Вы здесь

Правовые аспекты экономической устойчивости автотранспортной организации. Глава 1. Финансовая устойчивость как условие допуска на рынок автомобильных перевозок (О. Ю. Матанцева, 2016)

Глава 1

Финансовая устойчивость как условие допуска на рынок автомобильных перевозок

1.1. Международные требования по допуску к перевозкам автомобильным транспортом

Действующий международный опыт по допуску перевозчиков на рынок предусматривает, что перевозчик должен удовлетворять трем качественным критериям: профессиональная компетентность, хорошая репутация, и финансовая устойчивость. Данные требования было бы целесообразно использовать и в России. Однако критерий, по которому перевозчик должен обеспечивать наличие финансовых активов в сумме не менее 9 тыс. евро в расчете на первое транспортное средство и 5 тыс. евро – на каждое последующее, не совсем подходит для современного состояния рынка транспортных услуг в России. Анализ финансового состояния российских перевозчиков показал, что эффективнее использовать критерий экономически устойчивого состояния организации.

В соответствии с Постановлением ЕС № 1071/2009 Европейского парламента и совета от 21 октября 2009 г. [69] (далее – Постановление) предприятие, занимающееся автомобильными перевозками должно иметь:

1) законное и постоянное учреждение в стране – члене Сообщества;

2) хорошую репутацию;

3) соответствующее установленным требованиям финансовое положение;

4) необходимую профессиональную компетентность.

В обязанности страны – члена Сообщества, где учреждено предприятие, входит проверка того, чтобы оно всегда соответствовало требованиям, изложенным в Постановлении, чтобы компетентные органы этой страны – члена Сообщества могли, при необходимости, приостановить или отозвать лицензию, позволяющую этому предприятию работать на рынке. Надлежащее соблюдение и надежный контроль условий, регулирующих доступ к занятию автомобильными перевозками, предполагают в качестве предварительного условия действующую и стабильную регистрацию предприятия.

Физические лица (руководители транспортных предприятий) с необходимой хорошей репутацией и профессиональной компетентностью должны идентифицироваться и назначаться компетентными органами. Они должны быть лицами, постоянно проживающими в стране – члене Сообщества и эффективно и постоянно руководить транспортной деятельностью автотранспортных предприятий.

Хорошая репутация руководителей транспортных предприятий определяется тем, что они не были признаны по суду виновными в серьезных уголовных преступлениях и не подвергались штрафу за серьезные нарушения, в частности, правил стран – членов Сообщества, относящихся к автомобильным перевозкам. Признание виновным или штрафная санкция к руководителю транспортного предприятия или автотранспортного предприятия в одной или более стране – члене Сообщества за наиболее серьезные нарушения правил стран – членов Сообщества приводит к утрате хорошей репутации. Однако компетентный орган должен убедиться в том, что была должным образом выполнена и документально подтверждена процедура расследования, при условии соблюдения необходимых процессуальных прав перед вынесением окончательного решения и что соответствующие права обжалования были соблюдены.

Автотранспортные предприятия должны иметь минимально необходимое финансовое обеспечение, достаточное для надлежащего управления и организации перевозок. Банковская гарантия или страхование профессиональной ответственности может представлять собой простой и экономичный способ демонстрации финансового положения предприятий.

Чтобы соответствовать требованию определенного финансового состояния, предприятие должно всегда быть в состоянии выполнить свои финансовые обязательства в течение отчетного года. С этой целью предприятие должно показывать на основании годовых отчетов, заверенных аудитором или надлежаще аккредитованным лицом, что каждый год оно имеет в своем распоряжении основной капитал и резервы, составляющие в сумме минимум 9 тыс. евро, если используется только одно транспортное средство, и 5 тыс. евро на каждое дополнительное транспортное средство.

Компетентный орган может согласиться или потребовать, чтобы вместо бухгалтерской отчетности предприятие подтвердило уровень своего финансового состояния при помощи свидетельств, таких, как банковская гарантия или договор страхования. Предприятие может застраховать профессиональную ответственность в одном или нескольких банках или других финансовых учреждениях, включая страховые компании, представив солидарную и индивидуальную гарантию предприятия в отношении указанной выше суммы.

Таким образом, в странах – членах ЕС требуется выполнение условия о финансовой устойчивости для того, чтобы перевозчик был допущен к деятельности на рынке автотранспортных услуг.

Обеспечение экономически устойчивой деятельности субъектов рынка транспортных услуг – одна из проблем, в решении которой должны быть заинтересованы органы государственной власти. Это объясняется тем, что только экономически устойчивые перевозчики могут обеспечить качественное и безопасное выполнение перевозок пассажиров и грузов. В то же время такие перевозчики позволят сформировать больше денежных средств, направляемых в бюджеты различных уровней в виде налогов и сборов.

1.2. Допуск к перевозкам автомобильным транспортом на основе лицензии

Рынок транспортных услуг в Российской Федерации характеризуется большим количеством его участников по формам собственности. Уровень организованности рынка связан с системой организации допуска на рынок. Допуск на рынок регламентируется действующими условиями выдачи лицензий и видами деятельности, попадающими под лицензирование. Регулирование рынка автотранспортных услуг на протяжении последних 22 лет осуществлялось следующими основными методами:

– надзор;

– лицензирование;

– сертификация.

Первым регулирующим документом в начале 90-х годов было «Положение о лицензировании перевозочной, транспортно – экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02 1992 г. № 118).

В соответствии с этим нормативным актом лицензировались: городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные перевозки грузов и пассажиров, в т. ч. для собственных нужд.

Для получения лицензии предприятия, организации, учреждения и предприниматели должны были представлять:

– данные о количестве имеющихся автотранспортных средств;

– данные о других основных фондах, обеспечивающих выполнение указанной в заявлении деятельности;

– копию документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя предприятия, организации, учреждения, предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью (диплома об окончании специального учебного заведения или документа, подтверждающего стаж работы по специальности не менее 5 лет).

При отсутствии указанных документов руководитель, предприниматель или лица, ими уполномоченные для руководства лицензируемой деятельностью, должны были сдать экзамен на профессиональную пригодность.

Контроль за соблюдением условий лицензирования возлагался на органы Российской транспортной инспекции и осуществлялся во взаимодействии с Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, данный документ обеспечивал соблюдение требований по профессиональной пригодности соискателя лицензии (водителя или оператора), требований к поддержанию транспортных средств в исправном состоянии (наличие соответствующей производственной базы).

Кроме того, косвенно контролировалось наличие активов, что может быть условно признано за требование к оценке финансового состояния организации, однако не устанавливались количественные критерии в виде определенной величины основного капитала и резервов.

Приказ Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 г. № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» утвердил требования к владельцам лицензий при выполнении ими лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Установленные требования включали:

1) необходимость назначения на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения, лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами;

2) обеспечение надежности водительского состава;

3) соблюдение установленных режимов труда и отдыха водителей;

4) обеспечение своевременного прохождения водителями

медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию;

5) использование подвижного состава, зарегистрированного в органах Госавтоинспекции, соответствующего виду перевозок, объему и характеру перевозимого груза, прошедшего государственный технический осмотр и имеющего лицензионную карточку установленного образца;

6) обеспечение условий содержания транспортных средств в технически исправном состоянии;

7) контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки;

8) обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов.

Постановлением Правительства от 14 марта 1997 г. № 295 было утверждено «Положение о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации».

В соответствии с нормативным актом лицензированию подлежала деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих:

1) городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные, перевозки пассажиров автобусами;

2) перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе.

Первое сокращение перечня видов перевозок автомобильным транспортом, подлежащих лицензированию, произошло в 1997 году.

В соответствии с «Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской

Федерации», утв. Постановлением Правительства от 16 марта 1997 г. № 322, лицензировались: городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные перевозки грузов.

Органы Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, уполномоченные на лицензирование перевозок автомобильным транспортом грузов в Российской Федерации, выдавали следующие виды лицензий:

– стандартная лицензия – на перевозку на коммерческой основе грузов в пределах Российской Федерации;

– ограниченная лицензия – на перевозку собственных грузов для производственных целей в пределах Российской Федерации.

Стандартные лицензии давали право лицензиату также осуществлять перевозки собственных грузов и своих работников для производственных (служебных) целей.

Для получения стандартных лицензий заявитель представлял в лицензионный орган:

1) заявление о выдаче лицензии по форме, разрабатываемой Министерством транспорта Российской Федерации, с указанием:

– вида деятельности;

– срока действия лицензии;

– для юридических лиц – наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка;

– для физических лиц – фамилии, имени, отчества, паспортных данных;

2) копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом – с предъявлением оригиналов);

3) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия (если она не заверена нотариусом – с предъявлением оригинала);

4) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

5) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;

6) данные об имеющихся автотранспортных средствах, в том числе находящихся в эксплуатации по договору аренды (модель, год выпуска, государственный номер);

7) данные об основных фондах, средствах и формах контроля, обеспечивающих выполнение требований по безопасности дорожного движения и пожарной безопасности;

8) декларацию о наличии собственной стоянки или возможности хранения автотранспортных средств в иных разрешенных для этого местах;

9) данные о составе и квалификации специалистов предприятия (юридического лица) по лицензируемому виду деятельности, а также по обеспечению безопасности дорожного движения.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке опасных грузов заявитель представлял в лицензионные органы, кроме документов, указанных выше, свидетельства о непрерывном стаже работы водителей автотранспортных средств данной категории (не менее 3 лет) и свидетельства о прохождении ими специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также документы, свидетельствующие о технической возможности транспортных средств осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов.

В лицензии обязательно указывались виды опасных грузов, на перевозку которых выдана лицензия.

Исходя из Положения, лицензированию не подлежали перевозки грузов легковыми автомобилями, другими автотранспортными средствами грузоподъемностью до 500 килограммов, а также на прицепах к этим автотранспортным средствам.

С одной стороны, это положительная тенденция, поскольку снимались ограничения по допуску на рынок перевозчиков небольших партий груза, с другой стороны – не обеспечивались качество и безопасность при этом виде перевозок.

Кроме того, для этого вида перевозок была утеряна возможность предъявления требований по возмещению ущерба в случае утраты или порчи груза, т. к. перевозчики не подтверждали наличие активов, за счет которых может быть осуществлено данное возмещение.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ отменил лицензирование перевозок грузов на автомобилях грузоподъемностью более 3,5 т для собственных нужд и лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек для собственных нужд.

Исходя из того, что для обеспечения возможности проверки выполнения требований нормативных документов, регламентирующих обеспечение безопасности движения, необходимым условием являлось наличие лицензии, то перечисленные виды деятельности были исключены из числа тех, где эти требования предъявлялись. Перевозчики допускались к выполнению этих видов деятельности без контроля за:

• наличием соответствующей квалификации специалистов;

• обеспечением технического состояния транспортных средств, в частности, их проверки перед выходом на линию;

• выполнением всех требований по режимам труда и отдыха водителей, их квалификацией, состоянием здоровья и проведением предрейсовых медицинских осмотров.

Естественно, к видам перевозок, не подлежащим лицензированию, после выхода Федерального закона стало невозможно предъявить требования, хотя бы косвенно связанные с минимальным уровнем финансовой устойчивости.

Устойчивое финансовое положение необходимо не только для обеспечения возмещения ущерба при перевозках грузов и пассажиров. Кроме того, оно гарантирует наличие оборотных средств для:

– поддержания надлежащего технического состояния транспортных средств;

– установления высокого уровня заработной платы водителей, что позволило бы нанимать на работу более квалифицированных специалистов и повлияло бы на безопасность и качество перевозок.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» был выпущен приказ Минтранса РФ от 07.05.2002 г. № 61 «О лицензировании отдельных видов деятельности в транспортном комплексе Российской Федерации» (далее – приказ).

В соответствии с этим приказом на отделения Российской транспортной инспекции было возложено лицензирование:

– перевозок пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

– перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

– перевозок грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Постановление Правительства РФ от 10.06.2002 г. № 402 «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» определяет порядок лицензирования следующих видов деятельности при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок автомобильным транспортом:

– перевозок грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

– перевозок пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

– перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Федеральный закон от 02.07.2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» еще сократил перечень лицензируемых видов деятельности на автомобильном транспорте.

Исходя из этого Федерального закона, лицензирование перевозок легковыми автомобилями пассажиров и перевозок грузов было отменено полностью (исключение составляли международные перевозки, для осуществления которых выдавался допуск, а также опасные и крупногабаритные и тяжеловесные грузы, перевозка которых осуществлялась в соответствии со специальными нормативными документами). Таким образом, требования по обеспечению безопасности движения при перевозках легковыми автомобилями пассажиров и перевозках грузов были ослаблены.

Это исключило контроль качества предоставляемых услуг по перевозкам грузов и привело к существенному превышению предложения над спросом на рынке автотранспортных услуг и снизило производительность транспортных средств и безопасность перевозок.

Ситуация усугубилась еще и тем, что с 2002 г. вступил в силу Налоговый кодекс Российской Федерации, в части налога на прибыль. В Налоговом кодексе РФ, наряду с обычной системой налогообложения прибыли (Глава 25 НК РФ), появились еще и Упрощенная система налогообложения (Глава 26.2 НК РФ) и Налог на вмененный доход (Глава 26.3 НК РФ), а с 2005 г. – Патент (Глава 26.2, Статья 346.25.1 НК РФ).

В своей основе каждая из рассматриваемых систем налогообложения имела различные ограничения по количеству работающих, по величине годовых доходов, остаточной стоимости основных средств, количеству транспортных средств.

Все рассматриваемые системы налогообложения, за исключением обычной (в соответствии с 25 Главой НК РФ) предусматривали освобождение от налога на прибыль (исходя из 25 Главы НК РФ) на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество организаций и единого социального налога. Применение упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход индивидуальными предпринимателями предусматривало их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности).

Указанные налоги были заменены другими налогами:

– при упрощенной системе налогообложения – налогом на доходы или налогом на доходы, уменьшенные на расходы;

– при применении единого налога на вмененный доход – налогом на потенциально возможный доход налогоплательщика;

– при применении патента – определенным процентом от потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система.

Анализ показал, что применение упрощенной системы налогообложения, либо единого налога на вмененный доход намного выгоднее, чем обычная система налогообложения в соответствии с 25 Главой НК РФ. Однако для того, чтобы применять более выгодные системы налогообложения, необходимо выполнение условий по величине доходов, количеству работающих, остаточной стоимости основных средств, либо по количеству транспортных средств. Все эти требования заставляли крупные и средние организации дробиться на более мелкие. Размер организаций не позволял им иметь основные средства и работников, обеспечивающих проведение технического обслуживания и текущего ремонта автотранспортных средств в соответствии с требованиями Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 сентября 1984 г.). Кроме того, в этих мелких организациях отсутствовал предрейсовый медицинский контроль водителей и технический контроль транспортных средств перед выездом на линию. Организации или предприниматели, имеющие договоры по прикреплению к соответствующим медицинским учреждениям или более крупным транспортным организациям на проведение выше перечисленных видов предрейсового контроля, часто не выполняли условия этих договоров, а при проверке только констатировалось наличие этого договора, а механизм контроля за его выполнением отсутствовал.

Постановление Правительства от 30.10.2006 г. № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» определяет порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Лицензионными требованиями и условиями, исходя из нормативного акта, при осуществлении перевозок пассажиров являются:

1) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

2) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

3) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

4) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

5) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

6) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

7) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

8) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

9) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются:

– нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;

– использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

В 2011 году вступил в силу Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с этим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2012 г. № 280 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2013 № 1064) установлено, что лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее – лицензирующий орган).

В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

1) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

2) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

1) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

2) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

3) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;

4) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

5) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);

6) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

7) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

8) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к

перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

1.3. Допуск к перевозкам автомобильным транспортом на основе уведомления

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установил уведомительную систему допуска перевозчиков на рынок.

В соответствии с этим законом юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора) (далее – уполномоченный орган государственного контроля (надзора).

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе следующих видов деятельности:

– предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

– предоставление услуг по перевозкам грузов транспортными средствами, общая масса которых составляет свыше 2,5 т (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).

В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель сообщает о начале осуществления предоставления услуг по перевозкам пассажиров и багажа или грузов и подтверждает свои обязательства по соблюдению обязательных требований к этим видам деятельности.

В уведомлении указывается о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) после

государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Уведомление может быть представлено в форме электронного документа.

Постановление правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» установило перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление:

• предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

• предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 т (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).

1.4. Допуск к перевозкам автомобильным транспортом в международном сообщении

В начале 90-х годов начала формироваться система выдачи разрешений на основе лицензирования на международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Приказ Минтранса РФ от 21.02.1994 г. № 9 «О порядке выдачи лицензий на международные перевозки и связанные с ними транспортно-экспедиционные услуги» утвердил Инструкцию о порядке выдачи этих лицензий на перевозки в международном сообщении.

Утвержденный приказом Минтранса РФ от 01.08.1995 г № 69 «Об утверждении порядка организации работы по обеспечению автотранспортных организаций, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в международном автомобильном сообщении, иностранными разрешениями на эти перевозки» порядок устанавливает, что перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом должны осуществляться на основе разрешений, выдаваемых компетентными органами стран, по территории которых или через территорию которых следуют автотранспортные средства (кроме случаев, предусмотренных международными соглашениями).

В соответствии с «Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства от 16.03.1997 г. № 322 лицензировались: городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные перевозки пассажиров и грузов.

Для осуществления международных перевозок выдавалась стандартная международная лицензия – на перевозку грузов и пассажиров в международном сообщении.

Для получения стандартной лицензии заявитель представлял в лицензионный орган:

1) заявление о выдаче лицензии по форме, разрабатываемой Министерством транспорта Российской Федерации;

2) копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом – с предъявлением оригиналов);

3) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия (если она не заверена нотариусом – с предъявлением оригинала);

4) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

5) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;

6) копия заверенного в установленном порядке документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя предприятия, организации, учреждения, предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью. При назначении в предприятии, организации, учреждении лица, ответственного за лицензируемую деятельность, необходимо представить заверенную в установленном порядке копию соответствующего приказа.

Лицензии выдавались отделениями Российской транспортной инспекции в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге по согласованию с Российской транспортной инспекцией.

Постановление Правительства РФ от 16.10.2001 г. № 730 «Об утверждении положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок» признает утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.1997 г. № 322 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» в части международных перевозок и определяет условия допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам.

Исходя из Постановления, к международным автомобильным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов.

Под некоммерческими перевозками в Положении понимаются перевозки российскими перевозчиками своих грузов за собственный счет для производственных нужд на транспортных средствах, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

Допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок осуществляют органы

Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации.

Условиями допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам являются:

– наличие транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;

– соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок, квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;

– устойчивое финансовое положение российского перевозчика (наличие собственного имущества, стоимость которого в расчете на 1 транспортное средство, осуществляющее международные автомобильные перевозки, составляет не менее 50 тыс. рублей или в расчете на 1 тонну разрешенной максимальной массы указанного транспортного средства – не менее 2,5 тыс. рублей. Достаточным является соответствие одному из показателей);

– обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Квалификационные требования к ответственным специалистам утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Для получения допуска к международным автомобильным перевозкам российский перевозчик представляет в орган Российской транспортной инспекции по месту регистрации кроме стандартных следующие документы:

1) документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств, а также документы, подтверждающие их соответствие международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;

2) копию документа, подтверждающего профессиональную компетентность ответственного специалиста;

3) балансовый отчет (формы № 1 и 2 по Общероссийскому классификатору управленческой деятельности) за последний отчетный период (указанные отчеты не требуются для вновь образованных юридических лиц);

4) копию генеральной или разовой лицензии на осуществление подлежащих лицензированию экспортных или импортных операций в отношении своих товаров, если они будут перевозиться за собственный счет на транспортных средствах, принадлежащих заявителю;

5) документ, подтверждающий опыт работы по осуществлению международных автомобильных перевозок, для российских перевозчиков, подавших заявление о допуске к международным автомобильным перевозкам сроком на 5 лет;

6) копию полиса страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств.

Важным элементом данного нормативного акта является установление требования о получении допуска для перевозчиков, осуществляющих перевозки для собственных нужд. Еще одним существенным моментом является наличие требования об устойчивом финансовом положении и предоставлении балансового отчета, что соответствует международным требованиям.

Таким образом, требования по минимальному уровню финансовой устойчивости предъявляются только при международных перевозках, а при перевозках на территории Российской Федерации – отсутствуют. Этот фактор не позволяет обеспечить допуск на рынок перевозчиков, способных качественно перевозить грузы, и нести материальную ответственность в случае утери или порчи груза.

Отсутствие требований к уровню финансовой устойчивости – это отсутствие гарантии наличия у перевозчика средств, необходимых для возмещения нанесенного ущерба при перевозке.