Часть 2
Временный брак
Временный брак
В отличие от многих других лиц, мы, несмотря на всю нашу симпатию и приверженность к исламу, ни в коем случае не беспокоимся из-за каких-то сомнений, высказываемых относительно вопросов веры. Напротив, в глубине сердца мы искренне радуемся, ибо уверены, что чем больше нападок на эту священную небесную религию в той или иной области, тем сильнее, победоноснее и успешнее она будет, и вся наша жизненная практика подтверждает это.
Такова природа истины, сомнения способствуют её более чёткому проявлению. Сомнение – это начальный этап убеждённости, а колебание – ступенька истинности. Ал-Газали в разделе «Зинда-йи бидар» («Бодрствующий живой») своего трактата «Мизан ал-‘амал» («Весы деяний») говорит:
Польза от наших высказываний заключается в том, что они заставляют тебя сомневаться в своём унаследованном убеждении. Ибо сомнение – это фундамент для изысканий. И тот, кто не сомневается, думает не лучшим образом. А тот, кто хорошо не взглянет, хорошо не видит, а подобный человек проживет свою жизнь в состоянии слепоты и удивления[11].
Пусть говорят, пишут, проводят семинары и критикуют – так они сами же невольно и станут средством для выявления исламских истин.
С позиции джа‘фаритского мазхаба[12], один из блестящих законов ислама заключается в том, чтобы бракосочетание происходило в двух формах: постоянной и временной. Эти две формы брака по многим своим признакам сходны, но есть между ними и определённые различия. Одним из первостепенных отличий является то, что при временном браке женщина и мужчина договариваются вступить в брак на обозначенный срок, по истечении которого при обоюдном их желании брачный союз продлевается, а при несогласии одной из сторон этот союз будет расторгнут.
С другой стороны, при временном браке мужчина и женщина пользуются большей степенью свободы в определении дальнейшей судьбы союза между ними. При постоянном браке, например, мужчина обязан нести расходы за каждодневное содержание женщины, обеспечение её жильём, одеждой и другими необходимыми вещами, в частности, лекарствами и медицинским обслуживанием. А при временном браке всё зависит от заключенной между ними предварительной договорённости. Может быть и так, что мужчина не желает или не в состоянии нести подобные расходы или женщина не желает воспользоваться финансовыми возможностями мужчины.
При постоянном браке женщина невольно должна признать мужчину главой семьи и подчиняться его приказам в рамках семейных отношений. Но при временном браке всё зависит от заключенной между ними договоренности.
При постоянном браке муж и жена невольно являются наследниками друг друга. А при временном браке данное обстоятельство отсутствует.
Следовательно, принципиальное отличие между временной и постоянной формами брака заключается в том, что временный брак (в отличие от постоянного) в пространственно-временном плане пользуется большей степенью «свободы», то есть зависит от воли сторон и договорённости между ними. Временный брак фактически предоставляет партнёрам своего рода свободу, позволяет им со временем определить дальнейшую судьбу брачного союза между ними.
При постоянном браке никто из супругов не имеет права без согласия другой стороны предотвратить появление потомства, но в случае временного брака в этом плане согласие сторон необязательно. Это действительно ещё одна из свобод, которая предоставляется супругам.
Дети, родившиеся в результате временного брака, ничем не отличаются от детей от постоянного брака.
Махр необходим как при постоянном, так и при временном браке, но с той разницей, что при временном браке отсутствие объявления махра (в размерах и формах. – М. М.) становится причиной недействительности брачного союза, а при постоянном браке данное обстоятельство к таким последствиям не приведёт. До вступления в брачный союз размер махра устанавливается в обоюдно согласованной форме.
Как при постоянном, так и при временном браке мужчина не вправе жениться на женщине и на её дочери, а женщина – выходить замуж за мужчину и его сына. Запрещено (харам) также свататься к женщинам, находящимся как во временном, так и в постоянном браке. Вступление в запрещённую интимную связь с женщиной, находящейся во временном (так же как и в постоянном) браке, считается строго порицаемым. После развода как при временном, так и при постоянном браке женщина должна соблюдать срок (‘идда)[13], прежде чем вступить в брачный союз с другим мужчиной. Но с той разницей, что данный срок для женщины, ранее находившейся в постоянном браке, составляет период трёх регул, а после временного брака – двух. Кроме того, не дозволено также вступать как во временные, так и в постоянные брачные связи с женщинами, приходящимися друг другу сёстрами.
Таков взгляд шиитского фикха[14] на вопрос о временном браке.
Естественно, что мы выступаем сторонниками данного закона с упомянутыми его особенностями, но допускавшиеся и допускаемые у нас именем этого закона некоторые злоупотребления на деле никакого отношения к нему не имеют. Упразднение данного закона предотвратить подобные злоупотребления не может – оно способствует лишь изменению методов их осуществления, а также может вызвать сотни других злоупотреблений.
Когда перед нами стоит задача по воспитанию и просвещению людей, мы не должны, ссылаясь на отсутствие возможностей и умения, под видом воспитания людей совершать постоянные нападки на законы, то есть оправдывать людей и обвинять законы. А теперь посмотрим, какова необходимость при наличии закона о постоянном браке существования ещё и закона о временном браке. Не противоречит ли временный брак человеческому достоинству женщины, а также духу Всемирной декларации по правам человека? Не правы ли те, которые утверждают, что временные браки были уместны только в прежние времена, а ныне современная жизнь и современные условия отрицают возможность подобного союза между людьми?
Мы будем рассматривать эти вопросы с учётом двух направлений:
A. Современная жизнь и временный брак.
B. Пороки и недостатки временного брака.
Современная жизнь и временный брак
Как ранее нами было выявлено, постоянный брак ставит перед супругами огромную проблему человеческой ответственности. Поэтому вряд ли у юношей и девушек в начальный период их полового созревания, когда они находятся под сильным влиянием инстинктивных желаний, можно встретить готовность вступить в постоянный брачный союз. Особенность современного периода заключается в увеличении расстояния между природным и необходимым для создания семьи социальным созреванием. Если в несложном древнем обществе юноша, начиная с периода раннего полового созревания, был готов к пожизненному выполнению возложенных на него профессиональных обязанностей, то в наше время это совершенно невозможно. Юноша, у которого всё сложилось удачно, после окончания средней школы должен сдать вступительные экзамены для поступления в вуз, который он окончит в 25 лет, и лишь после этого он будет в состоянии заработать на жизнь. Пока он создаёт для себя кое-какие жизненные условия и будет готов к созданию своей семьи, пройдёт ещё 3–4 года. Точно таким же образом обстоит дело с удачливой девушкой, которая желает получить высшее образование.
Сегодняшняя молодёжь, период полового созревания и половой кризис
Если вы напомните какому-нибудь 18-летнему молодому человеку, отучившемуся в средней школе и в половом отношении весьма созревшему, что ему следует жениться, он посмеётся над вами. Точно такой же будет и реакция 16-летней девушки, учащейся средней школы. Практически невозможно, чтобы представители этой социальной прослойки в столь раннем возрасте были готовы вступить в постоянный брак и возложить на себя бремя огромной ответственности по отношению друг к другу и к своим будущим детям.
Что предпочтительнее: временное монашество, сексуальный коммунизм или временный брак?
Как нам быть с этим положением, с человеческой природой и людскими инстинктами? Разве природа согласится с тем, чтобы с учётом наших жизненных условий в современном мире, которые не позволяют вступить в брак в 16– и 18-летнем возрасте, перенести период полового созревания на другое время и чтобы, пока мы не закончим учёбу в вузах, половые инстинкты оставили нас в покое?
Разве молодёжь готова добровольно проходить период «добровольного монашества», подвергать себя давлению и мукам воздержания, пока не наступит благоприятное время для постоянного брака? Допустим, что найдётся молодой человек, готовый обрекать себя на временное монашество. Но разве его природа готова пренебрегать последствиями серьёзных и опасных психологических недугов, которые могут возникнуть в результате воспрепятствования половым инстинктам, завеса секретности над которыми приподнята современными психологами?
Остаются только два пути. Первый путь – оставить молодёжь в покое и не думать о ней, разрешить каждому юноше вступать в половые сношения с сотнями девушек, а девушкам – испытать предосудительную близость с десятками молодых людей, многократно совершив аборты. То есть практически принять положение полового коммунизма. И если предоставим «равную» свободу юношам и девушкам, то, значит, нами будет доволен дух Всемирной декларации по правам человека, ибо, с точки зрения многих недальновидных людей, дух этой Всемирной декларации требует, чтобы мужчина и женщина даже и в ад отправились бы вместе, плечом к плечу и на «равных» условиях.
Разве подобные юноши и девушки с таким изобилием предосудительных связей в период учёбы могут после заключения постоянного брака быть почтенными и достойными отцами и матерями семейств?
Второй путь – это временный и свободный брак. Временный брак в первую очередь запрещает женщине одновременно становиться женой двух мужчин. Естественно, ограничение для женщины неизбежно означает ограничение и для мужчины. Когда каждая женщина принадлежит определённому мужчине, тогда неизбежно каждый мужчина также будет принадлежать определённой женщине. Таким образом, юноша и девушка минуют период своего студенчества, не подвергая себя временному монашеству и его последствиям, а также избегая отношений, свойственных половому коммунизму.
Испытательный брак
Необходимость в подобном браке вызвана не только студенческим периодом жизни, но и другими условиями. В принципе, возможно, мужчина и женщина, думающие заключить постоянный брак, но недостаточно уверенные друг в друге, будут в течение определённого времени жить в браке друг с другом. Если за это время между ними возникнет взаимное доверие, они продолжат свой брачный союз, в обратном случае – разойдутся.
Так в чём причина того, что европейцы считают необходимым наличие в одном месте и под присмотром государства определённого количества распутных женщин из разных городов? Разве не потому, что считают наличие неженатых мужчин, неспособных заключить постоянный брак, большой опасностью для других семей?
Рассел и его теория о временном браке
Бертран Рассел, знаменитый английский философ, в своей книге «Брак и мораль» говорит:
Действительно, если правильно подумаем, то поймём, что проститутки защищают чистоту семейных устоев, а также честь наших жён и дочерей. Когда в разгар Викторианской эпохи Леки заявил об этом, моралисты сильно обиделись, сами не зная, почему. Но они никогда не смогли доказать ошибочность позиции Леки. Логика речей упомянутых моралистов заключается в том, что «если бы люди последовали нашим моральным принципам, то не существовало бы никакой проституции». Но они прекрасно знают, что никто не будет обращать внимание на их изречения[15].
Такова европейская формулировка вопроса о принятии мер против тех мужчин и женщин, которые не в состоянии заключить брачные союзы, и такова была формулировка, предлагаемая исламом.
Если принимать европейскую формулировку и выделять определённую группу женщин для занятия этой общественной обязанностью, тогда займёт ли женщина своё реальное положение и сохранит ли человеческое достоинство, и восторжествует ли дух Всемирной декларации по правам человека?
Бертран Рассел в той же книге посвятил особый раздел вопросу испытательного брака. Он говорит:
Судья Линдзи, долгие годы выполнявший обязанность руководителя судебной инстанции американского города Денвер и имевший возможность на своём веку быть свидетелем многих происшествий, предлагает принять решение о введении периода «испытательного брака». К сожалению, он потерял свой пост. Ибо было замечено, что прежде чем прививать у молодёжи чувство вины, он думал об их счастливой жизни. Католики и группа сторонников борьбы против чернокожих не жалели своих сил, чтобы он был освобождён от занимаемой должности.
Предложение о «товарищеском браке» было внесено одним мудрым консерватором, цель которого заключалась в регулировании половых отношений. Линдзи понял, что основной проблемой при браке является отсутствие денег. Необходимость наличия денег связана не только с возможностью рождения детей, а ещё с тем, что обеспечение пропитания семьи за счёт женщины не очень-то красиво. Таким образом, он приходит к такому выводу, что молодёжь должна прибегнуть к товарищескому браку, который отличается от обычного брака по трём признакам. Во-первых, цель подобного брака не заключается в появлении потомства; во-вторых, пока молодая женщина не родила ребёнка и не забеременела, развод по согласию сторон вполне возможен, и в-третьих, женщина после развода в алиментах не нуждается. Я ничуть не сомневаюсь в эффективности предложений Линдзи, и в случае законодательной поддержки они могли бы оказать большое воздействие на улучшение нравственности.
То, что Линдзи и Рассел называют «товарищеским браком», несмотря на некоторые отличия от исламского временного брака, говорит о том, что эти мыслители поняли: для решения упомянутой социальной проблемы одного только постоянного и обычного брака недостаточно.
Таким образом, нами были обсуждены вопросы о временном браке и его необходимости, а также о недостаточности постоянного брака для решения человеческих нужд в современном мире. Теперь хотелось бы взглянуть и на обратную сторону монеты и посмотреть, каковы возможные отрицательные аспекты временного брака. Вначале хотелось бы напомнить об одном моменте.
Среди всех рассматриваемых вопросов, которые являются весьма важными для человечества, не существует более сложного и запутанного вопроса, чем рассуждения по вопросам истории науки, верований, традиций, обрядов и ритуалов.
Именно поэтому ни по какому другому вопросу человечество не допустило абсурдных высказываний столь много, и, кстати, в рассуждениях по данным вопросам присутствие страстей и вожделений наблюдается больше, чем по какому-либо другому вопросу.
Если, например, читатель имеет какое-либо представление об исламской философии, исламском мистицизме (‘ирфан) и исламской схоластике (калам) и будет читать сегодняшние сочинения (в которых цитируются в основном иностранные авторы или даётся точный пересказ их идей), он поймёт, что востоковеды и их последователи, высказываясь по данным вопросам, выказывают понимание всего, кроме сути самих этих вопросов.
Например, вокруг вопроса, отражённого в исламском мистицизме под названием «единство бытия» (вахдат ал-вуджуд), говорилось очень много. При этом остался не затронутым один вопрос, а именно вопрос о том, что такое само понятие «единство бытия», и каков взгляд на этот вопрос самих героев исламского мистицизма, таких как Мухйи ал-дин Ибн ‘Араби[16] и Садр ал-Мута‘аллихи аш-Ширази[17].
Прочитав некоторые высказывания, опубликованные в журнале «Зан-и руз» относительно временного брака, я невольно вспомнил вопрос о «единстве бытия», ибо заметил, что высказано по всем вопросам, кроме того, который имеет непосредственное отношение к духу самого закона и который является целью законодателя.
Конечно, этот закон, будучи «восточным наследием», стал предметом неприязни, но если бы он относился к категории «западных подарков», то отношение к нему было бы совершенно иное.
Если бы этот закон поступил с Запада, то сегодня ему однозначно были бы посвящены научные конференции и семинары, на которых говорилось бы о том, что ограничение постоянным браком противоречит духу времени, современное поколение желает быть свободным и жить в свободной обстановке; оно не желает подчиняться правилам постоянного брака; ему нужен свободный брак, при котором люди сами выбирают все условия, связанные с браком, и тому подобное.
Поэтому сейчас, когда с Запада раздаются возгласы по этому вопросу и такие люди, как Бертран Рассел, поднимают вопрос о «товарищеском браке», предполагается, что данный вопрос находит больший отклик, чем требуется исламом, и постоянный брак будет отвергнут. Тогда в ближайшем будущем мы вынуждены будем выступить уже в защиту постоянного брака.
А недостатки и пороки временного брака можно охарактеризовать следующим образом.
1. Основа брака должна быть постоянной; супруги, заключив между собой брачный союз, с самого начала должны считать, что они принадлежат друг другу, и не думать о разводе; поэтому временный брак не может быть прочным союзом между ними.
Бесспорно, основы брака должны быть незыблемыми. Критика уместна лишь тогда, когда взамен постоянного брака мы предлагаем временный брак, а постоянный брак объявляем упразднённым.
Бесспорно, когда стороны готовы к постоянному браку, испытывают по отношению друг к другу полное доверие и решились принадлежать друг другу навсегда, они заключают постоянный брачный союз.
Временный брак стал легитимным в связи с тем, что постоянный брак не мог при всех условиях способствовать удовлетворению человеческих нужд. Кроме того, монополия постоянного брака требовала, чтобы многие люди были обязаны нести бремя временного монашества или оказаться в пропасти полового коммунизма. Естественно, что никакая девушка или юноша, при наличии условий для постоянного брака, не занимает себя чем-то временным.
2. Временный брак со стороны женщин, являющихся последователями шиизма, не приветствуется; они считают подобную форму брака оскорбительной для себя. Следовательно, общественное мнение шиитского сообщества также отвергает эту форму брака.
В ответ следует отметить, что, во-первых, отрицательное отношение женщин к временному браку является следствием злоупотреблений со стороны недобропорядочных мужчин на этой почве, и закон должен предотвратить подобные злоупотребления, о которых мы будем рассуждать далее. Во-вторых, неверно будет ожидать, что временный брак найдёт такую же поддержку в обществе, как и постоянный брак, даже несмотря на то, что философия временного брака основана на отсутствии подготовленности или возможностей сторон для заключения постоянного брака.
3. Временный брак находится в противоречии с честью и достоинством женщины, ибо он представляет собой своего рода сдачу человека в аренду и официальное разрешение на то, чтобы человек был выставлен на продажу. Человеческое достоинство женщины противоречит тому, чтобы она за какую-то оплату отдавала себя в распоряжение чужому мужчине.
Это, пожалуй, самое удивительное критическое замечание. Во-первых, имеет ли временный брак со всеми его особенностями какое-либо отношение к аренде и найму и может ли ограниченность срока этой формы брака служить поводом для того, чтобы, выходя за рамки брака, она приняла форму аренды или найма? Разве обязательное наличие махра служит поводом для причисления временного брака к категории найма и аренды? Если бы не было махра, и мужчина при этом не понёс бы никакие расходы, то честь и достоинство женщины остались бы незатронутыми? По вопросу о махре мы поговорим отдельно.
Факихи (знатоки мусульманского права) утверждают, что между постоянной и временной формами брака, с точки зрения сущности заключенного договора, никакой разницы нет и быть не должно. Обе являются брачным союзом, заключаются произнесением одних и тех же слов, поэтому называть временный брак наймом или арендой непозволительно.
Во-вторых, когда и в какое время найм людей объявлен запрещённым? Все швеи, грузчики, врачи, эксперты, все государственные служащие, начиная от премьер-министра до низших чинов, все рабочие заводов и фабрик являются наёмными работниками.
В-третьих, женщина, по своей воле заключившая брачный контракт (например, временный) с каким-либо мужчиной, наёмным (арендованным) человеком не считается и никаким предосудительным делом, порочащим её честь и достоинство, не занимается. Если желаете видеть женщину-наёмницу, если желаете видеть рабское положение женщины, поезжайте в Европу или в Америку, посетите компании по производству фильмов, и вы увидите, какова наёмная женщина. Посмотрите, каким образом эти компании выставляют на продажу движения, жесты, женственность, сексуальность женщины. Стоимость билетов, которые вы покупаете для посещения театров и кинотеатров, предназначена для найма женщин. Посмотрите, на что соглашается несчастная женщина ради получения денег? Она долгое время должна под надзором опытных специалистов осваивать особенности сексуальных движений, должна стать безвольным и безликим подчинённым хозяина предприятия по добыче денег с тем, чтобы найти для этого предприятия большее количество клиентов.
Затем посетите кабаре и отели, где и увидите, какой чести добилась женщина и каким образом она выставляет свои достоинство и честь на службу гостям, чтобы приумножить количества денег у состоятельного хозяина.
Наёмными (или арендованными) являются также нанимающиеся на работу в больших супермаркетах манекенщицы, честь и достоинство которых служат средством для развития этих торговых предприятий и удовлетворения амбиций алчных хозяев супермаркетов.
Наёмной считается та женщина, которая, появляясь на экранах телевизоров, жеманничая и используя тысячи угоднических гримас, являющихся частью её наёмного труда, занимается рекламой тех или иных товаров.
Ни для кого не секрет, что сегодня на Западе красота женщины, её сексуальная привлекательность, её голос выступают в качестве презренного средства на службе у европейского и американского капитала. Не понятно, почему женщина, заключившая на свободной основе временный брак с каким-либо мужчиной, должна считаться наёмной (или арендованной) женщиной. И почему женщина, которая ради денег на какой-либо свадьбе или вечеринке неистово поёт и кувыркается перед жадными взорами тысячи мужчин, не должна считаться наёмной?
Разве ислам, запретивший мужчинам допускать подобную эксплуатацию женщин, предупредивший саму женщину о подобном рабстве и требующий от неё отказа от этого рабства и от подобного рода добывания средств на существование, способствует унижению женщин? Или всё-таки унижение женщин свойственно Европе второй половины XX в.?
Если однажды женщина действительно мысленно пробудится и научится различать все ловушки, расставленные на её пути мужчиной, она непременно восстанет против этого обмана; и тогда она сама признает, что Коран является единственным её спасением, её серьёзным и правдивым защитником.
В 87-м номере журнала «Зан-и руз» опубликован репортаж под заголовком «Наёмная женщина» с участием женщины по имени Марзийе и мужчины, которого зовут Риза. Репортаж посвящён бедственному положению одной женщины.
Рассказ со слов Ризы начинается с описания сватания женщины к мужчине (естественно, рассказ, который начинается со сватания женщины к мужчине, не может иметь хорошего конца).
Согласно заявлению Марзийе, некий непутёвый и жестокосердный мужчина (то есть Риза) обманул женщину, обещав заключить с ней постоянный брак, а также защищать и опекать её детей. Затем, без всякой на то воли несчастной женщины, он сделал её своей временной женой, после чего стал относиться к ней с пренебрежением.
Какое отношение имеет к закону о временном браке преступление, источником которого являются жестокость мужчины и отсутствие знаний и информированности у женщины, и почему журнал «Зан-и руз», выступая в оправдание Ризы, острие своей критики направляет на закон? Если бы не было Закона о временном браке, то жестокосердный Риза оставил бы наивную Марзийе в покое?
Если данное заявление женщины является верным, то подобный брак считается недействительным. Жестокий мужчина, посягнувший на честь женщины, должен быть привлечён к ответственности.
Следует заниматься воспитанием таких мужчин, как Риза, прежде чем наказать их; но ещё до того, как воспитать или наказать подобных мужчин, необходимо заняться просвещением женщин, подобных Марзийе.
Временный брак и полигамия
4. Временный брак во всяком случае является своего рода одобрением многожёнства, а многожёнство – явление предосудительное. Следовательно, временный брак также предосудителен.
Наши подробные рассуждения о том, для каких лиц, согласно Божьему закону (шариату), временный брак разрешён, мы, с Божьей помощью, приведём в конце этого раздела.
Судьба детей при временном браке
5. Временный брак из-за его непродолжительного характера – неподходящее пристанище для детей, появляющихся на свет в результате такого брака. Одна из особенностей этой формы брака заключается в том, что дети впоследствии будут лишены защиты любящего отца и привязанной к домашнему очагу матери.
В предыдущей статье мы отметили, что рождение потомства выступает в качестве одной из отличительных черт временной и постоянной форм брака.
В постоянном браке никто из супругов не может без согласия другой стороны снять с себя бремя, связанное с продолжением рода. А при временном браке, наоборот, обе стороны в этом плане свободны. При временном браке женщина не может избегать совокупления с мужчиной, но она может, не нарушая процесс совокупления, предохраняться от беременности, а с учётом наличия современных контрацептивных средств – это вполне разрешимая задача.
Следовательно, если супруги, находясь во временном браке, желают иметь детей и решатся взять на себя ответственность за воспитание будущих детей, то никаких преград на этом пути нет. Естественно, что и с точки зрения природной симпатии к ним между детьми, родившимся от постоянной или временной жены, никакой разницы нет. И если, допустим, мать или отец отказываются от выполнения своих родительских обязанностей, то они принуждаются к их выполнению законом, так же как и при разводе, когда для защиты прав детей требуется вмешательство закона. Но если супруги не намерены иметь детей, а цель брака заключается только в удовлетворении инстинктивных требований, то они могут принять меры по предотвращению беременности.
Как нам известно, церковь считает предотвращение беременности предосудительным, но с точки зрения ислама, если супруги с самого начала не допускают появления ребёнка, то в этом ничего предосудительного нет. Но ислам не допускает уничтожения уже появившегося в зачаточном (эмбриональном) состоянии ребёнка.
Именно данное положение и заложено в высказываниях по этому поводу шиитских факихов, когда они утверждают, что целью постоянного брака служит рождение потомства, а цель временного брака в основном подчинена удовлетворению инстинктивных нужд.
Временный брак и вопрос о гаремах
Одним из часто используемых Западом в упрёк Востоку острых сюжетов, по которому на Западе создано и создаётся немало фильмов и сценариев, является сюжет о создании гаремов, а последних, к сожалению, в истории Востока можно встретить много.
Убедительным примером тому может служить жизнь некоторых халифов и восточных правителей. И создание гаремов преподносится как явный признак сладострастия и склонности к вожделениям восточного мужчины.
Говорят, что дозволенность временного брака равносильна дозволенности создания гаремов, что считается ахиллесовой пятой Востока и источником его унижения перед Западом. Утверждают даже, что создание гаремов равносильно дозволенности сладострастия и вожделения, которые в любой форме противоречат нравственности и прогрессу, служат фактором регресса и загнивания.
Точно таким же образом рассуждают о полигамии (многожёнстве). Дозволенность полигамии преподносится как дозволение создавать гаремы. Однако о полигамии мы будем рассуждать отдельно, а теперь остановимся на вопросе о временном браке.
Этот вопрос должен быть рассмотрен в двух аспектах. Во-первых, каков социальный аспект фактора создания гаремов? И имел ли закон о временном браке какое-либо влияние на создание восточных гаремов? Во-вторых, разве признание шариатом легитимности временного брака было средством сладострастия, вожделений и создания гаремов?
Социальные причины создания гаремов
Начнём с первой части. Возникновение гаремов связано с объединением двух факторов.
Первым фактором создания гаремов являются набожность и целомудрие женщины, то есть нравственные и социальные условия среды должны быть такими, чтобы женщинам не позволялось, имея половые отношения с конкретным мужчиной, одновременно иметь связи с другими мужчинами. При таких условиях сладострастный и состоятельный мужчина-кутила ищет выход в том, чтобы, собрав вокруг себя группу женщин, создать гарем.
Но если нравственные и социальные условия не требуют от женщины целомудрия и набожности и она легко и даром может принадлежать любому мужчине, а мужчина постоянно может наслаждаться любой женщиной, если условия для удовлетворения страстных вожделений будут созданы везде и всегда, никто не станет утруждать себя заведением дорогостоящих гаремов.
Другим фактором является отсутствие социальной справедливости. Когда нет социальной справедливости, когда один купается в роскоши, а другой влачит жалкое существование, тогда большое количество мужчин будут лишены возможности создать семью и иметь спутника жизни, а количество одиноких женщин, соответственно, увеличится и, как следствие, образуется благоприятная почва для создания гаремов.
Но если восторжествует социальная справедливость и всем будут созданы условия для образования семьи и выбора спутника жизни, тогда неизбежно каждая женщина будет принадлежать определённому мужчине, и не будет существовать благоприятной почвы для процветания развращённости и создания гаремов.
Насколько больше должна быть численность женщин по сравнению с мужчинами, чтобы при наличии супруги у каждого взрослого мужчины каждый из них или, по меньшей мере, каждый состоятельный мужчина имел возможность создать ещё свой гарем?
История, описывая гаремы при дворах халифов и султанов, комментируя подробности их пиров и наслаждений, вместе с тем обходит молчанием неудачи, лишения, сетования и несбывшиеся мечты тех, кто отдали свои жизни на порогах этих дворцов и из-за неблагоприятных социальных условий были лишены возможности жениться. Десятки и сотни женщин, проводивших свою жизнь в гаремах, фактически были предназначены для тех обездоленных бедных мужчин, которые до конца жизни вынуждены были оставаться холостыми.
Однозначно создание гаремов становится невозможным только при условии ликвидации двух вышеупомянутых факторов: 1) если целомудрие и набожность станут нормой жизни женщины, а половое удовлетворение станет возможным только в рамках брака (временного или постоянного); 2) если будет ликвидировано экономическое и социальное неравенство, а для всех взрослых людей будет создана возможность воспользоваться самым естественным правом человечества, то есть правом вступления в брак.
Поверхностный взгляд на историю показывает, что закон о временном браке не имеет ни малейшего отношения к созданию гаремов. Аббасидские халифы и османские султаны, известные своими «подвигами» по созданию гаремов, не были шиитами, чтобы воспользоваться законом о временном браке.
Шиитские султаны, имеющие возможность воспользоваться названным законом, в плане создания гаремов по всем параметрам уступали аббасидским халифам и османским султанам. Это обстоятельство говорит о том, что данный вопрос связан с особыми социальными условиями.
Разве признание шариатом временного брака направлено на удовлетворение страстей и вожделений?
А теперь несколько слов о второй части поставленного вопроса. Сомневаться можно в чём угодно, но в том, что небесные религии в целом выступают против всякого вожделения, сомневаться не приходится. И даже среди последователей многих религий избегание похоти считается необходимым религиозным требованием.
Один из бесспорных принципов ислама заключается в борьбе против всяких вожделений и похоти. Похотливость в Священном Коране приравнивается к идолопоклонству. В исламе «похотливый» человек, то есть лицо, цель которого заключается в том, чтобы использовать различных женщин в качестве средства для удовлетворения своих вожделений, считается проклятым и ненавидимым Богом.
Одной из привилегий ислама перед другими религиями является то, что ислам считает воздержание и монашество предосудительными. С точки зрения ислама, все инстинкты, в том числе и половые, в пределах естественной потребности должны быть удовлетворены. Но ислам не позволяет человеку превращать эти инстинкты в самоцель, в ненасытную психологическую жажду. Поэтому всё, что обретёт форму похоти, угнетения и несправедливости, никогда не соответствует исламским требованиям.
Несомненно, цель составителей закона о временном браке не заключалась в изобретении средства для сластолюбцев, для создания гаремов для похотливых людей и для несчастия женщин и детей.
Многочисленные наставления религиозных предводителей относительно временного брака имеют особую философию, разъяснением которой мы займёмся далее.
Гаремы в современном мире
А теперь посмотрим, как относятся к созданию гаремов в современном мире. Современный мир упразднил традицию создания гаремов, считая их наличие предосудительным, и устранил фактор их существования. Но что это за фактор? Разве был устранён фактор социальной нестабильности, и вся молодёжь устремилась к заключению браков, в результате чего основа создания гаремов полностью была ликвидирована?
Вовсе нет. Было сделано совсем иное – борьбу вели против первого фактора, то есть против целомудрия и набожности женщины, тем самым оказывая мужскому полу самую великую услугу. Ибо целомудрие и набожность, повышая личностную ценность и значимость женщины, одновременно считаются барьером на пути мужчины.
Современный мир поступил так, что похотливый мужчина больше не нуждается в создании дорогостоящих и хлопотных гаремов. Благодаря западной цивилизации мужчина нынешнего века везде чувствует себя, как в гареме. Мужчина нового века не считает нужным иметь столько же денег и влияния, сколько было в распоряжении Харуна ар-Рашида[18] или Фазла б. Йахйа ал-Бармаки[19], и, так же как и они, эксплуатировать женский пол всякими ухищрёнными методами.
Для мужчины этого века достаточно иметь легковой автомобиль и получать среднюю ежемесячную зарплату, чтобы в его распоряжении было столько женщин, сколько Харуну ар-Рашиду даже не снилось. Гостиницы, рестораны, кофейни готовы создать современному мужчине условия, полностью заменяющие условия гаремов.
Такой юноша, как ‘Адил Кутвали, утверждает, что у него были двадцать две любовницы одновременно, различные по фигуре и прелести. Благодаря западной цивилизации современный мужчина из всех атрибутов гарема не потерял ничего, кроме неимоверных расходов на содержание гарема и хлопот по его созданию.
Если вдруг кто-либо из героев «Тысячи и одной ночи» восстанет из праха и увидит нынешние условия для кутежей, дешевизну и доступность современной женщины, то никогда не согласится на расходы и хлопоты, связанные с созданием гаремов. Напротив, он будет благодарен Западу за то, что его освободили от многочисленных хлопот и огромных расходов по содержанию гаремов, и непременно будет требовать отмены многожёнства и временных браков, ибо это тоже связано с обязательствами и ответственностью перед женщиной.
Может быть, вы спросите: известно ли, кто выиграл в этой игре прошлого и настоящего, а кто при этом оказался в проигрыше? К сожалению, следует признать, что при этой игре в проигрыше оказалось доверчивое и простодушное создание под названием «женщина».
Запрещение временного брака халифом
Временный брак является одной из специфических черт джа‘фаритского фикха. Другие исламские богословско-правовые школы (фикхи) не одобряют подобную форму брака. Я ни в коем случае не желаю вступать в шиитско-суннитскую перепалку, наносящую ущерб исламу. Здесь ограничусь кратким напоминанием истории данного вопроса.
Все мусульмане единодушно признают, что при раннем исламе временные браки были дозволены, и Пророк[20] (да благословит Аллах его и род его!)[21] при некоторых походах, когда мусульмане, будучи в разлуке с семьёй, терпели дискомфорт, разрешал им вступать во временные браки. И все мусульмане единодушно признают, что институт временного брака был отменён приказом второго халифа[22].
Группа суннитов убеждена, что временный брак был отменён ещё пророком Мухаммадом (да благословит Аллах его и род его!) к концу его жизни, а халиф впоследствии лишь узаконил волю Посланника Аллаха[23] (да благословит Аллах его и род его!). Но дошедшие до нас слова халифа опровергают это мнение. Знаменитое изречение второго халифа гласит: «При Пророке были дозволены две вещи, которые я сегодня запрещаю: временная женитьба и нарушение запретов хаджжа после его совершения».
Правильное разъяснение этого вопроса было дано ‘алламой[24] Кашифом ал-Гита’[25]. Он утверждает, что халиф считал себя вправе отменить данное положение, ибо был убеждён, что решение подобных вопросов входит в сферу компетенции предводителя мусульман, который имеет право выносить вердикты, соответствующие велениям времени.
Другими словами, опровержение халифа имело политическую подоплёку и не было вызвано требованиями шариата. Согласно историческим данным, халиф не скрывал свои опасения, вызванные распространением сподвижников Пророка в различных завоеванных мусульманами странах и смешением их с неофитами из различных этносов. Пока был жив, он стремился воспрепятствовать выезду сподвижников из Медины и был недоволен смешением их с другими народами в то время, когда исламское воспитание не оказало ещё определённое влияние на эти народы. Он считал данное обстоятельство опасным для будущего поколения мусульман. Естественно, это было всего лишь временной причиной. А причиной согласия мусульман в то время с мнением халифа по данному вопросу явилось то, что они восприняли этот вердикт в качестве политического совета и временной меры, а не как твёрдо установленное правило. Иначе было бы невозможно получить согласие мусульман с вердиктом халифа, противоречащим указаниям Пророка (да благословит Аллах его и род его!).
Но позднее под влиянием рассказов о «жизненном пути» прежних предводителей мусульман, особенно двух первых халифов, и ревностного отношения некоторых мусульман данный вердикт о временном браке принял характер запрещающего закона.
Очевидно, что ‘аллама Кашиф ал-Гита’ не рассуждает о правильности или ошибочности вмешательства халифа. Он не говорит также о том, относится ли временный брак к числу тех вопросов, при решении которых предводитель исламского общества может наложить временный запрет. Он просто рассуждает о том, что вопрос в своё время был рассмотрен в упомянутом русле, следовательно, данный запрет не столкнулся с широким протестом мусульман.
Во всяком случае, личность халифа и ревностное отношение мусульман к его жизненному пути и следованию его опыту руководства страной стали причиной того, что этот закон был предан забвению, а дополняющая институт постоянного брака данная традиция, отмена которой могла бы стать причиной недовольства, навсегда осталась отвергнутой.
Именно поэтому имамы, будучи стражами ислама, стали поощрять данную традицию и тем самым спасли её от полного забвения. Имам Джа‘фар ал-Садик (мир ему!) изрёк, что одним из вопросов, отношения к которому он никогда не скрывает, является временный брак (мут‘а).
Таким образом, произошло воссоединение одного из более поздних мудрых решений с первоначальным его вариантом, отразившимся в признании шариатом традиции временного брака, это своего рода попытка возрождения «забытой традиции». С точки зрения автора этих строк, совет имамов женатым мужчинам не вступать во временный брак означал, что к мужчинам, не испытывающим особой нужды, данное правило не применяется. Например, имам ал-Казим[26] (мир ему!), обращаясь к своему сподвижнику ‘Али б. Йактину, изрёк: «Зачем тебе временный брак, когда Бог спас тебя от подобной нужды?». Другому человеку он сказал: «Это занятие (временный брак. – М.М.) дозволено тому, кого Бог не наградил супругой. А тот, у кого есть супруга, может заниматься этим делом лишь тогда, когда он лишён возможности общаться со своей женой».
А всеобщее поощрение временного брака скорее всего подчинено необходимости возрождения этой «забытой традиции». Ибо одних только наставлений нуждающихся в возрождении данной традиции было недостаточно.
По данному вопросу можно найти исчерпывающие ответы в шиитских преданиях и сказаниях.
Во всяком случае, известно, что цель первоначального законодателя (Пророка (да благословит Аллах его и род его!). – М. М.), который ввёл этот закон, и цель пречистых имамов, его поощряющих, никогда не заключалась в том, чтобы этот закон стал средством оправдания похоти звероподобных лиц, создания гаремов и средством, приносящим страдания некоторым непросвещённым женщинам и детям, оставшимся без попечителей.
Хадис, рассказанный ‘Али (мир ему!)
Одно из очень ценных высказываний Повелителя верующих[27] (мир ему!) гласит: «Если бы ‘Умар не искал превосходства и не запрещал мут‘у (‘временный брак’), никто, за исключением недостойных по своей природе лиц, не прелюбодействовал бы».
То есть если бы временный брак не был отменён, никто по воле инстинкта не был бы вынужден склоняться к прелюбодеянию. Подобный грех допускали бы только те, кто по своей природе склонны заниматься незаконными и предосудительными делами.
Следовательно, суть изречения состоит в том, что женатые мужчины не имеют права вступить во временный брак! А если бы здесь подразумевалось, что никто не имеет права вступить во временный брак, то слово мухсин (‘женатый’) в этом предложении оказалось бы лишним. Поэтому данное изречение (если оно достоверное) служит подтверждением того, что «Закон о временном браке принят для мужчин, нуждающихся в жене, то есть для неженатых мужчин или для тех лиц, супруги которых находятся в отдалённости».