Вы здесь

Правовое регулирование несостоятельности в России и Франции. Функции и полномочия судебного администратора в процедурах, направленных на сохранение предприятия, предусмотренных правом Франции ( Сборник статей, 2016)

Функции и полномочия судебного администратора в процедурах, направленных на сохранение предприятия, предусмотренных правом Франции

Пьер-Мишель Ле Корр,

профессор, факультет права и политической науки Университета Ниццы – Софии Антиполиса


Французское право предприятий, находящихся в затруднительном положении, отличается очень большой разновидностью процедур.

Надо вначале упомянуть процедуру, используемую, несмотря на все усилия законодателя, наиболее часто. Она ведет к исчезновению предприятия и к оплате требований кредиторов. Это судебная ликвидация, которая вводится при прекращении платежей и без перспективы восстановления.

Также есть процедуры, которые направлены на сохранение предприятия. Так, существует процедура договорного урегулирования затруднений, которая называется согласительной процедурой. Здесь речь не идет о коллективной процедуре. В данном случае полномочия должника не ограничиваются и индивидуальные права кредиторов не изменяются. Здесь нет защиты коллективного интереса кредиторов, и этим кредиторам не нужно добиваться признания их требования с помощью процедуры заявления требований.

Наряду с ними существуют коллективные процедуры, направленные на сохранение предприятия.

Первая процедура – это процедура сохранения, введенная в 2005 г., процедура, которая может быть введена даже если должник не находится в состоянии прекращения платежей. Законодатель явно отдает ей предпочтение.

Вторая – это процедура восстановления в отношении должника, находящегося в состоянии прекращения платежей и имеющего возможность восстановить платежеспособность.

Между согласительной процедурой и процедурой сохранения законодатель поместил своеобразный мост, который называется ускоренным сохранением, созданным в 2014 г. Ей может воспользоваться должник, в отношении которого была введена согласительная процедура, но который не смог в рамках этой процедуры добиться соглашения из-за меньшинства кредиторов. Чтобы прийти к соглашению, должник просит открытия процедуры ускоренного сохранения. В этом случае создаются два комитета кредиторов, один из кредитных учреждений, а второй – из главных поставщиков, которые отдельно голосуют за предложенные планы урегулирования, в течение установленного трехмесячного срока. Если за план проголосовало большинство, то есть две трети голосов отдано «за», то план считается одобренным, а кредиторы, относящиеся к меньшинству и не давшие согласия, подавлены мажоритарным голосованием. Здесь идет речь о молниеносной коллективной процедуре. Существует еще один вариант этого ускоренного сохранения, который называется ускоренное финансовое сохранение, созданное в 2010 г., которое начало применяться в 2013 г., в таких превосходных условиях, что это заставило законодателя создать в 2014 г. ускоренное сохранение. Процедура прекращает быть коллективной. Она порождает последствия только по отношению к финансовым кредиторам, так как обсуждаемая задолженность исключительно финансовая. Кредиторы, объединенные в комитет кредитных учреждений, голосуют за предложения большинством двух третей. Процедура длится 1 или максимум 2 месяца.

Осуществив этот краткий обзор процедур, мы можем теперь обратиться к рассмотрению лица, которое будет руководить сохранением предприятия, другими словами, к судебному управляющему (судебному администратору).

Первый вопрос, который следует рассмотреть, касается обязательного или факультативного участия судебного администратора в процедуре. Ответ может быть разным, в зависимости от размера предприятия.

Если должник имеет по меньшей мере 20 работников или его торговый оборот достигает как минимум 3.000.000 евро (или 180.000.000 рублей) в год без учета налогов, суд обязан назначить судебного управляющего (судебного администратора). Если эти условия не достигаются, назначение факультативно и зависит от принятой в судах практике. Действительно необходимо понимать, что назначение судебного управляющего (судебного администратора) стоит денег, что оно может представлять трудности для должника, у которого маленькое предприятие, учитывая текущие тарифы на услуги французских судебных уполномоченных. Возможно, стоило бы модулировать тариф в зависимости от размера предприятия, т. к. участие профессионала является исключительно полезным, а его отсутствие по сути лишает малые предприятия возможности сохранения к большому сожалению.

Существует случай, при котором будет назначен судебный администратор, который не будет выполнять традиционные функции этого органа и должен был бы называться по-другому. На самом деле существуют процедуры, при которых создаются комитеты кредиторов. Это обязательное условие в процедурах ускоренного сохранения и ускоренного финансового сохранения. В классических процедурах сохранения и судебного восстановления создание комитетов является обязательным при достижении очень высоких порогов: 150 работников или торговый оборот в размере 20 миллионов евро без учета налогов. Но факультативно должник может просить введения этой процедуры и в случае недостижения этих порогов. Однако если при введении этой процедуры судебный администратор не назначается, суд утвердит его, но его функции будут ограничены организацией работы комитетов кредиторов. Это так называемый ложный судебный администратор, который не будет выполнять ни одной другой обычной функции судебного администратора.

Управлять значит выполнять административные акты. В свою очередь, административный акт определяется как юридический акт, соответствующий юридическим операциям обычного управления имуществом. Этот акт имеет целью извлечение дохода из имущества, что отличает его от акта по обеспечению осуществления права на имущество. Но его целью не является в корне изменить имущество в отличие от акта по распоряжению имуществом.

Таким образом, упоминая судебного управляющего (судебного администратора), можно было бы подумать, что этот орган, назначенный судебный органом, всегда имеет цель управлять предприятием. Однако это неверно, что незамедлительно позволяет заметить, что термин «судебный управляющий (судебный администратор)», возможно, плохо выбран, так как в действительности скрывает очень разные реалии. Термин «уполномоченного в спасении предприятий» был бы более уместен.

Можно незамедлительно утверждать, с самого начала и чтобы произвело впечатление, что судебный управляющий в целом ничем не управляет (I).

Изменчивость функций судебного администратора – это источник сложности, который представляет собой некоторую опасность для третьих лиц, особенно для контрагентов должника, которые не всегда уверены, что заключают сделку с нужным человеком. Мы увидим во второй части выступления, что многообразие полномочий судебного администратора приводят к опасным превышениям полномочий (II).

I. Управляющий, который в целом ничем не управляет

Французское законодательство отличается своей сложностью и это также касается функций судебного администратора. Функции судебного администратора многообразны в зависимости от процедур и, внутри одной и той же процедуры, у суда есть еще много возможностей регулировать задачи судебного администратора. Наряду с многообразными полномочиями судебного администратора (A), у этого последнего есть также неизменные полномочия, предусмотренные законом, которые не могут изменяться, какие бы задачи не были поставлены перед ним судом (B).

A. Многообразные полномочия

Распределение полномочий между должником и судебным администратором, которое имеет место с самого начала судебного процесса, классически называется контролируемым управлением. Оно влечет за собой, в ущерб должнику, ограничение его полномочий, которые соответственно передаются судебному администратору. Законодатель позаботился о том, чтобы процедура была более человечна, и соразмерил сокращение полномочий должника с единственными потребностями спасения предприятия.

Если вкратце изложить возможности, предоставленные суду, судебный администратор должен:

• либо следить за процессом управления имуществом;

• либо помогать должнику со всеми или лишь с некоторыми актами, которые относятся к управлению;

• либо самостоятельно управлять предприятием полностью или частично.

Никакая другая задача, кроме тех, что предусмотрены нормами, не может быть поставлена перед судебным администратором. Между тем, заметим, что суду позволено поручить помощь только для некоторых актов. В данном случае, задачей судебного администратора будет простое наблюдение и, для актов, определенных судом, помощь. Суд, соответственно, может сделать все, «идеально подогнать» под конкретную ситуацию процедуры, направленные на сохранение предприятия.

В случае назначения нескольких судебных администраторов, у каждого из них могут быть свои задачи.

Задача судебного администратора была определена при открытии дела или в решении, следующим за назначение этого органа. Иногда бывает необходимым пересмотреть, обычно в сторону расширения, задачу этого органа. Запрос будет представлен суду, либо самим судебным администратором, либо судебным уполномоченным (мандатарием), который представляет кредиторов, защищая их коллективные интересы, либо наконец прокуратурой. Должник, мнение которого по этому вопросу лишь заслушивается, не имеет права подать такой запрос. Представляется, что в этом отражается идея того, что судебный администратор как никто другой в состоянии оценить необходимость изменения поставленной перед ним задачи.

Решение суда, которое изменяет задачу судебного администратора, публикуется в объявлениях общественных реестров с целью проинформировать третьи стороны.

К тому же, задача судебного администратора может варьироваться в зависимости от открытой коллективной процедуры.

В процедуре сохранения, где дует ветер волюнтаристской и предпринимательской философии, принцип таков, что директор предприятия сохраняет за собой право управления предприятием. Он остается управляющим. Управление предприятия остается на его руководителе. Таким образом, директор никогда не лишается своих прав. Этот принципиальный выбор делается для того, чтобы у директора предприятия не сложилось впечатление, что он не должен просить открытия процедуры сохранения из-за риска потерять контроль над предприятием. Судебный администратор не может, в процедуре сохранения, получить полномочие управлять предприятием, что по-другому называется «представительскими полномочиями». У него будет лишь роль наблюдателя процесса управления должником, или роль помощника относительно актов, определенных судом. Один суд однажды даже посчитал необходимым вынести решение, что суд должен охарактеризовать, почему роль помощи необходима больше, чем роль наблюдения в процедуре сохранения, в то время как никаких вопросов о компетенции или доверии к директору предприятия не имеется[1].

В процедуре судебного восстановления принципом является роль помощи. Однако суд может поручить судебному администратору роль управления. В этом случае он представляет должника. На самом деле это случается, если должник или руководитель предприятия подозреваются в нечестности или в некомпетентности.

В чем состоят эти разные задачи, или роли?

Роль наблюдения состоит в «распадении судебного управляющего», который ничем не управляет. Он следит за процессом управления должника, т. е., в действительности, мешает осуществлению убыточных для предприятия процессов. Это полномочие наблюдения осуществляется как по закону, так и по необходимости. Речь идет о роли a posteriori, которая не позволяет судебному администратору требовать от должника выполнения того или иного акта. Он также не может противиться заключению должником какого-либо акта. Единственной возможностью для судебного администратора является просьба об изменении своей задачи в случае затруднений.

Данная роль не позволяет судебному администратору выписывать чеки, коммерческие векселя или другие банковские документы.

Таким образом, у должника будет свобода действовать или защищаться в суде самому, как если бы судебного администратора и не было.

Проще говоря, управляющий управляет, а судебный администратор задним числом проверяет выполненные акты.

В случае установления роли помощи можно отметить различную степень важности полномочий судебного администратора, который может помогать должнику во всех или лишь в некоторых актах управления предприятием. Эта вариативность обязывает судью, рассматривающего дело о недействительности акта как совершенного единолично должником, проверить действительный объем полномочий судебного администратора[2].

Роль помощи без ограничения полномочий подразумевает участие должника и судебного администратора в совершении соответствующих актов. Оба должны будут заключить контракт. Таким образом, вмешательство судебного администратора в процесс увольнения обязательно под угрозой недействительности акта увольнения, если должник осуществил его в одиночку[3]. В этом случае имеет место совместное управление предприятием. Этому есть два объяснения.

Первое касается управления банковскими счетами, что предполагает совместное подписание документов должником и судебным администратором[4]. Поручение на банковский перевод денег не может быть осуществлено только должником.

Второе относится к искам и к другим процессуальным актам. В случае судебного дела по заявлению должника судебное действие или обжалование[5] может осуществляться только судебным администратором и должником. В случае судебного дела против должника иск должен быть направлен против обоих: должника и судебного администратора. То же самое будет с извещением об актах процедуры[6] или обращении взыскания[7].

Роль помощи не обязывает судебного администратора проявлять инициативу в управлении предприятием. Так, считается, что он не должен просить продления разрешения на строительство, выданное предприятию-должнику[8]. Он также должен воздержаться от того, чтобы делать заказы. Эта роль не предоставляет судебному администратору право управлять предприятием, например, выплачивать долги должника[9].

Роль представительства, которая также называется ролью управления, больше приближена к роли ликвидатора в процедуре судебной ликвидации предприятия. Поскольку должник оказывается в ситуации, которую можно сравнить с ситуацией при которой вводится судебная ликвидация, можно говорить о лишении его права распоряжаться своим имуществом.

За пределами полномочий, которые остаются у должника, юридический акт должен быть заключен исключительно судебным администратором.

В случае судебного дела по заявлению должника судебные иски будут поданы исключительно судебным администратором.

В случае судебного дела против должника они будут направлены только против судебного администратора.

Передача полномочий судебному администратору не имеет целью освободить должника от ответственности руководителя, особенно в области безопасности труда[10]. Давайте будем утверждать, что судебный администратор не становится работодателем.

В. Неизменяемые полномочия

Какой бы ни была роль, порученная судом, судебный администратор сохраняет свои неприкосновенные полномочия.

Для начала он – единственный, кто может высказаться за продолжение контрактов, которые еще в силе в день открытия дела о несостоятельности. Следовательно, он один может прекратить эти контракты, даже если в начале он высказывался за их продолжение.

У судебного администратора также есть возможность продлить функционирование банковских счетов, если на должника наложен банковский запрет. На самом деле этот запрет делает обязательным назначение судебного администратора, даже когда его присутствие не кажется необходимым.

Судебный администратор высказывается по вопросам согласия с требованиями о виндикации или реституции, представленными владельцами движимого имущества, которые имеют целью сделать противопоставимыми коллективной процедуре их права собственности, а впоследствии, снова стать собственниками своего движимого имущества. Этот вопрос интересует особенно поставщиков, которые продают с оговоркой о сохранении права собственности за продавцом до полной уплаты покупной цены, а также лизингодателей.

Судебный администратор составляет экономический и социальный отчет предприятия. Это очень важный документ. Речь идет о том, чтобы объяснить природу, значимость и причины затруднений. Речь не идет о бухгалтерском отчете, а больше об исследовании предшествующей экономической и социальной ситуации предприятия, о диагнозе причин неплатежеспособности. Этот документ направит суду, в период наблюдения, открыть в сторону либо процедуры сохранения, либо процедуры судебной ликвидации предприятия.

• В процедуре судебного восстановления судебный администратор составляет проект плана урегулирования. Однако должник может предложить свой собственный план, если он сильно отличается от плана судебного администратора.

• В процедуре сохранения судебный администратор просто помогает должнику создать этот проект. На самом деле это так только, если у должника есть хорошие специализированные адвокаты.

Какой бы ни была процедура, если создаются комитеты кредиторов, они также могут представить проект плана урегулирования, начиная с 2014 г.

Надо отметить, что в ускоренной процедуре сохранения предприятия проект плана будет разработан до начала коллективной процедуры, в течение согласительной процедуры; судебному администратору (а он будет являться бывшим посредником в согласительной процедуре) надо будет лишь в процессе процедуры организовать комитеты кредиторов и провести среди них голосование, что объясняет краткосрочность процедуры – максимум 3 месяца.

Наконец, существуют права и действия, не входящие в задачи судебного администратора. Речь идет о собственных правах должника, которые означают по сути права, сохраненные за должником, чтобы он мог высказаться по поводу ведения процедуры, в которой он является не только объектом, но и реальным участником. Таким образом, каждый раз, когда закон признает, что у должника есть право обратиться в суд, это является неотъемлемым правом должника, принадлежащим ему, даже если перед судебным администратором стоит задача быть представителем должника. Также фигурирует в правах, не подлежащих надзору судебного администратора, все то, что признано корпоративными правами, чтобы обеспечить представление юридического лица, то есть его демократическое функционирование, например, право созывать и возглавлять общие собрания участников.

Нужно еще констатировать существование актов о распоряжении, чуждых текущему управлению предприятием. Изначально они запрещены. Но чтобы ввести в систему некоторую гибкость, иногда требующуюся для спасения предприятия или защиты коллективного интереса кредиторов, законодатель предусмотрел судебное наделение правами.

Вышеуказанные тексты делают предварительное разрешение судьи-комиссара необходимым условием эффективности операции.

В процедуре судебного восстановления или сохранения запрос на разрешение будет представлен судье-комиссару судебным администратором, если тот получил роль управления предприятием. Он будет предоставлен совместно судебным администратором и должником, если ролью первого является помощь. Он будет предоставлен должником, если перед администратором стоит лишь задача наблюдения.

Такие акты значительно и надолго ухудшают имущественное состояние должника. Вполне логично, что для таких актов необходимо судебное разрешение, т. к. они априори не соответствуют идее подготовки плана спасения предприятия, единственной цели периода наблюдения. При любом положении дел они будут разрешены только, если они отвечают перспективе спасения предприятия.

Торговый кодекс предусматривает, что «судья-комиссар может разрешить должнику совершить отдельный акт, чуждый текущему управлению предприятием, предоставить личное или вещное обеспечение исполнение обязательства, передавать спор в третейский суд или заключать мировое соглашение». Здесь речь идет об актах продажи или аренды имущества предприятия, обладающего значительной ценностью, например, предприятия (как имущественного комплекса). Речь идет также о предоставлении вещных способов обеспечения исполнения обязательств.

Из постановления от 12 марта 2014 г. следует, что если акт «может иметь решающее воздействие на исход процедуры, судья-комиссар может вынести решение только после того, как получит отзыв прокуратуры».

II. Многообразие полномочий, влекущих случаи превышения полномочий

Тот факт, что у судебного администратора полномочия разнообразны, что также ведет к признанию многообразия остаточных полномочий должника, является естественным источником превышения полномочий, за что должны применяться определенные санкции (А). Чтобы избежать неприятных последствий превышения полномочий, законодатель создал корректирующее понятие, а именно понятие «акта текущего управления».

А. Санкция за превышение полномочий

Какова санкция за осуществление юридического акта без соблюдения установленного порядка распределения полномочий между судебным администратором и должником? Юридический акт не признается недействительным из-за отсутствия закона по этому поводу, а лишь непротивопоставимым коллективной процедуре. Акт остается в силе в отношении сторон, но контрагент должника не может им пользоваться в рамках коллективной процедуры. Требования, исходящие из этого акта, не признаются возникшими законным образом, т. е. технически они возникли без соблюдения порядка распределения полномочий между должником и органами коллективной процедуры. Следовательно, все происходит как если бы они не существовали по отношению к коллективной процедуре. С одной стороны, эти требования не рассматриваются как последующие требования, обладающие привилегией, что присуще некоторым последующим искам. Следовательно, их не могут погасить в срок. С другой стороны, они также не рассматриваются как предшествующие требования. Их обладатель подчиняется правилам запрета на индивидуальные иски и правилам запрета платежей. Но требование не может быть заявлено для признания в рамках процедуры, что объясняется тем, что во французском законодательстве заявление требования имеет целью противопоставить требование коллективной процедуре. Однако, т. к. это требование по своей природе непротивопоставимо коллективной процедуре, оно не может быть противопоставлено процедуре путем заявления такого требования. Следовательно, мы видим, что требование может существовать «вне коллективной процедуры».

На несоблюдение правил контролируемого управления предприятием можно ссылаться только во время коллективной процедуры, т. к. возникшая непротивопоставимость существует только в отношении коллективной процедуры, которая заканчивается принятием плана. Это значит, что если акт заключен несмотря на лишение должника права распоряжаться имуществом, и это порождает новые последовательные требования, например, арендную плату, то контракт становится действительным в полной мере после принятия плана, что дает возможность арендатору требовать выплаты арендной платы у должника, снова ставшего полноценным управляющим своего имущества.

Санкция непротивопоставимости используется достаточно часто. В качестве иллюстрации можно привести пример увольнения, произведенного одним должником, без вмешательства судебного администратора, задачей которого является помощь[11]. Руководитель организации, который увольняет работников после принятия решения о введении процедуры без вмешательства судебного администратора, допускает виновное деяние, влекущее его ответственность перед третьими лицам на основании ст. 1382 Гражданского кодекса в связи с компенсацией, которую требуется выплатить работникам, незаконно уволенным по вине работодателя[12]. Санкция непротивопоставимости также используется и в случае принятия на работу нового работника[13].

Однако судебный администратор, столкнувшись с самыми вопиющими нарушениями, может принять решение о ратифицировании незаконного акта, что таким образом позволит акту считаться законным апостериори. Такой случай действительно произошел с трудовым договором, заключенным одним должником, в то время как ему должен был помогать судебный администратор. Решение очень важно для работника: оно позволит ему противопоставить свои требования коллективной процедуре и таким образом получить выплату от Ассоциации по управлению программой обеспечения выплаты задолженностей наемным работникам (AGS)[14]. Ратификация подразумевает ясно выраженное одобрение найма работника, выраженное в частности в выплате заработной платы этому работнику наряду с другими[15].

Каково же наказание за акт процедуры, выполненный несмотря на правила распределения полномочий? Здесь речь пойдет о недействительности, за исключением случаев последующего подтверждения акта, которое должно произойти в законно установленные сроки. Недействительность является наказанием за все акты, выполненные без имеющегося на то разрешения, о чем и идет речь в данном случае.

В обжаловании, осуществленном без соблюдения правил распределения полномочий, будет отказано.

Решение суда о роли помощи при процедуре сохранения и судебного восстановления, роли представительства при процедуре судебного восстановления или судебной ликвидации по полному праву влечет за собой прекращение судебного производства, существующего на день открытия дела. Происходит изменение полномочий должника, даже если он не становится недееспособным. Решения, принятые без возобновления судебного производства, будут считаться несуществующими. Здесь речь идет о полномочии судьи, который может снять дело с производства без консультации сторон.

Нужно отличать случай, когда юридический акт выполнен без соблюдения порядка распределения полномочий, от случая, когда юридический акт запрещен. Мы увидели, что акты по распоряжению имуществом, не относящиеся к текущему управлению предприятием, а также предоставление обеспечения обязательств по общему правилу запрещены. Но они могут быть разрешены по решению судьи-комиссара. Также по общему правилу после открытия процедуры запрещено погашать предшествующие требования. Но судья-комиссар может разрешить некоторые выплаты, например, чтобы изъять законно удерживаемую вещь или чтобы приобрести в преимущественном порядке имущество по договору лизинга, в период наблюдения, в то время как один или несколько траншей арендной платы, предшествующие открытию дела о несостоятельности, не были погашены, без расторжения договора. Таким образом, судья разрешит платеж, чтобы позволить арендатору выполнить свои обязательства, появившиеся с лизингом, что является условием выкупа имущества.

Акт, выполненный без разрешения судьи-комиссара, признается недействительным, что, собственно, логично, т. к.он запрещен. Этот случай можно будет часто встретить при оплате после начала коллективной процедуры предшествующего требования.

Любой акт или любой платеж, выполненный вопреки запрету, признается недействительным по просьбе любого заинтересованного лица, в том числе и прокуратуры, представленной в течение 3 лет со дня заключения акта или погашения требования. Когда акт подлежит публикации, срок начинает истекать со дня публикации. Таким образом существует гражданско-правовая ответственность.

Кроме того, торговый кодекс предписывает уголовное наказание, а именно наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет и штраф для того, кто нарушает запрет. На практике эти санкции никогда не применяются, что и заставляет нас сомневаться в пользе их сохранения в нормативных текстах.

В. Понятие акта текущего управления

В случае назначения судебного администратора, остаточные полномочия должника представляют собой совокупность полномочий, не переданных судебному администратору. Они зависят от задачи, которую ставит суд перед судебным администратором.

Между тем, чтобы защитить добросовестных третьих лиц, торговый кодекс признает законными акты текущего управления предприятием, выполненные одним лишь должником, в то время как судебный администратор наделен ролью помощи в процедуре сохранения или судебного восстановления, или ролью управления, в процедуре судебного восстановления.

Здесь должны быть определены 2 понятия.

Для начала нужно знать, что является актом текущего управления.

С положительной точки зрения акт текущего управления является актом, который позволяет предприятию функционировать каждый день, например, путем заключения страховых договоров[16], транспортных контрактов для поставки проданных товаров или путем оформления заказов[17], сделанных для нужд торговой деятельности[18].

Некоторые акты будут для одного должника актами текущего управления, а для другого нет.

Например, для строительной фирмы продажа квартир есть акт текущего управления[19]. Для агентства по недвижимости им будет заключение контракта на сохранение за собой права купить квартиру[20]. Аналогично будет являться актом текущего управления заключением договоров аренды для размещения клиентов обществом, которое занимается туристическим размещением[21].

Для общества, занимающегося продажей и ремонтом автомобилей, продажа транспортных средств также будет актом текущего управления[22]. Для телевизионного канала заказ фильмов, документальных программ или клипов является таким актом[23].

Получение должником платежей по профессиональным требования также является актом текущего управления[24].

Судебные иски, направленные на погашение иска, предъявляемого должником по отношению к третьей стороне, также есть акт текущего управления[25].

Наоборот, акты, не представляющие систематического характера, не могут рассматриваться как акты текущего управления. Это не «текущие» акты. Так бывает с подписанием поручительства[26] или заключения контракта на аренду[27], с уступкой акций[28] или продажей предприятия[29]или недвижимости должником и его супругом[30], соглашением о высоком размере гонорара адвоката[31]. Также не является актом текущего управления наем на работу работника с высокой квалификацией[32], в то время как наем шофера-курьера в транспортную компанию на короткий период с целью покрыть возросшую деятельность, был сочтен актом текущего управления[33]. Было справедливо замечено, что осторожность, с которой высказался Кассационный суд по этому последнему делу, видимо, говорит о том, что по общему правилу заключение трудового договора не является актом текущего управления. Это решение также будет предложено вскоре после этого[34].

Кроме того, из некоторых норм торгового кодекса следует, что некоторые операции не могут рассматриваться как входящие в категорию актов текущего управления.

Это касается в первую очередь погашения предшествующий требований. Продолжение действия текущих контрактов также не охватывается понятием акта текущего управления. Если судебный администратор уже назначен, должник сам по себе не может высказываться за продолжение контракта, даже если другая сторона добросовестна. Требования, возникшие из-за незаконного продолжения контракта, сами станут возникшими не законным образом.

Далее необходимо знать, что такое добросовестное третье лицо.

Добросовестные третьи лица – это лица, которые не знают об ограничении полномочий должника вследствие применения правил контролируемого управления[35].

Нужно ли ограничить возможность признания действительным акта текущего управления в случае недобросовестности стороны? Проблема в том, чтобы узнать, какие акты суд поручил судебному административному при открытии дела о несостоятельности или в решении, изменяющем роль судебного администратора. Если суд, поручая судебному администратору роль представительства, наделил его также полномочиями самому выполнять все акты текущего управления, что должно быть само по себе очень редким явлением судя по сложности задачи, акты текущего управления, выполненные должником по общему правилу не избегут наказания в виде их непротивопоставимости коллективной процедуре, если только третья сторона не является добросовестной. Если должника лишили прав распоряжения имуществом лишь частично (роль управления обычно ограничивается этим), суд устанавливает список актов, попадающих исключительно под компетенцию судебного администратора. Если выполненный акт текущего управления входит в рамки контролируемого управления, он будет иметь юридическую силу только в случае добросовестности третьей стороны. Если суд поручил судебному администратору роль помощи, на практике он обычно не предоставляет ему полномочий выполнения актов текущего управления. В этом случае, акт текущего управления останется действительным, даже если третья сторона недобросовестна.

В соответствии с общими нормами права, добросовестность третьей стороны презюмируется. Недостаточно знать о том, что процедура о несостоятельности открыта, недостаточен, необходимо знать об ограничении прав должника[36]. Можно все-таки предположить, что оценка будет различной в зависимости от того, выполнен ли акт после публикации в официальном журнале информации об открытии дела о несостоятельности, в зависимости от статуса третьей стороны и большей или меньшей трудности для него доступа к информации.

Чтобы уменьшить сложность оценки понятия акта текущего управления, суду было предложено зафиксировать порог, за которым акт не будет считаться актом текущего управления.

В конечном итоге вопрос о роли судебного администратора остается сложным, что характеризует французское право предприятий, находящихся в затруднительном положении. Этот вопрос законодатель пытается при каждой реформе упростить, добавляя, как всегда, еще больше сложностей. Однако, справедливо отметить, что не так-то просто принимать законы, упрощающие процедуру, когда предприятие находится в трудном положении, если целью является обеспечение его спасения.

Сокращения

BJE: Bulletin Joly droit des entreprises en difficulté (Revue) / Журнал «Bulletin Joly droit des entreprises en difficulté»

CA: Cour d’appel / Апелляционный суд

Cass. civ.: Chambre civile de la Cour de cassation, numéroté de 1 à 3, car il y a trosi chambres civiles à al Cour de cassation. / Палата по гражданским делам Кассационного суда, пронумерованная от 1 до 3, т. к. есть три палаты по гражданским делам в Кассационном суде

Cass. com.: Chambre commerciale économique et financière de la Cour de cassation / Палата по торговым, экономическим и финансовым делам Кассационного суда

Cass. soc.: Chambre sociale de la Cour de cassation / Палата по социальным делам Кассационного суда ch. Chambre / Палата ed.: edition / Издание

D. Recueil Dalloz / Сборник «Recueil Dalloz»

D. aff.: Dalloz affaires / Журнал «Dalloz affaires»

Dr societes: Droit des sociétés (Revue) / Журнал «Droit des sociétés»

Gaz. Pal. ed. sp. Dr. entr. en diff.: Gazette du Palais édition spécialisée droit des entreprises en difficulté (dirigée par Pierre-Michel Le Corre) / Журнал «Gazette du Palais édition spécialisée droit des entreprises en difficulté (dirigée par Pierre-Michel Le Corre)»

LPA: Les Petites affiches (revue) / Журнал «Les Petites affiches»

nP: arrêt non publié ou inédit (arrêt significatif) / судебный акт, неопубликованный или неизданный (показательный судебный акт)

P: arrêt publié (arrêt significatif) / опубликованный судебный акт (показательный судебный акт)

RD banc. et bourse; Revue banque et Bourse / Журнал «Revue banque et Bourse»

Rev. proc. coll: Revue des procédures collectives / Журнал «Revue des procédures collectives»

RG: numéro de registre général permettant l’identification des arrêts de cours d’appel et des jugements des tribunaux / номер судебного акта в официальном реестре судебных актов

Список основных работ французских авторов по праву предприятий, находящихся в затруднительном положении

1. Le Corre Pierre-Michel, Droit et pratique des procédures collectives, Dalloz action, 8e éd., 2015/2016 (Traité approfondi)

2. Lienhard Alain, Procйdures collectives, 5e йd., Delmas, 2014 (Commentaire par articles)

3. Pérochon Françoise, Entreprises en difficulté, 10e éd., Lgdj 2014 (Manuel)

4. Saint-Alary-Houin Corinne, Droit des entreprises en difficulté, 9e éd., «Domat», Montchrestien, 2014 (Manuel)