации, начисленной на транспортные средства, к суммарной балансовой стоимости ТС, определяется необходимый уровень рентабельности (инвестиционная составляющая в стоимости перевозки).

Коэффициент обновления об) – это отношение балансовой стоимости планируемых к приобретению (или приобретенных) в течение года транспортных средств к балансовой стоимости всех имеющихся ТС на конец года.

Инвестиционная составляющая (ИС) в рентабельности перевозчика должна обеспечивать возможность обновления не только активной части основных средств (ОС), но также и их пассивной части (за исключением прочих объектов и имущества, не связанного с обеспечением перевозочной деятельности). ИС на обновление пассивной части ОС включается в рентабельность дополнительно к ИС на обновление ТС и определяется следующим образом: уровень рентабельности, включаемый в стоимость перевозки в целях обновления ТС, корректируется на коэффициент, отражающий соотношение фактических коэффициентов износа пассивной и активной частей ОС организации.


Rинв пас = Rинв акт·Кизн пас / Кизн акт, (2.20)


где Rинв пас– инвестиционная составляющая в рентабельности на обновление пассивной части основных средств;


Rинв акт– инвестиционная составляющая в рентабельности на обновление активной части основных средств;


Кизн пас– коэффициент износа пассивной части основных средств (Кизн пас = Ипас /СПБпас);


Ипас– износ пассивной части основных средств, определяемый как начисленная с начала срока эксплуатации амортизация пассивной части основных средств, руб.;


СПБпас– первоначальная балансовая стоимость пассивной части основных средств, руб.;


Кизн акт– коэффициент износа активной части основных средств (Кизн акт = Иакт /СПБакт);


Иакт– износ активной части основных средств, определяемый как начисленная с начала срока эксплуатации амортизация активной части основных средств, руб.;


СПБакт– первоначальная балансовая стоимость активной части основных средств, руб.