Вы здесь

Правовой статус женщины в исламе. Часть 1. Сватовство и помолвка (Муртаза Мутаххари, 2010)

Часть 1

Сватовство и помолвка

Разве сватанье мужчины это оскорбление для женщины?

Во многих культурах брак для мужчины означает «брать в жёны» (зан гирифтан), и он (мужчина) при этом преподносится как клиент и покупатель, а женщина – как особого рода товар. Подобные смыслы чреваты очень негативными психологическими последствиями, они оставляют нехороший след в отношениях между женщиной и мужчиной, выступая своего рода жестом, намекающим на то, что мужчина является господином и владельцем, а женщина – объектом собственности и рабыней.

Отсюда сложилось мнение, что для того чтобы сватовство не обрело односторонней формы и не воспринималось в смысле «брать в жёны», оно преподносится в качестве обязанности как для мужчины, так и для женщины (в форме «брать в мужья»). Так, если скажем «брать в жёны» или если всегда обязываем мужчин свататься к женщинам, то это наносит ущерб репутации женщины и означает, что мы воспринимаем её как товар, вынесенный на продажу. Однако это одно из самых больших заблуждений. Именно эта ошибка привела к выдвижению предложения об отмене махра[10] и иждивения (нафака), о которых мы при случае расскажем более подробно.

Натура мужчины – желание и потребность, а натура женщины – кокетство и каприз

То, что с древних времён мужчины сватались к женщинам и просили женщин быть их супругами, считалось из числа самых значительных факторов защиты достоинства женщины и проявления уважения к ней. Природа создала мужчину как олицетворение желаний, любви и прошения, а женщину – как символ желаемого и возлюбленного. Природа уподобила женщину цветку, а мужчину – соловью, а также женщину – свече, а мужчину – мотыльку. Это одно из мудрых замыслов и один из шедевров Творца, согласно которому в натуре мужчины заложены желание и потребность, а в натуре женщины – кокетство и каприз. Таким образом, Природа компенсировала физическую слабость женщины в ответ на физическую силу мужчины.

Женщина не может добиваться мужчины, так как она в таком случае может потерять репутацию и уронить своё достоинство. Мужчина же, посватавшись к какой-либо женщине и получив отказ, может свататься к другой женщине, и так до тех пор, пока одна из них не согласится стать его женой. Но для женщины, которая желает быть любимой и почитаемой, желает найти своё место в сердце мужчины и властвовать над всем его естеством, будет невыносимо услышать от него отказ в ответ на её просьбу о супружестве, и тем более, когда и если она будет вынуждена обратиться с аналогичной просьбой к другому мужчине.

По словам известного американского философа и психолога Вильяма Джеймса, стыдливость и деликатная воздержанность женщины – отнюдь не инстинктивное явление, но воспитанное: дочери Евы осознали, что для сохранения достоинства им не должно бегать за мужчинами и унижать себя, напротив – им следует избегать состояния доступности; женщины усвоили эти уроки в ходе всей истории человечества и дочерей воспитывали в аналогичном ключе.

Впрочем, всё это свойственно не только человеку, так поступают и животные. Самцам свойственно демонстрировать свою увлечённость самками, свою нужду в них. А самкам свойственно всё больше очаровывать противоположный пол своей красотой, нежностью, а также путём самообладания и изысканной демонстрацией своего равнодушия к нему, тем самым вынуждая его следовать её желаниям и добровольно обрекать себя на услужение ей.

Мужчина является покупателем возможности соединения с женщиной, а не права собственности на неё

Удивительно! Спрашивают, почему мужчина исторически преподносится как покупатель женщины? Во-первых, это относится к закону Творения; во-вторых, разве все покупки относятся к категории завладения правом собственности или превращения чего-либо в собственность? Учащийся и студент являются покупателями науки. Ученик является покупателем учителя. Искатель искусства является покупателем знатока искусств. Разве во всех этих случаях речь идёт о собственности и разве всё это затрагивает честь науки, учёного, искусства и знатока искусств? Мужчина выступает покупателем соединения с любимой женщиной, а не покупателем права собственности на неё.

Разве в нижеследующих двустишиях нашего сладкоречивого поэта Хафиза вы замечаете какие-либо оскорбления в адрес женского пола?

Шираз – рудник рубиновых уст и месторождение красоты,

А я огорчён тем, что являюсь разорившимся ювелиром.

Город полон граций, а красавицы – с шести сторон,

Беден я, иначе был бы покупателем всех шестерых.

Хафиз сожалеет, что, будучи бедным, не может одарить красавиц и тем самым заслужить их благорасположение. Что это – оскорбление достоинства женщины или высшее проявление уважения к ней со стороны мужчины с живым воображением и тонкими чувствами, который, несмотря на всё своё мужество и стойкость, преклоняется перед женской красотой, нуждается в ней?

И, наконец, умение женщины проявляется в том, что она смогла привлечь мужчину к своему порогу, не взирая на его положение и состояние.

А теперь судите сами, для чего определённые лица под видом защиты прав женщины ставят под сомнение её величайшую привилегию, честь и достоинство?

Именно поэтому я и утверждаю, что эти господа оказывают женщине «медвежью услугу».

Традиция сватовства – деликатная и благоразумная мера

Как нами было отмечено, мужчина, согласно закону Творения, создан в качестве символа потребности, желания и требования, а женщина – как символ желательности и гармонии. И данное положение является наилучшим гарантом достоинства женщины и уважения к ней, способом компенсации её физической слабости в ответ на физическую силу мужчины, а также наилучшим фактором сохранения сбалансированности и стабильности в их совместной жизни. Это естественная привилегия, которая дана женщинам, и одновременно естественная обязанность, возложенная на мужчин.

Законы, принятые человечеством, другими словами, присущие человеку законодательные меры должны сохранить данную привилегию для женщины и упомянутое обязательство для мужчины. Законы, основанные на идентичности женщины и мужчины с позиции обязанностей и правил сватовства, находятся в противоречии с интересами и достоинством женщины и с уважительным отношением к ней; эти законы разрушают необходимую в супружеской жизни сбалансированность, на первый взгляд, в пользу мужчин, но фактически во вред как женщине, так и мужчине.