Вы здесь

Правовые акты органов управления. 3 Административные акты (акты органов управления) (М. А. Иванова, 2008)

3 Административные акты (акты органов управления)

3.1 Понятие и признаки административного акта

Органы исполнительной власти издают, как и другие органы государственной власти, правовые акты, имеющие общеобязательный характер. Основной формой исполнительно-распорядительной деятельности являются административные акты – самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов.

Важнейшими признаками административных актов являются:

1) административные акты исходят от административного органа, публичного лица, например: указ, распоряжение Президента РФ; постановление, распоряжение Правительства РФ;

2) административные акты не предусматривает согласия тех, кому предназначены;

3) бесспорность исполнения, гарантируемая санкциями;

4) административные акты соблюдают всю иерархию права:

– подзаконность как соответствие законам и другим актам вышестоящих органов;

– официальный характер, т.е. издаются в рамках официально установленной компетенции и на основе официально установленной процедуры;

– предусматривается инстанционный порядок приостановления и отмены акта;

– акт не должен содержать правовую ошибку, т.е. неправильно толковать высшую норму или основываться на документе, который неприменим данном случае;

5) административные акты влекут юридические последствия, т.е. :

– изменяют право: устанавливают, изменяют, отменяют нормы;

– изменяют юридическую ситуацию: создают обязанности, обязательства, права или выгоды, а значит – стимулируют, создают, изменяют, прекращают правоотношения, служат юридическими фактами;

6) Административные акты могут содержать как нормы административного, так и нормы других отраслей права (финансового, гражданского, трудового и др.), влиять на гражданские, трудовые, финансовые, семейные и иные правоотношения.

Таким образом, административные акты – это особый вид юридических актов подзаконных, официальных, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления, оформленных в соответствии с нормами права и влекущих юридические последствия.

3.2 Форма и процедура издания административного акта

При разработке административного акта должны быть соблюдены процедуры, предусмотренные законом, уставом, регламентом: сроки издания, предписываемые документами консультационные мнения, нормы уведомления о деле при подготовке дисциплинарной санкции, о соблюдении права на защиту и др. Смысл этих процедур и вообще процессуального права в том, чтобы позволить органу (лицу), компетентному издавать акты, ознакомиться с различными имеющимися мнениями, достоинствами и недостатками акта, возможным ущербом для прав управляемых лиц..

Решение коллегиального органа, его законность также непосредственно зависят от соблюдения правил созыва, правил кворума, правильности голосования по проекту решения.

Форма представления акта также требует соблюдения определенных формальностей:

– упоминание издавшего акт органа;

– упоминание в акте мотивов, т.е. правовых и фактических причин, по которым орган не только издал акт, но и придал ему определенный смысл;

– подпись и виза.

Цель акта – удовлетворение общих интересов и общезначимых определенных задач. Иначе правотворчество будет злоупотреблением властью, использованием должностных полномочий в личных целях и интересах, т.е. незаконно.

Содержание акта подчинено наличию фактов, способных его оправдать. Так, закон запрещает выдавать разрешение на строительство, если оно может нанести ущерб экологии территории, историко-архитектурному ландшафту и т.п.

Равным образом необходима оценка полезности акта. Автор акта всегда должен предусмотреть возможность при необходимости доказать законность, целесообразность, общественную полезность своего решения.

Регламентирующие акты обычно начинают действовать с момента публикации в официальных изданиях, а для самой администрации они вступают в силу с момента подписания.

Нерегламентирующие акты (правонаделительные, юрисдикционные) вступают в силу с момента их сообщения адресату.

Административные акты местных органов начинают иметь юридическую силу при выполнении дух условий: обнародования (например, публикации в прессе) и передачи акта представителю государственного органа. Индивидуальные акты органов местного самоуправления вступают в силу после уведомления адресата и передачи акта представителю государства.

Конец ознакомительного фрагмента.